Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития отрасли телекоммуникаций Республики Казахстан на 2006-2008 годы (далее - Программа).
2. Центральным исполнительным и иным государственным органам Республики Казахстан обеспечить своевременное исполнение мероприятий предусмотренных Программой и ежегодно, до 30 июня и 30 декабря, информировать Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи.
3. Агентству Республики Казахстан по информатизации и связи ежегодно, до 20 января и 20 июля, информировать Правительство Республики Казахстан о ходе реализации Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Масимова К.К.
5. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
7 июня 2006 года N 519
Программа
развития отрасли телекоммуникаций Республики Казахстан
на 2006-2008 годы
Астана - 2006
Содержание
1. Паспорт Программы
2. Введение
3. Анализ современного состояния отрасли телекоммуникаций
4. Цель и задачи Программы
5. Основные направления и механизмы реализации Программы
5.1. Совершенствование государственного регулирования отрасли телекоммуникаций
5.1.1. Исследования по дальнейшему развитию отрасли телекоммуникаций
5.1.2. Присоединение операторов связи
5.1.3. Развитие фиксированной и сотовой связи
5.1.4. Развитие Интернета
5.1.5. Предоставление универсальных услуг телекоммуникаций для населения
5.2. Инновационно-технологическое и техническое обеспечение отрасли телекоммуникаций
5.2.1. Инновационное развитие отрасли телекоммуникаций
5.2.2. Распределение телекоммуникационного ресурса нумерации
5.2.3. Совершенствование распределения радиочастотного спектра
5.2.4. Развитие национальной спутниковой связи
5.2.5. Совершенствование отраслевой системы стандартизации и сертификации
5.2.6. Организация системы подготовки и переподготовки кадров в отрасли телекоммуникаций
5.2.7. Обеспечение проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях телекоммуникаций
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
8. План мероприятий по реализации Программы
1. Паспорт Программы
Наименование |
Программа развития отрасли |
Основание для |
Программа развития отрасли |
Основной |
Агентство Республики Казахстан по |
Цель и задачи |
Целью Программы является создание |
Сроки |
2006-2008 годы |
Необходимые |
Источники финансирования: |
Ожидаемый |
Оптимальная структура рынка услуг |
2. Введение
Программа развития отрасли телекоммуникаций Республики Казахстан на 2006-2008 годы разработана в соответствии с пунктом 48 Сетевого графика исполнения Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года и Программой Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2006 года N 222.
С принятием нового Закона "О связи" в 2004 году (далее - Закон) начался очередной этап развития отрасли телекоммуникаций, направленный на полную либерализацию телекоммуникационного рынка с созданием условий для формирования открытой и прозрачной конкурентной среды.
В настоящее время в Казахстане создана нормативная правовая база отрасли, обеспечивающая ее функционирование в новых условиях, а также реализован ряд первоочередных системных мероприятий, определивших развитие отрасли телекоммуникаций в период подготовительного этапа и частичной либерализации телекоммуникационного рынка республики.
Текущий процесс либерализации, как переходный период в развитии отрасли, сопровождается постоянным поиском оптимальных решений по совершенствованию организационно-правовой структуры управления отраслью, правил взаимодействия субъектов рынка между собой и государством, технико-технологического развития телекоммуникационной инфраструктуры.
В связи с этим в предстоящем периоде предусматривается полностью завершить либерализацию отрасли телекоммуникаций и обеспечить ее подготовку к динамичному развитию в условиях открытого мирового конкурентного рынка. При этом отрасль телекоммуникаций должна решать отдельные социально-экономические задачи развития республики.
Важным условием развития отрасли является обеспечение интересов безопасности государства и общества. Существует необходимость выполнения ряда мероприятий по развитию средств выявления и пресечения преступной и антиобщественной деятельности с использованием сетей телекоммуникаций.
В этой связи назрела необходимость в разработке новой Программы, которая будет способствовать дальнейшему развитию отрасли телекоммуникаций, созданию конкуренции, привлечению инвестиций, что позволит стране войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира к 2012 году.
3. Анализ современного состояния отрасли телекоммуникаций
Телекоммуникационная отрасль в настоящее время является одной из самых динамично развивающихся в мире, объем информации передаваемой через телекоммуникационную инфраструктуру, удваивается каждые 2-3 года.
Темпы роста инвестиций в телекоммуникационную отрасль в западных странах превышают темпы роста инвестиций в перерабатывающие и добывающие отрасли.
Постоянно растет доля доходов от телекоммуникационной отрасли в составе ВВП, а также количество работников занятых в ней.
Появляются и успешно развиваются новые отрасли информационной индустрии, существенно возрастает информационная составляющая экономической активности субъектов рынка и влияние информационных технологий на научно-технический, интеллектуальный потенциал, актуализируя особую роль информационных ресурсов в жизнедеятельности общества.
Факторы, влияющие на развитие телекоммуникационного сектора республики:
1) масштабы национального рынка.
Основополагающим фактором развития рынка услуг телекоммуникаций является платежеспособный спрос потребителей, который во многом определяется состоянием экономики страны.
В настоящее время Казахстан не обладает достаточным потенциалом расширения клиентской базы из-за неравномерного распределения населения на территории страны.
Текущий объем местной телефонной связи превышает 2,6 млн. линий, что составляет 65 % от максимальной емкости рынка услуг местной телефонной связи, показателя, характеризующего количество всех потенциальных потребителей без учета их платежеспособности и составившего по состоянию на 1 января 2006 года порядка 4 млн. линий.
К концу 2008 года прогнозируется достижение общего количества основных телефонных аппаратов порядка 3,4-3,5 млн.
2) реализация курса Правительства Республики Казахстан на либерализацию телекоммуникационного рынка.
В результате начавшейся в конце 2004 года поэтапной либерализации на рынке телекоммуникационных услуг созданы предпосылки для развития реальной конкурентной среды. В ходе либерализации рынка телекоммуникаций осуществляются мероприятия по ребалансированию тарифов и устранению условий перекрестного субсидирования, по созданию экономических стимулов развития конкуренции в каждом сегменте рынка услуг телекоммуникаций, в том числе и на селе.
3) мероприятия по вступлению во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО).
Подготовка к вхождению Казахстана в ВТО и формирование системы регулирования рынка на принципах, регламентируемых данной организацией, снятие барьеров доступа на рынок услуг телекоммуникаций, открытость рынка для внешней конкуренции. Эти мероприятия будут способствовать выходу на рынок услуг телекоммуникаций Казахстана новых участников, что приведет к усилению конкуренции.
Достижение результатов, ожидаемых от членства Казахстана в ВТО, будет во многом зависеть от условий, на которых состоится вступление в эту организацию и уровня принимаемых Казахстаном обязательств по обеспечению доступа на отечественные рынки товаров и услуг. Принимаемые страной обязательства в телекоммуникационном секторе должны способствовать его дальнейшему развитию, одним из обязательных факторов которого является обеспечение защиты интересов отечественных производителей услуг и товаров.
4) ожидаемые технологические тенденции развития рынка услуг телекоммуникаций Республики Казахстан.
