Руководствуясь ст. 14, 16, 17, 18
Закона
Республики Казахстан "О естественных монополиях", приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке утверждения и введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии.
2. Департаменту регулирования естественных монополий (Попандопуло Е.Н.) обеспечить проведение государственной регистрации настоящей Инструкции в Министерстве юстиции Республики Казахстан в установленном порядке.
3. Отделу организационно-кадровой работы (Герасимовой Е.Н.) довести настоящую Инструкцию до территориальных комитетов и субъектов естественной монополии.
4. Считать утратившими силу
приказ
от 19 августа 1998 года № 03-4 ОД "Об утверждении Инструкции о порядке представления, рассмотрения, утверждения и введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии".
5. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя Пушкареву Е.А.
И.о. председателя
Инструкция
о порядке утверждения и введения цен (тарифов)
на товары, работы, услуги субъектов
естественных монополий
1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан "О естественных монополиях" и определяет порядок утверждения и введения цен (тарифов) (далее - цены) на товары, работы, услуги (далее - товары) субъектов естественной монополии.
2. Установленный настоящей Инструкцией порядок распространяется на субъектов естественной монополии (далее - субъекты).
3. Используемые в настоящей Инструкции определения:
1) уполномоченный орган - Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции и его территориальные органы;
2) компетентный орган - отраслевое министерство или местный исполнительный орган (в случаях, когда субъект естественной монополии находится в коммунальной собственности);
3) заявка - официальное обращение (заявление) в уполномоченный орган об утверждении цен на товары;
4) публичные слушания - процедура совместного обсуждения проектов цен на товары субъектов с участием представителей компетентного и уполномоченного органов, субъекта, общественных объединений, потребителей, независимых экспертов, СМИ и др.
4. Утверждение цен производится уполномоченным органом в следующих случаях:
после рассмотрения заявки субъекта;
по результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности субъекта, проведенного уполномоченным органом.
5. При подаче заявки и принятии решения об утверждении проектов цен Уполномоченный орган и субъекты обязаны руководствоваться Стандартами бухгалтерского учета, налоговым законодательством, Инструкцией "Об особом порядке формирования состава затрат, учитываемых при расчете цен (тарифов) на производство и предоставление услуг, товаров, работ субъектов естественных монополий" (далее - Особый порядок), утвержденной приказом Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции и зарегистрированной Министерством юстиции Республики Казахстан от 5 ноября 1998 года № 634, а также отраслевыми методиками расчета цен на товары субъектов, утвержденными в установленном порядке.
2. Порядок представления и принятия заявки
на утверждение проектов цен
6. При создании или реорганизации субъекта, а также по истечении срока действия цен, утвержденных с ограничением срока действия, субъект обязан представить в Уполномоченный орган заявку на утверждение цен.
Субъект вправе направить в Уполномоченный орган заявку на утверждение цен в любых других случаях при необходимости.
7. Изменение цен на товары может производиться не чаще одного раза в квартал.
8. Заявка на утверждение цен представляется субъектом в Уполномоченный орган не позднее, чем за 45 дней до их введения.
9. К заявке на утверждение цен прилагаются:
1) пояснительная записка о необходимости утверждения цен с анализом финансово-хозяйственной деятельности субъекта за период, прошедший с момента последнего утверждения цен за каждый год с расшифровкой по кварталам;
2) проект цен в виде прейскуранта по установленной Уполномоченным органом форме с учетом отраслевых особенностей;
3) бухгалтерский баланс предприятия;
4) отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности;
5) отчет о движении денежных средств;
6) отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по форме N 5-з;
7) отчет по труду (форма 1-тв);
8) основные показатели производственно-финансовой деятельности предприятия (форма N 1-ПФ);
9) отчет о наличии и движении основных средств и нематериальных активов (форма N 11);
10) сводные данные (тарифная смета) для расчета проекта цен в соответствии с приложением к настоящей Инструкции;
11) расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности;
12) расшифровка прочих расходов;
13) утвержденные (согласованные) в установленном порядке:
учетную политику;
инвестиционную программу;
нормы технических потерь;
нормативы численности;
смету затрат, необходимых для поддержания основных производственных фондов в рабочем состоянии;
нормы расхода сырья и материалов;
14) решения тендерных комиссий по закупке материальных, финансовых ресурсов, оборудования и услуг (кроме вновь создаваемых предприятий);
15) сведения о результатах последней переоценки основных средств, а также о планируемых переоценках;
16) расчет амортизационных отчислений с указанием сроков эксплуатации основных средств;
17) сведения о фактически произведенных расходах, которые в соответствии с Особым порядком не учитываются при формировании цен;
18) решение органа по управлению государственным имуществом или государственным предприятием об установлении фонда оплаты труда и должностных окладов руководителей (для государственных предприятий либо предприятий с преобладающей долей участия государства);
19) документы, подтверждающие планируемый объем товаров (протокола намерений, договора, расчеты объемов производства товаров исходя из принципа всеобщего обслуживания и возможностей субъекта, недопустимости снижения объемов с целью поддержания монопольно высоких цен, материалы маркетинговых исследований потребительского спроса);
20) данные о проектной мощности субъекта и о фактическом ее использовании.
