О внесении изменений и дополнений в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 3 декабря 2015 года № 691 "Об утверждении Правил оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг"

Новый

Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 5 октября 2021 года № 313. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 11 октября 2021 года № 24695

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 3 декабря 2015 года № 691 "Об утверждении Правил оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12562) следующие изменения и дополнения:

      преамбулу изложить в следующей редакции:

      "В соответствии с подпунктом 23) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об электроэнергетике" ПРИКАЗЫВАЮ:";

      в Правилах оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг, утвержденных указанным приказом:

      заголовок главы 1 изложить в следующей редакции:

      "Глава 1. Общие положения";

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Настоящие Правила оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 23) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об электроэнергетике" (далее - Закон) и определяют порядок оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг.";

      пункт 5 изложить в следующей редакции:

      "5. Услуги по передаче электрической энергии по национальной электрической сети предоставляются:

      1) субъектам оптового рынка, заключившим двухсторонние сделки купли-продажи электрической энергии с ее поставкой в определенный период времени (неделя, месяц, квартал, год);

      2) субъектам оптового рынка, приобретающим электрическую энергию из ЕЭС Казахстана через территорию сопредельных государств.

      При наступлении ситуаций, предусмотренных подпунктом 2) настоящего пункта, оплата услуг по передаче электрической энергии по национальной электрической сети осуществляется данными субъектами оптового рынка электрической энергии однократно в объеме полученной электрической энергии;

      3) субъектам оптового рынка (энергопроизводящим организациям), приобретающим электрическую энергию в целях замещения аварийно выбывающих мощностей.

      При наступлении ситуаций, предусмотренных подпунктом 3) настоящего пункта, оплата услуг по передаче электрической энергии по национальной электрической сети осуществляется потребителем аварийного замещения, осуществляющим поставки потребителям, заключившие договор, только по сетям регионального уровня, в объеме полученной электрической энергии.";

      пункт 28 изложить в следующей редакции:

      "28. Субъекты оперативного диспетчерского управления в процессе централизованного диспетчерского управления, в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством Республики Казахстан, обеспечивают:

      1) соблюдение норм системы централизованно-диспетчерского управления, наличия связи по двум независимым направлениям с региональным диспетчерским центром;

      2) соблюдение режимов, задаваемых системным оператором по заключенным договорам на электроснабжение;

      3) системного оператора достоверной и своевременной информацией, необходимой для составления фактических балансов электрической энергии;

      4) соблюдение графиков ремонта оборудования электростанций Республики Казахстан, находящихся в оперативном управлении системного оператора в соответствии с Законом;

      5) соблюдение режимов работы и схем устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, находящихся в оперативном управлении, ведении системного оператора;

      6) выполнение заданных уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда Республики Казахстан попусков воды из водохранилищ;

      7) выполнение указаний системного оператора по размещению и установке систем и приборов противоаварийной автоматики, средств автоматизированной системы диспетчерского управления, релейной защиты и автоматики и их надлежащую эксплуатацию;

      8) наличие средств диспетчерского технологического управления, в том числе средств связи с диспетчерскими центрами системного оператора, оперативно-информационного комплекса диспетчерского управления, унифицированного с оперативно-информационным комплексом системного оператора;

      9) замещение энергопроизводящими организациями аварийно выбывающих мощностей посредством покупки электроэнергии в объемах, необходимых для выполнения суточных графиков поставки.";

      пункт 38-1 изложить в следующей редакции:

      "38-1. Энергопроизводящая организация обеспечивает почасовое планирование режима генерации в соответствии с заявками потребителей в пределах технической возможности, определяемой по информации о значениях рабочих электрических мощностей, технологических и технических минимумов электрических станций, входящих в состав энергопроизводящей организации, предоставленной системному оператору на соответствующие сутки планирования.

      При возникновении аварийного выбытия генерирующей мощности продолжительностью более суток, энергопроизводящая организация с аварийно выбывшей мощностью обеспечивает почасовое планирование режима генерации с учетом замещения аварийно выбывшей мощности до завершения ремонтно-восстановительных работ.";

      дополнить пунктами 38-2 и 38-3 следующего содержания:

      "38-2. Замещение энергопроизводящими организациями аварийно выбывающих мощностей посредством покупки электроэнергии в объемах, необходимых для выполнения суточных графиков поставки оформляется системным оператором как корректировка в утвержденном суточном графике и осуществляется в рамках рынка централизованной торговли электрической энергией.

      38-3. При отсутствии обеспечения энергопроизводящей организацией с аварийно выбывшей мощностью замещения аварийно выбывающих мощностей в объемах, необходимых для выполнения суточных графиков поставки самостоятельно в течение 20 минут, системный оператор самостоятельно корректирует суточный график в объемах аварийно выбывших мощностей энергопроизводящей организации в соответствии с подпунктом 39) статьи 5 Закона.

      При отсутствии резервов генерации в ЕЭС Казахстана, оформляется поставка электроэнергии из сопредельных энергосистем для энергопроизводящей организации в объемах аварийно выбывших мощностей.";

      пункты 50 и 51 изложить в следующей редакции:

      "50. В фактическом балансе по каждой энергопроизводящей организации национальный диспетчерский центр Системного оператора указывает:

      1) заявленный в суточных графиках с учетом корректировок объем поставок электрической энергии;

      2) фактический объем поставленной электрической энергии, зафиксированный приборами коммерческого учета на границе балансовой принадлежности энергопроизводящей организации;

      3) заявленные и фактические объемы купли-продажи электрической энергии у других (другим) энергопроизводящих организаций;

      4) заявленные и фактические объемы продажи электрической энергии каждому договорному покупателю;

      5) объемы продажи (покупки) электрической энергии по сделкам на централизованных торгах;

      6) объем сверхдоговорно (недоговорно) проданной электрической энергии, сложившегося в результате перевыработки станции, недобора договорных потребителей, а также осуществления внутрисуточного регулирования выработки электрической энергии и задействования резервов мощности в соответствии с распоряжениями системного оператора при централизованном оперативно-диспетчерском управлении ЕЭС Казахстана с указанием покупателя, потребившего сверхдоговорную (недоговорную) электроэнергию;

      7) объемы продажи (покупки) дисбалансов электроэнергии, при ситуации, в которой провайдером баланса является энергопроизводящая организация;

      8) объемы продажи (покупки) электрической энергии, сложившиеся при замещении аварийно выбывающих мощностей;

      9) объемы продажи (покупки) электрической энергии, сложившиеся при урегулировании системным оператором отклонений на границе с сопредельными государствами;

      10) заявленные и фактические объемы продажи расчетно-финансовым центром электроэнергии, произведенной объектами по использованию возобновляемых источников энергии, объектами по энергетической утилизации отходов, и паводковой электрической энергии на всех условных потребителей;

      11) объемы импортированной электроэнергии из сопредельных энергосистем в результате аварийного выбытия мощностей при отсутствии замещения.

      51. В фактическом балансе по каждому потребителю, в том числе по энергоснабжающим и энергопередающим организациям, национальный диспетчерский центр системного оператора указывает:

      1) заявленные и фактические объемы покупки электрической энергии от каждого из продавцов электрической энергии по договорам;

      2) объемы покупки электрической энергии по сделкам на централизованных торгах;

      3) объем сверхдоговорно (недоговорно) потребленной электрической энергии с указанием продавца дополнительно продавшего сверхдоговорную (недоговорную) электроэнергию, сложившуюся в результате перевыработки станции, недобора договорных потребителей, а также осуществления внутрисуточного регулирования выработки электрической энергии и задействования резервов мощности в соответствии с распоряжениями системного оператора при централизованном оперативно-диспетчерском управлении ЕЭС Казахстана;

      4) объемы продажи (покупки) дисбалансов электроэнергии, при ситуации, в которой провайдером баланса является покупатель;

      5) объемы продажи (покупки) электрической энергии, сложившиеся при урегулировании системным оператором отклонений на границе с сопредельными государствами.";

      дополнить пунктами 51-1, 51-2, и 51-3 следующего содержания:

      "51-1. При сложившемся у энергопроизводящей организации объеме фактически поставленной электрической энергии ниже объема поставок, заявленных в суточных графиках с учетом корректировок объема электрической энергии, в том числе в результате аварийных ситуаций, внеплановых ремонтах, подачи несбалансированных заявок, а также осуществления внутрисуточного регулирования выработки электрической энергии в соответствии с распоряжениями системного оператора при централизованном оперативно-диспетчерском управлении ЕЭС Казахстана, системный оператор распределяет недостающий объем электрической энергии договорным потребителям от других энергопроизводящих компаний, имеющих избытки электрической энергии.

      51-2. При сложившемся у региональной энергопроизводящей организации объеме фактически поставленной электрической энергии ниже объема поставок, заявленных в суточных графиках с учетом корректировок объема электрической энергии, в том числе в результате аварийных ситуаций, внеплановых ремонтах, подачи несбалансированных заявок, а также осуществления внутрисуточного регулирования выработки электрической энергии в соответствии с распоряжениями системного оператора при централизованном оперативно-диспетчерском управлении ЕЭС Казахстана, системный оператор распределяет объем отпущенной в сеть энергопроизводящей организацией электроэнергии между договорными потребителями с пропорциональным снижением исходя из заявленных в утвержденном суточном графике объемов покупки (поставки) электрической энергии.

      51-3. Период продажи электроэнергии, вырабатываемой гидроэлектростанциями (далее – ГЭС), определяется периодом природоохранных попусков воды.

      На основании данных протокола по объему стока воды, ГЭС определяют планируемые объемы продажи электрической энергии в период природоохранных попусков воды. При планировании объемов электрической энергии вырабатываемой ГЭС и реализуемой расчетно-финансовому центру в период природоохранного попуска воды, ГЭС не включают электроэнергию, производимую в рамках среднегодовых расходов воды по данным системного оператора за предыдущий год.

      ГЭС, входящие в состав промышленного комплекса, при планировании объемов электрической энергии, реализуемой расчетно-финансовому центру в период природоохранного попуска воды не включают объем электрической энергии, производимой в рамках среднегодовых расходов воды по данным системного оператора за предыдущий год и объем электрической энергии, предназначенный для покрытия внутренней потребности промышленного комплекса.

      Продаже расчетно-финансовому центру подлежат объемы электрической энергии, вырабатываемые ГЭС в период природоохранных попусков воды, за исключением объемов, вырабатываемых в рамках среднегодового расхода воды, а также объемов электрической энергии, предназначенный для покрытия внутренней потребности промышленного комплекса.".

      2. Департаменту развития электроэнергетики Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр энергетики
Республики Казахстан
М. Мирзагалиев

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.