Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 17.10.2023 № 916 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии со статьей 19 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" и в целях обеспечения комплексного развития города Шымкент Южно-Казахстанской области Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый проект генерального плана города Шымкент Южно-Казахстанской области, одобренный Шымкентским городским и Южно-Казахстанским областным маслихатами.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 22 апреля 2004 года № 446 "О Генеральном плане города Шымкента".
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр | |
Республики Казахстан | К. Масимов |
Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 сентября 2012 года № 1134 |
Генеральный план города Шымкент Южно-Казахстанской области
Основные цели:
Генеральный план определяет основные направления территориального развития города и архитектурно-планировочной организации территории, направленной на создание благоприятной среды обитания и жизнедеятельности человека.
Основные задачи разработки Генерального плана:
1) определение основных направлений, масштабов и темпов социально-экономического и градостроительного развития города Шымкент;
2) определение долгосрочной перспективы территориального развития города и формирования его архитектурно-планировочной организации;
3) определение территорий, подлежащих включению в проектные границы города (преимущественного отчуждения и приобретения земель) на расчетный срок, резервных территорий развития города на прогнозный отдаленный период;
4) формирование функционально-градостроительного зонирования территории и определение регламентов их использования;
5) определение территорий, предусмотренных под застройку жилую, общественную и промышленно-производственную застройку, организацию рекреационной зоны, включающей зеленые насаждения общего пользования, лесопарки и другие незастроенные территории;
6) принципиальные решения по организации системы обслуживания и размещению объектов общегородского назначения;
7) организация транспортного обслуживания, развитие инженерной инфраструктуры и инженерной защиты территории;
8) проведение градостроительных мероприятий по улучшению экологической обстановки, защите территорий от опасных природных и техногенных явлений и процессов.
В Генеральном плане города приняты следующие проектные периоды:
1) исходный год на 1 января 2011 года
2) первая очередь 2015 год
3) расчетный срок 2025 год
1. Социально-экономические предпосылки градостроительного
развития города
Стратегия социально-экономической политики направлена на развитие города путем диверсификации и модернизации отраслей производственной сферы с максимальным использованием природно-сырьевых ресурсов.
В перспективе город Шымкент рассматривается как – крупный производственно-инновационный и транспортно-логистический, образовательный и научный, культурный и туристический центр.
Город Шымкент будет развиваться как центр крупной агломерации, включающей развитие близлежащих городов и сельских населенных пунктов, а с вводом скоростных автомагистралей будут значительно активизироваться связи с крупными городами Тараз, Туркестан, Ташкент.
Реализация индустриально-инновационной политики предполагает комплексное развитие всех отраслей экономики посредством освоения новых технологий, перехода на международные стандарты качества и выхода на новые рынки сбыта.
Для дальнейшего поступательного развития производственного потенциала города Шымкент, укрепления его конкурентных позиций, в Генеральном плане предусматривается создание ряда кластерных производств в обрабатывающей промышленности на базе существующих крупных и средних промышленных предприятий.
В качестве сервисного центра южного региона Шымкент может позиционировать себя как:
1) центр региональной дистрибуции, что предполагает создание в городе крупных товарно-логистических узлов, ориентированных на Центрально-Азиатский рынок и предоставление выгодных условий мировым товаропроизводителям для реализации своей продукции в регионе;
2) транзитно-логистический центр, что означает создание в городе удобных и выгодных условий для транзита грузов и пассажиров между Европой, Китаем, Ближним Востоком и Средней Азией с формированием транспортно-логистических узлов;
3) региональный финансовый центр, ориентированный на оказание финансовых услуг международного класса с целью обслуживания близлежащих регионов;
4) информационно-коммуникационный центр, что позволит предоставлять различного рода информационные и мультимедийные услуги, в том числе каналов спутниковой связи и информации, полученной со спутников;
5) туристический центр с богатой историей и культурой на Великом Шелковом пути;
6) образовательный центр, ориентированный на предоставление качественного образования молодежи региона в соответствии с международными стандартами при доступном уровне оплаты за обучение;
7) медицинский центр способный оказывать высококвалифицированную специализированную медицинскую помощь гражданам региона и осуществлять обучение и повышение квалификации медицинских кадров.
Повышение конкурентоспособности предполагается осуществить посредством внедрения механизмов кластерного развития и мобилизации внутренних ресурсов.
Генеральным планом предусматривается дальнейшее развитие коммерческо-деловой сферы, которая включает расширение региональных функций города, как центра международного бизнеса, торговли и делового общения.
2. Демографическая ситуация
На 1 января 2011 года по данным Управления статистики Южно-Казахстанской области численность населения города Шымкент составила 628,0 тыс. человек.
Перспективная численность населения определена с учетом оптимального использования населения в трудоспособном возрасте во всех сферах социально-экономической деятельности и составит:
1) на первую очередь к 2015 году – 1000,0 тысяч человек;
2) на расчетный срок к 2025 году – 1200,0 тысяч человек.
3. Социальная инфраструктура
Жилищное строительство
К 2015 году намечается изменение границ города с включением прилегающих территорий. Проектируемая площадь территории города составит 117000 га. В проектные границы города к 2015 году включаются 27 населенных пунктов с численностью населения 108,0 тысяч человек.
Жилищный фонд города Шымкент на 1 января 2011 года составил 12735,0 тыс. кв. метров при средней обеспеченности общей площадью 20,3 кв. метров на одного жителя.
Потребность в жилищном строительстве определена исходя из средней нормы обеспеченности 25 кв. метров общей площади на одного человека на расчетный срок. При этом, расчетная обеспеченность жильем дифференцирована между населением, тяготеющим к различным группам по уровню доходов.
Генеральным планом принято следующее строительное зонирование по этажности нового жилищного фонда: 19,3% - это дома усадебного типа с земельными участками площадью 1000 кв. метров, 19,1% составят 2-3-этажные блокированные дома с приусадебными участками площадью 350 - 400 кв. метров, 61,6% - многоквартирные многоэтажные дома (5-10 этажей и выше).
Объем нового жилищного строительства за период 2011-2025 годы составит 16257,0 тыс. кв. метров общей площади, в том числе в домах с приусадебными участками – 3132,6 тыс. кв. метров, 2-3-х этажные дома -3097,2 тыс. кв. метров, 4-5-ти этажные дома – 9215,6 тыс. кв. метров и 6 и более – 812,5 тыс. кв. метров общей площади.