10. Прилагаемые к заявке расчеты и обосновывающие материалы должны отвечать следующим требованиям:
1) каждый лист обосновывающих материалов подписывается руководителем субъекта, а финансовые документы - и главным бухгалтером;
2) в качестве обосновывающих материалов должны представляться фактические данные о затратах за четыре квартала, предшествующие введению новых цен, и за предыдущий календарный год;
3) с целью исключения влияния сезонных колебаний объемов на цены в обоснование принимаются данные в расчете на год за исключением случаев, когда такой расчет нецелесообразен с позиций налогового учета;
4) при расчете проектов цен за базу принимаются фактические объемы товаров за четыре квартала, предшествующие введению новых цен, или за предыдущий календарный год;
5) при снижении объемов товаров должны быть представлены материалы, обосновывающие и подтверждающие снижение.
11. Уполномоченный орган обязан в течение 5 дней со дня получения заявки проверить полноту представленных материалов и в письменном виде уведомить субъект о принятии заявки к рассмотрению или об отказе в принятии заявки к рассмотрению с приведением причин отказа.
Причинами отказа в принятии заявки к рассмотрению являются:
нарушения субъектом сроков представления заявки;
непредставления субъектом документов, указанных в п.9 настоящей Инструкции.
3. Порядок рассмотрения заявки и утверждения цен
12. Уполномоченный орган обязан рассмотреть заявку на утверждение проектов цен в течение 30 дней с момента ее поступления.
13. Уполномоченный орган проводит экспертизу проектов цен на основе анализа представленных субъектом с заявкой обосновывающих документов и расчетов, а также сравнительного анализа показателей деятельности субъектов, занимающихся аналогичным видом деятельности.
14. Уполномоченный орган вправе запросить дополнительную информацию о деятельности субъекта в компетентных органах и у самого субъекта.
15. Уполномоченный орган вправе организовать проведение публичных слушаний проектов новых цен.
Публичные слушания проводятся не позднее, чем за 25 дней до введения новых цен.
О назначении публичных слушаний и дате их проведения уполномоченный орган обязан сообщить субъекту.
16. Уполномоченный орган по результатам проведенной экспертизы принимает решение об утверждении или отказе в утверждении новых цен.
17. Решение уполномоченного органа об утверждении или отказе в утверждении новых цен на товары субъекта оформляется приказом руководителя Уполномоченного органа.
18. Решение об утверждении или отказе в утверждении новых цен должно быть направлено Уполномоченным органом субъекту не позднее, чем за 15 дней до их введения.
19. Введение утвержденных цен осуществляется с первого числа квартала.
20. Для вновь образованных субъектов цены могут быть введены с даты, определенной Уполномоченным органом.
Правила, установленные настоящим пунктом, не применяются в отношении субъектов, образованных путем реорганизации.
21. О введении новых цен субъект обязан уведомить потребителей через официальные средства массовой информации не позднее, чем за 10 дней до введения их в действие.
22. Если субъект не уведомит потребителей о введении новых цен в сроки, предусмотренные настоящей Инструкцией, то указанные цены не вводятся с даты, указанной в решении Уполномоченного органа. Введение утвержденных цен осуществляется через квартал.
23. Нарушение субъектом порядка подачи заявки, представление субъектом недостоверных (ложных) материалов и информации и сроков уведомления потребителей о введении новых цен влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством.
24. Решение уполномоченного органа о принятии или отказе в принятии заявки к рассмотрению, об утверждении или отказе в утверждении цен на товары субъекта могут быть обжалованы субъектом или потребителем товаров в установленные законодательством порядке и сроки.
Приложение
к приказу Агентства Республики Казахстан
по регулированию естественных монополий
и защите конкуренции
от 6 августа 1999 года N 59-ОД
Конфиденциальность гарантируется
получателем информации
Форма 1СЕМ - тариф
Адрес (факс, тел.)
