О проекте Закона Республики Казахстан "Об энергоснабжении и повышении энергоэффективности"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 сентября 2011 года № 1024.

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНАВЛЯЕТ :

      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "Об энергоснабжении и повышении энергоэффективности".

Премьер-Министр


Республики Казахстан

К. Масимов


      Проект

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Об энергосбережении и повышении энергоэффективности

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области использования энергетических ресурсов и определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности физических и юридических лиц по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) свидетельство об аккредитации – официальный документ, выдаваемый уполномоченным органом в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, удостоверяющий компетентность юридических лиц осуществлять энергоаудит и (или) экспертизу энергосбережения и энергоэффективности;

      2) класс энергоэффективности здания, строения, сооружения – уровень экономичности энергопотребления здания, строения, сооружения, характеризующий его энергоэффективность на стадии эксплуатации;

      3) субъекты квазигосударственного сектора – государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилиированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

      4) субъекты Государственного энергетического реестра – индивидуальные предприниматели и юридические лица, потребляющие энергетические ресурсы в объеме эквивалентном 1500 и выше тонн условного топлива в год, а также государственные учреждения и субъекты квазигосударственного сектора;

      5) Государственный энергетический реестр – систематизированный свод информации о субъектах Государственного энергетического реестра;

      6) оператор Государственного энергетического реестра – организация, осуществляющая формирование и ведение Государственного энергетического реестра в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;

      7) термомодернизация – мероприятие по улучшению теплотехнических характеристик здания, строения и сооружения, приводящее к снижению в них потерь тепловой энергии;

      8) класс энергоэффективности электрического энергопотребляющего устройства – уровень экономичности энергопотребления электрического энергопотребляющего устройства, характеризующий его энергоэффективность на стадии эксплуатации;

      9) условное топливо – принятая при технико-экономических расчетах, регламентируемая в нормативах и стандартах единица, служащая для сопоставления тепловой ценности различных видов органического топлива;

      10) эффективное использование энергетических ресурсов – достижение технически возможного и экономически оправданного уровня использования энергетических ресурсов;

      11) энергетические ресурсы – совокупность природных и произведенных носителей энергии, запасенная энергия которых используется в настоящее время или может быть использована в перспективе в хозяйственной и иных видах деятельности, а также виды энергии (атомная, электрическая, химическая, электромагнитная, тепловая и другие виды энергии);

      12) энергоаудит (энергетический аудит) – сбор, обработка и анализ данных об использовании энергетических ресурсов в целях оценки возможности и потенциала энергосбережения и подготовки экспертного заключения, в том числе рекомендаций по эффективному использованию энергетических ресурсов;

      13) энергоменеджмент – комплекс административных действий, направленных на обеспечение рационального потребления энергетических ресурсов и повышение энергоэффективности объекта управления, включающий разработку и реализацию политики энергосбережения и повышения энергоэффективности, планов мероприятий, процедур и методик мониторинга, оценки энергопотребления и других действий, направленных на повышение энергоэффективности;

      14) показатели энергоэффективности – класс энергоэффективности, показатели, характеризующие уровни потребления энергетических ресурсов, приходящихся на единицу валового внутреннего продукта, валового регионального продукта, продукции, площади зданий, строений, сооружений;

      15) энергоэффективность (энергетическая эффективность) – характеристики, отражающие отношение полезного эффекта (результата), в том числе объема произведенной продукции, полученного от использования энергетических ресурсов, к затратам соответствующих ресурсов, обусловившим получение данного эффекта (результата);

      16) аккредитация в области энергосбережения и повышения энергоэффективности – процедура официального признания уполномоченным органом в области энергосбережения и повышения энергоэффективности компетентности юридических лиц осуществлять энергоаудит и (или) экспертизу энергосбережения и энергоэффективности;

      17) уполномоченный орган в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

      18) экспертиза энергосбережения и энергоэффективности – экспертиза, проводимая в целях оценки энергоэффективности архитектурно-строительных и технических решений, связанных с использованием энергетических ресурсов и оптимизацией затрат потребителей на энергообеспечение, при создании новых (реконструкции, капитальном ремонте) зданий, строений и сооружений;

      19) энергосбережение – реализация организационных, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов;

      20) энергосберегающее оборудование – оборудование, позволяющее повысить эффективность использования энергетических ресурсов;

      21) энергосберегающий материал – материал, позволяющий повысить эффективность использования энергетических ресурсов;

      22) оптимальный радиус электроснабжения – расстояние от энергоисточника до потребителя, в пределах которого технические потери электроэнергии в электрических сетях находятся в допустимых пределах (на нормативном уровне).

