В соответствии с пунктом 1-1 статьи 65 Бюджетного кодекса Республики Казахстан и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 21 января 2015 года № 34 "Об утверждении методики прогнозирования поступлений бюджета" акимат Туркестанской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Правила прогнозирования поступлений в местный бюджет согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя акима области Сабитова А. С.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
Аким области | У. Шукеев |
Жетпісбай А.Ш. | |
Тургумбеков А.Е. | |
Калкаманов С.А. | |
Сабитов А.С. | |
Тажибаев У.К. | |
Кайыпбек К.А | |
Тасыбаев А.Б. |
Приложение к постановлению акимата Туркестанской области от 6 июня 2022 года № 115 |
Правила прогнозирования поступлений местного бюджета
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила прогнозирования поступлений в местный бюджет (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 1-1 статьи 65 Бюджетного кодекса Республики Казахстан (далее – Бюджетный кодекс).
2. Прогнозирование поступлений в местный бюджет на плановый период осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (далее - Налоговый кодекс), Бюджетным кодексом и другими нормативно правовыми актами Республики Казахстан.
3. При прогнозировании доходов в местный бюджет используются макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Туркестанской области (далее – ПСЭР) в номинальном выражении.
В расчетах прогнозируемых поступлений доходов используются показатели налоговой отчетности (о начислении, поступлении налогов, задолженности по налогам и сборам, налоговой базе), данные государственной статистики, материалы государственных органов.
4. При прогнозировании поступлений в бюджет на плановый период учитываются внесенные изменения в Налоговый кодекс и Бюджетный кодекс.
5. Прогнозирование поступлений осуществляется несколькими методами расчета в целях определения оптимальных прогнозных показателей.
6. При определении прогнозов поступлений на плановый период за базу принимается оценка поступлений по текущему финансовому году.
7. При определении оценки налогового потенциала на плановый период за базу принимается налоговый потенциал по текущему финансовому году.
8. Методы расчета оценки поступлений (налогового потенциала) различные в зависимости от базы, принимаемой за основу расчета при прогнозировании налоговых поступлений.
Глава 2. Прогнозирование поступлений в местный бюджет
Параграф 1. Налоговые поступления
9. Прогнозирование налоговых поступлений осуществляется следующими методами:
1) путем индексации фактических поступлений за отчетный финансовый год на уровень инфляции, по формуле:
P = Pотч * (100% + I), где:
P – прогноз или оценка поступлений по текущему финансовому году;
Pотч – фактические поступления за отчетный финансовый год (для оценки) или оценка текущего финансового года (для прогноза);
I – уровень инфляции, %;
2) усредненный расчет, осуществляемый на основании темпа роста годовых объемов доходов не менее чем за три года или за весь период поступления соответствующего вида доходов в случае, если он не превышает три года по формуле:
P = Pотч * Trсрд,
где:
P – прогноз или оценка поступлений по текущему финансовому году;
Pотч – фактические поступления за отчетный финансовый год (для оценки) или оценка текущего финансового года (для прогноза);
Trсрд – средний темп роста за три года, %,
при этом:
Trсрд = (Trотч(1год) + Trотч(2год) + Trотч(3год))/3, где:
Trотч(1год) – темп роста поступлений первого года, %;
Trотч(2год) – темп роста поступлений второго года, %;
Trотч(3год) – темп роста поступлений третьего года, %;
3) путем экстраполяции по формуле:
P = Pотч + Sсрд,
где:
P – прогноз или оценка поступлений по текущему финансовому году;
Pотч – фактические поступления за отчетный финансовый год (для оценки) или оценка текущего финансового года (для прогноза);
Sсрд – сумма прироста в среднем за три года,
при этом:
Sсрд = ((Sотч (1 год) - Sотч(пред.год)) + (Sотч (2 год) – Sотч (1 год)) + (Sотч(3 год) - Sотч(2 год)))/3,
где:
Sотч(пред.год) – сумма поступлений года, предшествующего первому году;
Sотч(1год) – сумма поступлений первого года, предшествующего второму году;
Sотч(2год) – сумма поступлений второго года, предшествующего третьему году;
Sотч(3год) – сумма поступлений третьего года, предшествующего текущему финансовому году;
4) по удельному весу фактических поступлений за определенный период в отчетном финансовом году, по формуле:
Poц = Pф(тек)/Uотч
Uотч = Pф(отч) /Pотч * 100,
где:
Poц – оценка поступлений по текущему финансовому году;
Pф(тек) – фактические поступления за определенный период по текущему финансовому году;
Uотч – удельный вес аналогичного периода в отчетном финансовом году, %;
Pф(отч) – фактические поступления за аналогичный период отчетного финансового года;
Pотч – фактические поступления за отчетный финансовый год;
5) по среднемесячному поступлению за определенный период по текущему финансовому году, по формуле:
Poц = Pф(тек)/Kф(тек) * 12, где:
Poц – оценка поступлений по текущему финансовому году;
Pф(тек) – фактические поступления за определенный период по текущему финансовому году;
Kф(тек) – количество месяцев в определенном периоде текущего финансового года;
12 – количество месяцев в году.
