Сноска. Утратило силу решением Маслихата города Алматы VI созыва от 11 августа 2017 года N 137 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии со статьей 19 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года, статьей 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" от 23 января 2001 года, маслихат города Алматы IV созыва РЕШИЛ:
Сноска. Преамбула с изменениями, внесенными решением Маслихата города Алматы от 12.12.2012 N 79 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).1. Утвердить прилагаемые правила учета, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления в городе Алматы.
2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
3. Контроль исполнения настоящего решения возложить на председателя постоянной комиссии по экологии, здравоохранению и вопросам чрезвычайных ситуаций маслихата города Алматы IV созыва (Измухамбетов Т.А.) и заместителя акима города Алматы Сманкулова А.С.
Председатель | |
XIV-й сессии маслихата | |
города Алматы IV-го созыва | К.Казанбаев |
Секретарь | |
маслихата города | |
Алматы IV-го созыва | Т.Мукашев |
Утверждены решением XIV-й сессии маслихата города Алматы IV-го созыва от 22 декабря 2008 года № 163 |
ПРАВИЛА
учета, утилизации и обезвреживания отходов производства
и потребления в городе Алматы
Настоящие Правила учета, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления в городе Алматы (далее – Правила) разработаны в соответствии с Экологическим кодексом Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан "Об административных правонарушениях", Законом Республики Казахстан "О местном государственном управлении в Республике Казахстан" и другими нормативными правовыми актами.
Правила определяют порядок организации деятельности физических и юридических лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории города Алматы.
Действие Правил распространяется на физические и юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления.
1. Общие положения
1. В Правилах используются следующие понятия:
1) отходы производства и потребления (далее – отходы) - остатки сырья, материалов, иных изделий и продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
2) неопасные отходы — отходы, которые не относятся к опасным и инертным отходам;
3) опасные отходы — отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, радиоактивностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) и могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;
4) учет отходов — система сбора и предоставления информации о количественных и качественных характеристиках отходов и способах обращения с ними;
5) утилизация отходов — использование отходов в качестве вторичных материальных или энергетических ресурсов;
6) обезвреживание отходов — уменьшение или устранение опасных свойств отходов путем механической и физико-химической обработки;
7) переработка отходов – физические, тепловые, химические или биологические процессы, включая сортировку, которые изменяют характеристики отходов для уменьшения их объема или опасных свойств, облегчают обращение с ними или улучшают их утилизацию;
8) захоронение отходов - складирование отходов в местах, специально установленных для их безопасного хранения в течение неограниченного срока;
9) обращение с отходами – виды деятельности, связанные с отходами, включая предупреждение и минимизацию образования отходов, учет и контроль, накопление отходов, а также сбор, переработку, утилизацию, обезвреживание, транспортировку, хранение (складирование) и удаление отходов;
10) использование (переработка, утилизация) отходов - вовлечение отходов в хозяйственный оборот в целях получения различных видов продукции путем их непосредственной переработки или восстановления;
11) паспорт опасных отходов производства — документ, содержащий стандартизированное описание процессов образования отходов по месту их происхождения, их количественных и качественных показателей, правил обращения с ними, методов их контроля, видов вредного воздействия этих отходов на окружающую среду, здоровье человека и (или) имущество лиц, сведения о производителях отходов, иных лицах, имеющих их в собственности;
12) специализированные предприятия - организации, осуществляющие сбор, перемещение, хранение, размещение, захоронение, складирование, переработку и утилизацию отходов производства;
13) транспортировка отходов - перемещение отходов от объектов их образования до объектов их сортировки, хранения, переработки, обезвреживания, захоронения и уничтожения;
14) хранение отходов - складирование отходов в специально отведенных местах в целях их последующего безопасного удаления;
15) собственники отходов - физические и юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления;
16) полигон - специально оборудованные места (площадки, склады, хранилища) для хранения отходов на период, установленный для каждого вида отходов в целях последующей утилизации, переработки или окончательного захоронения;
17) перевозчик – юридическое или физическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений за плату или по найму и имеющее на это лицензию или соответствующее разрешение, выданное в установленном порядке.
