См. начало V1300008424
|
Приложение 191 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по предмету "Обучение грамоте"
для 1 класса уровня начального образования
(с таджикским языком обучения)
Сноска. Приказ дополнен приложением 191 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 08.04.2016 № 266 (вводится в действие с 01.09.2016); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 191-1 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету "Немецкий язык" для 1-4 классов уровня начального образования по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен приложением 191-1 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 26.07.2019 № 334 (вводятся в действие для 1 классов с 01.09.2020, для 2 классов с 01.09.2021, для 3 классов с 01.09.2022, для 4 классов с 01.09.2023, для 5 классов с 01.09.2024, для 6 классов с 01.09.2025, для 7 классов с 01.09.2026, для 8 классов с 01.09.2027 и для 9 классов с 01.09.2028); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 191-2 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету "Французский язык" для 1-4 классов уровня начального образования по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен приложением 191-2 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 26.07.2019 № 334 (вводятся в действие для 1 классов с 01.09.2020, для 2 классов с 01.09.2021, для 3 классов с 01.09.2022, для 4 классов с 01.09.2023, для 5 классов с 01.09.2024, для 6 классов с 01.09.2025, для 7 классов с 01.09.2026, для 8 классов с 01.09.2027 и для 9 классов с 01.09.2028).); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 192 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по предмету "Казахский язык" для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
(с казахским языком обучения)
Сноска. Приказ дополнен Приложением 192 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 192-1 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа обновленного содержания по предмету "Қазақ тілі" для 5-9 классов специализированных сетевых "Абай мектептері" гуманитарного направления с углубленным изучением казахского языка и литературы уровня основного среднего образования (с казахским языком обучения)
Сноска. Приказ дополнен приложением 192-1 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 26.07.2019 № 334 (порядок введения в действие см. п.5); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 193 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по предмету "Казахская литература" для 5-9 классов уровня основного среднего образования
(с русским языком обучения) по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен Приложением 193 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 193-1 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа обновленного содержания по предмету "Қазақ әдебиеті" для 5-9 классов специализированных сетевых "Абай мектептері" гуманитарного направления с углубленным изучением казахского языка и литературы уровня основного среднего образования (с казахским языком обучения)
Сноска. Приказ дополнен приложением 193-1 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 26.07.2019 № 334 (порядок введения в действие см. п.5); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 194 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету "Русский язык" для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
(с русским языком обучения)
Сноска. Приказ дополнен Приложением 194 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 195 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по предмету "Русская литература" для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
(с русским языком обучения)
Сноска. Приказ дополнен Приложением 195 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 196 к Приказу министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2016 г. № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету "Казахский язык и литература" для 5-9 классов уровня основного среднего образования (с неказахским языком обучения) по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен Приложением 196 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 197 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету
"Русский язык и литература" для 5-9 классов уровня основного
среднего образования (с нерусским языком обучения)
по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен Приложением 197 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 198 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету
"Английский язык" для 5-9 классов уровня основного среднего
образования по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен Приложением 198 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 198-1 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету "Немецкий язык" для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен приложением 198-1 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 26.07.2019 № 334 (вводятся в действие для 1 классов с 01.09.2020, для 2 классов с 01.09.2021, для 3 классов с 01.09.2022, для 4 классов с 01.09.2023, для 5 классов с 01.09.2024, для 6 классов с 01.09.2025, для 7 классов с 01.09.2026, для 8 классов с 01.09.2027 и для 9 классов с 01.09.2028).); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 198-2 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету "Французский язык" для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен приложением 198-2 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 26.07.2019 № 334 (вводятся в действие для 1 классов с 01.09.2020, для 2 классов с 01.09.2021, для 3 классов с 01.09.2022, для 4 классов с 01.09.2023, для 5 классов с 01.09.2024, для 6 классов с 01.09.2025, для 7 классов с 01.09.2026, для 8 классов с 01.09.2027 и для 9 классов с 01.09.2028).); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 199 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету "Математика"
для 5-6 классов уровня основного среднего образования
по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен Приложением 199 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 199-1 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по предмету "Алгебра" для 7-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен Приложением 199-1 в соответствии с приказом и.о. Министра образования и науки РК от 25.10.2017 № 545 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 199-2 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан |
|
от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по предмету "Геометрия" для 7-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен Приложением 199-2 в соответствии с приказом и.о. Министра образования и науки РК от 25.10.2017 № 545 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 200 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету "Информатика" для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен Приложением 200 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 201 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету "Естествознание"
