Об утверждении Программы по управлению коммунальными отходами по Бурабайскому району на 2023-2028 годы

Новый

Решение Бурабайского районного маслихата Акмолинской области от 25 декабря 2023 года № 8С-12/5

      В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан, Бурабайский районный маслихат РЕШИЛ:

      1. Утвердить Программу по управлению коммунальными отходами по Бурабайскому району на 2023-2028 годы согласно приложению к настоящему решению.

      2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель Бурабайского районного маслихата М.Нурпанова

  Приложение к решению
Бурабайского районного маслихата
от 25 декабря 2023 года
№ 8С-12/5

Программа по управлению коммунальными отходами по Бурабайскому району на 2023-2028 годы Государственное учреждение "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, жилищной инспекции Бурабайского района" Оглавление

      ВВЕДЕНИЕ

      1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ

      1.1. Оценка текущего состояния управления отходами

      1.2. Анализ управления отходами в динамике за последние три года

      1.3. Анализ мероприятий по управлению отходами

      1.4. Описание и анализ выделенных средств в динамика за последние три года.

      2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

      2.1. Цели и задачи Программы

      2.2. Пути достижения поставленных целей и задач

      2.3. Целевые показатели Программы

      3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

      4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ

      5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ

      Бурабайский район (каз. Бурабай ауданы) – административная единица Акмолинской области Казахстана. Административный центр – город Щучинск.

      Район расположен в северной части Акмолинской области. Площадь территории района – 5 945 км²[2], что составляет 4,07 % от всей территории области (13-й район по территории в области). ПротяжҰнность с юго-запада на северо-восток – равна около 145 километрам. Территория района расположена на северной части Казахского мелкосопочника.

      Административно граничит на севере с Тайыншинским районом Северо-Казахстанской области, на востоке – с районом Биржан сал, на юге – с Буландынским районом, на юго-западе с – Сандыктауским районом, на западе с Зерендинским районом.

      Рельеф района – мелкосопочный, покрытый отдельными малыми лесными массивами; в крайнем северо-востоке – преобладают равнины Западной Сибири. Территория района охватывает восточную часть возвышенности Кокшетау[15]. Располагается самая высокая точка Акмолинской области – гора Кокшетау, с абсолютной высотой в 947 метров над уровнем моря. Общий уклон присутствует: территория, расположенная между возвышенностью в юге и горой Кокшетау в севере – образует своеобразную "низину". Средняя высота района – 400 метров над уровнем моря.

      По территории района Реки Аршалы, Жолболды, Кайракты[15] протекают в южной части района, озҰра расположены по всей территории района – крупные из них: Малое Чебачье, Щучье, Боровое, Большое Чебачье, Котырколь, Балыкты, Кумдыколь, Урумкай, другие. Район относится к Ишимскому водохозяйственному бассейну.

      Климат – континентальный[15]. Средняя годовая температура января -18°С, июля – 20°С. Значительная удалҰнность от океанов и морей обуславливает особый тип климата, характеризуемый большими амплитудами колебаний средних температур воздуха. Отмечается и недостаточность атмосферных осадков, годовая сумма которых в районе колеблется от 450 мм. Значительная часть осадков выпадает в период с мая по август. Климатически вегетационный период является "не засушливым" в северной части Акмолинской области. В этой зоне ГТК5-8 составляет от 0,8 до 1,0[16].

      Большое богатство лесостепной зоны поверхностными водами объясняется более влажным климатом, который по сравнению с обычным степным климатом отличается малый продолжительностью вегетационного и безморозного периодов и малой сухостью.

      17 декабря 1930 года на основании постановления ВЦИК от 23 июля 1930 года окружное деление упразднено и введено районное деление, в основу которого положены укрупненные районы. 20 февраля 1932 года районы вошли в состав образованных 6 областей (Утверждено ВЦИК от 10 марта 1932 года). Щучинский район был включен в состав Карагандинской области.

