О проекте Закона Республики Казахстан "О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 апреля 2003 года N 381

      Правительство Республики Казахстан постановляет:
      Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение".

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Проект  

Закон Республики Казахстан О государственном мониторинге собственности в отраслях
экономики, имеющих стратегическое значение

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственного мониторинга собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение, а также определяет основания и условия его проведения.

Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Государственный мониторинг собственности

      1. Государственный мониторинг собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение (далее - государственный мониторинг собственности), - составная часть единой государственной политики реформирования отношений собственности, разгосударствления экономики и приватизации.
      2. Государственный мониторинг собственности является элементом системы прогнозирования и регулирования устойчивого экономического развития, выполняет информационно-аналитические функции обеспечения экономической безопасности страны.
      3. Государственный мониторинг собственности не преследует целей проверки деятельности хозяйствующих субъектов.

      Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) государственная экономическая политика - совокупность мер, проводимых государством в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране;
      2) государственный мониторинг собственности - наблюдение, сбор информации, анализ, оценка и прогноз состояния структуры собственности и эффективности управления объектов собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение;
      3) объекты мониторинга - объекты государственной собственности и приватизированные объекты в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение;
      4) отрасли экономики, имеющие стратегическое значение - добыча и переработка топливно-энергетических полезных ископаемых (уголь, газ, нефть, уран) и металлических руд, машиностроение, химическая промышленность, транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, а также отрасли, производящие продукцию военно-промышленного назначения;
      5) социально-экономическое прогнозирование - предвидение возможных тенденций основных показателей экономической динамики (темпов экономического роста, структурных сдвигов, инфляции, эффективности воспроизводства), научно-технического, социального и экологического развития на перспективный период - краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный;
      6) уполномоченный государственный орган - государственный орган, осуществляющий, в пределах предоставленных полномочий функции по проведению государственного мониторинга собственности;
      7) управление собственностью - осуществление полномочий владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью;
      8) управление организацией - комплекс действий, необходимых для формирования и достижения целей организации, включающий в себя планирование, организацию, мотивацию и контроль;
      9) экономическая эффективность - оценочные показатели экономической деятельности, характеризуемые соотношением полученного результата к затраченным ресурсам;
      10) эффективность управления - показатели, характеризующие соотношение между целями и результатами управления собственностью в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение.

      Статья 3. Законодательство Республики Казахстан в области
                государственного мониторинга собственности

      1. Законодательство Республики Казахстан в области государственного мониторинга собственности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

      Статья 4. Цели и задачи государственного мониторинга
                собственности

      1. Целями государственного мониторинга собственности являются обеспечение эффективного экономического развития и экономической безопасности Республики Казахстан.
      2. Задачами государственного мониторинга собственности являются:
      1) повышение эффективности управления объектами государственной собственности и приватизированными объектами в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение;
      2) оптимизация структуры собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение;
      3) создание благоприятных условий для обеспечения экономического роста государства, максимального снижения влияния на экономику возможных отрицательных факторов, содействие притоку инвестиций в национальную экономику;
      4) сохранение и укрепление ресурсно-энергетической основы страны, повышение эффективности государственного контроля за использованием стратегических ресурсов;
      5) осуществление уполномоченным государственным органом, центральными исполнительными органами и лицами, в собственности либо управлении которых находятся обследуемые организации, совместных программ и мер по повышению эффективности деятельности отдельных предприятий и/или отраслей экономики;
      6) усиление в государственном управлении роли прогнозирования на основе постоянно обновляющейся экономической информации, использование данных государственного мониторинга собственности для обеспечения достоверности экономических прогнозов, научного обоснования экономической политики;
      7) информационное обеспечение макроэкономического, отраслевого и регионального планирования, направленного на достижение задач социально-экономической политики государства;
      8) использование данных государственного мониторинга собственности при формировании, корректировке и реализации промышленной, инвестиционной, структурной, институциональной, налоговой, финансовой, ценовой политики государства;
      9) предупреждение ситуаций, наносящих ущерб экономической безопасности государства, предотвращение экологических, промышленных и техногенных аварий и катастроф;
      10) постприватизационная поддержка приватизированных объектов в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение;
      11) информационно-аналитическое обеспечение процессов разгосударствления, приватизации, демонополизации.