для 5-6 классов уровня основного среднего образования
по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен Приложением 201 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 202 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету "Физика"
для 7-9 классов уровня основного среднего образования
по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен Приложением 202 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 203 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету "Химия"
для 7-9 классов уровня основного среднего образования
по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен Приложением 203 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 204 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету "Биология"
для 7-9 классов уровня основного среднего образования
по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен Приложением 204 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 205 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету "География"
для 7-9 классов уровня основного среднего образования
по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен Приложением 205 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 206 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету "История Казахстана" для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен Приложением 206 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 207 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету "Всемирная история" для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен Приложением 207 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 208 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету
"Основы права" для 9 класса уровня основного среднего
образования по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен Приложением 208 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 209 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету
"Самопознание" для 5-9 классов уровня основного среднего
образования по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен Приложением 209 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 210 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному
предмету "Музыка" для 5-6 классов уровня основного среднего
образования по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен Приложением 210 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 211 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету
"Художественный труд" для 5-9 классов уровня основного
среднего образования по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен Приложением 211 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 212 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету
"Физическая культура" для 5-9 классов уровня основного
среднего образования по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен Приложением 212 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 213 к Приказу министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету
"Уйгурский язык" для 5-9 классов уровня основного среднего
образования по обновленному содержанию
(с уйгурским языком обучения)
Сноска. Приказ дополнен Приложением 213 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 214 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету "Таджикский язык" для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию (с таджикским языком обучения)
Сноска. Приложение 214 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 25.10.2017 № 545 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 215 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету
"Узбекский язык" для 5-9 классов уровня основного среднего
образования (с узбекским языком обучения)
по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен Приложением 215 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 216 |
|
к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету
"Уйгурская литература" для 5-9 классов уровня основного среднего
образования по обновленному содержанию (с уйгурским языком обучения)
Сноска. Приложение 216 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 25.10.2017 № 545 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 217 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету
"Узбекская литература" для 5-9 классов уровня основного среднего
образования по обновленному содержанию
(с узбекским языком обучения)
Сноска. Приказ дополнен Приложением 217 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 195 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету
"Уйгурская литература" для 5-9 классов уровня основного
среднего образования (с уйгурским языком обучения)
по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен Приложением 195 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 216 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по учебному предмету
"Узбекская литература" для 5-9 классов уровня основного
среднего образования (с узбекским языком обучения)
по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен Приложением 216 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 218 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Типовая учебная программа по предмету "Таджикская литература"
для 5-9 классов уровня основного среднего образования
(с таджикским языком обучения) по обновленному содержанию
Сноска. Приказ дополнен Приложением 218 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 23.11.2016 № 668 (вводится в действие с 01.09.2017 для 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 6, 8 классов, с 01.09.2019 для 9 (10) классов); исключено приказом Министра просвещения РК от 16.09.2022 № 399 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
|
Приложение 218-1 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Сноска. Приказ дополнен Приложением 218-1 в соответствии с приказом и.о. Министра образования и науки РК от 25.10.2017 № 545 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Типовая учебная программа по учебному предмету "Краеведение" для
5-7 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
Глава 1. Общие положения
1. "Краеведение" – учебный интегрированный курс, который дополняет общеобразовательные учебные предметы "История Казахстана", "Казахская литература" ("Казахский язык и литература" для школ с неказахским языком обучения), "География", "Музыка" и способствует изучению истории, природы, культуры родного края.
2. Целью курса является формирование знаний о географических, исторических, культурных, природных и других факторах, характеризующих в комплексе формирование и развитие родного края; воспитание чувства любви к родному краю, бережного отношения к окружающей природе.
