О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан

Новый

Послание Конституционного Совета Республики Казахстан от 16 июня 2016 года № 09-2/1.

      В соответствии с подпунктом 6) статьи 53 Конституции Республики Казахстан и подпунктом 2) пункта 4 статьи 17 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года № 2737 "О Конституционном Совете Республики Казахстан" Конституционный Совет Республики Казахстан представляет Парламенту Республики Казахстан Послание "О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан".

      В нынешнем году исполняется двадцать пять лет Государственной Независимости Республики Казахстан. Поэтому Конституционный Совет считает необходимым отразить в настоящем Послании видение государственного строительства в соответствии с закрепленными в Конституции Республики ценностями, показать значение своих решений в этом историческом процессе.

      Во исполнение воли народа – единственного источника государственной власти – 16 декабря 1991 года Конституционным законом "О государственной независимости Республики Казахстан" торжественно провозглашена государственная независимость страны. Ее основы были заложены в чаяниях предков, документах и деяниях прогрессивных мыслителей, ратных подвигах и созидательном труде наших соотечественников и объявлены в Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года. Гражданами страны независимость Казахстана воспринимается как главная конституционная ценность и первооснова сохранения Нации.

      В становлении и укреплении независимости, успешном строительстве новой казахстанской государственности основополагающая роль принадлежит Первому Президенту Республики Казахстан – Лидеру Нации Нурсултану Абишевичу Назарбаеву. Получив 1 декабря 1991 года полное доверие народа в ходе прямых выборов, Елбасы на конституционной основе обеспечил рывок в Новую Эпоху и ведет Казахстан по пути мира и прогресса.

      В своем Послании народу Казахстана от 30 ноября 2015 года "Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие" Глава государства отметил, что всего за четверть века Казахстан состоялся и как суверенная национальная экономика, включенная в глобальные хозяйственные связи, и как государство, ставшее полноценным участником мировой семьи наций.

      Путь страны был обозначен в Стратегии "Казахстан-2030", ставшей важнейшим мировоззренческим прорывом. Благодаря ей была проведена тройная модернизация: построено современное государство и совершен переход к рыночной экономике; заложены основы социального государства; перестроено общественное сознание. Избранная политическая, социально-экономическая и внешнеполитическая модель развития доказала свою эффективность.

      Казахстан вошел в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира и продвигается к достижению главной цели Стратегии "Казахстан-2050" – вхождение в число 30 наиболее развитых государств.

      Это стало возможным благодаря четкому видению верховной властью перспектив Казахстана, направлений и путей реализации определенных ею приоритетов, концентрации усилий граждан, общества и государства на их претворении в жизнь, а также предотвращению порождаемых мировыми и региональными кризисами вызовов и рисков.

      Воплощением стратегических идей Елбасы является столица нашей страныАстана – гордость всех казахстанцев. Астана и независимый Казахстан – понятия неразделимые, и, говоря об Астане, мы подразумеваем нашу Родину в целом. Астана является не только административным центром государства, но и символом экономических, политических и социальных успехов нашей страны.

      Сегодня Казахстан вступил в новый этап своего развития, очерченный в "Плане Нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева". В их числе: формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата; обеспечение верховенства закона; индустриализация и экономический рост, основанный на диверсификации; Нация единого будущего; транспарентное и подотчетное государство.

      Суверенный Казахстан стал равноправным членом международного сообщества. Достижения страны и личный авторитет ее Лидера явились основой для успешного председательства Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организации исламского сотрудничества, Шанхайской организации сотрудничества, Содружестве Независимых Государств и других международных организациях. Вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию, баллотирование в качестве непостоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций открывают новые возможности для укрепления международной правосубъектности страны. Тесно сотрудничая со структурами Организации Объединенных Наций и другими авторитетными глобальными акторами, Казахстан инициирует и проводит политику обеспечения национальных интересов, предупреждения и ослабления новейших внешних угроз, укрепления мира, согласия и толерантности между народами, экономического развития на благо всех людей Планеты Земля. Свое концентрированное воплощение она получила в Манифесте "Мир. XXI век", внесенном в Организацию Объединенных Наций Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым.

      Республика Казахстан, являясь независимым государством и самостоятельным субъектом международных отношений, осуществляет в интересах народа Казахстана политику сотрудничества и добрососедских отношений с другими государствами на основе Конституции и в соответствии с международными договорами и законами Республики.

