О Государственной программе развития страхования в Республике Казахстан на 2000-2002 годы

Утративший силу

Указ Президента Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года N 491. Утратил силу - Указом Президента РК от 9 января 2006 года N 1696 (U061696)(вводится в действие со дня подписания)

      В целях формирования эффективной национальной страховой индустрии и обеспечения дальнейшего развития ее приоритетных направлений постановляю: 
      1. Утвердить Государственную программу развития страхования в Республике Казахстан на 2000-2002 годы и План мероприятий по ее реализации (прилагаются). 
      2. Правительству Республики Казахстан совместно с Национальным Банком Республики Казахстан как уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору за страховой деятельностью принять меры по выполнению мероприятий согласно документам, утвержденным пунктом 1 настоящего Указа.
      3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
      4. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания и подлежит опубликованию.

       Президент
  Республики Казахстан     

                                                       Утверждена
                                                  Указом Президента 
                                                Республики Казахстан
                                          от 27 ноября 2000 г. N 491

                       Государственная программа 
           развития страхования в Республике Казахстан на 
                           2000-2002 годы     

                                  Паспорт


  Наименование             Государственная программа развития страхования в 
                         Республике Казахстан на 2000-2002 годы            
                         (далее - Программа)

Решение о                Поручение Президента Республики Казахстан, данное 
разработке               им в ходе выступления на 2-м конгрессе финансистов
Программы                Казахстана в ноябре 1999 г.

Основной                 Национальный Банк Республики Казахстан
разработчик              (по согласованию с Правительством Республики      
                         Казахстан)

Цели                     Формирование современного и стабильного
                         национального страхового рынка, способного стать  
                         реальным инструментом защиты интересов            
                         государства, граждан и хозяйствующих субъектов,   
                         создание эффективной страховой системы как одной  
                         из составляющей государственной социальной 
                         политики

Приоритеты               1) совершенствование основ национальной страховой
Программы                   системы;
                         2) расширение сферы применения страхования;
                         3) активное использование инвестиционного         
                            потенциала страховой индустрии;
                         4) определение оптимального перечня видов         
                            обязательного страхования, законодательное 
                            закрепление особенностей их проведения;
                         5) ускоренное развитие страхования жизни и        
                            здоровья, системы аннуитетов и иных социально 
                            значимых видов страхования;
                         6) развитие инфраструктуры и потенциала           
                            национального страхового рынка;
                         7) усиление государственного регулирования        
                            страхового рынка и надзора за страховой 
                            деятельностью;
                         8) зашита законных интересов страхователей,       
                            застрахованных и выгодоприобретателей;
                         9) разработка необходимых мер по вхождению        
                            Казахстана в международные схемы страхования 
                            и определение условий иностранного присутствия 
                            на страховом рынке республики.

Задачи                      Для реализации целей Программы                 
Программы                   предусматривается решить следующие задачи:
                            - уточнение принципов предоставления           
                              страховой защиты как вида социального 
                              обеспечения;
                            - расширение сферы применения страхования и    
                              уточнение видов обязательного страхования;
                            - формирование современной инфраструктуры      
                              страхового рынка и условий для организации 
                              деятельности его участников;
                            - организация эффективной системы страхового   
                              надзора с учетом международных стандартов;
                            - повышение требований по финансовой           
                              устойчивости и платежеспособности страховых  
                              и перестраховочных организаций;
                            - содействие внедрению современных страховых   
                              технологий;
                            - организация системы подготовки,              
                              переподготовки и повышения кадров в области  
                              страхования.

Основные                      Развитие потенциала национальной страховой   
мероприятия                   индустрии и создание условий для расширения  
Программы                     страховых услуг. 

                              Анализ существующих проблем страхового рынка 
                              и положения дел с обязательными видами 
                              страхования.

                              Разработка нормативной правовой базы,        
                              учитывающей особенности налогообложения и    
                              других вопросов в сфере страхования.

                              Проведение информационно-разъяснительной     
                              работы с целью укрепления доверия населения  
                              к страховому рынку.

                              Кадровое и научно-методическое обеспечение.

Источники                     Программа не предполагает осуществления 
финансирования                дополнительного финансирования и может быть  
                              решена в пределах средств, выделяемых на 
                              содержание государственных органов,          
                              задействованных в ее реализации.

Ожидаемый                     Создание емкого и конкурентоспособного       
конечный                      национального страхового рынка, повышение    
результат                     финансовой устойчивости и надежности 
от реализации                 страховых организаций, качества              
Программы                     предоставляемых ими услуг, расширение сферы 
                              применения страховой защиты от различных
                              неблагоприятных и непредвиденных событий,    
                              приток значительных средств в экономику      
                              страны на долгосрочной основе за счет ее     
                              внутренних резервов, создание условий для 
                              ускоренного развития рыночных преобразований 
                              в республике за счет возможностей            
                              страхования.

Срок реализации               2000-2002 годы

                              1. Введение

      Создание современной национальной страховой системы требует разработки и поэтапной реализации мер по подъему рынка страховых услуг на качественно новый уровень. Эти положения вытекают из поручения Президента Республики Казахстан, данного им в ходе выступления на 2-ом конгрессе финансистов Казахстана в ноябре 1999 года, которое явилось основанием для разработки настоящей Программы. 
      Современный период развития Казахстана и принятые стратегические документы по углублению начатых реформ предполагают активное использование внутреннего потенциала республики и ее собственных инвестиционных возможностей. 
      С этой точки зрения, большой резерв заложен в правильной организации национальной страховой системы и ускоренном развитии некоторых социально значимых видов страхования. Сфера страхования охватывает все стороны человеческой жизни, производственной и социально-экономической деятельности, оно выполняет компенсационную и накопительно-сберегательную функции. 
      Особая значимость института страхования в условиях переходной экономики определяется рядом факторов. 
      Во-первых, страхование позволяет предоставить дополнительную защиту различных интересов населения и организации, независимо от характера и объема мер, предусмотренных со стороны государства. Основное бремя расходов по ликвидации последствий природных и техногенных катастроф в настоящее время ложится на государственный бюджет, возможности которого являются объективно ограниченными. 
      Во-вторых, использование страхового механизма в современных условиях обеспечивает ускоренное развитие предпринимательской деятельности в стране, дальнейшее совершенствование используемой технологии производства с учетом особенностей основных отраслей экономики Казахстана, его климата и географического расположения, уровня экологии. 
      Страховая система должна способствовать надежному и устойчивому развитию экономики республики, создать дополнительную основу для повышения социальной защиты населения, страхования имущества граждан и хозяйствующих субъектов. Вопросы страхования непосредственно касаются проблем социального обеспечения, включая медицинское. 
      Создание современной страховой индустрии позволит государству: 
      1) уменьшить нагрузку на государственный бюджет в части возмещения непредвиденных убытков природно-техногенного характера; 
      2) решить отдельные проблемы социального обеспечения посредством страхования (выплата пенсионных накоплений, пособий по утрате трудоспособности или смерти кормильца, по безработице, оплата медицинских расходов) на принципах рыночной экономики; 
      3) привлечь сбережения населения и организаций в национальную экономику на долгосрочной основе. 
      Деятельность страховых организаций подобно деятельности банков и накопительных пенсионных фондов, осуществляющих операции с деньгами граждан, в значительной мере зависит от уровня доверия населения к институту страхования. 
      Развитие страхования, в свою очередь, зависит от совершенства законодательной базы, эффективности налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики государства, качества надзора за страховой деятельностью и надежностью работы страховых организаций. 
 