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности

      1. Законодательство Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Глава 2. Государственное регулирование в области
энергосбережения и повышения энергоэффективности Статья 3.Основные направления государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

      Основными направлениями государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергоэффективности являются:

      1) стимулирование энергосбережения и повышения энергоэффективности, включая использование энергосберегающих оборудований и материалов;

      2) организация учета производимых, передаваемых и потребляемых энергетических ресурсов;

      3) пропаганда экономических, экологических и социальных преимуществ эффективного использования энергетических ресурсов, повышения общественного образовательного уровня в этой области;

      4) осуществление мер государственного контроля за эффективным и рациональным использованием энергетических ресурсов;

      5) осуществление сбалансированной тарифной политики и ценообразования в области производства и потребления энергетических ресурсов с учетом государственных интересов по эффективному использованию энергетических ресурсов;

      6) введение ограничения по обороту продукции с низкой энергоэффективностью;

      7) введение требований по энергоэффективности для зданий, строений, сооружений и электрических энергопотребляющих устройств;

      8) привлечение к ответственности за несоблюдение законодательства в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан

      Правительство Республики Казахстан:

      1) разрабатывает и обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

      2) осуществляет координацию работ по энергосбережению и повышению энергоэффективности;

      3) осуществляет международное сотрудничество в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

      4) утверждает правила аккредитации в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

      5) утверждает нормативы энергопотребления, нормативные значения коэффициента мощности в электрических сетях индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;

      6) утверждает порядок формирования и ведения Государственного энергетического реестра;

      7) определяет оператора Государственного энергетического реестра;

      8) утверждает механизм оценки деятельности местных исполнительных органов по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности;

      9) устанавливает требования по энергоэффективности для зданий, строений, сооружений и их окон и прочего остекления;

      10) устанавливает требования по энергоэффективности для транспорта;

      11) устанавливает требования по энергоэффективности для электродвигателей;

      12) утверждает правила определения и пересмотра классов энергоэффективности зданий, строений, сооружений;

      13) утверждает порядок проведения энергоаудита и порядок проведения экспертизы энергосбережения и энергоэффективности;

      14) утверждает требования по энергосбережению и повышению энергоэффективности по предпроектным и (или) проектным документациям зданий, строений, сооружений;

      15) утверждает типовое соглашение в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

      16) утверждает отраслевую программу в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

      17) утверждает требования к форме и содержанию плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, разрабатываемого субъектом Государственного энергетического реестра по итогам энергоаудита;

      18) утверждает оптимальный радиус электроснабжения;

      19) определяет порядок деятельности учебных центров по переподготовке и повышению квалификации физических и юридических лиц, осуществляющих энергоаудит и (или) экспертизу энергосбережения и энергоэффективности, а также созданию, внедрению и организации системы энергоменеджмента;

      20) утверждает форму и сроки предоставления центральными исполнительными органами отчетов по реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

      21) осуществляет иные функции, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Статья 5. Компетенция уполномоченного органа

      Уполномоченный орган:

      1) реализует государственную политику в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

      2) осуществляет в пределах своей компетенции международное сотрудничество в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

      3) осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных органов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

      4) организует формирование и ведение Государственного энергетического реестра;

      5) осуществляет государственный контроль за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности;

      6) разрабатывает нормативные правовые акты в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

      7) разрабатывает и утверждает форму предписания об устранении нарушений в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

      8) разрабатывает отраслевую программу в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

      9) формирует и опубликовывает на своем интернет-ресурсе перечень субъектов Государственного энергетического реестра, не обеспечивших ежегодное снижение в сопоставимых условиях объема потребления энергетических ресурсов, воды до величин определенных по итогам энергоаудита, в том числе включающий государственные учреждения, не соблюдающие нормативы энергопотребления;

      10) организует и координирует проведение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических разработок в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

      11) создает постоянно действующую комиссию по аккредитации в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, утверждает ее состав и порядок деятельности;

      12) проводит аккредитацию и утверждает форму свидетельства об аккредитации в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

      13) в установленном им порядке ведет реестр юридических лиц, получивших свидетельство об аккредитации на проведение энергоаудита и (или) экспертизы энергосбережения и энергоэффективности;

      14) обеспечивает разработку оптимального радиуса электроснабжения;

      15) организует создание и функционирование учебных центров по переподготовке и повышению квалификации физических и юридических лиц, осуществляющих энергоаудит и (или) экспертизу энергосбережения и энергоэффективности, а также созданию, внедрению и организации системы энергоменеджмента;

