Об утверждении Программы совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 2006-2008 годы

Обновленный

Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2006 года N 593

      Во исполнение пункта 62.1  Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира", утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 30 марта 2006 года N 80, Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ :

      1. Утвердить прилагаемую Программу совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 2006-2008 годы (далее - Программа).

      2. Центральным и местным исполнительным органам обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой, и по итогам полугодий, не позднее 10 января и 10 июля, представлять информацию о ходе их реализации в Министерство культуры и информации Республики Казахстан.

      3. Министерству культуры и информации по итогам полугодий, не позднее 20 января и 20 июля информировать Правительство Республики Казахстан о ходе реализации Программы.

      4. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Утверждена           
постановлением Правительства 
Республики Казахстан    
от 28 июня 2006 года N 593 

       Сноска. По всему тексту Программы слова "Ассамблеи народов Казахстана", "Ассамблее народов Казахстана", "Ассамблея народов Казахстана" заменены соответственно словами "Ассамблеи народа Казахстана", "Ассамблее народа Казахстана", "Ассамблея народа Казахстана" - постановлением Правительства РК от 19 марта 2008 года   N 267 .   

Программа
совершенствования казахстанской модели межэтнического и
межконфессионального согласия на 2006-2008 годы

  Содержание:

1.  Паспорт Программы совершенствования казахстанской модели
    межэтнического и межконфессионального согласия на 2006-2008 годы

2.  Введение

3.  Анализ современного состояния проблемы

4.  Цель и задачи Программы

5.  Основные направления и механизм реализации Программы

6.  Необходимые ресурсы и источники их финансирования

7.  Ожидаемый результат от реализации Программы

8.  План мероприятий по реализации Программы

9.  Примечания

  1. Паспорт Программы

       Сноска. Раздел 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 19.03.2008 г.  N 267 .

Наименование

Программа совершенствования казахстанской модели
межэтнического и межконфессионального согласия на
2006-2008 годы

Основание для
разработки

В целях реализации пункта 62.1 Общенационального плана
мероприятий по реализации Послания Президента
Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006
года "Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти
наиболее конкурентоспособных стран мира", утвержденного
Указом Президента Республики Казахстан от 30 марта
2006 года N 80 и пункта 1.2 Плана организационно-
пропагандистской работы по 10-летию Ассамблеи народа
Казахстана от 1 февраля 2005 года N 35-11.4,
утвержденного Государственным секретарем Республики
Казахстан О. Абдыкаримовым.

Основной
разработчик

Министерство культуры и информации Республики Казахстан

Цель

Совершенствование казахстанской модели межэтнического
и межконфессионального согласия

Задачи

Разработка и реализация комплекса мероприятий,
обеспечивающих совершенствование казахстанской модели
межэтнического и межконфессионального согласия в
республике;
мониторинг, диагностика и прогнозирование социально-
политической ситуации в стране, а также ситуации в
сфере межконфессиональных и межэтнических отношений и
уровня социально-психологической напряженности в
обществе;
укрепление внутриполитической стабильности,
межэтнического и межконфессионального согласия

Сроки
реализации

2006-2008 годы

Источники
финансирования

Реализация Программы потребует финансирование из
средств:
республиканского бюджета - всего 969,6 млн. тенге, в том числе: 2006 год - 316 млн. тенге, 2007 год - 312,9 млн. тенге, 2008 год - 340,7 млн. тенге;
из местного бюджета - всего 1354,8 млн. тенге, в том числе: 2006 год - 138 млн. тенге, 2007 год - 552,6 млн. тенге, 2008 год - 664,2 млн. тенге.
Объем расходов на 2007-2008 годы будет определяться
(уточняться) в соответствии с Законом Республики
Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий
финансовый год.

Ожидаемый
результат

В результате реализации Программы будет (будут):
    создана атмосфера для гармонизации межэтнических и
межконфессиональных отношений в республике;
    утверждены принципы и нормы межэтнической и
межконфессиональной толерантности, уважения, принятия
и понимания этнокультурного многообразия как
социально-психологической основы гражданского согласия
в полиэтническом и поликонфессиональном казахстанском
обществе;
    укреплены взаимопонимание и терпимость между
религиозными объединениями республики;
    усилено сотрудничество государственных органов,
национально-культурных, религиозных и
неправительственных объединений в деле продвижения
духовных ценностей и культуры диалога с целью
обеспечения гражданского мира и общественного согласия;
    сформирована система этнокультурного образования;
    созданы условия по укреплению общественной роли
Ассамблеи народа Казахстана;
в 2006-2008 годах:
    организовано и проведено 12 прикладных научных и 6
республиканских исследований по вопросам межэтнической
и межконфессиональной ситуации в обществе;
    пополнена информационная база данных о
национально-культурных, религиозных объединениях и
зарубежных миссионерах действующих на территории
республики;
    организовано и проведено 9 международных конференций, 30 республиканских и региональных конференций, 74 семинара, 46 конкурсов, 93 круглых стола, 41 тренинг с участием молодежи, 59 республиканских дней этносов, 3 фестиваля Дружбы народа Казахстана;
    освещено в республиканских и региональных
средствах массовой информации свыше 3000 материалов
пропагандирующих межнациональное и межконфессиональное
согласие в Казахстане.