10. При определении оценки поступлений по текущему финансовому году и эффективной ставки налога из фактических поступлений исключаются разовые платежи, носящие несистемный характер и не зависящие от производственной деятельности, в частности, крупные размеры годовых перерасчетов, полученных за счет временных факторов (колебания цен, структурных изменений),суммы, доначисленные по актам налоговых проверок.
11. В расчетах учитываются данные уполномоченных органов.
Параграф 2. Неналоговые поступления
12. Неналоговые поступления прогнозируются исходя из анализа динамики по каждому виду неналоговых поступлений, оценки ожидаемого поступления текущего финансового года, скорректированной на уровень инфляции в прогнозируемом году, и используются прогнозные данные, представленные уполномоченными государственными органами.
13. Прогнозирование неналоговых поступлений в местные бюджеты в виде административных штрафов, пеней, санкций, взысканий, налагаемых государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского или местных бюджетов, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, и (или) штрафов, пеней, санкций, взысканий по бюджетным кредитам (займам), выданным из бюджета, не осуществляется.
Параграф 3. Поступления от продажи основного капитала
14. Прогнозирование поступлений от продажи земли и нематериальных активов, имущества, закрепленного за государственными учреждениями, за исключением поступлений от продажи гражданам квартир, осуществляется по данным уполномоченного органа или исходя из оценки ожидаемого поступления текущего финансового года, скорректированной на уровень инфляции в прогнозируемом году.
Параграф 4. Индивидуальный подоходный налог
15. Налоговой базой для исчисления индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты, является заработная плата в номинальном выражении.
Прогнозируемый фонд заработной платы определяется путем применения усредненного темпа роста фонда заработной платы за предыдущие годы, не менее чем за три года, к отчетным (статистическим) данным фонда заработной платы, отдельно по хозяйствующим субъектам и бюджетным учреждениям по каждому району.
16. В оценке налогового потенциала по индивидуальному подоходному налогу с доходов, облагаемых у источника выплаты, на плановый период учитывается изменение налогового потенциала по налогу в районе, связанное с изменением места регистрации налогоплательщика (передислокация), изменение количества работников на отдельных предприятиях (завершение проекта, открытие дополнительно рабочих мест).
Расчет изменения налогового потенциала по индивидуальному подоходному налогу производится отдельно по конкретным налогоплательщикам по сведениям территориального уполномоченного органа по исполнению бюджета.
17. Прогноз по индивидуальному подоходному налогу с доходов, облагаемых у источника выплаты, на плановый год определяется следующими методами:
1) путем применения эффективной ставки налога к прогнозируемому объему фонда заработной платы по следующей формуле:
IPN (об)п = (Dfzp * Sотч) ± Iipn
Sотч = IPN (об)отч /Dотч * 100,
где:
IPN (об)п – прогноз по индивидуальному подоходному налогу на плановый год;
Dfzp – прогнозируемый объем фонда заработной платы на плановый год;
Sотч – эффективная ставка за отчетный финансовый год, %;
Iipn – корректирующая сумма поступлений, учитывающая изменения законодательства о налогах и сборах;
IPN (об)отч – фактические поступления налогов за отчетный финансовый год;
Dотч – фонд заработной платы за отчетный финансовый год;
2) путем применения налоговой ставки к прогнозируемому объему облагаемого фонда заработной платы (для вновь созданных предприятий) по следующей формуле:
IPN (об)п = (Ofzp * Fipn),
где:
IPN (об)п – прогноз по индивидуальному подоходному налогу на плановый год;
Ofzp – размер прогнозируемого облагаемого фонда заработной платы;
Fipn – ставка индивидуального подоходного налога в соответствии с Налоговым кодексом, %.
