Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 10.09.2010 N 924.
В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года N 1241 "О Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу "Охрана окружающей среды Республики Казахстан на 2008-2010 годы" (далее - Программа).
2. Центральным и местным исполнительным органам, ответственным за реализацию Программы:
1) принять меры по реализации Программы;
2) представлять в Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы ежегодно, к 20 января и 20 июля.
3. Министерству охраны окружающей среды Республики Казахстан обеспечить представление в Правительство Республики Казахстан сводной информации о ходе исполнения Программы ежегодно, к 10 февраля.
4. Признать утратившими силу:
1) постановление Правительства Республики Казахстан от 24 января 2005 года N 49 "О Программе по борьбе с опустыниванием в Республике Казахстан на 2005-2015 годы";
2) постановление Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2007 года N 831 "О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 24 января 2005 года N 49".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Шукеева У.Е.
6. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 19 февраля 2008 года N 162
Программа
"Охрана окружающей среды Республики Казахстан
на 2008-2010 годы" Астана, 2008 год
1. Паспорт программы
Наименование Программа "Охрана окружающей среды Республики
Программы Казахстан на 2008-2010 годы"
Основание для Концепция экологической безопасности Республики
разработки Казахстан, одобренная Указом Президента
Программы Республики Казахстан 3 декабря 2003 года N 1241
Основной Министерство охраны окружающей среды
разработчик Республики Казахстан
Программы
Цель Программы Стабилизация показателей качества окружающей
среды и совершенствование экологических
требований к природопользованию
Задачи 1) оптимизация системы управления качеством
Программы окружающей среды, в том числе:
экологизация законодательства;
совершенствование экономических инструментов
охраны окружающей среды;
экологизация общества;
развитие системы мониторинга окружающей среды;
научное обеспечение охраны окружающей среды;
расширение международного сотрудничества;
2) сохранение и восстановление природной среды:
снижение антропогенного воздействия на климат
и озоновый слой земли;
сохранение и устойчивое использование
биологического разнообразия;
реабилитация зон экологического бедствия,
полигонов ракетно-космического комплексов;
предупреждение загрязнения шельфа Каспийского
моря и прилегающих территорий;
предупреждение истощения, загрязнения земельных
и водных ресурсов и загрязнения воздушного
бассейна;
последовательное увеличение объемов переработки
и утилизации отходов;
3) снижение неблагоприятного воздействия
окружающей среды на здоровье населения.
Объемы и Предусматривается выделение средств в
источники размере: 35816,0 млн. тенге,
финансирования в том числе:
Программы из республиканского бюджета в размере
35223,9 млн. тенге,
в том числе:
2008 год - 6184,0 млн. тенге;
2009 год - 13950,6* млн. тенге;
2010 год - 15089,3* млн. тенге;
международные гранты в размере 592,1 млн.
тенге, в том числе:
2008 год - 302,2 млн. тенге;
2009 год - 150,5* млн. тенге;
2010 год - 139,4* млн. тенге.
Ожидаемые Удельный валовый выброс в атмосферу
результаты от загрязняющих веществ (тонн на миллион тенге
реализации ВВП) - 0,2
Программы Выбросы углерода, тонн на миллион тенге ВВП - 10,0
Выбросы окислов серы, тонн на миллион тенге ВВП -
0,21
Выбросы окислов азота, тонн на миллион тенге ВВП -
0,029
Объем токсичных отходов, размещаемых в окружающей
среде, тонн на миллион тенге ВВП - 25,65
Сбросы загрязняющих веществ в водные источники,
тонн на миллион тенге ВВП - 0,17
Максимальный индекс загрязнения воды по основным
водным объектам, условных единиц - 1,7
Концентрация растворенного кислорода, средняя по
всем станциям мониторинга (миллиграмм на литр
воды) - 6,7
Индустриальное органическое загрязнение воды,
тонн БПК на куб. км. запасов пресной воды - 0,79
Средний индекс загрязнения атмосферы в городах,
где ведется соответствующее наблюдение (условных
единиц.) - 6,5
Затраты на охрану окружающей среды, % ВВП - 1,7
Число компаний, сертифицированных на ISO 14001,
на миллиард тенге ВВП - 0,008
Энергоемкость ВВП, тонн нефтяного эквивалента на
миллион тенге ВВП - 12,5
Доля использования альтернативных источников
энергии к общему объему энергопотребления,
% - 0,03
Ожидаемая продолжительность жизни (годы) - 68,4
Сроки 2008-2010 годы
реализации
Программы
2. Введение
Программа "Охрана окружающей среды Республики Казахстан на 2008-2010 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Концепцией экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы, одобренной Указом Президента Республики Казахстан 3 декабря 2003 года N 1241.
В Программе проведен анализ существующей экологической ситуации Казахстана и разработаны меры по ее улучшению.
Программа будет выполняться в соответствии с основными приоритетами перехода страны к устойчивому развитию, среди которых: предупреждение и уменьшение экологических угроз здоровью населения, борьба с опустыниванием, сохранение биологического разнообразия, снижение эмиссий, в том числе парниковых газов и озоноразрушающих веществ; доступ к качественной питьевой воде, решение трансграничных экологических проблем, радиационная безопасность; управление отходами.
3. Анализ современного состояния окружающей среды и системы ее охраны
3.1. Современное состояние окружающей среды
В настоящее время наиболее острыми экологическими проблемами в Республике Казахстан по-прежнему остаются проблемы связанные с изменением климата и озонового слоя, сокращением биоразнообразия, опустыниванием, загрязнением водных ресурсов, воздуха, накоплением отходов производства и потребления.
По результатам инвентаризации парниковых газов в Казахстане, выполненной в рамках программы "Охрана окружающей среды Республики Казахстан на 2005-2007 годы", установлено, что за последние 5 лет среднегодовое увеличение эмиссий парниковых газов в атмосферу составило 6,7 %. Основным источником эмиссий парниковых газов в Казахстане остается энергетическая деятельность, доля которого практически не изменилась и составила в 2005 году 78,0 %.
Учитывая современные объемы эмиссий озоноразрушающих веществ и прогнозируемые разрешенные объемы их в рамках Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 года, первые несколько десятилетий XXI века оцениваются как наиболее изменчивые периоды для озонового сокращения. Начало восстановления озонового слоя над Казахстаном, также как и над планетой в целом, может наступить в последующие тридцать лет, при условии прекращения выпуска озоноразрушающих веществ.
Проблемы сохранения биоразнообразия в республике по-прежнему остаются актуальными. Среди редких эндемичных и реликтовых видов, требующих охраны, насчитывается более 400 видов растений и 300 видов позвоночных животных, значительная часть которых находится на грани исчезновения.
Значительной экологической проблемой республики по-прежнему остается опустынивание. Процессам опустынивания и деградации подвержены в разной степени земли 70 % территории республики, что во многом обусловлено природными особенностями страны. Из 188,9 млн. пастбищ страны крайняя степень деградации наблюдается на 26,6 млн. га. Наибольшей деградации, которая проявляется в сокращении площадей, засорении ядовитыми растениями, закустаривании, подверглись пастбища и сенокосы, прилегающие к сельским населенным пунктам. Засоление орошаемых земель также вызывает рост площадей солончаковых пустынь в бессточных бассейнах и их вторичное засоление. Доля засоленных почв составляет 31,3 % от площади всей орошаемой пашни. В целом по республике отмечается устойчивая тенденция к ухудшению качества земель: снижение содержания гумуса, биогенных элементов, видового состава растительности, биологической продуктивности.