      16) в установленном им порядке формирует перечень учебных центров по переподготовке и повышению квалификации физических и юридических лиц, осуществляющих энергоаудит и (или) экспертизу энергосбережения и энергоэффективности, а также созданию, внедрению и организации системы энергоменеджмента;

      17) запрашивает от центральных исполнительных органов отчеты по реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности по форме и в сроки установленные Правительством Республики Казахстан, осуществляет мониторинг и анализ этих отчетов;

      18) разрабатывает типовое соглашение в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

      19) разрабатывает и утверждает формы ведомственной статистической отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, ежегодные планы проверок в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном контроле и надзоре;

      20) представляет на утверждение в Правительство Республики Казахстан оператора Государственного энергетического реестра;

      21) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 6. Компетенция иных государственных органов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

      1. Центральные исполнительные органы в пределах своей компетенции реализуют государственную политику в области энергосбережения и повышения энергоэффективности и представляют отчеты по реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в уполномоченный орган по форме и в сроки, установленные Правительством Республики Казахстан.

      2. Уполномоченный государственный орган по делам архитектуры, градостроительства и строительства:

      1) обеспечивает включение требований по энергоэффективности в архитектурно-строительную и иную проектную (проектно-сметную) документацию, разрабатываемую и утверждаемую в целях реконструкции, строительства зданий, строений, сооружений;

      2) обеспечивает разработку и утверждение предпроектной и проектно-сметной документации типовых многоквартирных домов, с учетом термомодернизации;

      3) осуществляет иные функции, предусмотренные иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      3. Уполномоченный государственный орган в области технического регулирования:

      1) осуществляет государственный контроль за обозначением класса и характеристик энергоэффективности в технической документации и на этикетке электрических энергопотребляющих устройств в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза;

      2) осуществляет иные функции, предусмотренные иными законами, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      4. Местные исполнительные органы областей:

      1) обеспечивают включение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в программу развития соответствующей территории;

      2) реализуют в пределах своей компетенции государственную политику в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

      3) осуществляют в пределах своей компетенции мониторинг за соблюдением нормативов энергопотребления государственными учреждениями;

      4) осуществляют иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      5. Местные исполнительные органы города республиканского значения, столицы:

      1) обеспечивают включение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в программу развития соответствующей территории;

      2) реализуют в пределах своей компетенции государственную политику в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

      3) в пределах своей компетенции осуществляют мониторинг за соблюдением нормативов энергопотребления государственными учреждениями, организуют проведение энергоаудита, термомодернизации государственных учреждений, закуп и установку приборов учета энергетических ресурсов и автоматических систем регулирования теплопотребления для государственных учреждений, а также обеспечивают модернизацию паркового и уличного освещения с учетом использования энергосберегающих ламп;

      4) организуют утилизацию ртуть содержащих энергосберегающих ламп населения;

      5) осуществляют иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      6. Местные исполнительные органы районов (городов областного значения):

      1) обеспечивают включение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в программу развития соответствующего района (города областного значения);

      2) реализуют в пределах своей компетенции государственную политику в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

      3) в пределах своей компетенции осуществляют мониторинг за соблюдением нормативов энергопотребления государственными учреждениями, организуют проведение энергоаудита, термомодернизации государственных учреждений, закуп и установку приборов учета энергетических ресурсов и автоматических систем регулирования теплопотребления для государственных учреждений, а также обеспечивают модернизацию паркового и уличного освещения с учетом использования энергосберегающих ламп;

      4) организуют утилизацию ртуть содержащих энергосберегающих ламп населения;

      5) осуществляют иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 7. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности

      1. Государственный контроль осуществляется за:

      1) достоверностью предоставляемой в Государственный энергетический реестр информации;

      2) исполнением требований по энергоэффективности зданий, строений и сооружений, кроме объектов указанных в пункте 3 статьи 11 настоящего Закона;

      3) соблюдением нормативов энергопотребления и нормативных значений коэффициента мощности в электрических сетях индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;

      4) проведением энергоаудита и экспертизы энергосбережения и энергоэффективности, также соблюдением требований, предъявляемых к учебным центрам по переподготовке и повышению квалификации физических и юридических лиц, осуществляющих энергоаудит и (или) экспертизу энергосбережения и энергоэффективности, а также созданию, внедрению и организации системы энергоменеджмента;

      5) соблюдением иных требований, установленных настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

      2. Государственный контроль осуществляется в форме проверки и иных формах.

      Виды, основания, сроки и порядок проведения проверок устанавливаются в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан".

      3. Должностные лица уполномоченного органа выдают предписание об устранении нарушения требований, установленных настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан".