Наименование субъекта
Учредитель (управляющий)
Сводные данные (тарифная смета) для расчета проекта цен (тарифов) на
______________________________________
наименование вида услуг (товара, работ)
по состоянию на ______________199__года
!Наименование показателей!Всего в целом!В т.ч. по видам услуг (товаров,
|
1. Общие показатели:
1) Объем предоставленных услуг
(товаров, работ) - всего
(млн. тенге) в натуральных
показателях Х
2) Внутренний оборот, включаемый
в объем услуг (товаров,
работ) - (млн. тенге) в
натуральных показателях Х
3) Объем услуг (товаров, работ),
используемых на собственные
нужды - всего (млн. тенге)
в натуральных показателях Х
4) Объем реализованных услуг
(товаров, работ) - всего
(млн. тенге)
в том числе
услуги (товары, работы) по
денежным операциям
услуги (товары, работы),
обмененные по бартеру
платежи в натуральной форме
5) Объем предоставленных услуг
(товаров, работ) по фактической
себестоимости - всего (млн. тенге)
6) Доход (убыток) до налогообложения
(млн. тенге)**
7) Стоимость покупной продукции для
дальнейшей передачи потребителям -
всего (млн. тенге)
2. Затраты на производство товаров и
предоставление услуг (работ) - всего
(млн. тенге)
8) Сырье и материалы
из них
приобретенные за пределами
Республики Казахстан
9) Покупные изделия и полуфабрикаты,
вспомогательные материалы:
из них
приобретенные за пределами
Республики Казахстан
10) Топливо
из него
приобретенное за пределами Республики
Казахстан
11) Энергия
из нее электроэнергия
12) Износ основных средств***
13) Амортизация нематериальных
активов***
14) Оплата работ и услуг производственного
характера, выполняемых
сторонними организациями:
в том числе
ремонт основных производственных
средств***
капитальный ремонт ***
текущий ремонт***
15) Стоимость потерь товаров,
предназначенных для дальнейшей передачи
потребителям:
по нормативу, утвержденному
компетентным органом
фактические потери Х Х Х Х
16) Потери от недостачи и порчи
товарно-материальных запасов***
17) Другие затраты***
18) Расходы на оплату труда - всего***
Заработная плата, включая выплаты
в натуральной форме
в том числе:
Производственный персонал
Вспомогательный персонал
19) Отчисления от оплаты труда
3. Расходы периода - всего (млн. тенге)
20) Общие и административные
расходы***
в том числе:
Оплата труда:
Административный персонал
Из него:
головной офис
Налоговые платежи***
Отчисления во внебюджетные фонды
Затраты за счет создания резерва
(кроме зарплаты)***
21) Оплата услуг сторонних организаций,
из них:
Коммунального хозяйства
Консультационные, информационные,
аудиторские***
Связь
22) Прочие затраты - всего***
Из них
Арендная плата***:
за недвижимость
за транспортные средства
23) Расходы на социальную сферу***
24) Расходы по реализации***
Из них представительские расходы
25) Расходы на выплату процентов***
4. Всего затрат (млн. тенге)
и (строка 2 + строка 3)
Справочно
1. Численность всего (тыс. чел)
в том числе:
Производственный персонал:
по нормативу
фактически
Вспомогательный персонал:
по нормативу
фактически
Административный персонал
в т.ч. головной офис
2. Средняя зарплата (в тенге), в том
числе
Производственный персонал:
Вспомогательный персонал:
Административный персонал
в том числе головной офис
3. Среднегодовая балансовая стоимость
основных производственных фондов и
активов (млн. тенге)
Из них:
Стоимость незадействованных активов
Стоимость законсервированных
основных фондов
4. Чистый оборотный капитал
5. Дебиторская задолженность
в том числе
Коммерческие организации
Некоммерческие организации
Население
6. Кредиторская задолженность
___________________________________________________________________________
Продолжение таблицы:
__________________________________
!
__________________________________!
Проектируемые ! Принято упол- !
субъектом пока- !номоченным ор- !
затели для расчета!ганом в расчете!
тарифа на год ! тарифа на год !
__________________!_______________!
________7_________!________8______!
...
15)...
фактические Х Х
потери
...
__________________________________
Указанная форма сводных данных (тарифная смета) для расчета проекта цен (тарифов) на услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии составлена на основе требований п. 5 ст. 7, п. 1 ст. 12, ст. 14 и п. 3 ст. 16 Закона Республики Казахстан "О естественных монополиях".
Примечание:
Расчет проекта цен на услуги (товары, работы) производится в соответствии с требованиями уполномоченного органа с учетом отраслевых особенностей структуры предприятия и методических указаний, утвержденных в установленном порядке.
__________________________________
* Графы 3, 5, 6 по всем строкам заполняются на основе фактических показателей затрат за соответствующие периоды с учетом особенностей, предусмотренных приложением к настоящей инструкции.
** Строка 6), графы 4, 7, 8 определяются по ставке прибыли на задействованные активы, утвержденные уполномоченным органом в установленном порядке.
*** По всем строкам, кроме 1)-7) и 15), 19) представляются необходимые расчеты и полная расшифровка расходов, включаемых в эти строки.
Подписи:
Руководитель
Главный бухгалтер