Убыль существующего ветхого и малоценного жилищного фонда за рассматриваемый период составляет 1132,5 тыс. кв. метров общей площади. Территории, высвобождаемые после сноса, составят 1430 га, из которых около 83% находятся в Центральной планировочной зоне города. Генеральным планом предусматривается строительство на этих территориях многоэтажных (5-14 этажей) жилых домов и объектов социально-культурного назначения районного и городского уровня, формирование улично-дорожной сети и системы зеленых насаждений общего пользования.
Развитие сферы обслуживания
Расчет потребности в учреждениях сферы обслуживания выполнен по каждому планировочному району в соответствии с рекомендуемым видовым составом, установленными нормами и количеством проживающего населения.
До конца расчетного срока предусматривается строительство детских дошкольных учреждений на 102,16 тыс. мест, общеобразовательных учебных заведений на 136,45 тыс. учащихся.
В сфере здравоохранения предлагается строительство многопрофильных стационаров и амбулаторно-поликлинических организаций, мощность которых определяется органами здравоохранения на последующих стадиях проектирования.
Под размещение объектов спорта и физкультурно-оздоровительного назначения до расчетного срока будет отведено 913,7 га, где будут построены крытые спортивные сооружения многофункционального использования, открытые спортивные площадки.
В каждой планировочной зоне предусмотрена организация комплексных общественных центров, включающих торгово-развлекательные, спортивные, культурные и многофункциональные объекты.
Развитие социально-бытовой инфраструктуры позволит создать новые места приложения труда, повысить коммерческую эффективность, инвестиционную и туристическую привлекательность города, поднять уровень жизни населения.
4. Архитектурно-планировочная организация территории
1. Территориальное развитие и планировочная структура
Город Шымкент на проектный период с учетом природно-климатических, инженерно-геологических условий, сложившейся планировочной структуры и перспективной численности населения, территориально будет развиваться в северном, восточном, юго-восточном, юго-западном и западном направлениях.
Развитие города в северном направлении обусловлено наличием территориальных резервов в границах города, наличием сложившейся улично-дорожной сети, инженерной инфраструктуры. Значительным стимулом развития города в этом направлении явится строительство и введение в эксплуатацию трансконтинентального транспортного коридора "Западная Европа – Западный Китай", который проходит севернее существующей автодороги Алматы – Шымкент. В Генеральном плане резервируется территория под прокладку второй объездной железнодорожной ветки с северной стороны города, с организацией грузо-сортировочной станции и пассажирского терминала "Шымкент-2".
Территория города условно разделена на 7 планировочных зон: центральную, северо-западную, северо-восточную, восточную, юго-восточную, юго-западную, западную.
В планировочном отношении принята радиально-кольцевая структура организации территории города.
Развитие промышленно-производственных и коммунально-складских предприятий предполагается на территориях существующих промышленных районов в восточной и западной части города, а также предусматривается организация новых промышленно-инвестиционных зон в северной части города.
Существующий общегородской центр получит дальнейшее развитие.
Основными планировочными осями города являются: Тамерлановское шоссе в западном направлении, проспект Байдибек би - в северном направлении, проспект Жибек жолы в северо-восточном направлении, проспект Тауке хана и перспективное его удлинение в восточном направлении, проспект Республики с выходом на Ташкентскую трассу – в южном направлении. Природной структурообразующей осью является река Бадам.
В Генеральном плане предлагается сохранение сложившейся исторической планировочной структуры в пределах района "Старого города" с реабилитацией цитадели (крепости) и созданием историко-парковой зоны.
2. Функциональное зонирование
Согласно Закону Республики Казахстан от 16 июля 2001 года "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" и Земельному Кодексу Республики Казахстан от 20 июня 2003 года, в Генеральном плане вся территория города подразделяется на следующие функциональные зоны:
1) жилая зона (Ж) преимущественного жилищного строительства, где допускается размещение гостиниц, наземных и подземных гаражей, небольших торговых предприятий, а также производственных цехов, размещение и деятельность которых не оказывает воздействия на окружающую среду, и не требует устройства санитарно-защитных зон;
2) общественно-деловая зона (О) предназначена для размещения административных, общественных учреждений гостиничных комплексов, центров деловой и финансовой активности, бытового обслуживания; в данную зону могут быть включены и жилые здания, площадью участков, не превышающих 25% от площади зоны;
3) рекреационная зона (Р) предназначена для организации мест отдыха населения и включают в себя сады, лесопарки, парки и скверы, зоопарки, дендропарки, водоемы, пляжи, аквапарки, объекты ландшафтной архитектуры, здания и сооружения досугового и оздоровительного назначения;
4) зона инженерной и транспортной инфраструктуры (И) предназначается для размещения и функционирования коммуникаций и сооружений транспорта и связи, магистральных трубопроводов, сетей инженерного обеспечения, инженерного оборудования;
5) промышленно-производственная зона (П) предназначается для размещения промышленных предприятий и их комплексов, других производственных, коммунальных и складских объектов;
6) зона сельскохозяйственного использования (СХ) в пределах границ города предназначается для ведения сельского хозяйства и может быть использована до момента изменения вида их использования в соответствии с утвержденным Генеральным планом города и правилами застройки;
7) зона специального назначения (С) предназначена для размещения кладбищ, крематориев, скотомогильников, полигонов твердых бытовых отходов, предприятий по первичной переработке мусора, очистных сооружений, иных объектов, функционирование которых несовместимо с функционированием других зон города;
8) зона режимных территорий (РТ) предусматривается для размещения военных и других объектов, в отношении которых устанавливается особый режим;
9) санитарно-защитная зона (СЗ), в которой не допускается размещение жилых зданий, учреждений образования, здравоохранения и отдыха, спортивно-оздоровительных сооружений;
10) резервная зона (РЗ) является градостроительным ресурсом, предназначенным для развития города и подлежит резервированию и используется только в соответствии с ее назначением по мере развития города.
3. Использование территории
Территория города на исходный год составила 39797 га, из них застроенные территории – 14127,7 га, включая жилую застройку 11251 га, промышленно-производственную – 1696,7 га, прочие – 83,4 га.