Базовые Ценности Независимости

      Политико-правовой основой Независимости, становления, укрепления и совершенствования новой государственности является Конституция страны. Прогрессивные положения учредивших государственную независимость исторических документов легли в основу первой Конституции Республики Казахстан от 28 января 1993 года, а в последующем – действующей Конституции Республики, принятой 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Ею окончательно закреплены главные консолидирующие общество ценности и конструкции независимого Казахстана, обеспечившие его легитимность и международное признание.

      В соответствии с Основным Законом символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина выступает Президент Республики. Благодаря жесткой установке Главы государства на всемерное раскрытие потенциала Конституции основные компоненты государственности за довольно короткий период получили практическое воплощение в важнейших государственных решениях.

      Проникновение духа и идей Основного Закона в реальную жизнь, последовательная конституционализация всех ее сторон обеспечиваются, наряду с сугубо правовыми методами, последовательной реализацией документов стратегического государственного планирования, упрочением рыночной экономики, укреплением межэтнического и межконфессионального согласия, социальных гарантий, развитием сфер культуры и образования.

      В свою очередь, исходя из достигнутого обществом и государством нового состояния и в целях решения очередных задач осуществлялась модернизация действующей Конституции посредством проведенных в 1998 и 2007 годах конституционных реформ и "точечного" ее дополнения в 2011 году. Внесенные в Основной Закон новеллы оперативно находили законодательную реализацию в правовой системе и повседневной жизни страны.

      Стратегия развития Казахстана и основанная на ней правовая политика позволили обеспечить системность и комплексность преобразований и в итоге – синергетический эффект Государственной Независимости.

      В Республике целенаправленно формируется государство конституционного патриотизма, главными принципами которого являются верховенство права и правопорядок, всеобщее законопослушание и безопасность, свобода и ответственность.

      Системным сводом общегражданских ценностей, укрепляющих казахстанскую идентичность и единство, общественное согласие, выступает общенациональная патриотическая идея Нурсултана Абишевича Назарбаева "Мәңгілік Ел". Она логически вытекает из преамбулы Конституции, связывает прошлое, настоящее и будущее страны, объединяет всех казахстанцев и является мировоззренческой основой казахстанской идентичности. Ее юридической формой стал Патриотический Акт "Мәңгілік Ел", одобренный в 2015 году Республиканским форумом патриотов Казахстана и принятый на XXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана 26 апреля нынешнего года.

      Уникальный государственно-общественный институт – Ассамблея народа Казахстана – консолидирует этнокультурные объединения, депутатов Парламента и маслихатов, руководителей центральных и местных исполнительных органов, общественных деятелей, представителей политических партий, религиозных объединений, неправительственных организаций, учебных заведений, научной, творческой интеллигенции и средств массовой информации. Ныне перед Ассамблеей открываются новые просторы в качестве главного института по мониторингу исполнения Патриотического Акта "Мәңгілік Ел".

      Высшими ценностями независимого Казахстана признаются человек, его жизнь, права и свободы (пункт 1 статьи 1 Конституции). Основное содержание Конституции и базирующихся на ней правовых актов, в том числе документов государственного планирования, составляет забота о каждом казахстанце. Благодаря этому обеспечивается приоритет личности во всех сферах жизни общества.

      Конституционные нормы о правах человека, гарантиях и механизмах их реализации, ответственности граждан неоднократно были предметом официального толкования Конституционного Совета, который постоянно подчеркивал системообразующую роль этих положений:

      перечень прав и свобод человека гарантируется государством в пределах, установленных нормами Конституции Республики и соответствующих ей иных нормативных правовых актов. Признание прав и свобод человека абсолютными означает их распространение на каждого человека, находящегося на территории Республики Казахстан, независимо от его принадлежности к гражданству Республики. Неотчуждаемость прав и свобод предполагает, что установленных Конституцией прав и свобод человек не может быть лишен никем, в том числе и государством, кроме случаев, предусмотренных Конституцией и принятых на ее основе законов. Указанные права и свободы человека определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов (нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан (далее – нормативное постановление КС) от 28 октября 1996 года № 6/2);

      возведение конкретной разновидности прав и свобод до конституционного уровня и объявление в Конституции об их гарантированности предполагает возложение на государство особой обязанности обеспечить реализацию этих прав и свобод (нормативные постановления КС от 12 марта 1999 года № 3/2 и от 29 апреля 2005 года № 3);

      законодатель при принятии законов обязан исходить из конституционных пределов допустимого ограничения прав и свобод человека и гражданина, не искажая существа конституционных прав и свобод и не вводя таких ограничений, которые не согласуются с конституционно определенными целями (нормативное постановление КС от 27 февраля 2008 года № 2).