                  2. Анализ современного состояния страхования 
 

        Первоначальный этап формирования национального страхового рынка происходил в сложных условиях становления Казахстана как самостоятельного государства. За эти годы страховыми организациями приобретен определенный опыт в осуществлении своей предпринимательской деятельности по страхованию и перестрахованию. 
      По состоянию на 1 января 2000 г. в Казахстане имели лицензии на осуществление страховой деятельности 70 страховых организаций, в том числе 3 - государственных и 8 - с частичным иностранным капиталом. Дочерних иностранных страховых организаций и специализированных перестраховочных организаций нет. В республике действует более 300 филиалов и представительств казахстанских страховых организаций. 
      Общие показатели национального страхового рынка в 1999 г. имели положительные тенденции роста. Совокупный объем собранных страховыми организациями страховых платежей (страховых премий) за 1999 г. составил около 5825 миллионов тенге, в том числе по видам обязательного страхования - 1338 миллионов тенге, по страхованию жизни - 37 миллионов тенге. 
      Прирост совокупного годового объема страховых премий в 1999 г. по отношению к аналогичному объему 1998 г. составил 40 процентов (в 1998 г. - 25 процентов). Произошел рост объема страховых премий по добровольным видам страхования в 1,7 раза, в том числе по имущественному страхованию - в 1,9 раза. Объем страховых выплат, осуществленных страховыми организациями в 1999 г. по произошедшим страховым случаям, снизился на 17 процентов по сравнению с 1998 г. и составил менее пятой части от собранных ими страховых премий. При этом около половины из страховых выплат, осуществленных в 1999 г., составили выплаты по обязательным видам страхования. 
      При анализе состояния страхового рынка эффективным является использование относительных показателей. К их числу относятся средний объем страховых премий на душу населения и их доля от объема валового внутреннего продукта страны. По итогам 1999 г. объем собранных страховых премий на душу населения составил около 380 тенге, в том числе по страхованию жизни - менее 3 тенге. Отношение объема страховых премий к валовому внутреннему продукту составило около 0,3 процента, в том числе объем страховых премий по договорам страхования жизни - 0,002 процента. Эти данные пока еще несопоставимы с соответствующими показателями развитых и отдельных развивающихся стран. В странах, входящих в состав Организации экономического сотрудничества и развития, эти показатели в среднем составляют около 1800 долларов США на душу населения и 8,5 процентов от внутреннего валового продукта соответственно. Поэтому, несмотря на большое количество существующих страховых организаций и рост общих показателей, можно заключить, что страховой рынок в Казахстане пока еще не играет значительной роли в экономике и в жизни населения и практически находится на начальном этапе своего развития. 
      На сегодняшний день остается низким качество страховых услуг, а их перечень у многих страховых организаций ограничен в основном обязательными видами страхования, предполагающими возможность привлечения клиентов при минимальных усилиях и затратах. Финансовые возможности отечественных страховых организаций по покрытию крупных убытков также неудовлетворительны, что требует решения вопроса о повышении капитализации страховых организаций и их укрупнении. Как показывает опыт реформирования других сегментов финансового рынка Казахстана, маломощные финансовые организации не в состоянии решать серьезные задачи индустрии и значительно ограничены в достижении ими международных стандартов. 
      Страховая индустрия Казахстана в сфере перестрахования до сих пор в основном ориентирована на иностранные рынки. Отношение уплаченных иностранным перестраховщикам страховых премий по договорам перестрахования к совокупному объему страховых премий, собранных в 1999 г., составило 46 процентов (в 1998 г. - 26 процентов). При этом отношение объема страховых платежей по перестрахованию на внутреннем страховом рынке республики к совокупному объему страховых платежей по перестрахованию составило в 1999 г. только 2 процента (в 1998 г. - 3 процента). 
      Страхование в республике пока не стало действенным инструментом улучшения инвестиционного климата, а сами страховые организации - реальными институциональными инвесторами. По состоянию на начало 2000 г. совокупный размер активов страховых организаций Казахстана составил всего 7310 миллионов тенге. 
      Существует проблема низкой активности населения в страховании, которое до сих пор больше ориентировано на получение государственных социальных пособий (выплат) и не проявляет должного интереса к страхованию. Разграничение сферы применения видов социальной защиты населения за счет государственного бюджета и посредством страхования должно способствовать решению данной проблемы. 
      Потенциально являясь крайне важным инструментом в сфере обеспечения негосударственной социальной защиты населения, индустрия по страхованию жизни и трудоспособности граждан до сих пор еще не получила должного развития. По состоянию на 01.10.2000 г. в Казахстане осуществляет деятельность лишь одна компания по страхованию жизни с незначительными объемами операций. 
      Без наличия развитой индустрии по страхованию жизни (способной посредством системы аннуитетов и договоров страхования жизни и трудоспособности обеспечить пожизненные пенсионные выплаты участникам накопительной пенсионной системы) не может быть полной отдачи от осуществляемой в республике реформы пенсионного обеспечения. 
      На сложившееся положение дел также влияет существующий подход к налогообложению страхователей - физических лиц и их работодателей по личному страхованию. В частности, не используется механизм отсрочки уплаты подоходного налога для физических лиц со страховых взносов по долгосрочному накопительному страхованию до осуществления предусмотренных договором страхования страховых выплат. Инвестиционные доходы страховых организаций (за исключением доходов от операций с государственными ценными бумагами), направленные на увеличение страховых резервов по договорам личного накопительного страхования, в отличие от накопительных пенсионных фондов, включаются в совокупный годовой доход и подлежат обложению подоходным налогом. 
      По состоянию на начало 2000 г. в г. Алматы было зарегистрировано 45 страховых организаций или около 64 процентов от их общего количества. В связи с этим является актуальным решение вопросов о расширении региональной сети филиалов страховых организаций и развитии деятельности страховых брокеров, а также об использовании возможностей уже имеющихся информационно-технических средств для реализации страховых услуг через банки и их филиалы, почтово-сберегательную сеть и Интернет. 
      Значительная часть действующих страховых организаций не имеет необходимого количества квалифицированных специалистов. На страховом рынке республики малозаметна роль профессиональных страховых посредников. В Казахстане сейчас работают всего 3 страховые брокерские компании, данных о численности занятых страховых агентов и эффективности их деятельности не имеется. Необходимо создание современной системы обучения специалистов по страхованию с активным участием в этом деле общественных объединений профессиональных участников страхового рынка. 
      Полноценное функционирование современного страхового рынка также требует введения института актуариев (специалистов в области экономико-математического расчета страховых обязательств), определения соответствующих требований к уполномоченным аудиторам и другим специалистам. 
 