На расчетный срок площадь территории в проектных границах составит 117000 га, из них застроенные территории составят 38706,9 га, включая жилую застройку - 31236 га, промышленно-производственную - 38706,9 га, прочие – 90,0 га.
В Генеральном плане предусматривается расширение территории города на 77203 га за счет отчуждения прилегающих земель Ордабасинского, Сайрамского и Толебийского районов, с включением в границы города 36 населенных пунктов.
5. Организация охраны памятников историко-культурного наследия
Город Шымкент представляет собой историческую ценность, как город, возникший на трассе Великого Шелкового пути, и относится к числу исторических городов Республики Казахстан. Тюркский участок Шелкового пути имел магистральное значение, что привело к возникновению, а затем к экономическому расцвету города Шымкент и других городов, торгово-ремесленных поселений, караван-сараев, живших заботами Шелкового пути.
На территории города в настоящее время насчитывается 4 памятника археологии: городище Шымкент, II в. до н. э. - XIX в. (в южной части города), курган царского типа, V-IV вв. до н.э., который был использован в X-XII вв. в качестве платформы под строительство сооружения для несения караульной службы (в северной части города), поселение I-IV вв. в микрорайне "Кайтпас 1", курганные группы III в. до н. э. - I в. н. э. на возвышенностях северной окраины города, остатки древней планировки и застройки IX-XIX вв., на которых ведется современная застройка района "Старого города".
По Генеральному плану города Шымкент село Сайрам и прилегающие к нему земли войдут в границы города Шымкент.
Село Сайрам относится к немногим городам Казахстана, который сохранил материальные памятники истории, культуры и обладает ценным градостроительным наследием, т.е. к таким городам, в которых сохранились исторические периоды развития, планировочной структуры города, основы их древней планировки, ведущие ансамбли и комплексы, характерная рядовая фоновая застройка, масштабное соответствие их с ведущими памятниками.
В селе Сайрам расположены: древнее городище Сайрам (Испиджаб, Исфиджаб VI-VIII вв.), мавзолей Абдул-Азиз-Баба (IX в.), мавзолей Ибрагим-Ата (X-IX вв.), мавзолей Кози Байзовий (XVIII-IX вв.), мавзолей Карашан-Ана (XVII в.), мавзолей Мирали-Баба (X в.), мавзолей Ходжа Талига (XIX в.), минарет Хызыр Пайгамбар (XVIII-IX вв.), некрополь (X-XVII вв.), поселение Улугтобе (VI-XII вв.).
6. Организация рекреационной деятельности
Организация системы рекреационной деятельности для города является актуальной и включают существующие парки, скверы, дендропарк, зоопарк и организацию новых парковых зон бульваров на территориях перспективного развития города.
Прибрежную зону реки Бадам предусматривается использовать для организации отдыха, где разместятся закрытые спортивные комплексы и открытые спортивные площадки, объекты детского отдыха, пляжи, зоны тихого отдыха, культурно – развлекательные объекты.
Организация кратковременного отдыха рекомендуется на базе проектируемых парков отдыха, скверов, бульваров, прогулочных аллей вдоль реки Бадам.
7. Озеленение
В Генеральном плане предусматривается в перспективе максимально сохранить все имеющиеся природные ландшафты, существующие парки, скверы и создать новые массивы зеленых насаждений общего пользования, которые будут удовлетворять социальным потребностям, лесопарки, зеленые санитарно-защитные зоны, направленные на улучшение экологических условий. Намечается увеличение территорий под зеленое строительство согласно нормативным рекомендациям и расширение породного состава насаждений. Площади зеленых насаждений общего пользования увеличатся до 1200 га из расчета 10 кв. метров на человека.
Периферийные территории, входящие в перспективные границы города Шымкент, будут формировать зеленую зону города.
В зеленой зоне осуществляется зонирование территории с выделением зон сельскохозяйственного использования, резервных земель (территорий) для развития города, размещения и строительства сооружений инженерно-технических сооружений, необходимых для обеспечения нормального функционирования городского комплекса, рекреационных зон, территорий для организации коллективных садово-огороднических обществ, формирования лесопарков.
К концу расчетного срока общая площадь лесопарковой зеленой зоны составит 40,0 тыс.га.
8. Улично-дорожная сеть и организация транспорта
Существующая улично-дорожная сеть города в части пропускной способности отстает от роста парка транспортных средств и соответственно от транспортной загрузки магистральных улиц.
Перспективная система магистральных улиц и городских дорог предусматривает:
1) прохождение транзитного трансконтинентального транспортного коридора "Западная Европа – Западный Китай"; данная трасса проходит с северной стороны города;
2) прохождение транзитного трансконтинентального транспортного коридора "Западная Европа – Ближний Восток"; данная трасса проходит в южном направлении и обходит город с западной стороны;
3) создание внешнего автомобильного восточного полукольца города, предназначенного для движения автотранспорта в обход селитебной застройки;
4) создание большой городской кольцевой дороги (Алматинская трасса, пробивка ее в южном направлении восточнее аэропорта, строительство новой трассы в юго-западной части до автодороги Шымкент-Ташкент, далее в юго-восточном направлении до промышленной зоны в районе шинного завода), проходящей в застроенной части города и связывающей практически все периферийные районы северной и южной частей города;
5) создание малого внутреннего полукольца (улицы Акназар хана, Сайрамская, Рыскулова до Тамерлановского тракта, далее улицы Аяз би и Гагарина), которое формируется вокруг центрального ядра города для разгрузки транспортного движения.
Предложения по развитию и совершенствованию улично-дорожной сети города предполагают строительство новых магистральных улиц общегородского и районного значения в районах перспективной застройки и реконструкцию существующих улиц, строительство новых автомобильных мостов через реку Бадам. Общая протяженность магистральных улиц составит 793 км, в том числе магистральных улиц общегородского значения – 150 км.
В целом геометрическое начертание перспективной улично-дорожной сети города Шымкент будет представлять радиально-кольцевую схему со средней плотностью магистральных улиц в пределах 2,1 – 2,4 км на 1 кв.км территории.
9. Развитие инженерной инфраструктуры
Водоснабжение
В Генеральном плане сохраняется принципиальная система централизованного хозяйственно-питьевого и производственно-противопожарного водопровода, обслуживающая население и предприятия города.