      Указом Президента Республики Казахстан от 3 сентября 2009 года № 862 "О переименовании Щучинского района Акмолинской области"[7] – Щучинский район был переименован в Бурабайский.

      В Бурабайском районе – 52 населҰнных пункта, с численностью населения составляет 73 757 человек:

      Описание мероприятий по управлению коммунальными отходами: Система управления с коммунальными отходами включают в себя потребителей (физических и юридических лиц), организаций, представляющих услуги сбора, вывоза, переработки, утилизации и удаления коммунальных отходов, местных исполнительных органов и других уполномоченных органов. Согласно принципу "загрязнитель платит" все расходы, связанные с управлением коммунальными отходами обязаны возместить потребители-источники образования коммунальных отходов. Из этого следует, что единственным источником модернизации и развития системы управления с коммунальными отходами являются средства, оплачиваемые потребителями за предоставленные услуги.

      Отсутствие приборов учета, позволяющие измерить потребленные услуги сбора, вывоза, переработки и удаления коммунальных отходов с территории населенного пункта, требует наличия норм накопления коммунальных отходов от всех объектов образования коммунальных отходов (население, объекты социального назначения и т.д.)

      Норма накопления коммунальных отходов – это количество коммунальных отходов, образуемых от населения и хозяйствующих субъектов определенного населенного пункта на расчетную единицу (человек) в единицу времени (день, год).

      Функционал нормы накопления:

      1. Защита интересов потребителей через:

      а) расчет затрат только на определенную норму, а не на количество абонентов.

      б) повышение качества услуг путем усиления конкуренции на данном рынке услуг.

      2. Защита интересов услугодателей через:

      а) определение норм на объекты, по которым вообще не существовали нормы, что является основой договорных отношений;

      б) заинтересованность бизнеса, инвестиционная привлекательность в предоставлении данных видов услуг, работ;

      в) сокращение числа несанкционированных свалок ТБО.

      Нормы накопления коммунальных отходов являются основным фактором, влияющим на систему управления коммунальными отходами населенного пункта. Достоверная информация о количестве накапливающихся коммунальных отходов на одну расчетную единицу позволяет планировать объем образования коммунальных отходов в будущем, с учетом которого организовывать всю цепочку обращения с коммунальными отходами в населенном пункте.

      Важность достоверных норм накопления коммунальных отходов высока: завышение приводит к излишним производственным мощностям, а занижение не обеспечивает необходимых санитарных условий в районе (образование несанкционированных свалок), устойчивого финансового состояния предприятий сферы обращения с коммунальными отходами.

      Утверждение фактических норм накопления коммунальных отходов обеспечит прямой экономический эффект предприятиям, занимающимся санитарной отчисткой района. Введение в систему управления обращения с коммунальными отходами новых норм приведет к росту доходов вышеназванных предприятий. Таким образом, новые нормы позволяют приблизить тарифы к экономически обоснованному уровню и будут способствовать развитию инфраструктуры в сфере обращения с коммунальными отходами и повысит инвестиционную привлекательность данной сферы.

      Основными нормативно-правовыми документами является Экологический Кодекс Республики Казахстан, Типовые правила расчета норм образования и накопления коммунальных отходов, утвержденные Приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 01 сентября 2021 года № 347, Методика расчета тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов утвержденная Приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 14 сентября 2021 года № 377.

      Разработка Программы управления отходами на 2023 год связана в соответствии с пп.1 п 4. ст.365 Экологического кодекса Республики Казахстан, местные исполнительные органы районов, городов районного и областного значения организуют разработку программ по управлению коммунальными отходами. Программа управления отходами становится основным стратегическим документом по обращению с отходами.

      Программа управления отходами является неотъемлемой частью экологического разрешения.

      Настоящая Программа управления отходами разрабатывается на 2023-2028 годы и содержит сведения об объеме и составе образуемых отходов, способах их накопления, сбора, транспортировки, обезвреживания, восстановления и удаления, а также описание предлагаемых мер по сокращению образования отходов, увеличению доли их повторного использования, переработки и утилизации.