Рынок услуг телекоммуникаций Республики Казахстан, как часть общемирового телекоммуникационного комплекса, развивается под влиянием основных доминирующих тенденций:
активное развитие подвижной связи, спутникового и кабельного телевидения, конвергированных решений по передаче голоса, видео и данных на основе пакетных технологий;
переход развития от традиционных сетей к развитию на основе решений сетей нового поколения;
конвергенция телекоммуникационных и информационных технологий.
В текущих тенденциях начало XXI века рассматривается как эра информационного общества, требующего для своего эффективного развития создание глобальной телекоммуникационной инфраструктуры, темпы развития которой должны быть опережающими по отношению к темпам развития экономики в целом.
В развитых и развивающихся странах для того, чтобы обеспечить 1 % экономического роста необходимо достичь роста отрасли телекоммуникации не менее 3-х процентов.
В данной ситуации значение телекоммуникационной отрасли в экономических показателях развитых и развивающихся государств, проявляется в постоянном увеличении ее доли в валовом внутреннем продукте (далее - ВВП). В промышленно развитых странах объем услуг телекоммуникаций доходит до 5 - 8 % от ВВП, в среднем по странам СНГ данный показатель, несмотря на высокие темпы роста, составляет 2,8 % от ВВП (в Казахстане - 2,9 %).
Исходя из вышеуказанной статистики, можно сделать вывод, что для развития отрасли телекоммуникаций в Казахстане присущи общемировые тенденции роста.
За последние пять лет в республике наблюдается динамичное развитие отрасли телекоммуникаций, причем темпы ее развития превышают темпы роста ВВП страны и составляют в среднем от 25 до 30 % ежегодно.
Следует отметить, что сохраняющаяся положительная динамика развития отрасли будет способствовать не только развитию общества и укреплению безопасности страны, но и станет важнейшим источником стабильного экономического роста.
В дальнейшем услуги связи будут пользоваться растущим спросом, учитывая, что согласно прогнозам Среднесрочного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на 2005-2007 годы среднегодовой рост ВВП составит 8,1 %, а рост реальной заработной платы 4,6 %, т.е. у населения появится возможность приобретать такие виды услуг связи, как мобильная, Интернет и др.
Кроме того, в ближайшие три года среднегодовые темпы роста отрасли составят 31 %, что обусловлено несколькими важными факторами: ребалансированием тарифов на местную связь, выравниванием тарифов на междугородную (внутризоновую) телефонную связь и ростом трафика на этот вид связи и увеличению доли услуг сотовой связи, других высокодоходных услуг и появлением новых видов услуг телекоммуникаций, в том числе отечественной спутниковой связи.
Доходы отрасли телекоммуникаций за 2005 год составили 216704 млн. тенге и превысили показатель прошлого года на 27 %. При этом наблюдается рост доходов альтернативных операторов связи. Если в 2003 году на долю традиционного оператора АО "Казахтелеком" приходилось 51 % всех телекоммуникационных доходов, то в 2005 году доля данного оператора в общих доходах снизилась до 48 %, по предоставлению услуг междугородней и международной телефонной связи АО "Казахтелеком" по-прежнему доминирует.
В плане технического развития отрасли, одной из основных задач в республике является создание цифровой транспортной среды для поддержки процессов информатизации, развития современной телекоммуникационной инфраструктуры и ее интеграции с инфраструктурой других государств, как важнейшего фактора подъема национальной экономики, роста деловой и интеллектуальной активности общества, укрепления авторитета страны в международном сообществе.
На конец 2005 года уровень цифровизации сельской связи составляет 52,64 %, тогда как уровень цифровизации городской связи 77,01 %.
Вместе с тем, по количеству телефонных аппаратов на 100 человек (17,7 телефонных аппаратов) Казахстан в 4 раза отстает от уровня высокоразвитых стран Дании, Норвегии, Швейцарии, США, Германии, где уровень телефонной плотности составляет от 60 до 70 телефонных аппаратов на 100 жителей. На территории СНГ данный показатель составляет в среднем 21,4.
Сложившиеся темпы роста инвестиций в отрасль составляют в среднем от 25 % до 52 % от дохода, что свидетельствует об увеличении инвестиционной привлекательности отрасли и росте спроса на телекоммуникационные услуги со стороны бизнес-сектора. Рост инвестиций обусловлен необходимостью модернизации сетей связи, морально и физически устаревшего телекоммуникационного оборудования в целях развития новых услуг и удовлетворения спроса на них. В то же время, несмотря на возрастающий интерес зарубежных инвесторов в Казахстане, в структуре капитальных вложений основным источником финансирования инвестиций остаются собственные средства компаний. Вместе с тем в Азербайджане, Армении, Таджикистане и Узбекистане более 50 % инвестиций это иностранные инвестиции.
В рамках процесса либерализации телекоммуникационного рынка республики, который проводится большинством стран СНГ и осуществлен в развитых странах, с созданием организационно-правовых условий происходит оптимизация структуры рынка, решаются вопросы по снижению диспропорций в потреблении услуг связи и проявляется реальная конкуренция как внутри, так и между сегментами рынка.
В настоящее время в республике сформировались следующие основные сегменты рынка услуг телекоммуникаций: сотовая связь, местная телефонная связь, междугородняя и международная связь, передача данных (включая Интернет). По состоянию на 1 января 2006 года объемы доходов предприятий связи составили: беспроводная связь (48,7 %), междугородная, международная телефонная связь (27,3 %), местная телефонная связь (12,9 %).
Зафиксирован высокий уровень доходности на вложенный капитал. Спрос на услуги и сотовой, и фиксированной связи не снижается.
Характеристика текущего состояния рынка услуг связи
и конкуренции в Казахстане
Сегмент рынка услуг |
Коли- |
Наименование операторов | Территория оказания услуг |
Характер конкуренции |
---|---|---|---|---|
Сотовая |
4 |
ТОО "GSM Казахстан |
Республика |
КРД |
Местная |
135 |
Новые операторы и АО |
определен- |
услуги для |
Междуго- |
7 |
АО "Казахтелеком", |
Республика |
КРД |
Передача |
62 |
Новые операторы АО |
определен- |
услуги для |
Основные характеристики казахстанского рынка сотовой связи таковы: на нем работают 4 оператора связи, при этом из-за недостаточной емкости радиочастотного ресурса барьер вхождения на рынок очень высокий. Сотовый рынок Казахстана характеризуется следующими особенностями: перечень предоставляемых услуг практически одинаковый у всех операторов сотовой связи, компании - операторы связи конкурируют между собой в части тарифов на оказываемые услуги. По сравнению с 2004 годом количество абонентов сотовой связи увеличилось в 2,5 раза.
Количество абонентов сотовой связи превысило количество абонентов фиксированной связи. Число фиксированных абонентов составляет около 2,5 млн., а количество абонентов мобильной связи более 5,5 млн. Наибольшее количество абонентов имеет ТОО "GSM Казахстан ОАО "Казахтелеком" - около 3,3 млн., количество абонентов ТОО "Кар-Тел" составляет свыше 2 млн. человек.
Необходимо отметить доминирование иностранных компаний на этом стратегически важном и быстро растущем рынке - в крупнейших компаниях рынка сотовой связи представлены турецкий и российский капиталы.
