О генеральном плане города Тараза Жамбылской области

Утративший силу

Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 февраля 2010 года № 104. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 января 2024 года № 44.

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 29.01.2024 № 44 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      В соответствии со статьей 19 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" и в целях обеспечения комплексного развития города Тараза Жамбылской области Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемый проект генерального плана города Тараза Жамбылской области, одобренный Таразским городским и Жамбылским областным маслихатами.

      2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Казахской ССР от 24 июня 1988 года № 322 "Об утверждении генерального плана города Джамбула и его основных положений".

      3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

Премьер-Министр


Республики Казахстан

К. Масимов


  Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 22 февраля 2010 года № 104

Генеральный план города Тараза Жамбылской области
1. Назначение генерального плана

      Генеральный план города Тараза является основным документом планирования градостроительного развития города Тараз в целях создания благоприятной среды жизнедеятельности и устойчивого развития города, обеспечения экологической безопасности, сохранения природы и культурного наследия.

      Генеральный план является основой для разработки и осуществления перспективных и первоочередных программ развития городской инфраструктуры, сохранения и развития территорий природного комплекса, реконструкции жилых и реорганизации производственных территорий, развития общественных, деловых и культурных центров, объектов туризма и отдыха, комплексного благоустройства и эстетической организации городской среды, разработки и реализации градостроительных планов развития территорий административных районов и других территориальных единиц города Тараза, проектов планировки и застройки города.

      Главная цель Генерального плана развития города Тараза - проведение комплекса градостроительных мероприятий, направленных на создание экологически благоприятной, безопасной и социально удобной жизненной среды.

2. Индикаторы социально экономического развития
2.1. Демография

      Динамика демографических процессов в перспективе ближайшие 15 лет будет определяться взаимодействием всей совокупности факторов общественного развития, как традиционных, давно сложившихся, так и новых, формирующихся в ходе нарастающих социально-экономических изменений и преобразований в жизни общества.

      Характер демографического развития города Тараза будет определяться естественным и миграционным движением населения, масштабы и направленность которых будут зависеть от результатов социально-экономических преобразований: развития экономического потенциала города;

      занятости и уровня оплаты труда;

      государственной и местной социальной политики и других факторов.

      Варианты прогноза перспективной численности населения рассчитаны с учетом гипотезы поэтапного повышения естественного прироста (с 9 до 12 человек на 1000 жителей), увеличения продолжительности жизни населения и миграционного прироста. Положительное сальдо миграции достигнуто в 2006 году и предполагается таковым до прогнозируемого периода.

      Прогнозируемая численность населения города Тараз на период в ближайшие 15 лет определяется устойчивыми и инерционными демографическими тенденциями в Жамбылской системе расселения и в целом по Республике Казахстан.

      Перспективная численность населения города Тараз в ближайшие 15 лет составит 500,0 тыс. человек. При этом, демографическая емкость территорий города, включая резервные площадки, составляет 600,0 тыс. человек.

      Расчетные показатели структуры занятости населения показывают, в предполагаемый период, повышение численности занятых в отраслях экономики города увеличивается с 106,4 тыс. до 199,4 тыс. человек.

      Основная цель социального и градостроительного развития города - это создание социально-психологического комфорта и высокого средового уровня проживания населения на рассматриваемой территории.

2.2. Жилищно-гражданское строительство

      В соответствии с Законом Республики Казахстан "О жилищных отношениях" жилище предоставляется в размере не менее пятнадцати квадратных метров и не более восемнадцати квадратных метров полезной площади на человека, но не менее однокомнатной квартиры, с увеличением всего жилищного фонда города до 12500,0 тыс. кв.м.

      Строительство будет осуществляться как на свободных территориях - 1643,0 га (6729,1 тыс. кв. м общей площади), так и на реконструируемых территориях, за счет сноса ветхого жилья - 420,0 га (735,0 тыс. кв. м общей площади). Доля индивидуального жилищного строительства составляет за весь период 6,8 % от общего объема строительства жилья.

      Приоритетными программами реконструкции и развития жилых территорий города Тараз являются:

      комплексное решение проблем развития жилищного строительства, обеспечивающее доступность жилья широким слоям населения;

      разработка модели жилищной политики на основе существующей и прогнозной стратификации населения; формирование арендного коммунального жилищного фонда в количестве 848,0 тыс. м2 (11,4 % от объема нового строительства) для сдачи в аренду населению с невысокими доходами;

      строительство коммунального фонда в количестве 1018,0 тыс. м2, из которых 50,9 тыс. м2 (5 %) строится на бюджетные средства и предоставляется малоимущим и социально защищаемым слоям населения и приватизации не подлежит;

      строительство арендного коммерческого жилья - 1824,0 тыс. м2 (24,4 % от объема нового строительства);

      создание рынка недвижимости.

      Нa территории массовой многоэтажной застройки предусматривается поэтапное строительство жилых градостроительных комплексов с развитием и обустройством магистральных инженерных сетей и размещением объектов социальной сферы.

      Генеральным планом предусматривается развитие социальной сферы с учетом новых социально-экономических и градостроительных условий в направлении достижения нормативных показателей обеспеченности учреждениями социально-гарантированного минимума обслуживания и нормативных показателей развития объектов городского значения к 2025 году.

