В целях обеспечения эффективного использования средств государственных органов, иных государственных учреждений, государственных предприятий и акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, выделяемых на закупку товаров, работ и услуг, Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития системы государственных закупок в Республике Казахстан на 2001-2004 годы.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 10 декабря 2001 года N 1605
Программа
развития системы государственных закупок в
Республике Казахстан на 2001-2004 годы
1. Паспорт Программы
Наименование Программа развития системы государственных
Программы закупок в Республике Казахстан на 2001-
2004 годы
Основной Комитет по государственным закупкам
разработчик Министерства финансов Республики Казахстан
Краткое Данная Программа определяет проведение в
содержание среднесрочной перспективе комплекса
Программы взаимосвязанных организационных, правовых и
институциональных мероприятий для
реализации дальнейших путей развития
системы государственных закупок в
Республике Казахстан, определенных в
Концепции развития системы
государственных закупок на 2001-2004 годы,
одобренной постановлением Правительства
Республики Казахстан от 12 октября 2001
года N 1319.
Основные направления деятельности по
реализации положений Программы:
совершенствование нормативной правовой
базы государственных закупок,
институциональное укрепление
уполномоченного органа, использование
современных информационных технологий в
системе государственных закупок, подготовка
кадров для работы в системе государственных
закупок, подготовка к созданию и внедрению
системы электронных торгов
Срок реализации Среднесрочная, 2001-2004 годы
Финансирование Средства республиканского и местных
Программы бюджетов;
средства государственных предприятий и
акционерных обществ, контрольный пакет
акций которых принадлежит государству,
задействованных в ее реализации,
по согласованию с ними
Ожидаемые результаты Повышение эффективности планирования и
общего управления расходной частью бюджета
с целью экономии государственных средств;
снижение правонарушений в процессе
государственных закупок;
повышение прозрачности процесса
государственных закупок;
повышение уровня квалификации специалистов
в сфере государственных закупок
2. Введение
Настоящая Программа разработана в соответствии с поручением Президента Республики Казахстан от 25 июля 2001 года N 09-10/3 и P011319_ Концепцией развития системы государственных закупок на 2001-2004 годы, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2001 года N 1319. На данный момент в Республике Казахстан создана институциональная и нормативная правовая база, регулирующая процессы государственных закупок. Процедуры осуществления закупок для нужд государства регулируются сложившейся системой нормативных правовых актов, в том числе Законом Республики Казахстан Z970163_ "О государственных закупках". Организация закупок товаров, работ и услуг с учетом требований законодательства о государственных закупках позволила повысить эффективность расходования бюджетных средств.
Данная Программа определяет проведение в среднесрочной перспективе комплекса взаимосвязанных организационных, правовых и институциональных мероприятий для реализации дальнейших путей развития системы государственных закупок в Республике Казахстан в свете значительного увеличения объемов государственных закупок и усиления их влияния на экономику страны, а также распространения законодательства о государственных закупках на приобретение товаров, работ и услуг государственными предприятиями, а также акционерными обществами, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, за счет имеющихся в их распоряжении денег.
3. Анализ современного состояния в сфере государственных
закупок
Первые шаги по формированию системы государственных закупок были предприняты Правительством Республики Казахстан с принятием постановлений от 13 мая 1996 года N 586 P960586_ "О государственных закупках товаров (работ, услуг) в Республике Казахстан" и от 24 июля 1996 года N 925 P960925_ "Об утверждении Типового положения о порядке организации государственных закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения потребностей регионов", где впервые были предусмотрены конкретные процедуры проведения государственных закупок. С применением норм данных постановлений были организованы первые конкурсы по централизованным закупкам продукции для ряда администраторов республиканских бюджетных программ. Так, в 1997 году были проведены закупки товаров, работ и услуг на сумму более 9 млрд. тенге, при этом экономия бюджетных средств по проведенным конкурсам составила около 210 млн. тенге. Доля средств республиканского бюджета в общем объеме закупок составила 61%, доля местных бюджетов соответственно 39%.
В то же время, в указанных выше постановлениях были заложены только общие схематичные подходы к осуществлению государственных закупок. Сфера государственных закупок нуждалась в законодательном регулировании правовых и экономических отношений, устанавливающих более конкретные правила осуществления процедур по закупкам товаров, работ и услуг за счет средств республиканского и местных бюджетов. В связи с этим, с 1 января 1998 года был введен в действие Закон Республики Казахстан Z970163_ "О государственных закупках".