      Казахстан является участником основных универсальных международных договоров в сфере защиты прав человека, положения которых имплементируются в национальное законодательство.

      Внутригосударственные меры принимаются на основе верховенства Конституции, на что Конституционный Совет обращал внимание в нескольких итоговых решениях:

      согласно пункту 1 статьи 4 Конституции соответствующие ее нормам международные договоры и иные обязательства Республики являются составной частью действующего права Республики;

      в случае признания в установленном порядке международного договора Республики Казахстан или отдельных его положений противоречащими Конституции Республики, обладающей согласно пункту 2 статьи 4 Основного Закона высшей юридической силой на территории Республики, такой договор полностью или в части, признанной не соответствующей Конституции, не подлежит исполнению;

      приоритет перед законами и непосредственное применение ратифицированных международных договоров предполагает ситуативное превосходство норм таких договоров в случаях коллизии с нормами законов (нормативные постановления КС от 11 октября 2000 года № 18/2 и от 18 мая 2006 года № 2);

      гражданин на территории своей Республики является субъектом ее действующего права. В случае нарушения его прав, свобод и законных интересов или совершения им противоправных действий на него распространяется юрисдикция государственной власти Казахстана, осуществление которой возложено на соответствующие государственные органы Республики (нормативное постановление КС от 7 мая 2001 года № 6/2).

      В целях исполнения приведенных правовых позиций Конституционного Совета были внесены поправки в некоторые ратифицированные международные договоры Республики, в частности в Договор аренды комплекса "Байконур" между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 10 декабря 1994 года и Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур" от 4 октября 1997 года.

      Стержнем единого казахстанского общества выступает институт семьи. Через крепкие семейные узы из поколения в поколение передаются лучшие духовно-нравственные ценности народа – толерантность, трудолюбие, любовь к Родине, уважение к старшим, устремленность в будущее. По инициативе Главы государства с 2013 года ежегодно отмечается праздник – День семьи, который подчеркивает особую ее значимость.

      Конституционный Совет в нормативном постановлении от 18 мая 2015 года № 3 подчеркнул, что брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства и относятся к числу фундаментальных конституционных ценностей Республики, которые закономерно вытекают из высоких целей и базовых принципов, сформулированных в Основном Законе. В своей совокупности они обеспечивают преемственность поколений, выступают условиями сохранения и развития народа Казахстана, являющегося носителем суверенитета, единственным источником государственной власти.

      4 июня 1992 года были утверждены главные атрибуты независимости – государственные символы Республики Казахстан: Государственный Флаг, Государственный Герб, а также Государственный Гимн (обновлен 7 января 2006 года). Они олицетворяют государственную идентичность и суверенитет Республики, демонстрируют миру образ нового независимого государства – общего дома для всех казахстанцев.

      Конституционным Советом даны разъяснения по вопросам правового регулирования порядка использования государственных символов: употребление исключительно казахского языка в государственных символах свидетельствует о высшем политико-правовом статусе государственного языка, определение порядка официального использования Государственного Герба Республики Казахстан относится к компетенции законодателя и устанавливается конституционным законом (нормативные постановления КС от 6 июля 2006 года № 3 и от 23 февраля 2007 года № 3).

      Сегодня Казахстан имеет юридически оформленные на международном уровне государственные границы – рубежи мира и добрососедства, гарантирующие суверенитет Республики и целостность территории.

      Как отмечал Конституционный Совет, территория государства представляет собой пространственный предел, в котором государство существует и действует как суверенная организация власти. Территориальная целостность – определяющее условие национальной безопасности Казахстана и означает недопустимость расчленения его территории, использования природных ресурсов без согласия государства и произвольного изменения статуса регионов Казахстана, нерушимость государственной границы и запрет на территориальные уступки в ущерб национальным интересам и суверенному равенству государства. Изменение унитарности и территориальной целостности Республики не могут быть предметом инициирования изменений и дополнений в Конституцию (нормативные постановления КС от 4 декабря 1998 года № 13/2 и от 23 апреля 2003 года № 4).