      Основными приоритетами развития социальной сферы является ее перспективное развитие, соответствующее статусу областного центра Жамбылской области - центра индустрии туризма на основе историко-культурного комплекса "Древний Тараз", развитие существующих учреждений культурно-просветительного назначения, социально-значимых объектов здравоохранения и образования, строительство водноспортивных и развлекательных объектов и сооружений на реке Талас, строительство мемориально-ландшафтной зоны "Тектурмас", детского центра с семейным парком, нового городского спортивного центра (стадион, дворец спорта, центральный плавательный бассейн, школа-интернат олимпийского резерва), многофункционального центра "Атакент".

2.3. Экономическая деятельность

      Гипотеза экономического развития разработана на основе ресурсного потенциала, исторически сложившегося развития традиционных отраслей промышленности, развития главной отрасли экономической деятельности - химической промышленности и основных приоритетных направлений индустриально-инновационного развития области.

      Основное развитие отраслей экономики предусматривается за счет оптимизации структуры промышленности, развития строительной индустрии, перерабатывающей промышленности.

      Планируется дальнейшее эффективное сочетание и взаимодействие государственного и частного секторов экономики, развитие малого и среднего предпринимательства.

      Осуществление реструктуризации отраслей сферы материального производства предлагается в пользу экологически чистых и ресурсосберегающих технологий.

      Генеральным планом предлагается организация новой экономической деятельности - индустрии туризма на основе исторического, культурного и градостроительного наследия памятников древнего Тараза.

2.4. Туристская инфраструктура города

      Город Тараз расположен на трассе Великого Шелкового пути. Генеральным планом предлагается использование культурно-этнографического потенциала Тараза для формирования историко-познавательного туризма с развитием в городе:

      постоянно-действующей археологической экспедиции;

      в историческом ядре города создание облика исторического поселения в восточном стиле с национальной кухней, торговыми рядами;

      объектов малого бизнеса по изготовлению сувениров и пошиву национальной одежды, изготовлению ковров и др. предметов;

      на плато Тектурмас мемориально-ландшафтной зоны с детской железной дорогой и Диснейлендом.

      На основе сохранения и преемственности развития культурного наследия тюрко-язычных государств Генеральным планом намечается формирование в городе туристских комплексов с отелями, объектами обслуживания, питания, развлечения и отдыха.

2.5. Цели градостроительного развития города Тараз

      Главная цель градостроительного развития города Тараз - устойчивое развитие города и формирование благоприятной среды жизнедеятельности населения. Достижение этой цели характеризуют:

      экологическая безопасность среды жизнедеятельности и устойчивость природного комплекса;

      надежность и безопасность транспортной и инженерной инфраструктур;

      культурная преемственность градостроительных решений;

      пространственное единство, эстетическая выразительность, гармония и средовое многообразие города;

      комплексность решений жилищной проблемы, реконструкция и развитие жилых территорий, и формирование жилой среды;

      эффективность использования производственных территорий;

      развитость и доступность системы общественных центров.

      Достижение указанных целей должно осуществляться путем реорганизации и благоустройства территории города Тараз, реконструкции застройки, повышения качественных характеристик среды жизнедеятельности.

2.6. Экологические требования

      К экологическим требованиям градостроительного развития города Тараз относятся:

      защита существующих территорий природного комплекса от неблагоприятных антропогенных воздействий и реализация мер по формированию новых зеленых массивов на резервных территориях;

      повышение комфортности среды жизнедеятельности, в том числе путем озеленения территорий и улучшения микроклиматических условий в жилых и общественных зонах города.

      Необходимыми условиями выполнения экологических требований к градостроительному развитию города Тараз являются:

      расширение сети наблюдения по определению фактического уровня загрязнения атмосферного воздуха, внедрение автоматизированного контроля на отдельных источниках выброса;

      увеличение количества определяемых загрязняющих веществ и определение содержания кислорода в воздухе города;

      снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и уменьшение воздействия на состояние атмосферного воздуха парниковых газов за счет рационального и экономического использования топливных ресурсов и внедрения мероприятий по установке золоуловителей;

      разработка схемы теплоснабжения города с мероприятиями по сокращению расхода топливных ресурсов за счет новейших технологий сжигания топлива, имеющихся возможностей использования газового топлива, регламентирования работы основных теплоисточников, исключения или реорганизации работы неэффективных теплоэнергоисточников;

      увеличение доли экологически чистого вида автотранспорта за счет роста количества транспорта, работающего на электроэнергии, на газовом топливе, использования на бензиновых двигателях нейтрализаторов, организации сети контроля по определению, токсичности и дымности отработавших газов на автотранспорте, ограничения работы физически устаревшего транспорта;

      снижение воздействия на состояние озонового слоя за счет обеспечения обучения по технической эксплуатации и безопасности работ с озоноразрушающими веществами;

      совершенствование системы государственного мониторинга за счет открытия постов наблюдений на реках;

      строительство "Комплекса биологической очистки сточных вод города Тараз", исключающих загрязнение подземных вод и сброс сточных вод в поверхностные водоисточники;

      организация зон санитарной охраны 1-го и 2-го поясов вокруг водозаборных сооружений, водоводов и водопроводных сооружений;

      за источник поливочного водоснабжения принять поверхностные воды реки Талас и грунтовые воды, залегающие на территории города;

      реконструкция водозаборных и подпорных сооружений на каналах;

      выполнение противофильтрационной облицовки на магистральных каналах;

      реконструкция скважин, ремонт насосов для подачи воды на орошение;

      на участках перспективной застройки предусмотреть строительство магистральных и распределительных каналов;

      создание мелиоративного подразделения с необходимым финансовым обеспечением из городского бюджета для организации ремонтно-строительных работ и эксплуатации оросительной системы;