18. Прогноз по индивидуальному подоходному налогу с доходов, не облагаемых у источника выплаты, на плановый год определяется по следующей формуле:
IPN (ноб)п = IPN (ноб)оц * (100% + Iп),
где:
IPN (ноб)п – прогноз по индивидуальному подоходному налогу с доходов, не облагаемых у источника выплаты, на плановый год;
IPN (ноб)оц – оценка налогового потенциала по текущему финансовому году;
Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %.
Параграф 5. Корпоративный подоходный налог
19. Прогноз по корпоративному подоходному налогу, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства по перечню, утверждаемому центральным уполномоченным органом по государственному планированию совместно с центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета в соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса, и поступлений от организаций нефтяного сектора, рассчитывается следующими методами:
1) на основе объема валовой добавленной стоимости ненефтяного сектора (далее - ВДС) прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан по следующей формуле:
KPNп = KPNоц * T(вдс)/100,
где:
KPNп – прогноз по корпоративному подоходному налогу;
KPNоц – оценка налогового потенциала по корпоративному подоходному налогу по текущему финансовому году;
T(вдс) – прогноз темпа роста ВДС ненефтяного сектора Республики Казахстан, %;
2) путем индексации фактических поступлений за отчетный финансовый год на уровень инфляции, по формуле:
KPNп = KPNоц * (100% + Iп)/100, где:
KPNп – прогноз по корпоративному подоходному налогу;
KPNоц – оценка налогового потенциала по корпоративному подоходному налогу по текущему финансовому году;
Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %.
Параграф 6. Социальный налог
20. Налоговой базой для исчисления социального налога является заработная плата в номинальном выражении.
Прогнозируемый фонд заработной платы определяется путем применения усредненного темпа роста фонда заработной платы за предыдущие годы, не менее чем за три года, к отчетным (статистическим) данным фонда заработной платы, отдельно по хозяйствующим субъектам и бюджетным учреждениям по каждому району.
21. В оценке налогового потенциала по социальному налогу на плановый период учитывается изменение налогового потенциала по налогу в районе, связанное с изменением места регистрации налогоплательщика (передислокация), изменение количества работников на отдельных предприятиях (завершение проекта, открытие дополнительно рабочих мест).
Расчет изменения налогового потенциала по социальному налогу производится отдельно по конкретным налогоплательщикам по сведениям территориального уполномоченного органа по исполнению бюджета.
22. Прогноз по социальному налогу на плановый год рассчитывается следующими методами:
1) путем применения эффективной ставки налога к прогнозируемому объему фонда заработной платы по следующей формуле:
SNп = (Dfzp * Sотч) ± Isn
Sотч= SNотч /Dотч * 100,
где:
SNп – прогноз по социальному налогу на плановый год;
Dfzp – прогнозируемый объем фонда заработной платы на плановый год;
Sотч – эффективная ставка за отчетный финансовый год, %;
Isn – корректирующая сумма поступлений, учитывающая изменения законодательства о налогах и сборах;
SNотч – фактические поступления налогов за отчетный финансовый год;
Dотч – фонд заработной платы за отчетный финансовый год;
2) путем применения налоговой ставки к прогнозируемому объему облагаемого фонда заработной платы (для вновь созданных предприятий) по следующей формуле:
SNп = (Ofzp * Fsn) ± Isn,
где:
SNп – прогноз по социальному налогу на плановый год;
Ofzp – размер прогнозируемого облагаемого фонда заработной платы;
Fsn – ставка социального налога в соответствии с Налоговым кодексом, за минусом отчислений в Государственный фонд социального страхования, %;
Isn – корректирующая сумма поступлений, учитывающая изменения законодательства о налогах и сборах.
Параграф 7. Налог на имущество
23. Расчет прогнозного объема поступлений налога на имущество производится отдельно по налогу на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и по налогу на имущество физических лиц.