2. Понятия, не указанные в пункте 1 Правил, используются в Правилах в значениях, определяемых терминологией законодательства Республики Казахстан.
2. Виды отходов производства и потребления
3. Отходы классифицируются в соответствии с классификатором отходов , утвержденным уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
4. Отходы, подлежащие переработке (утилизации):
1) сырье и материалы, относящиеся к металлолому;
2) резинотехнические изделия;
3) отработанные горюче-смазочные материалы;
4) отработавшие технические жидкости (электролиты, охлаждающие, тормозные и другие);
5) отработавшие аккумуляторы;
6) пластмассовые изделия;
7) ртутьсодержащие приборы;
8) другие отходы (макулатура, текстиль, кожа, батарейки и т.д.).
5. По степени опасности отходы разделяются на опасные , неопасные и инертные .
6. Все виды отходов и объекты их размещения подлежат учету в Государственном кадастре отходов в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
3. Цели и основные принципы правил по обращению
с отходами производства и потребления
7. Основными целями регулирования отношений в сфере обращения с отходами на территории города Алматы являются:
1) обеспечение экологической безопасности населения города Алматы, охрана окружающей среды от вредного воздействия отходов;
2) недопущение организации свалок отходов и захламления территории города Алматы;
3) получение готовой продукции или извлечение полезных составляющих при использовании (переработке, утилизации) отходов;
4) развитие рынка вторичных материальных ресурсов и вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья.
8. Основными принципами обращения с отходами на территории города Алматы являются:
1) минимизация образования отходов и уменьшение степени их опасности;
2) разделение отходов при их сборе и подготовке к переработке;
3) приоритет переработки отходов перед их уничтожением;
4) приоритет уничтожения отходов перед их захоронением;
5) использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;
6) возложение ответственности на юридические и физические лица за раздельный сбор отходов, относящихся к вторичным ресурсам и их переработку (обработку) специализированными предприятиями во вторичное сырье;
7) возмещение вреда, причиненного окружающей среде, и направление средств, полученных в счет указанного возмещения, на природоохранные мероприятия;
8) использование методов экономического регулирования (экономического стимулирования) деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
9) комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
10) экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами;
11) доступность информации в области обращения с отходами;
12) научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов в целях обеспечения устойчивого развития города Алматы.
4. Методы обращения с отходами
производства и потребления
9. В соответствии с целями и основными принципами обращения с отходами при выборе метода обращения, предпочтение отдается тому методу, который обеспечивает наименьший экологический ущерб окружающей среде с учетом увеличения использования отходов в поиске вторичных ресурсов.
10. Приоритетными методами обращения с отходами являются:
1) переработка отходов с использованием безотходных и малоотходных технологий по утилизации вторичных ресурсов;
2) регенерация отходов для повторного использования (при наличии технологической возможности и экономической целесообразности);
3) термическое, физико-химическое и биологическое обезвреживание;
4) захоронение.
5. Отходы производства и потребления
как объект права собственности
11. В соответствии с законодательством Республики Казахстан право собственности (иное вещное право) на отходы принадлежит собственнику сырья, веществ, соединений, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
12. Право собственности на отходы может быть приобретено другими лицами в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
13. Владелец объекта в случае образования несанкционированной свалки отходов на отведенной территории, в кратчайшие сроки принимает меры к перемещению этих отходов на объекты размещения отходов.
14. Собственники отходов обеспечивают безопасное обращение с отходами с момента их образования, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан или договором, заключенным с другим юридическим или физическим лицом, определяющим условия обращения с отходами.
Сноска. Пункт 14 с изменениями, внесенными решением Маслихата города Алматы от 12.04.2010 № 315 (порядок введения в действие см. п.3). 6. Общие требования к обращению с отходами
производства и потребления
15. Собственники отходов предусматривают меры безопасного обращения с ними, соблюдать экологические и санитарно-эпидемиологические требования и выполнять установленные мероприятия по обращению с отходами в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 15 с изменениями, внесенными решением Маслихата города Алматы от 12.04.2010 № 315 (порядок введения в действие см. п.3).16. Размещение и удаление отходов производятся в местах, определяемых решениями местных исполнительных органов по согласованию с государственным органом санитарно-эпидемиологической службы и иными уполномоченными государственными органами.