      установить полосу отвода на магистральных каналах шириной не менее 10 метров в обе стороны от оси канала, в пределах которой запретить любые виды хозяйственной деятельности;

      для городской улично-дорожной сети предусмотреть арычную сеть для полива деревьев и подачи воды на огороды и участки;

      ремонт водопроводной сети с заменой аварийных участков с последующей ежегодной дезинфекцией и промывкой сети;

      обеспечение нормативного уровня шума от трансформаторных подстанций открытого типа путем организации защитной полосы с рядной посадкой деревьев, с использованием современных технических средств;

      для снижения объемов накопления твердых бытовых отходов осуществление строительства "Цеха по сортировке и упаковке твердо-бытовых отходов";

      предотвращение загрязнения земель за счет строительства полигона твердо-бытовых отходов, скотомогильника и централизованного вывоза ртутьсодержащих приборов, изделий;

      планомерное проведение рекультивации нарушенных земель, снижение загрязнения земель твердыми бытовыми отходами за счет проведения мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок;

      расширение и восстановление площадей лесных культур, развитие лесомелиоративных работ, закладка постоянных питомников для выращивания посадочного материала древесно-кустарниковых, декоративных, хвойных пород;

      создание плантаций быстрорастущих древесных пород в целях сохранения саксауловых лесов.

2.7. Мероприятия по защите территории и
обеспечение устойчивого развития города

      В целях повышения устойчивого функционирования и защиты населения города Тараз от воздействия чрезвычайных ситуаций природного характера в проекте предусматриваются следующие градостроительные мероприятия:

      зонирование территорий города по этажности с учетом оценки отдельных участков и районов перспективного строительства по инженерно-геологическим и гидрологическим условиям;

      более четкое функциональное зонирование территории города;

      размещение крупных рыночных и складских комплексов на выездных магистралях;

      строительство защитных сооружений по реке Талас от возможного затопления паводковыми водами (защитные дамбы, водоемы-отстойники, водорегулирующие гидротехнические сооружения и другие);

      формирование производственных зон вдоль железнодорожных линий;

      формирование транспортно-производственных предприятий вблизи обводных транзитных магистралей;

      членение селитебной зоны города на планировочные районы рекреационными зонами и зелеными бульварами, озеленение водоохранной полосы реки, которая может использоваться для эвакуации населения в случае чрезвычайных ситуаций;

      дальнейшее развитие улично-дорожной сети и создание на ее основе общегородской сети устойчивого функционирования.

2.8. Требования сохранения природно-ландшафтных лесопарковых
зон и преемственности исторического развития города

      Основные направления градостроительного развития города Тараз должны обеспечить выполнение следующих требований сохранения природно-ландшафтных лесопарковых зон и преемственности исторического развития города:

      формирование водно-зеленой системы города, которая сыграет важную роль в создании комфорта городской среды;

      установление и соблюдение общих градостроительных регламентов, определяющих границы зон и режимы регулирования градостроительной деятельности в пределах этих границ, обеспечивающих защиту и оптимальные условия зрительного восприятия ландшафтов;

      строительство этнографического развлекательного центра с соблюдением национального и исторического характера застройки, размещением торговых рядов, караван-сараев и др. объектов;

      выявление и акцентирование градостроительными и архитектурными средствами средовой основы города.

2.9. Основные направления сохранения и развития
территориального природного комплекса

      Природный комплекс города Тараз представляет собой совокупность территорий с преобладанием растительности и водных объектов, выполняющих преимущественно природоохранные, рекреационные, оздоровительные и ландшафтно-образующие функции и участвует в формировании природно-ландшафтного каркаса города.

      К территориям природного комплекса относятся: плато Тектурмас, дачные массивы в пойме реки Талас, естественные незастроенные долины рек Ассы и Талас, искусственные каналы, озелененные территории - парки, сады, бульвары и скверы, а также резервные территории, для организации новых зеленых зон.

      Основные направления сохранения и развития территорий природного комплекса предусматривают:

      формирование рекреационных зон;

      экологизацию проектирования.

3. Архитектурно-планировочная организация
3.1. Территориальное развитие города

      Генеральным планом предусматривается территориальное развитие города за счет освоения свободных территорий в северо-западном, северо-восточном и южном направлении, с реконструкцией территорий малоэтажной застройки в историческом ядре города.

      Генеральным планом предусматривается прокладка северо-западного и северо-восточного внешних транспортных полуколец, завершающих территориальные резервы города ориентировочно на 600 тыс. человек (емкость города на более отдаленную перспективу).

      В пределах расчетного срока генеральным планом предусматривается освоить 8180,0 га свободных территорий и 420,0 га - реконструируемых территорий.

      Новое жилищное строительство в Генеральном плане предусматривается вести как в многоэтажном, так и в малоэтажном исполнении. Многоэтажное строительство традиционно продолжается в юго-западном направлении в Астанинском жилом районе, на территории реконструкции в центральной части города, в узлах общественного центра и важнейших градостроительных узлах, массовое малоэтажное строительство получает развитие по периферии городской застройки.

      Развитие основных градостроительных узлов системы общественного центра в реконструируемой сложившейся части города предусматривается со сносом малоценного одноэтажного жилья.

3.2. Планировочная структура города

      Общие данные о структуре города. Город Тараз - областной центр Жамбылской области - имеет выгодное экономико-географическое положение, располагаясь на трассе Великого Шелкового пути, движения торгово-транспортных потоков из Китая в Кыргызстан, Россию и далее в европейские страны.