      Статья 5. Органы управления в области проведения
                государственного мониторинга собственности

      1. Органами управления в области проведения государственного мониторинга собственности являются Правительство Республики Казахстан и определяемый им уполномоченный государственный орган.
      2. В своей деятельности уполномоченный государственный орган по проведению государственного мониторинга собственности взаимодействует с государственными органами, юридическими и физическими лицами, независимыми экспертами и консультантами.

      Статья 6. Принципы государственного мониторинга
                собственности

      Принципами государственного мониторинга собственности являются:
      1) соблюдение законности при осуществлении деятельности по проведению государственного мониторинга собственности;
      2) научность, комплексность, последовательность, системность, объективность, достоверность и достаточность проводимых наблюдений, изучения, анализа и оценки;
      3) сочетание различных методов исследования объектов мониторинга, включая использование метода независимых экспертных оценок.

      Статья 7. Виды государственного мониторинга собственности

      Видами государственного мониторинга собственности являются:
      1) мониторинг структуры форм собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение.
      Мониторинг структуры форм собственности направлен на отслеживание процессов соотношения государственной и частной, национальной и иностранной собственности, крупного и мелкого капитала, различных организационно-правовых форм юридических лиц в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение, а также оптимизацию структуры форм собственности;
      2) мониторинг эффективности управления объектами государственной собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение.
      Мониторинг эффективности управления объектами государственной собственности основан на использовании правомочий государства как субъекта права собственности и направлен на повышение эффективности функционирования государственного сектора в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение;
      3) мониторинг эффективности управления приватизированными объектами в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение.
      Мониторинг эффективности управления приватизированными объектами осуществляется в целях реализации государственной политики разгосударствления и приватизации, обеспечения экономической безопасности государства. Мониторинг направлен на завершение сделок приватизации с безусловным выполнением принятых покупателями инвестиционных и иных обязательств, сохранение и укрепление промышленного потенциала государства, и развитие его производительных сил.

      Статья 8. Мониторинг эффективности управления объектами
                государственной собственности и приватизированными
                объектами

      1. Мониторинг эффективности управления объектами государственной собственности осуществляется в отношении:
      1) государственных предприятий и учреждений;
      2) юридических лиц, доли участия в которых принадлежат государству;
      3) всех видов имущества, являющихся государственной собственностью, в том числе находящихся в доверительном управлении, аренде.
      2. Мониторинг эффективности управления приватизированными объектами осуществляется в отношении предприятий отраслей экономики, имеющих стратегическое значение, ранее находившихся в государственной собственности, подвергнутых процедуре разгосударствления и приватизации.

      Статья 9. Участники государственного мониторинга
                собственности

      Участниками государственного мониторинга собственности являются:
      1) уполномоченный государственный орган;
      2) центральные и местные исполнительные органы;
      3) лица, в собственности либо управлении которых находятся объекты мониторинга;
      4) организации, специализирующиеся в сфере оказания консалтинговых услуг, независимые эксперты и консультанты, привлекаемые уполномоченным государственным органом в установленном законодательством порядке к проведению мониторинга.

      Статья 10. Осуществление государственного мониторинга
                 собственности в отношении иностранных предприятий
                 и предприятий с иностранным участием

      1. Осуществление государственного мониторинга собственности в отношении иностранных предприятий и предприятий с иностранным участием в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение, производится на тех же условиях и в том же порядке, что и в отношении объектов собственности, принадлежащих юридическим и физическим лицам Республики Казахстан
      2. При осуществлении государственного мониторинга собственности обеспечивается соблюдение гарантий, предоставленных иностранным инвесторам действующим законодательством Республики Казахстан.