1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ 1.1. Оценка текущего состояния управления отходами

      Управление коммунальными отходами является важной частью инфраструктуры городов и населенных пунктов, и оно напрямую влияет на качество окружающей среды и здоровье жителей. Этот раздел предназначен для проведения оценки текущего состояния управления отходами в районе. Анализ состояния позволит выявить проблемы и недостатки в системе управления отходами и определить области для улучшения.

      Существующая инфраструктура.

      В сельских округах отсутствуют существующие объекты и системы сбора, транспортировки и обработки отходов.

      Места для складирования отходов сельскими акиматами определены в 45 из 79 населенных пунктов. Жители самостоятельно вывозят мусор на определенные места для складирования отходов без какого-либо учета.

      При изучении места складирования определены следующий морфологический состав отходов:

      пластик типа PET(E), PEHD, LDPE, PP, PS, O(ther)

      электронные отходы

      бой стекла

      отходы тканных материалов

      шкуры

      строительные отходы

      навоз

      птичий помет

      зола.

      В ходе опроса населения установлено, что часть отходов используются местными жителями в быту. Таким отходам относятся:

      пластик типа PET(E)

      стеклотара

      бумага

      дерево

      шкуры

      зола

      птичий помет

      отходы подстилки из соломы

      навоз.

      Несмотря на отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека, некоторыми жильцами отходы пластика, шкуры, текстиля сжигаются в бытовых печках.

      Местные жители не осведомлены об опасных свойствах таких отходов при сжигании в бытовых печках.

      Ниже представлена информация о способах утилизации, которые осуществляются анкетируемыми, их доля указана в процентах.

      Зеленоборский сельский округ:

      Количество анкетируемых: 25 чел, составляет 5 % от количества домов.

Вид отхода

Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



100




Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



100




Бутылки из стекла


50

50




Текстильные отходы


10

80

10



Отходы дерева

20


80




Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


30

70




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы

30


60


10


Шкуры крупно рогатого скота/лошади


10

90




Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



100




Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы




100



Навоз

100






Зола

100






      Катаркольский сельский округ:

      Количество анкетируемых: 14 чел, составляет 3% от количества домов.

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика




100



Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика




100



Бутылки из стекла


100





Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


42

58




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы






100

Шкуры крупно рогатого скота/лошади


100





Шкуры мелко-рогатого скота/свиней


14

86




Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет

86


14




Отходы подстилки из соломы



100




Навоз

100






Зола

58


42




      Кенесаринский сельский округ:

      Количество анкетируемых: 13 чел, составляет 2 % от количества домов.

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика




100



Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика




100



Бутылки из стекла

10

30

60




Текстильные отходы



55

45



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы

70


30




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



85


15


Пищевые отходы



10


20

70

Шкуры крупно рогатого скота/лошади


70


30



Шкуры мелко-рогатого скота/свиней

20



80



Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)



70


30


Птичий помет

50


15


35


Отходы подстилки из соломы




10

90


Навоз

60




40


Зола

30


10


60


      Абылайханский сельский округ:

      Количество анкетируемых: 10 чел, составляет 4% от количества домов

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика

20

10

50

20



Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



20

80



Бутылки из стекла

20


80




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы

20


80




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы






100

Шкуры крупно рогатого скота/лошади

30


60

10



Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



80

20



Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет







Отходы подстилки из соломы

10


90




Навоз



100




Зола

10


60


30


      Веденовский сельский округ:

      Количество анкетируемых: 11 чел, составляет 3% от количества домов.