При разработке законопроекта в Правительстве совместно с местными и иностранными консультантами был проанализирован мировой опыт в области государственных закупок, изучены модельные законы Комиссии по международной торговле Организации Объединенных Наций (ЮНСИТРАЛ), Всемирной Торговой Организации, материалы Всемирного Банка и других организаций.
Данным Законом были определены следующие основные приоритеты формирования системы государственных закупок:
оптимальное расходование средств республиканского и местных бюджетов, а также внебюджетных фондов;
обеспечение равных возможностей для участия в государственных закупках всех поставщиков, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и государственной принадлежности;
развитие добросовестной конкуренции среди поставщиков товаров, работ и услуг;
прозрачность и открытость процесса государственных закупок.
Кроме того, Законом была установлена компетенция государственных органов в области государственных закупок, определены процедуры и способы их осуществления, а также предусмотрены особые условия закупок для обеспечения потребностей обороны, правопорядка и национальной безопасности. Особое внимание в Законе было уделено установлению контроля за процессом закупок, организации их учета и установлению ответственности за нарушение законодательства о государственных закупках.
В соответствии с P980119_ Планом мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 1998-2000 годы, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 февраля 1998 г. N 119, была проведена децентрализация государственных закупок на основе единых методологических подходов с передачей полномочий по организации закупок от центра местным исполнительным органам. Централизованные государственные закупки стали осуществляться уполномоченным органом только в отношении наиболее значимых и особо крупных закупок товаров, работ и услуг.
В течение 1998 года государственными учреждениями были произведены закупки товаров, работ и услуг за счет средств республиканского и местных бюджетов на сумму 61,3 млрд. тенге, было проведено около 3,2 тыс. конкурсов с объемом закупок 33,6 млрд. тенге, при этом условная экономия бюджетных средств от проведенных конкурсов составила 3,1 млрд. тенге.
С момента введения Закона Z970163_ "О государственных закупках" практическое применение его положений выявило в нем ряд неточностей, а накопленный опыт проведения конкурсов потребовал дальнейшего совершенствования закупочных процедур, а также изменения роли уполномоченного органа.
Внесенными изменениями в Закон "О государственных закупках" в конце 1998 года у уполномоченного органа по государственным закупкам была исключена функция организатора конкурса, как форма конкурса отменен аукцион на понижение цены по закупаемым товарам, работам и услугам, предусмотрены меры поддержки отечественных товаропроизводителей, введено обеспечение исполнения договоров, уточнен ряд процедурных вопросов.
В целях улучшения администрирования в области государственных закупок Указом Президента Республики Казахстан от 14 декабря 1998 года N 4173 было образовано Агентство Республики Казахстан по государственным закупкам.
Внесением изменений в Закон "О государственных закупках" от 29 ноября 1999 года были законодательно закреплены меры поддержки субъектов малого предпринимательства при осуществлении государственных закупок.
В 1999 году объем государственных закупок составил 91,9 млрд. тенге, в том числе за счет средств местных бюджетов 53,2 млрд. тенге или 57,9% от объема закупок за счет средств государственного бюджета. За этот год было проведено 4,5 тыс. конкурсов с объемом закупок 51,5 млрд. тенге, при этом условная экономия бюджетных средств возросла на 1,4 млрд. тенге и составила 4,5 млрд. тенге.
За 2000 год объем государственных закупок возрос на 86,9 млрд. тенге или на 94,5% по сравнению с 1999 годом и достиг 178,8 млрд. тенге, при этом доля средств республиканского бюджета в общем объеме закупок составила 35,6%, доля местных бюджетов соответственно 64,4%. За этот год было проведено 5,9 тыс. конкурсов с объемом закупок 100,9 млрд. тенге. При этом необходимо отметить, что экономия бюджетных средств за это же время возросла незначительно - с 4,5 млрд. тенге в 1999 году до 5,1 млрд. тенге в 2000 году.
Результаты реформы системы государственных закупок в Республике Казахстан были положительно отмечены экспертами Всемирного Банка, Азиатского Банка Развития и других международных организаций. В целом, позитивно оценивая работу по развитию системы государственных закупок в Казахстане, эксперты считают, что повышение эффективности системы государственных закупок должно сопровождаться усилением правовой и институциональной базы для регулирования, прогнозирования и администрирования государственных закупок в Республике Казахстан.