  2. Введение

      Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия разработана в целях реализации пункта 62.1  Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира", утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 30 марта 2006 года N 80 и пункта 1.2 Плана организационно-пропагандистской работы по 10-летию Ассамблеи народа Казахстана от 1 февраля 2005 года N 35-11.4, утвержденного Государственным секретарем Республики Казахстан О. Абдыкаримовым, в связи с необходимостью выработки и проведения комплексной и целенаправленной политики по дальнейшей гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, формированию и внедрению норм толерантного сознания и поведения в социальную практику. В  Стратегии развития Казахстана до 2030 года отмечено, что республике удалось избежать прямой конфронтации внутри общества: "Наша стратегическая задача - единство многочисленных групп населения, разумное сочетание личностных и общественных начал, что дополняет консенсусно-иерархические традиции нашего общества".
      Для Казахстана как страны с ярко выраженным полиэтническим и поликонфессиональным составом населения достижение и укрепление социальной стабильности, гармонизации интересов личности, отдельных социальных групп и общества тесно связано с задачей поиска оптимальных форм взаимодействия этнических общностей, укрепления межнационального и межконфессионального согласия, повышения культуры межэтнических и межконфессиональных взаимоотношений, профилактики экстремизма и ксенофобии.
      В стране проживают представители 130 наций, народностей и этнических групп. Это многообразие, являясь неиссякаемым источником духовно-нравственных ценностей, вместе с тем порождает определенные проблемы. Развитие гармоничных межэтнических взаимоотношений и межконфессионального согласия требует комплексного подхода и эффективных механизмов государственного и общественного прогнозирования и регулирования.
      Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, в котором законодательно закреплены принципы свободы совести и свободы вероисповедания, равное право граждан различной конфессиональной принадлежности на создание своих религиозных объединений, принцип невмешательства государства во внутренние дела религиозных объединений и другие основополагающие нормы религии, принятые международным сообществом.
      Одной из характерных особенностей развития Казахстана в современный период является неуклонное возрастание роли религии в жизни общества. Повышается ее авторитет и статус, расширяются социальные функции, растет число верующих и религиозных объединений.
      В республике сформировано поликонфессиональное пространство, в состав которого вошли все религиозные объединения традиционных для Казахстана вероучений (ислам, христианство) и новые организации нетрадиционных, ранее не представленных в Казахстане религиозных движений. Появились также псевдорелигиозные образования, способствующие проникновению в Казахстан религиозного экстремизма.
      На этом фоне особенно явственно видны достижения Казахстана в деле построения многонационального, мультикультурного и поликонфессионального общества, в котором реально обеспечено равенство возможностей экономического, социального, культурного, духовного развития для представителей всех наций и народностей, находят практическое воплощение принципы межнационального согласия, единства казахстанского народа, гуманизма, гармоничного сочетания прав нации и прав человека.
      Казахстанский опыт построения полиэтнического и мультикультурного сообщества во многом уникален. Главным условием дальнейшего успешного развития страны продолжает оставаться обеспечение внутриполитической стабильности, гражданского мира и межнационального согласия.
      Разработка и реализация эффективной системы мер по дальнейшей гармонизации национальных и религиозных отношений в стране, формированию толерантного сознания и профилактике экстремизма в казахстанском обществе является комплексной задачей, решение которой требует скоординированных усилий государственных и местных органов при широкой поддержке национально-культурных, религиозных и неправительственных объединений.
      В настоящей Программе определены цели и задачи совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия, гармонизации межэтнической ситуации в стране, формирования и внедрения в социальную практику установок толерантного сознания и поведения, профилактики национального и религиозного экстремизма, а также намечены основные направления и механизмы их реализации, указаны источники финансирования.

  3. Анализ современного состояния проблемы

       Сноска. Раздел 3 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 19.03.2008 г.  N 267 .