Катастрофическое сокращение акватории Аральского моря явилось, как известно, причиной объявления Аральского региона зоной экологического бедствия.
В результате реализации программы по комплексному решению проблем Приаралья на 2004-2006 годы уровень северной части Аральского моря достиг отметки 41,4 метров по Балтийской системе, в то время как до начала реализации проекта составляла 39 метров. При этом площадь зеркала воды увеличилась с 2606 до 3156,6 кв. км, объем воды - с 17,7 до 25,2 куб. км, а минерализация воды уменьшилась с 23 до 12 грамм на литр.
Увеличилась пропускная способность реки Сырдарья ниже Казалинского и Кызылординского гидроузлов с 60 до 400 куб. м/сек. и с 400 до 760 куб. м/сек. соответственно.
В целом, несмотря на принимаемые меры экологическая обстановка в регионе остается достаточно сложной, что отражается на здоровье населения. С целью дальнейшего решения проблем Приаралья, утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 сентября 2006 года Программа по комплексному решению проблем Приаралья на 2007-2009 годы.
По-прежнему одним из самых неблагополучных в республике остается Семипалатинский испытательный ядерный полигон. Выполненные в рамках Программы по комплексному решению проблем бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона на 2005-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 сентября 2005 года, исследования подтверждают наличие на территории площадки радиоактивного загрязнения, установлено также наличие повышенного содержания в воде техногенных радионуклидов.
Реализация вышеуказанной Программы позволила выполнить работы по обеспечению безопасности ядерных и радиационно-опасных объектов, в том числе проведен ряд мероприятий по поддержанию режима нераспространения радиационного загрязнения, ликвидации и консервации отходов ядерной оружейной деятельности, по восстановлению радиационно-загрязненных территорий. Ведутся работы по созданию достоверных карт радиационной обстановки на данной территории.
Учитывая долговременный характер радиационного загрязнения территории Семипалатинского испытательного ядерного полигона и других мест проведения ядерных взрывов на территории страны, необходимо внести предложения по разработке комплекса мер по реализации радиологического мониторинга и ремедиации всех земель, на которых проводились ядерные взрывы.
Выполненные в рамках Программы "Охрана окружающей среды Республики Казахстан на 2005-2007 годы" исследования свидетельствуют, что предприятия нефтедобычи в течение 100-летнего освоения нефтегазовых месторождений Казахстана значительно ухудшили экологическую обстановку ряда районов Прикаспия. Загрязнение почвы, многочисленные нефтяные амбары и скважины на побережье, а также танкерный флот являются главными источниками поступления токсикантов в воду Каспийского моря. Отсутствие на предприятиях нефтедобычи эффективной системы утилизации сточных вод приводит к образованию на территории промыслов обширных безжизненных водоемов, содержащих рассольные воды и токсичные химические вещества. Актуальной проблемой стало радиационное загрязнение территории нефтепромыслов, что обусловлено тем, что пластовые воды многих нефтяных месторождений включают повышенное содержание радионуклидов.
Особую озабоченность на территориях нефтедобычи вызывает состояние здоровья населения, четыре поколения которого постоянно проживают в зоне активного загрязнения атмосферы, почвы и водных ресурсов нефтепродуктами. Имеются исследования о связи ряда заболеваний с нефтяными загрязнениями, например, заболеваемости крови и кроветворных органов (в 2-4 раза выше, республиканских). Отмечаются также существенные изменения в жизнедеятельности ихтиофауны Северного Каспия, что является одной из причин снижения объемов добычи осетровых рыб в 3 раза.
Все эти факты требуют пристального внимания государственных органов к экологическим проблемам Прикаспийского региона Казахстана. В условиях ратификации Казахстаном в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13 декабря 2005 года Рамочной Конвенции по защите морской среды Каспийского моря (от 4 ноября 2003 года) и вступлением ее в силу 12 августа 2006 года, существенно возрастает ответственность нашей страны в стабилизации и улучшении состояния окружающей среды Каспийского моря.
Факторами, влияющими на качественный и количественный состав подземных и поверхностных вод по-прежнему являются безвозвратное изъятие природной воды, загрязнение водных объектов в результате сброса недостаточно очищенных сточных вод. Причина сложившейся ситуации состоит в том, что большинство сооружений и сетей систем водоотведения республики, введены в эксплуатацию или капитально отремонтированы более 20-30 лет назад. Неочищенные стоки сбрасываются непосредственно на поля фильтрации, как в городе Тараз, или в накопители (городах Кокшетау, Кызылорда, Уральск, Петропавловск, Костанай). Значительный объем сточных вод промышленных предприятий (до 24 % в отдельных городах) поступает напрямую на городские очистные сооружения, причем большинство канализационных очистных сооружений работают с перегрузкой, что приводит к несоответствию технологии очистки сточных вод проектным данным. В городах Талдыкорган, Атырау, Павлодар, Усть-Каменогорск и Семей, существующие очистные сооружения испытывают перегрузки в 1,5-2 раза. Накопители сточных вод часто заполняются до предельных отметок, создавая постоянную угрозу аварийного прорыва ограждающих дамб. Объем сброса сточных вод в поверхностные воды в 2006 году превысил показатели 2005 года на 8 % и составил более 2,8 млрд. м 3 .
Не снимается с повестки дня вопрос качественного водоснабжения населения страны, особенно в сельской местности. Практически в каждой области республики имеется определенное количество населенных пунктов, испытывающих трудности в обеспечении качественной питьевой водой.
Вызывает озабоченность также состояние трансграничных рек, которые формируются на сопредельных территориях и поступают на территорию республики уже загрязненными, что усугубляет экологическую ситуацию в приграничных регионах.
Остается острой также проблема исторических загрязнений. В рамках Программы "Охраны окружающей среды Республики Казахстан на 2005-2007 годы" разработаны предложения по оценке влияния на окружающую среду и ликвидации исторических загрязнений, к которым относятся отходы прежней деятельности предприятий нефтегазового комплекса, теплоэнергетики, o горнорудной и перерабатывающей промышленности, а также законсервированные нефтяные и нагнетательные скважины, самоизливающиеся гидрогеологические скважины.
В последнее время проведены многочисленные исследования по оценке воздействия полигонов военно-космического и испытательного комплексов на состояние окружающей среды и здоровье населения, которые свидетельствуют о том, что опытные и учебные пуски ракет-носителей вызывает загрязнение обширных территорий страны по траектории их полета. Существенный вред природным объектам наносится как самими элементами конструкции отделяющихся частей ракет-носителей, так и остатками невыработанных компонентов топлив. Площадь одного загрязнения в зависимости от метеорологических и географических особенностей места падения отделяющихся частей ракет-носителей может достигать несколько гектаров, кроме того компоненты жидкого ракетного топлива и продукты их превращения могут мигрировать с природными водами на расстояния до нескольких сотен километров.
Требует своего дальнейшего решения проблема загрязнения атмосферного воздуха. В настоящее время, в среднем по Республике Казахстан, в расчете на одного жителя, в атмосферу выбрасывается порядка 200 кг различных химических соединений в год, в то время как в 2000 году этот показатель был равен 163 кг.
Как свидетельствует анализ графика на рисунке 1 за последние годы в целом по республике наблюдается стабилизация выбросов от стационарных источников примерно на уровне 3-х миллионов тонн в год, в то время как выбросы загрязняющих веществ от автомобильного транспорта непрерывно растут, что обусловлено стремительным ростом численности автотранспортных средств на территории республики. Проблема загрязнения атмосферного воздуха наиболее актуальна для городов. В большинстве крупных городов республики вклад автотранспорта, в загрязнение воздушного бассейна достигает 60 % и более, а в г. Алматы - 90 % от общегородского валового выброса.