                         3. Цели и задачи Программы 
 

        Главной целью Программы является формирование полноценного, устойчиво функционирующего национального рынка страховых услуг, способного стать реальным инструментом защиты интересов государства, граждан и хозяйствующих субъектов. 
      Для реализации настоящей Программы в полном объеме необходимо достижение следующих целей: 
      - определение комплекса мер по совершенствованию системы страхования в стране, развитию национального страхового рынка и приоритетных направлений страхования; 
      - создание условий для использования современных страховых технологий, повышение стандартов регулирования страхового рынка, осуществление эффективного надзора за страховой деятельностью, обеспечение защиты законных интересов участников страхового рынка; 
      - разработку принципов взаимодействия государственных органов по обеспечению требований страхового законодательства, использование инвестиционного потенциала страхования, интеграции страховой индустрии республики в международные страховые и перестраховочные рынки. 
      Настоящая Программа предусматривает решение следующих задач: 
      - уточнение принципов предоставления страховой защиты как вида социального обеспечения; 
      - расширение сферы применения страхования и уточнение видов обязательного страхования; 
      - формирование современной инфраструктуры страхового рынка и условий для организации деятельности его участников; 
      - организация эффективной системы страхового надзора с учетом международных стандартов; 
      - повышение требований по финансовой устойчивости и платежеспособности страховых и перестраховочных организаций; 
      - содействие внедрению современных страховых технологии; 
      - организация системы подготовки, переподготовки и повышения кадров в области страхования. 
      Для достижения целей Программы необходимо ускоренное развитие страхового рынка в соответствии со следующими приоритетами. 
      1) Совершенствование основ национальной страховой системы. 
      2) Расширение сферы применения страхования. 
      3) Активное использование инвестиционного потенциала страховой индустрии. 
      4) Определение оптимального перечня видов обязательного страхования, законодательное закрепление особенностей их проведения. 
      5) Ускоренное развитие страхования жизни и здоровья, системы аннуитетов и иных социально значимых видов страхования.
      6) Развитие инфраструктуры И потенциала национального страхового рынка.
      7) Усиление государственного регулирования страхового рынка и надзора за страховой деятельностью.
      8) Защита законных интересов страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей.
      9) Разработка необходимых мер по вхождению Казахстана в международные схемы страхования и определение условий иностранного присутствия на страховом рынке республики.

            4. Основные направления и механизм реализации Программы 

             4.1. Повышение роли государства в развитии страхования

      В настоящее время существует необходимость в создании правовых, экономических и иных предпосылок для повышения качества страховой защиты, более полного использования возможностей страхования и его инвестиционных ресурсов. 
      Реализация этих и других мер по развитию страховой системы республики невозможна без активного участия в этом процессе государства и его органов. Государственное регулирование страхового рынка является важной гарантией защиты законных интересов страхователей и обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций. 
      Задачами государства по развитию страхования на нынешнем этапе являются: 
      1) определение принципов функционирования национальной страховой системы и эффективного механизма ее взаимодействия с другими социальными институтами и сегментами финансового рынка; 
      2) формирование современной законодательной базы страхования и страховой деятельности; 
      3) обеспечение государственной поддержки обязательного страхования сельскохозяйственного производства с определением перечня продукции и отраслей сельского хозяйства, подлежащих страховой защите; 
      4) повышение информированности и правовой культуры населения по вопросам страхования, активное использование возможностей добровольного страхования, расширение видов и объема страховых услуг, улучшение их качества и усиление защиты законных интересов страхователей; 
      5) создание условий для скорейшего развития страхования жизни, здоровья и трудоспособности, системы аннуитетов и иных социально значимых видов страхования; 
      6) уточнение возможных условий интегрирования национального страхового рынка в международные схемы страхования и перестрахования, отвечающих интересам государства и населения, обеспечивающих приток инвестиций в этот сектор экономики, в том числе иностранных. 
      Определенная работа по этим направлениям проводится уполномоченным государственным органом страхового надзора. Вместе с тем существует множество серьезных проблем страхования, решение которых входит в компетенцию и сферу деятельности ряда министерств и иных государственных органов. 
      Уполномоченным государственным органам необходимо уточнить целесообразность сохранения имеющихся видов обязательного страхования, составляющих около двух десятков, по большинству которых законодательно не определены конкретные условия их проведения. Предстоит определить перспективы обязательного страхования в аграрной, экологической и социальной сферах, а также обоснованность введения новых видов обязательного страхования. 
      В соответствии с этим и учитывая требования законодательства, заинтересованным государственным органам по согласованию с уполномоченным государственным органом страхового надзора необходимо разработать проекты законов по соответствующим видам обязательного страхования. 
      Значительная работа предстоит по формированию достаточной статистической базы, предназначенной для использования в страховании, включая специальные данные по заболеваемости и смертности населения, по подверженности территорий областей природно-климатическим воздействиям. 
      Другими важными вопросами, требующими непосредственного рассмотрения Правительством Республики Казахстан, являются: 
      1) определение перспектив деятельности и специализации государственных страховых организаций, а также изучение возможности их привлечения к реализации государственных программ страхования; 
      2) определение механизма участия страховой отрасли в системе долгосрочного ипотечного кредитования как в качестве гаранта по возмещению последствий различных рисков, так и в качестве институционального инвестора; 
      3) определение возможных мер по защите национальных интересов в области страхования на переходный период с учетом условий вступления Республики Казахстан во Всемирную Торговую Организацию; 
      4) создание эффективной системы страхования инвестиционных рисков. 
 

             4.2. Улучшение законодательной и организационной базы 
 

        Значительная часть проблем страхового рынка вытекает из несовершенства законодательных актов о страховании и страховой деятельности. В частности, отдельные положения гражданского законодательства требуют внесения изменений и дополнений с учетом необходимости развития накопительных видов страхования жизни и системы аннуитетов. 
      Недостаточно регламентированы вопросы, связанные с практической реализацией отдельных видов обязательного страхования. При разработке условий осуществления этих видов страхования (в том числе при расчете страховых тарифов) страховые организации недостаточно используют научно-обоснованные методологические данные. 
      В связи с этим на уровне законодательства и соответствующих организационных мер необходимо: 
      1) уточнить правовые основы осуществления различных видов страхования, содержание основных прав и обязанности сторон договора страхования с тем, чтобы свести к минимуму количество спорных ситуаций, особенно в сфере массовых видов страхования, что позволит поднять доверие граждан к институту страхования; 
      2) разработать конкретные формы содействия со стороны государства по использованию страховыми организациями современных страховых технологий, а также условия организации эффективного государственного контроля за соблюдением страхового законодательства всеми субъектами страхового рынка; 
      3) ввести качественно новые принципы лицензирования, регулирования и прекращения деятельности профессиональных участников страхового рынка (страховые и перестраховочные организации, страховые брокеры, уполномоченные аудиторы и актуарии); 
      4) установить оптимальный перечень видов обязательного страхования и определить законодательные условия их проведения с одновременным ограничением возможности их финансирования за счет государственного бюджета; 
      5) определить модель организации страхования сельскохозяйственных рисков (обязательные и добровольные виды); 
      6) осуществить комплекс мер по стимулированию деятельности страховых (перестраховочных) организаций, в особенности в социально значимой сфере личного страхования, с учетом международной практики; 
      7) обеспечить сближение национального режима регулирования страхования и страховой деятельности с международными принципами и стандартами с учетом необходимости интеграции республики в международные рынки страхования и перестрахования. 
 