      Внешние автомобильные дороги - магистрали: Тараз - Алматы, Тараз - Шымкент в сочетании с основными городскими магистралями, составляют транспортный каркас с основными направлениями его территориального развития. Сложившаяся градостроительная ситуация и существующая сеть городских и внешних дорог предопределила планировочный каркас города на перспективу.

      Улицы Толе би, Абая, Сулейманова, Байзак батыра, проспект Жамбыла, Желтоксан, Бектурганова - основные системообразующие композиционные оси планировочной структуры города. На этих осях формируется система общественного центра города.

      Важным элементом планировочной структуры города является плато Тектурмас, расположенное в восточной части города, и, ограничивающее территориальное развитие города на восток.

3.3. Развитие планировочной структуры города

      Основой формирования перспективной планировочной структуры города является транспортно-планировочный каркас с природной доминантой - рекой Талас.

      Генеральный план предусматривает развитие и совершенствование транспортно-планировочного каркаса города. В дополнение к существующим магистралям, предусматривается создание новых меридиональных и широтных магистралей, обводных автомобильных дорог, сети сервисного обслуживания транспортных средств, строительство транспортных развязок, путепроводов и эстакад.

      Генеральным планом предусматривается развитие планировочной структуры города Тараз с прокладкой по периметру застройки обводной магистрали, завершающей территориальные резервы города ориентировочно на 600 тыс. человек (емкость города на более отдаленную перспективу). Планировочная структура города выполнена и представлена в виде смешанной линейно-радиально-кольцевой системы с главными направлениями возможного территориального развития города.

      Важную роль в создании комфортной городской среды будет играть водно-зеленая система, которая получает свое развитие в историческом ядре центра, а затем с использованием существующих каналов и мелких рек войдет в каждый жилой район.

      На территории города, в соответствии с его перспективной планировочной структурой, выделено шесть жилых районов, границами которых является железная дорога, оросительные каналы, магистральные улицы. Все жилые районы увязаны между собой общей системой городских и районных магистралей и системой общественного центра. Отдельным районом застройки выделено историческое ядро города (территория древнего городища, некрополь, рынки "Шахристан" и "Толебай").

3.4. Функциональное зонирование города

      Генеральным планом на территории города выделены следующие функциональные зоны:

      Селитебная зона, состоящая из 6-ти жилых планировочных районов, зон общественного центра и зеленых насаждений общего пользования. Селитебная зона города включает:

      микрорайоны и кварталы жилой застройки;

      территории, занятые объектами культурно-бытового обслуживания общегородского центра;

      зеленые насаждения общего пользования, объекты обслуживания областного значения;

      в пределах жилых образований расположены детские дошкольные учреждения;

      локальные точечные участки территорий, занятые коммунальными предприятиями, объектами и сооружениями инженерно-транспортной инфраструктуры, мелкие предприятия пищевой промышленности и др.

      Жилые планировочные районы, имеют свою характеристику по застройке, этажности, состоянию, уровню благоустройства и другим параметрам в зависимости от местоположения и роли в структуре города.

      Генеральным планом предлагается максимально эффективно использовать существующие внутригородские территории, в том числе и неудобицы, под строительство или благоустройство с выполнением специальных мероприятий по инженерной подготовке территорий.

      Наиболее насыщенной и активно развивающейся, является центральная часть селитебной зоны, в которой расположены основные градостроительные узлы - главная административная площадь, историческое ядро города, въездные узлы, железнодорожный вокзал, спортивный и медицинский центры, городские парки и скверы.

      Застройка усадебными малоэтажными домами, предусматривается в северо-восточной и восточной части Астанинского и Таразского районов. В Астанинском жилом районе намечается завершение существующих микрорайонов застройкой многоквартирных 5-ти этажных жилых домов.

      В западной части города предусматривается строительство нового жилого комплекса "Байтерек".

      В пределах исторического ядра города предусматривается воссоздание исторического центра со сносом малоэтажного ветхого жилья и строительством здесь объектов элитного стреднеэтажного жилья в системе стиля восточной классики.

      Генеральным планом предусматривается сохранение, и развитие комфортной среды селитебной зоны города в сложившейся его части, с реконструкцией морально устаревших одноэтажных кварталов и застройкой свободных территорий перспективного развития.

      Промышленная зона, включает восточную, северо-западную промышленные зоны, и коммунальную зону с канализационными очистными сооружениями и отстойником сточных вод:

      Северо-западную промышленную зону формируют основные действующие предприятия химической промышленности города: Таразский металлургический завод, Новожамбылский фосфорный завод, завод стеклотары и другие. Территория оборудована железнодорожным вводом.

      Кроме того, северо-западная промышленная зона предусматривается для оптимизации использования пустующих фондов и территорий. Территория обеспечена железнодорожным вводом. Северная часть промышленной зоны определена в резерв для использования ее под экологически чистые производства.

      В восточной промышленной зоне расположено акционерное общество "ТЭЦ", обеспечивающее город централизованным теплоснабжением, ряд объектов перерабатывающей промышленности, учреждения коммунальной службы и транспорта.

      Генеральным планом предусматривается создание трех индустриальных зон для развития малого и среднего бизнеса - одной на территории восточной промышленной зоны и двух - на территории северо-западной.

      Санитарно-защитные зоны - озелененные защитные территории между промышленной и селитебной зоной.

      Генеральным планом предусмотрена организация санитарно-защитных зон между северо-западной промышленной зоной и территориями жилой застройки Московского и Таразского планировочных районов. В восточной промышленной зоне санитарно-защитная зона будет формироваться при конкретном определении класса вредности промышленных предприятий, которые в настоящее время не функционируют.

