О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 "Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций"

Новый

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 26 марта 2021 года № 123. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 марта 2021 года № 22409

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 "Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 8424, опубликован 12 июня 2013 года в газете "Казахстанская правда" № 198-199 (27472-27473) следующие изменения:

      приложения 175 и 176 к указанному приказу изложить в редакции согласно приложениям 1 и 2 к настоящему приказу;

      2. Комитету дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования.

      И.о. Министра Ш. Каринова

  Приложение 1
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 26 марта 2021 года № 123
  Приложение 175
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по предмету "Әліппе" для 1 класса уровня начального образования (с казахским языком обучения)

Глава 1. Общие положения

      1. Типовая учебная программа "Әліппе" (далее - программа) разработана в соответствии c приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17669).

      2. Структура и содержание учебной программы определены на основе общедидактических принципов и методических принципов А. Байтурсынова:

      1) упражнения со звуками;

      2) учет функции каждого звука в слове;

      3) переход от легкого к трудному, от простого к сложному;

      4) самостоятельное получение знаний через опыт.

      3. Последовательность изучения букв была построена в зависимости от их частоты, сочетания и словообразовательной функции в тексте на основе исследований А. Байтурсынова, ученых-лингвистов и методистов.

      4. Цель учебного предмета "Әліппе" - обучение грамоте, чтению и письму, усвоение основных языковых понятий и типов речи и формирование личности на основе национальных духовных ценностей.

      5. Задачи предмета "Әліппе":

      1) адаптация к учебной деятельности;

      2) формирование элементарных представлений (различение, сравнение, группирование и анализ) о звуке, слоге, слове, предложении, тексте (речи);

      3) формирование умения распознавать звуки и буквы (печатные и письменные);

      4) формирование навыков чтения (чтение слов по слогам, целыми словами, с пониманием текста, выразительное чтение) и письма;

      5) совершенствование форм коммуникативной деятельности, обогащение словарного запаса;

      6) формирование основ национальных духовных ценностей, любви к родному языку, Родине, народу, его культуре и традициям.

Глава 2. Содержание предмета "Әліппе"

      6. Объем учебной нагрузки по предмету составляет 6 часов в неделю, в 1 полугодии 96 часов.

      7. Содержание учебного предмета:

      1) система звуков и букв казахского языка;

      2) основные единицы языка (звук, слог, слово, предложение, текст);

      3) элементарные грамматические навыки по казахскому языку;

      4) элементарные понятия орфоэпических, орфографических, пунктуационных норм.

      8. В процессе обучения выделяются два периода (добукварный – 12 часов, букварный – 84 часа).

      9. Содержание предмета "Әліппе" реализуется в I полугодии с помощью учебника "Әліппе" (добукварный и букварный периоды).

      10. Порядок и объем усвоения букв алфавита и звукового значения каждой буквы, элементарных языковых понятий:

      1) 1 четверть: простое представление об языковых понятиях (речевые навыки) (добукварный период) – 12 часов;

      а, р, л, у, н, закрепление (2 часа) – 12 часов;

      с, о, т, қ, ы, з, м, е, д, ш, ұ, закрепление (2 часа) – 24 часа;

      Примечание: на изучение буквы отводится 2 часа, оставшиеся часы отводятся на повторение по усмотрению учителя.

      2) 2 четверть:

      б, й, к, і, ң, ғ, ж, ә, п, ү, закрепление (3 часа) – 24 часа;

      ө, г, и, я, ю, х, h, щ, в, э, е, ц, ф, ч, ь-ъ, алфавит – 2 часа, закрепление (4 часа) – 24 часа.

      Примечание: ң – 3 часа, я, ю, х, һ, щ, в, э, е, ц, ф, ч, ь-ъ по 1 часу; на остальные звуки и буквы дается по 2 часа.

      Буквы изучаются в заданной программой последовательности.