Рисунок 1 - Динамика количества валовых выбросов от стационарных и передвижных источников Республики Казахстан, тыс. тонн
См. бумажный вариант
Основными причинами загрязнения атмосферного воздуха в Республике Казахстан от стационарных источников являются: устаревшие технологии многих производств; недостаточное количество пыле- и газоочистных установок; невысокая эффективность существующих очистных установок; нарушения технологического режима работы; использование в энергетике низкокачественных углей.
Рисунок 2 - Динамика индекса загрязнения атмосферы городов Республики Казахстан
См. бумажный вариант
В 2006 году в сравнении с 2005 годом значительно увеличился уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах Астана, Темиртау, Павлодар. В городах Актау, Актобе, Атырау, Балхаш, Костанай, Петропавловск, Риддер, Тараз, Уральск, Экибастуз и в поселке Глубокое уровень загрязнения атмосферного воздуха значительно не изменился, в городах Алматы, Караганда, Семей, Усть-Каменогорск и Шымкент - снизился (рисунок 2).
Осложнение радиационной обстановки на территории Республики Казахстан, обусловленное деятельностью бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона, деятельностью предприятий атомно-промышленного комплекса, добычей и переработкой полезных ископаемых с повышенным содержанием радиоактивных элементов, природными радиоактивными аномалиями в местах проживания населения и в подземных водах, используемых для питьевого водоснабжения подтверждается исследованиями выполненными в рамках Программы "Охрана окружающей среды Республики Казахстана на 2005-2007 годы".
Проблема химического загрязнения связана с широким распространением химически активных веществ, используемых человеком в процессе хозяйственной деятельности, среди которых особо опасны стойкие органические загрязнения, медленно разлагающиеся в природной среде, обладающие способностью накапливаться в живом организме. Серьезной проблемой продолжает оставаться утилизация тары из-под пестицидов и ядохимикатов, в связи с отсутствием в достаточном количестве складов для хранения пестицидов и действующих специализированных могильников для непригодных к использованию пестицидов и тары из-под них.
Основными источниками загрязнения земель в республике являются отходы предприятий промышленности, энергетики и другие. Отраслями экономики, которые образуют наибольшие объемы отходов производства являются черная и цветная металлургии и угледобывающая промышленность. Площади, занимаемые накопителями отходов цветной металлургии, составляют около 15 тыс. га, из них отвалы горных пород занимают 8 тыс. га, хвосты обогатительных фабрик - около 6 тыс. га и отвалы металлургических заводов - более 500 га. Постоянно возрастающие объемы складируемых отходов формируют новые техногенные ландшафты, отрицательно воздействуя на окружающую среду.
Практически во всех крупных городах остро стоит вопрос хранения и переработки все возрастающих объемов бытовых отходов. Места их складирования зачастую не соответствуют санитарно-гигиеническим нормативам и оказывают негативное влияние на состояние окружающей среды, в том числе и на состояние земель.
В Казахстане за период с 2000 по 2006 годы зарегистрировано свыше 197 тысяч чрезвычайных ситуаций и происшествий природного и техногенного характера, общее число пострадавших составило более 117 тысяч человек. Крупномасштабные природные и техногенные чрезвычайные ситуации обычно сопровождаются тяжелыми экологическими последствиями. Особенно большой вред наносят лесные пожары, ущерб от которых, начиная с 2000 года превысил 2 млрд. тенге. Необходимо отметить, что наблюдается заметное уменьшение случаев чрезвычайных ситуаций с 33375 в 2003 году до 23835 в 2006 году.
В связи с тем, что значительное количество экологических проблем республики остаются нерешенными, отмечается ухудшение показателей здоровья населения особенно в промышленных городах и центрах. В рамках Программы "Охраны окружающей среды Республики Казахстан на 2005-2007 годы" были выполнены предварительные исследования по изучению взаимосвязи между заболеваемостью населения и качеством окружающей среды, которые требуют своего продолжения.
Многие страны сталкиваются с аналогичными проблемами, связанными с загрязнением воздуха, воды и почвы по причине сходства источников загрязнения. Ключевые директивы Европейского Союза могут служить ориентиром при осуществлении реформирования природоохранной политики в Казахстане, а также анализе и оценке воздействий хозяйственной деятельности на население, флору, фауну, почвы, водные ресурсы, климат и ландшафт.
В последние десятилетия в странах Европейского Союза достигнуты серьезные успехи по борьбе с выбросами загрязняющих веществ, в частности, в рамках Конвенции "О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния" от 13 ноября 1979 года. За 27 лет существования данной Конвенции наиболее важным достижением в Европе является внедрение политики снижения выбросов загрязняющих веществ. В результате осуществления протоколов данной Конвенции качество воздуха в Европе существенно улучшилось. По сравнению в 1980 г. выбросы серы уменьшились более чем на 60 % по сравнению с уровнем 1990 г., выбросы оксидов азота сократились на 25 %, летучих органических соединений - на 35 %, а аммиака - на 20 %.
Страны Европейского Союза достигли также значительных успехов в управлении отходами. Широкое внедрение раздельного сбора отходов, вторичная переработка и энергетическое использование отходов приводит к постоянному уменьшению количества материалов, подлежащих захоронению.
Многие государства мира стимулируют производство экологически чистой продукции через осуществление так называемых "зеленых" государственных закупок - процесса преимущественного выбора поставщиков, чья продукция (услуги) соответствуют лучшим экологическим стандартам.
3.2 Оценка существующей системы управления качеством окружающей среды
Продолжается процесс реформирования законодательства республики в области охраны окружающей среды.
Указом Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2006 года одобрена Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы. Концепция является одним из важных инструментов реализации долгосрочной стратегии развития страны до 2030 года и задачи вхождения в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.
Основными функциональными направлениями перехода к устойчивому развитию являются: решение глобальных экологических проблем (борьба с опустыниванием, сохранение биологического разнообразия, изменение климата и сохранение озонового слоя Земли), использование новых экологически безопасных технологий, радиационная и химическая безопасность и управление отходами, обеспечение доступа к питьевой воде и решение трансграничных экологических проблем.
Экологический кодекс Республики Казахстан, принятый 9 января 2007 года, вносит существенные изменения в принятую в Казахстане систему охраны окружающей среды. На смену административно-командным подходам, прежней системе нормирования, приоритету штрафных санкций должны прийти эффективные экономические рычаги, являющиеся мощным фактором регулирования хозяйственной деятельности по использованию и охране природных ресурсов, профилактика экологических правонарушений, стимулирование внедрения новых технологий. Экологический кодекс определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение и восстановление окружающей среды, биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности страны.
В настоящее время ведется разработка нормативных методических документов в реализацию положений Экологического кодекса, в том числе по совершенствованию системы экологического нормирования.
Разрабатывается концепция проекта Закона Республики Казахстан "О поддержке использования возобновляемых источников энергии". Рассматриваемый законопроект направлен на регулирование и стимулирование производства электрической энергии с использованием нетрадиционных источников энергии (ветровой, геотермальной, биохимической, солнечной и т.д.).
В рамках выполнения государственного заказа по ведению метеорологического мониторинга Республиканское государственное предприятие "Казгидромет" выделяются средства для развития метеорологической системы и наблюдательной сети. Однако выделяемое в настоящее время финансирование недостаточно для компенсации многолетнего недофинансирования Казгидромета и доведения его технического, организационного и кадрового потенциала до уровня, удовлетворяющего современным требованиям экономики и общества республики.
