Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Республики Таджикистан, Правительством Туркменистана и Правительством Республики Узбекистан о статусе Международного Фонда спасения Арала (МФСА) и его организаций".
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Проект
Закон Республики Казахстан О ратификации Соглашения между
Правительством Республики Казахстан, Правительством
Кыргызской Республики, Правительством Республики Таджикистан,
Правительством Туркменистана и Правительством Республики
Узбекистан о статусе Международного Фонда спасения
Арала (МФСА) и его организаций
Ратифицировать Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Республики Таджикистан, Правительством Туркменистана и Правительством Республики Узбекистан о статусе Международного Фонда спасения Арала (МФСА) и его организаций, утвержденное Решением глав государств Центральной Азии 9 апреля 1999 года в городе Ашхабаде.
Президент
Республики Казахстан
РЕШЕНИЕ Глав государств Центральной Азии об утверждении Положения о
Международном Фонде спасения Арала и Соглашения о статусе
МФСА и его организаций
Главы государств Центральной Азии решили:
1. Утвердить Положение, о Международном Фонде спасения Арала с учетом изменений и дополнений.
2. Утвердить Соглашение о статусе Международного Фонда спасения Арала и поручить Правительствам Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Туркменистана и Республики Узбекистан обеспечить выполнение Соглашения на территориях государств Центральной Азии.
Совершено в г. Ашгабате 9 апреля 1999 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр хранится в архиве Правительства Туркменистана которое направит государствам, подписавшим настоящее Положение, его заверенную копию.
За Республику Казахстан
За Кыргызскую Республику
За Республику Таджикистан
За Туркменистан
За Республику Узбекистан
УТВЕРЖДЕНО
Решением Глав государств
Центральной Азии
в г. Ашгабате 09 апреля 1999 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О Международном Фонде спасения Арала
I. Организационные основы Фонда
1.1. Международный Фонд спасения Арала, далее Фонд, создан в соответствии с решением Глав государств Центральной Азии, принятым 4 января 1993 года в г. Ташкенте и действует на основании настоящего Положения.
Основной задачей Фонда является финансирование и кредитование совместных практических действий и перспективных программ и проектов спасения Арала, экологического оздоровления Приаралья и бассейна Аральского моря в целом с учетом интересов всех государств региона.
1.2. Учредителями Фонда являются Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Туркменистан и Республика Узбекистан. В числе учредителей на равноправных началах могут быть иные государства, поддерживающие цели создания Фонда и принимающие участие в финансировании его проектов и программ.
Участниками Фонда могут являться международные организации и другие юридические и физические лица.
1.3. Постоянно действующим исполнительным органом Фонда является Исполнительный Комитет (Исполком).
Исполком является юридическим лицом со статусом международной организации, обладающей соответствующими иммунитетом и привилегиями.
Деятельность Исполкома организуется на основе принципиальной схемы управления, одобренной Решением Глав государств Центральной Азии от 28 февраля 1997 г. в г.Алматы, и Положения об Исполкоме Фонда, утверждаемого Президентом Фонда.
1.4. Фонд включает в себя:
Правление;
Ревизионную комиссию;
Исполнительный комитет с региональными проектами и агентствами, финансируемыми государствами-учредителями, странами-донорами и международными организациями через Исполком;
Филиалы и отделения Исполкома в государствах Центральной Азии;
Межгосударственную Координационную Водохозяйственную Комиссию (МКВК), ее Секретариат, Научно-информационный Центр, Бассейновые водохозяйственные объединения - БВО "Амударья" и БВО "Сырдарья";
Комиссию Устойчивого Развития, ее Секретариат, Научно-Информационный Центр.
Установить, что место расположения создаваемых региональных проектов и агентств, финансируемых государствами-учредителями, странами-донорами и международными организациями через Исполком, в установленном порядке определяется Президентом МФСА по согласованию с Главами государств-учредителей Фонда.
II. Формирование средств Фонда.
2.1. Фонд формируется за счет взносов государств - учредителей и участников. Учредители и участники Фонда, начиная с 1998 г., текущие взносы в Международный Фонд спасения Арала определяют от доходной части бюджета Республики Казахстан, Туркменистана, Республики Узбекистан в размере 0,3%, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан в размере 0,1% и перечисление производят в американских долларах по курсу к национальным валютам.
Фонд формируется также за счет:
- добровольных взносов предприятий, международных и отдельных зарубежных общественных и национальных организаций, юридических и физических лиц;
- средств, направленных на решение отдельных целевых программ;
- иных поступлений.
2.2. Не использованные в отчетном году средства Фонда переходят на следующий финансовый год, изъятию не подлежат. Отвлечение средств на цели, не предусмотренные настоящим Положением и не связанные с проблемами Арала, не допускается.