24. Прогноз на плановый год по налогу на имущество рассчитывается следующими методами:
1) путем индексации фактических поступлений за отчетный финансовый год на уровень инфляции, по формуле:
NIп = NIоц * (100% + Iп), где:
NIп – прогноз по налогу на имущество на плановый год;
NIоц – оценка налогового потенциала налога на имущество по текущему финансовому году;
Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %;
2) усредненный расчет, осуществляемый на основании усредненного темпа роста годовых объемов доходов не менее чем за три года по следующей формуле:
NIп = NIоц * Тp, где:
NIп – прогноз по налогу на имущество на плановый год;
NIоц – оценка налогового потенциала по налогу на имущество по текущему финансовому году;
Тp – средний темп роста, сложившийся за предшествующие годы (не менее трех лет), %.
25. При определении оценки налогового потенциала по налогу на имущество с физических лиц по текущему финансовому году, в расчетах по сведениям территориального-уполномоченного органа по исполнению бюджета учитываются недоимка и переплата по состоянию на 1 января текущего финансового года.
Также, учитывается представленные показатели в статистическом сборнике "Основные фонды Туркестанской области", характеризующие наличие основных средств, их структуру, динамику состояния основных средств, их обновление и ликвидацию, наличие и структуру нематериальных активов.
Параграф 8. Земельный налог
26. Прогноз по земельному налогу на плановый год рассчитывается усредненным расчетом, осуществляемый на основании усредненного темпа роста годовых объемов доходов не менее чем за три года, по следующей формуле:
NIп = NIоц * Тp, где:
NIп – прогноз по земельному налогу на плановый год;
NIоц – оценка налогового потенциала по земельному налогу по текущему финансовому году;
Тp – средний темп роста, сложившийся за предшествующие годы (не менее трех лет), %.
Параграф 9. Налог на транспортные средства
27. Расчет прогнозного объема поступлений налога на транспортные средства производится отдельно по налогу на транспортные средства юридических лиц и по налогу на транспортные средства с физических лиц.
28. Прогноз на плановый год по налогу на транспортные средства рассчитывается следующими методами:
1) путем индексации фактических поступлений за отчетный финансовый год на уровень инфляции, по формуле:
NTп = NTоц * (100% + Iп),
где:
NТп – прогноз по налогу на транспортные средства на плановый год;
NТоц – оценка налогового потенциала по налогу на транспортные средства по текущему финансовому году;
Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %;
2) усредненный расчет, осуществляемый на основании усредненного темпа роста годовых объемов доходов не менее чем за три года по следующей формуле:
NTп = NТоц * Тp,
где:
NTп – прогноз по налогу на транспортные средства на плановый год;
NТоц – оценка налогового потенциала по налогу на транспортные средства по текущему финансовому году;
Тp – средний темп роста, сложившийся за предшествующие годы (не менее трех лет), %.
29. При определении оценки налогового потенциала по налогу на транспортные средства с физических лиц по текущему финансовому году, в расчетах по сведениям центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета учитываются недоимка и переплата по состоянию на 1 января текущего финансового года.
Параграф 10. Единый земельный налог
30. Прогноз по единому земельному налогу рассчитывается по следующей формуле:
EZп =EZоц * (100% + Iп), где:
EZп – прогноз по единому земельному налогу на плановый год;
EZоц – оценка налогового потенциала по единому земельному налогу по текущему финансовому году;
Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %.
Параграф 11. Акцизы на товары, производимые в Республике Казахстан
31. Расчет прогноза по акцизам на товары, производимые в Республике Казахстан, на плановый год осуществляется отдельно по видам подакцизной продукции следующими методами:
1) на основе прогнозируемого объема производства подакцизной продукции и ставки акциза по следующей формуле:
Aп = Vп * S, где:
Aп – прогноз по акцизам на плановый год;
Vп – прогнозируемый объем производства подакцизной продукции;
S – ставка акциза в соответствии с Налоговым кодексом, где:
Vп = Vоц * Тр,
Vп – прогнозируемый объем производства подакцизной продукции;
Vоц – объем производства подакцизной продукции по текущему финансовому году;
Тр – средний темп роста объема производства подакцизной продукции, сложившийся за предшествующие годы (не менее трех лет), %;
2) на основе оценки текущего финансового года, скорректированной на уровень инфляции по следующей формуле:
Ап =Аоц * (100% + Iп) + Iаk, где:
Aп – прогноз по акцизам на плановый год;
Аоц – налоговый потенциал по акцизам по текущему финансовому году;
Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %;
Iаk – корректирующая сумма поступлений, учитывающая изменения законодательства о налогах и сборах.