      Рекреационная зона, расположенная в пойме реки Талас, охватывает территорию в проектных границах поймы реки Талас, очерченных ограждающими дамбами-дорогами с примыкающими к ней парковыми, лесопарковыми зонами, ландшафтными территориями. В рекреационной зоне, в пределах городских районов, предусматривается строительство гидротехнических защитных сооружений, реконструкция существующих мостов, создание зон отдыха для горожан, гостей и туристов в историческом ядре города.

      Водно-зеленая система. Основу водно-зеленой системы составляют следующие крупные элементы: водно-зеленая система ядра исторического центра, мемориально-ландшафтная зона на плато Тектурмас, пойма реки Талас, а также озелененные территории вдоль каналов Торе кульды, Левый обводной, Сенкибай, Капал, Тюйте, Ушбулак, Карасу-2, Молдабай.

      Территории под улицами и дорогами - участки в границах красных линий по общегородским и районным магистралям города, основным городским пешеходным связям и бульварам, территории объектов транспортных сооружений, территории под железной дорогой.

      Территории, ограниченные красными линиями магистралей и улиц всех уровней, городских пешеходных бульваров как на территориях, предназначенных к использованию до расчетного срока, так и на отдаленную перспективу, относятся к муниципальным, необходимым для общественного пользования.

      Территории особого назначения - специальные территории военных ведомств, военные части. Здесь размещаются как жилая застройка, включая казармы или корпуса закрытых исправительных учреждений, так и коммунальные, промышленные и другие объекты.

      Резервные территории - территории перспективного развития города, являются муниципальными землями и используются под развитие селитебной зоны города. На этих территориях действует правило обязательного соблюдения красных линий, как и во всех остальных функциональных зонах.

      Строительное зонирование территорий, предусмотренное Генеральным планом, включает дома повышенной этажности (9-12-16 этажей) в новых градостроительных узлах общественного центра, строительство 4-7-ми этажных жилых домов в Алматинском планировочном жилом районе, на въезде в город, строительство усадебных жилых домов малой этажности в Астанинском и Южном жилых районах города и 2-3-х этажной коттеджной элитной блокированной застройки в историческом ядре центральной части города.

      Структура жилья по этажности и строительное зонирование выполнены в Генеральном плане, исходя из комфортности территорий и возможному распределению по принадлежности с выделением территории коммунального строительства, территории с застройкой смешанной собственности на сносе малоценного одноэтажного частного жилья в зоне общественного центра города, территории частного строительства.

3.5. Основные направления развития общественных территорий

      Общественный центр города. Важнейший структурообразующий элемент города, общественный центр города Тараз, состоит из главных общегородских градостроительных узлов, площадей и центров районного значения, связанных между собой в единую систему. Административный центр города является сложившимся градостроительным узлом, расположенным на важнейшей градостроительной оси города - улицы Абая - Толе би - Сулейманова. Динамичное развитие региона предусматривает усиление функций данного градостроительного узла и его новой архитектурно-пространственной композиции.

      В Генеральном плане даны принципиальные решения по главным ансамблям, площадям и градостроительным узлам города, создающим новый имидж и облик города.

      В соответствии с Программой возрождения исторических центров, Великого Шелкового Пути, Генеральным планом намечается реконструкция исторического ядра города с выносом старого рынка, сносом малоценного не сейсмостойкого одноэтажного жилья и формирование этнографического историко-культурного развлекательного комплекса "Древний Тараз" с высококлассными отелями, мастерскими ремесленников, торговыми лавками, музейно-выставочными объектами, гостиницами, торгово-развлекательными комплексами открытыми для посещения.

3.6. Градостроительное зонирование территории города Тараз

      В Генеральном плане развития города Тараз градостроительное зонирование территории устанавливается в соответствии со СНиП 3.01.01-2002* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Генеральный план устанавливает требования к функциональному использованию (функциональное назначение) на уровне территорий территориальных единиц с учетом красных линий улиц и дорог. В пределах проектной границы города Тараз насчитывается порядка 365 территориальных единицы, средняя площадь которых в среднем около 55 га.

      Установленное функциональное зонирование территорий с регламентами жесткого, среднего и мягкого уровня является юридическим инструментом обеспечения использования территории города при осуществлении градостроительной деятельности в соответствии с целями, требованиями и основными направлениями градостроительного развития города Тараз.

      Установленное функциональное зонирование территорий с регламентами жесткого, среднего, и мягкого уровня является обязательным для местных исполнительных органов при принятии решений в области градостроительства и использования земельных участков. Градостроительная деятельность, противоречащая установленному функциональному зонированию территорий, запрещается СНиП 3.01.01-2002* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".

      Функциональное назначение территориальных единиц в рамках Генерального плана устанавливается Генеральной схемой развития города Тараз.

      Генеральная схема развития города юридически закрепляет изменения в использовании территории города, предусмотренные основными направлениями градостроительного развития города Тараз и Программой первоочередных градостроительных мероприятий.

      Генеральная схема развития отражает следующие основные тенденции изменения функционального использования территорий города:

      увеличение селитебных территорий города с их максимальной демографической емкостью до 600,0 тыс. человек и одновременным сокращением пустующих производственных территорий;

      увеличение территорий рекреационного назначения и строительство специализированных объектов (благоустройство набережной и строительство защитных сооружений от паводковых вод реки Талас, строительство пляжей и парков);

      выделение территорий для размещения специализированных опальных рыночных комплексов оптово-розничной торговли и другие;

      выделение зоны согласованного строительства для размещения общественно значимых приоритетных объектов жилищно-гражданского строительства.