                 4.3. Ускоренное развитие страхования жизни 
               и иных социально значимых видов страхования 
 

        Социальная защита и социальное обеспечение за счет средств государственного бюджета должны предоставляться наиболее незащищенным слоям населения. Остальным категориям граждан необходимо предоставить возможность самостоятельно заботиться о собственном благосостоянии, в том числе посредством страхования. 
      Учитывая это, крайне актуальным становится вопрос о развитии страхования жизни, трудоспособности и здоровья, системы аннуитетов и иных социально значимых видов страхования, а также об активизации деятельности страховых организаций, осуществляющих страхование жизни. 
      Действующая накопительная пенсионная система требует наличия и надежного функционирования страховой индустрии по страхованию жизни, которая предназначена обеспечить регулярные выплаты лицам, достигшим пенсионного возраста, на основе расчета их пенсионных накоплений. 
      Прежде всего необходимо рассмотреть вопрос о создании благоприятных условий по уплате страховых премий для граждан и работодателей, а также для деятельности страховых организаций, осуществляющих страхование жизни, как это принято в государствах с развитой системой страхования. 
      Следует определить механизм обеспечения осуществления отдельных видов социальных выплат через страховые организации и ускорить принятие соответствующего закона об обязательном страховании, регламентирующего условия и порядок проведения аннуитетного страхования, страхования жизни и трудоспособности работающих граждан, включая обязательное страхование по инвалидности, по потере кормильца и по безработице. 
      Необходимо законодательно определить порядок взаимодействия накопительных пенсионных фондов и организаций, осуществляющих страхование жизни, при использовании гражданами своих пенсионных накоплений для приобретения аннуитетов, обеспечивающих пожизненные пенсионные выплаты. 
 

                4.4. Создание эффективной системы регулирования 
           страхового рынка и надзора за страховой деятельностью 
 

        Поэтапное повышение требований к финансовой устойчивости и платежеспособности страховых и перестраховочных организаций, уровню квалификации их руководителей и специалистов позволит повысить степень защищенности потребителей страховых услуг. 
      Следует разработать систему требований к минимальному уровню уставного и собственного капиталов страховых и перестраховочных организаций, поскольку их достаточная капитализация, помимо иных факторов, служит обеспечению надежной защиты финансовых интересов клиентов и повышения уровня доверия к страхованию в целом среди населения. 
      Одной из важнейших задач в области защиты интересов страхователей, поддержания финансовой устойчивости и платежеспособности страховых и перестраховочных организаций является обеспечение сохранности, ликвидности, диверсификации и прибыльности размещения активов страховых (перестраховочных) организаций. Для этого уполномоченному государственному органу страхового надзора следует установить наиболее оптимальный перечень требований по инвестированию активов страховых (перестраховочных) организаций в надежные финансовые инструменты, а также ограничить возможность негативного влияния крупных акционеров на управление страховой (перестраховочной) организацией и обеспечить контроль за сделками, совершаемыми ею с аффилиированными с ней лицами. 
      Предстоит разработать эффективную систему дистанционного мониторинга и ранней диагностики снижения платежеспособности страховых (перестраховочных) организаций с целью принятия первоочередных мер по защите интересов клиентов по договорам страхования и договорам аннуитета. 
      Необходимо определить обоснованную очередность удовлетворения обязательств перед страхователями и иными лицами при добровольной и принудительной ликвидации страховой (перестраховочной) организации. 
      Важным вопросом развития страховых и перестраховочных организаций является разработка новых стандартов бухгалтерского учета и форм финансовой отчетности, отражающих специфику страхового дела, с учетом международных требований. Реализация данной задачи является важной с целью обеспечения "прозрачности" финансовой деятельности страховых и перестраховочных организаций, предоставления пользователям полной и достоверной финансовой отчетности для принятия экономически обоснованных решений на рынке страхования и инвестиций. 
      Предстоит провести унификацию системы подготовки кадров для сферы страхования, имея в виду разработку соответствующих учебных программ для вузов и установление единых квалификационных требовании к руководителям и отдельным категориям специалистов страховых и перестраховочных организаций. В этой связи важно использовать международный опыт обучения по страхованию. 
      Другим важным показателем уровня институционального развития страховых и перестраховочных организаций является их техническая оснащенность, автоматизация процесса оперативного сбора информации и ее анализа. Автоматизированная информационная сеть страховой (перестраховочной) организации, оперативная связь между головным офисом и филиалами, построенная на современных телекоммуникационных технологиях, позволят предоставлять качественные услуги не только жителям областных центров и крупных городов, но и жителям отдаленных регионов. В этой связи важно использовать уже сформировавшуюся филиальную сеть банков, почтово-сберегательной системы и возможности Интернета. 
 

               4.5. Создание условий для добросовестной конкуренции 
           на страховом рынке и ее интеграции в международные рынки 
                        страхования и перестрахования 
 

        Существовавшая в последние годы обособленность страхового рынка безусловно негативно сказалась на его развитии. При дальнейшем развитии страхования необходимо рассматривать страховую индустрию как неотъемлемую часть финансового рынка, без сбалансированного развития которого невозможно полноценное функционирование экономики республики. 
      Важной внутренней движущей силой страхового рынка должна стать добросовестная конкуренция, позволяющая потребителям самостоятельно определять свой выбор. Необходимо своевременно реагировать на незаконную деятельность страховых и других организаций, направленную на ограничение свободы выбора страхователей и монополизацию отдельных видов страхования. Учитывая неэффективность работы в прошлом государственных специализированных фондов страхования, обладавших монопольным правом по некоторым видам обязательного страхования, а также положительный опыт развития накопительной пенсионной системы, следует запретить монополию на осуществление обязательного страхования государственными фондами и поддерживать развитие страхования, основанное на конкуренции и рыночных отношениях. 
      В области перестрахования необходимо способствовать увеличению доли удержания страховых премий казахстанскими страховыми и перестраховочными организациями путем добровольного создания ими страховых и перестраховочных пулов. Для выполнения этого необходимо обеспечить открытость информации о финансовом состоянии этих организаций и финансовую прозрачность осуществляемых ими операций по сострахованию и перестрахованию. 
      Проблему обеспечения надежности операции по передаче в перестрахование рисков за пределы республики можно решить путем внедрения рейтинговой системы для международных перестраховщиков и страховых брокеров с учетом международного опыта и стандартов. При этом уровень финансовой устойчивости и деловой репутации таких организаций должен минимизировать возможность неисполнения ими обязательств по договорам перестрахования рисков, принятых от казахстанских страховых организаций. 
      Другим важным фактором институционального развития страхового рынка должно стать формирование самими его профессиональными участниками стандартов деловой этики в области осуществления страховой деятельности. Определенный потенциал заложен в создании и функционировании в перспективе саморегулируемых организаций профессиональных участников страхового рынка. С этой точки зрения, существующим в настоящее время представительным органам страховых организаций необходимо перестроить ориентиры своей деятельности с учетом задач, стоящих перед страховой индустрией республики, и международных принципов и стандартов организации и ведения страхового дела. 
 