      Статья 11. Содержание и предмет государственного
                 мониторинга собственности

      1. Содержание государственного мониторинга собственности составляют:
      1) наблюдение за состоянием и эффективностью управления объектов мониторинга;
      2) периодический сбор информации по предмету мониторинга;
      3) анализ социально-экономического, финансового, правового, технологического, производственно-технического, экологического состояния объектов мониторинга;
      4) непосредственное обследование и оценка эффективности управления объектами мониторинга;
      5) оценка и прогноз влияния деятельности объектов мониторинга на развитие отраслей экономики, имеющих стратегическое значение, регионов и экономики республики в целом;
      6) выработка уполномоченным государственным органом, центральными исполнительными органами, а также лицами, в собственности либо управлении которых находятся объекты мониторинга, совместных мер, направленных на повышение эффективности деятельности отдельных предприятий и\или отраслей экономики.
      2. К предмету государственного мониторинга собственности относятся следующие вопросы:
      1) динамика и структура производства;
      2) финансовое и экономическое положение объектов мониторинга, динамика экономических отношений;
      3) состояние основных фондов объектов мониторинга, внедрение в производство передовых технологий;
      4) инвестиционная деятельность;
      5) охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;
      6) использование трудовых ресурсов;
      7) правовые вопросы, относящиеся к статусу и функционированию объектов мониторинга.

      Статья 12. Гарантии при осуществлении государственного
                 мониторинга собственности

      При осуществлении государственного мониторинга собственности гарантируется:
      неприкосновенность собственности;
      невмешательство в оперативное управление и производственно-хозяйственную деятельность;
      недопустимость нарушения текущей деятельности объектов мониторинга;
      сохранение конфиденциальности данных, относящихся к государственным секретам, и/или являющихся предметом охраняемой законом тайны, и ставших известными в ходе обследования;
      соблюдение других гарантий и прав, предоставленных действующим законодательством.

Глава 2. Компетенция государственных органов Республики
Казахстан в области государственного мониторинга собственности

      Статья 13. Компетенция Правительства Республики Казахстан
                 в области государственного мониторинга
                 собственности

      Правительство Республики Казахстан:
      1) определяет государственный орган, уполномоченный на проведение государственного мониторинга собственности;
      2) по представлению уполномоченного государственного органа утверждает перечень приватизированных предприятий отраслей экономики, имеющих стратегическое значение, в отношении которых осуществляется мониторинг эффективности управления;
      3) использует данные государственного мониторинга собственности при выработке и корректировке государственной социально-экономической политики;
      4) по результатам обследования объектов мониторинга использует экономические, финансовые и иные предусмотренные законодательством Республики Казахстан меры, направленные на сохранение, оздоровление и повышение экономической эффективности предприятий в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение;
      5) использует данные государственного мониторинга собственности для оптимизации структуры государственной собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение.

      Статья 14. Компетенция уполномоченного государственного
                 органа в области государственного мониторинга
                 собственности

      Уполномоченный государственный орган в области государственного мониторинга собственности:
      1) определяет перечень объектов государственной собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение, в отношении которых осуществляется мониторинг эффективности управления;
      2) вносит на утверждение Правительства Республики Казахстан перечень приватизированных предприятий отраслей экономики, имеющих стратегическое значение, в отношении которых осуществляется мониторинг эффективности управления;
      3) запрашивает и получает информацию по предмету государственного мониторинга собственности и иных параметрах деятельности объектов мониторинга, необходимую для производства достоверного и объективного анализа;
      4) отслеживает объекты мониторинга по основным производственно-техническим, технологическим, финансово-экономическим, правовым и иным параметрам с целью анализа происходящих изменений и прогноза развития производительных сил в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение;
      5) выявляет потребности в оптимизации структуры форм собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение;
      6) осуществляет методическое обеспечение и координацию работ по ведению государственного мониторинга собственности;
      7) в пределах своей компетенции в сфере осуществления государственного мониторинга собственности принимает нормативные правовые акты;
      8) утверждает план и программу проведения государственного мониторинга собственности;
      9) организует проведение систематических обследований объектов мониторинга, осуществляя сбор и анализ информации по предмету государственного мониторинга собственности;
      10) осуществляет анализ информации по предмету государственного мониторинга собственности с целью своевременного выявления факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на сохранение и укрепление промышленного потенциала, ресурсно-энергетической основы экономики страны и регионов, единых коммуникационной и энергетической систем, разрабатывает и представляет Правительству Республики Казахстан рекомендации по предупреждению и преодолению негативных процессов в сфере экономики;
      11) обосновывает объем государственных бюджетных ассигнований для проведения работ по государственному мониторингу собственности;
      12) вправе привлекать для участия в непосредственном обследовании объектов мониторинга, сборе и анализе информации, относящейся к предмету государственного мониторинга собственности, представителей центральных и местных исполнительных органов;
      13) запрашивает и получает от центральных и местных исполнительных органов Республики Казахстан, а также объектов мониторинга документы и сведения, необходимые для осуществления государственного мониторинга собственности;
      14) привлекает для проведения работ по обследованию объектов мониторинга, сбору и анализу информации, выработке рекомендаций независимых экспертов и консультантов, производя государственные закупки их услуг в соответствии с действующим законодательством;
      15) уведомляет руководителей объекта мониторинга о производстве обследования с указанием лиц, которым поручено проведение обследования и перечня информации, которая должна быть представлена для ознакомления;
      16) периодически представляет по результатам государственного мониторинга собственности обобщенные аналитические записки, прогнозы развития и рекомендации Правительству Республики Казахстан, а также заинтересованным министерствам и иным центральным исполнительным органам;
      17) знакомит с результатами обследования объектов мониторинга лиц, в собственности или управлении которых находятся эти объекты;
      18) в случае необходимости совместно с центральными исполнительными органами и лицами, в собственности либо управлении которых находятся объекты мониторинга, разрабатывает меры, направленные на повышение экономической эффективности предприятий;
      19) ведет единую республиканскую базу данных государственного мониторинга собственности.

