Об утверждении Инструкции о требованиях к финансовой экспертизе деятельности субъектов естественных монополий

Утративший силу

Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 31 мая 2005 года N 175-ОД. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 9 сентября 2005 года за N 3723. Утратил силу приказом Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий от 07 апреля 2006 года N 98-ОД

  Извлечение
из приказа Председателя Агентства РК 
по регулированию естественных монополий и 
защите конкуренции от 7 апреля 2006 года N 98-ОД

       В соответствии с подпунктом 3) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 14 января 2006 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О естественных монополиях", ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Признать утратившим силу:
      1) приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 31 мая 2005 года N 175-ОД "Об утверждении Инструкции о требованиях к финансовой экспертизе деятельности субъектов естественных монополий" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за N 3723, опубликованный в газете "Официальная газета" 20 августа 2005 года N 34 (243); ....
      4. Настоящий приказ вступает в силу со дня подписания.

      Председатель
___________________________________________________________________

          

      В соответствии с подпунктом 14)  статьи 7  Закона Республики Казахстан "О естественных монополиях" и подпунктом 1)  пункта 18  Положения об Агентстве Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года N 1109,  ПРИКАЗЫВАЮ:

     1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о требованиях к финансовой экспертизе деятельности субъектов естественных монополий.

     2. Департаменту по регулированию и контролю в сфере электро- и теплоэнергетики Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (Шкарупа А.В.) обеспечить в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

     3. Департаменту административной работы и анализа Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (Есиркепов Е.О.) после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан:
     1) обеспечить в установленном законодательством порядке его официальное опубликование в средствах массовой информации;
     2) довести его до сведения структурных подразделений и территориальных органов Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, областных (городов республиканского значения, столицы) исполнительных органов.

     4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий Алдабергенова Н.Ш.

     5. Настоящий приказ вводится в действие со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

     Председатель

   

Утверждена              
приказом Председателя        
Агентства Республики Казахстан    
по регулированию естественных    
монополий от 31 мая 2005 года N 175-ОД

 
Инструкция о требованиях к финансовой экспертизе
деятельности субъектов естественных монополий

 
1. Общие положения

     1. Инструкция о требованиях к финансовой экспертизе деятельности субъектов естественных монополий (далее - Инструкция) разработана в соответствии с  Законом  Республики Казахстан "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

     2. Настоящая Инструкция устанавливает требования к финансовой экспертизе деятельности субъектов естественных монополий (далее - финансовая экспертиза). 

     3. Финансовая экспертиза проводится по инициативе субъекта естественной монополии (далее - Субъект) экспертом, определенным в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, при:
     согласовании уполномоченным органом инвестиционных программ (проектов) Субъекта;
     истечении периода, равного 2 годам с момента проведения по инициативе Субъекта последней финансовой экспертизы.

     4. В настоящей Инструкции используются следующие понятия:

     эксперт по проведению финансовой экспертизы (далее - эксперт) - физическое или юридическое лицо, оказывающее услуги по проведению финансовой экспертизы;

     финансовая экспертиза - анализ финансово-хозяйственной деятельности субъекта естественной монополии с целью оценки исполнения им законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях и решений уполномоченного органа, распределения доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и в целом по иной деятельности в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным органом, а также влияния применяемых тарифов (цен, ставок сборов) на финансовые показатели деятельности субъекта естественной монополии, проверка (оценка) исполнения тарифной сметы и соблюдения учетной политики, исполнения инвестиционных программ и (или) инвестиционных проектов.
     Иные понятия и термины, используемые в настоящей Инструкции, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

     5. Основными принципами проведения финансовой экспертизы являются:
     1) независимость эксперта при осуществлении своей профессиональной деятельности;
     2) научный подход, полнота, всесторонность и объективность исследований объектов экспертизы, обеспечение обоснованности результатов экспертизы;
     3) компетентность и высокий профессиональный уровень лиц, проводящих экспертизу.

     6. Для проведения финансовой экспертизы между Субъектом, по инициативе которого проводится финансовая экспертиза, и экспертом заключается договор, который определяет предмет, объект и условия проведения финансовой экспертизы, права и обязанности сторон, сроки проведения финансовой экспертизы, период деятельности Субъекта, подлежащий финансовой экспертизе (не менее двух лет), ответственность за достоверность данных, указанных в отчете, а также за невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств, нарушение требований законодательства Республики Казахстан, другие существенные условия, вытекающие из специфики деятельности Субъекта, подлежащего финансовой экспертизе.

     7. В случае, если эксперту необходима дополнительная информация, последний может запросить ее у Субъекта и (или) уполномоченного органа.

