В соответствии с пунктом 5 статьи 152 Экологического кодекса Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации и функционирования Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Смаилов |
Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 ноября 2022 года № 861 |
Правила организации и функционирования Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации и функционирования Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 5 статьи 152 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс).
2. Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов (далее – единая система) представляет собой обеспечиваемую государством многоцелевую систему, которая объединяет все действующие в Республике Казахстан системы, подсистемы и виды мониторинга, охватывающие прямо или косвенно вопросы охраны окружающей среды, охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов, охраны жизни и (или) здоровья людей от воздействия вредных факторов природной и антропогенной среды, а также воздействия изменения климата и прогнозируемых воздействий изменения климата.
3. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:
1) первичные данные – данные, полученные по результатам видов мониторинга и не подвергнутые обобщению, обработке или анализу. Необработанные данные производственного мониторинга, в том числе данные, полученные из автоматизированной системы мониторинга эмиссий в окружающую среду, относятся к первичным данным.
Производственный мониторинг является элементом производственного экологического контроля, а также программы повышения экологической эффективности;
2) информационная продукция – информация, являющаяся результатом обобщения, обработки и анализа первичных данных. К информационной продукции относятся аналитические отчеты, справки, доклады, иные документы текстового содержания, картографическая информация, статистические формы и отчетность, отчетность по производственному экологическому контролю, а также иная информация агрегированного (статистического) характера.
4. Система включает в себя следующие элементы:
1) участников единой системы;
2) системы, подсистемы и виды мониторинга, включенные в соответствии с Кодексом в структуру единой системы;
3) информационную систему "Национальный банк данных о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Республики Казахстан" (далее – банк данных).
Глава 2. Единые организационные, методологические, метрологические и иные требования к сбору, накоплению, хранению, учету, систематизации, обобщению, обработке и анализу данных единой системы
5. Сбор информации, а также ее накопление, хранение, учет, систематизация, обобщение, обработка и анализ в системах и подсистемах осуществляются участниками единой системы в пределах их компетенций, имеющими совместимые информационные системы.
6. Деятельность по ведению единой системы осуществляется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
7. Процедура сбора информации должна обеспечивать оперативность, полноту и достоверность данных мониторинга для своевременного выявления и предупреждения возможных негативных изменений состояния окружающей среды и ее загрязнения.
8. Информация вне зависимости от вида мониторинга содержит следующие сведения:
1) географические координаты и идентификатор (название населенного пункта, административного и (или) географического объекта) пункта наблюдений;
2) измеряемый параметр и его значение;
3) результаты мониторинга;
4) наименования объекта мониторинга;
9. Сбор информации проводится участниками единой системы ежеквартально, до первого числа второго месяца квартала, следующего за отчетным, в пределах компетенции путем обновления данных в банке данных.
10. Накопление данных осуществляется в банке данных.
11. Систематизация данных в единой системе осуществляется в электронном виде и по следующим направлениям:
1) экологический мониторинг;
2) мониторинг природных ресурсов;
3) специальный мониторинг;
4) метеорологический и гидрологический мониторинг;
5) мониторинг состояния окружающей среды.
12. Обработку и анализ данных, полученных по результатам осуществления мониторинга, осуществляет каждый участник единой системы.
13. Учет, обобщение представленной участниками единой системы осуществляются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
14. Данные в банке данных хранятся 5 лет.
Хранение информации в электронном виде выполняется с использованием специализированных программно-технических комплексов, обладающих отказоустойчивостью, а также защитой от внешних воздействий и несанкционированного доступа.
15. При введении единой системы учитываются требования по обеспечению информационной безопасности в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об информатизации" и постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года № 832 "Об утверждении единых требований в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности".
16. Обеспечение функционирования единой системы осуществляется на основе единого организационного, методологического, метрологического и информационного подходов, обеспечивающих сопоставимость данных и совместимость информационных ресурсов.