Водопотребление на исходный год составляет 118 тыс. куб. м/сут, на расчетный срок составит 453,8 тыс. куб. м/сут. Утвержденные запасы подземных вод составляют 522,4 тыс. куб. м /сут.
Водоотведение
На перспективу сохраняется существующая неполная раздельная схема канализации, при которой сточные воды от населения и промышленных предприятий, единой системой отводятся на очистные сооружения. При этом производственные сточные воды, подлежащие совместному отведению и очистке с бытовыми сточными водами, должны удовлетворять требованиям приема их в хозяйственно-бытовую канализацию.
Намечается строительство новых канализационных сооружений полной биологической очистки стоков западнее существующих канализационных очистных сооружений (КОС) на расстоянии 8 км, а также в юго-восточной и юго-западной частях города с последующим сбросом очищенных вод на полив зеленых насаждений зеленой зоны вокруг города.
Теплоснабжение
Для обеспечения тепловых нагрузок города на расчетный срок в Генеральном плане предусматривается:
1) реконструкция крупных котельных, теплового энергетического центра (ТЭЦ);
2) строительство новых районных котельных на природном газе в западной, северо-восточной и юго-восточной планировочной зоне. Отдельные крупные объекты, расположенные в отдалении от магистральных тепловых сетей, будут обеспечиваться теплом от автономных котельных. Суммарная мощность централизованных источников составит 5771,4 МВт.
Электроснабжение
Суммарное потребление электроэнергии на исходный год составляет 706 млн. кВт час/год. На расчетный срок составит - 3348 млн. кВт час/год. Источниками покрытия нагрузок определены ТЭЦ и объединенная энергосеть мощностью 0,41 млн. кВт. Будут построены дополнительно линии электропередачи протяженностью 26 км и понизительные электроподстанции.
10. Оценка воздействия хозяйственной деятельности
на окружающую среду
Оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду проведена по имеющимся на начало исходного года, мониторинговым материалам, научно-исследовательским работам, проектам нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), с учетом развития существующих и предлагаемых промышленных предприятий и мероприятий по охране окружающей среды.
Результаты предварительной оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду в городе Шымкент приведены
в таблицах 1-3.
Таблица 1
Воздействие на селитебную часть городской среды
Вид деятельности | Воздействие | Оценка | Комментарии |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Строительство жилого фонда | Освоение свободных территорий | П | Осваиваются новые земли и более рационально используются застроенные территории |
2. Экономическая деятельность на предприятиях | Устойчивое развитие города, рост антропоген- ного воздействия | Н | Улучшается благосостояние населения. Уплотняются территории промышленных зон с необходимыми санитарными разрывами от селитебных территорий. На предприятиях внедряются новейшие технологии |
3. Строительство предприятий здраво- охранения, социального обеспечения и обслуживания, организация рекреационных зон | Влияние на среду проживания | П | Улучшение быта и условий проживания населения, лечение и профилактика заболеваний |
4.Благо- устройство и озеленение территорий | Влияние на среду проживания | П | Защита от неблагоприятной внешней среды, улучшение микроклимата на территории жилой застройки |
5. Развитие транспортной системы | а. Шум, загрязнение атмосферы, почв б. Увеличение радиуса доступности | а. С и выше б. П | Снижение качества среды проживания на ограниченных участках территорий (в районе крупных автомагистралей, вблизи железнодорожных магистралей, в районе аэропорта). Улучшение бытовых условий проживания, психологического климата |
6. Расширение захоронения производствен- ных отходов (ЗПО) | Влияние на среду проживания | П | Улучшение санитарного состояния территории, охрана рек от загрязнения сточными водам |
7. Развитие объектов тепло- энергоснаб- жения (увеличение мощности теплоэнерго- центра ТЭЦ-3) | а. Загрязнение атмосферы, почв б. Благоуст- ройство городской среды. | а. Н б. П | Влияние на качество среды проживания при работе на газообразном топливе незначительное. Влияние на формирование комфортной жилой среды, обеспечение энерго-ресурсами предприятий и жилого фонда |
8. Строительство объектов для складирования и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) и твердых производствен- но-технических отходов (ТПТО) | Влияние на санитарно- эпидемиоло- гическое состояние городской территории | П | Улучшение санитарного состояния промышленных и селитебных территорий. Усовершенствование полигона ТБО, строительство мусоросортировочного завода, утилизация и использование вторичных ресурсов в производстве рекультивация шламонакопителей |
9. Экологический мониторинг, проведение научно- исследователь- ских работ | Сохранение экологичес- кого равновесия | П | Предотвращение чрезвычайных экологических ситуаций, улучшение природной среды |
Таблица 2
Воздействие на природную среду