Для данного сегмента характерен динамичный рост, однако характер конкуренции можно оценить как средний. Потенциал роста рынка сотовой связи можно оценить как высокий, при условии снижения тарифов на данный вид услуги на основе развития конкуренции за счет появления новых участников рынка.
Местная телефонная связь обеспечивается традиционным оператором связи АО "Казахтелеком" и около 130 операторами связи. Однако доля новых операторов на рынке услуг местной связи в целом по республике остается низкой и составляет от 9 до 10 %. Доля традиционного оператора АО "Казахтелеком" на рынке данных услуг связи составляет почти 90 %.
С учетом мирового опыта развития конкуренции на рынке местной связи в городах, для решения вопроса "последней мили" доступа до потребителя Агентством Республики Казахстан по информатизации и связи (далее - Агентство) в 2004-2005 годах проведен пилотный проект по использованию широкополосных систем беспроводного радиодоступа в диапазонах частот 5,2-5,9 ГГц.
По результатам проекта 11 операторам связи выданы разрешения на использование указанного диапазона частот по городу Астана.
В результате замены внутреннего перекрестного субсидирования прозрачным механизмом государственного субсидирования деятельность по развитию местных телефонных сетей в сельской местности в настоящее время становится экономически эффективной. Следует отметить при этом, что нагрузка по формированию государственного фонда субсидирования ложится на операторов междугородной и международной связи.
Общее количество сельских населенных пунктов (далее - СНП) в республике насчитывается около 7400. На 1 января 2006 года нетелефонизированными являются около 650 сельских населенных пунктов с населением более 50-ти человек.
Услуги телекоммуникаций на селе в основном предоставляет АО "Казахтелеком", которое обслуживает почти 500 тысяч абонентов, другие операторы связи обеспечивают более 8 тысяч абонентов. Самый крупный из них это АО "Транстелеком" - более 4 тысяч абонентов, ТОО "Казахмыс" - 1 300 абонентов, остальные - ТОО "Аргын", ТОО "Мунайтелеком", АО "KazTransCom" и АО "Арна".
На 1 декабря 2005 года, из 7880 школ телефонизировано 6760 школ (85,8 %), в том числе из 6030 сельских школ телефонизировано 4986 школ, (82,7 %), доступ к сети Интернет имеют 82,2 % школ, в том числе 80,1 % сельских школ.
Финансирование мероприятий по телефонизации села традиционным способом определено в рамках Государственной программы развития сельских территорий на 2004-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 10 июля 2003 года N 1149 (далее - Госпрограмма).
В частности, Планом мероприятий на 2004-2006 годы по реализации Госпрограммы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 августа 2003 года N 838, предусмотрено выделение в 2006 году 540,1 млн. тенге за счет республиканского бюджета либо реинвестирования дивидендов по простым акциям АО "Казахтелеком".
Необходимо отметить, что одновременно с телефонизацией нетелефонизированных СНП АО "Казахтелеком" осуществляет модернизацию и развитие сельской связи, что предполагает замену существующих аналоговых АТС на цифровые, цифровизацию соединительных линий, замену воздушных линий связи на радиорелейные и волоконно-оптические линии связи (далее - ВОЛС). Согласно Плану развития акционерного общества "Казахтелеком" на 2004-2006 годы, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 июня 2004 года N 690, на эти цели планируется выделение в 2006 году - 1300 млн. тенге.
Это позволит повысить уровень цифровизации сельской связи. Так, если в 2004 году уровень цифровизации райцентров составил 66 %, то в 2005 году составляет 77 %, 2006 году - 82 %, 2007 году - 88 % и в 2008 году - 100 %.
Для обеспечения экономической привлекательности сельской связи, в рамках мероприятий по либерализации телекоммуникационной отрасли Казахстана, проводится выделение средств на компенсацию убытков операторам связи, оказывающим универсальные услуги телекоммуникаций в сельской местности.
В настоящее время на рынке услуг междугородной и международной связи по прежнему доминирует АО "Казахтелеком", которое пропускает около 90 % всего междугородного и международного трафика Казахстана. В условиях конкуренции доля АО "Казахтелеком" в этом сегменте рынка услуг будет постепенно снижаться. Новым операторам связи (АО "Транстелеком", АО "KazTransCom", АО "Арна", АО "Нурсат", АО "Astel", АО "TNS-Plus"), получившим лицензию на оказание данного вида услуг, предоставлена возможность конкурировать с АО "Казахтелеком" в области ценовой политики.
Процесс модернизации затронул все уровни и составные элементы национальной сети телекоммуникаций. За последние годы произошли существенные изменения, заложившие основу полномасштабного обновления и расширения сети:
Продолжается строительство Национальной информационной супермагистрали (далее - НИСМ) АО "Казахтелеком". Осуществлен ввод в эксплуатацию восточной ветки НИСМ Астана - Усть-Каменогорск - Талдыкорган. Осуществлена сдача в эксплуатацию цифровых радиорелейных линий Атырау - Уральск, Макат - Кульсары - Тенгиз, Международного центра коммутации в г. Актобе, завершено строительство Северной ВОЛС Петропавловск - Костанай - Актобе.
Продолжается строительство Национальной спутниковой сети DAMA, емкость которой составляет 276 станций.
АО "Транстелеком" завершил строительство ВОЛС "Астана - Алматы" и планирует дальнейшее строительство новых магистральных линий по направлению Алматы - Достык, Алматы - Петропавловск.
АО "KazTransCom" построил ВОЛС Атырау - Актау. Ведется строительство линии Атасу - Алашанькоу.
На сегменте рынка по передаче данных (включая Интернет) в настоящее время выдано 379 лицензий. В 2005 году по данному виду услуг зафиксирован самый высокий темп роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 85 %. Высокие темпы роста, присущие для услуг передачи данных, характеризуют этот сегмент рынка, как наиболее быстро развивающийся сегмент телекоммуникационного рынка.
В 2004 году произошли изменения в тарифной политике. Так в соответствии с Планом ребалансирования тарифов и тарифов на универсальные услуги телекоммуникаций, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 августа 2004 году N 884, с 1 октября 2004 года абонентская плата для физических лиц в городской местности повышена на 20 %. В связи с ребалансированием тарифов проводится выплата компенсаций социально уязвимым гражданам за фиксированный телефон, подключенный к местной городской сети телекоммуникаций, в составе жилищных пособий. Дополнительно в рамках ребалансирования тарифов были проведены мероприятия по снижению тарифов на услуги международной связи, так с 1 октября 2004 года снижены тарифы на исходящие международные соединения в среднем на 20 % и, с 1 апреля 2005 года на 13,1 % соответственно. Дальнейшее снижение тарифов на международные соединения будет рассматриваться после проведения ребалансирования тарифов на услуги местной телефонной связи и установления тарифов на уровне, обеспечивающем возмещение экономически обоснованных затрат и необходимый уровень рентабельности.
Введенный с 30 января 2005 г. механизм посекундной тарификации с 10-ти секундным шагом междугородных разговоров способствовал снижению стоимости телекоммуникационных услуг для всех групп потребителей (в среднем на 15 - 17 % от объема услуг междугородной связи).