 
2. Требования к финансовой экспертизе

     8. Финансовая экспертиза деятельности Субъекта включает:
     1) оценку наличия и ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и, в целом, по иной деятельности Субъекта.
     Оценка наличия и ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и, в целом, по иной деятельности Субъекта заключается в проведении и отражении в отчете имеющейся системы раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по видам деятельности, объективность и обоснованность разделения, а также наличие и соблюдение согласованных с уполномоченным органом методик разделения затрат по производимым видам услуг (товаров, работ) Субъектом. Проводится проверка на предмет наличия перекрестного субсидирования расходов за счет доходов от регулируемых и нерегулируемых видов услуг;
     2) оценку соответствия организации и ведения деятельности Субъекта требованиям законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях.
     Эксперт оценивает учет затрат в соответствии с требованиями особого порядка формирования затрат, включая:
     соответствие учетной политики требованиям законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях, в том числе наличие в учетной политике ссылки на нормативные и нормативные правовые акты, которыми руководствуется Субъект в своей финансово-хозяйственной деятельности, наличие критериев, определенных Субъектом, при разделении основных средств в соответствии с их назначением: по каждому виду регулируемых услуг и иным видам деятельности, осуществляемым Субъектом в соответствии с законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях (производственные и непроизводственные, общехозяйственного назначения и другие). Экспертом также должен быть проведен анализ учетной политики на предмет наличия метода списания материальных ценностей, а также мероприятий по формированию резерва по сомнительным долгам; согласования с уполномоченным органом учетной политики, и внесенных изменений и дополнений в согласованную учетную политику;
     соответствие списания сырья и материалов нормам расхода, включая энергию и топливо, утвержденным в установленном законодательством порядке. Эксперт проверяет наличие утверждения норм и нормативов (государственный орган, дату утверждения), а также в случае отсутствия утвержденных норм составляет их перечень;
     начисление амортизационных отчислений, применение методов начисления износа основных средств и их соответствие требованиям учетной политики Субъекта, согласованной с уполномоченным органом. Проведение оценки основных средств, когда согласована переоценка основных средств с уполномоченным органом, какой метод применен при проведении оценки влияния производственной переоценки стоимости имущества на тариф.
     Начисление амортизационных отчислений по приборам учета, сколько приборов учета установлено за проверяемый период, какой метод начисления амортизации применяется.
     Эксперт дает оценку проведенных в анализируемом периоде закупок материальных, финансовых ресурсов, работ и услуг, затраты на которые учитываются при формировании тарифов, на соответствие требованиям  Закона  Республики Казахстан "О естественных монополиях" и иным законодательным актам Республики Казахстан;
     3) анализ фактического использования амортизационных отчислений по регулируемым видам услуг (товаров, работ). Эксперт проверяет целевое направление использования амортизационных отчислений, их объем, а также наличие документального подтверждения (перечень статистических отчетов, финансовых документов) использования амортизационных отчислений;
     4) оценку расходов на оплату труда, наличие согласованной и утвержденной в установленном порядке нормативной численности, соответствие трудозатрат, предусмотренных в сметах на ремонтные работы, нормативным показателям (СНиР);
     5) оценку дебиторской и кредиторской задолженностей в части регулируемых видов деятельности. Эксперт указывает периодичность проведения инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами, правильность отражения в бухгалтерском учете, структуру дебиторской и кредиторской задолженности, порядок и основания отчуждения просроченной дебиторской задолженности Субъектом и наличие согласования отчуждения с уполномоченным органом;
     6) анализ соблюдения тарифной политики и исполнения тарифной сметы, в том числе:
     анализ исполнения тарифной сметы по статьям затрат в соответствии с требованиями особого порядка формирования затрат, утвержденного уполномоченным органом и применяемого при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) на услуги (товары, работы) Субъектов, оценку существующей калькуляции себестоимости услуг (товаров, работ) с точки зрения правильности и обоснованности расчетов. Эксперт проводит анализ исполнения тарифной сметы, по результатам которого определяет суммы отклонения (недоиспользования средств) от утвержденных в тарифной смете, причины неисполнения;
     экспертизу расходов, связанных с фактическими техническими потерями, на соответствие расходам, связанным с утвержденными в установленном порядке нормативными техническими потерями;
     анализ расходов на текущий и капитальный ремонты и другие восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств, включая сравнение с объемами и видами данных работ, утвержденными (согласованными) компетентным и уполномоченным органом;
     7) анализ исполнения инвестиционных проектов, согласованных с уполномоченным органом, включая:
     анализ инвестиций и их источников;
     экспертизу на предмет соответствия показателей, предусмотренных инвестиционным проектом, согласованным с уполномоченным органом, аналогичным фактическим показателям деятельности Субъекта;
     анализ объективных и субъективных причин отклонений и их влияния на исполнение данного проекта, возможное влияние на размер затрат, учитываемых при утверждении тарифов (цен, ставок сборов);
     анализ влияния реализации инвестиционного проекта на развитие спроса на предоставляемые Субъектом регулируемые услуги (товары, работы);
     8) экспертизу долгосрочных обязательств, возникших в связи с регулируемыми видами деятельности. Эксперт оценивает структуру, обоснованность привлечения заемных средств, полноту, своевременность и порядок их погашения, формы обеспечения обязательств, процентные ставки, ответственность сторон. Эксперт анализирует влияние исполнения долгосрочных обязательств на результаты регулируемых видов услуг (товары, работы);
     9) оценку краткосрочных финансовых инвестиций. Эксперт определяет виды инвестиций, доходность и их влияние на результаты регулируемых видов услуг (товары, работы);
     10) анализ структуры основных средств, задействованных в осуществлении регулируемых видов услуг и степень их задействованности.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.