Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в некоторые решения Правительства Республики Казахстан следующие изменения и дополнения:
1) в постановлении Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2016 года № 907 "Об утверждении Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан":
в Правилах законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденных указанным постановлением:
в пункте 4:
подпункт 4) изложить в следующей редакции:
"4) размещение консультативного документа на интернет-портале открытых НПА для публичного обсуждения, получения позиций членов Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности (далее – Комиссия), в том числе заключения Министерства юстиции Республики Казахстан (далее – Министерство юстиции), заключений общественных советов, экспертных советов по вопросам предпринимательства (далее – экспертные советы), Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан (далее – НПП) в порядке, определенном в настоящих Правилах;";
подпункты 5) и 15) исключить;
подпункт 23) изложить в следующей редакции:
"23) осуществление правового мониторинга нормативного правового акта, включая оценку эффективности закона и достижения отраженных в консультативном документе целевых индикаторов, в порядке, установленном Правилами проведения правового мониторинга, утвержденными приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 11 июля 2023 года № 471 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 33069).";
часть третью пункта 14 изложить в следующей редакции:
"В случае поступления более 100 (сто) комментариев к размещенному консультативному документу органом-разработчиком в обязательном порядке проводятся публичные слушания и (или) дебаты.";
пункт 16 изложить в следующей редакции:
"16. НПП, экспертные советы, общественные советы, РГП на ПХВ "Институт законодательства и правовой информации" (далее – ИЗПИ), члены Комиссии уведомляются о размещении консультативного документа на интернет-портале открытых НПА для получения позиций, экспертных заключений, рекомендаций, в том числе при каждом последующем их согласовании с заинтересованными государственными органами.
Уведомление членам Комиссии направляется органом-разработчиком не позднее 2 (два) рабочих дней. При этом НПП, экспертные советы, общественные советы и ИЗПИ уведомляются посредством портала открытых НПА автоматически.
Экспертные заключения представляют собой письменную позицию НПП или члена экспертного совета, носят рекомендательный характер и являются обязательными приложениями к проекту нормативного правового акта до его принятия, в том числе при каждом последующем согласовании данного проекта с заинтересованными государственными органами.
Срок, устанавливаемый для представления экспертных заключений, заключений, рекомендаций по консультативному документу, не может быть менее пятнадцати рабочих дней с момента поступления уведомления о его размещении на интернет-портале открытых НПА в НПП, членам экспертного совета, общественного совета, ИЗПИ.";
в части четвертой пункта 17 слова "5 (пять)" заменить словами "10 (десять)";
пункт 41 изложить в следующей редакции:
"41. Разработчиком обеспечивается направление проекта закона на проведение научной правовой, экономической, антикоррупционной и других экспертиз по проекту закона, за исключением проекта закона о республиканском бюджете, гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан, об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы, и по проекту закона о внесении в них изменений и дополнений.
При этом направление проекта закона на проведение научной правовой, экономической и антикоррупционной экспертиз обеспечивается посредством его размещения на интернет-портале открытых НПА.
Заключения данных научных экспертиз носят рекомендательный характер.
В случае несогласия с заключениями научных экспертиз разработчик проекта закона в установленные законодательством сроки опубликовывает на интернет-портале открытых НПА письменные аргументированные обоснования причин несогласия с соответствующими заключениями.";
пункт 45 изложить в следующей редакции:
"45. После завершения работы рабочей группы проект закона вместе со сравнительной таблицей к нему (в случаях внесения изменений и (или) дополнений в законы) по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам, пояснительной запиской по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам и пресс-релизом до направления на согласование в заинтересованные государственные органы размещается для публичного обсуждения на интернет-портале открытых НПА в порядке, регламентированном настоящими Правилами, и на интернет-ресурсе государственного органа.
В целях облегчения понимания положений проекта закона к нему прилагаются презентации, схемы с описанием модели бизнес-процесса регулирования и раскрытием конкретных механизмов его реализации, наглядно и доступно показывающие суть и содержание разработанного проекта закона.
Обсуждение на интернет-портале открытых НПА и (или) публичные слушания по проектам законов проводятся после публикации соответствующего проекта закона на интернет-портале открытых НПА и в соответствии с главой 3 настоящих Правил.
Представители целевых групп, члены общественного совета, экспертных советов, НПП и ИЗПИ уведомляются о размещении проекта закона на интернет-портале открытых НПА и приглашаются к даче рекомендаций, замечаний, предложений или (экспертных) заключений.