3.7. Регламенты освоения и застройки территории города

      По общим правилам регулирования застройки территорий города Генеральным планом предусматривается:

      соблюдение общих регламентов и ограничений по градостроительному коду города;

      соблюдение красных линий в соответствии со схемой улично-дорожной сети. Территории, предусмотренные для развития улично-дорожной сети в пределах красных линий, считать принадлежностью городского акимата (муниципальные земли).

      соблюдение границ функциональных зон - селитебной, промышленной, коммунально-складской, рекреационной, зоны согласованного строительства - общественного центра города;

      соблюдение границ инженерно-транспортных коридоров республиканского и общегородского значения (коридоры магистральных инженерных коммуникаций и сооружений).

3.8. Развитие транспортной инфраструктуры

      Генеральным планом предусматривается: развитие сети внешнего транспорта (воздушного, железнодорожного, автомобильного); совершенствование улично-дорожной сети и инженерных транспортных сооружений; совершенствование подвижного состава автопарка города; развитие сети автозаправочных станций и технического обслуживания транспорта.

      Основными мероприятиями для эффективного развития внешней транспортной инфраструктуры являются:

      строительство нового междугороднего автовокзала, пропускной способностью 10000 пасс/сутки и автостанции, пропускной способностью 500 пасс/сутки;

      формирование вокруг города новой объездной дороги с включением в нее участка международного транспортного коридора автомобильной дороги республиканского значения М-32;

      во избежание влияния на существующую и перспективную застройку вынос аэропорта из городской зоны;

      В части развития внутригородской транспортной системы предусматриваются следующие мероприятия:

      реконструкция существующей и строительство новой улично-дорожной обеспечивающей внутригородские транспортные связи, а также выход на внешние автодороги;

      строительство 4-х мостов через реки Талас для удобной транспортной связи правобережной и левобережной застройки города;

      строительство 6-ти путепроводов над железной дорогой для транспортного перехода в залинейную часть города;

      строительство 8-ми развязок в 2-х уровнях на пересечении магистралей общегородского значения, а также 6-ти развязок на пересечении внешних выходов с новой объездной дорогой;

      увеличение и обновление парка городских автобусов, расширение и строительство новых пассажирских автотранспортного предприятии, открытие новых автобусных маршрутов;

      строительство гаражей различного типа и автостоянок для постоянного и временного хранения автомобилей, а также станций технического обслуживания и автозаправочных станций.

4. Развитие инженерной инфраструктуры
4.1. Водоснабжение

      Источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения города на перспективу являются подземные воды Талас-Ассинского месторождения, технического водоснабжения - поверхностный сток рек Талас и Асса, доочищенные сточные воды.

      Генеральный план предусматривает следующие направления развития системы водоснабжения города:

      сохранение и развитие действующей городской централизованной системы водопровода с увеличением его производительности до 269,2 тыс. м3/сут. (Qmax. сут) хозяйственно-питьевого, производственного и противопожарного водопровода;

      повышение уровня надежности системы водоснабжения за счет реконструкции водозаборных и водопроводных сооружений и водопроводных сетей протяженностью 550 км и нового строительства магистральных и водопроводных сетей протяженностью 207,7 км.

4.2. Водоотведение

      В части развития канализационной системы Генеральным планом предусмотрено:

      повышение надежности функционирования системы канализации за счет строительства станции биологической очистки сточных вод мощностью 120,0 тыс. м3/сутки с расширением до 203,1 тыс. м3/сутки на расчетный срок;

      реконструкция существующих канализационных сетей - 149,18 км;

      развитие сети канализации, строительство новых магистральных коллекторов (172,8 км), напорных трубопроводов (35,4 км), реконструкция существующих насосных станций (4 ед.), строительство новых насосных станций перекачки (10 ед.);

      совершенствование технологии и качества очистки сточных вод за счет внедрения современных технологических процессов на предприятиях в целях предотвращения сброса в городскую канализацию недопустимых концентраций вредных веществ, внедрение на канализационных очистных сооружениях новых технологий очистки, энергосберегающего оборудования.

4.3. Инженерная подготовка территории

      Генеральным планом на территории города предусматривается организация отвода поверхностного стока, понижение уровня грунтовых вод, организация полива зеленых насаждений, защита территории города от затопления паводковыми водами реки Талас с благоустройством береговой полосы.

      Основными мероприятиями для эффективного использования городских земель под застройку являются:

      строительство системы закрытой ливневой канализации протяженностью 77,5 км с очистными сооружениями для сбора и отвода поверхностных вод с городских территорий;

      строительство системы вертикального дренажа (75 скважин) и 21,3 км горизонтальных открытых коллекторов;

      реконструкция существующих магистральных оросительных каналов (42,15 км) с водозаборными сооружениями, строительство системы оросительных каналов на территории перспективной застройки и арычной сети (350 км) для орошения приусадебных участков и зеленых насаждений города;

      строительство вдоль правого и левого берегов реки Талас 18,7 км земляных дамб обвалования для защиты городской застройки от затопления паводковыми водами. В центральной части города дамба выполняется совмещенной с набережными.

