Об утверждении Правил проведения расследований, классификации и учета транспортных происшествий с судами, в том числе маломерными судами, на внутренних водных путях

Утративший силу

Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2011 года № 944. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 августа 2015 года № 622

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 10.08.2015 № 622 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Примечание РЦПИ!
      В соответствии с Законом РК от 29.09.2014 г. № 239-V ЗРК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления см. приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 358.

      В соответствии с подпунктом 20) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 6 июля 2004 года "О внутреннем водном транспорте" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила проведения расследований, классификации и учета транспортных происшествий с судами, в том числе маломерными судами, на внутренних водных путях.
      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов 

Утверждены         
постановлением Правительства
Республики Казахстан    
от 23 августа 2011 года № 944

Правила
проведения расследований, классификации и учета транспортных
происшествий с судами, в том числе маломерными судами,
на внутренних водных путях

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила проведения расследования, классификации и учета транспортных происшествий с судами, в том числе маломерными судами, на внутренних водных путях (далее - Правила) приняты в соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 июля 2004 года "О внутреннем водном транспорте".
      2. Правила определяют порядок проведения расследований, классификации и учета транспортных происшествий с судами, в том числе маломерными, подлежащими государственной регистрации в судовой книге, Государственном судовом реестре Республики Казахстан, или в реестре арендованных иностранных судов, которые осуществляют плавание по внутренним водным путям, в том числе в целях транзита, на основании международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан.
      3. Целью проведения расследований, классификации и учета транспортных происшествий с судами, в том числе маломерными судами, является установление обстоятельств, причин, последствий, оценка действий причастных лиц, принятие мер по их предотвращению, а также подготовка соответствующих рекомендаций по предупреждению аварийности.
      4. В Правилах используются следующие понятия:
      1) авария - транспортное происшествие, в результате которого произошла гибель, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо исчезновение людей с судна, а также полное конструктивное разрушение судна, затопление судна, повреждение судном другого судна, средств навигационного оборудования, объектов гидротехнических сооружений, приведшее к выводу их из эксплуатации, разливу нефти и нефтепродуктов;
      2) гидротехнические сооружения - шлюзы, плотины, мосты, портовые и водозаборные сооружения, волноломы, а также воздушные и подводные переходы (кабели, трубопроводы, линии телефонных и электропроводных передач, наплавные мосты) в пределах судового хода;
      3) судоходные качества - совокупность характеристик  судна, определяющих его поведение в эксплуатационных условиях плавания: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость;
      4) затопление судов - полное погружение корпуса в воду или полная утрата запасов плавучести в результате проникновения воды в корпус или опрокидывания;
      5) транспортное происшествие - событие с судном, приведшее его к бедствию и повлекшее утрату судоходных качеств, повреждение судном другого судна (судов), средств навигационного оборудования, объектов гидротехнических сооружений, потеря судном буксируемого объекта;
      6) эксплуатационное происшествие - транспортное происшествие, не относящееся к аварии.
      5. Органом расследования транспортного происшествия является территориальное подразделение Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (далее - территориальное подразделение Комитета).
      6. Расследование транспортного происшествия, произошедших с судами, осуществляется независимо от любого другого расследования, проводимого в рамках трудового законодательства, уголовного, административного или иного производства, и не препятствует любому другому расследованию.
      7. Территориальное подразделение Комитета незамедлительно сообщает в Комитет и транспортную прокуратуру следующие сведения о транспортном происшествии:
      1) фамилия, имя, отчество, контактные телефоны, лица (организации) сообщившего о транспортном происшествии;
      2) дата и время транспортного происшествия;
      3) регистрационный номер и тип судна, данные о судовладельце;
      4) координаты места транспортного происшествия;
      5) маршрут движения судна;