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика




100



Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика




100



Бутылки из стекла

10


90




Текстильные отходы



10

90



Отходы дерева



10

90



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


30

70




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



80


20


Пищевые отходы



10



90

Шкуры крупно рогатого скота/лошади


50

40

10



Шкуры мелко-рогатого скота/свиней


40

40

20



Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)



60


40


Птичий помет

50


30


20


Отходы подстилки из соломы







Навоз

60


10


30


Зола

70




30


      Успенюрьевский сельский округ:

      Количество анкетируемых: 47 чел, составляет 8% от количества домов

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика

100






Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



100




Бутылки из стекла



100




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы



100




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы



100




Шкуры крупно рогатого скота/лошади



100




Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



100




Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы



100




Навоз





100


Зола



100




      Атамекенский сельский округ:

      Количество анкетируемых: 33 чел, составляет 2% от количества домов

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



100




Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



100




Бутылки из стекла



100




Текстильные отходы



100




Отходы дерева



100




Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы



100




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы



100




Шкуры крупно рогатого скота/лошади



100




Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



100




Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы



100




Навоз



100




Зола



100




      Мест для складирования отходов в Бурабайском районе 17:

      1. село Успеноюрьевка место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      2. село Николаевка место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      3. село Озерное место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      4. село Златополье место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      5. село Савинка место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      6. село Первомайское место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      7. село Наурызбай батыра место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      8. село Веденовка место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      9. село Жанажол место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      10. село Жаркаин место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      11. село Урумкай место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      12. село Дмитриевка место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      13. село Карашилик место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      14. село Кенесары место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      15. село Баянбай место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      16. село Брусиловка место расположение для складирования отходов от села 1 км.

      17. село Катарколь место расположение для складирования отходов от села 1 км.

1.2 Анализ управления отходами в динамике за последние три года

      В связи отсутствием учета образования и самостоятельного вывоза мусора жителями определить объемы штучных изделий, таких как пластиковые отходы, стеклотара и других отходов не представляется возможным.

      Учитывая то, что населением не ведется учет образования отходов штучных изделий, количественные и качественные показатели таких отходов при разработке Программы управления отходов, учитываться не будут. Тем временем, в ходе анкетирования населения сельских округов были определены виды и способы утилизации отходов на долю жителей. Эти данные будут использованы при определении целей и задач настоящей Программы.

      Жители населенных пунктов указывают примерный объем образования золы и навоза. При этом, более чем 50% таких отходов используется в быту в виде удобрения, твердого топлива в бытовых печках и т.д.

      Вывозится на полигон 979,02 тн. навоза, а так же размещается на прилагаемом участке 979,02 тн. населением.

      Вывоз золы на полигон составляет 6927,2 тн. и размещается на прилагаемом участке 6927,2 тонн согласно анкетных данных сельских населенных пунктов.

      В Бурабайском районе согласно договора о государственных закупках определен единый оператор по сбору, транспортировке ТБО с контейнерных площадок ТОО "TAZA QYZYMET", так же ГКП на ПХВ "Бурабай жылу" является организацией по захоронению отходов ТБО на полигоне.

      Имеется специализированная техника для вывоза ТБО.

      Имеются контейнера для раздельного сбора и хранения ТБО.

1.3 Анализ мероприятий по управлению отходами

      Для строительства новых полигонов в Бурабайском районе в СНП имеются 1 земельный акт. Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Акмолинской области разработан ПСД на строительство мусора-перерабатывающего завода в Бурабайском районе.

1.4 Описание и анализ выделенных средств в динамика за последние три года

      С целью положительного решения по улучшению экологической ситуации в Бурабайском районе, было принято решение по строительству нового полигона в районном центре села Златополье, так как на территории района отсутствуют полигоны ТБО, отвечающие требованию Экологического кодекса РК.

      Таким образом на территории Златопольского сельского округа был выделен земельный участок 20 га. в направлении Щучинск-Златополье (в 5 км от населенного пункта с.Златополье). Который прошҰл согласование с заинтересованными структурами и собраны исходные данные.

      Бурабайским районом были переданы исходные данные и земельный участок в областное управление природных ресурсов и природопользования Акмолинской области для изготовления проекта.