Данные требования распространяются на каждое последующее размещение и согласование проекта закона с заинтересованными государственными органами.";
часть первую пункта 46 изложить в следующей редакции:
"46. По проекту закона, имеющему социальное значение, разработчик может провести публичные слушания в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.";
часть вторую пункта 66 изложить в следующей редакции:
"Оценка эффективности принятого закона осуществляется в рамках правового мониторинга нормативного правового акта в порядке, установленном Правилами проведения правового мониторинга, утвержденными приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 11 июля 2023 года № 471 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 33069).";
приложение 2 к Правилам законотворческой работы Правительства Республики Казахстан изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
приложение 8 к Правилам законотворческой работы Правительства Республики Казахстан изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению;
2) в постановлении Правительства Республики Казахстан" от 6 января 2023 года № 10 "О Регламенте Правительства Республики Казахстан":
в Регламенте Правительства Республики Казахстан, утвержденном указанным постановлением:
пункт 39 дополнить частью второй следующего содержания:
"Ответственность за соблюдение процедур разработки и согласования проектов несут заместители первых руководителей либо руководители аппаратов государственных органов, непосредственно ответственные за проект.";
подпункт 3) пункта 40 изложить в следующей редакции:
"3) Министерством национальной экономики Республики Казахстан (далее – Министерство национальной экономики).";
пункт 86 дополнить частью третьей следующего содержания:
"Персональную ответственность за соблюдение процедур разработки и согласования проектов законов несут заместители первых руководителей либо руководители аппаратов государственных органов, непосредственно ответственные за проект.";
пункт 124 изложить в следующей редакции:
"124. Во исполнение поручений Президента и Премьер-Министра, требующих незамедлительного внесения изменений в законодательные акты, первые руководители уполномоченных государственных органов могут направить на имя Премьер-Министра предложения о внесении поправок в проекты законов в виде сравнительной таблицы, включающей предварительную позицию разработчика (далее – таблица).
В случае, если поправки в проект закона затрагивают интересы субъектов предпринимательства, прилагаются заключения Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и членов экспертных советов субъектов предпринимательства.
Таблица резолюцией Премьер-Министра, его заместителей или Руководителя Аппарата Правительства направляется министерствам юстиции, национальной экономики, финансов, а также другим прямо заинтересованным государственным органам для выработки предварительной позиции Правительства.
Государственные органы, определенные в качестве соисполнителей, а также Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан и члены экспертных советов субъектов предпринимательства направляют свои предложения или возражения на вносимые в проект закона поправки разработчику в течение 7 (семь) календарных дней, если иной срок не указан в поручении.
При необходимости разработчик проекта закона или заинтересованный государственный орган для формирования согласованной позиции государственных органов самостоятельно направляют соответствующие изменения и дополнения на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии либо консультативно-совещательных органов при Правительстве.
Разработчик проекта закона или заинтересованный государственный орган в течение 5 (пять) календарных дней, если иной срок не указан в поручении, по всем изменениям и дополнениям в проект закона формируют согласованную первыми руководителями позицию государственных органов, проект письма в адрес Парламента и вносят их в Аппарат Правительства.
Согласованная позиция государственных органов письмом за подписью Руководителя Аппарата Правительства направляется на согласование в Администрацию Президента по форме согласно приложению 10 к настоящему Регламенту.
Сформированная после согласования с Администрацией Президента согласованная позиция государственных органов выносится на презентацию, а затем на заседание для последующего голосования либо на заочное голосование членов Правительства.
На основе сформированной единой позиции в адрес Парламента направляется соответствующее письмо за подписью Премьер-Министра.
Запрещается вносить письма в адрес Парламента с предложениями о внесении поправок в проекты законов за подписью первых руководителей государственных органов и иных должностных лиц.
Уполномоченные государственные органы обязаны неукоснительно соблюдать выработанную Правительством единую позицию в палатах Парламента.";
пункт 125 изложить в следующей редакции:
"125. В случае внесения депутатами Парламента поправок в инициированный Правительством проект закона, а также в проект закона, инициированный депутатами Парламента (в том числе предполагающих сокращение поступлений или увеличение расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда), проект заключения Правительства по поручению Руководителя Аппарата Правительства разрабатывается разработчиком проекта закона по форме согласно приложению 11 к настоящему Регламенту.
В случае, если поправки в проект закона затрагивают интересы субъектов предпринимательства, то такие поправки направляются в Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан и членам экспертных советов субъектов предпринимательства для получения заключений, которые носят рекомендательный характер. Экспертные заключения направляются разработчику в течение 5 (пять) рабочих дней.
Государственные органы-соисполнители (в обязательном порядке министерства юстиции, национальной экономики, финансов) в срок не более чем 5 (пять) рабочих дней со дня поступления поручения согласовывают проект заключения Правительства путем направления разработчику соответствующих писем за подписью первого руководителя или уполномоченного им должностного лица.
В случае, если проект заключения Правительства находится на согласовании в государственном органе более 5 (пять) рабочих дней и ответ по нему не представлен, то такой проект считается по умолчанию "согласованным". При этом государственный орган, осуществляющий свод, в обязательном порядке указывает в своем сопроводительном письме о согласовании представленной информации с государственным органом "по умолчанию".
При отсутствии единой позиции в срок не более 2 (два) рабочих дней проводится межведомственное совещание, на котором вырабатывается единая позиция либо оформляются замечания с аргументированными обоснованиями, которые вместе с проектом заключения вносятся в Аппарат Правительства. В случае внесения проекта заключения Правительства с разногласиями вопрос рассматривается на совещании у Премьер-Министра или его заместителей, или Руководителя Аппарата Правительства для принятия решений.