      6) фамилия, имя, отчество, контактные телефоны судоводителя и об иных лицах находившихся на судне;
      7) метеорологические условия погоды;
      8) наличие навигационных оборудования, объектов морской инфраструктуры;
      9) причины транспортного происшествия, наличие и характер повреждений судна, навигационных оборудования, объектов морской инфраструктуры, количество погибших, получивших телесные повреждения и исчезнувших людей с судна, загрязнение окружающей среды;
      10) другие сведения, позволяющие оценить транспортное происшествие и принять решение о необходимости привлечения технических средств для оказания помощи и ликвидации последствий.
      8. Транспортное происшествие, классифицируется как авария или эксплуатационное происшествие.
      9. В случае транспортного происшествия капитан судна, судоводитель, судовладелец, должностные лица гидротехнических сооружений, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности:
      1) в течение 24 часов сообщают о транспортном происшествии в территориальное подразделение Комитета и транспортную прокуратуру;
      2) в течение 48 часов с момента транспортного происшествия составляют Акт транспортного происшествия, и представляют один экземпляр в территориальное подразделение Комитета, на основании которого проводится регистрация транспортного происшествия.
      В Акте транспортного происшествия содержатся следующие сведения:
      1) дата и место транспортного происшествия, сведения о составителях (должность, фамилия, имя, отчество, а для свидетелей - адрес местожительства);
      2) основные данные о судне и гидротехническом сооружении (название, тип, мощность, грузоподъемность, габариты, вид грузов и другие);
      3) сведения об участниках транспортного происшествия (должность, возраст, специальное образование, общий стаж работы на водном транспорте, в командных должностях и занимаемой должности, рабочий диплом или свидетельство, дата их получения и кем выданы);
      4) гидрологическая характеристика участка, на котором произошло транспортное происшествие, состояние погоды, видимость, габариты судового хода и их соответствие объявленным, наличие навигационных знаков на штатных местах и их соответствие нормативным требованиям и другие;
      5) оценка действий перед транспортным происшествием и обстоятельств, имеющих отношение к нему;
      6) обстоятельства транспортного происшествия (подробное описание происшествия с указанием последовательности всех маневров, скорости хода, распоряжений, команд, сигналов и прочие);
      7) последующие действия судоводителя или экипажа, включая действия по ликвидации последствий транспортного происшествия, спасанию людей и груза;
      8) количество травмированных или погибших людей, их фамилии, имена, местожительство, год рождения;
      9) повреждение корпуса, механизмов, движителей, рулевых устройств, которые должны быть оформлены "Судовым техническим Актом" в произвольной форме;
      10) последствия повреждения (затопление отсеков, утрата или порча груза, загрязнение окружающей среды, возможность движения и прочие);
      11) дата и подписи составителей Акта транспортного происшествия.
      Акты транспортных происшествий с гидротехническими сооружениями оформляются с участием представителей их владельцев.
      При двух и более участниках транспортного происшествия Акт составляется ими совместно. При разногласиях участников транспортного происшествия о его причинах и последствиях Акты составляются раздельно.
      К Акту транспортного происшествия прилагаются следующие документы:
      1) выписка из судового журнала (вахтенного журнала) за время, включающее действия вахтенного начальника перед транспортным происшествием, в момент происшествия и после него за исключением маломерных судов;
      2) выписка из машинного и судового журналов, если их ведение предусмотрено на данном судне;
      3) объяснительные от всех причастных лиц и свидетельские показания, если они имеются;
      4) схема с обозначением места транспортного происшествия, а также последовательных расположений судна и другие;
      5) копия навигационной карты участка транспортного происшествия;
      6) другие документы и вещественные доказательства, имеющие отношение к транспортному происшествию (копии радиограмм, приказов, распоряжений, курсограмм, фотографии, тахограммы, Акты о тралении или промерах глубин, выхода из строя механизмов, устройств, журналы по инструктажу).
      Все прилагаемые документы к Акту транспортных происшествий заверяются подписью капитана судна, судоводителя, судовладельца и должностных лиц гидротехнических сооружений.
      Один экземпляр Акта транспортного происшествия с приложениями направляется в территориальное подразделение Комитета, по одному экземпляру Акта направляются участникам транспортного происшествия.
      10. Контроль за проведением расследования транспортного происшествия осуществляет руководитель территориального подразделения Комитета.

