Об утверждении Правил организации и функционирования Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов

Обновленный

Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 ноября 2022 года № 861.

      В соответствии с пунктом 5 статьи 152 Экологического кодекса Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила организации и функционирования Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов. 

      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Смаилов

  Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 2 ноября 2022 года № 861

Правила организации и функционирования Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации и функционирования Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 5 статьи 152 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс).

      2. Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов (далее – единая система) представляет собой обеспечиваемую государством многоцелевую систему, которая объединяет все действующие в Республике Казахстан системы, подсистемы и виды мониторинга, охватывающие прямо или косвенно вопросы охраны окружающей среды, охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов, охраны жизни и (или) здоровья людей от воздействия вредных факторов природной и антропогенной среды, а также воздействия изменения климата и прогнозируемых воздействий изменения климата.

      3. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:

      1) первичные данные – данные, полученные по результатам видов мониторинга и не подвергнутые обобщению, обработке или анализу. Необработанные данные производственного мониторинга, в том числе данные, полученные из автоматизированной системы мониторинга эмиссий в окружающую среду, относятся к первичным данным.

      Производственный мониторинг является элементом производственного экологического контроля, а также программы повышения экологической эффективности;

      2) информационная продукция – информация, являющаяся результатом обобщения, обработки и анализа первичных данных. К информационной продукции относятся аналитические отчеты, справки, доклады, иные документы текстового содержания, картографическая информация, статистические формы и отчетность, отчетность по производственному экологическому контролю, а также иная информация агрегированного (статистического) характера.

      4. Система включает в себя следующие элементы:

      1) участников единой системы;

      2) системы, подсистемы и виды мониторинга, включенные в соответствии с Кодексом в структуру единой системы;

      3) информационную систему "Национальный банк данных о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Республики Казахстан" (далее – банк данных).

Глава 2. Единые организационные, методологические, метрологические и иные требования к сбору, накоплению, хранению, учету, систематизации, обобщению, обработке и анализу данных единой системы

      5. Сбор информации, а также ее накопление, хранение, учет, систематизация, обобщение, обработка и анализ в системах и подсистемах осуществляются участниками единой системы в пределах их компетенций, имеющими совместимые информационные системы.

      6. Деятельность по ведению единой системы осуществляется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

      7. Процедура сбора информации должна обеспечивать оперативность, полноту и достоверность данных мониторинга для своевременного выявления и предупреждения возможных негативных изменений состояния окружающей среды и ее загрязнения.

      8. Информация вне зависимости от вида мониторинга содержит следующие сведения:

      1) географические координаты и идентификатор (название населенного пункта, административного и (или) географического объекта) пункта наблюдений;

      2) измеряемый параметр и его значение;

      3) результаты мониторинга;

      4) наименования объекта мониторинга;

      9. Сбор информации проводится участниками единой системы ежеквартально, до первого числа второго месяца квартала, следующего за отчетным, в пределах компетенции путем обновления данных в банке данных.

      10. Накопление данных осуществляется в банке данных.

      11. Систематизация данных в единой системе осуществляется в электронном виде и по следующим направлениям:

      1) экологический мониторинг;

      2) мониторинг природных ресурсов;

      3) специальный мониторинг;

      4) метеорологический и гидрологический мониторинг;

      5) мониторинг состояния окружающей среды.

      12. Обработку и анализ данных, полученных по результатам осуществления мониторинга, осуществляет каждый участник единой системы.

      13. Учет, обобщение представленной участниками единой системы осуществляются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

      14. Данные в банке данных хранятся 5 лет.

      Хранение информации в электронном виде выполняется с использованием специализированных программно-технических комплексов, обладающих отказоустойчивостью, а также защитой от внешних воздействий и несанкционированного доступа.

      15. При введении единой системы учитываются требования по обеспечению информационной безопасности в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об информатизации" и постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года № 832 "Об утверждении единых требований в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности".

      16. Обеспечение функционирования единой системы осуществляется на основе единого организационного, методологического, метрологического и информационного подходов, обеспечивающих сопоставимость данных и совместимость информационных ресурсов.