Компоненты | Воздействие | Оценка | Комментарий |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Атмосфера | Загрязнение атмосферного воздуха | Н | Предусматриваются меры по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (модернизация предприятий, установка очистных сооружений, внедрение современных технологий) |
2. Поверхностные воды (реки Бадам, Сайрамсу, Кошкарата) | Загрязнение поверхност- ных вод | Н | Предусматриваются меры по очистке стоков на канализационных очистительных сооружениях (КОС), очистке промышленных стоков, организация водоохранных зон и полос от рек, санитарной охраны водозаборов и др. |
3. Подземные воды | Загрязнение вод | С | Предусматриваются меры по реконструкции канализационных очистительных сооружений (КОС) и потенциальных источников загрязнения подземных вод |
4. Почвы | Загрязнение почв | Н | Применение новейших технологий позволит значительно снизить уровень загрязнения атмосферы, а также почв. Строительство мусоросортировочного завода и усовершенствование полигона твердых бытовых отходов (ТБО), а также рекультивация шламонакопителей и золошлакоотвалов улучшат санитарное состояние городской территории |
5. Нарушенные территории | Стихийные свалки, золошлако- отвалы, шламонакопи- тели, карьеры, овраги | П | Рекультивация нарушенных территорий позволит использовать восстановленные земли в хозяйственной деятельности |
6. Флора и фауна | Изменение условий обитания | П | Озеленение территории (лесопосадки), охрана природных комплексов улучшат условия существования флоры и фауны |
7. Охраняемые природные территории | Увеличение антропоген- ной нагрузки | Н | Разработка программы по охране поверхностных вод (рек Бадам, Сайрамсу, Кошкарата), охраняемых территорий и разработка маршрутов рекреационно-туристического отдыха снизит антропогенную нагрузку на данные территории |
Примечание: С – среднее по значению негативное воздействие
Н – незначительное воздействие
П – положительное воздействие
Таблица 3
Возможные остаточные нарушения состояния окружающей среды
Компоненты окружающей среды | Остаточное нарушение | Дополнительные меры по их устранению |
1 | 2 | 3 |
1. Поверхностные воды | Загрязнение вод рек Бадам, Сайрамсу, Кошкарата | Постоянный мониторинг за качеством вод рек по расширенному перечню ингредиентов; своевременное выявление источников загрязнения; применение современных методов по очистке промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод |
2. Атмосфера | Повышенное загрязнение атмосферного воздуха будет иметь место на отдельных городских территориях, прилегающих к промышленным площадкам | Постоянный мониторинг за качеством атмосферного воздуха по расширенному перечню ингредиентов. Модернизация существующих предприятий и строительство новых с использованием новейших технологий и с современными высокоэффективными очистными установками |
3. Природный комплекс | В связи с ростом антропогенной нагрузки возможно изменение отдельных природных компонентов | Ограничение техногенного давления на природную среду, выделение заповедных зон и особо охраняемых природных территорий, способных компенсировать воспроизводство природных ресурсов. |
4. Почвы: свалки твердых бытовых отходов (ТБО), твердых производст- венно-техни- ческих отходов (ТПТО) | Локальное накопление вредных веществ, захороненных с нарушением санитарных норм | Мониторинг за воздействием на состояние окружающей среды полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) и твердых производственно-технических отходов (ТПТО), стихийных свалок |
5. Население | Инфекционные, хронические, наследственные виды заболеваний, особо опасные инфекции | Строительство организаций здравоохранения, применение новых лекарственных средств и современного медицинского оборудования для лечения населения, проведение профилактических мер по предотвращению возникновения очагов особо опасных инфекций |
Таблица 4
11. Основные технико-экономические показатели
проекта генерального плана города Шымкент
№ п/п | Показатели | Единица изме- рения | Исход- ный год | Первая очередь | Расчетный срок |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Территория | ||||
1.1 | Площадь земель в пределах городской черты, всего | га | 39797 | 117 000 | 117 000 |
в том числе: | |||||
А. Селитебные территории | га | 16582,8 | 41373,1 | 51286 | |
1.1.1 | жилой и общественной застройки | га | 11 251 | 24 891,1 | 31 236 |
из них: | |||||
1.1.1.1 | усадебной застройки с земельным участком при доме | га | 9 930 | 19 922,5 | 23 091 |
1.1.1.2 | застройка малоэтажными многоквартирными жилыми домами | га | 76 | 671 | 1 696 |
1.1.1.3 | застройка среднеэтажными многоквартирными жилыми домами | га | 570 | 2 586,6 | 4 163,1 |
1.1.1.4 | застройка многоэтажными многоквартирными жилыми домами | га | 4 | 20 | 255,9 |
1.1.1.5 | общественной застройки | га | 671 | 1 691 | 2 030 |
1.1.2 | зеленые насаждения общего пользования | га | 228 | 1013 | 2800 |
1.1.3 | магистральные улицы, площади, автомобильные стоянки | га | 2400 | 5300 | 8800 |
1.1.4 | прочие территории | га | 259,2 | 169 | 50 |
1.1.5 | резерв селитебных территорий | га | - | 8400 | 8400 |
1.1.6 | свободные территории в современных границах | га | 2444,6 | 1600 | - |
Б. Внеселитебные территории | га | 23214,2 | 75626,9 | 65714 | |