17. При наличии у специально уполномоченных государственных органов и организаций информационных систем или информационно-коммуникационных технологий пополнение и обновление ими сведений в подсистемах единой системы осуществляются посредством их интеграции или автоматизированного обмена данными с банком данных.
Глава 3. Порядок взаимодействия и координации рабочих процессов между участниками единой системы
18. Участниками единой системы являются:
1) уполномоченный орган в области охраны окружающей среды;
2) специально уполномоченные государственные органы;
3) организации, уполномоченные на осуществление видов мониторинга, включенных в структуру единой системы;
4) физические и юридические лица, которые в соответствии с Кодексом обязаны осуществлять производственный экологический контроль.
19. К специально уполномоченным органам, осуществляющим мониторинг окружающей среды и природных ресурсов, относятся:
1) уполномоченный орган в области охраны окружающей среды, осуществляющий организацию мониторинга военно-испытательных полигонов, а также мониторинга экологической обстановки в зонах чрезвычайной экологической ситуации и зонах экологического бедствия;
2) уполномоченный орган в области космической деятельности, осуществляющий организацию функционирования мониторинга ракетно-космического комплекса "Байконур";
3) государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, осуществляющий санитарно-эпидемиологический мониторинг;
4) центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами, осуществляющий организацию ведения мониторинга земель;
5) уполномоченный орган по изучению недр, обеспечивающий осуществление государственного мониторинга недр;
6) ведомство уполномоченного органа в области охраны, воспроизводства и использования животного мира, осуществляющее ведение мониторинга животного мира;
7) ведомство уполномоченного органа в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения, осуществляющее государственный мониторинг водных объектов;
8) местные исполнительные органы в пределах компетенции, установленных подпунктом 1) пункта 1 статьи 157 Кодекса.
20. Координация рабочих процессов между участниками единой системы осуществляется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
21. Обмен информацией между участниками единой системы, в том числе в рамках банка данных, осуществляется на безвозмездной основе.
Обмен информацией, необходимой для ведения единой системы, осуществляется по средствам электронных коммуникаций путем предоставления доступа участникам единой системы в банк данных.
Система программных средств позволяет осуществлять накопление, обработку и хранение информации на единой методической основе, обеспечивая обмен информацией между участниками единой системы.
22. Наблюдения за состоянием окружающей среды и природных ресурсов в рамках систем, подсистем и видов мониторинга, включенных в структуру единой системы, проводятся в том числе с использованием данных дистанционного зондирования Земли.
Сноска. Пункт 22 - в редакции постановления Правительства РК от 13.04.2023 № 304 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).23. Система включает в себя следующие системы мониторинга:
1) экологический мониторинг;
2) мониторинг природных ресурсов;
3) специальный мониторинг;
4) метеорологический и гидрологический мониторинг;
5) мониторинг состояния окружающей среды.
24. Экологический мониторинг ведется в соответствии со статьей 159 Кодекса.
25. Мониторинг природных ресурсов осуществляется в соответствии со статьей 160 Кодекса.
26. Специальный мониторинг включает в себя виды, предусмотренные статьей 161 Кодекса.
27. В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Кодекса деятельность по ведению метеорологического и гидрологического мониторинга и мониторинга состояния окружающей среды, включающая в себя оказание услуг общегосударственного и международного значения, специального назначения и подготовку специализированной информации с использованием государственной наблюдательной сети, относится к государственной монополии и осуществляется Национальной гидрометеорологической службой – юридическим лицом, созданным по решению Правительства Республики Казахстан в организационно-правовой форме республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения.
Глава 4. Порядок формирования и функционирования банка данных, ее структуры и источников информации, а также правил, уровней, порядка и условии доступа к ней участников единой системы и иных государственных органов, физических и юридических лиц
28. Участники единой системы предоставляют уполномоченному органу в области охраны окружающей среды доступ к имеющимся у них системам мониторинга окружающей среды и природных ресурсов.