      11. Задачи добукварного периода:

      1) привитие интереса к учебной деятельности;

      2) формирование первоначальных представлений о речи (звук, слог, ударение, слово, предложение);

      3) формирование навыков разпознавания и применения звуковых схем-моделей речи, предложений, слов, звуков, слогов;

      4) проведение звукового анализ слова: определение количества слогов в слове, определение звуков внутри слова в двух, трех слоговых словах; различение гласные и согласные звуков;

      5) подготовка к письму - развитие мелкой моторики рук (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв);

      6) учить слышать и понимать вопрос, правильно отвечать на вопросы.

      Примечание: объем прослушанного материала состоит из 10 предложений, стихотворение не должно превышать 3 строфы.

      12. Задачи букварного периода:

      1) знакомство с буквами казахского алфавита, обучение артикуляции звуков;

      2) различение гласных и согласных звуков;

      3) учить различать печатные и письменные виды букв;

      4) учить составлять из звуков слоги, из слогов слова, из слов предложение; учить писать, читать;

      5) формирование навыков правильного, плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами на материале текстов учебника;

      6) формирование навыков каллиграфического письма;

      7) обогащение словарного запаса, учить выражать свои мысли;

      8) формирование умения использовать основные виды знаков препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак);

      9) формирование любви к национальным духовным ценностям.

      Примечание:

      Объем письменных работ за первое полугодие: добукварный период графический диктант 1-3 знака; букварный период – буквенный диктант 3-5 букв, слоговый диктант 3-6 слогов, словарный диктант - 2-5 слов, диктант - 3-12 слов. Количество письменных заданий определяется учителем в зависимости от уровня подготовленности и потребностей обучающихся. Рекомендуется систематическое ежедневное проведение письменных работ.

      13. Содержание базовых знаний предмета "Әліппе".

      14. Аудирование и говорение:

      1) формирование умения слушать речь учителя и других обучающихся, понимать смысл услышанного, правильно и точно отвечать на вопросы;

      2) рассказывание сказок; заучивание стихотворений, считалок, скороговорок, пословиц, загадок;

      3) формирование умения различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласных; делить слова на слоги; знания слогообразования гласных звуков;

      4) обозначение звука буквой, установление соответствия/ несоответствия звукового и буквенного состава слова;

      5) обогащение словарного запаса; формирование умения сочетать слова, составлять предложения, короткие тексты (на основе прослушанного/ прочитанного текста (по иллюстрациям, опорным словам, плану);

      6) использование форм речевого этикета (приветствие, благодарность, извинение, просьба, прощание).

      Примечание: Объем материала аудирования: 30 сек 1 мин.

      15. Чтение

      1) уметь понимать и распознавать структуру слов и предложений (определять количество слогов в слове, количество слов в предложении);

      2) понимать значение слова, идею, выраженную в предложении;

      3) распознавание особенностей парных звуков в казахском языке (а-ә, о-ө, ұ-ү, ы-і, л-р, н-ң, с-з, с-ш, ж-ш, п-б, к-қ, г-ғ), привитие навыков правильного произношения звуков в заимствованных словах;

      4) читать вслух предложения (2-6 слов), текст (4-10 предложений); понимать прочитанное;

      5) обучение плавному слоговому чтению слов различной структуры с переходом на чтение целыми словами, чтение предложений.

      Примечание: объем текста для чтения составляет не более 4-6 предложений в начале изучения алфавита, не более 10 в конце. Количество слов в каждом предложении не более 2-6.

      16. Письмо

      1) подготовка к письму (правильная посадка, освещение, положение тетради и умение держать карандаш/ручку при письме); формирование умения ориентироваться на пространстве листа в тетради (рабочая строка, межстрочное пространство, верхняя и нижняя линии рабочей строки, вертикальные наклонные линии); рисование, штриховка, обводка, написание буквенных элементов;

      2) составление предложений по картинке, составление предложений из заданных слов, определение количества слов в предложении, составление графических моделей предложений;

      3) письмо элементов букв, заглавных и строчных букв и их соединений, слогов, слов, предложений с соблюдением каллиграфических норм;

      4) понимание и применение знаний, что каждое предложение начинается с заглавной буквы, внутри предложения слова пишутся раздельно, в конце предложения ставится знак препинания;

      5) отвечать письменно на простые вопросы, составлять текст на основе сюжетной картинки;

      6) формирование навыков безошибочного, каллиграфического письма.