1.2 | промышленно- производственные, коммунально-складские территории | га | 1699,6 | 3438,7 | 3797 |
1.3 | санитарно-защитные зоны, включая отвод железной дороги | га | 601 | 4617 | 5237 |
1.4 | кладбища | га | 151,3 | 201,3 | 288 |
1.5 | инженерно-транспортные сооружения | га | 1096,7 | 1412,7 | 3493,9 |
1.6 | прочие территории | га | 19665,6 | 65957,2 | 52898,1 |
в том числе | |||||
1.6.1 | земли лесного фонда | га | 439 | 1439 | 1439 |
1.6.2 | водоемов и акваторий, пойменные территории, включая водоохранные полосы | га | 621 | 1700 | 1700 |
1.6.3 | сельскохозяйственного пользования | га | 14 650 | 24 850 | 15 700 |
1.6.4 | режимные территории | га | 83,4 | 93,4 | 90 |
1.6.5 | земли спецфонда | га | 1245 | 1245 | 1245 |
1.6.6 | территории для организации рекреационных и иных зон | га | - | 32724,1 | 32724,1 |
1.6.7 | свободные территории | 2627,2 | 3905,7 | - | |
2 | Население | ||||
2.1 | Численность населения города | тыс. чел. | 628,0 | 1000,0 | 1200,0 |
2.2 | Плотность населения | ||||
2.2.1 | в пределах селитебной территории | чел./га | 55,8 | 35,4 | 23,3 |
2.2.2 | в пределах территории городской застройки | чел./га | - | 8,5 | 10,3 |
2.3 | Возрастная структура населения: | тыс. чел. % | 628,0 100,0 | 1000,0 100,0 | 1200,0 100,0 |
2.3.1 | дети до 15 лет | тыс. чел. % | 185,9 29,6 | 300,0 30,0 | 372,0 31,0 |
2.3.2 | население в трудоспособном возрасте (мужчины 16-62 года, женщины 16-57 лет) | тыс. чел. % | 388,8 61,9 | 613,0 61,3 | 720,0 60,0 |
2.3.3 | население старше трудоспособного возраста | тыс. чел. % | 53,3 8,5 | 87,0 8,7 | 108,0 9,0 |
2.4 | Трудовые ресурсы | ||||
2.4.1 | экономически активное население, всего | тыс. чел. % | 263,9 42,1 | 427,0 42,7 | 522,0 43,5 |
в том числе: | |||||
2.4.1.1 | занятые в отраслях экономики | тыс. чел. % | 239,6 38,2 | 392,0 39,2 | 486,0 40,5 |
из них: | |||||
- занятые экономической деятельностью | тыс. чел. % | 172,7 27,5 | 294,0 29,4 | 374,4 31,2 | |
- самостоятельно занятое население | тыс. чел. % | 66,9 10,7 | 98,0 9,8 | 111,6 9,3 | |
2.4.1.2 | безработные | тыс. чел. % | 24,3 3,9 | 35,0 3,5 | 36,0 3,0 |
2.4.2 | экономически неактивное население | тыс. чел. % | 188,9 30,0 | 291,0 29,1 | 328,8 27,4 |
в том числе: | |||||
2.4.2.1 | учащихся 15 лет и старше, обучающихся с отрывом от производства | тыс. чел. % | 89,7 14,3 | 155,0 15,5 | 204,0 17,0 |
2.4.2.2 | население незанятое экономической деятельностью и учебой | тыс. чел. % | 99,2 15,7 | 136,0 13,6 | 124,8 10,4 |
3 | Жилищное строительство | ||||
3.1 | Жилищный фонд, всего | тыс. м2 общей площади | 12735,0 | 22000,0 | 30000,0 |
3.2 | Из общего фонда: | тыс. м2 общей площади | 12735,0 | 22000,0 | 30000,0 |
3.2.1 | в многоквартирных домах | тыс. м2 общей площади | 3559,0 | 9532,1 | 16684,3 |
3.2.2 | в домах усадебного типа | тыс. м2 общей площади | 9176,0 | 12467,9 | 13315,7 |
3.3 | Жилищный фонд с износом более 60%, всего | тыс. м2 общей площади | 838,8 | ||
3.4 | Сохраняемый жилищный фонд, всего | тыс. м2 общей площади | 12735,0 | 14874,6 | 13742,1 |
3.5 | Распределение жилищного фонда по этажности: | тыс. м2 общей площади | 12735,0 | 22000,0 | 30000,0 |
в том числе: | |||||
3.5.1 | малоэтажный | тыс. м2 общей площади | 9475,8 | 13814,9 | 16712,7 |
из них в застройке: | |||||
3.5.1.1 | усадебный (коттеджного типа) с земельным участком при доме | тыс. м2 общей площади | 9176,0 | 12467,9 | 13315,7 |
3.5.1.2 | 2-3 этажный без земельного участка | тыс. м2 общей площади | 299,8 | 1347,0 | 3397,0 |
3.5.2 | среднеэтажный (4-5 этажный) многоквартирный | тыс. м2 общей площади | 3172,6 | 8052,7 | 12388,2 |
3.5.3 | многоэтажный многоквартирный | тыс. м2 общей площади | 86,6 | 132,4 | 899,1 |
3.6 | Убыль жилищного фонда, всего | тыс. м2 общей площади | - | - | 1132,5 |
в том числе: | |||||
3.6.1 | по реконструкции | тыс. м2 общей площади | - | - | 1132,5 |
3.6.2 | убыль жилищного фонда по отношению: | ||||
3.6.2.1 | к существующему жилищному фонду | % | - | - | 8,9 |
3.6.2.2 | к новому строительству | % | - | - | 7,0 |
3.7 | Новое жилищное строительство, всего | тыс. м2 общей площади | - | 7125,4 | 16257,9 |
3.8 | Структура нового жилищного строительства по этажности: | тыс. м2 общей площади | - | 7125,4 | 16257,9 |
в том числе: | |||||
3.8.1 | усадебной (коттеджного типа) с земельным участком при доме | тыс. м2 общей площади | - | 1152,3 | 3132,6 |
3.8.2 | 2-3 этажный без земельного участка | тыс. м2 общей площади | - | 1047,2 | 3097,2 |
3.8.3 | среднеэтажный (4-5 этажный) многоквартирный | тыс. м2 общей площади | - | 4880,1 | 9215,6 |
3.8.4 | многоэтажный многоквартирный | тыс. м2 общей площади | - | 45,8 | 812,5 |
3.9 | Из общего объема нового жилищного строительства размещается | тыс. м2 общей площади | - | 7125,4 | 16257,9 |
3.9.1 | на свободных территориях | тыс. м2 общей площади | - | 7125,4 | 13859,2 |
3.9.2 | за счет реконструкции существующей застройки | тыс. м2 общей площади | - | - | 2398,7 |
3.10 | Ввод общей площади нового жилищного фонда в среднем за год | тыс. м2 | - | 1425,1 | 1083,9 |
3.11 | Средняя обеспеченность населения общей площадью | м2чел. | 20,3 | 22,0 | 25,0 |