3. Задачи курса:
1) расширение, углубление знаний и навыков, полученных на занятиях по истории Казахстана, географии, казахской литературе и музыке;
2) формирование знаний об основных этапах и особенностях исторического процесса на территории родного края с древности до наших дней;
3) расширение знаний о природных богатствах, об исторических памятниках и объектах культуры родного края;
4) расширение круга знаний о традиционных ремеслах, культурном и литературном наследии края и людях, являющихся гордостью региона;
5) воспитание чувства уважения к уникальности природы, истории и культуры родного края; ответственного отношения за ее сохранность.
Глава 2. Организация содержания учебного предмета "Краеведение"
4. Объем учебной нагрузки курса "Краеведение" составляет:
1) в 5 классе – 5 часов в учебном году;
2) в 6 классе – 7 часов в учебном году;
3) в 7 классе – 8 часов в учебном году. Всего – 20 часов.
5. Материал интегрированного курса "Краеведение" изучается в рамках учебных предметов "История Казахстана", "Казахская литература" ("Казахский язык и литература" для школ с неказахским языком обучения), "География", "Музыка" в 5-7 классах.
6. Распределение объема учебной нагрузки курса "Краеведение" по классам и предметам:
1) в 5 классе:
"История Казахстана" – 4 часа;
"Музыка" – 1 час;
2) в 6 классе:
"История Казахстана" – 4 часа;
"Казахская литература" ("Казахский язык и литература" для школ с неказахским языком обучения) – 2 часа;
"Музыка" – 1 час;
3) в 7 классе:
"История Казахстана" – 4 часа;
"Казахская литература" ("Казахский язык и литература" для школ с неказахским языком обучения) – 2 часа;
"География" – 2 часа.
7. Базовое содержание курса 5 класса:
1) "Легенды и сказания родного края";
2) "Памятники истории вокруг нас";
3) "Исторические личности края: бии, акыны, батыры и палуаны";
4) "Экспонаты заговорили (посещение краеведческого музея)";
5) "Симфония родного края".
8. Базовое содержание курса 6 класса:
1) "Топонимы – свидетели времен минувших (история края в названиях)";
2) "Хранители культурно-исторических традиций: народные ремесла края";
3) "Одна страна – одна судьба (народы моего края)";
4) "Живые свидетели Истории родного края";
5) "Мой край родной в стихах и прозе";
6) "Искусство краеведческих описаний";
7) "Таланты родной земли".
9. Базовое содержание курса 7 класса:
1) "Туристские маршруты";
2) "Неравнодушные сердца";
3) "Летопись родного края";
4) "История моей школы";
5) "Родной край на страницах публицистики";
6) "Электронная энциклопедия "Мой край родной";
7) "Флора и фауна родного края";
8) "Визитная карточка моего края: разработка краеведческой базы данных".
Глава 3. Система целей обучения
№
|
Предмет
|
Темы
|
Цели обучения
|
5 класс
|
Обучающиеся должны:
|
1
|
История Казахстана
|
Легенды и сказания родного края
|
знать легенды и сказания о родном крае; и анализировать смысл и значение легенд и сказаний; осознавать значение исторического и культурного наследия прошлых поколений
|
2
|
Памятники истории вокруг нас
|
знать памятники своего края; понимать уникальность памятников истории родного края; передавать историю возникновения, объяснять значение каждого из важнейших памятников своего края
|
3
|
Исторические личности края: бии, акыны, батыры и палуаны
|
знать, какие бии, акыны, батыры и палуаны вошли в историю края; уметь доказывать, что эти герои не случайно вошли в историю
|
4
|
Экспонаты заговорили (посещение краеведческого музея)
|
понимать, что такое исторический экспонат; знать роль экспонатов в передаче исторического наследия; уметь объяснять, что означают конкретные экспонаты
|
5
|
Музыка
|
Симфония родного края
|
иметь представление об особенностях музыкального творчества в родном крае; иметь первоначальные навыки создания музыкальных каталогов на электронных носителях на основе коллективной работы – создания аудиокаталога "30 песен и мелодий моего края"
|
6 класс
|
Обучающиеся должны:
|
6
|
История Казахстана
|
Топонимы – свидетели времен минувших (история края в названиях)
|
знать, что значат названия местности, городов, рек, озер, гор; уметь объяснять историю появления этих названий
|
7
|
Хранители культурно-исторических традиций: народные ремесла края
|
знать, какие ремесла являются традиционными для данного края; знать мастеров, внесших вклад в возрождение и развитие наследия традиционной художественной культуры края
|
8
|
Одна страна – одна судьба (народы моего края)
|
знать особенности формирования населения края; знать и с уважением воспринимать обычаи и традиции народов края