      С момента обретения государственной независимости и суверенитета Казахстан уверенно взял курс на построение демократического государства, обеспечение социального партнерства и гражданского согласия, политической и межнациональной стабильности.
      В настоящее время основными принципами государственной национальной политики в Республике Казахстан являются:
      равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
      запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
      сохранение исторически сложившейся целостности Казахстана;
      гарантия прав народов, проживающих на территории Казахстана в соответствии с  Конституцией Республики Казахстан, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Республики Казахстан;
      право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
      содействие развитию национальных культур и языков народов Республики Казахстан;
      своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;
      запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
      защита прав и интересов граждан Республики Казахстан за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с исторической родиной в соответствии с нормами международного права.
      К настоящему времени в Казахстане приняты ряд актов, предусматривающих комплекс мер, направленных на решение данной проблемы, основополагающими из которых являются Указы Президента Республики Казахстан "О  стратегии Ассамблеи народа Казахстана и положении об Ассамблее народа Казахстана" 26 апреля 2002 года N 856, " Государственная программа развития и функционирования языков на 2001-2010 годы" от 7 февраля 2001 года N 550 и ряд других.
      Необходимо отметить, что забота о развитии языков народов Казахстана возведена в ранг государственной политики и является составной частью национальной политики. В Послании народу Казахстана Главы государства " Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии" одним из условий по достижению поставленных задач является сохранение и развитие многовековых традиций, языка и культуры казахского народа, при этом обеспечивается межнациональное и межкультурное согласие, прогресс единого народа Казахстана. В настоящее время в Казахстане существует реальное многообразие языков, в функциональных целях используется свыше ста.
      В современном Казахстане традиционно высокими остаются религиозная и этническая толерантность. Межнациональные отношения в республике развиваются достаточно стабильно, а возникающие вопросы решаются в цивилизованной форме. Приверженность казахстанцев общечеловеческим ценностям межкультурного диалога и этнической консолидации является духовно-нравственной основой проведения взвешенного и реалистичного курса на реформирование экономики, построения гражданского общества и правового государства, создания действенных механизмов социальной защиты, демократического разрешения социальных проблем. Наметилась тенденция к более четкому пониманию того, что не лоббирование интересов собственной национальности, а укрепление нравственных, правовых основ межнациональных взаимоотношений является способом их благополучия.
      В процессе построения демократического общества коренным образом изменились отношения между государством и религиозными объединениями. В соответствии с  Конституцией Республики Казахстан и принятым в 1992 году  Законом Республики Казахстан "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях" верующие получили возможность свободно исповедовать религию, не подвергаясь ограничению своих общечеловеческих и гражданских прав и обязанностей.
      В Казахстане за 15 лет независимости произошел значительный количественный и качественный рост религиозных институтов.
      По состоянию на 1 января 2006 г. общая численность религиозных объединений, представляющих более 40 конфессий и деноминаций составляет 3420. В общем числе религиозных объединений представлены: Ислам - 1853, Русская православная церковь - 267, Римско-католическая церковь - 94, Протестантизм - 1101, не традиционные и новообразования (бахай, общество сознание Кришны, церковь последнего Завета и т.д.) - 78, и другие немногочисленные религиозные формирования - 349.
      Религиозным объединениям принадлежат 2565 культовых сооружений, из которых 1727 - мусульманские мечети, 241 - православные церкви, 74 - католические костелы, 10 - синагог, и более пятисот протестантские и другие церкви.
      Религиозными объединениями выпускаются 38 наименований периодических печатных изданий. С каждым годом увеличивается число казахстанских паломников, совершающих хадж - самого массового организованного выезда граждан страны за рубеж.
      В Казахстане действуют 8 высших (в том числе 2 исламских, 1 католическое, 1 лютеранское, 4 протестантских), 6 средних специальных и 3 общеобразовательных духовных учебных заведений, функционируют постоянно действующие курсы при крупных мечетях и воскресные школы при церквях.
      В настоящее время в Казахстане работает 413 зарубежных миссионеров из 22 стран.
      С учетом международного опыта западных стран по противодействию терроризму и религиозному экстремизму после террористических акций, совершенных в различных странах, возрастает необходимость совершенствования работы государственных органов по выявлению и пресечению функционирования религиозных объединений и зарубежных миссионеров, осуществляющих под прикрытием религии экстремистские действия.
      Характеризуя религиозную ситуацию в Республике Казахстан, необходимо отметить, что она напрямую связана и определяется общим социально-политическим и экономическим положением страны. С укреплением экономики и демократизацией общества ослабнет дестабилизирующий потенциал целого ряда настораживающих тенденций в религиозной сфере.
      Одним из основных факторов стабильного общественного развития и улучшения благосостояния всех народов является мирный межконфессиональный диалог. Во время своего визита в Казахстан осенью 2002 года генеральный секретарь ООН Кофи Аннан назвал нашу страну примером межнациональной стабильности и духовной толерантности, учитывая, что последние годы отмечены напряженностью в отношениях между различными государствами, часто интерпретируемой как "раскол между цивилизациями", и тем, что причинами обострения этих отношений иной раз называются проблемы, лежащие в плоскости религий, а также принимая во внимание уникальный казахстанский опыт толерантности и согласия.
      Особое место в ряду значимых общественно-политических и религиозных мероприятий, предшествовавших проведению Съезда, заняло посещение Казахстана Папой Римским Иоанном II в сентябре 2001 года. Примечательно, что впервые инициатива о созыве Съезда была высказана Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым в феврале 2003 года во время его встречи с Понтификом в Ватикане.