4. Цель и задачи программы
Целью настоящей Программы является стабилизация показателей качества окружающей среды и совершенствование экологических требований к природопользованию.
Достижение цели Программы будет осуществляться согласно Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы посредством решения следующих задач:
1) оптимизация системы управления качеством окружающей среды, в том числе:
экологизация законодательства;
совершенствование разрешительной системы, экономических инструментов охраны окружающей среды;
экологизация общества;
развитие системы мониторинга окружающей среды;
научное обеспечение охраны окружающей среды;
расширение международного сотрудничества;
2) сохранение и восстановление природной среды:
снижение антропогенного воздействия на климат и озоновый слой земли;
сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия;
реабилитация зон экологического бедствия, полигонов ракетно-космического комплексов;
предупреждение загрязнения шельфа Каспийского моря и прилегающих территорий;
предупреждение истощения, загрязнения земельных и водных ресурсов и загрязнения воздушного бассейна;
последовательное увеличение объемов переработки и утилизации отходов;
3) снижение неблагоприятного воздействия окружающей среды на здоровье населения.
5. Основные направления и механизмы реализации программы
Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям:
5.1. Оптимизация системы управления качеством окружающей среды
5.1.1 Экологизация законодательства
В течение 2008-2010 годов будет продолжена работа по разработке комплекса мер по внедрению системы "Зеленая нефть".
Для улучшения международной отчетности по выбросам планируется провести анализ несоответствия между количеством эмиссий, рассчитываемых в соответствии с Международным руководством по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ и фактическими выбросами предприятий.
Будет разработана система экологического нормирования предельно-допустимого уровня использования водно-земельных ресурсов в Казахстане.
Планируется подготовить предложения по совершенствованию выполнения обязательств Республики Казахстан по Киотскому протоколу к Рамочной конвенции Организации объединенных наций об изменении климата от 11 декабря 1997 года.
5.1.2 Совершенствование разрешительной системы, экономических инструментов охраны окружающей среды
Мероприятия по улучшению состояния качества окружающей среды зачастую не реализуются в полной мере по причине недостаточного стимулирования их выполнения со стороны государства, в этой связи необходимо продолжить работы по совершенствованию экономических инструментов охраны окружающей среды посредством:
внедрения новых экономических механизмов природопользования и охраны окружающей среды, совершенствования экономического механизма финансирования мероприятий по управлению, охране и воспроизводству природных ресурсов, включая мероприятия по борьбе с деградацией земель;
разработки и установления целевых показателей эмиссий для крупных промышленных объектов с определением сроков и механизмов перехода на наилучшие доступные технологии.
В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года "О дальнейших мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года" планируется проработать вопросы по созданию Центра для генерации инновационных проектов по возобновляемым источникам энергии и Центра по проблемам устойчивого развития в Боровом.
В целях реализации Закона Республики Казахстан "О ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях" от 7 июня 2007 года планируется создание Национального центра по выполнению обязательств по Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях.
5.1.3 Экологизация общества
Активизация гражданской деятельности по решению экологических проблем в городах Казахстана планируется посредством создания и организации деятельности "экологических патрулей".
В рамках мероприятий по экологическому туризму предполагается создание условий и организации развития экологического туризма как способа рационального использования природных ресурсов.
По мере развития современного производства с его масштабностью и темпами роста все большую актуальность приобретают проблемы разработки и внедрения экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий. Скорейшее их решение в ряде стран рассматривается как стратегическое направление рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. В этой связи в рамках Программы планируется выполнить технические и организационные работы по популяризации, поддержке, внедрению в различных отраслях промышленности Казахстана наиболее доступных экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий.
Планируется продолжить создание и выполнение поддержки периодических изданий экологического содержания.
Планируется подготовить предложения по созданию:
специализированных аналитических центров по проблемам биоразнообразия, очистки сточных вод, управления отходами, гидрогеоэкологии, экологического законодательства будет направлено на улучшение и упорядочение научно-аналитической работы в области охраны окружающей среды и природопользования, обеспечение системы управления качеством окружающей среды для принятия стратегических и оперативных решений;
Орхусского центра для популяризации положений Конвенции о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды от 25 июня 1998 года, предоставления экологической информации населению.
5.1.4 Развитие системы мониторинга окружающей среды
Необходимо обеспечить функционирование и дальнейшее развитие Единой государственной системы мониторинга окружающей среды, которая должна обеспечивать обмен информацией между различными государственными органами. Работа будет проводиться по следующим основным направлениям:
ведение государственного метеорологического мониторинга;
ведение государственного мониторинга состояния окружающей среды, в том числе состояния окружающей среды и здоровья населения Приаралья, на территории специальной экономической зоны "Морпорт "Актау"; бассейна озера Балхаш, казахстанской части Каспийского моря, Щучинско-Боровской курортной зоны, бассейна реки Нуры, трансграничного переноса токсичных компонентов, аэродинамической ситуации городов Астана, Алматы;
ведение мониторинга состояния участков территории и сельских населенных пунктов, подверженной воздействию ракетно-космической деятельности;
проведение эколого-демографического обследования сельских территорий с целью создания экологических паспортов сельских округов;
развитие сети агрометеорологических наблюдений, в том числе создание стационарных агрометеорологических пунктов.
Планируется разработка программы комплексной модернизации системы метеорологического мониторинга состояния окружающей среды, включая программу технического перевооружения, внедрения информационных технологий и развития новых средств прогнозирования, а также программу обучения и институционального развития, строительство Национального центра метеорологии Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан, регионального Центра по метеорологии и изменению климата.
Планируется разработка системы мониторинга и управления информацией об окружающей среде для устойчивого землепользования.
5.1.5 Научное обеспечение охраны окружающей среды
В период 2005-2007 годов в республике уже выполнен значительный объем научных исследований по оценке качества окружающей среды, разработаны рекомендации по улучшению состояния ее качества. На следующем этапе необходимо, наряду с проведением работ по практическому внедрению предложенных в результате выполнения научно-исследовательских работ рекомендаций, продолжить выполнение исследований в этой области, в том числе продолжить работы по подготовке национального доклада о состоянии качества окружающей среды Республики Казахстан, что позволит обеспечить государственные органы управления, научные, общественные организации и население объективной информацией о состоянии качества окружающей среды.
В связи с тем, что устойчивое развитие на территориальном уровне в республике не может быть осуществлено только в рамках субъектов административно-территориального деления, предполагается разработать научное обоснование создания семи экосистемных зон Казахстана на примере Урало-Каспийской зоны устойчивого развития.
Работы в области изучения состояния и охраны водных ресурсов будут включать:
анализ состояния, охраны и использования поверхностных вод Республики Казахстан;
разработку установки фоторезонансной биоактивации цеолита для очистки промышленных и бытовых сточных вод с возвратом в экосистему биологически полноценной воды;
исследования сточных и коллекторно-дренажных вод и разработку предложений по эффективной их очистке и повторному использованию на орошение;
совместные с Китайской Народной Республикой исследования и изучение имеющихся у обеих сторон материалов по вопросам нормирования водопотребления, водоотведения, качества водных ресурсов, водосберегающим технологиям, оптимизации водопользования;
научное обоснование комплексного подхода к изучению экологии водных бассейнов, качества и свойств воды.