|
9
|
Живые свидетели Истории родного края
|
определять категории, по которым дифференцируются живые свидетели Истории: ветераны Великой отечественной войны, ветераны тыла, ветераны труда, воины-афганцы, целинники, почетные жители, заслуженные педагоги и врачи; знать о подвигах земляков – участников войны и тыла
|
10
|
Казахская литература/ Казахский язык и литература
|
Мой край родной в стихах и прозе
|
знать поэтические и прозаические произве дения, в которых описывается природа родного края, его история; знать творчество поэтов и писателей родного края, собирать данные об их творчестве и готовить презентации; читать наизусть одно стихотворное произведение, посвященное родному краю
|
11
|
Искусство краеведческих описаний
|
анализировать краеведческие описания с точки зрения информативности текста, его художественных, языковых особенностей; иметь первоначальные навыки написания прозаических отрывков в рамках краеведения
|
12
|
Музыка
|
Таланты родной земли
|
уметь рассказывать о творчестве жырши-термеши, певцов и композиторов родного края
|
7 класс
|
Обучающиеся должны:
|
13
|
История Казахстана
|
Туристские маршруты
|
иметь представление о том, что такое туристские маршруты; иметь первоначальные навыки разработки туристских маршрутов
|
14
|
Неравнодушные сердца
|
знать, что такое меценатство и спонсорство; уметь объяснять, что сделано конкретными людьми и что можно делать для поддержки своей малой родины
|
15
|
Летопись родного края
|
определять основные исторические этапы развития края на основе источников; знать шежире родного края;
уметь находить нужную информацию, связанную
с родным краем (аул, район, город, область), в музеях, архивах, библиотеках, интернете;
уметь составлять хронологию исторических событий
|
16
|
История моей школы
|
уметь находить нужную информацию из различных источников;
уметь составлять вопросы для интервью и проводить его;
уметь передавать историю своей школы
|
17
|
Казахская литература/ Казахский язык и литература
|
Родной край на страницах публицистики
|
знать, какие газеты и журналы издаются в
регионе;
анализировать статьи и очерки о родном крае, о людях с точки зрения объективности, информативности, глубины содержания, выразительности, эмоционального воздействия
|
18
|
Электронная энциклопедия "Мой край родной"
|
знать, что такое энциклопедия;
уметь подбирать материал для энциклопедии;
определять направления краеведения;
принимать участие в коллективной работе по составлению электронной энциклопедии по направлениям краеведения
|
19
|
География
|
Флора и фауна родного края
|
знать растительный мир региона;
знать, какие представители животного мира характерны для региона;
знать, что такое Красная книга, и какие
животные, обитающие в регионе, попали в Красную книгу
|
20
|
Визитная карточка моего края: разработка краеведческой базы данных
|
определять формы представления материала;
разрабатывать информационные материалы различного формата, содержащие основные справочные сведения о крае;
уметь компоновать материалы с целью оказания максимального эмоционального воздействия на читателя/слушателя
|
10. Учебная программа вводится в действие с 2018-2019 учебного года.
|
Приложение 218-2 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 |
Сноска. Приказ дополнен Приложением 218-2 в соответствии с приказом и.о. Министра образования и науки РК от 25.10.2017 № 545 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования)
Типовая учебная программа по предмету "Общество и религия"
для 8 класса уровня основного среднего образования
Глава 1. Общие положения
1. Учебная программа была разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
2. Значимость дисциплины "Общество и религия" обусловливается тем, что она должна стать органичной частью современного образовательного пространства в качестве интегрированного социально-гуманитарного предмета, содействующего становлению духовной личности, обладающей научным мировоззрением и национальным самосознанием, способной на основе осмысления культурно-исторического опыта цивилизаций, базовых ценностей светского общества и понимания его основных тенденций развития систематизировать научные знания о религии и ее роли в современном историческом процессе. В данном аспекте особое значение имеет Концепция государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 20 июня 2017 года № 500, на основе которой будут создаваться и осуществляться различные образовательные стратегии.