      Суверенитет Казахстана распространяется и на международные отношения, субъектом которых является Республика, а предусмотренные в Конституции общие положения, принципы и нормы, относящиеся к основам суверенитета, независимости и конституционного строя (статьи 1-5, 10-12, 34, 36, 39 и другие), обеспечиваются и охраняются в первую очередь Конституцией, а лишь затем – основывающимися на ней нормативными правовыми актами меньшей юридической силы (нормативные постановления КС от 1 декабря 2003 года № 12, от 5 ноября 2009 года № 6, Послание Конституционного Совета Республики Казахстан "О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан" от 16 июня 2015 года № 11-2/1).

      В Казахстане реализуется выверенная языковая политика Главы государства, основанная на приоритетности государственного языка и уважении языков народа Казахстана. Уважению к государственному языку, недопустимости дискриминации по языковому признаку способствует реализация утвержденной Указом Президента Республики от 29 июня 2011 года № 110 Государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011–2020 годы, а также внедрение уникального проекта "Триединство языков".

      Конституционным Советом приняты решения, разъясняющие суть и содержание норм Основного Закона о языках, устанавливающие условия и порядок их применения:

      из конституционного закрепления казахского языка в качестве государственного следует, что казахский язык является одним из определяющих факторов государственности Казахстана, символизирует его суверенитет и является элементом конституционно-правового статуса Республики, выражающим единство народа Казахстана;

      пункт 2 статьи 7 Конституции "в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык" понимается однозначно, что в государственных организациях и органах местного самоуправления казахский и русский языки употребляются в равной степени, одинаково, независимо от каких-либо обстоятельств;

      равенство в употреблении казахского и русского языков означает также равную юридическую значимость текстов нормативных правовых актов на казахском и русском языках;

      Конституция предоставляет право каждому по своему усмотрению выбирать язык общения;

      государство обязано защищать любой язык, функционирующий в обществе, и предупреждать дискриминацию по языковому признаку. Законодательство и правоприменительная практика должны учитывать норму пункта 2 статьи 14 Конституции, согласно которой никто не может подвергаться какой-либо дискриминации, в том числе по мотивам языка (нормативные постановления КС от 8 мая 1997 года № 10/2, от 11 февраля 2009 года № 1 и от 18 мая 2015 года № 3).

      Устойчивую политико-правовую связь человека с суверенным Казахстаном выражает институт гражданства Республики Казахстан – ценность для всех казахстанцев, ощущение наличия благополучной Родины, гордость за ее достижения и труд на ее благо.

      Разъясняя нормы Основного Закона, регулирующие вопросы института гражданства, Конституционный Совет подчеркивал:

      институт гражданства является определяющим признаком суверенитета, независимости и конституционного строя Республики, поскольку только народ Казахстана, состоящий из граждан государства, является "единственным источником государственной власти" и "осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам" (пункты 1 и 2 статьи 3 Конституции);

      конституционный принцип единства гражданства исходит из унитарности государства и означает, что граждане Республики обладают единым правовым статусом, основывающимся на единой конституционной правосубъектности (пункт 1 статьи 2, пункт 3 статьи 12, пункт 1 статьи 13 Конституции). Под принципом равенства гражданства следует понимать равенство прав, свобод и обязанностей граждан Республики независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств (нормативное постановление КС от 1 декабря 2003 года № 12).

      Разъясняя различные аспекты конституционного статуса гражданина, Конституционный Совет постоянно обращает внимание на неразрывность прав и свобод с обязанностями, которые именно в силу принадлежности к гражданству казахстанцы несут перед другими людьми, обществом и государством.

      Конституцией в числе основополагающих принципов деятельности Республики определены общественное согласие и политическая стабильность (пункт 2 статьи 1). Они занимают исключительно важное место в деятельности государства, его институтов, общественных объединений и каждого гражданина.

      Положения преамбулы Основного Закона в сочетании с конституционными нормами: о равенстве всех и запрете дискриминации по любым мотивам; об идеологическом и политическом многообразии; о праве каждого на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; об обеспечении учета национально-культурных и иных значимых интересов общества при назначении Главой государства части депутатов Сената; о признании неконституционными любых действий, способных нарушить межнациональное согласие, являются правовой основой уникальной казахстанской модели полиэтнического общества.