2. Порядок расследования транспортных происшествий

      11. Расследование транспортных происшествий не должно задерживать ликвидацию последствий транспортных происшествий и работ по восстановлению движения судов в районе плавания судов.
      12. Расследование, классификация и учет транспортных происшествий с судами, в том числе маломерными судами, на внутренних водных путях, проводится в течение тридцати календарных дней с момента регистрации транспортного происшествия в территориальном подразделении Комитета.
      13. При расследовании транспортного происшествия работник территориального подразделения по прибытию на место производит осмотр места происшествия, поврежденных судов и объектов.
      14. Работник территориального подразделения Комитета проводит письменный опрос участников и очевидцев транспортного происшествия, в ходе которого определяются:
      1) укомплектованность судна экипажем, соблюдение порядка несения вахт;
      2) наличие документов, подтверждающих право занятия должности, наличие удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета на маломерное судно, стаж плавания судоводителя маломерного судна;
      3) правильность и полнота отражения транспортного происшествия в вахтенном журнале;
      4) меры, принимавшиеся экипажем, судоводителем маломерного судна сразу после происшествия для оказания помощи людям и судам;
      5) режим работы двигателей и движителей до и после транспортного происшествия;
      6) показания контрольно-измерительных приборов;
      7) положение участвующих в транспортном происшествии судов относительно оси и границ судового хода;
      8) наличие сигнальных огней и их видимость.
      15. Работник территориального подразделения Комитета составляет схемы движения и положения судов до наступления транспортного происшествия, во время его и после его наступления, при этом устанавливает обстановку и степень влияния факторов, имеющих место при транспортном происшествии, а именно:
      метеорологические условия (дальность видимости, наличие ветра, дождя, тумана, волнения и других метеорологических факторов);
      наличие других судов в районе происшествия и их влияние на последствия транспортного происшествия.
      16. По всем вопросам, связанным с производством расследования транспортных происшествий на судах, территориальные подразделения Комитета взаимодействуют непосредственно с государственными органами, организациями, а также с лабораториями научных организаций, специальных экспертных комиссий в пределах их компетенции.
      17. Расследования транспортного происшествия продлевается по решению Комитета сроком не более тридцати календарных дней, в следующих случаях:
      1) непредвиденных обстоятельств (болезнь, командировка, и другие причины) возникших у лиц, имеющих отношение к транспортному происшествию;
      2) для проведения экспертизы, опытных работ или дополнительного выяснения обстоятельств транспортного происшествия, связанные с затоплением, гибелью судов;
      3) для предоставления документов, материалов и заключений государственных органов, организаций, а также с лабораторий научных организаций, экспертных комиссий в пределах их компетенции.
      18. Для обеспечения квалифицированного и достоверного установления причин транспортных происшествий с судами при их расследовании территориальное подразделение Комитета привлекают экспертов и специалистов организаций, а также с лабораторий научных организаций экспертных комиссий.
      19. Экспертная комиссия или отдельные эксперты по транспортным происшествиям назначаются руководителем территориального подразделения Комитета.
      При назначении экспертизы перед экспертной комиссией (экспертом) ставятся конкретные вопросы, подлежащие разрешению в ходе проведения экспертизы, предоставляются материалы.
      20. Экспертами назначаются лица, имеющие высшее или среднетехническое специальное образование и опыт практической работы не менее 5 лет (судоводители, судомеханики, электромеханики, электротехники, радиотехники, гидротехники, кораблестроители, эксплуатационники) и работники проектно-конструкторских организаций.
      Для участия в экспертизе могут приглашаться специалисты организаций, подведомственных Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, по согласованию с руководителями указанных организаций.
      21. При выполнении своих задач эксперты:
      знакомятся с материалами расследования транспортных происшествий, необходимыми для экспертного заключения;
      производят осмотры судов и их устройств, проверяют действие судовых механизмов, систем, устройств, приборов и другого оборудования.
      22. Эксперты указывают в заключении ответы на все поставленные перед экспертной комиссией вопросы. В случае невозможности подробного и полного ответа на поставленный вопрос эксперты представляют этому мотивированное объяснение.

3. Учет транспортных происшествий

      23. Транспортное происшествие регистрируется территориальным подразделением Комитета в Журнале регистрации транспортных происшествий.
      24. Журнал регистрации пронумеровывается, прошнуровывается и заверяется печатью территориального подразделения Комитета.

4. Порядок рассмотрения материалов расследования
транспортных происшествий

      25. По материалам расследования работник территориального подразделения Комитета, производивший расследование классифицирует транспортное происшествие и составляет мотивированное заключение.
      26. По итогам расследования территориальное подразделение Комитета составляет заключение о транспортном происшествии и направляет по одному экземпляру в Комитет и участникам непосредственно допустивших транспортное происшествие.
      27. В заключении содержатся следующие сведения:
      1) наименование судов, мощность, загрузка, способы учалки, направление движения;
      2) краткие сведения об участниках транспортного происшествия (фиксируется фамилия, имя, отчество, год рождения, должность и место работы, сведения об удостоверении на право управления маломерным судном, судовой билет на маломерное судно, стаж плавания);
      3) время и место транспортного происшествия, расположение навигационного оборудования или объектов и положение по отношению к ним судов;
      4) краткое описание обстоятельств транспортного происшествия и условий судоходства, при которых он произошел (характер движения, состояние пути, навигационной обстановки, погоды и видимости, действие и использование судовой сигнализации и радионавигационных приборов, соблюдение порядка несения вахтенной службы на судах или иных объектах, действия судоводителей и других лиц, причастных к транспортному происшествию);
      5) причины транспортного происшествия;
      6) последствия транспортного происшествия с описанием места, размеров и характера повреждений судов, плавучих объектов, повреждений береговых объектов или сооружений, причинение тяжких телесных повреждений, гибели, исчезновения людей с судна;
      7) технические средства, использованные для ликвидации последствий транспортного происшествия;
      8) перечень лиц, непосредственно допустивших транспортное происшествие или содействовавших его возникновению;
      9) рекомендации по устранению причин и условий, способствующих возникновению транспортных происшествий на судах.
      28. Комитет рассматривает заключение территориального подразделения Комитета и материалы по транспортному происшествию в течение тридцати календарных дней со дня их представления, после чего выносит решение.
      29. После получения заключения с целью определения технического состояния, условий для дальнейшей эксплуатации и/или ремонта, судовладелец и/или судоводитель предъявляют судно в Государственное учреждение "Регистр Судоходства", а маломерное судно в территориальное подразделение Комитета, к внеочередному техническому освидетельствованию.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.