3. Учебный предмет "Общество и религия" является по сути информационно-просветительским, поэтому в основе педагогического подхода к его обучению являются светскость, неконфессиональность.
4. Объектом изучения предмета "Общество и религия" является многообразие событий, явлений и процессов, происходивших в ходе развития религиозной культуры человечества от древнейших времен до современности.
5. Цель обучения предмету:
1) формирование у обучающихся представления о месте религии в мировом историческом процессе, о многообразии ее взаимосвязей и взаимоотношений, о светскости и светских устоях государства и общества на основе исключительно научных знаний о религиях;
2) привитие уважения к религиозной культуре других народов и иммунитета к радикальной идеологии религиозного экстремизма и фанатизма.
6. Задачи обучения предмету:
1) реализация принципа обеспечения государством светского характера системы образования;
2) формирование у обучающихся научных знаний об истории религий и их специфических особенностях;
3) освоение учащимися знаний о религии как духовном феномене человеческой цивилизации, необходимых для анализа современного этапа развития светского общества и прогнозирования собственной жизнедеятельности;
4) осознание обучающимися самоценности светских принципов развития общества и уникальности религиозных культур народов мира;
5) выработка ценностных ориентаций и личностных убеждений учащихся на основе светских принципов развития гражданского общества и правового государства;
6) определение роли религии в жизни современного общества и человека;
7) выявление связей между ценностями различных религий и вероисповеданий;
8) формирование толерантности к различным религиозным культурам и традициям;
9) воспитание религиозной грамотности на основе знаний о религии и ее истории;
10) формирование иммунитета к различного рода псевдорелигиозным течениям в обществе, способности дорожить историческими традициями казахстанского народа;
11) развитие у учащихся навыков критического мышления при анализе материалов религиозной литературы, электронных ресурсов и СМИ;
12) развитие у обучающихся навыков коммуникативного общения, способности к участию в диалоге по актуальным вопросам в сфере религии.
7. При изучении предмета "Общество и религия" осуществляются межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: "Всемирная история", "История Казахстана", "Русский язык", "Русская литература", "Казахский язык и литература", "География", "Биология", "Физика", "Самопознание".
Глава 2. Базовое содержание учебного предмета
8. Объем учебной нагрузки по предмету "Общество и религия" в 8 классе составляет 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.
9. Содержание учебного предмета включает следующие темы:
1) введение: представление о предмете "Общество и религия", его специфике и предназначении. Понятие об обществе и его признаках. Религия в обществе. О достижения Казахстана за годы Независимости (1 час);
2) культура и религия: понятие "культура". Культура материальная и духовная. Культура как результат деятельности человека и общества. Религия и ее функция. Религия как часть духовной культуры цивилизаций. Проникновение религиозного содержания в культуру. Человек как творец, как творение культуры и религиозной культуры. Культура и религия в духовной структуре общества. Многообразие культур и религий как главная особенность современного мира (1 час);
3) древние культы: истоки зарождения религии. Древнейшие культы: понятие, возникновение и характеристика. Тотемизм. Анимизм. Фетишизм. Магия. Шаманизм. Отражение древнейших культов в последующих религиозных представлениях человека (1 час);
4) основы монотеизма: термин "монотеизм" как религиоведческое, философское, теологическое (богословское) понятие о единобожии. Религиозное представление и учение о Едином Боге. Противоположность монотеизма язычеству и политеизму. Иудаизм, христианство и ислам как монотеистические религии (1 час);
5) мировые религии: понятие "мировые религии". Буддизм, Христианство, Ислам: исторический контекст. Ареал и масштабы распространения мировых религий в современный период. Роль мировых религий в сохранении мира и безопасности обществ и государств (1 час);
6) два взгляда на возникновение человечества: научный и религиозный аспекты. Эволюционные и религиозные мировоззрения. Многообразие взглядов на происхождение жизни (1 час);
7) нравственные принципы в религии: понятие "нравственность". Нравственные принципы как определяющее начало в жизни человека и общества. Добро и зло: моральный выбор. Религия и нравственность. Нравственное содержание мировых религий: общее и особенное (1 час);
8) религиозные символы и мистика: понятия и представления о религиозных символах. Мистика. Символы и мистика как многообразие форм религиозного значения. Символы мировых религий, их отображения и значения (1 час);
9) искусство и религия с периода древнего мира по XIV век. Религия и эстетика. Искусство как отображение духовного облика цивилизаций. Религиозные образы в искусстве (1 час);