4.4. Теплоснабжение

      Основным направлением развития системы теплоснабжения города Тараз в Генеральном плане является:

      совершенствование, техническое перевооружение и развитие сложившихся систем теплоснабжения на базе современных технологий и оборудования;

      внедрение в зоне децентрализованного теплоснабжения современных автономных источников теплоснабжения;

      строительство новых тепломагистралей, усиление отдельных участков тепломагистралей в сложившейся зоне теплофикации;

      обеспечение тепловой нагрузкой многоэтажной застройки новых жилых районов за счет подключения к существующим источникам централизованного теплоснабжения;

      модернизация и развитие существующих котельных с использованием современного оборудования, строительство I и II очереди когенерационной газо-поршневой электроподстанции, районной котельной в Алматинском жилом районе.

4.5. Электроснабжение

      Источником электроснабжения города является Жамбылская ГРЭС (ЖГРЭС им. Т.И. Батурова) и акционерное общество "Таразэнергоцентр" (ТЭЦ-4).

      Основными направлениями в развитии системы электроснабжения города являются: реконструкция подстанции "Южная" 220/110/10 кВ, "Центральная" 110/10 кВ, железобетонные изделия 110/35/6 кВ, РК-4 110/35/6 кВ, "ТЭЦ-4" 110/35/6 кВ;

      строительство новых подстанций "Кумшагал" 110/35/10 кВ, "Астана" 110/10 кВ, "Байтерек" 110/10 кВ, "Таразская" 110/10 кВ, "Парковая" 110/10 кВ, "Казболат" 110/10 кВ, "Барысхан" 35/10 кВ, "Алматинская" 110/10 кВ и других;

      реконструкция и техническое перевооружение электрических сетей и сооружений в зоне существующей застройки с учетом перспективы;

      внедрение электросберегающих мероприятий во все сферы потребления с введением дифференцированных тарифов за пользование электроэнергией.

4.6. Газоснабжение

      Газоснабжение города в настоящее время осуществляется природным и сжиженным газом. На перспективу намечается перевод потребителей города на газоснабжение Карачаганакского газоконденсатного месторождения и Амангельдинского месторождения. Уровень потребления природного газа в ближайшие 15 лет составит 1370,5 млн. м3/год, в том числе для производства тепловой и электрической энергии 1103,0 млн. м3/год, для обслуживания населения 130,5 млн. м3/год, для промышленности - 137,0 млн. м3/год.

      Наряду с использованием природного газа потребители города будут использовать сжиженный газ. Уровень потребления сжиженного газа составит 1,6 тыс. тонн/год.

5. Реализация и мониторинг проекта Генерального плана

      Реализация и мониторинг Генерального плана развития города Тараз обеспечивает местный исполнительный орган города Тараз.

      Акимат города Тараз регулярно информирует горожан о ходе реализации Генерального плана.

      Корректировка Генерального плана проводится через каждые 5 лет и состоит в принятии программы первоочередных градостроительных мероприятий на последующий расчетный период.

Технико-экономические показатели проекта
Генерального плана города Тараза

п/п

Показатели

Единица

изм.

Показатели по годам

Исходя-

щий год

2013 г.

2025 г.

1

2

3

4

5

6

1

Территория





1.1

Площадь земель населенного пункта в

пределах городской черты - всего

га

12833,0

18786,75

18786,75


в том числе:





1.1.1

Земли государственной собственности

га

818,0

818,0

818,0

1.1.2

Земли коммунальной собственности

га

7622,0

9679,8

7944,83

1.1.3

Земли частной собственности

га

4393,0

8288,9

10023,9

2

Население





2.1

Численность постоянного населения с

учетом подчиненных населенных

пунктов - всего

тыс. чел.

350,0

365,0

500,0

2.2

Плотность населения в пределах

селитебной территории города

чел/га

47,0

47,0

47,5

2.3

Занято в экономике

тыс. чел.

106,4

129,8

199,4

3

Жилищное строительство





3.1

Жилищный фонд - всего



тыс.м2

общ.пл.

4380,0

4555,4

6707,2


в том числе:





3.1.1

Коммунальный фонд


-

350,0

1866,4


- в т.ч. муниципальный фонд для

социально защищаемых слоев населения

тыс.м2

общ.пл.

-

-

170,1

3.1.2

Арендный жилищный фонд

тыс.м2

общ.пл.

225,0

1824,0

3.1.3

Жилищный фонд частной собственности

тыс.м2

общ.пл.

5549.7

6761.0

8809.6

3.2

Средняя обеспеченность населения

общей площадью

м2/чел.

17,2

20,2

25,0

3.3

Убыль жилищного фонда, всего общей

площади

тыс. м2

-

118,8

687,1

3.4

Снос жилфонда в связи с реконструкцией

тыс. м2

-

35,6

206,1

3.5

Новое жилищное строительство - всего

общей площади

тыс. м2

-

1643,0

5821,1

3.6

Соотношение жилищного строительства

по этажности






- малоэтажная застройка

тыс. м2

3679,4

2964,0

2207,8


- многоэтажная застройка

тыс. м2

12,0

12,0

765,0

4

Учреждения социально-бытового

назначения





4.1

Детские дошкольные учреждения

мест

5510

6030

28000

4.2

Общеобразовательные учреждения

мест

49104

52004

84375

4.3

Поликлиники

пос/смену

4860

10690

14500

4.4

Стационары всех типов

коек

3540

5528

7500

4.5

Предприятия торговли (магазины всех

типов)

м2

торг.пл.

29460

Количество

предприятий

определяется

исходя из спроса

населения.

Строительство

данных объектов

осуществляется

за счет частных

инвестиций

4.6

Рыночные комплексы

м2

торг.пл.

6748

4.7

Крупные рестораны, кафе, бары

пос. мест

8550

4.8

Предприятия бытового обслуживания

раб мест.