      В 2006 году в городе Астане прошел II Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Его итоги способствовали укреплению согласия и установления конструктивного диалога между цивилизациями, конфессиями, странами и народами.
      Мирное сосуществование религий, недопущение распространения религиозного экстремизма является одной из актуальных проблем современного мира. Конфликты на религиозной и этнической основе, ограничение культурных, социальных, политических прав, дискриминация по этническому или конфессиональному признаку стали одними из основных факторов нестабильности национально-государственных систем и роста напряженности международных отношений.
       Конституция Казахстана утверждает равенство всех граждан страны независимо от их национальной принадлежности. Культура всех наций, народностей и этнических групп у нас в стране рассматривается как общенациональное достояние. Всем гражданам конституционно гарантируются равные права в отстаивании и реализации своих этнокультурных интересов. Согласно результатам социологических исследований, в республике растет число верующих - сегодня верующими считают себя примерно 62 % казахстанцев.
      Государства Центральной Азии во все времена были в центре политических и экономических событий. Сегодня этот регион находится в весьма сложном положении, с достаточно слабой экономикой и непростыми внутриполитическими процессами. Более того, он оказался в эпицентре и глобальной мировой политики, где происходят крупные внутренние изменения. В этой связи, для   Казахстана важным фактором стабильности является недопущение, чтобы данный регион был источником хаоса и угроз, импорта террора и насилия, подрыва межэтнического и межконфессионального согласия в нашей стране. Вместе с тем в сегодняшнем Казахстане существует определенный разрыв между моделью межэтнической консолидации, межконфессионального согласия и процессом межэтнического и межконфессионального взаимодействия.
      Ситуация в сфере межэтнического и межконфессионального взаимодействия развивается очень динамично и во многом непредсказуема. Это требует создания комплексной программы действий, нацеленных на обеспечение социальной стабильности, межконфессионального и межэтнического согласия.
      В связи с процессами религиозного возрождения постулаты и нормы веротерпимости, пути достижения и упрочения межконфессионального согласия, неконфликтного сосуществования религиозных объединений приобретают особую актуальность для современного Казахстана.
      Усиление влияния религиозного фактора на различные стороны жизни современного казахстанского общества очевидно. Его динамика и особенности выражаются в следующих основных формах:
      произошло расширение сфер влияния традиционных религиозных институтов;
      возросла восприимчивость широких кругов населения к религиозному воздействию;
      расширились социальные функции религиозных объединений;
      расширяется сфера религиозного образования, укрепляется его финансовая и материальная база;
      усиливается миссионерская, идеологическая и пропагандистская деятельность в Казахстане религиозно-благотворительных организаций стран Ближнего Востока, а также стран Европы.
      Особенностью современной религиозной ситуации в Казахстане является тот факт, что в общественном мнении отождествляется национальная и конфессиональная принадлежность. Вполне логично предположить, что любое усложнение, тем более обострение межконфессиональных отношений будет перенесено в межнациональную сферу.
      В этих условиях особую значимость приобретают задачи обеспечения комплекса политических, экономических, социальных, идеологических условий для развития этнических культур, взаимодействия между ними в интересах сохранения и укрепления общенационального единства. Настоятельна необходимость принятия действенных мер по предупреждению политического радикализма, конфессиональной и этнической нетерпимости, по формированию у граждан установок толерантного сознания и поведения, по развитию политической и правовой культуры, расширению социального партнерства, воспитанию казахстанского патриотизма, профилактике различных видов экстремизма. Поэтому совершенствование казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия является актуальным вопросом, требующим принятия безотлагательных и действенных мер.
      Модели и механизмы консолидации полиэтнического и мультикультурного сообщества, укрепления межэтнического и межконфессионального согласия должны разрабатываться с учетом всей сложности и противоречивости совместного действия этих разнонаправленных тенденций, потенциальных угроз и конфликтов.
      Как реакция на кризисы идентичности, порожденные новыми информационными и коммуникационными технологиями, возникла тенденция подчеркивать общинную идентичность, то есть принадлежность к этнической группе, народу, религии, территории. В то же время в современных условиях совершенно неизбежно происходит размывание традиционных этнических связей, преодоление обособленности этнических общностей, ассимиляция людьми инокультурных ценностей и норм.
      Казахстан, являясь государством-членом Организации Объединенных Наций, поддерживает Декларацию принципов толерантности, утвержденную резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Принципы веротерпимости и миролюбия являются основополагающими в политике нашего государства.
      Вместе с тем анализ современной ситуации в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений показывает необходимость комплексного подхода к данной проблеме. Созданы условия для принятия специального программного документа, посвященного проблеме гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в Казахстане, отражающего все аспекты этого процесса.
      Национальная политика должна стать консолидирующим фактором, отражающим все многообразие интересов проживающих в Казахстане диаспор, имеющая в своем арсенале четкие механизмы их согласования. В этой связи особое значение приобретает общность позиций органов государственной власти, различных политических и общественных сил в национальном вопросе, основанных на конституционных принципах, научно обоснованных выводах и рекомендациях.
      Именно такие социальные проблемы как бедность, безработица, социальная незащищенность провоцируют социальную напряженность, которая может перейти в межнациональные конфликты. Системный характер проблемы достижения межконфессионального и межэтнического согласия и обусловил необходимость создания специальной программы.