10) искусство и религия с XIV века по настоящий период. Роль искусства в обществе и религии. Духовное наследие казахского народа (1 час);
11) мыслители Запада. Влияние западных мыслителей на формирование культуры и прогресса общества (1 час);
12) мыслители Востока. Вклад мыслителей Востока на формирование культуры и прогресса общества (1 час);
13) история религий в Казахстане: от древности до современности. Конфессиональная палитра казахстанского общества (1 час);
14) современный человек и религиозные ценности. Статус человека в обществе и его духовные потребности. О значении религиозных ценностей в жизнедеятельности личности (1 час);
15) жизнь человека – высшая нравственная ценность. Понятие "ценность". Жизнь человека как высшая нравственная ценность. Религиозные учения о жизни и ее ценности (1 час);
16) свобода выбора и религия. Понятия "свобода", "свобода выбора", "свобода совести". Понимание свободы выбора в религиозных традициях. Светское государства как гарант обеспечения прав и свобод человека (1 час);
17) свобода и ответственность. Мыслители человечества о свободе и ответственности. Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель ее социальной и нравственной зрелости. Мировые религии об ответственности человека (1 час);
18) любовь и семейные ценности. Понятие "любовь" как ценность, как качество. Любовь – источник создания семьи. Семейные ценности. Роль семьи в обществе и государстве (1 час);
19) любовь к созидательному труду и религия. Понятия "труд", "созидательный труд". Любовь как источник созидательного труда. Значение труда в религиозных традициях. О роли труда в становлении и развитии конкурентоспособного общества и государства (1 час);
20) глобализация и религия. Понятие "глобализация". Вызовы и угрозы глобализации. Отношение мировых и традиционных религий к глобализации (1 час);
21) экстремизм и терроризм как глобальная угроза современному миру. Понятия "экстремизм" и "терроризм", виды и их сущность. Псевдорелигиозные мотивы экстремизма и терроризма. Почему экстремизм и терроризм выбирают религию? Пути распространения идеологии религиозного экстремизма и терроризма. Запрещенные в республике экстремистские и террористические организации. Законодательная база Республики Казахстан о противодействии экстремизму и терроризму (2 часа);
22) способы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах. Понятие и представление о деструктивных культах. Группы риска как объект вербовки. Методы и приемы вербовки и контроля сознания. О противодействии деструктивным культам (1 час);
23) свободомыслие и атеизм в XXI веке. Понятия "свободомыслие", "атеизм". Научное познание в переосмыслении религиозных традиций в третьем тысячелетии. Свободомыслие как противостояние фанатизму и радикальному экстремизму (1 час);
24) наука и религия в контексте истории и современности. Научная и религиозная традиции познания мира. Современные научные достижения и область их применения (1 час);
25) типология государств по их отношению к религии. Понятие "государство". Государство и религия: выстраивание различных систем взаимоотношений. Типы государств по их отношению к религии. Светские государства. Теократические государства. Смешанные государства (1 час);
26) Казахстан – светское государство. Светский характер государства как важное условие успешного развития республики. Конституция (Основной Закон) о светскости государства. Понятие "светскость". Светскость – не атеизм (1 час);
27) борьба добра и зла в религиях XXI века. Понятия "добро" и "зло". Мировые религии о добре и зле. Ценность "добро" как нравственное мерило общества, личности. Зло как антипод нравственности (1 час);
28) нормы поведения человека в обществе. Понятие "норма поведения". Законы государства как регуляторы нормы поведения личности в обществе. Религиозные традиции о поведении человека (1 час);
29) межконфессиональная ситуация в современном Казахстане: религиозная панорама, состояние и динамика развития религиозной ситуации. Государственная политика страны в религиозной сфере. Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия. Роль Ассамблеи народа Казахстана в обществе. Традиции казахстанского народа как основы упрочения светских устоев Казахстана (2 часа);
30) веротерпимость, толерантность и согласие как основа гармоничного сосуществования обществ и государств. Понятия и представления о веротерпимости, толерантности и согласии: светский и религиозный контекст. Фундаментальные ценности светского Казахстана. Президент Республики Казахстан о духовной модернизации общества (1 час);
31) политика Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева в области установления мира и межконфессионального согласия в стране и международном сообществе. Глобальные инициативы Елбасы по упрочению мира и безопасности в мире (1 час);
32) зачетный урок: общие выводы и заключения по предмету "Общество и религия". Защита творческих работ (1 час).