      Проектировщиком является ТОО "CRB Construction". Сумма разработки проекта составляет 60 461,0 тыс. тенге.

      По состоянию на 2023 год разработано ТЭО на вышеуказанный полигон.

      В настоящее время проект проходит общественные слушания в управлении экологии по Акмолинской области.

      Строительство полигона приблизительный срок начало 2024 года.

      Проектная мощность полигона составляет 36 450 тонн в год, срок эксплуатации составляет 25 лет.

      Ориентировочная стоимость строительства одного полигона составляет 3,6 млрд. тенге.

2. ЦЕЛИ ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

2.1. Цели и задачи программы

      Целями программы управления отходами являются:

      1. достижение установленных показателей, направленных на постепенное сокращение объемов накопленных и образуемых отходов.

      Цель 1. Совершенствование системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления.

      Цель 2. Улучшение санитарного и экологического состояния территорий сбора отходов производства и потребления.

      Цель 3. Раздельный сбор и улучшение транспортировки отходов производства и потребления;

      Цель 4. Обеспечение своевременный вывоз отходов производства и потребления. Для достижения поставленных целей в процессе реализации Программы должны быть решены следующие задачи:

      - минимизация объемов образованных отходов;

      - создание и поддержка единой информационной среды в сфере обращения с отходами производства и потребления и использования вторичных ресурсов;

      - модернизация системы обращения с отходами производства и потребления;

      - ликвидация несанкционированных свалок размещения отходов.

      Достижение целей Программы будет осуществляться посредством проведения комплексных мероприятий для ее реализации. В плане мероприятий предусмотрены меры по реализации Программы и указаны исполнители, сроки реализации, а также источники и объемы финансирования. Задачи Программы – определить пути достижения поставленной цели, наиболее эффективными и экономически обоснованными методами, с прогнозированием достижимых объемов работ в рамках планового периода. Структуризация основ комплексного управления отходами включает в себя следующие аспекты:

      Генезис – источники образования, технологические эксплуатационные процессы, исходная информация об отходах (инвентаризация отходов).

      Анализ – физико-технический, технологический, экономический, ресурсный, социальный.

      Базис – нормативно-методическая документация.

      Синтез – паспортизация отходов.

      Для осуществления комплексного управления отходами, необходимо наличие компонентов политики в области управления отходами, в частности: разработка и применение пакета документов, стимулирующих или обязывающих максимальное предотвращение и вторичное использование отходов;

      -установление экологических параметров методов обращения с отходами;

      создание структуры для осуществления планирования обращения с отходами (координирующего центра);

      выработка принципов ответственности производителей за размещение отходов.

      При определении целей программы по утилизации отходами и планировании стратегии целесообразно иметь представление об определенной иерархии комплексного управления отходами. Такая иерархия подразумевает, что в первую очередь должны рассматриваться мероприятия по первичному сокращению отходов, затем по вторичному сокращению: повторному использованию и переработке оставшейся части отходов и в самую последнюю очередь – мероприятия по утилизации или захоронению тех отходов, возникновения которых не удалось избежать и которые не поддаются переработке во вторсырье.

      Цели и задачи Программы управления отходами могут варьироваться в зависимости от конкретных целей и условий района, города или страны. Однако, в общем случае, цели и задачи программы управления отходами могут включать следующие элементы:

      Целями настоящей программы управления отходами является:

      1. Сокращение объема образования коммунальных отходов

      2. Снижение затрат на управление коммунальными отходами

      3. Защита здоровья общества;

      4. Содействие устойчивому потреблению и производству.

      Для достижения поставленных целей требуется выполнение следующих задач:

      1. Разработка и внедрение эффективной системы сбора и транспортировки отходов;

      2. Повышение осведомленности населения;

      3. Разработка инфраструктуры для переработки и обработки отходов;

      4. Мониторинг и оценка результатов программы, чтобы корректировать стратегию;

2.2. Пути достижения поставленных целей и задач

      Эффективное управление отходами требует комплексного и системного подхода, а также активного взаимодействия всех заинтересованных сторон. Для достижения поставленных целей и задач необходимо объединить усилия не только внутри района, но и реализовать сотрудничество с другими районами области. Необходимо сделать следующие шаги:

      1. Развитие эффективной инфраструктуры:

      Строительство и модернизация объектов для сбора, транспортировки и обработки отходов.