  4. Цель и задачи Программы

      Целью Программы является совершенствование казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия.
      Задачами Программы являются:
      разработка и реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих совершенствование казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия в республике;
      мониторинг, диагностика и прогнозирование социально-политической ситуации в стране, а также ситуации в сфере межконфессиональных и межэтнических отношений и уровня социально-психологической напряженности в обществе;
      укрепление внутриполитической стабильности, межнационального и межконфессионального согласия.

  5. Основные направления и механизм реализации Программы

      Основным направлением являются гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение внедрения в социальную практику норм толерантного поведения и механизмов профилактики и противодействия экстремизму, создание условия для гибкого реагирования на изменение социально-политической ситуации в обществе.
      Система программных мероприятий будет проводиться по следующим основным направлениям.
       Научно-методическое направление : проведение научных исследований, направленных на изучение ситуации в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений и выработку практических рекомендаций по противодействию различным проявлениям экстремизма, формированию толерантного поведения у различных социальных групп; разработка методов мониторинга, диагностики и экспертизы уровня социальной напряженности в обществе, оценки рисков и возможных последствий социальных конфликтов; разработка механизмов нейтрализации деструктивных настроений в массовом сознании; обеспечение пополнения информационной базы данных о национально-культурных и религиозных объединениях, действующих на территории республики.
       Организационно-практическое направление : проведение фестивалей, конференций, конкурсов, семинаров, "круглых столов", направленных на гармонизацию межэтнических и межконфессиональных отношений, укрепление внутриполитической стабильности, гражданского мира и согласия, снижение социальной напряженности в обществе, а также на развитие дружественных отношений со странами исторического происхождения соответствующих диаспор, проживающих в Казахстане.
       Информационно-пропагандистское направление : обеспечение создания в рамках государственного заказа в местных СМИ постоянных рубрик, циклов теле- и радио передач, слоганов, роликов по вопросам воспитания принципов этнической и конфессиональной толерантности; обеспечение создания и размещения в общественных местах рекламных материалов (брэндмауэры, биллборды, растяжки, плакаты), пропагандирующих межнациональное и межконфессиональное согласие в Казахстане; публикация в средствах массовой информации материалов по формированию толерантного сознания.
      Целью этнокультурного образования является формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым пониманием своеобразия других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, убеждений и верований. При этом речь должна идти не только о сосуществовании и толерантности представителей различных этнокультурных общностей, но об их сотрудничестве и консолидации на основе основополагающих гуманистических ценностей и демократических принципов.
      Реализация данной программы позволит содействовать развитию всесторонне развитой, гармоничной, здоровой поликультурной личности, формированию у детей и подростков установок толерантного сознания и поведения, гражданственности и казахстанского патриотизма, а также молодежным инициативам в сфере гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений.
      Программа предусматривает разработку комплекса мероприятий, обеспечивающих:
      формирование казахстанской общегражданской идентичности и развитие поликультурного потенциала страны;
      эффективность государственной политики по снижению социально-психологической напряженности в обществе;
      внедрение в социальную практику норм и стандартов толерантного поведения, руководствующегося принципами гуманизма и веротерпимости, межнационального и межконфессионального согласия, противодействия экстремизму.
      Реализация программы предполагает:
      определение статуса воскресных школ и школ национального возрождения и механизма их финансирования;
      активное привлечение общественных организаций, разделяющих принципы конструктивного диалога государства и гражданского общества, и, прежде всего, принципы толерантности;
      взаимодействие с правоохранительными органами стран ближнего и дальнего зарубежья с целью предотвращения угрозы экстремизма;
      через средства массовой информации всех уровней систематизировать работу по созданию у населения особенно у молодежи иммунитета от воздействий деструктивных религиозных идей и догматов, привлекая к деятельности в данной сфере популярных деятелей культуры, поэтов, писателей и теологов.
      Реализация всего комплекса мероприятий позволит гармонизировать межэтнические и межконфессиональные отношения в обществе, послужит фактором снижения социальной напряженности, будет способствовать формированию установок толерантного сознания.
      Программа предусматривает разработку и реализацию с заинтересованными государственными органами комплекса мероприятий, направленных на создание условий по обеспечению внутренней и внешней безопасности страны, профилактику экстремизма, на выявление и нейтрализацию причин, способствующих совершению актов экстремизма и терроризма.