          4.6. Формирование деловой информации и освещение хода реформ 
 

        На сегодняшний день доступ потребителей страховых услуг к справочным, аналитическим, статистическим, прогнозным и иным данным о деятельности страховых и перестраховочных организаций является крайне ограниченным и недостаточным. 
      Поскольку широта спектра предлагаемых страховых услуг напрямую зависит от информированности населения и уровня потребительского спроса на эти услуги в повседневной жизни, страховым и иным организациям необходимо способствовать, в том числе через средства массовой информации, повышению заинтересованности населения в страховании, обеспечить предоставление необходимой информации по существующим и новым видам страхования. 
      Страховым организациям предстоит внимательнее изучать спрос населения и организаций на определенные виды страхования, обеспечивать их модификацию с учетом запросов различных групп населения. 
      В целях избежания обмана страхователей и предупреждения возможного мошенничества государственным органам и средствам массовой информации необходимо проводить целенаправленную работу по разъяснению основных прав потребителей страховых услуг. 
      Следует законодательно обязать страховые и перестраховочные организации публиковать в печати свою финансовую отчетность согласно установленным формам, что позволит обеспечить прозрачность в их деятельности и доступность этих сведений для населения. 
 

              5. Необходимые ресурсы и источники их финансирования 
 

        Настоящая Программа направлена на дальнейшую макроэкономическую стабилизацию в стране, создание условий для развития страхового рынка, поднятия уровня социальной защиты населения, повышения финансовой и инвестиционной активности граждан и организаций. Предусмотренные в Программе меры полностью учитывают ранее принятые государственные задачи в области экономических и социальных преобразований. Успешной реализации намеченных задач в рамках проводимой реформы будет способствовать активная работа страховых организаций и иных субъектов страхового рынка. Выполнение Программы предполагает всестороннее участие различных государственных органов и разработку ими комплексных мер по ее реализации. 
      Учитывая, что реформирование страховой системы затрагивает проблемы социальных выплат и пенсионного обеспечения, предполагается организация государственного контроля за осуществлением страхования на единых принципах. Координация совместной работы по этому вопросу должна проводиться непосредственно Правительством страны по согласованию с уполномоченным органом государственного страхового надзора. Основной перечень (план) мероприятий по реализации Программы подлежит одновременному утверждению. 
      Для реализации настоящей Программы Правительству страны поручается определить необходимые условия финансирования запланированных мероприятий. 
 

                            6. Ожидаемые результаты 
 

        Поэтапное выполнение мероприятий, вытекающих из настоящей Программы, позволит: 
      1) обеспечить эффективную защиту законных интересов страхователей и дополнительные негосударственные социальные гарантии для населения, включая оплату медицинской помощи, обеспечение по старости, инвалидности, потере кормильца; 
      2) поднять уровень страхового законодательства до международных стандартов в области регулирования страхового рынка; 
      3) качественно повысить конкурентоспособность национального страхового рынка и расширить его инвестиционные возможности. 
      Ожидается, что в рассматриваемый период увеличится внутренний спрос на страховые услуги, значительно сократится доля мелких и средних неконкурентоспособных страховых организаций, появятся на рынке крупные страховые организации, основными учредителями и акционерами которых, предположительно, будут крупные отечественные банки, предприятия и иностранные страховые компании. 
      Предполагается, что к концу 2002 г. в сфере страхования жизни будут действовать 5-10 страховых организаций, в сфере по общим видам страхования - 15-20 страховых организаций, а также будут созданы 2-3 специализированные перестраховочные организации. 
      При этом общая капитализация страховых и перестраховочных организаций к началу 2003 г. может возрасти по сравнению с началом 2000 г. с 2,3 до 5-7 млрд. тенге, объем собираемых страховых премий за год по отношению к внутреннему валовому продукту ориентировочно увеличится с 0,3 процентов до 0,8-1,2 процентов, в т.ч. по страхованию жизни с 0,002 процентов до 0,2-0,5 процентов. 
      Ускоренное развитие национальной страховой индустрии с учетом имеющегося потенциала других сегментов финансового рынка республики обязано обеспечить мощный импульс продвижению намеченных экономических преобразований в Казахстане. 
      Настоящая Программа не предполагает осуществление дополнительного финансирования и может быть решена в пределах средств, выделяемых на содержание государственных органов, задействованных в ее реализации. 

                                                      Утвержден
                                                   Указом Президента
                                                 Республики Казахстан
                                              от 27 ноября 2000 г. N 491 

                                  План
           мероприятий по реализации Государственной программы 
            развития страхования в Республике Казахстан на 
                            2000-2002 годы

          Раздел 1. Формирование новой концепции страхования

     Приоритет 1. Совершенствование основ национальной страховой системы
     Цель: Ускоренное развитие страхования на рыночных принципах
---------------------------------------------------------------------------
  !        Мероприятие           !   Форма     !Ответственные! Срок
  !                              ! завершения  !за исполнение! выполнения
---------------------------------------------------------------------------
  1.1. Разграничить сферы        проект         Правительство  1-й квартал 
  применения видов социальной    постановления  Республики     2001 г.
  защиты населения за счет       Республики     Казахстан,
  государственного бюджета и     Казахстан      Нацбанк
  посредством страхования           
 
    1.2. Разработать предложения   внесение       МТСЗН, Нацбанк, декабрь
  по политике социального        предложений в  Агентство по    2000 г.
  страхования на 2001-2002 годы, Правительство  делам
  включая медицинское                           здравоохранения,
  страхование, личное                           МФ
  страхование граждан            отчет в
  (по инвалидности и потере      Администрацию
  кормильца), и стимулирование   Президента
  развития системы 
  накопительного страхования     

  1.3. Разработать Концепцию     проект         МТСЗН           декабрь
  социальной защиты населения    Концепции                      2000 г.
  Республики Казахстан   
                                 отчет в
                                 Администрацию
                                 Президента

  1.4. Определить перспективы    внесение       МТСЗН, Нацбанк  январь  
  участия страховой индустрии    предложений в  и НКЦБ          2001 г.
  в дальнейшем развитии          Правительство
  системы пенсионного
  обеспечения

  1.5. Внести изменения и        проект Закона  Нацбанк,        декабрь
  дополнения в соответствующие                  МТСЗН, МГД,     2000 г.
  законодательные акты,                         Минэкономики
  предусматривающие особенности
  договоров страхования жизни
  и накопительного страхования