17. Места размещения отходов предназначены для безопасного хранения отходов в срок не более трех лет до их восстановления или переработки или не более одного года до их захоронения.
18. Собственники отходов обеспечивают постепенное сокращение объемов их образования на всех этапах производственного цикла, в том числе путем совершенствования производственных процессов, повторного использования (рециклинга) отходов, передачи отходов физическим и юридическим лицам, заинтересованным в их использовании.
Сноска. Пункт 18 с изменениями, внесенными решением Маслихата города Алматы от 12.04.2010 № 315 (порядок введения в действие см. п.3).19. Физическим и юридическим лицам, занимающимся хозяйственной деятельностью, связанной с обращением отходов необходимо:
1) соблюдать требования, установленные действующим законодательством;
2) принимать необходимые организационно-технические и технологические меры по удалению образовавшихся отходов;
3) иметь утвержденные уполномоченным органом в области охраны окружающей среды проекты нормативов размещения отходов;
4) иметь паспорта отходов, зарегистрированные в уполномоченном органе в области охраны окружающей среды в порядке и в сроки, установленные законодательством;
5) проводить инвентаризацию отходов;
6) вести регулярный учет (вид, количество, свойства) накопленных, перемещаемых или переработанных отходов, образовавшихся в процессе деятельности;
7) проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов реализации отходов производства и потребления;
8) предоставлять в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, информацию, связанную с обращением отходов уполномоченному органу в области охраны окружающей среды;
9) соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
10) в случае угрозы возникновения или возникновения аварии, связанной с обращением отходов, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических и/или юридических лиц, немедленно информировать об этом уполномоченный орган в области охраны окружающей среды и государственный орган в области санитарно-эпидемиологического надзора населения и аппарат акима соответствующего административного района города Алматы.
Сноска. Пункт 19 с изменениями, внесенными решением Маслихата города Алматы от 12.04.2010 № 315 (порядок введения в действие см. п.3).20. Собственники отходов производят накопление отходов методом раздельного сбора на специально отведенных площадках в контейнерах или других сборниках отходов до передачи специализированным предприятиям.
Расходы по сбору, временному хранению на собственной территории и перемещению отходов несут собственники этих отходов.
21. Сбор отходов на землях общего пользования, их вывоз, размещение на переработку и другие операции с отходами финансируются за счет средств местного бюджета, если не известен источник образования (появления) этих отходов. Сбор и вывоз отходов с земель общего пользования, переданных в аренду, возлагаются на арендатора.
7. Сбор и временное хранение образовавшихся
отходов производства и потребления
22. Собственники (владельцы) объектов, а также собственники отходов:
1) обеспечивают раздельный сбор, сортировку, а также соблюдение установленного порядка их размещения и транспортировки;
2) производят раздельный сбор и временное хранение отходов производства и потребления способами, предотвращающими уничтожение вторичных материальных ресурсов (металл, стекло, текстиль, макулатура, тара, упаковка, полимерные материалы, резина (изношенные автопокрышки), реактивы, технические жидкости и масла, масляные фильтры, бытовые приборы и оборудование, электрические батарейки и свинцово-кислотные аккумуляторы, ртутные термометры, и иные виды вторичных материальных ресурсов);
3) используют герметичные емкости для хранения жидких отходов производства (аккумуляторные электролиты, отработанные машинные масла и использованные жидкости (охлаждающие, тормозные и другие). Слив отработанных жидкостей в канализацию, на почву, водоемы и другие места не допускается;
4) осуществляют сбор и временное хранение отходов на специальных площадках, имеющих твердое покрытие и сплошное ограждение, исключающее загрязнение почвенного слоя, с удобными подъездами для транспорта;
5) возмещают причиненный ущерб окружающей среде, здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государству вследствие небрежного или бесхозяйственного обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
6) пользуются услугами специализированных предприятий на договорной основе, либо самостоятельно осуществляют операции по размещению и удалению отходов при условии выполнения требований раздела 8 настоящих Правил.