В настоящее время в соответствии с Указом Президента Республики
Казахстан от 13 декабря 2000 года N 507
"О реорганизации,
упразднении и образовании отдельных государственных органов Республики
Казахстан" уполномоченным органом по государственным закупкам является
Комитет по государственным закупкам Министерства финансов Республики
Казахстан.
Комитетом по государственным закупкам был проведен анализ
государственных закупок с 1997 по первое полугодие 2001 года.
Таблица: Основные показатели в сфере государственных закупок
с 1997 по первое полугодие 2001 года
___________________________________________________________________________
!1997 г.!1998 г.!1999 г.!2000 г.!6 мес.
! ! ! ! !2001 г.
__________________________________!_______!_______!_______!_______!________
Общий объем закупок, млрд. тенге 9 61,3 91,9 178,8 129,8
в т.ч. республиканский бюджет 5,5 25,2 38,7 63,7 59,9
доля республиканского бюджета
в объеме закупок, % 61 41,1 42,1 35,6 46,2
Местные бюджеты, млрд.тенге 3,5 36,1 53,2 115,1 69,9
доля местных бюджетов в объеме
закупок, % 39 58,9 57,9 64,4 53,8
Количество конкурсов 3166 4491 5919 4504
Количество победителей по
конкурсам 4579 6842 10591 9195
Объем закупок на конкурсной
основе, млрд. тенге 33,6 51,5 100,9 74,4
в т.ч. республиканский бюджет 16,8 15,9 24,8 25,8
Местные бюджеты 16,8 35,6 76,1 46,8
Объем закупок с запросом ценовых
предложений, млрд.тенге: 2,9 5,8 13,0 7,14
в т.ч. республиканский бюджет 0,9 1,8 4,1 3,04
Местные бюджеты 2,0 4,0 8,9 4,1
Закупки из одного источника,
млрд.тенге: 24,8 34,6 64,9 48,26
в т.ч. республиканский бюджет 7,4 20,9 34,8 31,06
Местные бюджеты 17,4 13,7 30,1 17,2
Общий объем закупок у
отечественных поставщиков,
млрд. тенге: 56,0 89,1 171,1 125,5
в т. ч. республиканский бюджет 23,9 38,0 57,1 56,2
Местные бюджеты 32,1 51,1 114,0 69,4
Общий объем закупок у иностранных
поставщиков, млрд. тенге: 5,3 2,8 7,7 4,25
в т.ч. республиканский бюджет 1,3 0,7 6,6 3,7
Местные бюджеты 4,0 2,1 1,1 0,5
Экономия бюджетных средств,
млрд. тенге: 0,21 3,1 4,5 5,1 2,9
в т. ч. республиканский бюджет 1,5 1,3 1,2 1,1
Местные бюджеты 1,6 3,2 3,9 1,8
Количество проверок: 9 37 42 21
в т.ч. плановых 9 20 23
По заданию 17 19
Количество писем и обращений в КГЗ 4397 7672 3106
___________________________________________________________________________
Как показал анализ деятельности уполномоченного органа, в настоящее время система отчетности по государственным закупкам представляется ежеквартально 39 государственными учреждениями - администраторами республиканских бюджетных программ, 14 областями, городами Алматы и Астаны, и состоит из 104 показателей. Обработка данных осуществляется путем арифметического свода и, в конечном итоге, дает лишь общее представление о тенденциях в сфере государственных закупок, за общими итогами не видны конкурентная среда, обоснованность принятия решений в процессе государственных закупок конкретными государственными учреждениями.
Из практики видно, что администраторами местных и республиканских бюджетных программ не принимаются все необходимые меры по улучшению планирования объема, номенклатуры и сроков государственных закупок, в результате в целом по республике в 2000 году фактические закупки превысили годовой плановый объем закупок на 82 млрд. тенге или в 1,9 раза. По этой причине не были своевременно проведены подготовительные мероприятия по проведению конкурсов, в результате этого количество писем и обращений в уполномоченный орган в течение 2000 года увеличилось более чем в 1,7 раза по сравнению с 1999 годом. Если в 2000 году поступило 627 обращений по согласованию закупок способом из одного источника, то в первом полугодии 2001 года количество обращений составило уже 444, при этом каждое обращение требует тщательного изучения.