Глава 3. Ожидаемые результаты по программе "Әліппе"

      17. Ожидаемые результаты в добукварном периоде:

      1) понимает первичные языковые понятия о речи, предложении, слове, слоге, звуке;

      2) умеет слушать и понимать вопрос, отвечает на вопросы;

      3) распознает графическую схему предложения, слова, слога, звука;

      4) выполняет звуковой анализ слова;

      5) составляет рассказ, на основе вспомогательных средств (опорная схема, сюжетный рисунок), сохраняя последовательность изложения;

      6) умеет правильно использовать в общении словесный этикет (приветствие, благодарность, извинение, просьба, прощание);

      7) раскрашивает картинки и элементы буков, представленные на странице тетради, рисует, проводит линии;

      18. Ожидаемые результаты в букварном периоде:

      1) распознает и различает звуки и буквы;

      2) выделяет из текста предложения, слова с новой изученной буквой из предложения, слоги из слова, звуки из слога;

      3) знает, что гласные образуют слоги, определяет количество слогов в слове;

      4) использует виды чтения (чтение по слогам, чтение целыми словами, выразительное чтение), понимает смысл;

      5) правильно произносит звуки, понимает смыслоразличительную функцию звука;

      6) конструирует слово, предложение, небольшой текст по схеме-модели и по рисунку;

      7) понимает смыслоразличительную роль звука и ударения, сопоставляет слова, различающиеся одним или несколькими звуками;

      8) прогнозирует содержание текста по теме и иллюстрации, выражает свое мнение;

      9) при поддержке учителя может задать вопрос по содержанию текста, сюжетной картинке, ответить на вопрос;

      10) записывает предложение с заглавной буквы и ставит в конце соответствующий знак препинания;

      11) записывает по памяти и по диктовке слова с одинаковым произношением и написанием;

      12) записывает элементы букв, буквы, связи букв между собой в соответствии с требованиями каллиграфии, сохраняя линию письма, междустрочие, верхнюю и нижнюю линии строки;

      13) уважает родной язык, Родину, народ, культуру и традиции;

      14) знает символы страны (Гимн, Герб, Флаг).

  Приложение 2
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 26 марта 2021 года № 123
  Приложение 176
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа по предмету "Букварь" для 1 класса уровня начального образования (с русским языком обучения)

Глава 1. Общие положения

      1. Типовая учебная программа "Букварь" (далее - программа) разработана в соответствии c приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17669).

      2. Структура и содержание программы определены на основе общедидактических принципов и методических принципов А. Байтурсынова:

      1) упражнения со звуками;

      2) учет функции каждого звука в слове;

      3) переход от легкого к трудному, от простого к сложному;

      4) самостоятельное получение знаний через опыт.

      3. Цель учебного предмета "Букварь" - обучение грамоте, чтению и письму, усвоение основных языковых понятий и типов речи и формирование личности на основе национальных духовных ценностей.

      4. Задачи предмета "Букварь":

      1) адаптация к учебной деятельности;

      2) формирование элементарных представлений (различение, сравнение, группирование и анализ) о звуке, слоге, слове, предложении, тексте (речи);

      3) формирование умения распознавать звуки и буквы (печатные и письменные);

      4) формирование навыков чтения (чтение слов по слогам, целыми словами, с пониманием текста, выразительное чтение) и письма;

      5) совершенствование форм коммуникативной деятельности, обогащение словарного запаса;

      6) формирование основ национальных духовных ценностей, любви к родному языку, Родине, народу, его культуре и традициям.

Глава 2. Содержание предмета "Букварь"

      5. Объем учебной нагрузки по предмету составляет 6 часов в неделю, в 1 полугодии 96 часов.