      Практической реализации упомянутых конституционных положений способствуют также и правовые позиции Конституционного Совета, создающие юридическую основу для осуществления обозначенных Президентом Республики магистральных направлений по формированию Нации единого будущего:

      принцип равенства всех перед законом и судом предполагает равенство прав и обязанностей, равную защиту государством этих прав и равную ответственность каждого перед законом, единство требований и правовой ответственности для всех субъектов соответствующих правоотношений, осуществляющих однородные виды деятельности (нормативные постановления КС от 10 марта 1999 года № 2/2, от 29 марта 1999 года № 7/2, от 31 января 2005 года № 1 и другие);

      согласно статье 14 Конституции все равны перед законом, что подразумевает равенство всех религий и религиозных объединений перед законом, недопущение предоставления некоторым религиям и религиозным объединениям каких-либо преимуществ по отношению к другим, запрет на дискриминацию по мотивам отношения к религии, убеждений или по любым иным обстоятельствам (нормативные постановления КС от 4 апреля 2002 года № 2 и от 11 февраля 2009 года № 1);

      пункт 1 статьи 20 Конституции Республики гарантирует свободу слова и творчества, что предполагает право на свободное выражение мнений, взглядов, убеждений, идей в различных видах и формах, в том числе и через средства массовой информации (нормативные постановления КС от 21 апреля 2004 года № 4 и от 27 февраля 2008 года № 2);

      право граждан Республики Казахстан на свободу объединения в политические партии вытекает из пункта 1 статьи 5 Общих положений Конституции о том, что в Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие, и корреспондирует конституционному праву на свободу объединения, особые виды которого могут регулироваться отдельными законами (нормативное постановление КС от 11 июля 2002 года № 6).

      С момента обретения независимости перед Казахстаном встала задача по обеспечению правового суверенитета страны как составной части государственного суверенитета. За двадцать пять лет проведена масштабная работа по созданию нового права, соответствующего высоким международным стандартам, казахстанским традициям и интересам динамичного обновления всех сфер государственного управления и общественного устройства.

      Формирование национальной правовой системы осуществлялось поэтапно на основе четкого стратегического планирования. Еще в Государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан (постановление Президента Республики от 12 февраля 1994 года № 1596) были закреплены основные направления государственной правовой политики, суть которых состояла в насыщении правовой инфраструктуры идеями и ценностями доктрины естественного права, правового государства, дальнейшей конституционализации всей системы действующего права. В последующем они получили развитие и детализацию в Концепции правовой политики Республики Казахстан со сроком действия до 2010 года (Указ Президента Республики от 20 сентября 2002 года № 949), а после ее реализации – в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период 2010–2020 годы (Указ Президента Республики от 24 августа 2009 года № 858).

      Ускоренные темпы развития государства, повсеместное внедрение принципа верховенства права, усиление роли институтов гражданского общества, углубляющиеся с каждым годом процессы глобализации определяют потребность в законодательных актах нового поколения. С этой целью уже приняты новые Трудовой, Гражданский процессуальный, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы (соответственно, от 23 ноября 2015 года № 414-V, от 31 октября 2015 года № 377-V, от 3 июля 2014 года № 226-V, от 4 июля 2014 года № 231-V, от 5 июля 2014 года № 234-V), Кодекс об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V, законы "О противодействии коррупции" от 18 ноября 2015 года № 410-V, "О государственной службе Республики Казахстан" от 23 ноября 2015 года № 416-V, "О занятости населения" от 6 апреля 2016 года № 482-V и многие другие, которые отвечают современным реалиям и вызовам.

      Структурные элементы и принципы национального законодательства раскрыты в ряде решений Конституционного Совета:

      действующее право Республики Казахстан рассматривается как система норм, содержащихся в принятых правомочными субъектами в установленном порядке нормативных правовых актах: Конституции и соответствующих ей законах Республики, Указах Президента, постановлениях Парламента и его Палат, Правительства Республики, иных нормативных правовых актах, международных договорах Республики Казахстан, нормативных постановлениях Конституционного Совета и Верховного Суда Республики. Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан (нормативные постановления КС от 28 октября 1996 года № 6/2 и от 6 марта 1997 года № 3);

      сложность конституционной материи, многообразие и подвижность отношений конституционного регулирования, объективная эволюция всех сторон жизни казахстанского общества требуют безусловного учета смысла конституционных ценностей, положений и норм как при принятии, так и применении законов, а также особой тщательности в использовании конституционного понятийного аппарата (Послание Конституционного Совета Республики Казахстан "О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан" от 19 июня 2014 года № 09-3/1).