  1.6. Внести изменения и        проект Закона  Нацбанк,        декабрь
  дополнения в Закон Республики                 МТСЗН, МФ,      2000 г.
  Казахстан "О налогах и других                 МГД
  обязательных платежах в 
  бюджет" для определения
  особенностей налогообложения
  в сфере страхования с учетом
  международной практики   
---------------------------------------------------------------------------

     Приоритет 2. Расширение сферы применения страхования

     Цель: Превращение страхования в стабилизирующий фактор социальной
                   жизни и производственных отношений  
---------------------------------------------------------------------------
  !        Мероприятие           !   Форма     !Ответственные! Срок
  !                              ! завершения  !за исполнение! выполнения
-------------------------------------------------------------------------- 

  2.1. Разработать               внесение       Нацбанк,        постоянно
  государственные меры по        предложений в  заинтересованные
  повышению заинтересованности   Правительство  министерства
  населения и организаций в                     и агентства
  различных видах страхования

  2.2. Предусмотреть             внесение       Нацбанк и       постоянно
  необходимость всестороннего    предложений в  заинтересованные
  учета интересов отраслей       Правительство  государственные
  экономики и региональной                      органы
  политики при разработке
  комплекса защитных мер и
  организации схем страхования,

  в т.ч. связанных с:

  1) экологической обстановкой;
  2) социально-демографической
  ситуацией;
  3) чрезвычайными 
  происшествиями природного
  и техногенного характера

  2.3. Определить политику       проект         Агентство по    ноябрь
  организации страховой          постановления  инвестициям,    2001 г.
  защиты внешнеэкономической     Правительства  МЭИТ
  деятельности и                 Республики
  инвестиционного процесса       Казахстан
---------------------------------------------------------------------------

     Приоритет 3. Активное использование инвестиционного потенциала
                          страховой индустрии

     Цель: Повышение роли страхового рынка как источника долгосрочных
                               инвестиций       
---------------------------------------------------------------------------
  !        Мероприятие           !   Форма     !Ответственные! Срок
  !                              ! завершения  !за исполнение! выполнения
---------------------------------------------------------------------------
  3.1. Создать благоприятные     внесение       Нацбанк, НКЦБ,  постоянно  
  макроэкономические и правовые  предложений по Агентство по
  условия для инвестирования     совершенство-  инвестициям,
  средств страховых организаций  ванию          Минэкономики, 
  в экономику                    законодатель-  МТСЗН
                                 ства
  3.2. Углубить взаимодействие   внесение       Нацбанк, НКЦБ,  декабрь    
  страховой индустрии с другими  предложений по МТСЗН           2001 г.
  секторами финансового рынка    совершенство-
                                 ванию
                                 законодатель-
                                 ства
---------------------------------------------------------------------------

             Раздел 2. Основные меры по улучшению качества  
               страхования и укреплению страхового рынка

     Приоритет 4. Определение оптимального перечня видов обязательного
                  страхования, законодательное закрепление особенностей
                  их проведения

     4.1. Анализ положения дел с обязательными видами страхования

     Цель: Упорядочить общие условия проведения обязательного страхования
---------------------------------------------------------------------------
  !        Мероприятие           !   Форма     !Ответственные! Срок
  !                              ! завершения  !за исполнение! выполнения
---------------------------------------------------------------------------

  4.1.1. Определить конкретные   внесение       Нацбанк,         январь  
  задачи и принципы              предложений в  заинтересованные 2001 г.
  государственной политики в     Правительство  министерства и
  области обязательного                         агентства 
  страхования, в том числе 
  условия проведения 
  обязательных видов страхования,
  где страхователем выступает
  государство

  4.1.2. Уточнить                внесение                       декабрь
  целесообразность сохранения    предложений в                  2000 г.-
  (порядок проведения)           Правительство                  1-й квартал
  существующих видов                                            2001 г.
  обязательного страхования,
  включая:

  1) страхование                                Минсельхоз
  сельскохозяйственного
  производства;

  2) страхование нефтяных                       МЭИТ
  операций;  

  3) государственное личное                     МФ, МО, МВД, 
  страхование военнослужащих,                   КНБ
  граждан, призванных на
  военные сборы, лиц рядового
  и начальствующего состава
  органов внутренних дел
  Республики Казахстан;

  4) государственное                            Агентство по
  страхование государственных                   делам гос.
  служащих;                                     службы

  5) государственное                            Верховный Суд
  страхование судей и их
  имущества;

  6) личное страхование                         Минюст
  судебных приставов;

  7) страхование сотрудников                    Генеральная
  органов прокуратуры;                          Прокуратура

  8) личное страхование                         МГД
  работников налоговых служб;

  9) экологическое страхование;                 Минэкологии
 
    10) страхование деятельности                  АЧС
  организаций и граждан, 
  связанных с риском
  возникновения чрезвычайных
  ситуаций;

  11) страхование лиц,                          АЧС
  привлекаемых к выполнению
  мероприятий гражданской
  обороны, предупреждения и
  ликвидации чрезвычайных
  ситуаций;

  12) страхование работников                    МТСЗН
  от несчастных случаев на
  производстве и 
  профессиональных заболеваний;

  13) страхование гражданско-                   Минюст
  правовой ответственности
  частных нотариусов;

  14) страхование гражданско-                   МТК, МВД
  правовой ответственности
  владельцев автотранспортных
  средств;

  15) страхование гражданской                   МТК, МВД
  ответственности перевозчика
  перед пассажирами;

  16) страхование залогового                    Нацбанк
  имущества;

  17) страхование лиц,                          Минэкологии
  осуществляющих 
  государственный контроль в
  области охраны окружающей
  среды;

  18) страхование                               Нацбанк
  ответственности ломбардов

  4.1.3. Обеспечить защиту       внесение       заинтересованные декабрь
  имущественных интересов        предложений в  министерства и   2000 г.-
  населения, коммерческих        Правительство  агентства,       1-е полу- 
  организаций и государства                     Нацбанк          годие
  в сферах, которые в                                            2001 г.
  настоящее время не охвачены
  страховой защитой.

     Одновременно решить с
  участием всех
  заинтересованных министерств
  и агентств вопрос о 
  целесообразности установления:

  1) обязательного 
  противопожарного страхования;

  2) обязательного страхования
  ответственности владельцев и
  лиц, эксплуатирующих
  воздушные суда;

  3) обязательного страхования
  ответственности организаций,
  осуществляющих опасные
  производства (использующие
  атомную энергию);

  4) обязательного страхования
  ответственности, возникающей 
  при эксплуатации 
  гидротехнических сооружений;

  5) обязательного страхования
  профессиональной
  ответственности отдельных 
  субъектов  
  предпринимательской
  деятельности (аудиторы,
  брокеры, врачи и т.д.)