      6. Содержание учебного предмета:

      1) система звуков и букв русского языка;

      2) основные единицы языка (звук, слог, слово, предложение, текст);

      3) элементарные грамматические навыки по русскому языку;

      4) элементарные понятия орфоэпических, орфографических, пунктуационных норм.

      7. В процессе обучения выделяются два периода (добукварный – 12 часов, букварный – 84 часа).

      8. Содержание предмета "Букварь" реализуется в I полугодии с помощью учебника "Букварь" (добукварный и букварный периоды).

      9. Порядок и объем усвоения букв алфавита и звукового значения каждой буквы, элементарных языковых понятий.

      1) 1 четверть: элементарное представление о языковых понятиях (речевые навыки) (добукварный период) - 12 часов;

      а, у, и, о, ы – 10 часов;

      м, т, н, л с, р, ш – 14 часов;

      к, п, б, г – 8 часов.

      Примечание: на изучение буквы отводится 2 часа, оставшиеся часы отводятся на повторение по усмотрению учителя.

      2) 2 четверть:

      д, з, ж – 6 часов;

      е, е, в, й, ь, э, я, ю - 20 часа;

      х, ц, ч, щ, ф, ъ (разделительный) – 12 часов.

      Примечание: на изучение буквы отводится 2 часа, на изучение букв е, е, ю, я – 3 часа, оставшиеся часы отводятся на повторение по усмотрению учителя.

      Буквы изучаются в заданной программой последовательности.

      10. Задачи добукварного периода:

      1) привитие интереса к учебной деятельности;

      2) формирование первоначальных представлений о речи (звук, слог, ударение, слово, предложение);

      3) формирование навыков распознавания и применения звуковых схем-моделей речи, предложений, слов, звуков, слогов;

      4) проведение звукового анализа слова: определение количества слогов в слове, определение звуков внутри слова в двух, трех слоговых словах; различение гласные и согласные звуков;

      5) подготовка к письму - развитие мелкой моторики рук (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв);

      6) учить слышать и понимать вопрос, правильно отвечать на вопросы.

      Примечание: объем прослушанного материала состоит из 10 предложений, стихотворение не должно превышать 3 строфы.

      11. Задачи букварного периода:

      1) знакомство с буквами русского алфавита, обучение артикуляции звуков;

      2) различение гласных и согласных звуков;

      3) учить различать печатные и письменные виды букв;

      4) учить составлять из звуков слоги, из слогов слова, из слов предложение; учить писать, читать;

      5) формирование навыков правильного, плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами на материале текстов учебника;

      6) формирование навыков каллиграфического письма;

      7) обогащение словарного запаса, учить выражать свои мысли;

      8) формирование умения использовать основные виды знаков препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак);

      9) формирование любви к национальным духовным ценностям.

      Примечание: Объем письменных работ за первое полугодие: добукварный период графический диктант - 1-3 знака; букварный период – буквенный диктант - 3-5 букв, слоговый диктант - 3-6 слогов, словарный диктант - 2-5 слов, диктант - 3-12 слов. Количество письменных заданий определяется учителем в зависимости от уровня подготовленности и потребностей учеников.

      Рекомендуется систематическое ежедневное проведение письменных работ.

      12. Содержание базовых знаний предмета "Букварь".

      13. Аудирование и говорение:

      1) формирование умения слушать речь учителя и других обучающихся, понимать смысл услышанного, правильно и точно отвечать на вопросы;

      2) рассказывание сказок; заучивание стихотворений, считалок, скороговорок, пословиц, загадок;

      3) формирование умения различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласных; делить слова на слоги; знания слогообразования гласных звуков;

      4) обозначение звука буквой, установление соответствия/ несоответствия звукового и буквенного состава слова;

      5) обогащение словарного запаса; формирование умения сочетать слова, составлять предложения, короткие тексты (на основе прослушанного/ прочитанного текста (по иллюстрациям, опорным словам, плану);

      6) использование форм речевого этикета (приветствие, благодарность, извинение, просьба, прощание).