      Статья 15. Компетенция центральных и местных исполнительных
                 органов в области государственного мониторинга
                 собственности

      Центральные и местные исполнительные органы в пределах своей компетенции:
      1) предоставляют уполномоченному государственному органу информацию, необходимую для осуществления государственного мониторинга собственности;
      2) по инициативе уполномоченного государственного органа привлекаются для участия в непосредственном обследовании объектов мониторинга, сборе и анализе информации, относящейся к предмету государственного мониторинга собственности;
      3) используют данные государственного мониторинга собственности для осуществления функций по управлению социально-экономическими процессами;
      4) участвуют в определении перечней объектов государственной собственности и приватизированных предприятий отраслей экономики, имеющих стратегическое значение, в отношении которых осуществляется мониторинг эффективности управления;
      5) по результатам государственного мониторинга собственности вносят в Правительство Республики Казахстан предложения по выработке и корректировке государственной социально-экономической политики, по оптимизации структуры форм собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение.

Глава 3. Организация ведения государственного
мониторинга собственности

      Статья 16. Обязанности и права независимых экспертов и
                 консультантов

      1. Независимыми экспертами и консультантами, привлекаемыми для выполнения отдельных видов работ по ведению государственного мониторинга собственности, являются юридические и физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность по исследованию, консультированию, выработке заключений и рекомендаций в сфере правового, финансово-экономического, технического и технологического анализа, обладающие соответствующими знаниями и опытом в проведении этой работы.
      2. Независимые эксперты и консультанты, привлекаемые для выполнения отдельных видов работ по ведению государственного мониторинга собственности, обязаны:
      1) обеспечить комплексное, объективное и качественное проведение анализа, своевременную подготовку аргументированного отчета и заключения;
      2) соблюдать требования законодательства о государственном мониторинге собственности;
      3) обеспечивать сохранность переданных им документов и материалов;
      4) не допускать разглашения конфиденциальных сведений, данных, составляющих охраняемую законом тайну.
      3. Независимые эксперты и консультанты, привлекаемые для выполнения отдельных видов работ по ведению государственного мониторинга собственности, имеют право:
      1) непосредственного обследования объекта мониторинга в соответствии с планом и программой мониторинга;
      2) доступа к документации, необходимой для осуществления государственного мониторинга собственности;
      3) запроса и получения необходимой информации об объекте мониторинга.
      4. Иные обязанности и права независимых экспертов и консультантов, привлеченных к проведению государственного мониторинга собственности, определяются условиями договора, заключаемого с уполномоченным государственным органом.