2.3. Имущество Фонда составляют основные и оборотные средства, отраженные в его балансе.
III. Основные направления деятельности Фонда.
3.1. Основными направлениями деятельности Фонда являются:
- финансирование и кредитование совместных межгосударственных экологических и научно-практических программ и проектов, направленных на спасение Аральского моря и оздоровление экологической обстановки в районах, подвергшихся влиянию Аральской катастрофы, а также решение общих социально-экологических проблем региона;
- финансирование совместных фундаментальных и прикладных исследований, научно-технических разработок по восстановлению экологического равновесия, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
- создание и обеспечение функционирования межгосударственной экологической системы мониторинга, банка данных и других систем о состоянии окружающей природной среды Аральского бассейна;
- мобилизация средств на проведение совместных мероприятий по охране воздушного бассейна, водных и земельных ресурсов, растительного и животного мира;
- финансирование совместных научно-технических проектов и разработок по управлению трансграничными внутренними водами;
- участие в реализации международных программ и проектов по спасению Арала и экологическому оздоровлению Аральского бассейна.
IV. Права Фонда
4.1. Для выполнения задач, определенных настоящим Положением, Фонд имеет право:
- в установленном порядке в государствах-учредителях и иных государствах создавать свои филиалы и представительства, в том числе с правом юридического лица, по всем направлениям деятельности, отвечающим целям и задачам Фонда;
- осуществлять кредитные и иные операции с ценными бумагами, выступать гарантом и размещать средства на депозитах банковских учреждений, приобретать в установленном порядке акции, облигации и другие ценные бумаги;
- осуществлять инвестиции в сферах, связанных с реализацией экологических программ и проектов;
- заключать от своего имени договоры, открывать соответствующие счета в учреждениях банка, совершать сделки и иные юридические акты.
V. Управление Фондом
5.1. Фонд направляет свои усилия на реализацию программ и решений по проблемам бассейна Аральского моря.
Государства-учредители образуют Правление Фонда, в состав которого делегируют по два своих представителя, соответственно, по одному в Правление Фонда и в Ревизионную комиссию Правления Фонда.
Правление возглавляется Президентом Фонда, избираемым из числа Глав государств-учредителей на срок, устанавливаемый Решением Совета Глав государств Центральной Азии.
Президент осуществляет руководство деятельностью Фонда, определяет его внешнеэкономическую и международную деятельность, вносит предложения по дополнениям и изменениям к Положению о Фонде, рассматривает и утверждает планы работы Фонда.
Президент Фонда создает Исполком Международного Фонда, утверждает Положение об Исполкоме и по согласованию с Главами государств Центральной Азии назначает Председателя Исполкома.
Исполком располагается в той стране, Глава которой является Президентом Фонда.
Правление Фонда проводит свои заседания не реже двух раз в год. Государства-учредители могут вносить предложения о проведении дополнительных заседаний Правления.
5.2. Исполком обеспечивает свою деятельность в соответствии с Положением об Исполкоме, Регламентом (порядком) работы Правления Фонда, подотчетен Президенту и Правлению Фонда.
Председатель Исполкома по согласованию с Президентом Фонда определяет порядок и размер заработной платы штатных сотрудников, условий контрактов по найму исполнителей проектов и программ в пределах сметы, утверждаемой Правлением.
Председатель Исполкома имеет право без доверенности представлять Фонд во всех государственных, международных и иных предприятиях и организациях, распоряжаться имуществом Фонда, увольнять и принимать на работу сотрудников.
VI. Учет и отчетность Фонда
6.1. Финансовый год устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года. По окончании каждого года составляется отчет и баланс Фонда, которые представляются на утверждение Правления Фонда.
6.2. Бухгалтерский учет и отчетность ведутся в порядке, установленном законодательством государства по месту пребывания Фонда.
6.3. Учредители Фонда имеют право свободного выхода, с возвратом их первоначального и других взносов в Фонд и прибыли за вычетом средств, затраченных на осуществление экологических программ и проектов, с уведомлением Правления Фонда за 6 месяцев до выхода.
Вопросы, требующие внесения изменений и дополнений в текст настоящего Положения, относятся к исключительной компетенции Правления Фонда.
Деятельность Фонда может быть прекращена по решению Глав государств-учредителей Фонда.
УТВЕРЖДЕНО
Решением Глав государств
Центральной Азии
в г. Ашгабате 09 апреля 1999 г.