Одной из основных функций уполномоченного органа является осуществление контроля за соблюдением законодательства при проведении государственных закупок. Практически у всех проверенных заказчиков и организаторов конкурсов обнаружены факты нарушения действующего законодательства о государственных закупках.
Ввиду недостаточной информированности о проводимых конкурсах, потенциальные поставщики во многих случаях не имеют возможности для предварительной подготовки к участию на конкурсах (например: оформить кредит в банке, провести организационные и подготовительные мероприятия), что ведет к искусственному снижению числа претендентов на заказ.
Большинство ошибок и нарушений допускаются администраторами бюджетных программ по причине слабого знания законодательства о государственных закупках, поэтому значительные ресурсы времени уполномоченного органа отвлекаются на различного рода разъяснения и консультации. Например, доля местных бюджетов в объеме закупок за счет средств государственного бюджета значительно возросла с 39% в 1997 году до 64% в 2000 году. Однако увеличение объемов государственных закупок на уровне местных бюджетов не сопровождалось надлежащей методологической работой, обучением и контролем за правильностью соблюдения процедур, предусмотренных законодательством о государственных закупках.
Таким образом, анализ последних трех лет существования системы государственных закупок позволяет выделить сильные и слабые стороны существующего механизма государственных закупок.
К сильным сторонам системы государственных закупок в Республике Казахстан, можно отнести следующие факторы:
наличие законодательной и методологической баз по государственным закупкам;
квалифицированный персонал уполномоченного органа;
накопленный опыт проведения государственных закупок администраторами бюджетных программ.
К слабым сторонам системы государственных закупок в Республике Казахстан, можно отнести следующие факторы:
несовершенство нормативной правовой базы в части четкой регламентации процедур государственных закупок, предупреждения коррупционных правонарушений и обеспечения реальной конкуренции при проведении конкурсов;
недостаточное ресурсное обеспечение уполномоченного органа в сочетании с резким увеличением объема государственных закупок, особенно у администраторов местных бюджетных программ;
отсутствие контроля, мониторинга и анализа за использованием средств, находящихся в распоряжении государственных предприятий и акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству;
низкий уровень качества планирования администраторами бюджетных программ номенклатуры и объемов закупаемых товаров, работ и услуг, сроков их поставки;
отсутствие возможностей использования современных информационных технологий для анализа эффективности государственных закупок;
неоправданно высокая доля закупок из одного источника у субъектов, не относящихся к естественным монополиям;
недостаточная квалификация работников государственных органов и учреждений, особенно в регионах;
имеющиеся случаи нарушения законодательства о государственных закупках.
4. Основные цели и задачи Программы
В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 28 января 1998 года N 3834 U983834_ "О мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года" реализация такого приоритета как "Повышение эффективности налоговой и бюджетной политики, и неинфляционное финансирование бюджетного дефицита" как одну из стратегий предполагает рационализацию государственных расходов.
Так как закупки для нужд государства в структуре государственных расходов занимают значительное место, то одним из путей реализации указанного приоритета является повышение эффективности государственных закупок.
Главной целью Программы является развитие транспарентной системы государственных закупок, которая могла бы соответствовать и адекватно реагировать на изменяющиеся внешние и внутренние условия, и должным образом обеспечивать оптимальное и эффективное расходование средств государственного бюджета, государственных предприятий и акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству.
Исходя из главной цели Программы, государственная политика в сфере государственных закупок должна быть ориентирована на достижение следующих целей:
совершенствование нормативной правовой базы и институциональное укрепление системы государственных закупок;
обеспечение своевременного получения информации уполномоченным органом от администраторов бюджетных программ для анализа, контроля и размещения ее на Wеb-сайте;
подготовка новых кадров, повышение уровня квалификации и ответственности государственных служащих, участвующих в процессе государственных закупок;
обеспечение равных возможностей доступа потенциальных поставщиков к закупкам, проводимым администраторами бюджетных программ;
улучшение планирования государственных закупок.