      Статья 17. Ответственность независимых экспертов и
                 консультантов

      За нарушение законодательства о государственном мониторинге собственности, а также условий договора с уполномоченным государственным органом независимые эксперты и консультанты несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 18. Обязанности и права хозяйствующих субъектов при
                 осуществлении государственного мониторинга
                 собственности

      1. Хозяйствующие субъекты, в отношении которых осуществляется государственный мониторинг собственности, предоставляют уполномоченному государственному органу и/или его доверенным лицам, имеющим соответствующие полномочия, необходимую информацию для достоверного и объективного анализа.
      2. Хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить лицам, осуществляющим государственный мониторинг собственности, допуск к объектам мониторинга и не должны препятствовать законной деятельности этих лиц.
      3. Хозяйствующие субъекты имеют право:
      1) представлять письменные или устные пояснения, замечания и предложения относительно объектов мониторинга;
      2) знакомиться с предварительными и окончательными выводами по результатам обследования объектов мониторинга;
      3) обжаловать действия уполномоченного государственного органа, независимых экспертов и консультантов при осуществлении государственного мониторинга собственности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      Статья 19. Электронная база данных государственного
                 мониторинга собственности

      1. Электронная база данных государственного мониторинга собственности содержит краткую правовую, техническую и экономическую информацию об объектах мониторинга. Ее ведение осуществляется уполномоченным государственным органом.
      2. Государственные органы и их подведомственные организации, которые создают и ведут регистры и информационные базы данных о физических и юридических лицах, на безвозмездной основе представляют уполномоченному государственному органу информацию, необходимую для формирования и обновления электронной базы данных государственного мониторинга собственности.
      3. Доступ к информации государственного мониторинга собственности, предоставляется государственным органам в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

      Статья 20. Осуществление государственного мониторинга
                 собственности

      1. Государственный мониторинг собственности осуществляется путем проведения:
      базовых комплексных обследований объектов мониторинга, проводимых не чаще одного раза в три года, а в случаях, представляющих угрозу экономической безопасности государства, - по мере необходимости, но не чаще одного раза в год;
      периодического оперативного сбора информации по деятельности объектов мониторинга - по мере необходимости, но не чаще одного раза в год.
      2. Базовые комплексные обследования объектов мониторинга включают в себя:
      1) сбор и системный анализ информации по производственно-техническим, технологическим, инвестиционным, финансово-экономическим, правовым параметрам деятельности объектов мониторинга, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
      2) оценку состояния эффективности управления объектами мониторинга, прогноз изменения состояния с целью выработки рекомендаций по предупреждению и преодолению негативных процессов, представляющих угрозу экономической безопасности государства;
      3) экспертную оценку перспектив развития техники, технологии организаций;
      4) обеспечение центральных и местных государственных органов необходимой информацией о состоянии объектов мониторинга, тенденциях и прогнозах их развития.
      3. Периодический оперативный сбор информации предназначен для текущего обновления основных данных государственного мониторинга собственности по деятельности объектов мониторинга в периоды между комплексными систематическими обследованиями функционирования и эффективности управления объектами мониторинга.
      4. Обследование объектов мониторинга может быть проведено по отдельным либо всем вопросам, относящимся к предмету государственного мониторинга собственности.

      Статья 21. Использование данных государственного
                 мониторинга собственности

      1. Данные государственного мониторинга собственности, как составная часть информационно-аналитического обеспечения функций государства по регулированию экономики, используются государственными органами при разработке и осуществлении:
      непосредственного управления государственным сектором экономики;
      государственного регулирования отношений собственности;
      государственного экономического прогнозирования и программирования;
      промышленной политики;
      инвестиционной, структурной, институциональной, налоговой, денежно-кредитной, ценовой политики и других элементов государственной экономической политики;
      государственного регулирования охраны и рационального использования природных ресурсов;
      регулирования внешнеэкономической деятельности;
      мер по обеспечению экономической, экологической и социальной безопасности государства.
      2. Результаты государственного мониторинга собственности могут являться основанием для выработки уполномоченным государственным органом, министерствами и иными центральными исполнительными органами, а также лицами, в собственности либо управлении которых находятся объекты мониторинга, совместных программ и мер, направленных на повышение эффективности деятельности отдельных предприятий и/или отраслей экономики.

Глава 4. Заключительные положения

      Статья 22. Финансирование работ по ведению
                 государственного мониторинга собственности

      Осуществление работ по ведению государственного мониторинга собственности финансируется из республиканского бюджета.

      Статья 23. Порядок введения в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие со дня официального опубликования.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.