Конституционный совет Республики Казахстан в составе председателя Рогова И.И., членов совета Бахтыбаева И.Ж., Белорукова Н.В., Жаилгановой А.Н., Малиновского В.А., Нурмагамбетова А.М., Стамкулова У.М. с участием:
представителя Сената Парламента Республики Казахстан - депутата Сената Парламента Республики Казахстан Акылбая С.Б.,
представителя Мажилиса Парламента Республики Казахстан - депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Темирбулатова С.Г.,
представителя Правительства Республики Казахстан - вице-министра юстиции Республики Казахстан Куставлетова Д.Р.,
представителя Верховного суда Республики Казахстан - судьи Верховного суда Республики Казахстан Баишева Ж.Н.,
представителя Генеральной прокуратуры Республики Казахстан - заместителя Генерального прокурора Республики Казахстан Даулбаева А.К.
рассмотрел 4 апреля 2011 года в открытом заседании вопрос о пересмотре некоторых решений Конституционного совета Республики Казахстан в связи с изменением норм Конституции, на основании которых они были приняты.
Заслушав сообщение докладчика - члена Конституционного совета Белорукова Н.В., выступления участников заседания, проанализировав постановления Конституционного совета и другие материалы конституционного производства. Конституционный совет Республики Казахстан
установил:
В Конституционный совет Республики Казахстан поступило письмо Генеральной прокуратуры Республики Казахстан от 25 марта 2011 года № 22-11/2457 с предложением рассмотреть возможность пересмотра отдельных постановлений Конституционного совета.
Изучив информацию Генеральной прокуратуры и проанализировав принятые ранее итоговые решения, Конституционный совет Республики Казахстан 28 марта 2011 года возбудил конституционное производство в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 36 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года № 2737 "О Конституционном совете Республики Казахстан", согласно которому решение Конституционного совета может быть пересмотрено им по собственной инициативе в случае, если Конституционный совет установит, что изменилась норма Конституции, на основании которой оно было принято.
Законами Республики Казахстан от 7 октября 1998 года № 284-I и от 21 мая 2007 года № 254-III в Конституцию Республики Казахстан внесены изменения и дополнения, предусматривающие, в частности, увеличение количества депутатов палат Парламента (пункты 2 и 3 статьи 50), изменение требований для кандидата в депутаты Парламента (пункт 4 статьи 51); касающиеся порядка формирования палат Парламента (пункт 5 статьи 51), принятия конституционных законов (пункт 1 статьи 54), утверждения республиканского бюджета и отчетов Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета (подпункт 2) статьи 53 и подпункт 1) пункта 1 статьи 54); предоставляющие Главе государства право законодательной инициативы (пункты 1 и 6 статьи 61); регламентирующие порядок получения согласия Мажилиса Парламента на назначение Премьер-Министра республики (подпункт 3) статьи 44), избрание Сенатом Парламента председателя и судей Верховного Суда республики (подпункт 1) статьи 55 и пункт 1 статьи 82) и некоторые другие.
В этой связи Конституционный совет полагает, что некоторые ранее принятые им нормативные постановления требуют пересмотра.
Отмене в целом подлежат те из них, которые не согласуются с измененными и дополненными нормами Основного закона.
Отмене в части подлежат нормативные постановления Конституционного совета, отдельные положения которых не соответствуют конституционным новеллам. При их исключении не будут утеряны внутренняя логика и взаимосвязь, содержание и смысл толкования норм Конституции. Тем самым не изменится предмет и не расширяются пределы правовых позиций, закрепленных в отменяемых в части итоговых решениях (нормативное постановление Конституционного совета Республики Казахстан от 8 ноября 2007 года № 9).
При этом отмена нормативных постановлений Конституционного совета не означает утраты юридической силы законов Республики Казахстан, а также других правовых актов, связанных с отменяемыми постановлениями Конституционного совета (нормативные постановления Конституционного совета Республики Казахстан от 8 ноября 2007 года № 9, от 7 февраля 2008 года № 1 и от 24 сентября 2008 года № 7).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 31-33, подпунктом 1) пункта 1 и пунктом 3 статьи 36, пунктом 1 статьи 40, подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Конституционного закона Республики Казахстан 29 декабря 1995 года № 2737 "О Конституционном совете Республики Казахстан", Конституционный совет Республики Kaзахстан
постановил:
1. Отменить в целом следующие нормативные постановления Конституционного совета Республики Казахстан:
- от 24 декабря 1996 года № 9/2 "Об официальном толковании подпункта 2) статьи 53 Конституции Республики Казахстан";
- от 18 апреля 1997 года № 7/2 "Об официальном толковании пункта 4 статьи 51 Конституции Республики Казахстан";
- от 23 июня 1997 года № 14/2 "Об официальном толковании пункта 6 статьи 61 Конституции Республики Казахстан";
- от 4 февраля 1999 года № 16/2 "Об обращении Президента Республики Казахстан о проверке соответствия Конституции Республики Казахстан Закона "О карантине растений", принятого Парламентом Республики Казахстан 15 декабря 1998 года и представленного на подпись Президенту Республики Казахстан";
- от 13 мая 2003 года № 6 "Об официальном толковании пункта 7 статьи 61 и пункта 1 статьи 63 Конституции Республики Казахстан";
- от 14 февраля 2007 года № 2 "О проверке Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатуры" на соответствие Конституции Республики Казахстан".