      17. При наличии у специально уполномоченных государственных органов и организаций информационных систем или информационно-коммуникационных технологий пополнение и обновление ими сведений в подсистемах единой системы осуществляются посредством их интеграции или автоматизированного обмена данными с банком данных.

Глава 3. Порядок взаимодействия и координации рабочих процессов между участниками единой системы

      18. Участниками единой системы являются:

      1) уполномоченный орган в области охраны окружающей среды;

      2) специально уполномоченные государственные органы;

      3) организации, уполномоченные на осуществление видов мониторинга, включенных в структуру единой системы;

      4) физические и юридические лица, которые в соответствии с Кодексом обязаны осуществлять производственный экологический контроль.

      19. К специально уполномоченным органам, осуществляющим мониторинг окружающей среды и природных ресурсов, относятся:

      1) уполномоченный орган в области охраны окружающей среды, осуществляющий организацию мониторинга военно-испытательных полигонов, а также мониторинга экологической обстановки в зонах чрезвычайной экологической ситуации и зонах экологического бедствия;

      2) уполномоченный орган в области космической деятельности, осуществляющий организацию функционирования мониторинга ракетно-космического комплекса "Байконур";

      3) государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, осуществляющий санитарно-эпидемиологический мониторинг;

      4) центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами, осуществляющий организацию ведения мониторинга земель;

      5) уполномоченный орган по изучению недр, обеспечивающий осуществление государственного мониторинга недр;

      6) ведомство уполномоченного органа в области охраны, воспроизводства и использования животного мира, осуществляющее ведение мониторинга животного мира;

      7) ведомство уполномоченного органа в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения, осуществляющее государственный мониторинг водных объектов;

      8) местные исполнительные органы в пределах компетенции, установленных подпунктом 1) пункта 1 статьи 157 Кодекса.

      20. Координация рабочих процессов между участниками единой системы осуществляется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

      21. Обмен информацией между участниками единой системы, в том числе в рамках банка данных, осуществляется на безвозмездной основе.

      Обмен информацией, необходимой для ведения единой системы, осуществляется по средствам электронных коммуникаций путем предоставления доступа участникам единой системы в банк данных.

      Система программных средств позволяет осуществлять накопление, обработку и хранение информации на единой методической основе, обеспечивая обмен информацией между участниками единой системы.

      22. Наблюдения за состоянием окружающей среды и природных ресурсов в рамках систем, подсистем и видов мониторинга, включенных в структуру единой системы, проводятся в том числе с использованием данных дистанционного зондирования Земли.

      Сноска. Пункт 22 - в редакции постановления Правительства РК от 13.04.2023 № 304 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      23. Система включает в себя следующие системы мониторинга:

      1) экологический мониторинг;

      2) мониторинг природных ресурсов;

      3) специальный мониторинг;

      4) метеорологический и гидрологический мониторинг;

      5) мониторинг состояния окружающей среды.

      24. Экологический мониторинг ведется в соответствии со статьей 159 Кодекса.

      25. Мониторинг природных ресурсов осуществляется в соответствии со статьей 160 Кодекса.

      26. Специальный мониторинг включает в себя виды, предусмотренные статьей 161 Кодекса.

      27. В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Кодекса деятельность по ведению метеорологического и гидрологического мониторинга и мониторинга состояния окружающей среды, включающая в себя оказание услуг общегосударственного и международного значения, специального назначения и подготовку специализированной информации с использованием государственной наблюдательной сети, относится к государственной монополии и осуществляется Национальной гидрометеорологической службой – юридическим лицом, созданным по решению Правительства Республики Казахстан в организационно-правовой форме республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения.

Глава 4. Порядок формирования и функционирования банка данных, ее структуры и источников информации, а также правил, уровней, порядка и условии доступа к ней участников единой системы и иных государственных органов, физических и юридических лиц

      28. Участники единой системы предоставляют уполномоченному органу в области охраны окружающей среды доступ к имеющимся у них системам мониторинга окружающей среды и природных ресурсов.