Глава 3. Педагогические подходы к организации учебного процесса
10. Ценностно-ориентированный подход:
1) в обучении это способ организации и выполнения учебной деятельности, получения и использования ее результатов с позиций определенных ценностей. Ценностно-ориентированный учебный процесс целенаправленно формирует систему ценностей личности обучающегося;
2) реализуются возможности для формирования казахстанского патриотизма, толерантного сознания, уважения к истории, культуре и традициям предков, привития уважения к религиозной культуре других народов и иммунитета к радикальной идеологии религиозного экстремизма и фанатизма;
3) изучая историю религий в различные исторические периоды, обучающиеся систематизируют знания о мировом историческом процессе и о месте в нем религии в многообразии ее взаимосвязей и взаимоотношений, о светскости и светских устоях государства и общества.
11. Личностно-ориентированный подход:
1) в обучении подразумевает субъект-субъектные отношения учителя и обучающихся на уроке, демократическое отношение к обучающимся, уважение личности, наиболее полное раскрытие и формирование положительных морально-этических качеств ученика, его способностей, талантов с учетом потенциальных возможностей;
2) предполагает учет индивидуальных интересов и способностей обучающихся, формирование умения определять и отстаивать свою позицию в процессе обсуждения сложных вопросов относительно места и роли религии в обществе, реализацию права личности самостоятельно оценивать события и делать собственные выводы, иметь собственные убеждения и взгляды на рассматриваемые культурные явления и процессы.
12. Деятельностный подход:
1) деятельностный подход означает, что знания и умения формируются в процессе активной познавательной деятельности обучающегося, которая предполагает самостоятельный поиск, интерпретацию, анализ, обобщение и оценку исторических источников и других обучающих ресурсов;
2) обучающиеся активно участвуют в совместном обсуждении проблемных вопросов, в ролевых играх и активных формах обучения;
3) особое внимание в учебной программе уделяется использованию возможностей по применению и преобразованию новой информации, что способствует формированию функциональной грамотности.
13. Дифференцированный подход:
1) подразумевает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых, создание разнообразных условий обучения для различных групп с целью учета особенностей обучающихся;
2) включает организацию учебной деятельности различных групп обучающихся с помощью специально разработанных средств обучения предмету и приемов дифференциации деятельности;
3) условием организации дифференцированной работы является применение дифференцированных заданий, которые различаются по сложности, познавательным интересам, характеру помощи со стороны учителя.
14. Коммуникативный подход:
1) в обучении это передача и сообщение информации, обмен знаниями, навыками и умениями в процессе речевого взаимодействия двух или более людей;
2) результатом этого подхода является способность осуществлять общение посредством языка, то есть передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное ситуации общения;
3) процесс обучения включает задания, способствующие формированию умений общения, и режимы работы, адекватные условиям реальной коммуникации (парная и групповая работа).
15. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания учебного предмета "Общество и религия" предполагает:
1) развитие навыков самостоятельной работы, связанных с поиском информации, ее отбором, сопоставлением и установлением связи между фактами и явлениями;
2) использование мультимедийных ресурсов для расширения знаний обучающихся;
3) использование интерактивных досок для технической поддержки активного обучения;
4) создание творческих проектов по выбранной теме с использованием различных видов компьютерной презентации;
5) использование компьютерных средств коммуникации (например, онлайн-уроков, конференций) для развития творческой активности обучающихся.