Для достижения поставленных целей первостепенное значение имеет решение следующих задач:
принятие Закона "О государственных закупках" в новой редакции и соответствующих нормативных правовых актов;
создание и поддержка автоматизированной системы отчетности и мониторинга государственных закупок, а также Wеb-сайта "Электронное агентство государственных закупок";
организация обучения и аттестация членов конкурсных комиссий заказчиков и организаторов конкурсов, а также государственных служащих, участвующих в процессе государственных закупок;
участие в работе по внесению предложений, направленных на совершенствование нормативных правовых актов в сфере бюджетного планирования для увеличения заинтересованности администраторов бюджетных программ в рациональном использовании государственных денег;
участие в подготовке проектов нормативных правовых актов для создания и внедрения системы электронных торгов;
институциональное укрепление уполномоченного органа с созданием территориальных подразделений;
изучение возможности введения института "контрактных брокеров" (чиновников) и подготовка проектов необходимых нормативных актов для лицензирования их деятельности.
Реализация вышеуказанных задач позволит уменьшить количество нарушений при проведении государственных закупок, снизит уровень коррупционных проявлений в данной сфере, а также повысит эффективность и рациональное использование бюджетных средств, что будет способствовать экономии государственных средств в пределах 5-10% от объемов закупаемых товаров, работ и услуг и созданию системы государственных закупок, обеспечивающей оптимальное и эффективное расходование средств государственного бюджета, государственных предприятий, а также акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству.
5. Основные направления развития системы государственных
закупок
5.1. Совершенствование законодательной базы
В настоящее время разработан проект Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" в новой редакции, в соответствии с которым предусматривается распространение действия данного Закона на закупки, осуществляемые государственными предприятиями, а также акционерными обществами, контрольный пакет акций которых принадлежит государству за счет имеющихся в их распоряжении денег.
В целях рационального планирования и использования бюджетных средств уполномоченный орган будет участвовать в совместной работе с другими центральными и местными органами по внесению предложений, направленных на совершенствование соответствующих нормативных правовых актов по вопросам условной экономии бюджетных средств от государственных закупок.
В настоящее время уполномоченным органом разрабатывается проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях", предусматривающий порядок наложения штрафов на должностных лиц за нарушение законодательства о государственных закупках.
Учитывая мировой опыт в сфере закупок для нужд государства, необходимо изучить возможность введения института "контрактных брокеров" (чиновников). Введение института "контрактных брокеров" позволит повысить профессиональный уровень лиц, отвечающих за закупки, а также снизить возможность коррупционных проявлений в процессе государственных закупок.
5.2. Внедрение современных информационных технологий
В течение 2001-2002 годов уполномоченный орган планирует внедрить автоматизированную систему мониторинга и отчетности государственных закупок. На первом этапе внедрения автоматизированной системы мониторинга государственных закупок товаров, работ и услуг (далее - автоматизированная система) будут охвачены крупные (по объему закупаемых товаров, работ и услуг) администраторы бюджетных программ.
В дальнейшем автоматизированная система должна обеспечить мониторинг государственных закупок в разрезе регионов и по республике в целом. Всего мониторингом должно быть охвачено более 16200 государственных органов, учреждений и предприятий, с отражением цены, объемов, номенклатуры закупаемых товаров, работ, услуг и способов их закупок. Это позволит значительно расширить возможности формирования базы данных товаров, работ и услуг, закупаемых заказчиками и предлагаемых потенциальными поставщиками. У уполномоченного органа появится возможность проведения мониторинга государственных закупок по каждому администратору бюджетных программ, его структурному подразделению, а также подотчетным им государственным предприятиям и акционерным обществам, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. В этом случае возникнет реальная возможность по всестороннему и своевременному мониторингу и анализу цен на товары, работы и услуги - важнейшему оценочному показателю эффективности проведения государственных закупок.
Вся сформированная база данных будет открыта для любого государственного органа и учреждения или потенциального поставщика. Представленная отчетность будет подвергаться уполномоченным органом камеральной и документальной проверке на предмет ее достоверности.
Кроме того, в целях предотвращения участия в процедурах государственных закупок ненадежных (недобросовестных) поставщиков и надлежащего исполнения, планируемых к заключению договоров о государственных закупках, уполномоченным органом будет создана база данных ненадежных (недобросовестных) поставщиков (подрядчиков). В перспективе автоматизированная система мониторинга государственных закупок, совместно с информационными системами других государственных органов, должна стать частью интегрированной информационно-телекоммуникационной системы государственных органов, отвечающих за исполнение государственного бюджета.