Параграф 12. Платы и сборы, зачисляемые в местный бюджет
32. Согласно статьям 50, 52 и 52-1 Бюджетного кодекса к платам и сборам, зачисляемым в местные бюджеты относятся:
плата за негативное воздействие на окружающую среду;
плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников;
плата за лесные пользования;
сбор за выдачу или продление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан;
плата за использование особо охраняемых природных территорий местного значения;
плата за пользование земельными участками;
лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности (сбор за выдачу лицензий на занятие отдельными видами деятельности);
плата за пользование лицензиями на занятие отдельными видами деятельности;
сбор за государственную (учетную) регистрацию юридических лиц, их филиалов и представительств, за исключением коммерческих организаций, а также их перерегистрацию;
сбор за государственную регистрацию транспортных средств, а также их перерегистрацию;
сбор за государственную регистрацию залога движимого имущества и ипотеки судна, а также государственную регистрацию безотзывного полномочия на дерегистрацию и вывоз воздушного судна;
плата за размещение наружной (визуальной) рекламы на открытом пространстве за пределами помещений в городе областного значения, в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования, проходящих через территорию города областного значения;
плата за размещение наружной (визуальной) рекламы:
- на открытом пространстве за пределами помещений в городе районного значения, селе, поселке;
- в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования, проходящих через территории города районного значения, села, поселка, сельского округа;
- на открытом пространстве за пределами помещений вне населенных пунктов и вне полосы отвода автомобильных дорог общего пользования.
33. Прогноз по платам и сборам, зачисляемым в местный бюджет, осуществляется путем индексации налогового потенциала по текущему финансовому году на уровень инфляции по формуле:
SPп =SPоц * (100% + Iп), где:
SPп – прогноз плат и сборов на плановый год;
SPоц – оценка налогового потенциала плат и сборов по текущему финансовому году;
Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %.
Параграф 13. Государственная пошлина, зачисляемая в местный бюджет
34. Расчет прогноза по государственной пошлине, зачисляемой в местный бюджет на плановый год, осуществляется следующими методами:
1) путем применения усредненного темпа роста годовых объемов доходов за три года по формуле:
GPп = GPоц * Trсрд, где:
GPп – прогноз по государственной пошлине, зачисляемой в местный бюджет;
GPоц – оценка налогового потенциала по государственной пошлине, зачисляемой в местный бюджет по текущему финансовому году;
Trсрд – средний темп роста за три года, %;
2) путем индексации налогового потенциала по текущему финансовому году на уровень инфляции по формуле:
GPп = GPоц * (100% + Iп), где:
GPp – прогноз по государственной пошлине, зачисляемой в местный бюджет;
GPоц – оценка налогового потенциала по государственной пошлине, зачисляемой в местный бюджет по текущему финансовому году;
Iп – прогнозируемый уровень инфляции, %.
Параграф 14. Прочие налоги
35. Расчет прогноза по прочим налогам на плановый год осуществляется по динамике поступлений прочих налогов.
Параграф 15. Неналоговые поступления
36. Неналоговые поступления прогнозируются исходя из анализа динамики по каждому виду неналоговых поступлений, оценки ожидаемого поступления текущего финансового года, скорректированной на уровень инфляции в прогнозируемом году, и используются прогнозные данные, представленные уполномоченными государственными органами, по отдельным спецификам ЕБК.
37. Прогнозирование неналоговых поступлений в местные бюджеты в виде административных штрафов, пеней, санкций, взысканий, налагаемых государственными учреждениями, финансируемыми из областного бюджета или бюджетов районного (городов областного значения) взысканий по бюджетным кредитам (займам), выданным из бюджета, не осуществляется.
Параграф 16. Поступления от продажи основного капитала
38. Прогнозирование поступлений от продажи земли и нематериальных активов, имущества, закрепленного за государственными учреждениями, за исключением поступлений от продажи гражданам квартир, осуществляется по данным уполномоченного органа или исходя из оценки ожидаемого поступления текущего финансового года, скорректированной на уровень инфляции в прогнозируемом году.