Реализация мероприятий в рамках программы по созданию "электронного Правительства" и имеющиеся тенденции роста реальных доходов населения позволят шире использовать компьютерное оборудование, что в свою очередь может привести к снижению тарифов на остальные виды услуг Интернета, предоставляемых с использованием различных технологий. При этом отмечается слабое развитие казахстанского "контента", вследствие чего основная часть пользователей Интернет выходит на российские сайты.
4. Цель и задачи Программы
Целью Программы является совершенствование условий и механизмов, направленных на дальнейшее развитие отрасли телекоммуникаций Республики Казахстан, как одного из основных условий дальнейшего формирования конкурентной экономики Казахстана, позволяющих стране создать базу для вхождения в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира к 2012 году.
Для достижения указанной цели необходимо выполнение следующих первоочередных задач.
1. Совершенствование государственного регулирования отрасли телекоммуникаций в области:
исследования по дальнейшему развитию отрасли телекоммуникаций;
присоединения операторов связи;
развития фиксированной и сотовой связи;
развития Интернет;
предоставления универсальных услуг телекоммуникаций для населения.
2. Инновационно-технологическое развитие и обеспечение технической базы отрасли:
инновационное развитие отрасли;
распределение телекоммуникационного ресурса нумерации;
совершенствование распределения радиочастотного спектра;
развитие национальной спутниковой связи;
совершенствование отраслевой системы стандартизации и сертификации;
организация системы подготовки и переподготовки кадров в отрасли телекоммуникаций;
обеспечения проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях телекоммуникаций.
5. Основные направления и механизмы реализации Программы
5.1. Совершенствование государственного регулирования отрасли телекоммуникаций
5.1.1. Исследования по дальнейшему развитию отрасли телекоммуникаций
В целях обеспечения дальнейшего развития и государственного регулирования отрасли телекоммуникаций будет осуществляться ряд мероприятий по совершенствованию системы нормативной правовой базы.
Для приведения уровня тарифов на услуги телекоммуникаций до среднемирового уровня, будут совершенствоваться нормативные правовые акты по вопросам тарификации, присоединения и пропуска трафика между сетями операторов связи, предоставляющих разные виды услуг телекоммуникаций.
Необходимо внести изменения и дополнения в Правила присоединения сетей телекоммуникаций к сети телекоммуникаций общего пользования и регулирования пропуска трафика по сети телекоммуникаций общего пользования Республики Казахстан, утвержденные приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи от 12 июля 2004 года N 145-п, направленные на обеспечение присоединения операторов междугородной и международной связи между собой (АМТС - АМТС, АМТС - МЦК, МЦК - МЦК).
Для снижения цен на услуги междугородной и международной связи необходимо разработать методику для расчета тарифов за пропуск трафика через сети телекоммуникаций общего пользования операторов междугородной и (или) международной связи на местном уровне.
Будут проведены исследования проблем и путей совершенствования государственного регулирования отрасли телекоммуникаций в условиях либерализации, в ходе которых будет изучена эффективность проводимых реформ и даны рекомендации по ее корректировке.
Необходимо выработать целостную стратегию, направленную на рост транзитного трафика по сетям операторов с учетом выгодного геополитического положения Республики, а также глобальных тенденций в сфере обмена информационными потоками между Европой, Россией, Китаем и другими странами Юго-Восточной Азии.
5.1.2. Присоединение операторов связи
Для обеспечения присоединения операторов связи будут определены и опубликованы стандартные точки присоединения.
Будут разработаны и утверждены дополнения в Правила присоединений сетей телекоммуникаций к сети телекоммуникаций общего пользования и регулирования пропуска трафика по сети телекоммуникаций общего пользования Республики Казахстан в части, касающейся операторов междугородной и международной связи.
С целью снижения затрат пользователей на услуги сотовой связи и обеспечения присоединения операторов сотовой связи между собой, минуя коммутационное поле АО "Казахтелеком", будет утверждена структура типового договора на присоединение сетей телекоммуникаций к сети телекоммуникаций общего пользования доминирующего оператора связи.
5.1.3. Развитие фиксированной и сотовой связи
В целях реализации задачи о вхождении Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, будут предприняты меры по достижению ключевых показателей в области телекоммуникаций, характерных для данных стран.
Для передачи голоса и данных одновременно предусматривается построение сетей беспроводного доступа на основе новых технологий в основных областных центрах Республики Казахстан, в которых отсутствует наземная инфраструктура для развития сетей телекоммуникаций.
Будут продолжены мероприятия по ребалансированию тарифов. В будущем тарифы на универсальные услуги телекоммуникаций будут рассчитываться исходя из принципа раздельного учета затрат по видам услуг телекоммуникаций. При этом государственное урегулирование будет направлено не только на повышение тарифов местных услуг связи для населения, но и на снижение междугородных тарифов для различных категорий абонентов, и созданию экономического потенциала операторов связи по предотвращению перекрестного субсидирования. Другое отличие тарифной политики на данном этапе - унифицирование тарифов, уменьшение зависимости размера тарифов от расстояния, установление их уровня исходя из конъюнктуры рынка услуг телекоммуникаций и создания равных условий для всех групп пользователей.
Будут созданы условия для снижения тарифов на услуги междугородной и международной связи.
В целях развития конкуренции на рынке междугородной и международной связи необходимо обеспечить подключение к сети телекоммуникаций общего пользования операторов IP-телефонии.
Мероприятия по поддержке операторов междугородной и международной связи позволят отечественным компаниям получить доступ к источникам финансирования и выйти на внешние рынки связи.
В настоящее время на рынке мобильной связи работают два оператора стандарта GSM, такие как ТОО "GSM Казахстан ОАО "Казахтелеком" и ТОО "Кар-тел".
Рынок мобильной связи продолжает развиваться ускоренными темпами, численность абонентов составляет более 5,5 млн. абонентов, но все еще удерживаются высокие тарифы, из-за малой конкуренции и отсутствия прямого присоединения операторов сотовой связи. Для этого в первом квартале 2006 года необходимо обеспечить прямое присоединение, операторам сотовой связи, минуя коммутационное поле АО "Казахтелеком".
В целях повышения уровня проникновения сотовой связи будет обеспечено снижение тарифов на услуги сотовой связи посредством выравнивания и снижения расчетных ставок.
5.1.4. Развитие Интернета
В прогнозируемом периоде предполагается развитие массового, широкополосного доступа к сети Интернет, развитие казахстанского контента Интернета.
Развитие сети передачи данных на базе технологии Metro Ethernet (АО "Казахтелеком") позволит снизить тарифы на услуги широкополосного доступа для населения не менее чем на 30 %.
Будет продолжаться работа по совершенствованию принципов и механизмов тарифного регулирования, в т.ч. на услуги доступа к сети Интернет и услуги сотовой связи, с целью их снижения.