С целью исследования процессов опустынивания страны планируются следующие научные работы:
разработать методы оценки и меры борьбы с процессами опустынивания в очагах экологического кризиса;
исследовать интенсивность дефляционных процессов в песчаных пустынях Казахстана и выявить наиболее опасные районы их развития;
исследовать динамику ветропесчаного потока в пограничном (приповерхностном) слое над дефлируемой поверхностью;
исследовать техногенное загрязнение орошаемых земель южного Казахстана при применении средств химизации и их влияние на свойства почв и экологическую ситуацию региона (на примере Тасоткельского массива орошения);
разработать методику прогноза стока реки Сырдарьи с учетом изменения климата региона;
разработать приемы повышения экологической устойчивости пустынных агроландшафтов Прибалхашья системами оазисного орошения с использованием подземных вод;
выполнить агроклиматическое обоснование фитомелиорации пустынных пастбищ;
разработать экологически безопасную технологию применения фосфогипса для химической мелиорации черноземных мелких солонцов Северного Казахстана.
В рамках научных исследований по решению проблем сохранения биоразнообразия планируется выполнить комплексные экологические исследования на территории Щучинско-Боровской курортной зоны для определения путей ее устойчивого развития; провести исследования по разработке модели охраны памятников природы в целях устойчивого развития на примере объекта палеонтологического памятника природы "Гусиный перелет".
Исследование радиационной обстановки республики планируется в рамках следующих работ:
разработка аппаратурно-методического обеспечения для определения доз облучения;
изучение состояния хранения и консервации радиоактивных отходов, а также их влияние на состояние окружающей среды в Республике Казахстан;
обеспечение радиационной безопасности в зоне потенциального влияния реки Шаган;
изучение радиоэкологической обстановки в ураноносных регионах юга Казахстана;
разработка и изготовление термолюминесцентного дозиметрического комплекса, методики оценки уровня радиационного загрязнения местности радионуклидами и составление карты радиационного фона по территории Республики Казахстан.
Несмотря на то, что в Казахстане производство полихлордифенилов и других хлорорганических веществ в настоящее время отсутствует, остается проблема остаточного загрязнения территорий, а также наличия оборудования, содержащего полихлордифенилы, которое до сих пор используется в промышленности. В этой связи в рамках Программы планируется выполнить исследования по экологической оценке территорий, загрязненных полихлордифенилами, а также исследования экологически безопасного разложения отходов, содержащих стойкие органические загрязнители, разработать систему экологически безопасного управления, мониторинга, контроля, эффективного и устойчивого сокращения запасов полихлордифенилов и пестицидов со свойствами стойких органических загрязнителей, включая план действий по изъятию из обращения полихлордифенил-содержащего оборудования и приборов и планы реабилитации загрязненных территорий, свалок и складов хранения пестицидов со свойствами стойких органических загрязнителей.
С целью решения проблем трансграничного характера планируется выполнить исследования экологического состояния приграничных районов Казахстана для решения проблем трансграничного характера.
Для решения актуального в настоящее время вопроса качества среды урбанизированных территорий планируется выполнение следующих исследований:
разработать экологический атлас городов Казахстана;
провести научные исследования по обеспечению экологической безопасности автомобильного транспорта с оценкой возможности перехода Республики Казахстан к международным стандартам;
разработать и внедрить информационную модель управления качеством атмосферного воздуха урбанизированных территорий Республики Казахстан.
В области совершенствования стандартов и нормативов качества окружающей среды планируется:
разработать научное обеспечение перехода на международные экологические стандарты ISO 14000;
обеспечить научное обоснование гармонизации санитарно-гигиенических нормативов качества окружающей среды на территории населенных пунктов с международными стандартами;
провести научные исследования по разработке целевых показателей качества окружающей среды для объектов республиканского уровня;
разработать критерии по установлению целевых показателей качества воздушной среды в городах и промышленных центрах;
обеспечить научное обоснование системы индикаторов (целевых показателей) устойчивого развития для всех регионов (отраслей) Республики Казахстан.
Комплекс научных исследований по предотвращению чрезвычайных ситуаций в республике включает:
разработку инженерно-технических мероприятий по предотвращению образования селевых и оползневых явлений в горно-предгорной зоне Заилийского Алатау.
В рамках Программы будет выполнена научно-техническая оценка экологического состояния района разработки нефтегазовых месторождений в Республике Казахстан, а также изучены устойчивые характеристики и разработана балансовая математическая модель круговорота вещества и энергии в экосистемах Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения (на основании 50-летнего мониторинга).
В рамках обеспечения работ по внедрению новых экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий планируется провести исследование по определению "прорывных технологий" для их внедрения в Республике Казахстан, а также разработать модель повышения показателя эффективности использования ресурсов для условий Республики Казахстан.
Планируется также осуществить экологическое зонирование территории Республики Казахстан с составлением комплекта специализированных экологических карт Республики Казахстан масштаба 1:1 000 000.
5.1.6 Расширение международного сотрудничества
Дальнейшее расширение международного сотрудничества в области охраны окружающей среды предусматривает:
разработку и внесение предложений по созданию трансграничных зон устойчивого развития с международным участием на основе бассейнового принципа с изучением функционирования Дунайского, Альпийского, Андского и других соглашений;
выполнение мероприятий по поддержке Республики Казахстан в формировании экологической политики в различных секторах хозяйства;
наращивание потенциала региональных и международных организаций по вопросам борьбы с опустыниванием.
5.2. Сохранение и восстановление природной среды
5.2.1 Снижение антропогенного воздействия на климат и озоновый слой Земли
Оценка современного и будущего состояния климата Казахстана и его последствий для устойчивого развития и экологической безопасности связано с глобальными процессами потепления. Планируется выполнить количественную оценку выбросов парниковых газов, разработать сценарии эмиссий парниковых газов, разработать национальную стратегию Казахстана по снижению эмиссий парниковых газов, подготовить условия для создания национальной системы лицензирования квот на выбросы парниковых газов, наладить систему мониторинга и отчетности по эмиссиям/стоку парниковых газов.
В рамках Программы будет выполняться оценка современного развития секторов потребителей озоноразрушающих веществ и их воздействие на озоновый слой и изменения климата, а также будут определены возможности адаптации секторов к мерам, принимаемым для выполнения обязательств по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой от 16 сентября 1987 года.
5.2.2 Сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия
С целью сохранения биологического разнообразия планируется обобщение результатов реализации Конвенции о биологическом разнообразии в Республике Казахстан за 1992-2009 годы, который позволит выполнить оценку результативности деятельности по сохранению живого наследия республики, разработать стратегию международного сотрудничества в области сохранения и рационального использования биологических ресурсов.
На основе оценки современного состояния редких, эндемичных, реликтовых видов флоры и фауны Западного Казахстана, находящихся под угрозой исчезновения будет разработан комплекс мер по сохранению живого наследия Западного Казахстана.
Планируется также разработка биотехнологических методов ускоренного размножения, оздоровления, длительного культивирования и реинтродукции дикорастущих яблонь для сохранения генофонда лесообразующих видов яблоневых пород.
Будет выполнена экологическая оценка биоразнообразия в Северном Казахстане и разработаны мероприятия по его сохранению.
Будут продолжены начатые в 2007 году исследования по изучению пирогенных смен растительности на месте сосновых гарей Баянаульского государственного национального природного парка; ландшафтные исследования Баянаульского государственного национального природного парка (оценка современного геоэкологического состояния, рациональное использование и охрана), а также исследования по обеспечению устойчивого развития Баянаульского государственного национального природного парка.
5.2.3 Реабилитация зон экологического бедствия, полигонов ракетно-космического комплексов
В рамках реализации данной Программы будут продолжены исследования по оценке экологической опасности и экологических рисков деятельности Вооруженных Сил Казахстана.