      Предписания, выданные должностными лицами уполномоченного органа, обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами на территории Республики Казахстан и исполняются в срок, предусмотренный решениями (предписаниями), но не позднее тридцати дней со дня их получения.

Глава 3. Общие требования в области энергосбережения
и повышения энергоэффективности Статья 8. Использование энергосберегающего оборудования и материалов, ограничения и расчет по поставке энергетических ресурсов

      1. В проектах строительства объектов, потребляющих энергетические ресурсы, предусматривается обязательное использование энергосберегающих материалов, установка приборов учета энергетических ресурсов, автоматизированных систем регулирования теплопотребления.

      В проектах многоквартирных жилых домов предусматриваются обязательное использование энергосберегающих материалов, установка общедомовых приборов учета тепловой энергии и поквартирных приборов учета электрической энергии, холодной и горячей воды, газа, а также приборов – регуляторов в отопительных системах, автоматизированных систем регулирования теплопотребления.

      2. Не допускается поставка тепловой и электрической энергии, газа и воды в возведенные новые объекты, не оснащенные соответствующими приборами учета и автоматизированными системами регулирования теплопотребления.

      Требование настоящего пункта в части автоматизированных систем регулирования теплопотребления не распространяется на объекты, не подключенные к системе централизованного теплоснабжения, и на индивидуальные жилые дома.

      3. Не допускается поставка тепловой и электрической энергии, газа в существующие объекты, не оснащенные соответствующими приборами учета, за исключением периода ремонта приборов учета.

      Требование настоящего пункта в части запрета поставок тепловой энергии не распространяется на объекты, не подключенные к системе централизованного теплоснабжения, и жилые дома.

      4. Потребители производят оплату за потребленную тепловую энергию по тарифам, дифференцированным в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета тепловой энергии, утвержденным в соответствии с законодательством о естественных монополиях и регулируемых рынках.

Статья 9. Государственный энергетический реестр

      1. Информация, вносимая в Государственный энергетический реестр, включает:

      1) наименование, адрес и основные виды деятельности субъектов Государственного энергетического реестра;

      2) объемы добычи, производства, потребления, передачи и потерь энергетических ресурсов и воды в натуральном и денежном выражении за один календарный год;

      3) план мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, разрабатываемый субъектом Государственного энергетического реестра по итогам энергоаудита, а также дополнения и (или) изменения, вносимые в данный план мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности;

      4) результаты исполнения плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, разрабатываемого субъектом Государственного энергетического реестра по итогам энергоаудита, за отчетный период;

      5) фактические энергопотребление на единицу продукции и (или) расход энергетических ресурсов на отопление на единицу площади зданий, строений, сооружений;

      6) копию экспертного заключения по энергоаудиту;

      7) информацию об оснащенности приборами учета энергетических ресурсов.

      2. Информация, указанная в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется субъектами Государственного энергетического реестра, за исключением подпунктов 3), 4), 6) для государственных учреждений, оператору Государственного энергетического реестра на бумажном и электронном носителе ежегодно в обязательном порядке не позднее 1 марта текущего года.

      3. На основе данных Государственного энергетического реестра и государственных органов уполномоченный орган обеспечивает анализ и прогнозирование энергоемкости внутреннего валового продукта и эффективности использования энергетических ресурсов в Республике Казахстан.

Статья 10. Энергоменеджмент

      1. Субъекты Государственного энергетического реестра, потребляющие энергетические ресурсы в объеме эквивалентном 1500 и выше тонн условного топлива в год, обязаны создать, внедрить и организовать систему энергоменеджмента в соответствие с требованиями международного стандарта по энергоменеджменту.

      2. Контроль за созданием, внедрением и организацией системы энергоменеджмента возлагается на первых руководителей субъектов Государственного энергетического реестра, потребляющих энергетические ресурсы в объеме эквивалентном 1500 и выше тонн условного топлива в год.

Статья 11. Обеспечение энергоэффективности зданий, строений, сооружений

      1. Проектируемые и строящиеся (реконструируемые, капитально ремонтируемые) здания, строения, сооружения должны соответствовать требованиям по энергоэффективности, установленным настоящим Законом и Правительством Республики Казахстан.

      2. Требования по энергоэффективности зданий, строений, сооружений должны включать в себя:

      1) показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;

      2) требования к влияющим на энергоэффективности зданий, строений, сооружений архитектурным, объемно-планировочным, технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;

      3) требования к используемому в зданиях, строениях, сооружениях инженерному и технологическому оборудованию;

      4) требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве (реконструкции, капитальном ремонте) зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный (необоснованный) расход энергетических ресурсов.