В настоящее время заказчики публикуют объявления в различных периодических печатных изданиях, в том числе в изданиях с незначительным тиражом, распространяющихся только в определенном регионе. Это не позволяет расширить конкурентную базу из-за неинформированности потенциальных поставщиков. В целях расширения открытости и прозрачности системы государственных закупок на основе информации автоматизированной системы на Wеb-сайте уполномоченного органа будет предусмотрено размещение следующей информации:
данные о планируемых закупках товаров, работ и услуг в разрезе администраторов бюджетных программ, позволяющие потенциальным поставщикам заранее планировать участие в организуемых конкурсах;
объявления о проводимых конкурсах и об их итогах, которые дадут возможность заказчикам и потенциальным поставщикам располагать информацией о проводимых конкурсах не только по Республике, но и в разрезе областей и районов;
методические рекомендации по подготовке конкурсной документации и заявок, разъяснения процедур проведения государственных закупок для заказчиков и потенциальных поставщиков;
специальный раздел для сбора предложений по проведению, организации конкурсов, по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты по государственным закупкам.
5.3. Институциональное укрепление уполномоченного органа
Институциональное укрепление уполномоченного органа необходимыми ресурсами позволит справиться со значительным увеличением объема работ по координации, мониторингу и контролю государственных закупок, осуществляемых государственными органами, иными государственными учреждениями, государственными предприятиями и акционерными обществами, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. Создание структурных территориальных подразделений уполномоченного органа, ответственных за координацию, мониторинг и контроль государственных закупок, позволит уполномоченному органу более оперативно работать с акиматами областей и городов, что будет способствовать усилению порядка организации и проведения государственных закупок, повышению ответственности за допущенные нарушения и оперативному реагированию на них.
Уполномоченным органом на основе новой формы отчетности и уже имеющейся информации будут разработаны паспорта администраторов бюджетных программ, в которых на основе регулярного систематического анализа будут отражаться результаты их деятельности в сфере государственных закупок с выделением основных проблем и допускаемых ошибок для последующих консультаций со стороны уполномоченного органа.
5.4. Подготовка кадров в сфере государственных закупок
Так как значительная часть ошибок и нарушений процедур государственных закупок на местах допускается по причине слабого знания законодательства и/или неправильного его применения на практике, то для повышения уровня квалификации специалистов государственных учреждений, непосредственно занимающихся организацией и проведением государственных закупок, уполномоченный орган намерен организовать обучающие семинары и курсы. Также необходимо провести аттестацию членов конкурсных комиссий заказчиков и организаторов конкурсов, планируется организовать выпуск пособий по наиболее часто возникающим проблемам выбора способа закупок и процедур конкурса.
Необходимо в ближайшее время организовать учебу для членов конкурсных комиссий и работников специализированных структур, занимающихся вопросами государственных закупок, а в перспективе в связи с распространением действия законодательства о государственных закупках на государственные предприятия и акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, проработать вопрос о введении государственного заказа по подготовке специалистов в этой области.
На сегодняшний день насчитывается 39 администраторов республиканских и 16 местных бюджетных программ. Если в каждом центральном исполнительном органе необходимо обучить и аттестовать минимум по 3 специалиста, то в каждом областном акимате, городах Алматы и Астане, где ситуация с квалификацией членов конкурсных комиссий является более сложной, необходимо обучить и аттестовать по 10 специалистов из разных структурных подразделений, а в каждом районном акимате такую работу необходимо провести минимум по двум специалистам.
Таким образом, минимальное количество специалистов в сфере государственных закупок (без учета государственных предприятий и акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству), которых необходимо обучать, повышать их квалификацию и аттестовывать, в течение года составляет не менее 600 человек.
5.5. Внедрение электронных аукционов и тендеров в сфере
государственных закупок
Развитие электронного ведения бизнеса, электронной торговли, электронных финансов является одним из глобальных направлений движения мировой экономики. Внедрение автоматизированной системы мониторинга государственных закупок является одним из шагов по созданию системы электронных торгов для государственных закупок. В перспективе внедрение механизма электронных аукционов и тендеров в сфере государственных закупок, осуществляемых на конкурсной основе, приведет к значительному сокращению бумажного документооборота, сделает процесс закупок более транспарентным и открытым. Для реализации данного мероприятия в 2001-2002 годах необходимо разработать и запустить Wеb-сайт "Электронное агентство государственных закупок".