4 | Объекты социального и культурно-бытового обслуживания | ||||
4.1 | Детские дошкольные учреждения, всего/на 1000 чел. | место | 7940 12,6 | 40760 40,8 | 111000 92,5 |
4.1.1 | новое строительство | место | - | 31920 | 70240 |
4.2 | Общеобразовательные учреждения, всего/на 1000 чел. | место | 68755 109,5 | 144911 144,9 | 218400 182,0 |
4.2.1 | новое строительство | место | - | 64343 | 73489 |
4.3 | Больницы, всего/на 1000 чел. | коек | 6176 9,8 | Мощность определяется органами здравоохранения | |
4.4 | Поликлиники, всего/на 1000 чел. | посещ. в смену | 5805 9,2 | ||
4.5 | Учреждения социального обеспечения | ||||
4.5.1 | дома-интернаты для престарелых, всего/на 1000 чел. | место | 280 0,45 | 780 0,8 | 3025 2,5 |
4.5.2 | дома-интернаты для взрослых инвалидов с физическими нарушениями, всего/на 1000 чел. | место | - | 1000 1,0 | 21900 18,2 |
4.5.3 | детские дома-интернаты, всего/на 1000 чел. | место | 690 1,1 | 690 0,7 | 948 0,8 |
4.6 | Физкультурно- спортивные сооружения, всего/на 1000 чел. | га | 43,2 0,07 | 99,3 0,1 | 960,0 0,8 |
4.7 | Зрелищно-культурные учреждения: | ||||
4.7.1 | театры | место | 2050 3,3 | 3000 3,0 | 7200 6,0 |
4.7.2 | дома культуры, клубы | место | 3475 5,5 | 14805 14,8 | 72000 60,0 |
4.7.3 | универсальные залы с киноустановками | место | 1650 2,6 | 4500 4,5 | 30000 25,0 |
4.7.4 | музеи | объект | 3 | 4 | 4 |
4.8 | Предприятия торговли, всего/на 1000 чел. | м2 торг. площади | 183935 292,9 | 267985 268,0 | 336000 280,0 |
4.9 | Предприятия общественного питания, всего/на 1000 чел. | поса- дочных мест | 95320 151,8 | 97120 97,1 | 98289 81,9 |
4.10 | Предприятия бытового обслуживания, всего/на 1000 чел. | рабочих мест | 3897 6,2 | 6098 6,1 | 10800 9,0 |
4.11 | Пожарное депо, всего | пождепо кол-во автом. | 6 28 | 10+7 10х8+30 | 38 4х2+22х6+ 10х8+2х4 |
4.12 | Гостиницы, всего/на 1000 чел. | место | 1400 2,2 | 3100 3,1 | 7200 6,0 |
5 | Транспортное обеспечение | ||||
5.1 | Протяженность магистральных улиц и дорог, всего | км | - | 250 | 793 |
В том числе: | |||||
5.1.2 | Магистралей общегородского значения непрерывного движения | км | - | 25 | 75 |
5.1.3 | Магистрали общегородского значения | км | - | 35 | 150 |
5.1.4 | Магистралей районного значения | км | - | 190 | 568 |
5.2 | Внешний транспорт | ||||
5.2.1 | железнодорожный, в том числе: | ||||
пассажиров | тыс. пасс. год | 442,02 | 550,00 | 800,00 | |
грузов | тыс. тонн год | 94463,4 | 65385,3 | 69267,1 | |
5.2.2 | воздушный, в том числе: | ||||
пассажиров | тыс. пасс. год | 160,04 | 192,08 | 857,50 | |
грузов | тонн год | 3,88 | 4,66 | 5,59 | |
5.2.3 | автомобильный, в том числе: | ||||
пассажиров | тыс. пасс. год | 3550,47 | 7536,10 | 14448,00 | |
5.2.4 | трубопроводный, в том числе: | ||||
грузов | млн. тонн год | 8,50 | 12,00 | 19,57 | |
5.3 | Плотность улично-дорожной сети | ||||
5.3.1 | в пределах городской застройки | км/км2 | - | 2.2 | 2.4 |
в том числе: на хозяйственно-питьевые нужды | тыс. м3 /сут | 69,1 | 276,3 | ||
на производственные нужды | тыс. м3 /сут | 48,8 | 82 | ||
мощность головных сооружений водопровода | тыс. м3 /сут | 117 | 480 | ||
используемые источники водоснабжения | |||||
подземные водозаборы | тыс. м3 /сут | 378,6 | 443,6 | ||
утвержденные запасы подземных вод (дата утверждения, расчетный срок) | тыс. м3 /сут | 522,4 2006-2031 гг. | 522,4 2006-2031 гг. | ||
6. | Инженерное оборудование | ||||
6.1.1 | Водопотребление суммарное потребление всего | тыс. м3 /сут | 115,6 | 358,3 | 453,5 |
6.1.2 | в том числе: на хозяйственно-питьевые нужды | тыс. м3 /сут | 66,8 | 276,3 | 350,8 |
6.1.3 | на производственные нужды | тыс. м3 /сут | 48,8 | 82 | 103 |
6.1.4 | удельное водопотребление в среднем на 1 чел в сутки | л/сут. | 171 | 358,3 | 377,9 |
6.1.5 | Подземные водозаборы | тыс. м3 /сут | 378,6 | 443,6 | 522,4 |
6.1.6 | Утвержденные запасы подземных вод (дата утверждения, расчетный срок) | тыс. м3 /сут | 522,4 2006- 2031 гг. | 522,4 2006- 2031 гг. | 522,4 2006-2031 гг. |
Протяженность сетей | км | 1811 | 3000 | 5200 | |
6.2 | Канализация | ||||
6.2.1 | общее поступление сточных вод | тыс. м3 /сут | 68,4 | 231,1 | 296,1 |
6.2.2 | в том числе: бытовая канализация | тыс. м3 /сут | 52,5 | 206,3 | 266,8 |
6.2.3 | производственная канализация | тыс. м3 /сут | 15,9 | 24,8 | 29,3 |
6.2.4 | производительность канализационных очистных сооружений | тыс. м3 /сут | 90 | 250 | 320 |
6.2.5 | протяженность сетей | км | 427,4 | 979,3 | 2386 |
6.3 | Электроснабжение | ||||
6.3.1 | суммарное потребление электроэнергии в том числе: | млн. кВт час/год | 706 | 1587 | 3348 |
6.3.2 | на коммунально-бытовые нужды | млн. кВт час/год | 272 | 1067 | 2532 |
6.3.3 | на производственные нужды | млн. кВт час/год | 434 | 520 | 816 |
6.3.4 | потребление электроэнергии в среднем на 1 чел. в год | млн. кВт. час | 1124 | 1587 | 2790 |
6.3.5 | в том числе: на коммунально-бытовые нужды | кВт. ч | 433 | 1067 | 2110 |
6.3.6 | источники покрытия нагрузок | млн. кВт | 0,18 | 0,26 | 0,41 |
6.3.7 | в том числе: теплоэнергоцентр, государственная районная электростанция (ТЭЦ, ГРЭС) | млн. кВт | 0,13 | 0,13 | 0,23 |
6.3.8 | объединенная энергосеть | млн. кВт | 0,05 | 0,13 | 0,18 |