      Выполнение требований по энергоэффективности при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений возлагается на застройщика.

      3. Требования по энергоэффективности не распространяются на следующие здания, строения, сооружения:

      1) здания, строения, сооружения, которые отнесены к объектам историко-культурного наследия;

      2) временные строения хозяйственного либо иного подсобного назначения, срок службы которых составляет не более 2 лет;

      3) индивидуальные жилые дома, дачные и садовые дома;

      4) отдельно стоящие здания, строения, сооружения общей площадью менее пятидесяти квадратных метров;

      5) культовые здания, строения и сооружения;

      6) отдельно стоящие неотапливаемые здания, строения и сооружения.

      4. Требуемый класс энергоэффективности указывается в задании заказчика на разработку проекта строительства (реконструкции, капитального ремонта) и указывается в техническом паспорте построенного и введенного в эксплуатацию объекта при регистрации прав на недвижимое имущество после ввода завершенного строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом) объекта в эксплуатацию.

      5. Класс энергоэффективности существующих зданий, строений, сооружений и его пересмотр устанавливается в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, по итогам проведения энергоаудита и указывается в техническом паспорте здания, строения, сооружения. Заверенные результаты энергоаудита прикладываются к техническому паспорту зданий, строений, сооружений.

Статья 12. Электрические энергопотребляющие устройства

      1. В технической документации и на этикетке электрических энергопотребляющих устройств, реализуемых на территории Республики Казахстан, должна содержаться информация о классе и характеристиках их энергоэффективности.

      2. Перечень электрических энергопотребляющих устройств, на которые распространяются требования пункта 1 настоящей статьи, устанавливается техническим регламентом Таможенного союза.

      3. Определение класса и характеристик энергоэффективности производится в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза и осуществляется производителем (импортером).

      4. Производители (импортеры), начиная с вступления в силу технического регламента Таможенного союза, обязаны указывать класс и характеристики энергоэффективности в технической документации и на этикетке электрических энергопотребляющих устройств в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза.

Статья 13. Ограничения по производству, обороту и использованию продукции

      1. Не допускаются продажа и производство электрических ламп накаливания мощностью 25 Вт и выше, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.

      2. Не допускаются осуществление закупок электрических ламп накаливания мощностью 25 Вт и выше, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения для государственных учреждений и субъектов квазигосударственного сектора.

      3. Не допускаются производство и использование в строящихся (реконструируемых, капитально ремонтируемых) зданиях, строениях, сооружениях технологий и материалов, не соответствующих требованиям по энергоэффективности, установленным Правительством Республики Казахстан.

      4. Не допускается продажа и производство электрических энергопотребляющих устройств, не содержащих информацию о классе и характеристиках их энергоэффективности согласно техническому регламенту Таможенного союза.

      5. В новых вводимых объектах и при замене счетчика электрической энергии в существующих объектах запрещаются к использованию счетчики электрической энергии, не предназначенные для дифференцированного учета и контроля расхода электроэнергии по времени суток.

      6. Не допускаются к использованию в целях коммерческого учета счетчики электрической энергии с классом точности 2,5.

Статья 14. Ограничения при проектировании и строительстве линий электропередачи

      1. Не допускаются проектирование и строительство линий электропередачи к потребителям, находящимся вне оптимального радиуса электроснабжения.

      2. Для потребителей, находящихся вне оптимального радиуса электроснабжения, местными исполнительными органами областей совместно с уполномоченным органом определяется его альтернативное электроснабжение с учетом вовлечения в энергобаланс возобновляемых источников энергии.

      3. Местные исполнительные органы областей определяют структуру и параметры источников генерации для потребителей вне оптимального радиуса электроснабжения с учетом технико-экономического расчета.

Глава 4. Мероприятия, направленные на обеспечение
энергосбережения и повышения энергоэффективности Статья 15. Аккредитация в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

      1. Энергоаудит и экспертиза энергосбережения и энергоэффективности относятся к аккредитуемым видам деятельности в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

      2. Аккредитация в области энергосбережения и энергоэффективности осуществляется в соответствии с правилами, установленными Правительством Республики Казахстан.

      3. Для рассмотрения документов юридических лиц об аккредитации и принятия решения по ним создается постоянно действующая комиссия по аккредитации в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, состав и порядок деятельность которой определяются руководителем уполномоченного органа.

      Рассмотрение документов об аккредитации осуществляется комиссией в течение тридцати рабочих дней, исчисляемых с момента их поступления в уполномоченный орган.

      В случае принятия положительного решения уполномоченным органом заявителю выдается свидетельство об аккредитации.