      Оптимизация маршрутов сбора и транспортировки для снижения затрат.

      2. Внедрение информационных кампаний и образования:

      Организация обучающих мероприятий для населения о правилах сортировки и утилизации отходов.

      Проведение информационных кампаний для повышения осведомленности и ответственности населения.

      3. Система стимулирования:

      Введение экономических механизмов, таких как налоги на отходы, чтобы стимулировать уменьшение объема отходов и повышение переработки.

      Поддержка программ вознаграждения или льгот для тех, кто активно участвует в переработке и уменьшении отходов.

      4. Мониторинг и оценка:

      Установление системы мониторинга для отслеживания объемов отходов, эффективности сбора и переработки.

      Проведение регулярной оценки результатов программы и адаптация стратегии в соответствии с полученными данными.

      5. Сотрудничество с заинтересованными сторонами:

      Вовлечение частных компаний, неправительственных организаций и общественности в процесс управления отходами.

      Партнерство с местными органами власти, чтобы объединить ресурсы и координировать усилия.

      6. Соблюдение законодательства и нормативов:

      Постоянное обновление и соблюдение соответствующего законодательства и нормативов в сфере управления отходами.

      Соблюдение международных соглашений и стандартов, если они применимы.

      7. Инновации и исследования:

      Поддержка и финансирование исследовательских и инновационных проектов, направленных на поиск новых способов управления отходами и уменьшения их воздействия на окружающую среду.

      8. Финансовая устойчивость:

      Разработка устойчивой финансовой модели для программы управления отходами, включая прозрачную систему финансирования и бюджетирования.

      9. Мониторинг и обмен опытом:

      Сотрудничество с другими районами, чтобы объединить усилия в управлении отходами.

2.3. Целевые показатели Программы

      Целевые показатели программы управления отходами должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени (критерии SMART). Вот некоторые примеры целевых показателей для программы управления отходами:

      Снижение общего объема отправляемых на свалку отходов:

      Цель: Снижение общего объема отходов, отправляемых на свалку, на 20% к концу 5-летнего периода.

      Измерение: Количество тонн отходов, отправляемых на свалку ежегодно.

      Цель: Достижение стандартной практики раздельного сбора и сортировки отходов на 95% территории района в течение 2 лет.

      Измерение: Процент территории с организованным раздельным сбором.

      Сокращение выбросов парниковых газов:

      Цель: Обеспечение соответствия всем действующим законодательным нормам и стандартам в области управления отходами.

      Измерение: Результаты проверок и аудитов соответствия.

      Целевые показатели должны быть адаптированы к конкретным целям и задачам программы управления отходами, а также регулярно мониторится и оценивается для обеспечения достижения установленных целей.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

      Основным направлением является модернизация инфраструктуры управления отходами: Одним из ключевых направлений является модернизация и развитие инфраструктуры для сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов. Это включает в себя строительство современных сборочных пунктов, установку контейнеров для раздельного сбора и обновление системы транспортировки.

      Сортировка на источнике и раздельный сбор: Важным направлением является поощрение раздельного сбора отходов на уровне домохозяйств и предприятий. Это позволяет оптимизировать процессы переработки и утилизации.

      Стимулирование переработки и утилизации: Программа будет активно содействовать переработке и утилизации отходов, создавая партнерства с перерабатывающими компаниями и поддерживая развитие местных рынков для вторичных материалов.

      Образование и информирование общественности: Для успешной реализации Программы важно образовать и информировать общественность о правилах раздельного сбора, устойчивости и экологической ответственности.