      29. Для проведения мероприятий по формированию и вводу в промышленную эксплуатацию банка данных уполномоченный орган в области охраны окружающей среды создает рабочую группу, в состав которой входят представители участников единой системы.

      30. Ввод в промышленную эксплуатацию банка данных осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона Республики Казахстан "Об информатизации".

      После ввода банка данных в промышленную эксплуатацию уполномоченный орган в области охраны окружающей среды осуществляет интеграцию систем мониторинга, которые не были интегрированы на стадии опытной эксплуатации.

      31. Включение новых систем мониторинга в банк данных и (или) внесение изменений данных в нее осуществляются путем создания новых информационных записей.

      32. Накопление, хранение, систематизация, интеграция и обеспечение автоматизированного обмена данными, взаимодействия и координации рабочих процессов между участниками единой системы, а также автоматизация предоставления доступа к информации для физических и юридических лиц осуществляются посредством функционирования банка данных.

      Организация создания, функционирования, ведения и эксплуатации банка данных, а также обеспечение координации всех связанных с этим рабочих процессов осуществляются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

      33. Банк данных обеспечивает интеграцию и автоматизированный обмен данными между:

      1) банками данных систем, подсистем и видов мониторинга, включенных в структуру единой системы;

      2) государственными кадастрами природных ресурсов;

      3) государственным кадастром отходов;

      4) государственным климатическим кадастром;

      5) государственным углеродным кадастром;

      6) государственным кадастром потребления озоноразрушающих веществ;

      7) регистром выбросов и переноса загрязнителей Республики Казахстан;

      8) государственным реестром экологических разрешений и деклараций о негативном воздействии на окружающую среду;

      9) реестром субъектов предпринимательства в сфере управления отходами;

      10) государственным реестром объектов исторического загрязнения.

      34. В банк данных в электронной форме представляются:

      1) операторами объекта периодические отчеты по результатам производственного экологического контроля в соответствии со статьей 187 Кодекса;

      2) субъектами предпринимательства, осуществляющими деятельность по транспортировке твердых бытовых отходов, полная навигационная информация о передвижении транспорта в соответствии со статьей 368 Кодекса.

      35. Ведение единой системы осуществляется на трех уровнях:

      1) на местном уровне проводятся производственный мониторинг, общественный мониторинг и виды мониторинга, организуемые местными исполнительными органами на конкретных участках населенных пунктов, земель вне населенных пунктов, поверхностных и подземных водных объектов, на особо охраняемых природных территориях;

      2) на региональном уровне проводятся виды мониторинга в пределах административно-территориальных единиц с учетом физико-географических и экономических особенностей регионов, наличия экологически нагруженных зон и комплекса природных и антропогенных факторов, оказывающих влияние на состояние окружающей среды и использование природных ресурсов;

      3) на республиканском уровне проводится мониторинг, охватывающий всю территорию Республики Казахстан с выделением при необходимости крупных регионов и отдельных объектов, имеющих общегосударственное значение.

      36. Доступ к банку данных предоставляется с соблюдением следующих условий:

      1) уполномоченный орган в области охраны окружающей среды, специально уполномоченные государственные органы и организации, уполномоченные на осуществление видов мониторинга, включенных в структуру единой системы, имеют право неограниченного доступа ко всей информации (первичным данным и информационной продукции) с возможностью ознакомления, копирования и воспроизводства;

      2) физические и юридические лица имеют право неограниченного доступа ко всей информационной продукции с возможностью ознакомления, копирования и воспроизводства, за исключением информации, составляющей государственные секреты, коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

      37. В тех случаях, когда физические и юридические лица не имеет беспрепятственного доступа к информационной продукции, содержащейся в банке данных, с помощью прямых электронных средств уполномоченный орган в области охраны окружающей среды обеспечивает представление информационной продукции с помощью любых других эффективных средств, но не позднее, чем через один месяц после получения соответствующего запроса.

      38. Доступ к банку данных предоставляется на безвозмездной основе.

      39. Финансирование ведения единой системы осуществляется в соответствии со статьей 158 Кодекса.

      _____________________________

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.