      При отказе в аккредитации заявителю в течение пяти рабочих дней направляется мотивированный письменный ответ с указанием причин такого отказа.

      Основанием для отказа в аккредитации является:

      1) наличие в представленных документах искаженной и (или) недостоверной информации;

      2) несоответствие представленной информации требованиям, предъявляемым для осуществления деятельности по энергоаудиту и (или) экспертизе энергосбережения и энергоэффективности;

      3) наличие решения суда о запрете на занятие деятельности по заявленному виду.

      4. Свидетельство об аккредитации, выданное уполномоченным органом, действительно на всей территории Республики Казахстан и имеет срок действия пять лет.

      Срок действия свидетельства об аккредитации исчисляется с момента принятия решения об аккредитации.

      5. Лишение свидетельства об аккредитации осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.

      6. Основаниями прекращения действия свидетельства об аккредитации, не связанными с нарушением требований законодательства об энергосбережении и повышении энергоэффективности, являются:

      1) письменное обращение аккредитованного субъекта;

      2) ликвидация или банкротство аккредитованного субъекта.

      7. Требования, предъявляемые для осуществления энергоаудита, которым должны соответствовать юридические лица, включают наличие:

      1) у руководителя юридического лица высшего технического образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет;

      2) в штате не менее трех инженерно-технических работников, имеющих высшее техническое образование и стажа работы по специальности не менее пяти лет, а также обучившихся энергоаудиту;

      3) на праве собственности и (или) аренды измерительного оборудования, по перечню определенному Правительством Республики Казахстан;

      4) на праве собственности и (или) аренды офисного помещения;

      5) на праве собственности оргтехники и электронной техники для проверки расчетов, составления и оформления экспертных заключений.

      8. Требования, предъявляемые для осуществления экспертизы энергосбережения и энергоэффективности, которым должны соответствовать юридические лица, включают наличие:

      1) у руководителя юридического лица высшего технического образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет;

      2) в штате не менее двух инженерно-технических работников, имеющих высшее техническое образование и стажа работы по специальности не менее пяти лет, а также обучившихся экспертизе энергосбережения и энергоэффективности;

      3) на праве собственности оргтехники и электронной техники для проверки расчетов, составления и оформления экспертных заключений;

      4) на праве собственности и (или) аренды офисного помещения.

Статья 16. Экспертиза энергосбережения и энергоэффективности

      1. Обязательной экспертизе энергосбережения и энергоэффективности подлежат предпроектная и проектная документация строительства новых или расширения (капитальный ремонт, реконструкция) существующих зданий, строений и сооружений с размером потребления энергетических ресурсов в объеме эквивалентном 500 и выше тонн условного топлива за один календарный год.

      По предпроектной и проектно-сметной документации на строительство объектов, не обеспеченных наличием действующих государственных или межгосударственных нормативов, разработанных по специальным техническим условиям (особым нормам), заменяющим отсутствующие нормативы, проведение экспертизы энергосбережения и энергоэффективности обязательно.

      По подлежащей государственной экспертизе проектам (предпроектной и проектно-сметной документации) на строительство объектов, выполненным в соответствии с действующими в Республике Казахстан государственными или межгосударственными нормативными требованиями к энергосбережению и повышению энергоэффективности, совокупное годовое потребление энергетических ресурсов которых эквивалентно менее 500 тонн условного топлива за один календарный год, обязательная экспертиза энергосбережения и энергоэффективности не проводится.

      2. Основной задачей экспертизы энергосбережения и энергоэффективности является установление соответствия предпроектной и проектной документации на строительство зданий, строений и сооружений нормативным и нормативно правовым актам, действующим в области энергосбережении и повышении энергоэффективности Республики Казахстан.

      3. Правом проведения экспертизы энергосбережения и энергоэффективности обладают юридические лица, получившие свидетельство об аккредитации по данному виду деятельности.

      4. Физические и юридические лица, являющиеся разработчиками предпроектной и (или) проектной документаций (отдельных его частей или разделов), не могут проводить экспертизу энергосбережения и энергоэффективности этих предпроектных и проектных документаций в качестве экспертов.

      5. Экспертиза энергоэффективности и энергосбережения осуществляется за счет средств обратившегося лица (заказчика) на основании договора, заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      6. По результатам проведенной обязательной экспертизы энергоэффективности и энергосбережения составляется экспертное заключение.

      Экспертное заключение выдается на фирменном бланке юридического лица, осуществлявшего экспертизу энергоэффективности и энергосбережения.

      7. Проекты, в которые вносятся изменения, оказывающие влияние на утвержденные основные технико-экономические показатели в части энергоэффективности и энергосбережения, подлежат повторной экспертизе в порядке, установленном для вновь разрабатываемых проектов.