6.3.9 | протяженность сетей | км | 55 | 68 | 81 |
6.4 | Теплоснабжение | ||||
6.4.1 | мощность централизованных источников, всего | МВт | 2747,2 | 4322,8 | 5771,4 |
6.4.2 | в том числе: теплоэнергоцентр (ТЭЦ) | МВт | 209,3 | 1302,1 | 1697,4 |
6.4.3 | районные котельные | МВт | 79,1 | 580,8 | 941,7 |
6.4.4 | суммарная мощность локальных источников | МВт | 2458,9 | 2439,8 | 3132,3 |
6.4.5 | потребление на отопление, всего | МВт | 2748,4 | 3976,9 | 5286 |
6.4.6 | в том числе: на коммунально-бытовые нужды | МВт | 2218,2 | 3279,3 | 4472,2 |
6.4.7 | на производственные нужды | МВт | 530,1 | 697,6 | 813,8 |
6.4.8 | Потребление на горячее водоснабжение, всего | МВт | 1,2 | 345,9 | 485,4 |
6.4.9 | в том числе: на коммунально-бытовые нужды | МВт | 1,2 | 261 | 386,6 |
6.4.10 | на производственные нужды | МВт | - | 84,9 | 98,8 |
6.4.11 | производительность локальных источников теплоснабжения | МВт | 2458,9 | 2439,8 | 3132,3 |
6.4.12 | протяженность сетей | км | 266,0 | 310,0 | 340,5 |
6.5 | Газоснабжение | ||||
6.5.1 | потребление природного газа, всего | млн. м3 /год | 950,0 | 1070,7 | 1607,4 |
6.5.2 | в том числе: на коммунально-бытовые нужды | млн. м3 /год | 350,0 | 427,5 | 457,0 |
6.5.3 | на производственные нужды | млн. м3 /год | 600,0 | 643,2 | 1150,0 |
6.5.4 | потребление сжиженного газа на производственные нужды | тонн/ год | 130,0 | 250,0 | 500,0 |
6.5.5 | на коммунально-бытовые нужды | тонн/ год | 30,0 | - | - |
6.5.6 | на производственные нужды | тонн/ год | 100,0 | 250,0 | 500,0 |
6.5.7 | источники подачи природного газа | млн. м3 /год | 1596,0 | 1605,0 | 1630,0 |
6.5.8 | удельный вес газа в топливном балансе города, другого населенного пункта | % | 80,0 | 90,0 | 100,0 |
6.5.9 | протяженность сетей | км | 1596,0 | 1605,0 | 1630,0 |
6.6 | телефонизация | ||||
6.6.1 | количество установленных телефонных аппаратов | тыс. шт. | 78,1 | 118,7 | 190,2 |
7 | Инженерная подготовка территории | ||||
7.1 | Общая протяженность ливневой канализации | км | - | - | 246,3 |
7.2 | Берегоукрепление | км | - | 110,3 | 131,2 |
8 | Ритуальное обслуживание населения | ||||
8.1 | Общее количество кладбищ | га | 151,3 | 201,3 | 288 |
8.2 | Дома траурных обрядов | объект на город 0,5-1,0 млн. чел. | 1 | 2 | 2 |
9 | Санитарная очистка территорий | ||||
9.1. | Объем бытовых отходов | тыс. тонн/ год | 298,4 | 458,7 | 583,1 |
9.2 | Мусороперерабатывающие заводы | Единиц/ тыс. тонн/ год | 1/200 | 1/200 | 1/200 |
9.3 | Усовершенствованные свалки (полигоны) | Единиц/ га | 1/45 | 1/34 | 1/34 |
9.4 | Общая площадь свалок | га | 45 | 34 | 34 |
10. | Ориентировочный объем инвестиций по реализации проектных решений | ||||
10.1 | I. Производственное строительство - всего, | млрд. тенге | - | 313,0 | 3141,8 |
в том числе: | - | ||||
10.1.1 | промышленность | млрд. тенге | - | 68,2 | 2400,0 |
10.1.2 | инженерное оборудование и инженерная подготовка территории - всего, | млрд. тенге | - | 169,4 | 384,2 |
в том числе: | |||||
- водоснабжение | млрд. тенге | - | 10,0 | 30,0 | |
- канализация | млрд. тенге | - | 25,0 | 60,0 | |
- санитарная очистка территории | млрд. тенге | - | 0,8 | 1,0 | |
- электроснабжение | млрд. тенге | - | 7,6 | 38,7 | |
- теплоснабжение | млрд. тенге | - | 100,0 | 200,0 | |
- газоснабжение | млрд. тенге | - | 4,0 | 5,0 | |
- телефонизация | млрд. тенге | - | 2,0 | 4,5 | |
- инженерная подготовка территории и вертикальная планировка | млрд. тенге | - | 20,0 | 45,0 | |
10.1.3 | транспорт (без приобретения подвижного состава) | млрд. тенге | - | 75,4 | 357,6 |
10.2 | II. Непроизводственное строительство, всего | млрд. тенге | - | 1570,1 | 2052,9 |
в том числе: | - | ||||
10.2.1 | жилищное строительство | млрд. тенге | - | 712,5 | 913,3 |
10.2.2 | ремонтно-реконструктив ые мероприятия по жилищному фонду | млрд. тенге | - | 38,3 | 89,3 |
10.2.3 | культурно-бытовое и складское строительство | млрд. тенге | - | 570,0 | 730,6 |
10.2.4 | озеленение | млрд. тенге | - | 106,8 | 137,0 |
10.2.5 | отдых и туризм | млрд. тенге | - | 142,5 | 182,7 |
Итого (I + II) | млрд. тенге | - | 1883,1 | 5194,7 | |
резерв 10% на расчетный срок | млрд. тенге | - | - | 519,5 | |
Всего по городу | млрд. тенге | - | 1883,1 | 5714,2 |
Таблица 5
12. Структура инвестиций на первую очередь строительства
млрд. тенге
Структура инвестиций | Всего | в том числе: | ||||
2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год* | ||
Республи- канский бюджет | 99,12 | 19,27 | 13,66 | 3,088 | 4,65 | 58,46 |
Областной бюджет | 24,19 | 5,46 | 8,26 | 1,35 | 1,37 | 7,75 |
Городской бюджет | 18,6 | 1,71 | 0,81 | 6,62 | 9,1 | 0,36 |
Средства предприятий | 87,03 | 21,45 | 7,43 | 6,71 | 7,92 | 43,52 |
Иностранные инвестиции | 200,85 | 7,35 | 13,50 | - | - | 180,00 |
Частные инвестиции и другие источники | 1 453,31 | 180,16 | 187,59 | 247,06 | 343,53 | 494,97 |
ИТОГО | 1883,1 | 235,4 | 231,25 | 264,82 | 366,57 | 785,06 |
Примечание:
* объемы расходов по мероприятиям, финансируемым за счет средств республиканского и местного бюджетов, будут уточняться при формировании (уточнении) республиканского и местного бюджетов на соответствующий плановый период.