  6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования

       Сноска. Раздел 6 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 19.03.2008 г.  N 267 .

             Реализация Программы будет осуществляться из следующих источников:
      республиканского бюджета;
      местных бюджетов.
      На реализацию Программы потребует финансирование из средств:
      республиканского бюджета - всего 969,6 млн. тенге, в том числе: 2006 год - 316 млн. тенге, 2007 год - 312,9 млн. тенге, 2008 год - 340,7 млн. тенге;
      из местного бюджета - всего 1354,8 млн. тенге, в том числе: 2006 год - 138 млн. тенге, 2007 год - 552,6 млн. тенге, 2008 год - 664,2 млн. тенге.
      Объем расходов на 2007-2008 годы будет определяться (уточняться) в соответствии с Законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

  7. Ожидаемый результат

       Сноска. Раздел 7 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 19.03.2008 г.  N 267 .

          В результате реализации Программы будет (будут):
      создана атмосфера для гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в республике;
      утверждены принципы и нормы межэтнической и межконфессиональной толерантности, уважения, принятия и понимания этнокультурного многообразия как социально-психологической основы гражданского согласия в полиэтническом и поликонфессиональном казахстанском обществе;
      укреплены взаимопонимание и терпимость между религиозными объединениями республики;
      усилено сотрудничество государственных органов, национально-культурных, религиозных и неправительственных объединений в деле продвижения духовных ценностей и культуры диалога с целью обеспечения гражданского мира и общественного согласия;
      сформирована система этнокультурного образования;
      созданы условия по укреплению общественной роли Ассамблеи народа Казахстана;
      в 2006-2008 годах:
      организовано и проведено 12 прикладных научных и 6 республиканских исследований по вопросам межэтнической и межконфессиональной ситуации в обществе;
      пополнена информационная база данных о национально-культурных, религиозных объединениях и зарубежных миссионерах действующих на территории республики;
      организовано и проведено 9 международных конференций, 30 республиканских и региональных конференций, 74 семинара, 46 конкурсов, 93 круглых стола, 41 тренинг с участием молодежи, 59 республиканских дней этносов, 3 фестиваля Дружбы народа Казахстана;
      освещено в республиканских и региональных средствах массовой информации свыше 3000 материалов пропагандирующих межнациональное и межконфессиональное согласие в Казахстане.

  8. План мероприятий по реализации Программы

       Сноска. План с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 19.03.2008 г.  N 267 .
 

N Мероприятия Формы
завер-
шения
Ответст-
венные
исполнители
Сроки
испол-
нения
Предпо-
лагаемые
расходы
(млн.
тенге)
Источ-
ники
финан-
сиро-
вания
1 2 3 4 5 6 7
Научно-методическая работа

1.

Организовать
проведение
республикан-
ского
мониторинга
межэтнической
и межконфес-
сиональной
ситуации в
обществе, а
также
проведение
социологичес-
ких
исследований
по вопросам
повышения
роли
Ассамблеи
народа
Казахстана

Инфор-
мация
в Пра-
витель-
ство

МКИ,
 

20 ян-
варя,
20 ию-
ля
Еже-
годно

Всего:
12,0
в том
числе:
2006 г.
- 2,5
2007 г.
- 2,5
2008 г.
- 7,0

Респу-
бликан-
ский
бюджет

2.

Организовать
проведение
прикладных
научных
исследований 
по вопросам
межэтнических
и межконфес-
сиональных
отношений

Инфор-
мация
в Пра-
витель-
ство

МКИ,
МЮ

20 ян-
варя,
20 ию-
ля
еже-
годно

Всего:
31,7 в
том чис-
ле: 2006
г. - 11,7
2007 г.
- 10,0
2008 г. 
- 10,0

Респу-
бликан-
ский
бюджет

3.

Обеспечить
пополнение
информацион-
ной базы дан-
ных о нацио-
нально-куль-
турных и
религиозных
объединениях
и зарубежных
миссионерах
действующих
на территории
республики

Выпуск
инфор-
мацион-
ных
матери-
алов

МКИ, МЮ,
ССРО

IV
квар-
тал,
еже-
годно

Не требу-
ет финан-
сирования


4. 

Создать меж-
ведомственную
рабочую груп-
пу по эффек-
тивной выра-
ботке предло-
жений по реа-
лизации Про-
граммы совер-
шенствования
казахстанской
модели этни-
ческого и
конфессио-
нального
согласия на
2006-2008
годы

Приказ

МКИ, МЮ,
акиматы
областей,
городов
Астаны и
Алматы,
заинтересо-
ванные госу-
дарственные
органы

III квар-
тал,
2006
года 

Не требу-
ет финан-
сирования 


Организационно-практическая работа

5.