29. Для проведения мероприятий по формированию и вводу в промышленную эксплуатацию банка данных уполномоченный орган в области охраны окружающей среды создает рабочую группу, в состав которой входят представители участников единой системы.
30. Ввод в промышленную эксплуатацию банка данных осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона Республики Казахстан "Об информатизации".
После ввода банка данных в промышленную эксплуатацию уполномоченный орган в области охраны окружающей среды осуществляет интеграцию систем мониторинга, которые не были интегрированы на стадии опытной эксплуатации.
31. Включение новых систем мониторинга в банк данных и (или) внесение изменений данных в нее осуществляются путем создания новых информационных записей.
32. Накопление, хранение, систематизация, интеграция и обеспечение автоматизированного обмена данными, взаимодействия и координации рабочих процессов между участниками единой системы, а также автоматизация предоставления доступа к информации для физических и юридических лиц осуществляются посредством функционирования банка данных.
Организация создания, функционирования, ведения и эксплуатации банка данных, а также обеспечение координации всех связанных с этим рабочих процессов осуществляются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
33. Банк данных обеспечивает интеграцию и автоматизированный обмен данными между:
1) банками данных систем, подсистем и видов мониторинга, включенных в структуру единой системы;
2) государственными кадастрами природных ресурсов;
3) государственным кадастром отходов;
4) государственным климатическим кадастром;
5) государственным углеродным кадастром;
6) государственным кадастром потребления озоноразрушающих веществ;
7) регистром выбросов и переноса загрязнителей Республики Казахстан;
8) государственным реестром экологических разрешений и деклараций о негативном воздействии на окружающую среду;
9) реестром субъектов предпринимательства в сфере управления отходами;
10) государственным реестром объектов исторического загрязнения.
34. В банк данных в электронной форме представляются:
1) операторами объекта периодические отчеты по результатам производственного экологического контроля в соответствии со статьей 187 Кодекса;
2) субъектами предпринимательства, осуществляющими деятельность по транспортировке твердых бытовых отходов, полная навигационная информация о передвижении транспорта в соответствии со статьей 368 Кодекса.
35. Ведение единой системы осуществляется на трех уровнях:
1) на местном уровне проводятся производственный мониторинг, общественный мониторинг и виды мониторинга, организуемые местными исполнительными органами на конкретных участках населенных пунктов, земель вне населенных пунктов, поверхностных и подземных водных объектов, на особо охраняемых природных территориях;
2) на региональном уровне проводятся виды мониторинга в пределах административно-территориальных единиц с учетом физико-географических и экономических особенностей регионов, наличия экологически нагруженных зон и комплекса природных и антропогенных факторов, оказывающих влияние на состояние окружающей среды и использование природных ресурсов;
3) на республиканском уровне проводится мониторинг, охватывающий всю территорию Республики Казахстан с выделением при необходимости крупных регионов и отдельных объектов, имеющих общегосударственное значение.
36. Доступ к банку данных предоставляется с соблюдением следующих условий:
1) уполномоченный орган в области охраны окружающей среды, специально уполномоченные государственные органы и организации, уполномоченные на осуществление видов мониторинга, включенных в структуру единой системы, имеют право неограниченного доступа ко всей информации (первичным данным и информационной продукции) с возможностью ознакомления, копирования и воспроизводства;
2) физические и юридические лица имеют право неограниченного доступа ко всей информационной продукции с возможностью ознакомления, копирования и воспроизводства, за исключением информации, составляющей государственные секреты, коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
37. В тех случаях, когда физические и юридические лица не имеет беспрепятственного доступа к информационной продукции, содержащейся в банке данных, с помощью прямых электронных средств уполномоченный орган в области охраны окружающей среды обеспечивает представление информационной продукции с помощью любых других эффективных средств, но не позднее, чем через один месяц после получения соответствующего запроса.
38. Доступ к банку данных предоставляется на безвозмездной основе.
39. Финансирование ведения единой системы осуществляется в соответствии со статьей 158 Кодекса.
_____________________________