СОГЛАШЕНИЕ
Между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Республики Таджикистан, Правительством Туркменистана и Правительством Республики Узбекистан о
Статусе Международного Фонда спасения Арала (МФСА) и его организаций
Правительство Республики Казахстан, Правительство Кыргызской Республики, Правительство Республики Таджикистан, Правительство Туркменистана и Правительство Республики Узбекистан, именуемые далее "Сторонами",
исходя из целей, указанных в пунктах а) и в) статьи 55 Устава Организации Объединенных Наций, требующих своего решения для народов, проживающих в экологически кризисном регионе бассейна Аральского моря;
принимая во внимание:
Соглашение между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан "О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников", подписанное в г. Алматы 18 февраля 1992 года;
Решение Глав государств Центральной Азии "О создании Международного Фонда спасения Арала", принятое в г. Ташкенте 4 января 1993 года;
Соглашение Глав государств Центральной Азии "О совместных действиях по решению проблемы Аральского моря и Приаралья, экологическому оздоровлению и обеспечению социально экономического развития Аральского моря", подписанное в г.Кзыл-Орде 26 марта 1993 г.;
Решение Глав государств Центральной Азии о реорганизации структуры Международного Фонда спасения Арала, подписанное в г. Алматы 28 февраля 1997 г.;
и признавая тот факт, что Главы государств Центральной Азии "Нукусской Декларацией", подписанной в г. Нукусе 20 сентября 1995 года, подтвердили готовность оказывать всемерную помощь и доверие организациям МФСА;
Объединив усилия для дальнейшего решения кризисных проблем в бассейне Аральского моря,
Стороны согласились о нижеследующем:
Глава I. СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА
СПАСЕНИЯ АРАЛА.
Статья 1
Международный Фонд спасения Арала, именуемый в дальнейшем "МФСА", включает в себя:
- Правление МФСА;
- Ревизионную комиссию;
- Исполнительный комитет МФСА (ИК МФСА);
- Филиалы Исполнительного комитета МФСА в государствах
Центральной Азии;
- Межгосударственную Координационную Водохозяйственную Комиссию (МКВК), Секретариат МКВК, Научно-Информационный Центр (НИЦ МКВК), Бассейновые Водохозяйственные организации - БВО "Амударья" и БВО "Сырдарья";
- Комиссию по устойчивому развитию (КУР), Секретариат, Научно-Информационный Центр при Институте пустынь Туркменистана (НИЦ КУР).
Глава 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС МФСА.
Статья 2
Организации МФСА являются юридическими лицами, имеют статус международных организаций и правомочны:
- заключать контракты, определять структуру и численность
сотрудников по согласованию с МФСА;
- быть истцами и ответчиками в суде;
- приобретать и распоряжаться имуществом, по согласованию с
МФСА, получать дотации, гранты, займы и субсидии на цели,
связанные с проблемами Арала и осуществлять свою деятельность
в соответствии с уставами и положениями.
Глава 3. ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МФСА.
Статья 3
Стороны принимают необходимые меры по защите помещений и имущества МФСА от преступных посягательств и нанесения ущерба.
Организации МФСА, их имущество в пределах территории Сторон освобождаются от всех прямых налогов. Все спонсорские выплаты Международных доноров и организаций освобождаются от налогов и сборов.
Статья 4
Организации МФСА по согласованию с МФСА могут создавать филиалы и представительства, открывать расчетные и валютные счета с целью выполнения функций, возложенных на них учредительными документами и соответствующими положениями. Они могут Переводить средства на счета в учреждениях банка, совершать сделки и иные юридические акты.
Организации МФСА могут перечислять средства с валютных счетов с целью покупки оборудования и материалов, а также выполнять другие функции по своей финансовой деятельности, которые не противоречат уставным документам, положениям и законодательствам Сторон.
Статья 5
Организации МФСА освобождаются от таможенных пошлин при ввозе и вывозе предметов, предназначенных для служебного пользования, не представляющих историческую, культурную ценность и не связанных с государственной тайной страны пребывания. Однако предполагается, что предметы, ввозимые согласно таким изъятиям, не будут продаваться в стране, в которую они ввезены, не иначе, как на условиях, выработанных с правительством этой страны.
Статья 6
Организации МФСА могут отправлять и получать корреспонденцию на условиях, не менее благоприятных, чем те, которыми пользуются правительственные организации страны пребывания.
Глава 4. ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ ПЕРСОНАЛА. Статья 7
Организации МФСА имеют право нанимать местных и иностранных специалистов, консультантов (экспертов) и определять условия и положения найма штата сотрудников (основной и вспомогательный персонал).
Работы по контрактам с международными организациями должны выполняться, в основном, силами местных организаций и специалистов. Иностранные эксперты привлекаются лишь в случае крайней необходимости. Штат и персоны, нанятый учреждением, будут находиться под руководством Председателя или Директора этого учреждения или их первых заместителей.