С учетом необходимости реализации ряда важных государственных и социальных задач (формирования "электронного правительства", интернетизации школ), а также в целях придания нового импульса развитию рынка будет проведена работа по снижению тарифов на некоторые услуги сети Интернет (далее - Сеть), как для населения, так и для организации системы образования. Одна из наиболее значимых причин высоких тарифов на Интернет связана с высокими расходами казахстанских провайдеров за мировые ресурсы Интернет. Российские пользователи в 80 % случаев пользуются внутренними российскими ресурсами Сети, которые обходятся провайдеру очень дешево. Казахстанские пользователи в более чем 90 % случаев пользуются внешними, внеказахстанскими ресурсами Сети. Таким образом, проблема высокой стоимости Интернета в Казахстане почти приравнивается к необходимости развития внутренней информационной составляющей (контента) Интернета.
Вопрос наполняемости казахстанского контента в целях повышения его привлекательности для рядовых пользователей является одним из ключевых и требует особого внимания со стороны государства.
По мнению казахстанских экспертов, существуют объективные причины, сдерживающие развитие Интернета в нашей стране. Это неразвитость казахстанского информационного контента и слабая компьютеризация населения.
Согласно Программы развития почтово-сберегательной системы Республики Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 октября 2004 года N 1077, и Плана мероприятий по реализации Государственной программы формирования "электронного правительства" в Республике Казахстан на 2005-2007 годы, утвержденного постановлением Правительства от 8 декабря 2004 года N 1286, АО "Казпочта" запланированы мероприятия по развитию собственной телекоммуникационной системы.
Данные мероприятия включают последовательное развитие телекоммуникационной инфраструктуры и открытие пунктов коллективного доступа к всемирной сети Интернет на базе сельских отделений АО "Казпочта".
Успешная реализация Программы будет способствовать внедрению и развитию таких новых услуг как Интернет-коммерция (E-commerce), электронный кошелек (E-cash), а также доступа с помощью микропроцессорных карточек к различным видам информационных ресурсов и услуг (карточка медицинского страхования; электронные удостоверения личности; транспортная карта; бонусные карты и др.).
В период 2005-2010 годы планируется значительно расширить перечень оказываемых услуг новыми высоко технологичными сервисами:
спутниковая телефония;
мобильная телефония;
доступ в Интернет;
мобильный Интернет.
5.1.5. Предоставление универсальных услуг телекоммуникаций для населения
В условиях жесткой конкуренции на современном рынке телекоммуникаций и снижения объема традиционной телефонной связи, приоритетом является предоставление разнообразных услуг нового поколения. Возможность быстро и с минимальными затратами внедрять новые, более совершенные сервисы, а также формировать дифференцированные пакеты услуг для различных групп клиентов - ключ к созданию прочной позиции на рынке связи.
Планируется с 1 января 2007 года предоставлять услуги телекоммуникаций с использованием радиочастотного спектра в диапазоне частот 450 МГц в нетелефонизированных СНП на территории Республики Казахстан в объеме, не менее объема услуг связи, предусмотренных в перечне универсальных услуг телекоммуникаций, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
При данном способе телефонизации населению, проживающему в СНП с населением более 50-ти человек, будет предоставлена возможность получать весь спектр универсальных услуг телекоммуникаций и использовать возможности услуг создаваемого "электронного правительства".
5.2. Инновационно-технологическое и техническое обеспечение отрасли телекоммуникаций
5.2.1. Инновационное развитие отрасли телекоммуникаций
В Послании Президента народу Казахстана от 18 февраля 2005 года Глава государства поставил задачу обеспечения диверсификации экономики, отхода от ее сырьевой направленности. Для повышения доли от услуг телекоммуникаций в общем объеме ВВП, необходимо обеспечить рост инвестиций в отрасль и своевременное внедрение новых технологий.
Отрасль телекоммуникаций является одной из высокотехнологических отраслей, вследствие чего, в основном, развитие отрасли осуществляется за счет появления и внедрения новых технологий, которые позволяют операторам связи предлагать пользователям все новые виды услуг высокого качества, снижать затраты на содержание сетей телекоммуникаций.
Таким образом, для дальнейшего развития телекоммуникаций в Республике Казахстан будет разработана концепция инновационно-технического развития отрасли телекоммуникаций на 2007-2012 годы, которая будет направлена на формирование диверсифицированной экономики, на развитие новых технологий за счет внедрения и использования новейших информационных технологий.
По данным 2004 года инвестиции в отрасль телекоммуникаций в Казахстане составляют 9,03 доллара США на одного жителя страны. Для сравнения, в России данные инвестиции составляют 21,41 долларов США на одного жителя, Украине - 16,53, Великобритании - 227,3, США - 104.
Основным источником инвестиций являются собственные и заемные средства операторов связи. Вместе с тем, учитывая небольшую долю доходов отрасли телекоммуникаций в ВВП страны (доля отрасли в ВВП страны равна 2,9 %), имеющиеся инвестиции не могут обеспечить в перспективе устойчивого опережающего развития отрасли телекоммуникаций.
В 2006-2008 годах инвестиционная политика операторов связи республики будет направлена на формирование современной телекоммуникационной инфраструктуры на базе новейших технологий ведущих мировых производителей средств связи и увеличение транзита информационных потоков через территорию Республики Казахстан.
Предполагается реализация следующих приоритетных направлений модернизации и развития сети телекоммуникаций:
продолжение строительства НИСМ;
модернизация и развитие местной сети телекоммуникаций;
развитие сети передачи данных;
развитие сотовой связи;
развитие сети нового поколения.
Одним из крупнейших, системообразующих проектов, составляющих основу инновационных технологических преобразований отрасли, является строительство НИСМ. Концепция данного проекта базируется на необходимости полной замены аналоговой магистральной сети на наземные волоконно-оптические высокоскоростные цифровые магистральные сети с использованием оборудования DWDM и SDH. В результате произойдет оптимальное соединение всех регионов республики в форме трех крупных колец, имеющих не менее трех выходов во всемирную телекоммуникационную сеть. Строительство НИСМ вызовет удешевление эксплуатации магистральной сети, повышение качества соединений, а также обеспечит развитие рынка телекоммуникаций в республике на основе предоставления высококачественных цифровых каналов связи, транспортной среды и будет способствовать технологическому опережению и созданию технической базы для обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ страны.
Полное завершение строительства НИСМ планируется завершить в 2007 году, что создаст предпосылки по обеспечению национальной конкурентоспособности на мировом телекоммуникационном рынке. Создание цифровой магистрали будет способствовать как развитию телекоммуникаций на всех уровнях, так и повышению информатизации и деловой активности регионов, через которые проходит ВОЛС, будет организован второй мощный независимый шлюз на сеть России.
В целях обеспечения доступа населения к услугам "электронного Правительства", обеспечения прав всех слоев населения на доступ к электронным средствам информации необходимо стремиться к 100 % цифровизации сетей. Для этого необходимо разработать концепцию цифровизации сетей телекоммуникаций общего пользования с учетом возможностей операторов связи и обеспечения потребности формирования основ информационного общества на 2007-2012 годы.
Целью реализации данного проекта является проведение анализа состояния развития сетей телекоммуникаций, определение требуемого уровня развития цифровизации с учетом необходимости перехода в будущем к информационному обществу и определение оптимального с точки зрения затрат уровня цифровизации.