      8. Предпроектная и (или) проектная документация зданий, строений и сооружений, подлежащая обязательной экспертизе энергосбережения и энергоэффективности, должна содержать раздел по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

      9. Утверждение проектов без положительного заключения обязательной экспертизы энергосбережения и энергоэффективности и запрещается.

      10. Проектная документация, установленная пунктом 1 настоящей статьи, по которой по истечении трех лет после проведения экспертизы не начато строительство или расширение (капитальный ремонт, реконструкция) действующих зданий, строений, сооружений, оборудований с размером потребления энергетических ресурсов эквивалентном 500 и выше тонн условного топлива за один календарный год, используется для реализации только после проведения повторной экспертизы энергосбережения и энергоэффективности.

Статья 17. Проведение энергоаудита

      1. Правом проведения энергоаудита обладают юридические лица, получившие свидетельство об аккредитации по данному виду деятельности.

      2. Энергоаудит осуществляется за счет средств обратившегося лица (заказчика) на основании договора, заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      3. По результатам энергоаудита составляется экспертное заключение по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

      Заключение выдается на фирменном бланке юридического лица, осуществлявшего энергоаудит.

      4. Субъекты Государственного энергетического реестра, за исключением государственных учреждений, проходят обязательный энергоаудит не реже одного раза каждые пять лет.

      5. Субъекты Государственного энергетического реестра, за исключением

      государственных учреждений, обязаны в течение трех лет со дня введения в

      действие настоящего Закона получить экспертное заключение по результатам проведения энергоаудита.

Глава 5. Государственная поддержка в области энергосбережения и
повышения энергоэффективности Статья 18.Направления государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

      Государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергоэффективности осуществляется по следующим направлениям:

      1) стимулирование использования энергосберегающего оборудования;

      2) содействие в осуществлении образовательной деятельности и информационной поддержки мероприятий в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

      3) реализация комплексного плана повышения энергоэффективности;

      4) проведение научно-исследовательских работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе финансирование разработки и развития методической и нормативной правовой базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

      5) утилизация ртуть содержащих энергосберегающих ламп населения;

      6) создание учебных центров по переподготовке и повышению квалификации физических и юридических лиц, осуществляющих энергоаудит и (или) экспертизу энергосбережения и энергоэффективности, а также созданию, внедрению и организации системы энергоменеджмента;

      7) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о жилищных отношениях оказание помощи собственникам жилых домов, жилых помещений (квартир) на оплату мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

Статья 19. Соглашение в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

      1. Соглашение в области энергосбережения и повышения энергоэффективности заключается на добровольной основе между уполномоченным органом, местным исполнительным органом области (города республиканского значения либо столицы) и субъектом Государственного энергетического реестра, потребляющим энергетические ресурсы в объеме 100 000 и выше тонн условного топлива в год (далее - Соглашение).

      2. Основанием заключения Соглашения является заявление субъекта Государственного энергетического реестра, потребляющего энергетические ресурсы в объеме 100 000 и выше тонн условного топлива в год, в местный исполнительный орган областей, города республиканского значения, столицы.

      Предметом Соглашения является принятие субъектом Государственного энергетического реестра обязательств по снижению им потребления энергетических ресурсов за счет увеличения эффективности их использования. Соглашение заключается на срок не менее трех лет.

      3. Подпункт 2) пункта 2 статьи 22 не распространяется насубъектов Государственного энергетического реестра, заключивших Соглашение.

      4. Действие Соглашения может быть досрочно прекращено:

      1) по соглашению сторон;

      2) в одностороннем порядке.

      5. В случаях, не предусмотренных законодательством в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, прекращение Соглашения осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Статья 20. Информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности

      Информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности осуществляется центральными и местными государственными органами и субъектами квазигосударственного сектора регулярно путем:

      1) обсуждения программ энергосбережения, пропаганды эффективного использования энергетических ресурсов;

      2) координации работ по созданию демонстрационных проектов высокой энергоэффективности;

      3) содействия в организации выставок энергосберегающих материалов и оборудования.

Глава 6. Права и обязанности
субъектов отношений в области энергосбережения
и повышения энергоэффективности Статья 21. Права и обязанности оператора государственного энергетического реестра

      1. Оператор Государственного энергетического реестра вправе:

      1) запрашивать и получать информацию, необходимую для формирования и ведения Государственного энергетического реестра от субъектов Государственного энергетического реестра и физических и юридических лиц, осуществлявших энергоаудит и (или) экспертизу энергосбережения и энергоэффективности;

      2) вносить в уполномоченный орган предложения по формированию Государственного энергетического реестра;

      3) осуществлять иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан.