Организовать
проведение
фестивалей,
конференций,
конкурсов,
семинаров,
"круглых
столов",
направленных 
на гармониза-
цию межэтни-
ческих и меж-
конфессио-
нальных
отношений,
укрепление
внутриполити-
ческой ста-
бильности,
гражданского
мира и согла-
сия, снижение
социальной
напряженности
в обществе,
а также на
развитие
дружественных
отношений со
странами 
исторического
происхождения
соответствую-
щих диаспор,
проживающих
в Казахстане

Приказ
минист-
ра,
решения
акимов

МКИ, МОН,
акимы
областей,
городов
Алматы и
Астаны, АНК

I-III
квар-
тал,
еже-
годно

Всего:
16,5 в
том
числе:
2006 г.
- 3,7
2007 г.
- 3,7
2008 г.
- 9,1

Всего:
115,1 в
том
числе:
2006
г. - 10,5
2007
г. - 44,1
2008
г. - 60,5

Респу-
бликан
ский
бюджет
 

        Местный
бюджет

6.

Организовать
проведение
мероприятий,
направленных
на снижение
социальной
напряженности
(выпуск
методических
материалов,
проведение
семинаров,
социологичес-
ких опросов,
круглых сто-
лов, тренин-
гов и религи-
оведческих
экспертиз)

Инфор-
мация
в МКИ

Акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы

10 ян-
варя,
10
июля
еже-
годно

Всего: 114,6 в том числе: 2006 г. - 9,7; 2007 г. - 49,2; 2008 г. - 55,7 (из них в 2008 году: по областям - Акмо-
линская - 0,6; Актюбин-
ская - 5,9; Алматин-
ская - 1,8; ВКО - 2,8; Жамбыл-
ская - 0,6; Караган-
динская - 0,7; Костанай-
ская - 2,9; Кызылор-
динская - 1,0; Мангис-
тауская - 0,9; Павлодар-
ская - 0,4; СКО - 9,2; ЮКО - 3,0; ЗКО - 20,0; г. Астана - 0,5; г. Алматы - 5,4)

Местный бюджет

7.

Организовать 
проведение
мероприятий,
направленных
на укрепление
отношений со
странами
исторического
происхождения
этносов,
проживающих
в Казахстане,
и пропаганду
за рубежом
казахстанской
модели меж-
этнического и
межконфессио-
нального со-
гласия Респу-
блики Казах-
стан

Приказ

МИД, МКИ,
МЮ, АНК

Еже-
годно

Всего:
848,1 в
том
числе:
2006 г.
- 282,7
2007 г.
- 282,7
2008 г.
- 282,7

Респу-
бликан-
ский
бюджет

8.

Организовать
проведение
международных
конференций
и семинаров
по вопросам
изучения за-
рубежного
опыта
гармонизации
межэтнических
и межконфес-
сиональных
отношений в
полиэтничес-
ких странах, а также международно-
го форума духовности и культуры

Приказ

МКИ,
МЮ,
АНК

II-III
-IV
квар-
талы
еже-
годно

Всего:
26,2 в
том
числе:
2006 г.
- 5,0
2007 г.
- 5,0
2008 г.
- 16,2

Респу-
бликан-
ский
бюджет

9.

Организовать
проведение
республикан-
ских дней
культуры
диаспор,
проживающих
на территории
Казахстана,
организовать
и провести
тренинги, се-
минары, круг-
лые столы,
конференции
по вопросам
развития
культур,
оказать      
поддержку
национальным 
диаспорам   
в возрождении
их языка,
создать в
обществе     
атмосферу
уважения к их
культурным
ценностям

Приказ,
решения
акимов

МКИ, акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы, АНК

II-IV
квар-
тал,
еже-
годно

Всего: 22,3 в том числе в 2006 г. - 9,3; 2007 г. - 9,0; 2008 г. - 4,0; 
 
 
    Всего: 138,4 в том числе: 2006 г. - 26,9; 2007 г. - 41,5; 2008 г. - 70,0 (из них в 2008 году: по областям - Акмо-
линская - 0,7; Актюбин-
ская - 12,0; Атыраус-
кая - 2,0; Алматинс-
кая - 5,0; ВКО - 8,2; Жамбылс-
кая - 4,2; Караган-
динская - 2,1; Костанай-
ская - 7,6; Кызылор-
динская - 1,5; Мангиста-
уская - 0,1; Павлодар-
ская - 5,0; СКО - 3,0; ЮКО - 3,0; г. Алматы - 5,6)

Респуб-
ликан-
ский
бюджет
 
 

          Местный бюджет

10.