Кроме того, будет продолжена работа по модернизации и развитию местной сети телекоммуникаций путем цифровизации местных сетей областных центров, крупных городов областного подчинения и всех районных центров Республики Казахстан. Предполагается, что в результате модернизации городских сетей телекоммуникаций к 2008 году уровень цифровизации по городским телефонным сетям достигнет 85 %, будет осуществлена замена физически изношенного и морально устаревшего коммутационного оборудования, а также будет начато предоставление населению новых услуг телекоммуникаций, что приведет к улучшению качества предоставляемых услуг телекоммуникаций и их расширению.
Будут продолжены работы по внедрению новых телекоммуникационных технологий, при этом значительное внимание будет уделено развитию широкополосной связи, которая улучшит сервис для пользователей Интернета и передачи данных.
Развитию телекоммуникационного сектора Республики Казахстан в значительной степени способствует постоянное обновление и диверсификация предлагаемых продуктов, конвергенция различных технологий.
Приоритетное значение на сегодня имеет создание собственного предприятия по производству оборудования для телекоммуникационной отрасли. Необходимо принять действенные меры по созданию совместного предприятия ОАО "НК "Казахстан инжиниринг" и компании "Technologies Engineering Ltd" - одного из ведущих в мире разработчиков информационных технологий, по производству в Казахстане продукции с высокой добавленной стоимостью, внедряющего передовые высокие технологии и реализовывающего ряд совместных проектов в сфере информационных технологий.
В среднесрочной перспективе в целях модернизации телекоммуникационной отрасли следует наращивать привлечение отечественных и зарубежных лидирующих компаний в области информационных технологий для реализации инвестиционных проектов производства передовых телекоммуникационных технологий на территории Специальной экономической зоны "Парк информационных технологий" (далее - СЭЗ "ПИТ"), созданной Указом Президента Республики Казахстан от 18 августа 2003 года N 1166.
В настоящее время создана система управления СЭЗ "ПИТ", определены приоритетные направления развития Парка, создается инфраструктура, завершается строительство объектов 1-ой очереди технопарка.
5.2.2. Распределение телекоммуникационного ресурса нумерации
В соответствии с Законом порядок распределения ресурса нумерации и выделения номеров, а также особенности использования номеров телефонной связи на сети телекоммуникаций общего пользования Республики Казахстан, предназначенных для оказания телефонных услуг, определяются уполномоченным органом в области связи.
После введения в действие Закона АО "Казахтелеком" лишено полномочий по распределению и регулированию использования ресурса нумерации.
Ресурс нумерации, как часть национального ресурса Республики Казахстан, является не отчуждаемым (не может продаваться, сдаваться в аренду, передаваться правопреемнику в результате реорганизации или ликвидации хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность в области связи). Операторы связи распределяют выделенный им ресурс нумерации только среди своих клиентов-абонентов.
В целом по республике отсутствуют препятствия в выдаче операторам связи ресурсов нумерации.
Однако ограниченность ресурса нумерации в г. Алматы является сдерживающим фактором развития конкуренции в данном крупном телекоммуникационном узле республики. В связи с необходимостью развития конкуренции на рынке местной связи, планируется осуществить ряд мероприятий по увеличению нумерационной емкости.
В соответствии с приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи от 31 мая 2005 года N 159-п "О переводе сети телекоммуникаций г. Алматы на новый план нумерации" будет осуществлен перевод на семизначную нумерацию в г. Алматы.
Кроме этого планируется переход сетей телекоммуникаций общего пользования Республики Казахстан на новый план нумерации. В связи с тем, что Казахстан и Россия совместно входят в седьмую страновую зону нумерации, данный процесс будет осуществляться в сроки, согласованные с Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации.
5.2.3. Совершенствование распределения радиочастотного спектра
В перспективе в Казахстане начнется работа по выбору и внедрению стандартов третьего и последующих поколений подвижной связи, которые позволяют в одном канале организовать несколько различных служб, скорость передачи которых лежит в пределах от 8 кбит/с до 2 Мбит/с. Кроме того, в одном и том же канале могут передаваться сигналы от служб коммутации пакетов, обеспечивая передачу действительно мультимедийной информации, требующей передачи речи и данных на один и тот же терминал. Несмотря на то, что уже сейчас рассматривается возможность внедрения в Казахстане переходных к 3-му поколению стандартов (так называемых стандартов 2,5), проблемы выделения необходимых диапазонов частот решаются очень медленно.
Остро стоит вопрос использования беспроводных систем на фиксированных сетях связи из-за отсутствия свободных радиочастот. Это сдерживает развитие сельской связи и процесс удешевления затрат на организацию последней мили (линия доступа от оборудования сети до абонентской установки) в сельских населенных пунктах.
Отсутствие четкого разграничения совместных полос частот между радиослужбами гражданского и правительственного назначения требует проведения согласований гражданских радиочастот с центральными исполнительными органами военного управления.
Внедрение новых технологий сдерживается в связи с тем, что новые технологии связи используют те же диапазоны частот, что и радиоэлектронные средства (далее - РЭС) силовых министерств и ведомств. Для высвобождения частотного ресурса в гражданское пользование необходим механизм конверсии.
Программой предусматривается выполнение ряда мероприятий, направленных на решение поднятых проблем.
5.2.4. Развитие национальной спутниковой связи
В 2006 году планируется запустить казахстанский спутник связи и вещания "KAZSAT", который позволит Казахстану, в лице АО "Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств", войти на арену международных операторов спутниковой связи.
С появлением собственного спутника казахстанские спутниковые сети, несомненно, будут работать посредством спутника "KAZSAT". Переход существующих операторов спутниковой связи на "KAZSAT" будет способствовать информационной безопасности, экономии средств, динамичному развитию услуг спутниковой связи для всех отраслей Республики Казахстан. Предполагается, что аренда емкости национального геостационарного спутника связи и вещания для казахстанских операторов связи будет значительно дешевле, чем аренда емкости на других спутниках, например, таких как Intelsat. Кроме того, планируется предоставлять в аренду каналы спутниковой связи и операторам стран СНГ.
5.2.5. Совершенствование отраслевой системы стандартизации и сертификации
На текущий момент в отрасли практически не проводится работа в области стандартизации и сертификации. Нормативно не закреплен запрет на использование оборудования, не прошедшего сертификацию на техническое соответствие. Использование таких технических средств или средств, сертифицированных только по параметрам безопасности, приводит к использованию в отрасли оборудования низкого качества.
Необходимо активизировать работу, направленную на создание отраслевой системы стандартизации и сертификации, основанной на всестороннем изучении международного опыта: провести сбор и анализ информации по имеющимся в данной области стандартам, определить приоритетные направления, по возможности при выработке новых стандартов идти от международного уровня к региональному.
Для Казахстана совершенствование системы стандартизации и сертификации будет способствовать продвижению по пути вступления в ВТО. Использование международных принципов положительно скажется на проблеме признания зарубежными государствами казахстанских испытательных лабораторий, результатов испытаний, полученных в лабораториях, казахстанских сертификатов и знаков соответствия.