      Пути достижения поставленных целей:

      Разработка и внедрение долгосрочной стратегии: Программа предусматривает разработку и внедрение долгосрочной стратегии управления отходами, которая определяет конкретные шаги и сроки для достижения целей.

      Инвестиции в инфраструктуру: Программа предусматривает выделение средств на модернизацию и строительство инфраструктуры, включая сборочные пункты, перерабатывающие заводы и системы транспортировки.

      Внедрение современных технологий: Программа сосредотачивается на внедрении современных технологий, таких как системы мониторинга заполнения контейнеров и оптимизация маршрутов сбора отходов с использованием ГИС-технологий.

      Альтернатива строительства полигонов на территории сельских округов это открытие пунктов приема с сортировкой отходов по Бурабайскому району, где в последующем будет возможность приема отходов (пластмасса, стеклотара, бумага).

      Открытие пунктов приема с сортировкой отходов по Бурабайскому району воздействие на окружающую среду либо особого влияния на экологическую обстановку района проектируемого обьекта не окажут, при выполнении природоохранных мероприятий.

      Необходимо открытие пунктов приема с сортировкой отходов по Бурабайскому району в семи населенных пунктах таких как: Катаркольский с/о, Веденовский с/о, Кенесаринский с/о, Атамекенский с/о, Зеленоборский с/о, Успеноюрьевский с/о, Абылайханский с/о, что позволит охватить близ ближайшие села сортировкой и приемом перерабатываемых отходов.

      Катаркольский сельский округ составляет 4 населенных пунктов, численность населения составляет 3 156 человек, открытие пунктов приема с сортировкой отходов позволит охватить весь населенный пункт округа сортировкой и приемом перерабатываемых отходов, а также Зеленоборский сельский округ составляет 6 населенных пункта, с численностью населения 3 989 человека.

      Кенесаринский сельский округ составляет 3 населенных пунктов, численность населения 2 383 человек, открытие пункта приема с сортировкой отходов позволит охватить весь населенный пункт округа сортировкой и приемом перерабатываемых отходов, а также расположенные вблизи Абылайханский сельский округ составляет 4 населенных пункта, с численностью населения 2 590 человека.

      Веденовский й сельский округ составляет 4 населенных пункта, численность населения 1 360 человек, открытие пункта приема сортировки отходов позволит охватить весь населенный пункт округа сортировкой и приемом перерабатываемых отходов, а также расположенные вблизи Успеноюрьевскийй сельский округ составляет 6 населенных пунктов, с численностью населения 1 854 человека дворов.

      Атамекенский сельский округ составляет 6 населенных пунктов, численность населения 2 167 человек, открытие пункта приема сортировки позволит охватить весь населенный пункт округа сортировкой и приемом перерабатываемых отходов.

      Таким образом охват населения сортировкой и приемом перерабатываемых отходов составит большую часть Бурабайского района.

      Для реализации проектов по пунктам приема необходимо помещение площадью не менее 300 м2.

      Необходимо приобретение контейнеров для раздельного сбора и хранения ТБО.

      Все вышеуказанные работы требуют разработки проектно-сметных документаций и выделения необходимых финансовых средств.

4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ

      Бюджет Программы: Указание общего бюджета, выделенного на реализацию Программы управления отходами. Это включает в себя как начальное финансирование, так и ожидаемые дополнительные расходы на всем протяжении выполнения Программы.

      Источники финансирования: Описание источников финансирования Программы, таких как государственные бюджеты, местные налоги, гранты и другие.

      Финансирование на инвестиции: Указание финансирования, выделенного на инвестиционные проекты, такие как строительство сборочных пунктов, перерабатывающих заводов и приобретение необходимой техники.

      Источником финансирования мероприятий Программы по управлению отходами являются местный бюджет, областной бюджет.

      Человеческие ресурсы:

      Персонал: Определение необходимого числа сотрудников, их квалификации и роли в реализации Программы.