      За годы независимости в Казахстане сформирована эффективная государственная власть, создано пользующееся доверием народа сильное и успешное государство.

      Государство постоянно подтверждает свою способность к самосовершенствованию, исходя из запросов общества передает часть государственных услуг в конкурентную среду, расширяет сферы и формы участия граждан страны и общественных объединений в отправлении государственной деятельности, создает новые механизмы и гарантии местного самоуправления. В президентскую форму правления внедряются меры по расширению партийных начал парламентаризма и перераспределению полномочий между ветвями государственной власти, по укреплению связей депутатского корпуса с Правительством при повышении их взаимной ответственности и усилении контроля Парламента за Правительством.

      Конституционным Советом дано официальное толкование конституционных норм о: принципе единства и разделения государственной власти на ветви; президентской форме правления; порядке формирования, функциях и полномочиях органов законодательной, исполнительной власти, судов, прокуратуры и других государственных органов; обеспечении национальной безопасности и использовании Вооруженных Сил и других основополагающих вопросах государственного аппарата, результаты которых были положены в основу соответствующего отраслевого законодательства (нормативные постановления КС от 17 марта 1999 года № 4/2, от 14 июля 1999 года № 13/2, от 5 августа 2002 года № 5, от 19 ноября 2003 года № 11, от 19 августа 2005 года № 5, от 14 апреля 2006 года № 1, от 18 апреля 2007 года № 4, от 18 июня 2007 года № 7, от 24 февраля 2015 года № 2 и другие).

      Социально ориентированная рыночная экономика базируется на признании и равной защите государственной и частной форм собственности.

      Конституционным Советом сформулирован ряд правовых позиций, раскрывающих конституционный смысл и содержание права собственности:

      принципы и нормы Конституции провозглашают и закрепляют гарантии права собственности на всех этапах его возникновения, изменения и прекращения, распространяются на все процедуры вынесения соответствующих решений государственными органами и должностными лицами, обеспечивая стабильное и поступательное развитие общества и государства, незыблемость прав и свобод человека и гражданина (нормативные постановления КС от 23 апреля 2008 года № 4, от 7 декабря 2011 года № 5 и от 11 июня 2014 года № 2);

      смысл конституционного требования о равной защите государственной и частной собственности заключается в том, что государственный и частный собственник в конкретных правоотношениях, разрешенных и допускаемых для них законодательством, должны подчиняться одному и тому же правовому режиму как в публичной, так и в частной сферах (нормативные постановления КС от 3 ноября 1999 года № 19/2 и от 31 января 2005 года № 1);

      пункт 3 статьи 26 Конституции следует понимать так, что принудительное отчуждение имущества возможно лишь при обязательном соблюдении условий, названных в этой норме: во-первых, для государственных нужд, во-вторых, в исключительных случаях, предусмотренных законами, и, в-третьих, при условии равноценного его возмещения. Указанные положения создают гарантии защиты права собственности и являются обязательными для законодательных и правоприменительных органов при осуществлении ими своих полномочий (нормативные постановления КС от 20 декабря 2000 года № 21/2 и от 1 июля 2005 года № 4).

      Все программно-стратегические документы страны пронизаны незыблемыми общегуманистическими принципами, определяющими основы существования всего человечества. Реализуя положения статьи 8Конституции, суверенный Казахстан демонстрирует свою приверженность глобальной ответственности, вносит весомый вклад в прогресс мировой цивилизации.

      Ежегодно 29 августа мировое сообщество отмечает Международный день действий против ядерных испытаний. Он был провозглашен Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в декабре 2009 года (резолюция 64/35) по предложению Казахстана. Именно в этот день в 1991 году было принято историческое и мужественное решение Президента Казахстана Н. А. Назарбаева о закрытии Семипалатинского ядерного полигона. Казахстан заслуженно признан лидером глобального антиядерного движения.

      Правильному определению соотношения международного и национального права служит ряд решений Конституционного Совета, в частности, его правовая позиция: "положение статьи 8 Конституции о том, что Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права, означает стремление учитывать их при создании внутригосударственного права" (нормативные постановления КС от 23 апреля 2003 года № 4 и от 18 мая 2006 года № 2).

      Согласно Основному Закону Республики конституционный контроль возложен на Конституционный Совет. Накопленный багаж правовых позиций нормативных постановлений, выводов и рекомендаций ежегодных посланий позволяет Конституционному Совету быть активным участником конституционного процесса.