5.2.6. Организация системы подготовки и переподготовки кадров в отрасли телекоммуникаций
В настоящее время отрасль телекоммуникаций в Республике Казахстан развивается ускоренными темпами, около 28-34 % в год, превышающими средние темпы развития страны. Постоянно растет число работников, занятых в отрасли. Бурное развитие телекоммуникационных технологий, появление новых технических и программных продуктов требует от работников постоянного повышения квалификации и самообразования.
С учетом необходимости развития высокотехнологичных производств и отхода от сырьевой направленности экономики остро встает проблема создания единой системы подготовки кадров в области информатизации и телекоммуникаций, которая позволит обеспечить развитие отрасли телекоммуникаций в Республике Казахстан.
В этих целях необходимо разработать концепцию формирования системы научного и образовательного обеспечения опережающего развития телекоммуникационной отрасли Республики Казахстан на 2007-2012 годы.
Данная концепция должна быть направлена на определение потребности Казахстана в высококвалифицированных кадрах в сфере информационных технологий, выработке критериев подготовки специалистов с учетом научно-технического прогресса и внедрения новых технологий и выработке рекомендаций по созданию системы научного и образовательного обеспечения опережающего развития телекоммуникационной отрасли страны.
5.2.7. Обеспечение проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях телекоммуникаций
Недостаточно урегулирован механизм передачи по сетям телекоммуникаций служебной информации об идентификационных данных оконечных терминалов абонентов. Наибольшие проблемы с трансляцией обратных номеров на стыках сетей разных операторов связи. Необходимо реализовать технические решения по трансляции и учету служебных идентифицирующих данных терминалов абонентов на транзитных сетях связи всех видов и предъявить данные требования, как обязательное условие при присоединении сетей операторов связи.
Необходимо расширить оснащение телекоммуникационного оборудования средствами обеспечения проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с действующими в данной области стандартами и иными нормативными документами.
В целях совершенствования условий для пресечения преступной и антиобщественной деятельности будут разработаны нормативные акты, регламентирующие вопросы организационного и технического обеспечения регистрации и идентификации личных данных абонентов.
Следует на основе нормативных требований ввести в действие организационные меры по учету операторами связи абонентов, пользующихся карточками предоплаты и услугами общественных пунктов связи. В целях технического обеспечения идентификации данных оконечных терминалов пользователей необходимо ввести в действие нормативные требования по трансляции служебной информации об обратных номерах по транзитным сетям связи всех видов, независимо от принадлежности.
Планируется ввести в действие требования по техническому обеспечению проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях пакетной передачи данных.
Будет реализовано дальнейшее расширение подразделений по защите государственных секретов.
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
Финансирование мероприятий Программы будет производиться за счет средств республиканского бюджета.
Для исполнения Программы в 2006-2008 годах требуется освоить средства в сумме, эквивалентной ориентировочно 222,3 млн. тенге. Требуемые средства должны рассматриваться индивидуально по каждому году в зависимости от доходной части республиканского бюджета.
Объем необходимого финансирования на реализацию Программы из средств республиканского бюджета в 2006 году - 25,3 млн. тенге, в 2007 году - 153 млн. тенге, 2008 году - 44 млн. тенге. Объемы расходов по мероприятиям, финансируемым за счет средств государственного бюджета на 2007-2008 годы, будут определяться (уточняться) на соответствующий финансовый год.
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Оптимальная структура рынка услуг телекоммуникаций, эффективная и развитая телекоммуникационная инфраструктура, как технологическая основа информационного общества.
В результате реализации Программы в Казахстане будет:
усовершенствована система государственного регулирования, переход к полностью конкурентному рынку телекоммуникаций без негативных последствий для доступности услуг связи для населения, государственной информационной безопасности, национальной конкурентоспособности в сфере телекоммуникаций;
обеспечено бесперебойное функционирование отрасли телекоммуникаций;
расширен доступ населения к базовым услугам телекоммуникаций;
расширен спектр предоставляемых услуг телекоммуникаций;
обеспечены лидирующие позиции Республики Казахстан в отрасли телекоммуникаций Центрально-азиатского региона. Казахстан станет международным транзитным узлом по обеспечению значительных информационных потоков на направлениях Юго-Восточная Азия - Европа и Центральная Азия - Россия;
создана нормативная правовая база в области телекоммуникаций, обеспечивающая повышение эффективности государственного регулирования в сфере телекоммуникаций;
созданы привлекательные условия для инвестирования в телекоммуникационную инфраструктуру, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;
сформирована конкурентная среда на рынке телекоммуникаций, возрастут возможности для развития местных сетей доступа и рынка новых видов услуг связи;
повышена эффективность работы отрасли и снижены структурные диспропорции потребления услуг связи;
создана система подготовки и переподготовки кадров в сфере телекоммуникаций в условиях динамичного развития отрасли.
Реализация Программы будет направлена на достижение к концу 2008 году следующих целевых индикаторов:
плотность фиксированных телефонных линий - 23 на 100 жителей страны;
плотность абонентов сотовой связи - 50 на 100 жителей страны;
плотность пользователей Интернета - 10 на 100 жителей страны;
уровень цифровизации местных сетей телекоммуникаций - 80 %;
объем доходов операторов связи - 4-5 % от валового внутреннего продукта;
доходы от услуг телекоммуникаций на одного жителя 150-200 долларов США;
инвестиции в отрасль телекоммуникаций на одного жителя 70-100 долларов США.
При реализации Программы будут созданы условия для достижения к 2012 году следующих ключевых индикаторов, характерных для 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира:
40 телефонных линий на 100 жителей (в 2005 году - 17),
90 пользователей сотовой связи на 100 жителей (в 2005 году - 36),
40 пользователей Интернета на 100 жителей (в 2004 году - 1,34).
8. План мероприятий
по реализации Программы развития отрасли телекоммуникаций
Республики Казахстан на 2006-2008 годы
Сноска. Раздел 8 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 29 октября 2007 г. N 1003 ; от 04.10.2008 N 917 .