      2. Оператор Государственного энергетического реестра обязан:

      1) соблюдать порядок формирования и ведения Государственного энергетического реестра и передавать в уполномоченный орган информацию о субъектах Государственного энергетического реестра, уклоняющихся от предоставления информации или предоставляющих недостоверную информацию;

      2) проводить оценку и анализ эффективности мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, осуществляемых субъектами Государственного энергетического реестра и предоставлять информацию уполномоченному органу;

      3) выполнять иные обязанности, предусмотренные законами Республики Казахстан.

Статья 22. Права и обязанности иных субъектов отношений в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

      1. Иные субъекты отношений в области энергосбережения и повышения энергоэффективности вправе:

      1) вносить в государственные органы предложения по обеспечению энергосбережения и повышения энергоэффективности;

      2) получать информацию от уполномоченного органа по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности;

      2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

      1) соблюдать нормативные значения коэффициента мощности в электрических сетях;

      2) не превышать нормативы энергопотребления;

      3) при осуществлении производства и передачи энергетических ресурсов, воды не допускать их прямых потерь, вызванных неисправностью оборудования, арматуры, трубопроводов, их теплоизоляции и несоблюдением режима работы энергопотребляющего оборудования.

      3. Субъекты Государственного энергетического реестра обязаны предоставлять сведения, установленные статьей 9 настоящего Закона и, за исключением государственных учреждений, обеспечивать ежегодное снижение в сопоставимых условиях объема потребленных ими энергетических ресурсов и воды до величин, определенных по итогам энергоаудита, в течение 5 лет после прохождения энергоаудита.

      4. Юридические лица, получившие свидетельство об аккредитации на проведение энергоаудита и (или) экспертизы энергосбережения и энергоэффективности, обязаны:

      1) соблюдать порядок проведения энергоаудита и порядок экспертизы энергосбережения и энергоэффективности;

      2) своевременно исполнять предписания уполномоченного органа по устранению допущенных нарушений при осуществлении энергоаудита и (или) экспертизы энергосбережения и энергоэффективности;

      3) по итогам полугодия, не позднее 15 июля и 15 января направлять в уполномоченный орган заверенные копии всех выданных за отчетный период экспертных заключений по энергоаудиту и экспертизе энергосбережения и энергоэффективности.

      5. Учебные центры по переподготовке и повышению квалификации физических и юридических лиц, осуществляющих энергоаудит и (или) экспертизу энергосбережения и энергоэффективности, а также созданию, внедрению и организации системы энергоменеджмента обязаны выполнять требования, установленные Правительством Республики Казахстан.

      6. Физические и юридические лица обязаны при проектировании электрических сетей соблюдать оптимальный радиус электроснабжения потребителей от энергоисточника.

Глава 7. Заключительные положения Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности

      Нарушение законодательства Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 24. Обжалование действий (бездействия) должностного лица уполномоченного органа

      Физические и юридические лица вправе обжаловать действия (бездействие) должностного лица уполномоченного органа, если его действия (бездействие) нарушают их права и законные интересы.

Статья 25. Порядок введения в действие настоящего Закона

      1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования, за исключением:

      подпункта 9) статьи 5, который вводится в действие с 1 января 2013 года;

      пункта 2 статьи 8, который вводятся в действие с 1 января 2013 года;

      пункта 3 статьи 8, который вводятся в действие с 1 января 2014 года;

      пункта 4 статьи 8, который вводится в действие с 1 июля 2012 года;

      статьи 9, которая вводится в действие с 1 января 2013 года;

      пункта 1 статьи 13, который вводится в действие для электрических ламп накаливания мощностью 100 Вт и выше с 1 июля 2012 года, мощностью 75 Вт и выше с 1 января 2013 года, мощностью 25 Вт и выше с 1 января 2014 года;

      пункта 6, статьи 13, который вводится в действие с 1 января 2014 года;

      пунктов 1 и 9, статьи 16, которые вводятся в действие с 1 января 2013 года;

      пункта 1, статьи 10, который вводится в действие с 1 января 2014 года;

      пункта 3, статьи 22, который вводится в действие с 1 января 2013 года.

      2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от

      25 декабря 1997 года "Об энергосбережении" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 24, ст. 343; 2004 г., № 23, ст. 142; 2006 г.,№ 1, ст. 5, 2009 г., № 13-14, ст. 62, 2010г., № 5, ст. 23; 2011г., № 1, ст. 2).

Президент


Республики Казахстан



Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.