Планируется начать работы по разработке эффективной технологии контроля загрязнения гептилом и изучению влияние гептила на человека, животных и растения в местах падения ступеней космических ракет запускаемых с космодрома Байконур.
Требуется обеспечить строительство участка по первичной подготовке к утилизации конденсаторов радиолокационной станции "Дарьял-У" в городе Балхаш-9.
Планируется выполнить работы по выявлению причинно-следственных связей социально-значимых заболеваний населения, проживающего в зоне экологического бедствия Приаралья, а также продолжить разработку экологических методов оздоровления населения в регионе озера Арал.
5.2.4 Предупреждение загрязнения шельфа Каспийского моря и прилегающих территорий
Будут продолжены исследования по оценке влияния нефтегазовой деятельности на популяции и миграции ихтиофауны и донных беспозвоночных животных на территории Северного Прикаспия, работы по экологическому зонированию Прикаспийского региона Республики Казахстан.
Во исполнение решения первой сессии Конференции Договаривающихся Сторон Рамочной Конвенции по защите морской среды Каспийского моря от 4 ноября 2003 года, состоявшейся в Баку (Азербайджанская Республика) 23-25 мая 2007 года, необходимо разработать Национальный План действий по охране окружающей среды Каспийского моря, обеспечить участие на региональном уровне казахстанских специалистов в подготовке тематических Протоколов к Рамочной Конвенции по защите морской среды Каспийского моря от 4 ноября 2003 года, расширить участие Казахстана в реализации Каспийской экологической программы.
5.2.5 Предупреждение истощения, загрязнения земельных и водных ресурсов и загрязнения воздушного бассейна
Планируемые мероприятия по предупреждению истощения, загрязнения земельных ресурсов включают:
продолжение реализации проекта по управлению засушливыми землями в Шетском районе Карагандинской области;
осуществление работ по разработке концептуальной основы мониторинга опустынивания с использованием космической информации;
обеспечение устойчивого управления пастбищными ресурсами;
продолжение работ по сохранению лесов и увеличению лесистости территории республики;
проведение инвентаризации деградированных природных ресурсов;
проведение фитомелиоративных работ по предотвращению деградации и восстановлению земель в бассейне Аральского моря;
управление орошаемыми экосистемами;
временное приостановление или прекращение действий, наносящих ущерб земельным ресурсам;
проведение исследований и прогнозирование засух в Казахстане;
разработку индикаторов процессов опустынивания и создание банка данных по Западно-Казахстанской области.
Мероприятия по предотвращению загрязнения воздушного бассейна включают:
В рамках выполнения обязательств Республики Казахстан по Конвенции "О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния от 13 ноября 1979 года" планируется выполнить работу по уточнению национальных удельных коэффициентов выбросов загрязняющих веществ, тяжелых металлов и стойких органических загрязнителей с учетом специфики местных энергоресурсов (угля, нефтепродуктов и газа) и технологий их сжигания, а также проведение ежегодной инвентаризации эмиссий загрязняющих веществ и предоставление отчетности в Европейскую экономическую комиссию Организации объединенных наций.
Проведение исследований выбросов от энергетического сектора и анализ для последующего прогнозирования эмиссий на ближайшие 10-20 лет с учетом перспективных планов и программ развития топливно-энергетического комплекса, выполнить детальные исследования качественного и количественного состава эмиссий от объектов хозяйственной деятельности независимо от форм собственности для последующего прогнозирования их воздействия на уровень техногенного загрязнения атмосферы Республики Казахстан.
Моделирование региональных атмосферных процессов и трансграничного переноса загрязнения воздуха на большие расстояния с целью разработки необходимого теоретического аппарата и вычислительных средств для расчета и изучения методами компьютерного моделирования основных механизмов распространения вредных примесей в атмосферном воздухе регионов и сопредельных территорий.
Проведение экологических исследований воздушного бассейна территории Кызылординской области для организации государственного мониторинга воздушной среды.
Выполнение комплексной оценки экологической ситуации наиболее загрязненных промышленных центров Республики Казахстан с целью разработки мер по ее улучшению.
Планируется продолжить начатые в 2007 году исследования по научному обоснованию и разработке системы управления экологической безопасности на теплоэлектростанциях, а также по защите окружающей среды от газов техногенного характера.
С целью решения проблемы истощения и загрязнения водных ресурсов планируется:
разработать проектно-сметную документацию и обеспечить оснащение аналитической лаборатории акционерного общества "Евразийский центр воды" в городе Астана, в рамках реализации Указа Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года "О дальнейших мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года";
изучить антропогенное воздействие на бассейн трансграничной реки Ишим в пределах Северо-Казахстанской области;
оценить методами математического моделирования риска для окружающей среды Северной промышленной зоны города Павлодар обусловленного загрязнением подземных вод нефтепродуктами;
выполнить реконструкцию, строительство объектов водоотведения в следующих городах: Актобе, Атырау, Усть-Каменогорск, Семей, Тараз, Балхаш, Приозерск, Караганда, Жанаозен, Уральск, Сарыагаш, Туркестан, Аркалык, Петропавловск, Алматы, Павлодар, села Шолак-Корган;
выполнить мероприятия по очистке дна, реконструкции гидротехнических сооружений озера Шалкар Шалкарского района Актюбинской области, являющегося единственным в данном регионе полупресным водоемом, имеющим огромное значение для сохранения эколого-климатического равновесия Шалкарского района;
выполнить мероприятия по ликвидации загрязнения подземных вод города Семей авиакеросином;
инженерную защиту города Приозерска от паводковых и грунтовых вод, что обусловлено отсутствием единой системы схемы отвода паводковых вод и высоким стоянием грунтовых вод;
выполнить мероприятия по возрождению русла реки Усолка;
выполнить мероприятия по снижению технологического загрязнения экосистем озера Балхаш от деятельности природопользователей Северного Прибалхашья;
создание участка по демеркуризации ртутьсодержащих приборов и изделий.
Продолжить начатые в 2007 году исследования посвященные:
разработке методов очищения открытых водоемов и почвы, загрязненных радиоактивными отходами уранодобывающих предприятий;
оценке состояния водных ресурсов, качества поверхностных вод Иле-Балхашского бассейна и возможные последствия ожидаемого увеличения водопотребления в бассейне реки Иле на территории Китайской Народной Республики;
проведению изыскательских работ и исследований для определения технологии по защите вод реки Илек в Актюбинской области от загрязнений шестивалентным хромом и бором;
изучению экологической безопасности малых рек и разработке мероприятий по ее улучшению;
оценке гидроэкологической безопасности природно-хозяйственных систем Казахстана.
5.2.6 Последовательное увеличение объемов переработки и утилизации отходов
В рамках Программы, с целью снижения объемов образования и накопления отходов производства и потребления на территории республики, и тем самым снижения уровня воздействия отходов на состояние компонентов окружающей среды планируется:
провести инвентаризацию исторических загрязнений на территории страны и разработать масштабные меры по их поэтапной ликвидации;
разработать технологические процессы по параметрам переработки твердо-бытовых и промышленных отходов;
разработать долгосрочные региональные системы управления твердыми бытовыми и промышленными отходами Казахстана, включая создание хранилищ для долгосрочного безопасного хранения попутной серы;
рекультивировать земли золоотвала бывшей ТЭЦ-6 в городе Кызылорде, расположенного в водоохранной зоне реки Сырдарьи;
рекультивировать отработанное хвостохранилище Текелийского свинцово-цинкового комбината Алматинской области.