N п/п |
Мероприятия | Форма завер- шения |
Ответ- ствен- ные за испол- нение (реали- зацию) |
Срок испол- нения (реа- лиза- ция) |
Предпо- лагаемые расходы млн. тенге |
Источник финанси- рования |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Совершенствование государственного регулирования отрасли телекоммуникаций |
||||||
1.1. Исследования по дальнейшему развитию отрасли телекоммуникаций |
||||||
1.1.1 |
Подготовить |
Информация |
АИС |
20 |
не |
|
1.1.2 |
Организовать |
Информация в Прави- |
АИС |
20 |
не требуется |
|
1.1.3 |
Исследовать проблемы и пути совершенство- |
Информация в Прави- |
АИС (созыв), МЭБП |
20 июля 2007 года |
2006 год - 4 |
Средства РБ |
1.1.4 |
Подготовить предложение о дальнейших мероприятиях по либерализации отрасли телекоммуникаций |
Информация в Прави- |
АИС (созыв), МИТ, опера- |
20 июля 2007 года |
не требуется |
|
1.1.5 |
Разработать план мероприятий |
Информация в Прави- |
МЭБП (созыв), АИС |
20 июля 2007 года |
не требуется |
|
1.1.6 |
Провести исследование и |
Информация |
АИС |
20 июля |
2007 год - 10* |
Средства |
1.1.7 |
Провести |
Информация |
АИС |
20 июля |
2007 год |
Средства |
1.1.8 |
Провести |
Информация |
АИС |
20 |
2007 год - 7* |
Средства |
1.2. Присоединение операторов связи | ||||||
1.2.1 |
Согласовать |
Информация |
АИС |
20 июля |
не |
|
1.2.2 |
Организовать |
Информация |
АИС |
20 |
не |
|
1.2.3 |
Организовать |
Информация |
АИС |
20 июля |
не |
|
1.2.4 |
Разработать |
Приказ |
АРЕМ |
III |
2007 год |
Средства |
1.2.5 |
Создать базу |
Информация |
АИС |
20 |
не |
|
1.2.6 |
Провести |
Информация |
АИС |
20 |
2007 год |
Средства |
1.2.7 |
Внести изменения |
Приказ |
АИС |
IV |
не |
|
1.3. Развитие фиксированной и сотовой связи | ||||||
1.3.1 |
Подготовить |
Информация |
АИС |
20 июля |
не |
|
1.3.2 |
Представить |
Информация |
АИС |
20 июля |
не |
|
1.3.3 |
Проверить |
Информация |
МИТ |
30 июня |
не |
|
1.3.4 |
Подготовить |
Информация |
АИС |
20 |
не |
|
1.3.5 |
Внести изменения |
Совместный |
АИС, |
I |
не |
|
1.3.6 |
Внести изменения |
Приказ |
АИС |
I квартал 2007 года |
не требуется |
|
1.3.7 |
Внести изменения |
проект пос- |
МИТ |
По мере |
не |
|
1.3.8 |
Разработать кон- |
Информация в Прави- |
АИС |
IV |
не |
|
1.3.9 |
Проведение кон- |
Информация в Прави- |
АИС |
IV |
не |
|
1.4. Развитие Интернета | ||||||
1.4.1 |
Подготовить |
Информация |
АИС |
20 |
не |
|
1.4.2 |
Представить |
Информация в Прави- |
АИС |
20 июля |
не |
|
1.4.3 |
Подготовить |
Информация |
МКИ |
30 |
не |
|
1.4.4 |
Обеспечить |
Информация |
МИТ |
30 |
не |
|
1.4.5 |
Внести изменения |
Приказ |
АИС |
IV |
не |
|
1.4.6 |
Подготовить |
Информация |
МКИ |
30 |
не |
|
1.5. Предоставление универсальных услуг телекоммуникаций для населения |
||||||
1.5.1 |
Предусмотреть |
Информация |
АИС |
20 |
не |
|
1.5.2 |
Внести изменения |
проект пос- |
АИС |
IV |
не |
|
2. Инновационно-технологическое развитие и обеспечение технической базы отрасли |
||||||
2.1. Инновационное развитие отрасли телекоммуникаций | ||||||
2.1.1 |
Исследовать |
Информация |
АИС |
20 |
2006 год |
Средства |
2.1.2 |
Провести |
Информация |
АИС |
20 июля |
2007 год |
Средства |
2.1.3 |
Подготовить |
Информация |
АИС |
20 июля |
не |
|
2.2. Распределение телекоммуникационного ресурса нумерации | ||||||
2.2.1 |
Организовать |
Приказ |
АИС |
III |
не требуется |
|
2.2.2 |
Создать |
Создание |
АИС |
20 января 2008 года |
не требуется |
|
2.2.3 |
Организовать |
Приказ |
АИС |
По |
Объемы |
Средства |
2.3. Совершенствование распределения радиочастотного спектра | ||||||
2.3.1 |
Провести |
Информация |
АИС |
20 июля |
2006 год |
Средства |
2.3.2 |
Исследовать |
Информация |
АИС (созыв), МО, МЭБП |
20 июля 2007 года |
2006 год - 5,5 |
Средства РБ |
2.3.3 |
Провести |
Информация |
АИС (созыв), МЭБП, МО |
20 января 2008 года |
2006 год - 1,5 |
Средства РБ |
2.3.4 |
Провести |
Информация |
МО |
30 |
2007 год - 30* |
Средства РБ |
2.3.5 |
Внести изменения |
Совместный приказ |
АИС, МО, КНБ |
2007- |
не требуется |
|
2.3.6 |
Провести |
Информация в Прави- |
АИС (созыв), МЭБП, МО |
20 января 2009 |
2007 год - 7* |
Средства |
2.3.7 |
Провести |
Информация |
АИС |
20 |
2007 год |
Средства |
2.3.8 |
Провести |
Информация |
АИС |
20 |
2007 год |
Средства |
2.3.9 |
Провести |
Информация |
АИС |
20 |
2007 год |
Средства |
2.3.10 |
По итогам |
Информация |
АИС |
20 |
2007 год |
Средства |
2.3.11 |
Внести изменения |
проект пос- |
АИС |
VI |
не |
|
2.4. Развитие национальной спутниковой связи | ||||||
2.4.1 |
Ввод в |
Информация |
АИС |
20 |
||
2.4.2 |
Перевести |
Информация |
АИС |
20 |
Объемы |
Средства |
2.5. Совершенствование отраслевой системы стандартизации и сертификации |
||||||
2.5.1 |
Провести совер- |
Нормативно- |
АИС |
IV |
2006 год |
Средства |
2.5.2 |
Продолжить |
Информация |
АИС |
20 |
не |
|
2.6. Организация системы подготовки и переподготовки кадров | ||||||
2.6.1 |
Провести |
Информация |
АИС |
20 июля |
2006 год |
Средства |
2.6.2 |
Организовать |
Информация |
АИС |
20 |
2007 год |
Средства |
2.6.3 |
Организовать |
Информация |
АИС |
20 |
2007 год |
Средства |
2.7. Обеспечения проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях телекоммуникаций |
||||||
2.7.1 |
Разработать |
Приказ |
АИС |
IV |
не |
|
2.7.2 |
Произвести |
Информация |
АИС |
20 |
не |
|
2.7.3 |
Провести |
Информация |
АИС |
20 |
не |
|
Итого: |
2006 год |
Средства |
Примечания:
АИС - Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи;
АРЕМ - Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий;
КНБ - Комитет национальной безопасности Республики Казахстан;
МЭБП - Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан;
МИТ - Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан;
МО - Министерство обороны Республики Казахстан;
МОН - Министерство образования и науки Республики Казахстан;
МВД - Министерство внутренних дел Республики Казахстан;
МЧС - Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;
МЭМР - Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан;
МКИ - Министерство культуры и информации Республики Казахстан;
МТК - Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан;
АО "Казахтелеком" - акционерное общество "Казахтелеком"
АО "РЦКСиЭМС" - акционерное общество "Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости";
АО "Холдинг "Самрук" - акционерное общество "Казахстанский холдинг по управлению государственными активами "Самрук";
* - средства, выделяемые из республиканского бюджета по реализации Плана мероприятий, подлежат уточнению при формировании республиканского бюджета;
КРД - конкурентные рынки при высоком уровне доминирования одного или нескольких хозяйствующих субъектов;
РБ - республиканский бюджет.