23. В процессе хранения и обращения с отходами не допускается:
1) смешивание отходов, передаваемых на переработку, если такое смешивание запрещено применяемыми технологиями переработки отходов;
2) захоронение, поджоги, несанкционированные свалки отходов на территории производственных и иных объектов хозяйственной деятельности, где произошло образование отходов.
8. Транспортировка, размещение и удаление
отходов производства и потребления
24. Удаление отходов производится в соответствии с Генеральной схемой (Приложение 1 к Правилам).
25. Транспортировку отходов осуществляют:
1) специализированные предприятия, осуществляющие хранение, захоронение, переработку или утилизацию отходов и имеющие разрешение на проведение этих работ;
2) собственники отходов при наличии договорных отношений со специализированными предприятиями, осуществляющими хранение, захоронение, переработку или утилизацию отходов и имеющими разрешение на проведение этих работ;
3) специализированные вывозящие организации, имеющие договорные отношения со специализированными предприятиями, осуществляющими хранение, захоронение, переработку или утилизацию отходов и имеющими разрешение на проведение этих работ;
26. Отношения между физическими и юридическими лицами в сфере обращения с отходами, регламентируются заключаемыми между ними договорами.
27. Передача отходов осуществляется в местах их хранения и накопления, путем предъявления и погрузки на транспортное средство перевозчика или иным способом, определяемым в договоре, и оформляется актом, накладной или иным документом. Перевозчикам могут быть юридические лица, указанные в п. 25 настоящих Правил.
28. Перевозчик, осуществляющий погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку отходов обеспечивает соблюдение следующих условий:
1) наличие договора с собственником отходов на их транспортировку, в котором указан конечный пункт утилизации или захоронения перевозимых отходов со ссылкой на соответствующий договор со специализированным предприятием;
2) наличие соответствующей упаковки и маркировки отходов для целей транспортировки;
3) наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
4) наличие паспорта опасных отходов, и документации для транспортировки и передачи опасных отходов с указанием их количества, цели и места назначения транспортировки;
5) соблюдение требований безопасности при транспортировке опасных отходов, а также к погрузочно-разгрузочным работам.
29. Порядок упаковки и маркировки опасных отходов для целей транспортировки устанавливается законодательством Республики Казахстан о транспорте.
30. Транспортировка отходов осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 30 с изменениями, внесенными решением Маслихата города Алматы от 12.04.2010 № 315 (порядок введения в действие см. п.3).31. С момента погрузки отходов на транспортное средство и приемки их представителем перевозчика, осуществляющим транспортировку отходов, и до выгрузки их в установленном месте из транспортного средства, ответственность за безопасное обращение с ними несет перевозчик в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
9. Переработка и утилизация отходов
производства и потребления
32. Юридические лица, осуществляющие сбор отходов и их переработку (обработку) во вторичное сырье, обеспечивают использование полученного вторичного сырья либо передачу его для этих целей иным организациям, осуществляющим использование вторичного сырья.
33. Использование отходов в качестве вторичных материальных ресурсов осуществляется собственником отходов в порядке, не нарушающем права и охраняемые законом интересы физических и юридических лиц.
34. Не допускается захоронение или уничтожение отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичных материальных ресурсов.
35. Порядок организации транспортировки отходов в качестве вторичных материальных ресурсов во вторичное сырье определен пунктами 25 и 26 настоящих Правил.
36. Юридические лица, осуществляющие переработку и утилизацию отходов, получают соответствующие согласования и разрешения государственных органов в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Сноска. Пункт 36 с изменениями, внесенными решением Маслихата города Алматы от 12.04.2010 № 315 (порядок введения в действие см. п.3). 10. Требования к размещению отходов
производства и потребления
37. Юридические и физические лица при определении места проектирования, строительства и эксплуатации объекта размещения отходов руководствуются требованиями законодательства о дислокации объектов размещения отходов.