  4.1.4. Определить перечень
  основных мер по:

  1) уточнению категории лиц     внесение       МТСЗН,          декабрь
  и их законных интересов,       предложений в  Агентство по    2000 г.
  подлежащих обязательной        Правительство  делам здраво-
  страховой защите в                            охранения, 
  социальной сфере;                             Нацбанк,МФ,МГД,

  2) реализации механизма        внесение       МТСЗН,          декабрь
  страхования ответственности    предложений в  Нацбанк,        2000 г.
  работодателя за вред,          Правительство  Агентство по
  нанесенный жизни и здоровью                   делам здраво-
  работника;                                    охранения

  3) разграничению принципов     внесение       Агентство по    декабрь
  государственного               предложений в  делам здраво-   2000 г.
  обеспечения и личного          Правительство  охранения,
  страхования (добровольного                    Нацбанк, 
  и обязательного) в сфере                      МТСЗН, МФ
  здравоохранения
---------------------------------------------------------------------------

          4.2. Реализация новой концепции обязательного страхования    
 
            Цель: Определение приоритетов по обязательным видам страхования
---------------------------------------------------------------------------
  4.2.1. Разработать в           проекты
  первоочередном порядке         законов
  проекты законов об
  обязательном страховании:

  1) по потере кормильца;                       Нацбанк, МТСЗН  1-е полу-
                                                                годие  
                                                                2001 г.

  2) по инвалидности;                           Нацбанк, МТСЗН  1-е полу-
                                                                годие  
                                                                2001 г.

  3) по безработице;                            Нацбанк, МТСЗН  1-е полу-
                                                                годие  
                                                                2001 г.

  4) гражданско-правовой                        Нацбанк, МТК,   1-е полу-
  ответственности владельцев                    МВД             годие
  автотранспортных средств;                                     2001 г.
 
    5) гражданской                                Нацбанк, МТК,   1-е полу- 
  ответственности перевозчика                   МВД             годие
  перед пассажирами                                             2001 г.

  4.2.2. Подготовить проекты     проекты        МТСЗН, МТК      3-й квартал
  законов по новым видам         законов        и другие        2001 г.
  обязательного страхования,                    заинтересован-
  вытекающим из решений по                      ные министерства
  пунктам 4.1.1. - 4.1.3.                       (агентства)
  настоящего Плана     
 
    4.2.3. Рассмотреть
  организационно-правовые,
  финансовые, информационно-
  технические, методологические
  и иные проблемы, связанные с:

  1) внедрением и использова-    внесение       Нацбанк и        1-е полу-
  нием эффективных страховых     предложе-      заинтересованные  годие
  технологий по соответствующим  ний в          министерства      2001 г.
  видам обязательного            Правитель-     (агентства)
  страхования;                   ство

  2) обеспечением комплекса      внесение       Нацбанк и        1-е полу-
  мер по государственному        предложе-      заинтересованные  годие
  контролю за выполнением        ний в          министерства      2001 г.
  требований законодательства    Правитель-     (агентства) 
  по видам обязательного         ство
  страхования;

  3) разработкой принципов       внесение       Нацбанк и        1-е полу-
  допуска страховых              предложе-      заинтересованные  годие
  организаций на рынок           ний в          министерства      2001 г.
  обязательного страхования      Правитель-     (агентства) 
                                 ство
---------------------------------------------------------------------------

     Приоритет 5. Ускоренное развитие страхования жизни, трудоспособности
     и здоровья, системы аннуитетов и иных социально значимых видов
     страхования

     Цель: Уточнение перспектив и основных условий проведения страхования
     жизни, трудоспособности и здоровья, системы аннуитетов и иных         
     социально значимых видов страхования 
---------------------------------------------------------------------------
  !        Мероприятие           !   Форма     !Ответственные! Срок
  !                              ! завершения  !за исполнение! выполнения
-------------------------------------------------------------------------- 

  5.1. Определить правовые       нормативные    Нацбанк, МТСЗН,  2001 г. 
  основы осуществления           правовые       МФ, МГД
  страхования жизни и            акты
  накопительного страхования 

  5.2. Разработать правовую      нормативные    МТСЗН, МТК и     2001 г.
  базу внедрения видов           правовые акты  другие
  страхования, связанных с                      заинтересованные
  социальной сферой                             министерства
                                                (агентства),
                                                Нацбанк

  5.3. Обеспечить сохранность    внесение       Нацбанк, НКЦБ,  постоянно
  сбережений населения           предложений    Минэкономики
  страховыми организациями от    по совершенст-
  влияния инфляционных процессов вованию законо-
                                 дательства

  5.4. Определить условия        проект Закона  Нацбанк, МТСЗН, 2-е полу-
  взаимодействия накопительных                  НКЦБ            годие  
  пенсионных фондов с                                           2001 г.
  организациями, осуществляющими
  страхование жизни, при
  использовании гражданами
  своих пенсионных накоплений
  для оплаты страховой премии
  по договору аннуитета
---------------------------------------------------------------------------

     Приоритет 6. Развитие инфрастуктуры и потенциала национального        
     страхового рынка.

     6.1. Создание современной базы страховой деятельности и рынка
     страховых услуг    

     Цель: Определение необходимых условий для ускоренного развития
                           страхового рынка

---------------------------------------------------------------------------
  !        Мероприятие           !   Форма     !Ответственные! Срок
  !                              ! завершения  !за исполнение! выполнения
---------------------------------------------------------------------------

  6.1.1. Разработать проекты     проекты        Нацбанк, МГД,   декабрь    
  Закона "О страховании и        законов        МФ              2000 г.
  страховой деятельности",
  "О внесении изменений и 
  дополнений в некоторые
  законодательные акты Республики
  Казахстан" (по вопросам
  страхования и страховой
  деятельности)

  6.1.2. Определить условия      нормативные    Нацбанк         1-е полу-  
  деятельности актуариев на      правовые акты                  годие
  страховом рынке и                                             2001 г.
  уполномоченных аудиторов

  6.1.3. Уточнить правовое       нормативные    Нацбанк         1-е полу-
  положение и условия            правовые акты                  годие
  деятельности страховых                                        2001 г.
  посредников       

  6.1.4. Разработать             нормативные    МФ, Нацбанк     1-е полу-
  стандарты бухгалтерского       правовые акты                  годие
  учета для страховых и                                         2001 г.
  перестраховочных
  организаций

  6.1.5. Определить              нормативные    Нацбанк         в течение
  квалификационные требования    правовые акты                  2001 г.
  к отдельным категориям
  специалистов страховой
  (перестраховочной) 
  организации

  6.1.6. Способствовать          разработка     Нацбанк         постоянно
  установлению                   рекомендаций
  профессиональными
  участниками страхового
  рынка стандартов деловой
  этики в области
  осуществления страховой
  деятельности
---------------------------------------------------------------------------

     6.2. Институциональное развитие страховых и перестраховочных
                              организаций     

     Цель: Создание условий для эффективной деятельности основных 
           субъектов страхового рынка
---------------------------------------------------------------------------
  !        Мероприятие           !   Форма     !Ответственные! Срок
  !                              ! завершения  !за исполнение! выполнения
---------------------------------------------------------------------------

  6.2.1. Разграничить сферы и    проект         Нацбанк         декабрь 
  принципы деятельности          закона                         2000 г.
  страховых организаций,
  осуществляющих общее
  страхование и страхование 
  жизни