      Примечание: Объем материала аудирования: 30 сек - 1 мин.

      14. Чтение

      1) уметь понимать и распознавать структуру слов и предложений (определять количество слогов в слове, количество слов в предложении);

      2) понимать значение слова, идею, выраженную в предложении;

      3) знать деление звуков на гласные и согласные (артикуляционный, акустический); понимать смыслоразличительную роль звука и ударения ([мал] – [м’aл], [за́мък] – [замо́к]), сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;

      4) читать вслух предложения (2-6 слов), текст (4-10 предложений); понимать прочитанное;

      5) обучение плавному слоговому чтению слов различной структуры с переходом на чтение целыми словами, чтение предложений.

      Примечание: объем текста для чтения составляет не более 4-6 предложений в начале изучения алфавита, не более 10 в конце. Количество слов в каждом предложении не более 2-6.

      15. Письмо:

      1) подготовка к письму (правильная посадка, освещение, положение тетради и умение держать карандаш/ручку при письме); формирование умения ориентироваться на пространстве листа в тетради (рабочая строка, межстрочное пространство, верхняя и нижняя линии рабочей строки, вертикальные наклонные линии); рисование, штриховка, обводка, написание буквенных элементов;

      2) составление предложений по картинке, составление предложений из заданных слов, определение количества слов в предложении, составление графических моделей предложений;

      3) письмо элементов букв, заглавных и строчных букв и их соединений, слогов, слов, предложений с соблюдением каллиграфических норм;

      4) понимание и применение знаний, что каждое предложение начинается с заглавной буквы, внутри предложения слова пишутся раздельно, в конце предложения ставится знак препинания;

      5) отвечать письменно на простые вопросы, составлять текст на основе сюжетной картинки;

      6) формирование навыков безошибочного, каллиграфического письма.

Глава 3. Ожидаемые результаты по программе "Букварь"

      16. Ожидаемые результаты в добукварном периоде:

      1) понимает первичные языковые понятия о речи, предложении, слове, слоге, звуке;

      2) умеет слушать и понимать вопрос, отвечает на вопросы;

      3) распознает графическую схему предложения, слова, слога, звука;

      4) выполняет звуковой анализ слова;

      5) составляет рассказ, на основе вспомогательных средств (опорная схема, сюжетный рисунок), сохраняя последовательность изложения;

      6) умеет правильно использовать в общении словесный этикет (приветствие, благодарность, извинение, просьба, прощание);

      7) раскрашивает картинки и элементы буков, представленные на странице тетради, рисует, проводит линии;

      17. Ожидаемые результаты в букварном периоде:

      1) распознает и различает звуки и буквы;

      2) выделяет из текста предложения, слова с новой изученной буквой из предложения, слоги из слова, звуки из слога;

      3) знает, что гласные образуют слоги, определяет количество слогов в слове;

      4) использует виды чтения (чтение по слогам, чтение целыми словами, выразительное чтение), понимает смысл;

      5) правильно произносит звуки, понимает смыслоразличительную функцию звука;

      6) конструирует слово, предложение, небольшой текст по схеме-модели и по рисунку;

      7) понимает смыслоразличительную роль звука и ударения, сопоставляет слова, различающиеся одним или несколькими звуками;

      8) прогнозирует содержание текста по теме и иллюстрации, выражает свое мнение;

      9) при поддержке учителя может задать вопрос по содержанию текста, сюжетной картинке, ответить на вопрос;

      10) записывает предложение с заглавной буквы и ставит в конце соответствующий знак препинания;

      11) записывает по памяти и по диктовке слова с одинаковым произношением и написанием;

      12) записывает элементы букв, буквы, связи букв между собой в соответствии с требованиями каллиграфии, сохраняя линию письма, междустрочие, верхнюю и нижнюю линии строки;

      13) уважает родной язык, Родину, народ, культуру и традиции;

      14) знает символы страны (Гимн, Герб, Флаг).

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.