      За прошедшие годы государственными органами предпринят ряд мер по выполнению решений Конституционного Совета. Адекватно конституционным ценностям развивалась правовая база Республики, вносились изменения и дополнения в законодательство в сферах защиты прав человека, управления государством, национальной безопасности, обороноспособности, экономики, финансов, социального обеспечения, судоустройства и судопроизводства, прокурорского надзора, избирательной системы и других.

      При формировании концепций и содержания большинства из 59 законов, инициированных для осуществления "Плана Нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева", и предусмотренных ими подзаконных нормативных правовых актов, были учтены решения Конституционного Совета, в частности:

      правовые позиции Конституционного Совета реализованы в действующем Гражданском процессуальном кодексе и поправках в другие процессуальные кодексы, обеспечивших переход от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой, расширение области применения судов с участием присяжных заседателей и внедрение других прогрессивных новелл в судебную систему (нормативные постановления КС от 5 июня 1998 года № 3/2, от 29 марта 1999 года № 7/2, от 1 ноября 2000 года № 19/2, от 24 января 2007 года № 1 и другие);

      в Законе "О доступе к информации" от 16 ноября 2015 года № 401-V учтены положения нормативных постановлений Конституционного Совета касательно права каждого свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом (нормативные постановления КС от 4 апреля 2002 года № 2, от 5 августа 2002 года № 5, от 21 апреля 2004 года № 4 и от 18 мая 2015 года № 3);

      в Предпринимательском кодексе от 29 октября 2015 года № 375-V нашли отражение правовые позиции и рекомендации нормативных постановлений Конституционного Совета по вопросам равенства субъектов предпринимательства, права собственности, государственного регулирования и социальной ответственности предпринимательства и другим аспектам активной экономической деятельности граждан (от 10 марта 1999 года № 2/2, от 29 марта 1999 года № 7/2, от 3 ноября 1999 года № 19/2, от 31 января 2005 года № 1, от 23 апреля 2008 года № 4, от 15 октября 2008 года № 8, от 7 декабря 2011 года № 5, от 16 мая 2013 года № 2 и другие);

      Закон "О правовых актах" от 6 апреля 2016 года № 480-V направлен на реализацию нормативного постановления Конституционного Совета от 6 марта 2013 года № 1, в котором было отмечено, что Конституция не ограничивает предмет правового регулирования специального закона исключительно порядком разработки, представления, обсуждения, введения в действие и опубликования законодательных и иных нормативных правовых актов, указанных в пункте 8 статьи 62 Основного Закона. В него могут быть включены и другие вопросы правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц, в том числе регулирования порядка разработки и принятия правовых актов, не являющихся нормативными.

      Дальнейшее укрепление Государственной Независимости Республики Казахстан, по мнению Конституционного Совета, может осуществляться посредством:

      постоянного упрочения конституционализма и режима конституционной законности, полной реализации ценностей Основного Закона, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции страны;

      формирования и внедрения на основе научно определенных индикаторов эффективной системы всеобъемлющего конституционного мониторинга, заключающегося в анализе на предмет реализации конституционных ценностей действующего права и правоприменительной практики;

      динамичной конституционализации правовой среды и обновления законодательства при повышении эффективности планов законопроектных работ, улучшения качества проектов законов, аналитической и прогностической оценки последствий их принятия, синхронизации издания законодательных актов и сопутствующих им подзаконных нормативных правовых актов;

      эффективного использования предусмотренного статьей 78 Основного Закона по инициативе судов последующего конституционного контроля для усиления защиты конституционных прав и свобод граждан;

      стимулирования должного конституционного правопонимания, правомерного поведения граждан, неприятия ими нарушений и злоупотреблений правом, воспитания конституционного патриотизма.

      Сохраняют свою актуальность рекомендации Конституционного Совета государственным органам, включая органы правосудия, об их обязанности при принятии решений ссылаться на соответствующие нормы Конституции, что вытекает из пункта 2 статьи 4 Конституции о высшей юридической силе и прямом действии норм Основного Закона.

      Конституционный Совет полагает, что реализация вышеизложенного будет способствовать устойчивому и последовательному укреплению конституционализма, модернизации правовой системы, усилению гарантий прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию управления государством.

Председатель Конституционного Совета


Республики Казахстан

И. РОГОВ


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.