  6.2.2. Расширить возможности   внесение       Нацбанк         октябрь 
  по реализации страховых        предложений в                  2001 г.
  продуктов, в том числе через   Правительство
  филиалы банков, почтово-
  сберегательную систему и
  Интернет

  6.2.3. Уточнить условия        нормативный    Нацбанк         1-е полу-
  создания за рубежом филиалов,  правовой акт                   годие
  представительств и дочерних                                   2001 г.
  компаний страховых и 
  перестраховочных организаций-
  резидентов Республики 
  Казахстан

  6.2.4. Внедрить требования по  нормативный    Нацбанк         2-е полу-
  технической оснащенности       правовой акт                   годие 
  страховых и перестраховочных                                  2001 г.
  организаций, уровню 
  автоматизации процесса сбора, 
  обработки информации и 
  электронной передачи данных

  6.2.5. Определить перспективы  проект         Минфин,         июнь 2001г.
  и приоритеты (специализацию)   постановления  Нацбанк
  деятельности государственных   Правительства
  страховых организаций и        Республики
  целесообразность их            Казахстан
  приватизации

  6.2.6. Разработать условия     внести         Нацбанк,        декабрь
  формирования достаточной       предложения в  Агентство по    2000 г.-
  статистической базы,           Правительство  статистике,     1-е полу-
  предназначенной для                           МТСЗН           годие
  использования в страховании,                                  2001 г.
  включая актуарные данные
  о смертности и заболеваемости
  населения

  6.2.7. Создать условия для     нормативные    Нацбанк         декабрь
  увеличения доли удержания      правовые акты                  2001 г.
  страховых премий страховыми
  организациями-резидентами
  при передаче рисков в 
  перестрахование за рубеж
---------------------------------------------------------------------------

     Приоритет 7. Усиление государственного регулирования страхового
                  рынка и надзора за страховой деятельностью

     Цель: Внедрение международных стандартов регулирования и надзора
---------------------------------------------------------------------------
  !        Мероприятие           !   Форма     !Ответственные! Срок
  !                              ! завершения  !за исполнение! выполнения
---------------------------------------------------------------------------

  7.1. Обеспечить поэтапный      нормативные    Нацбанк, НКЦБ     2001 г.
  переход к новым условиям       правовые акты
  пруденциального регулирования
  страховой деятельности
 
    7.2. Определить особенности    нормативные    Нацбанк           2001 г.
  деятельности перестраховочных  правовые акты
  организаций, стимулировать
  создание страховых и 
  перестраховочных пулов

  7.3. Организовать эффективную  нормативные    Нацбанк           2001 г.
  систему государственного       правовые акты
  страхового надзора с учетом
  международных стандартов

  7.4. Разработать систему       нормативные    Нацбанк           2001 г.
  ранней диагностики снижения    правовые акты
  уровня финансовой устойчивости
  и платежеспособности страховой
  (перестраховочной) организации   

  7.5. Повысить эффективность    нормативные    Нацбанк,НКЦБ,    2001 г.
  консолидированного надзора за  правовые акты  Комитет по
  субъектами страховой                          регулированию
  деятельности путем совместной                 деятельности
  работы государственных органов,               накопительных
  уполномоченных осуществлять                   пенсионных
  надзор за финансовыми                         фондов, МТСЗН
  институтами

  7.6. Обеспечить надежность     нормативные    Нацбанк, МГД    1-е полу-  
  проведения перестраховочных    правовые акты                  годие
  операций                                                      2001 г.
---------------------------------------------------------------------------

     Приоритет 8. Защита законных интересов страхователей, застрахованных
                  и выгодоприобретателей

     Цель: Укрепление доверия населения к страховому рынку
---------------------------------------------------------------------------
  !        Мероприятие           !   Форма     !Ответственные! Срок
  !                              ! завершения  !за исполнение! выполнения
---------------------------------------------------------------------------
  8.1. Усилить контроль за       организация    Генеральная    постоянно 
  выполнением обязательств       контроля и     Прокуратура,  
  участниками страховых          принятие мер   Нацбанк
  отношений

  8.2. Исключить появление       организация    Нацбанк,       постоянно
  недобросовестной конкуренции   контроля и     Агентство по
  и монополизации отдельных      принятие мер   регулированию
  видов страхования                             естественных
                                                монополий,
                                                защите
                                                конкуренций и
                                                поддержке
                                                малого бизнеса

  8.3. Пресекать                 организация    Право-         постоянно
  безлицензионную страховую      контроля и     охранительные
  и брокерскую страховую         принятие мер   органы,
  деятельность на                               Нацбанк
  территории Республики
  Казахстан         

  8.4. Осуществлять активную     публикация     Нацбанк,       постоянно
  информационную работу по       пресс-релизов, МТСЗН, АЧС 
  разъяснению основных прав      статей и
  потребителей страховых услуг   выступления в
  и повышению заинтересованности СМИ
  граждан в страховании

  8.5. Определить особенности    проект закона  Нацбанк        декабрь
  в установлении очередности                                   2000 г.
  удовлетворения обязательств
  ликвидируемых страховых и
  перестраховочных организаций.
  Предусмотреть необходимость
  исключения из 
  ликвидационной массы
  несостоятельного банка
  средств страховых организаций,
  осуществляющих страхование
  жизни.
---------------------------------------------------------------------------

     Приоритет 9. Разработка необходимых мер по вхождению Казахстана в
                  международные схемы страхования и определение условий
                  иностранного присутствия на страховом рынке республики

     Цель: Обеспечение оптимального сочетания интересов республики и
           зарубежных инвесторов
---------------------------------------------------------------------------
  !        Мероприятие           !   Форма     !Ответственные! Срок
  !                              ! завершения  !за исполнение! выполнения
---------------------------------------------------------------------------
  9.1. Определить принципы и     проект закона  Нацбанк         декабрь
  условия присутствия                                           2000 г.
  иностранных страховых 
  организаций и страховых 
  брокеров на страховом
  рынке Республики Казахстан

  9.2. Уточнить требования       нормативные    Нацбанк, МГД    1-е полу- 
  валютного законодательства     правовые акты                  годие
  применительно к страховой                                     2001 г.
  деятельности

  9.3. Разработать концепцию     нормативный    Агентство по    1-е полу-
  страхования международных      правовой акт   инвестициям,    годие
  экспортно-импортных и                         Нацбанк, МЭИТ,  2001 г.
  инвестиционных контрактов                     Минэкономики,  
                                                МГД

  9.4. Обеспечить реализацию     проекты        Правительство   постоянно  
  международных обязательств,    постановления  Республики
  принятых Республикой Казахстан Правительства  Казахстан, 
  по вопросам страхования                       Нацбанк, МТК и
                                                другие заинте-
                                                ресованные
                                                министерства 

  9.5. Разработать принципы      внесение       Минэкономики,   июнь 2001г.
  вхождения Республики           предложений в  Нацбанк, МГД
  Казахстан во Всемирную         Правительство
  Торговую Организацию по
  вопросам страхования и 
  страховой деятельности

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.