38. Размещение опасных отходов разрешается в специально оборудованных местах и осуществляется в соответствии с условиями, предусмотренными экологическими разрешениями. Осуществление других видов деятельности, не связанных с обращением с опасными отходами, на территории, отведенной для их размещения, не допускается.
Место размещения опасных отходов обозначается на местности хорошо видимыми опознавательными знаками с указанием вида отхода, степени его опасности и даты захоронения.
Сноска. Пункт 38 с изменениями, внесенными решением Маслихата города Алматы от 12.04.2010 № 315 (порядок введения в действие см. п.3).39. Не допускается захоронение отходов:
1) на территории города Алматы, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
2) в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения этих мест.
Сноска. Пункт 39 с изменениями, внесенными решением Маслихата города Алматы от 12.04.2010 № 315 (порядок введения в действие см. п.3).40. Не допускается принимать для захоронения на полигонах следующие отходы производства и потребления:
1) жидкие отходы;
2) опасные отходы, которые в условиях полигона являются взрывчатыми, коррозийными, окисляемыми, высокоогнеопасными или огнеопасными;
3) целые использованные шины, за исключением их применения в качестве стабилизирующего материала при рекультивации;
4) отходы, содержащие стойкие органические загрязнители;
5) отходы, которые не удовлетворяют критериям приема.
Сноска. Пункт 40 с изменениями, внесенными решением Маслихата города Алматы от 12.04.2010 № 315 (порядок введения в действие см. п.3).41. Не допускается смешивание отходов в целях выполнения критериев приема.
Сноска. Пункт 41 с изменениями, внесенными решением Маслихата города Алматы от 12.04.2010 № 315 (порядок введения в действие см. п.3).42. Порядок размещения опасных отходов определяется экологическим законодательством . Осуществление других видов деятельности, не связанных с обращением с опасными отходами на территории, отведенной для их размещения, не допускается. Предприятия, которые осуществляют размещение опасных отходов, разрабатывают планы действий при чрезвычайных и аварийных ситуациях.
Сноска. Пункт 42 с изменениями, внесенными решением Маслихата города Алматы от 12.04.2010 № 315 (порядок введения в действие см. п.3).43. Собственники отходов, сдающие отходы на полигон предоставляют владельцу полигона достоверную информацию об их качественных и количественных характеристиках, подтверждающую отнесение отходов к определенному виду и сопровождаемую для опасных отходов копией их паспорта.
44. Порядок транспортировки и размещения отходов должен соответствовать требованиям п. 24-27 настоящих Правил.
45. Владельцы полигонов имеют право принимать на полигон только те виды отходов, которые разрешены для размещения на данном полигоне и право на размещение которых, подтверждается экологическим разрешением. Владелец полигона соблюдает следующие процедуры приема отходов:
1) проверка документации на отходы, включая паспорт опасных отходов;
2) визуальный осмотр отходов на входе и на месте размещения;
3) сверка содержимого с описанием в документации, представленной собственником отходов;
4) ведение учета количества и характеристик размещенных отходов с указанием происхождения, даты поставки, идентификации производителя или сборщика отходов, а при наличии опасных отходов — точного места их размещения на полигоне;
5) для исключения попадания на полигон радиоактивных веществ необходимо проводить дозиметрический контроль каждой партии отходов.
46. Владелец полигона постоянно обеспечивает:
1) письменное подтверждение получения каждой партии отходов, принятой на участке;
2) хранение данной документации в течение пяти лет;
3) для определения массы поступающих отходов на пунктах приема установку измерительных приборов.
47. Контроль и мониторинг воздействия полигона на окружающую среду проводится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
11. Ответственность за правонарушения в области
учета, утилизации и обезвреживания
отходов производства и потребления
48. Физические и юридические лица при нарушении положений настоящих правил подлежат ответственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 48 с изменениями, внесенными решением Маслихата города Алматы от 12.04.2010 № 315 (порядок введения в действие см. п.3).Приложение 1 |