5.3. Снижение неблагоприятного воздействия окружающей среды на здоровье населения
В рамках Программы будет продолжена работа по оценке влияния неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения по следующим направлениям:
разработка целевых показателей и критериев оценки риска воздействия процессов опустынивания на качество окружающей среды и состояние здоровья населения Актюбинской области;
проведение научных исследований по изучению корреляционных связей заболеваемости городского населения и качества атмосферного воздуха;
продолжение исследований по выявлению факторов риска и снижению их влияния на окружающую среду и здоровье населения;
проведение научных исследований по определению критериев риска заболеваемости населения, обусловленной качеством атмосферного воздуха в зонах воздействия крупных объектов добычи и переработки сырья и объектов теплоэнергетики;
определение основных индикаторов загрязнения окружающей среды и их влияние на здоровье населения в экологически неблагоприятных районах Западно-Казахстанского региона;
определение основных факторов загрязнения окружающей среды для выявления экологически обусловленных заболеваний в Южно-Казахстанской области;
проведение комплексной оценки загрязнения окружающей среды свинцом и разработка технологии реабилитации и снижения экологических рисков;
разработка экологической карты безопасности продуктов питания на основе научно-практической оценки состояния экосистем Казахстана;
создание системы радиационного мониторинга на территории Республики Казахстан;
разработка комплекса мер радиационного мониторинга и реабилитации зон экологического бедствия, возникших вследствие ядерных испытаний на территории Казахстана;
исследование влияния электромагнитных полей радиочастотных диапазонов на состояние окружающей среды с целью определения нормативов предельно-допустимых уровней и разработка методик расчета биологически-опасной и санитарно-защитной зоны.
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Финансирование будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных республиканским бюджетом и международных грантов.
Предусматривается выделение средств в размере: 35816,0 млн. тенге, в том числе:
из республиканского бюджета в размере 35223,9 млн. тенге, в том числе:
2008 год - 6184,0 млн. тенге;
2009 год - 13950,6* млн. тенге;
2010 год - 15089,3* млн. тенге;
международные гранты в размере 592,1 млн. тенге, в том числе:
2008 год - 302,2 млн. тенге;
2009 год - 150,5* млн. тенге;
2010 год - 139,4* млн. тенге.
Примечание:
* - объемы финансирования будут уточняться при формировании бюджета на соответствующий финансовый год.
7. Ожидаемые результаты от реализации программы
Реализация Программы позволит при прогнозируемом росте производства отработать и апробировать механизмы управления качеством окружающей среды, замедлить темпы ее деградации, стабилизировать отдельные наиболее опасные процессы и тенденции. В области снижения экологической нагрузки на окружающую среду и развития экологической инфраструктуры будет обеспечено планомерное достижение целевых показателей перехода к устойчивому развитию к 2010 году (таблица 1).
Таблица 1
Ожидаемые результаты от реализации Программы
Показатели |
2007 г. |
Прогноз |
||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Удельный валовый выброс в |
0,31 |
0,28 |
0,24 |
0,2 |
Выбросы углерода, тонн на |
11,69 |
11,13 |
10,56 |
10,0 |
Выбросы окислов серы, тонн на |
0,32 |
0,29 |
0,25 |
0,21 |
Выбросы окислов азота, тонн |
0,04 |
0,036 |
0,032 |
0,029 |
Объем токсичных отходов, |
29,15 |
27,99 |
26,82 |
25,65 |
Сбросы загрязняющих веществ в |
0,2 |
0,19 |
0,18 |
0,17 |
Максимальный индекс загрязнения |
2,2 |
2,05 |
1,9 |
1,7 |
Концентрация растворенного |
7,17 |
7,03 |
6,9 |
6,7 |
Индустриальное органическое |
1,59 |
1,3 |
1,0 |
0,79 |
Средний индекс загрязнения |
8,9 |
7,95 |
7,0 |
6,5 |
Затраты на охрану окружающей |
1,2 |
1,3 |
1,5 |
1,7 |
Число компаний, |
0,0058 |
0,0065 |
0,0070 |
0,0080 |
Энергоемкость ВВП, тонн |
16,6 |
15,8 |
15,0 |
12,5 |
Доля использования |
0,02 |
0,024 |
0,028 |
0,03 |
Ожидаемая продолжительность |
65,9 |
66,9 |
67,9 |
68,4 |
8. План мероприятий по реализации Программы "Охрана окружающей
среды Республики Казахстан на 2008-2010 годы"
Сноска. План мероприятий с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 10.11.2009 № 1803.
N |
Мероприятие |
Форма |
Ответ- |
Срок |
Предпо- |
Источ- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
1.1 Экологизация законодательства | ||||||
1. |
Разработка |
Нормативные |
МООС |
Декабрь |
Не тре- |
|
2. |
Разработать |
Информация в |
МООС |
10 |
2009 г. - |
Между- |
3. |
Провести |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
4. |
Разработать |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
5. |
Подготовить |
Предложения в |
МООС |
Декабрь |
Не тре- |
|
1.2 Совершенствование разрешительной системы, экономических инструментов охраны окружающей среды |
||||||
6. |
Внести |
Предложения в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
7. |
Разработать |
Информация в |
МООС |
10 |
2009 г. - |
Респуб- |
8. |
Проработка |
Предложения в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
9. |
Внести |
Предложения в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
1.3 Экологизация общества | ||||||
10. |
Внести |
Предложения в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
11. |
Внести |
Предложения в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
12. |
Внести |
Предложения в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
13. |
Внести |
Предложения в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
14. |
Внести |
Предложения в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
15. |
Внести |
Предложения в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
1.4 Развитие системы мониторинга состояния окружающей среды | ||||||
16. |
Обеспечить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
17. |
Внести |
Предложения в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
18. |
Создать новые |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
19. |
Приобрести |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
20. |
Обеспечить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
21. |
Осуществить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
22. |
Внести пред- |
Предложение в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
23. |
Обеспечить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
24. |
Обеспечить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
25. |
Обеспечить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
26. |
Обеспечить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
27. |
Обеспечить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
28. |
Обеспечить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
29. |
Обеспечить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
30. |
Обеспечить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
31. |
Обеспечить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
32. |
Обеспечить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
33. |
Осуществить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
34. |
Провести |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
35. |
Обеспечить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
36. |
Внести пред- |
Предложение в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
37. |
Обеспечить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
38. |
Внести пред- |
Предложение в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
39. |
Внести |
Предложение в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
1.5 Научное обеспечение охраны окружающей среды | ||||||
40. |
Провести |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
41. |
Разработать |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
42. |
Исследовать |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
43. |
Изучить ус- |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
44. |
Выполнить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
45. |
Разработать |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
46. |
Разработать |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
47. |
Составить и |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
48. |
Осуществить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
49. |
Изучение |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
50. |
Разработать |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
51. |
Провести |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
52. |
Провести |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
53. |
Научное |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
54. |
Экологическая |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
55. |
Исследования |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
56. |
Разработать |
Информация в |
МООС |
10 |
2009 г. - |
Между- |
57. |
Изучение |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
58. |
Разработка и |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
59. |
Комплексные |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
60. |
Исследование |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
61. |
Исследование |
Информация в |
МООС |
10 фев- |
2008 г. - |
Респуб- |
62. |
Разработать |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
63. |
Осуществить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
64. |
Внести |
Предложение в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
65. |
Провести |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
66. |
Разработать |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
67. |
Обеспечить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
68. |
Разработать |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
69. |
Провести ис- |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
70. |
Обеспечить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
71. |
Провести |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
72. |
Разработать |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
73. |
Внести пред- |
Предложение в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
74. |