Разработчик в срок не более чем 10 (десять) рабочих дней, если иной срок не указан в поручении, вносит в Аппарат Правительства проект заключения Правительства.
При необходимости к проекту заключения также прикладываются: финансово-экономические расчеты в части возможного сокращения поступлений или увеличения расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда, протоколы консультативно-совещательных органов при Правительстве, Республиканской бюджетной комиссии.
Проект заключения Правительства письмом за подписью Руководителя Аппарата Правительства направляется на согласование в Администрацию Президента.
Проект заключения Правительства после согласования его с Администрацией Президента подлежит обязательной презентации и рассмотрению на заседании в порядке, предусмотренном положениями настоящего Регламента.
Одобренный на заседании проект заключения Правительства вносится на подпись Премьер-Министру в течение 1 (один) рабочего дня.".
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
О. Бектенов |
Приложение 1 к постановлению Правительства Республики Казахстан от 4 октября 2024 года № 822 |
Приложение 2 к Правилам законотворческой работы Правительства Республики Казахстан |
Отчет по итогам публичных обсуждений консультативного документа регуляторной политики
"______________________________"
Дата опубликования консультативного документа регуляторной политики на интернет-портале открытых нормативных правовых актов _______
Дата (ы) проведения публичных обсуждений:
Публичные обсуждения на портале открытых НПА ______
Всего поступило замечаний и предложений _____
Из них принято ____
Не принято (основания непринятия) _____
Дата (ы) окончания публичных обсуждений:
Публичные слушания ______
Дебаты ______
Форма (ы) проведения публичных обсуждений _______
Таблица поступивших замечаний и предложений
№ п/п | Автор | Предложение/замечание | Позиция ГО | Примечание |
1. Поступившие замечания и (или) предложения на интернет-портал открытых нормативных правовых актов | ||||
1.1. Поступившие в процессе публичных обсуждений (на интернет-портал открытых нормативных правовых актов), за исключением субъектов, указанных в других разделах настоящего отчета | ||||
1. | ||||
2. | ||||
1.2. Поступившие непосредственно на дебатах или публичных слушаниях, за исключением субъектов, указанных в других разделах настоящего отчета | ||||
1. | ||||
2. | ||||
2. Поступившие от членов общественного совета | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. Поступившие от членов экспертного совета | ||||
1. | ||||
2. | ||||
4. Поступившие от НПП | ||||
1. | ||||
2. | ||||
5. Поступившие от аккредитованных некоммерческих организаций | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
6. Поступившие от Института законодательства и правовой информации | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. |
При этом органом-разработчиком в отчете могут быть описаны и другие работы, проведенные в рамках публичного обсуждения.
* Формирование разделов 1.1, 2-6 отчета осуществляется автоматически на интернет-портале открытых нормативных правовых актов.
Раздел 1.2 формируется разработчиком и включается в данный отчет.
___________________
Приложение 2 к постановлению Правительства Республики Казахстан от 4 октября 2024 года № 822 |
Приложение 8 к Правилам законотворческой работы Правительства Республики Казахстан |
Отчет по итогам публичных обсуждений проекта закона
"________________________________________________"
Дата опубликования проекта закона на интернет-портале открытых нормативных правовых актов _______
Всего поступило замечаний и предложений _____
Из них принято ____
Не принято (основания непринятия) _____
Дата (ы) проведения публичных обсуждений (при проведении) ______
Таблица поступивших замечаний и предложений
№ п/п | Автор | Предложение/замечание | Позиция ГО | Примечание |
1. Поступившие замечания и (или) предложения на интернет-портал открытых нормативных правовых актов | ||||
1.1. Поступившие в процессе публичных обсуждений (на интернет-портал открытых нормативных правовых актов), за исключением субъектов, указанных в других разделах настоящего отчета | ||||
1. | ||||
2. | ||||
1.2. Поступившие непосредственно на публичных слушаниях, за исключением субъектов, указанных в других разделах настоящего отчета | ||||
1. | ||||
2. | ||||
2. Поступившие от членов общественного совета | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. Поступившие от членов экспертного совета | ||||
1. | ||||
2. | ||||
4. Поступившие от НПП | ||||
1. | ||||
2. | ||||
5. Поступившие от аккредитованных некоммерческих организаций | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
6. Поступившие от Института законодательства и правовой информации | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
7. Поступившие от уполномоченной организации научной правовой экспертизы | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
8. Поступившие от координатора научной антикоррупционной экспертизы | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
9. Поступившие от уполномоченной организации научной экономической экспертизы | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. |
При этом органом-разработчиком в отчете могут быть описаны и другие работы, проведенные в рамках публичного обсуждения.
* Формирование разделов 1.1, 2-9 отчета осуществляется автоматически на интернет-портале открытых нормативных правовых актов.
Раздел 1.2 формируется органом-разработчиком и включается в данный отчет.
___________________