840

4.9

Пожарных автомашин

кол-во

ед.

10

46

63

5

Транспорт и дороги





5.1

Общая протяженность улично-дорожной

сети

км

270

390

596

5.2

Магистрали общегородского и районного

значения

км

240

270

596

5.3

Мосты и путепроводы

ед.

11

15

27

6

Инженерное оборудование





6.1

Водоснабжение





6.1.1

Суммарное потребление (включая

потери и утечки) - всего

тыс.

м3/сутки

100,0

170,7

244,6


в том числе:






- на хозяйственно-питьевые нужды (население)

тыс.

м3/сутки

-

94,8

132,5


- на производственные нужды

(промышленность)

тыс.

м3/сутки

-

70,3

113,6

6.1.2

Водопотребление (в среднем на 1

чел/сутки)

л/сутки

-

250,0

250,0

6.2

Канализация (общее поступление

сточных вод)

тыс.

м3/сутки

-

144,7

203,1

6.3

Электроснабжение (электрическая

нагрузка)

МВт

262,5

503,7

679,1

6.4

Теплоснабжение (установленная

мощность источников тепла)

Гкал/час

1024,0

1071,0

1153,0

6.5

Газоснабжение





6.5.1

Потребление природного газа

млн.нм3

/сут.

886,0

1031,1

1370,5

6.5.2

Потребление сжиженного газа

млн.нм3

/сут.

6,36

3,18

1,6

7

Инженерная подготовка территории





7.1

Общая протяженность ливневой

канализации

км

-

12,45

77,5

7.2

Берегоукрепительные мероприятия

км

1,5

6,1

20,2

7.3

Понижение уровня грунтовых вод

тыс. га

2,2

4,5

9,0

7.4

Магистральные оросительные каналы

км

71,6

76,6

87,0

7.5

Открытая арычная сеть

км

113,8

150,0

350,0

Структура бюджета 1 очереди строительства по годам
(2009-2011 гг.)

Наименование отраслей

Всего бюджетные

средства

2009-2011 годы

В том числе по годам (млн. тенге)

2009

2010

2011

респуб-

ликанс-

кий

бюджет

местный

бюджет

респуб-

ликанс-

кий

бюджет

мест-

ный

бюджет

респуб-

ликанс-

кий

бюджет

местный

бюджет

респуб-

ликанс-

кий

бюджет

мест-

ный

бюджет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Всего инвестиций

25705,5

2016,4

5946,9

643,6

8607,2

402,2

11151,4

970,6

в том числе:









Жилищное

строительство

4518,0

-

2082,0

-

2436,0

-

-

-

Объекты образования

2641,2

1010,7

981,6

249,5

1659,6

159,6

-

601,6

Объекты

здравоохранения

18546,3

288,9

2883,3

-

4511,6

62,9

11151,4

226,0

Спортивные сооружения

-

285,3

-

135,3

-

7,0

-

143,0

Коммунальные объекты

-

431,5

-

258,8

-

172,7

-

-

Отраслевая структура инвестиций на развитие городского
хозяйства на 2009-2025 гг.

п/п

Отрасль

Всего за

проект-

ный

период

млн.

тенге

1 очередь

строи-

тельства

в том

числе

(2009-

2011

гг.),

млн.

тенге

В том числе по видам

финансирования

Респуб-

ликан-

ский

бюджет

Мест-

ный

бюджет

Част-

ные

инвес-

тиции

Кре-

дитные

сред-

ства

1

2

3

4

5

6

7

8


Всего инвестиций

1393697,8

320216,5

25705,5

2016,4

286858,6

5636,0


в том числе:







1.

Жилищное строительство

(включая частные инвестиции)

537408,0

118296,0

4518,0

-

108142

5636,0

2.

Культурно-бытовое

строительство из них

376185,5

59148,0

21187,5

2016,4

35944,1

-

2.1

Объекты образования


31011,9

2641,2

1010,7

15300,6


2.2

Объекты здравоохранения


18835,2

18546,3

288,9

-

-

2.3

Спортивные сооружения


285,0

-

285,3

-

-

2.4

Коммунальные объекты


431,5

-

431,5

-

-

3.

Транспорт - всего

195410,0

67360,0

-

-

67360,0

-


из них:







3.1

Внешний транспорт

41498,0

17000,0

-

-

16000,0

-

3.2

Внутригородской транспорт

9652,0

3310,0

-

-

3310,0

-

3.3

Улично-дорожная сеть

144260,0

47050,0

-

-

47050,0

-

4.

Инженерная инфраструктура -

всего

110511,5

56714,1

-

-

56714,1



в том числе:







4.1

Водоснабжение

20240,0

11295,0

-

-

11295,0

-

4.2.

Канализация

29370,2

22065,6

-

-

8066,0

-

4.3

Электроснабжение

15000,0

4000,0

-

-

4000,0

-

4.4

Теплоснабжение

39680,0

17680,0

-

-

7960,0

-

4.5

Газоснабжение

1697,5

161,5

-

-

161,5

-

4.6.

Телефонизация

4524,0

1512,0

-

-

1512,0

-

5.

Инженерная подготовка

территории

10834,3

4199,9

-

-

4199,9

-

6.

Санитарно-защитные лесополосы

3655,8

1096,7

-

-

1096,7

-

7.

Организация зеленых насаждений

25767,9

7730,4

-

-

7730,4

-

8.

Прочие неучтенные затраты

133924,7

5671,4

-

-

5671,4

-


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.