Организовать
проведение
совместно с
национально-
культурными и
религиозными
объединения-
ми, обществе-
нными органи-
зациями семи-
наров, круг-
лых столов,
конференций,
тренингов,  
открытых
уроков,
ориентирован-
ных на вне-
дрение в
социальную
практику
установок
толерантного
сознания

Приказ

МКИ, МОН,
МЮ, акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы,
общественные
организации,
АНК

IV
квар-
тал,
еже-
годно

Всего: 1,1 в том числе: 2006 г. - 1,1; 
 
 
 
 
 
          Всего: 33,8 в том числе: 2006 г. - 10,3; 2007 г. - 10,2; 2008 г. - 13,3 (из них в 2008 году: по областям - Акмо-
линская - 0,1; Актюбин-
ская - 0,9; Атыраус-
кая - 0,6; Алматин-
ская - 5,8; ВКО - 0,5; Жамбылс-
кая - 0,4; Костанай-
ская - 0,5; Кызылор-
динская - 0,1; Мангиста-
уская - 1,6; Павлодар-
ская - 0,4; ЮКО - 1,1; ЗКО - 0,3; г. Астана - 0,3; г. Алматы - 0,7)

Респу-
бликан-
ский
бюджет
 

        Местный бюджет

Информационно-пропагандистская работа

11.

Обеспечить
создание в
рамках госу-
дарственного
заказа в
местных СМИ
постоянных
рубрик, цик-
лов теле- и
радиопере-
дач, слога-
нов, роликов
по вопросам
воспитания
принципов
этнической и
конфессио-
нальной
толерантности

Приказ, решения акимов

Акимы областей, городов Астаны и Алматы

II
квар-
тал,
еже-
годно

Всего: 472,2 в том числе: 2006 г. -
58,0
2007 г. -
195,7
2008 г. -
218,5 (из них в 2008 году: по областям - Акмоли-
нская - 6,9; Актюбин-
ская - 2,9; Атыраус-
кая - 1,8; Алматин-
ская - 8,5; ВКО - 4,6 Жамбыл-
ская - 0,5; Караган-
динская - 1,6; Коста-
найская - 9,4; Кызылор-
динская - 0,5; Мангиста-
уская - 0,2; Павлодар-
ская - 6,0; СКО - 173,1; ЮКО - 2,0; г. Астана - 0,5)

Местный
бюджет

12.

Обеспечить
создание и
размещение в
общественных
местах рекла-
мных матери-
алов (брэнд-
мауэры, билл-
борды, рас-
тяжки, плака-
ты), пропа-
гандирующих
межнациональ-
ное и межкон-
фессиональное
согласие в
Казахстане.
Публикация в
средствах
массовой
информации
материалов
по формирова-
нию толерант-
ного сознания

Решения
акимов

Акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы

II
квар-
тал,
еже-
годно

Всего:
480,7 в том числе:
2006 г. -
22,6
2007 г. -
211,9
2008 г. -
246,2 (из них в 2008 году: по областям - Акмо-
линская - 0,2; Актюбин-
ская - 40,0; Атырау-
ская - 1,8; Алматин-
ская - 8,5; ВКО - 1,0; Жамбыл-
ская - 0,3; Караган-
динская - 12,9; Костанай-
ская - 1,1; Кызылор-
динская - 0,6; Мангис-
тауская - 1,0; Павлодар-
ская - 1,0; СКО - 173,1; ЮКО - 3,5; ЗКО - 0,8; г. Астана - 0,4)

Местный бюджет

13.

Обеспечить
выпуск
имиджевых
материалов по
пропаганде
межэтническо-
го и межкон-
фессиональ-
ного согласия
в Казахстане

Приказ
минист-
ра

МКИ

II
квартал
2008 г.

Всего:
10,0 в
том
числе:
2008 г.
- 10,0

Респу-
бликан-
ский
бюджет

14.

Организовать
проведение
республикан-
ской акции
"Шаңырақ"
(семинар в
области
этножурна-
листики,
творческий
конкурс)

Приказ
минист-
ра

МКИ

Июль,
декабрь
2008 г.

Всего:
1,7 в
том
числе:
2008 г.
- 1,7

Респу-
бликан-
ский
бюджет

Итого



Всего: 969,6
в том числе:
2006 г. - 316,0
2007 г. - 312,9
2008 г. - 340,7

Всего: 1354,8
в том числе:
2006 г. - 138,0
2007 г. - 552,6
2008 г. - 664,2 

Респу-
бликан-
ский
бюджет

  Местный бюджет

  Примечания:

МЮ   - Министерство юстиции Республики Казахстан;
МКИ  - Министерство культуры и информации Республики Казахстан;
МОН  - Министерство образования и науки Республики Казахстан;
АНК  - Ассамблея народа Казахстана;
ССРО - Совет по связям с религиозными объединениями при Правительстве Республики Казахстан;
МИД  - Министерство иностранных дел Республики Казахстан;
ВКО  - Восточно-Казахстанская область;
СКО  - Северо-Казахстанская область;
ЮКО  - Южно-Казахстанская область;
ЗКО  - Западно-Казахстанская область.      

      Объем расходов на 2007-2008 годы будет определяться (уточняться) в соответствии с Законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.