Работникам МФСА, выезжающим в служебные командировки:
а) выездные документы компетентные органы оформляют в порядке и сроки, установленные законодательством Сторон;
б) Стороны принимают надлежащие меры для сохранения пенсий и пособий социального обеспечения, приобретенных сотрудниками до поступления на работу в организации МФСА.
Статья 8
Члены Правления и Ревизионной комиссии МФСА, представители Сторон в ИК МФСА - члены ИК МФСА, а также, (руководители филиалов и их заместители) для обеспечения независимого выполнения ими своих функций пользуются следующим привилегиями и иммунитетами:
а) иммунитетом от личного ареста или задержания и от наложения
ареста на личный багаж, а также всякого рода судебно -
процессуальным иммунитетом в отношении всего сказанного,
написанного или совершенного ими в качестве должностных лиц;
б) неприкосновенностью всех бумаг и документов;
в) правом получать бумаги или корреспонденцию посредством
курьеров или вализы;
г) изъятием их и их супругов из ограничений по иммиграции,
регистрации иностранцев и государственной служебной
повинности в стране, в которой они временно пребывают или
через которую они проезжают при выполнении своих
обязанностей;
д) теми же льготами в отношении валютных ограничений и
ограничений обмена денег, какие предоставляются
представителям иностранных правительств, находящихся во
временных служебных командировках.
Статья 9
Организации МФСА имеют право осуществлять выплаты своим работникам (основному и вспомогательному персоналу) и экспертам в порядке и размерах, установленных сметами расходов и утвержденных сторонами;
Все виды выплат организациям МФСА персоналу и экспертам ведутся в порядке, установленном законодательством страны пребывания.
Статья 10
Каждая региональная организация определит категории должностных лиц, по отношению к которым должны применяться положения настоящей статьи.
Должностные липа региональных организаций:
- освобождаются, вместе с женами и родственниками, находящимися на их иждивении от ограничений по иммиграции и от регистрации иностранцев;
- пользуются теми же привилегиями в отношении обмена валюты, которые предоставляются должностным лицам соответствующего ранга, входящим в состав дипломатических миссий;
- имеют право ввезти беспошлинно свою мебель и имущество при первоначальном вступлении в должность в соответствующей стране;
- положение вышеуказанных пунктов не распространяется на граждан, являющихся гражданами страны-пребывания.
Статья 11
Должное лицам региональных организаций предоставляется право пользоваться удостоверениями личности согласованного Стронами образца.
Строны признают и принимают удостоверения личностей региональных организаций, как законные документы.
Заявления о выдаче виз, где таковые требуются, от должностных лиц региональных организаций, имеющих удостоверения личности региональной организации, рассматриваются в спешном порядке, когда эти заявления сопровождаются уведомлениями в том, что эти лица следуют по делам региональных организаций. Кроме того, таким лицам предоставляются льготы для быстрого передвижения.
Статья 12
Привилегии и иммунитеты Членам Правления, Ревизионной комиссии и ИК МФСА, (руководители филиалов и их заместители) предоставляются не для личной выгоды отдельных лиц, а для того, чтобы обеспечить независимое выполнение ими своих функций, связанной с работой в этих учреждениях. Поэтому, Стороны не только имеют право, но и обязаны отказываться от иммунитета своих представителей в каждом случае, когда иммунитет по их мнению препятствует отправлению правосудия и когда отказ от него не причиняет ущерба той цели, ради которой иммунитет был предоставлен.
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Статья 13
Все изменения к настоящему Соглашению вводятся по согласию Сторон.
Статья 14
Все споры и разногласия между организациями МФСА со Сторонами, возникающие в ходе реализации настоящего Соглашения, будут разрешаться путем переговоров и консультаций.
Статья 15
Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его утверждения Главами государств Центральной Азии, то есть с 09 апреля 1999 годa.
Каждая из Сторон вправе выйти из настоящего Соглашения путем письменного уведомления об этом депозитария не менее чем за шесть месяцев.
Настоящим удостоверяю, что прилагаемые тексты на 12-ти листах являются аутентичными копиями Положения о Международном Фонде спасения Арала и Соглашения о статусе Международного Фонда спасения Арала и его организаций, утвержденных Решением Глав государств Центральной Азии в г. Ашгабате 09 апреля 1999 года.
Подлинные экземпляры упомянутых документов хранятся в архиве Правительства Туркменистана.
Начальник
международно-правового отдела
МИД Туркменистана Я. Кочумов
Настоящим удостоверяю, что данные тексты являются заверенными копиями завереных копий Положения о Международном Фонде спасения Арала и Соглашения о статусе Международного Фонда спасения Aралa и его организаций, утвержденных Решением Глав государств Центральной Азии в Ашхабаде 9 апреля 1999 года.
Начальник управления
Международно-правового департамента
Министерства иностранных дел
Республики Казахстан Б. Пискорский