6. Финансирование Программы
Финансирование мероприятий Программы предполагается осуществлять за счет и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском и местных бюджетах, а также средств, государственных предприятий и акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, задействованных в ее реализации, по согласованию с ними. Для внедрения автоматизированной системы мониторинга государственных закупок по программе 33 "Проведение мониторинга и информационное обеспечение государственных закупок" в соответствии с Законом Республики Казахстан Z000131_ "О республиканском бюджете на 2001 год" предусмотрено финансирование в размере 10 млн. тенге.
Планом мероприятий по реализации P010674_ Государственной программы формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан на 2001-2003 годы, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 мая 2001 года N 674, для реализации подпрограммы "Внедрение электронной коммерции, аукционов и тендеров", предусмотрено выделение бюджетных средств в размере 70 млн. тенге, в том числе для создания Wеb-сайта "Электронное агентство государственных закупок" - 10 млн. тенге.
По программе "Повышение квалификации и переподготовка кадров на республиканском уровне" на 2002 год для обучения 600 человек планируется выделить 7983 тыс. тенге. В дальнейшем необходимо предусматривать ежегодное выделение бюджетных средств на подготовку и переподготовку
кадров, занимающихся государственными закупками.
Для создания территориальных подразделений уполномоченного органа
(64 человека) необходимо:
на оснащение - 33 млн. тенге единовременно;
на содержание - 17 млн. тенге ежегодно.
При формировании бюджета на соответствующий год объемы
финансирования будут уточняться.
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Реализация всех мероприятий по развитию системы государственных
закупок, намеченных данной Программой, позволит:
повысить эффективность планирования и общего управления расходной
частью бюджета;
обеспечить экономию государственных средств в пределах 5-10% в год
от объема закупаемых товаров, работ и услуг;
снизить уровень коррупционных действий в процессе государственных
закупок;
повысить прозрачность и транспарентность процесса государственных
закупок;
повысить уровень квалификации специалистов в сфере государственных
закупок.
8. План мероприятий по реализации Программы
___________________________________________________________________________
N ! Наименование мероприятия ! Форма !Ответственные! Срок
п/п ! ! завершения !за исполнение! исполнения
___________________________________________________________________________
1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5
___________________________________________________________________________
1 Привести нормативные Проекты КГЗ МФ в месячный срок
правовые акты о нормативных после принятия
государственных закупках правовых Закона "О госу-
в соответствие с новой актов дарственных
редакцией Закона закупках" и
"О государственных Закона "О внесе-
закупках" и Закона нии дополнений
"О внесении дополнений в Кодекс об
в Кодекс об администра- административных
тивных правонарушениях" правонарушениях"
2 Изучить возможность Информация в КГЗ МФ,МЭТ в течение
введения института Правительство 2004 г.
"контрактных брокеров"
(чиновников)
3 Открыть Wеb-сайт Информация в Минфин,МТК в течение
"Электронное агентство Правительство 2002 г.
государственных закупок"
4 Разработать проекты Проекты КГЗ МФ,МТК в течение
нормативных правовых нормативных 2003 г.
актов для внедрения правовых
электронных торгов актов
в сфере государственных
закупок
5 Создать и вести базы Информация КГЗ МФ постоянно
данных: в составе
1) администраторов годового
бюджетных программ; отчета
2) отечественных
товаропроизводителей -
потенциальных постав-
щиков;
3) ненадежных
(недобросовестных)
поставщиков (подрядчиков);
4) конкурсов.
6 Разработать и ввести Информация КГЗ МФ постоянно
паспорта администраторов в составе
бюджетных программ годового
отчета
7 Подготовить предложения Информация в Минфин, в течение
о возможности совершен- Правительство местные 2002 г.
ствования структуры исполни-
уполномоченного органа тельные
и создания территориальных органы
подразделений, ответственных
за координацию и мониторинг
процесса государственных
закупок
8 Разработать и внедрить Информация в Минфин декабрь
автоматизированную систему Правительство 2002 г.
мониторинга государственных
закупок
9 Организовать и провести Семинары КГЗ МФ постоянно
обучение и аттестацию
членов конкурсных комиссий
заказчиков и организаторов
конкурсов по вопросам госу-
дарственных закупок
10 Разработать и опубликовать Методические КГЗ МФ 1 квартал
пособия по наиболее часто пособия 2002 г.
возникающим проблемам выбора
способа закупок и процедур
конкурса
(Специалисты: Склярова И.В.,
Мартина Н.А.)