      Обучение и развитие персонала: Описание планов по обучению и развитию персонала для обеспечения успешной реализации Программы.

      Инфраструктура:

      Инфраструктура для сбора и транспортировки отходов: Указание состояния и планов по модернизации инфраструктуры для сбора, транспортировки и временного хранения отходов.

      Инфраструктура для переработки и утилизации: Описание состояния и планов по строительству и модернизации перерабатывающих заводов и соответствующей инфраструктуры.

      Технологические ресурсы:

      Техническое оборудование: Указание необходимого технического оборудования для эффективной реализации Программы.

      Информационные системы: Описание информационных систем и программного обеспечения, необходимых для мониторинга и управления управлением отходами.

      Партнерские отношения:

      Партнеры и сотрудничество: Указание на партнерские отношения с организациями, предприятиями и НПО, которые могут предоставить дополнительные ресурсы или экспертизу.

      Гражданское общество: Описание мер для вовлечения общественности и добровольцев в реализацию Программы.

      Временные рамки:

      График выполнения: Установление временных рамок для реализации ключевых этапов Программы, включая начало и завершение проектов и мероприятий.

      Мониторинг и оценка: Описание системы мониторинга и оценки для постоянного контроля за прогрессом и результатами.

      План финансирования в рамках реализации программы по управлению отходами

Год

Объем финансирования, тыс. тенге

2024- 2028

Согласно бюджета *

      Примечание * — объем финансирования будет уточняться при формировании бюджета

      на соответствующий год.

      Источником финансирования реализации всех пунктов программы управления

      отходами областной и местный бюджет управлением определяется количество

      финансовых средств, сроки финансирования, очередность проведения мер, предусмотренных

      в программе.

      *После корректировки будут определены дополнительные инфраструктуры, а также выявлены объҰмы накоплений перерабатываемых отходов.

5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ ПО БУРАБАЙСКОМУ РАЙОНУ


п/п

Мероприятия

Срок
выполнения

Средства для реализации мероприятий

Примечание

1

2

3

4

5

1

Своевременная разработка
нормативных документов

2024 год

Не требует финансирования


2

Проведение мониторинга в течение 2 лет для выявления объҰмов и ведением учета по перерабатываемым отходам (пластмасса, стеклотара, бумага)

2024-2025 год

МБ


3

Определение необходимого числа внештатных сотрудников, проводящих мониторинговые данные по образованию и накоплению объҰмов отходов

Март 2024 год

МБ


4.

Оплата труда внештатным сотрудникам, проводящим мониторинговые данные по образованию и накоплению объҰмов отходов

2024-2025 год

МБ


5

Корректировка ПУО на основании мониторинговых данных за последние 2 года

2025 год (4 квартал)

МБ


6

Открытие пунктов приема с сортировкой отходов в 7 населенных пунктах Бурабайского района (Катаркольский с/о, Веденовский с/о, Кенесаринский с/о, Атамекенский с/о, Зеленоборский с/о, Успеноюрьевский с/о, Абылайханский с/о)

2024-2025 год

МБ


7

Реализация проекта строительство полигона ТБО в Бурабайском районе

2025-2026 год

ОБ,РБ


8

Приобретение специализированной техники для вывоза отходов ТБО в количестве 13 ед.

2025-2026 год

ОБ,МБ


9

Численность персонала, задействованного на проектируемом полигоне Бурабайского района при открытии 40 человек

2025 -2026 год

Собственные средства предприятия, организации


10

Проведение мероприятий разъяснительного характера о недопустимости несанкционированного размещения отходов в
необорудованных местах населением

2024-2028 год

Не требует финансирования


11

Сбор, транспортировка и утилизация отходов
производства и потребления, проведение мероприятий направленных на предотвращение
загрязнения окружающей среды

2025-2028 год

Не требует финансирования
МИО


12

Вывоз и утилизация отходов по Договору сторонними организациями с мест образования

2026-2028 год

Собственные средства акиматов сельских округов



Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.