Глава 4. Требования к уровню подготовки обучающихся
16. Предметные результаты. По окончании 8-го класса обучающиеся должны знать:
1) основные базовые понятия предмета "Общество и религия";
2) историю и закономерности развития религиозных традиций в контексте становления человеческой цивилизации;
3) основные нормы светской и религиозной морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе и сфере ближайшего окружения личности;
4) сущность и значение светских ценностей, нормы высокой этики, веры и религии в жизни человека и общества;
5) о древних культах, мировых и традиционных религиях и их роли в духовной культуре, истории и современности Республики Казахстан;
6) роль искусства в аккумуляции религиозных представлений человечества на различных этапах развития общества;
7) вклад мыслителей прошлого и современности в духовное просвещение цивилизаций;
8) ценность человеческой жизни и сопутствующих ей иных моральных качеств для жизнедеятельности в многообразном мультикультурном и поликонфессиональном мире;
9) динамику и состояние развития религиозной ситуации в стране и мире в эпоху глобализации;
10) влияние религиозной культуры на прогресс в науке, нанотехнологиях, различных аспектах медицины;
11) историю религий в Казахстане;
12) ключевые звенья государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на среднесрочную перспективу;
13) глобальные инициативы Казахстана и его Лидера – Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева – в сохранении и укреплении мира и безопасности.
17. Личностные результаты.
Обучающиеся должны:
1) уважать и принимать светские ценности общества и государства;
2) бережно, уважительно и толерантно относиться к сведениям, фактам и знаниям о религиях;
3) характеризовать древние культы, мировые и традиционные религии, выделяя их виды, существенные признаки, закономерности возникновения и развития;
4) раскрывать на примерах усвоенные понятия и представления о религиозной культуре и религиозных традициях цивилизаций;
5) оперировать и апеллировать понятийным аппаратом предмета "Общество и религия";
6) анализировать религиозную ситуацию в стране и мире, выявляя общие тенденции и различия;
7) объяснять причинно-следственные и функциональные связи между развитием общества, государства, традиционной и духовной культурой народа;
8) осуществлять поиск соответствующей информации по заданным темам, а также сравнивать и сопоставлять полученные материалы, различая в них факты и мнения, аргументы и выводы;
9) формулировать на основе полученных знаний по предмету собственные суждения и аргументировать позиции по актуальным вопросам в сфере общества и религии;
10) уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
11) отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации о состоянии и динамике развития религиозной сферы, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
12) готовить устное выступление, творческие работы по актуальным вопросам в сфере религии;
13) осуществлять самостоятельный поиск, анализ и использование собранной информации в разрезе актуальных проблем по учебному предмету;
14) ориентироваться в актуальных общественных и конфессиональных событиях, определять личную гражданскую позицию;
15) осуществлять диалог и конструктивное взаимодействие людей с разными религиозными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
16) оценивать происходящие события в религиозной сфере с точки зрения казахстанского законодательства и норм морали светского человека, а также противодействия религиозному экстремизму и терроризму.
18. Системно-деятельностные результаты. Обучающиеся должны использовать:
1) знания по предмету "Общество и религия" для укрепления духовной безопасности светского государства;
2) предметные знания в процессе решения учебно-познавательных задач по вопросам религии и государственно-конфессиональных отношений;
3) знания и умения при оценке происходящих событий в религиозной сфере с точки зрения казахстанского законодательства и норм высокой этики;
4) знания при распознавании идеологии религиозного фанатизма, экстремизма и терроризма;
5) критическое мышление при восприятии информации, получаемой из СМИ, социальных сетей, через межличностное общение и массовую коммуникацию;
6) знания для анализа текущей религиозной ситуации в стране и мире;
7) понятия и представления при обработке материалов религиозного содержания;
8) понятийный аппарат предмета для синтезирования духовных ценностей как величайшего наследия всего человечества;
9) научную и популярную информацию об обществе и религиях для использования в проектно-исследовательской деятельности;
10) знания предмета для выработки достойного поведения в обществе, в коллективе, в семье и сфере ближайшего окружения;
11) знания и навыки для умения вести диалог с представителями иных этносов и конфессий, для достижения в общении и диалоге согласия и взаимопонимания, нахождения общих целей и сотрудничества во имя их достижения.
См. продолжение V13008424_1