Разработка и |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
75. |
Внести пред- |
Предложение в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
76. |
Комплексная |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
77. |
Исследование |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
78. |
Разработка |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
79. |
Разработать |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
80. |
Провести |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
81. |
Организация |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
82. |
Выполнить |
Информация |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
1.6 Расширение международного сотрудничества | ||||||
83. |
Внести |
Предложения в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
84. |
Выполнять |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Между- |
85. |
Внести пред- |
Предложение в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
2. СОХРАНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ | ||||||
2.1 Снижение антропогенного воздействия на климат и озоновый слой Земли |
||||||
86. |
Выполнить ко- |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
87. |
Выполнить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
2.2 Сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия |
||||||
88. |
Оценить |
Предложение в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
89. |
Осуществить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
90. |
Выполнить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
91. |
Выполнить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
92. |
Исследования |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
93. |
Ландшафтные |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
94. |
Исследования |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
2.3 Реабилитация зон экологического бедствия, полигонов ракетно-космического комплексов |
||||||
95. |
Оценка |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
96. |
Разработать |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
97. |
Обеспечить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
98. |
Разработка |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
99. |
Выявление |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
2.4 Предупреждение загрязнения шельфа Каспийского моря и прилегающих территорий |
||||||
100. |
Оценка |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
101. |
Экологическое |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
102. |
Разработать |
Постановление |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
103. |
Обеспечить |
Проекты |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
2.5 Предупреждение истощения, загрязнения земельных и водных ресурсов и загрязнения воздушного бассейна |
||||||
104. |
Реализовать |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
105. |
Осуществить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
106. |
Обеспечить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Между- |
107. |
Внести пред- |
Предложение в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
108. |
Внести пред- |
Предложение в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
109. |
Внести пред- |
Предложение в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
110. |
Провести ис- |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
111. |
Разработать |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
112. |
Провести |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
113. |
Внести пред- |
Предложение в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
114. |
Провести |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
115. |
Моделирование |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
116. |
Внести пред- |
Предложение |
Акимат |
10 |
Не тре- |
|
117. |
Научное |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
118. |
Защита окру- |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
119. |
Внести пред- |
Предложение в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
120. |
Внести пред- |
Предложение в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
121. |
Разработка |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
122. |
Оценить сос- |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
123. |
Провести |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
124. |
Изучить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
125. |
Оценить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
126. |
Изучить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
127. |
Оценить |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
128. |
Реконструкция |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
129. |
Реконструкция |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
130. |
Строительство |
Информация в |
МООС |
10 |
2009 г. - |
Респуб- |
131. |
Реконструкция |
Информация в |
МООС |
10 |
2010 г. - |
Респуб- |
132. |
Очистка дна |
Информация в |
МООС |
10 |
2009 г. - |
Респуб- |
133. |
Ликвидация |
Информация в |
МООС |
10 |
2009 г. - |
Респуб- |
134. |
Реконструкция |
Информация в |
МООС |
10 |
2009 г. - |
Респуб- |
135. |
Развитие |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
136. |
Реконструкция |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
137. |
Внести |
Предложение в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
138. |
Строительство |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
139. |
Строительство |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
140. |
Реконструкция |
Информация в |
МООС |
10 |
2009 г. - |
Респуб- |
141. |
Реконструкция |
Информация в |
МООС |
10 |
2009 г. - |
Респуб- |
142. |
Внести пред- |
Предложение в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
143. |
Реконструкция |
Информация в |
МООС |
10 |
2010 г. - |
Респуб- |
144. |
Реконструкция |
Информация в |
МООС |
10 |
2009 г. - |
Респуб- |
145. |
Реконструкция |
Информация в |
МООС |
10 |
2009 г. - |
Респуб- |
146. |
Реконструкция |
Информация в |
МООС |
10 |
2009 г. - |
Респуб- |
147. |
Строительство |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
148. |
Реконструкция |
Информация в |
МООС |
10 |
2010 г. - |
Респуб- |
149. |
Строительство |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
150. |
Проектирова- |
Информация в |
МООС |
10 |
2009 г. - |
Респуб- |
151. |
Строительство |
Информация в |
МООС |
10 |
2009 г. - |
Респуб- |
152. |
Строительство |
Информация в |
МООС |
10 |
2010 г. - |
Респуб- |
153. |
Хозяйственно- |
Информация в |
МООС |
10 |
2009 г. - |
Респуб- |
154. |
Реконструкция |
Информация в |
МООС |
10 |
2010 г. - |
Респуб- |
155. |
Реконструкция |
Информация в |
МООС |
10 |
2009 г. - |
Респуб- |
156. |
Реконструкция |
Информация в |
МООС |
10 |
2010 г. - |
Респуб- |
157. |
Развитие ка- |
Информация в |
МООС |
10 |
2010 г. - |
Респуб- |
158. |
Модернизация |
Информация в |
МООС |
10 |
2009 г. - |
Респуб- |
159. |
Модернизация |
Информация в |
МООС |
10 |
2009 г. - |
Респуб- |
160. |
Возрождение |
Информация в |
МООС |
10 |
2009 г. - |
Респуб- |
161. |
Строительство |
Информация в |
МООС |
10 |
2009 г. - |
Респуб- |
162. |
Строительство |
Информация в |
МООС |
10 |
2009 г. - |
Респуб- |
163. |
Модернизация |
Информация в |
МООС |
10 |
2009 г. - |
Респуб- |
164. |
Строительство |
Информация в |
МООС |
10 |
2010 г. - |
Респуб- |
165. |
Снизить тех- |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
2.6 Последовательное увеличение объемов переработки и утилизации отходов |
||||||
166. |
Внести |
Предложения в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
167. |
Разработать |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
168. |
Разработать |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
169. |
Рекультивация |
Информация в |
МООС |
10 |
2009 г. - |
Респуб- |
170. |
Рекультивация |
Информация в |
МООС |
10 |
2009 г. - |
Респуб- |
3. СНИЖЕНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ |
||||||
171. |
Разработать |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
172. |
Внести пред- |
Предложение в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
173. |
Выявление |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
174. |
Внести пред- |
Предложение в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
175. |
Определение |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
176. |
Определение |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
177. |
Комплексная |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
178. |
Разработка |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
179. |
Внести |
Предложение в |
МЭМР |
10 |
Не тре- |
|
180. |
Внести пред- |
Предложение в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
181. |
Внести пред- |
Предложение в |
МООС |
10 |
Не тре- |
|
182. |
Исследовать |
Информация в |
МООС |
10 |
2008 г. - |
Респуб- |
Всего по программе планируются расходы в размере 35816,0 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета 35223,9 млн. тенге, при этом на:
2008 год - 6184,0 млн. тенге;
2009 год - 13950,6* млн. тенге;
2010 год - 15089,3* млн. тенге;
592,1 млн. тенге по международным грантам, в том числе на:
2008 год - 302,2 млн. тенге;
2009 год - 150,5* млн. тенге;
2010 год - 139,4* млн. тенге.
Примечание.
* - объемы расходов по мероприятиям, финансируемым за счет средств республиканского бюджета на 2008-2010 годы, будут уточняться в соответствии с Законом Республики Казахстан "О республиканском бюджете".
Расшифровка аббревиатур:
МООС - Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан
МЭМР - Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан
МИТ - Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан
МОН - Министерство образования и науки Республики Казахстан
МСХ - Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
МИД - Министерство иностранных дел Республики Казахстан
МЗ - Министерство здравоохранения Республики Казахстан
МТК - Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан
МЧС - Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан
АЗР - Агентство Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами
АДСиЖКХ - Агентство Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства