О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 24 апреля 2017 года № 272 "Об утверждении процедурного стандарта "Аудит финансовой отчетности"

Новый

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 28 декабря 2021 года № 1340. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 января 2022 года № 26347

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 24 апреля 2017 года № 272 "Об утверждении процедурного стандарта "Аудит финансовой отчетности" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 15209) следующие изменения и дополнения:

      преамбулу изложить в следующей редакции:

      "В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 8 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" ПРИКАЗЫВАЮ:";

      в процедурном стандарте "Аудит финансовой отчетности", утвержденном указанным приказом:

      пункты 1, 2 и 3 изложить в следующей редакции:

      "1. Настоящий процедурный стандарт "Аудит финансовой отчетности" (далее – Стандарт) разработан в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 8 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" (далее – Закон).

      2. Целью аудита финансовой отчетности (консолидированной финансовой отчетности) является получение обоснованного подтверждения достоверности финансовой отчетности администраторов бюджетных программ и государственных учреждений, за исключением Национального Банка Республики Казахстан.

      Аудиту финансовой отчетности подлежит финансовая отчетность государственных учреждений, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов, в объеме и по формам, установленным Правилами составления и представления финансовой отчетности, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 1 августа 2017 года № 468 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 15594), и консолидированная финансовая отчетность администраторов бюджетных программ, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов, в объеме и по формам, установленным Правилами составления консолидированной финансовой отчетности администраторами бюджетных программ и местными уполномоченными органами по исполнению бюджета, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 6 декабря 2016 года № 640 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14624).

      3. Лицо, ответственное за аудиторское мероприятие, и руководитель группы государственного аудита несут ответственность за руководство, контрольные сроки и качество проведения аудита в соответствии с пунктом 3 статьи 36 Закона.

      Ассистент государственного аудитора несет персональную ответственность за документы, составленные и подписанные им в ходе аудита в соответствии с пунктом 3 статьи 36-1 Закона.";

      пункт 6 изложить в следующей редакции:

      "6. Этапы проведения аудита финансовой отчетности:

      планирование (тестирование системы внутреннего контроля; определение методов исследования (сплошная или выборочная), составление и утверждение плана и программы аудита);

      проведение аудита по существу (сбор аудиторских доказательств, аудиторские процедуры, аудиторская выборка);

      завершение аудита (обобщение результатов аудита и их документальное оформление).";

      дополнить пунктом 8-1 в следующей редакции:

      "8-1. В настоящем Стандарте используются следующие понятия:

      аудиторский риск – риск государственного аудитора о ненадлежащем выражении аудиторского мнения и неэффективности аудиторской проверки;

      аудиторский файл – систематизированный и сгруппированный в хронологическом порядке пакет документов, составленный членами группы государственного аудита по всем этапам аудиторского мероприятия, в том числе полученных от объекта аудита и других внешних источников информации;

      повторное выполнение – это контрольные действия государственного аудитора в отношении руководства и работников объекта аудита по применяемым ими средствам контроля;

      внешнее подтверждение – аудиторское доказательство, полученное государственным аудитором в виде прямого письменного ответа третьей стороны (подтверждающая сторона) на бумажном, электронном носителях;

      процедуры по оценке риска – аудиторские действия, выполняемые государственным аудитором для получения информации об организации и условиях ее деятельности, включая систему внутреннего контроля организации, в целях выявления и оценки рисков существенного искажения информации по причине мошенничества или ошибки на уровне финансовой отчетности и письменных подтверждений.";

      пункты 9 и 10 изложить в следующей редакции:

      "9. Государственный аудит и финансовый контроль в специальных государственных органах Республики Казахстан осуществляется в порядках, определяемых первыми руководителями данных органов по согласованию со Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета и уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту согласно пункту 3 статьи 2 Закона.

      10. Руководителем группы государственного аудита разрабатывается план, где отражаются тип и сроки государственного аудита, объекты государственного аудита и маршруты следования, необходимые кадровые ресурсы, объем средств и (или) активов, охватываемый аудиторским мероприятием.";

      пункты 12, 13 и 14 изложить в следующей редакции:

      "12. Характер и масштаб работ по планированию аудита финансовой отчетности зависит от размера и сложности организационной структуры объекта аудита, целей, определенных аудиторским заданием, понимания государственным аудитором особенностей деятельности аудируемого объекта.

      13. До определения и оценки рисков существенных искажений при планировании необходимо:

      1) изучить систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля объекта аудита;

      2) выполнить аналитические процедуры в рамках оценки рисков;

      3) определить уровень существенности.

      4) выполнить аналитические процедуры в отношении компонентов консолидированной финансовой отчетности.

      Компоненты консолидированной финансовой отчетности администратора бюджетных программ – отдельная финансовая отчетность подведомственных государственных учреждений администратора бюджетных программ, а также консолидированная финансовая отчетность его ведомств.

      14. В процессе планирования государственный аудитор учитывает полученные сведения о деятельности объекта аудита путем непрерывного процесса сбора и обработки информации. При этом, информация, получаемая на последующих стадиях, дополняет данные, полученные на предыдущих стадиях.

      План и программа аудита составляется с учетом требований Правил проведения внутреннего государственного аудита.";

      пункт 16 изложить в следующей редакции:

      "16. Государственный аудитор оценивает факторы, влияющие на финансовые операции и финансовую отчетность (консолидированную финансовую отчетность) аудируемого объекта:

      1) применение нормативных правовых актов Республики Казахстан по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности;

      2) структуру объекта аудита, распределение обязанностей между структурными подразделениями;

      3) систему бухгалтерского учета;

      4) систему внутреннего контроля;

      5) наличие правовых споров и судебных разбирательств, итоги которых влияют либо уже повлияли на финансовую отчетность;

      6) оценку риска, в том числе результаты предыдущих аудитов финансовой отчетности (изучение результатов предыдущих аудитов, ознакомление с папками хранения, содержащих аудиторские документации (аудиторские файлы), контроль исполнения рекомендаций и устранения нарушений, выявленных в ходе предыдущих аудитов).

      7) анализ компонентов консолидированной финансовой отчетности, в том числе существенность отдельных компонентов или статей их финансовой отчетности.";

      пункт 25 изложить в следующей редакции:

      "25. Аудиторский риск состоит из:

      неотъемлемого риска;

      риска средств контроля;

      риска необнаружения.

      Аудиторский риск определяется в размере 5 % от объема запланированных аудиторских мероприятий.";

      пункт 30 изложить в следующей редакции:

      "30. Аудиторский риск состоит из риска существенного искажения и риска не обнаружения.

      Риск существенного искажения состоит из неотъемлемого риска и риска средств контроля.

      Государственный аудитор использует профессиональное суждение для оценки факторов, влияющих на величину неотъемлемого риска как на уровне отражения информации в финансовой отчетности, так и на уровне сальдо счетов и класса хозяйственных операций.

      Оценка средств контроля проводится после ознакомления с системой бухгалтерского учета и внутреннего контроля, и получения аудиторских доказательств путем проведения тестирования средств контроля.

      Для оценки аудиторского риска применяются количественный и качественный методы.

      Расчет аудиторского риска при количественном методе производится по формуле:

      АР = НР х РК х РН, где: АР – аудиторский риск, НР – неотъемлемый риск, РК – риск средств контроля, РН – риск необнаружения.

      Качественный метод оценки аудиторского риска заключается в том, что государственный аудитор, исходя из опыта и знания сферы деятельности объекта аудита, определяет аудиторский риск на уровне финансовой отчетности в целом или отдельных классов операций как высокий, средний, низкий и использует эту оценку при планировании.

      Оценка риска существенных искажений оформляется рабочим документом "РД – Оценка риска существенных искажений (РД-РСИ)" по форме согласно приложению 1 к настоящему Стандарту.

      Риск необнаружения выражает меру готовности государственного аудитора признать вероятность содержания в финансовой отчетности существенных ошибок после завершения аудита и формирования аудиторского заключения без оговорок.

      Величина риска необнаружения определяется по формуле:

      РН = АР / НР х РК, где: РН – риск необнаружения, АР – аудиторский риск, НР – неотъемлемый риск, РК – риск средств контроля.

      Риск необнаружения зависит от эффективности применения аудиторских процедур и классифицируется следующим образом:

      при оценке системы внутреннего контроля эффективной, но государственный аудитор не полагается на нее полностью, планируя детальные процедуры для обнаружения возможных существенных ошибок, то риск необнаружения классифицируется как низкий;

      при оценке системы внутреннего контроля неэффективной и государственный аудитор планирует детальные процедуры, то риск необнаружения классифицируется как средний;

      при отсутствии системы внутреннего контроля и государственный аудитор планирует сплошную проверку, то риск необнаружения классифицируется как высокий.

      В зависимости от того, насколько высока величина ожидаемого риска обнаружения искажений в финансовой отчетности, настолько же низок риск необнаружения.

      Риск необнаружения не снижается до нуля, поскольку государственным аудитором не подвергаются детальной проверке все классы операций, сальдо счетов или раскрытия.

      При оценке риска необнаружения необходимо определить факторы, характеризующие основные составляющие риска эффективности и качества работы государственного аудитора.

      Например,

      контроль за работой членов аудиторской группы;

      квалификация специалистов аудиторской группы;

      возможность непосредственного контакта с бухгалтерской службой;

      наличие опыта работы в объектах аналогичного профиля.

      Результаты работы оформляются рабочими документами "РД – Оценка риска средств контроля (РД-ОРСК)" по форме согласно приложению 2 к настоящему Стандарту, "РД –Оценка неотъемлемого риска (РД-ОНР)" по форме согласно приложению 3 к настоящему Стандарту, "РД – Оценка риска необнаружения (РД-ОРН)" по форме согласно приложению 4 к настоящему Стандарту.";

      пункт 52 изложить в следующей редакции:

      "52. Сбор аудиторских доказательств состоит из следующих этапов:

      сбор фактических данных и информации производится на принципах полноты, достоверности и соответствия, достаточности;

      анализ собранных фактических данных и информации на предмет достаточности;

      сбор дополнительных фактических данных и информации в случае их недостаточности для формирования аудиторских доказательств.

      Сбор аудиторских доказательств не основывается на недостоверных фактических данных.

      Аудиторские доказательства, полученные при выполнении аудита, необходимо включить в аудиторскую документацию.";

      пункт 54 изложить в следующей редакции:

      "54. Тестирование средств контроля проводится для получения аудиторских доказательств об эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

      Процедуры проверки по существу проводятся с целью получения аудиторских доказательств о наличии или об отсутствии существенных искажений в финансовой отчетности.

      Для получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств необходимо процедуры проверки по существу выполнять по существенным классам операций, сальдо счетов и раскрытиям.

      Процедуры проверки по существу включают детальное тестирование и аналитические процедуры.

      Для получения аудиторских доказательств применяются следующие методы аудиторских процедур:

      изучение (инспектирование);

      наблюдение и осмотр;

      запрос и подтверждение;

      пересчет;

      аналитические процедуры;

      внешнее подтверждение;

      повторное выполнение.

      Инспектирование заключается в проверке внутренних или внешних записей или документов, в бумажной или электронной форме, или на прочих носителях информации, что обеспечивает аудиторские доказательства различной степени надежности (в зависимости от характера и источника).

      Наблюдение и осмотр предоставляют собой аудиторские доказательства, полученные в ходе наблюдения за процессом или процедурой, выполняемой другими лицами. Например, наблюдение за деятельностью аудируемого объекта путем изучения документов (положения, учредительные документы, стратегический план, операционный план, правительственные программы администраторов бюджетных программ, программы развития субъектов квазигосударственного сектора, годовые планы государственных закупок, инвестиционные и концессионные проекты, невозвратные гранты, внутреннее кредитование, займы и иные).

      Запрос и подтверждение применяются как дополнение к другим аудиторским процедурам. Запросы бывают устными и письменными. Ответы на запросы представляют информацию, значительно отличающуюся от ранее полученной. Иногда ответы на запросы являются основанием выполнения дополнительных аудиторских процедур для получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств.

      Пересчет включает проверку арифметической точности документов или записей. Например, проверка расчетов по заработной плате или резервов по неиспользованным отпускам.

      Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной информации.

      Аналитические процедуры проводятся для выявления рисков при планировании раскрытия информации необычных операций или событий, которые впоследствии оказывают влияние на финансовую отчетность.

      Аналитические процедуры включают:

      сопоставление информации за предыдущие периоды;

      сопоставление показателей элементов финансовой отчетности;

      изучения взаимосвязи между данными показателей финансовой и нефинансовой информации за аудируемый период;

      изучение взаимосвязи между элементами финансовой отчетности;

      анализ сальдо по счетам;

      анализ необычных операций.

      Внешние подтверждения используют в отношении значимых счетов.";

      пункт 56 изложить в следующей редакции:

      "56. Аудиторская выборка представляет собой процедуру отбора элементов группы операций, статей финансовой отчетности и компонентов консолидированной финансовой отчетности.";

      дополнить пунктами 56-1 и 56-2 в следующей редакции:

      "56-1. Выборка компонентов консолидированной финансовой отчетности проводится по отдельным финансовым отчетностям подведомственных государственных учреждений консолидируемой группы.

      К элементам выборки относятся финансовые отчетности подведомственных государственных учреждений или отдельные статьи их финансовой отчетности.

      56-2. Отбор элементов производится по следующим критериям:

      наибольшие суммы валюты баланса компонентов в консолидируемой группе;

      наибольшие суммы сальдо счетов бухгалтерского баланса компонентов в консолидируемой группы (проверке подлежат отдельные статьи финансовой отчетности компонента);

      наибольшие суммы доходов и (или) расходов в компонентах консолидируемой группе (проверке подлежат доходы и (или) расходы финансовой отчетности компонента);

      ключевые значения, при применении данного критерия государственный аудитор использует профессиональное суждение для определения существенных компонентов или статьи их финансовой отчетности в консолидированной финансовой отчетности.

      Отбор компонентов государственный аудитор производит с учетом факторов, характеризующих основные составляющие риска эффективности и качества государственного аудита (трудовые, временные ресурсы).";

      пункт 80 изложить в следующей редакции:

      "80. Для получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств государственному аудитору необходимо провести процедуру подтверждения первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета по учету денежных средств и их эквивалентов путем тестирования системы внутреннего контроля.

      При тестировании системы внутреннего контроля государственному аудитору необходимо получить доказательство, позволяющее сделать разумные выводы, на которых будет базироваться аудиторское мнение, посредством выполнения процедур по оценке риска.

      Оценка риска необнаружения системы внутреннего контроля производится путем определения процентной доли условно отрицательных ответов из предложенного перечня вопросов и оформляется рабочим документом "РД – Тест оценки рисков средств внутреннего контроля по денежным средствам и их эквивалентам (РД-ТКДС)" по форме согласно приложению 12 к настоящему Стандарту.

      Высокий уровень оценки риска необнаружения системы внутреннего контроля искажений свидетельствует о слабо разработанном средстве контроля. Государственному аудитору необходимо увеличить объем аудиторских процедур проверки по существу.

      Средний или низкий уровень оценки риска необнаружения системы внутреннего контроля искажений свидетельствует о возможном уменьшении объема применяемых аудиторских процедур.

      Для снижения до приемлемо низкого уровня государственному аудитору необходимо выполнить дополнительное тестирование средств контроля.

      Необходимо учитывать, что денежные операции подвержены к совершению недобросовестных действий.";

      пункт 94 изложить в следующей редакции:

      "94. Государственный аудитор при проведении аудита финансовых инвестиций и финансовых обязательств руководствуется:

      постановлениями Правительства Республики Казахстан:

      от 27 мая 1999 года № 659 "О передаче прав по владению и пользованию государственными пакетами акций и государственными долями в организациях, находящихся в республиканской собственности";

      от 6 июня 2008 года № 543 "О некоторых вопросах передачи прав владения и пользования государственными пакетами акций (долями участия) отдельных юридических лиц";

      нормативом отчисления части чистого дохода республиканских государственных предприятий, утвержденным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 25 февраля 2015 года № 134 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №10545), а также приказами Министра финансов Республики Казахстан, указанными в пункте 76 настоящего Стандарта;

      постановлениями местных исполнительных органов по нормативам отчислений части чистого дохода государственных предприятий.";

      пункт 100 изложить в следующей редакции:

      "100. Государственному аудитору необходимо провести процедуру подтверждения первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовых инвестиций и финансовых обязательств путем проведения тестирования.";

      пункт 160 изложить в следующей редакции:

      "160. Государственный аудитор при проведении аудита дебиторской и кредиторской задолженности, расчетов с работниками руководствуется:

      Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс);

      Трудовым кодексом Республики Казахстан;

      законами Республики Казахстан:

      "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье";

      "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне";

      постановлениями Правительства Республики Казахстан:

      от 16 октября 2017 года № 646 дсп "Об утверждении единой системы оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета";

      от 22 сентября 2000 года № 1428 "Об утверждении Правил о служебных командировках в пределах Республики Казахстан работников государственных учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета, а также депутатов Парламента Республики Казахстан";

      от 29 августа 2001 года № 1127 "Об утверждении Правил премирования, оказания материальной помощи и установления надбавок к должностным окладам работников органов Республики Казахстан за счет средств республиканского бюджета";

      от 31 декабря 2015 года № 1193 "О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий", а также другие постановлениями Правительства Республики Казахстан, указанными в пункте 94 настоящего Стандарта;

      правилами исчисления (определения) размеров социальных выплат, назначения, перерасчета, приостановления, возобновления, прекращения и осуществления социальных выплат из Государственного фонда социального страхования, утвержденными приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 8 июня 2020 года № 217 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 20838);

      списком производств, цехов, профессий и должностей, перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск и на повышенный размер оплаты труда, утвержденным приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1053 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12731);

      приказами Министров финансов и национальной экономики Республики Казахстан, указанными в пунктах 76 и 94 настоящего Стандарта;

      постановлениями местных исполнительных органов по нормативам отчислений части чистого дохода государственных предприятий.

      Источниками аудиторских доказательств являются:

      гражданско-правовые сделки на поставку товаров (работ и услуг), протоколы об итогах государственных закупок, накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг), платежные документы, акты сверки взаиморасчетов, акты инвентаризации, справка к акту инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами;

      налоговые лицевые счета, лицевые счета по обязательным пенсионным взносам и по взносам в Государственный фонд социального страхования;

      авансовые отчеты;

      копии приказов и протоколов о распределении чистого дохода, платежных поручений на отчисление части чистого дохода в доход бюджета;

      информация по оказанным платным услугам и возмещенным суммам денежных средств за оказание работ и услуг, договоры на проведение работ и услуг, счета на оплату, платежные поручения и квитанции об оплате и другие документы, подтверждающие факт оказания услуг;

      исполнительные листы судебного органа, информация о судебных разбирательствах и претензиях, решения суда о взыскании в доход государства неустойки, уведомления об оплате неустойки;

      индивидуальный план финансирования по обязательствам и по платежам государственного учреждения;

      мемориальный ордер 5 – свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям по форме 405 согласно приложению 56 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      мемориальный ордер 6 – накопительная ведомость по расчетам с организациями по форме 408 согласно приложению 89 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      мемориальный ордер 7 – накопительная ведомость по расчетам в порядке авансовых платежей по форме 408 согласно приложению 90 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      мемориальный ордер 8 – накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами по форме 406 согласно приложению 87 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      мемориальный ордер 15 – накопительная ведомость начисления доходов от необменных операций по форме 409 согласно приложению 94 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      мемориальный ордер 16 – накопительная ведомость начисления доходов от реализации товаров (работ, услуг) по форме 409-а согласно приложению 95 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      мемориальный ордер 17 – накопительная ведомость начисления доходов от управления активами по форме 409-б согласно приложению 96 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      мемориальный ордер 18 – накопительная ведомость начисления доходов по прочим операциям по форме 409-в согласно приложению 97 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      мемориальный ордер 19 – накопительная ведомость начисления операционных расходов по форме 458 согласно приложению 98 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      мемориальный ордер 20 – накопительная ведомость начисления расходов по бюджетным выплатам по форме 458-а согласно приложению 99 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      мемориальный ордер 21 – накопительная ведомость начисления расходов по управлению активами по форме 458-б согласно приложению 100 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      мемориальный ордер 22 – накопительная ведомость начисления расходов по прочим операциям по форме 458-в согласно приложению 101 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      многографная карточка по форме 283 согласно приложению 107 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      карточка по форме 292-а согласно приложению 84 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      книга учета плановых назначений и расходов по форме 294 согласно приложению 72 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      книга "Журнал-главная" по форме 308 согласно приложению 109 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      карточка-справка (Лицевой счет) по форме 417 согласно приложению 58 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      книга учета исполнительных листов о взыскании алиментов по форме 437 согласно приложению 113 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      ведомость на выплату пособий на детей из малообеспеченных семей по форме 450 согласно приложению 78 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      отчет о кредиторской задолженности по формам 4-КЗ-Б, 4-КЗ-П Правил составления и представления бюджетной отчетности;

      отчет о дебиторской задолженности по формам 5-ДЗ-Б, 5-ДЗ-П Правил составления и представления бюджетной отчетности;

      информация о причинах образования кредиторской задолженности за счет бюджетных средств;

      информация о причинах образования дебиторской задолженности за счет бюджетных средств;

      информация о причинах образования задолженности, образовавшейся за счет прочих средств, а также за счет бюджетных средств в результате недостач и хищений;

      приказы объекта аудита;

      утвержденное объектом аудита штатное расписание;

      трудовые договора, заключенные между объектом аудита и работником;

      расчетно-платежная ведомость по форме 49 согласно приложению 54 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      авансовый отчет по форме 286 согласно приложению 82 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      многографная карточка по форме 283 согласно приложению 107 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      карточка по форме 292-а согласно приложению 50 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      платежная ведомость по форме 389 согласно приложению 55 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      реестр удержаний из заработной платы рабочих и служащих за товары, купленные в кредит по форме 407 согласно приложению 57 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      карточка-справка (Лицевой счет) по форме 417 согласно приложению 50 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      табель учета использования рабочего времени по форме 421 согласно приложению 59 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      карта учета выработки на работы по форме 423 согласно приложению 60 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      наряд по форме 424 согласно приложению 61 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      расчет о представлении отпуска (увольнении) по форме 425 согласно приложению 62 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      книга аналитического учета депонированной заработной платы и стипендий по форме 441 согласно приложению 63 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      приходно-расходная книга учета бланков трудовых книжек по форме 449 согласно приложению 116 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      книга учета обязательных пенсионных взносов в Накопительные пенсионные фонды по форме 451 согласно приложению 64 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      список для зачисления причитающейся заработной платы на лицевые счета по вкладам по форме 455 согласно приложению 65 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      список для зачисления причитающихся денежных выплат на текущие счета по форме 456 согласно приложению 66 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      расчет резерва по неиспользованным отпускам по форме 463 согласно приложению 67 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      акты приема-передачи в имущественный наем (аренду);

      договоры аренды имущественного найма (аренды);

      иные источники аудиторских доказательств.";

      пункт 167 изложить в следующей редакции:

      "167. Государственному аудитору необходимо провести процедуру подтверждения первичной оценки систем внутреннего контроля и учета дебиторской и кредиторской задолженности путем проведения тестирования для получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств в отношении эффективности их функционирования.

      Для определения эффективного функционирования системы внутреннего контроля государственный аудитор планирует характер, сроки выполнения и масштаб процедур проверки по существу.

      Изучение системы внутреннего контроля является непрерывным процессом сбора, обновления и анализа информации и достигается с помощью следующих процедур:

      наблюдение за средствами контроля объекта аудита, анализ контрольных процедур, установленных объектом аудита в целях предотвращения возможных ошибок и недобросовестных действий;

      определение уровня квалификации специалистов, обеспечивающих учет дебиторской и кредиторской задолженности с помощью проведения интервью;

      оценка надлежащего оформления документов по учету дебиторской и кредиторской задолженности;

      обзор материалов предыдущего контроля;

      инспектирование внутренних документов:

      должностные инструкции;

      приказ на создание постоянно действующей инвентаризационной комиссии;

      инвентаризационные описи;

      договора о полной материальной ответственности;

      решения руководства объекта аудита по итогам проведения инвентаризации.

      Оценка системы внутреннего контроля оформляется рабочим документом "РД – Тест оценки рисков средств внутреннего контролям по дебиторской и кредиторской задолженности (РД-ТКДЗКЗ)" по форме согласно приложению 36 к настоящему Стандарту.

      Каждый ответ сопровождается кратким примечанием с обязательным приложением рабочих документов службы внутреннего аудита.";

      пункт 194 изложить в следующей редакции:

      "194. Государственный аудитор при проведении аудита долгосрочных активов руководствуется:

      Законом Республики Казахстан "О государственном имуществе";

      постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 января 2013 года № 16 "Об утверждении Правил передачи, реализации, утилизации и списания имущества, а также предоставления в имущественный наем (аренду) недвижимого имущества специальных государственных органов Республики Казахстан";

      постановлениями Правительства Республики Казахстан, указанными в пункте 138 настоящего Стандарта;

      Правилами передачи государственного имущества в имущественный наем (аренду), утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 марта 2015 года № 212 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10467);

      приказами Министра финансов Республики Казахстан, указанными в пункте 76 настоящего Стандарта.

      Источниками аудиторских доказательств являются:

      индивидуальный план финансирования государственного учреждения;

      акт приемки-передачи (перемещения) основных средств и инвестиционной недвижимости по форме ОС-1 согласно приложению 1 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      акт на списание основных средств, инвестиционной недвижимости по форме ОС-3 согласно приложению 5 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      акт на списание автотранспортных средств по форме ОС-4 согласно приложению 6 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      инвентарная карточка учета основных средств и инвестиционной недвижимости в государственных учреждениях по форме ОС-6 согласно приложению 9 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      инвентарная карточка учета животных (рабочий скот), растений, не связанных с сельскохозяйственной деятельностью в государственных учреждениях по форме ОС-8 согласно приложению 10 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      инвентарная карточка группового учета основных средств, инвестиционной недвижимости в государственных учреждениях по форме ОС-9 согласно приложению 11 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      опись инвентарных карточек по учету долгосрочных активов в государственных учреждениях по форме ДА-10 согласно приложению 15 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      инвентарный список долгосрочных активов (по месту их нахождения и эксплуатации по форме ДА-13 согласно приложению 16 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      разработочная таблица расчета сумм амортизации долгосрочных активов за период по форме 459 согласно приложению 25 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      акт на списание с баланса инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря по форме 443 согласно приложению 23 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      акт на списание из библиотеки литературы в государственных учреждениях по форме 444 согласно приложению 24 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      оборотная ведомость по основным средствам по форме 326-ОС согласно приложению 17 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      оборотная ведомость по инвестиционной недвижимости по форме 326-ИН согласно приложению 19 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      оборотная ведомость по биологическим активам по форме 326-БА согласно приложению 20 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      оборотная ведомость по нематериальным активам по форме 326-НМА согласно приложению 18 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      накладная на внутреннее перемещение долгосрочных активов по форме 434 согласно приложению 21 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      проектно-сметная документация;

      договора на поставку долгосрочных активов, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

      акт приемки-передачи (перемещения) биологических активов (животных) по форме БА-1 согласно приложению 2 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      акт приемки-передачи (перемещения) биологических активов (растений)по форме БА-1А согласно приложению 3 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      акт на списание биологических активов (животных) по форме БА-2 согласно приложению 7 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      акт на списание биологических активов (растений) по форме БА-2А согласно приложению 7 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      инвентарная карточка учета биологических активов (животных) в государственных учреждениях по форме БА-3 согласно приложению 12 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      инвентарная карточка учета биологических активов (растений) в государственных учреждениях по форме БА-3А согласно приложению 13 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      акт приемки-передачи нематериальных активов по форме НОС-1 согласно приложению 4 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      акт на списание нематериальных активов по форме НОС-3 согласно приложению 121 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      инвентарная карточка учета нематериальных активов по форме НОС-6 согласно приложению 14 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      мемориальный ордер 6 – накопительная ведомость по расчетам с организациями по форме 408 согласно приложению 89 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      мемориальный ордер 9 – накопительная ведомость по выбытию и перемещению долгосрочных активов по форме 438 согласно приложению 22 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      мемориальный ордер 19 – накопительная ведомость начисления операционных расходов по форме 458 согласно приложению 98 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      книга "Журнал-главная" по форме 308 согласно приложению 109 к Альбому форм бухгалтерской документации.";

      пункт 201 изложить в следующей редакции:

      "201. По результатам тестирования государственный аудитор определяет риски средств контроля.

      Высокий уровень оценки риска необнаружения искажений означает о слабом функционировании системы внутреннего контроля и, соответственно необходимо увеличить объем аудиторских процедур по существу.

      Средний и низкий уровень оценки риска необнаружения искажений означает об удовлетворительном функционировании системы внутреннего контроля, в связи с чем, уменьшается объем применяемых аудиторских процедур.

      Если государственный аудитор предполагает снизить риск до приемлемо низкого уровня, тогда требуется выполнение дополнительного тестирования средств внутреннего контроля.";

      пункт 250 изложить в следующей редакции:

      "250. Оценка системы внутреннего контроля по учету прочих активов и обязательств оформляется рабочим документом "РД – Тест оценки рисков средств внутреннего контроля по прочим активам и обязательствам (РД-ТКАО)" по форме согласно приложению 50 к настоящему Стандарту.

      Каждый ответ сопровождается кратким примечанием с обязательным приложением рабочих документов.";

      пункт 274 изложить в следующей редакции:

      "274. Государственный аудитор запрашивает документы, обеспечивающие информацию для осуществления оценки риска системы внутреннего контроля по учету чистых активов/капитала.

      Оценка системы внутреннего контроля по учету чистых активов/капитала оформляется рабочим документом "РД – Тест оценки рисков средств внутреннего контроля по чистым активам/капиталу (РД-ТКЧАК)" по форме согласно приложению 56 к настоящему Стандарту.";

      приложение 5 к указанным Процедурным стандартам изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Департаменту методологии бухгалтерского учета, аудита и оценки Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра финансов Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр финансов
Республики Казахстан
Е. Жамаубаев

      "СОГЛАСОВАН"
Счетный комитет
по контролю за исполнением
республиканского бюджета

  Приложение к приказу
Министра финансов
Республики Казахстан
от 28 декабря 2021 года № 1340
  Приложение 5
к процедурному стандарту
"Аудит финансовой отчетности"
  Форма

РД – Расчет уровня существенности (РД-РУС)

      Объект аудита _________________________________________________________________

      Период аудита _________________________________________________________________

      Сроки проведения аудита ________________________________________________________

      Государственный аудитор _______________________________________________________

      Руководитель группы государственного аудита _____________________________________

1. Уровень существенности для финансовой отчетности

Показатели

Базовый показатель (сальдо на конец отчетного года) тыс. тенге

Значение процента существенности

Уровень существенности для финансовой отчетности в целом, тыс. тенге (графа 2 х графа 3)

Порог существенности

1

2

3

4

5





2. Порог существенности

1

2

Порог существенности (Уровень существенности для финансовой отчетности в целом, уменьшенный на 10%, 25% или 50% в зависимости от риска), тыс. тенге

Факторы, определяющие процент сокращения:

Низкий риск существенных искажений - 10 % от уровня существенности для финансовой отчетности в целом
Средний риск существенных искажений - 25 % от уровня существенности для финансовой отчетности в целом
Высокий риск существенных искажений - 50 % от уровня существенности для финансовой отчетности в целом

      Примечание. Рассчитанный уровень существенности подлежит корректировке в зависимости от рассчитанного уровня риска существенных искажений. При низком уровне существенных искажений уровень существенности подлежит уменьшению на 10%, при среднем уровне риска существенных искажений – на 25%, при высоком уровне существенных искажений – на 50%.

      Данный расчет объясняется необходимостью рассчитать объем аудируемых статей и операций в зависимости от уровня риска. Чем выше уровень риска, тем больше элементов финансовой отчетности необходимо проаудировать.

      Рассчитанный порог существенности применяется при планировании и проведении аудита и определения того, какие счета, классы операций и раскрытия должны быть выбраны при аудите (суммы статей баланса, превышающие рассчитанный порог существенности, включаются в план аудита).

      Государственный аудитор: ___________ _________________________ подпись (Ф.И.О. (при его наличии))

      Руководитель группы государственного аудита _______ _______________________ подпись (Ф.И.О. (при его наличии))

      "___" _______________ 20 ___ года.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.