2. Отменить в части следующие нормативные постановления Конституционного совета Республики Казахстан:
- от 21 апреля 1997 года № 6/2 "О представлении Ленинского районного суда г. Караганды о признании неконституционным пункта 2 статьи 33 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, "О государственной службе", исключив:
в абзаце четвертом мотивировочной части предложение: "Возраст государственного служащего не должен превышать шестидесяти лет, а в исключительных случаях - шестидесяти пяти лет.";
- от 15 октября 1997 года № 17/2 "Об официальном толковании статей 53-57 Конституции Республики Казахстан, устанавливающих полномочия Парламента и его палат", исключив:
в третьем предложении абзаца второго мотивировочной части слова "подпункт 13) статьи 53 Конституции устанавливает, что";
- от 12 марта 1999 года № 3/2 "Об официальном толковании пункта 7 статьи 61 и пункта 1 статьи 28 Конституции Республики Казахстан", исключив:
предложение второе абзаца третьего пункта 1 мотивировочной части: "Особая регламентация в отдельных статьях Конституции республики процедуры обсуждения и утверждения названного бюджета объясняется тем, что в отличие от большинства других законопроектов этот проект закона на раздельных заседаниях палат не принимается, как это предусмотрено подпунктом 1 статьи 54 Конституции, а только обсуждается; утверждение же его производится на совместном заседании палат.";
- от 18 марта 1999 года № 5/2 "Об официальном толковании пункта 4 статьи 51 Конституции Республики Казахстан в части нормы "постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы республики не менее трех лет", исключив:
абзацы четырнадцатый и пятнадцатый мотивировочной части;
абзац третий пункта 1 постановляющей части;
- от 15 июня 2000 года № 9/2 "Об официальном толковании пункта 6 статьи 61 Конституции Республики Казахстан", исключив:
второе предложение абзаца второго пункта 2 мотивировочной части: "При этом следует иметь в виду, что конституционно-правовое условие о необходимости положительного заключения Правительства обязательно во всех случаях и для всех без исключения законопроектов, предполагающих как сокращение государственных доходов, так и увеличение государственных расходов.";
- от 5 июля 2000 года № 11/2 "Об официальном толковании подпункта 1) статьи 55 и пункта 1 статьи 82 Конституции Республики Казахстан", исключив:
по тексту постановления слова: ", председателей коллегий", ", председатели коллегий", ", председателями коллегий";
- от 11 июля 2002 года № 6 "О проверке соответствия Конституции Республики Казахстан Закона "О политических партиях", исключив:
в абзаце шестом мотивировочной части слова "слияние общественных и государственных институтов,";
второе предложение абзаца седьмого мотивировочной части: "Невмешательство в дела друг друга государства и партий, а также конституционный запрет на государственное финансирование общественных объединений (пункт 2 статьи 5 Конституции), не могут пониматься как допускаемая возможность умаления социальных прав граждан, объединившихся в политическую партию и работающих в ее органах на постоянной основе.";
- от 5 августа 2002 года № 5 "О соответствии Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам прокурорского надзора", исключив:
абзацы двадцать третий и двадцать четвертый пункта 1 мотивировочной части;
- от 9 апреля 2004 года № 5 "О проверке Конституционного закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан" на соответствие Конституции Республики Казахстан", исключив:
второе предложение абзаца первого пункта 5 мотивировочной части: "Для принятия конституционных законов или внесения Парламентом в них изменений и дополнений на совместном заседании палат (подпункт 1 статьи 53), Конституцией устанавливается обязательное проведение "не менее двух чтений" (пункт 6 статьи 62)".
3. В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года № 2737 "О Конституционном совете Республики Казахстан" определить, что настоящее постановление не имеет обратной силы, поэтому отмена в целом либо в части ранее принятых нормативных постановлений Конституционного совета в силу пунктов 1 и 2 статьи 74 Конституции не влечет возможность подписания Президентом республики законов, признанных ранее неконституционными, либо возвращения им юридической силы. При необходимости такие законы могут быть вновь приняты с соблюдением процедур, установленных Конституцией и законодательством, регламентирующим порядок разработки и принятия нормативных правовых актов.
4. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.
5. Опубликовать настоящее нормативное постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.
Председатель
Конституционного совета
Республики Казахстан И. РОГОВ