В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 1060 "О некоторых мерах государственной поддержки частного предпринимательства" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения мониторинга проектов, реализуемых в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы.
2. Признать утратившими силу:
1) приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 7 сентября 2020 года № 62 "Об утверждении Правил проведения мониторинга проектов, реализуемых в рамках программ финансовой поддержки предпринимательства в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 21187);
2) приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 103 "О внесении изменений и дополнений в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 7 сентября 2020 года № 62 "Об утверждении Правил проведения мониторинга проектов, реализуемых в рамках программ финансовой поддержки предпринимательства в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 25687).
3. Департаменту государственной поддержки и защиты предпринимательства в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
А. Куантыров |
Утверждены приказом Қазақстан Республикасы Ұлттық экономика министрінің 2022 жылғы 1 маусымдағы № 41 |
Правила проведения мониторинга проектов, реализуемых в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения мониторинга проектов, реализуемых в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы (далее – Правила) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 728 "Об утверждении национального проекта по развитию предпринимательства на 2021–2025 годы" (далее – Национальный проект), постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 1060 "О некоторых мерах государственной поддержки частного предпринимательства" (далее – Постановление № 1060) и Механизмом кредитования и финансового лизинга приоритетных проектов, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 декабря 2018 года № 820 "О некоторых вопросах обеспечения долгосрочной тенговой ликвидности для решения задачи доступного кредитования" (далее – Механизм), и определяют порядок проведения мониторинга проектов, реализуемых в рамках Национального проекта.
2. Действие настоящих Правил распространяется в том числе на проекты, одобренные в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025", утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2019 года № 968 и Механизма.
3. Акционерное общество "Фонд развития предпринимательства "Даму" (далее – финансовое агентство) осуществляет мониторинг реализации Национального проекта/Механизма в части гарантирования по кредитам/ финансовому лизингу/облигациям, субсидирования части ставки вознаграждения по кредитам/части ставки купонного вознаграждения по облигациям/части наценки на товар и части арендного платежа, составляющего доход исламских банков и предоставления государственных грантов для реализации новых бизнес-идей на основании Постановления № 1060.
4. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:
1) банк – банк второго уровня, в том числе исламский банк, осуществляющий деятельность в рамках реализации Правил/Механизма;
2) банковский кредит (далее – кредит) – сумма денег, предоставляемая банком предпринимателю на основании договора о предоставлении банковского займа на условиях срочности, платности, возвратности, обеспеченности и целевого использования. К банковскому кредиту также относится и кредитная линия.
Для исламского банка под кредитом понимается финансирование – отсрочка или рассрочка платежа за товар, предоставляемые исламским банком/исламской лизинговой компанией предпринимателю и/или предоставление исламским банком/исламской лизинговой компанией имущества (предмета лизинга) предпринимателю на условиях лизинга (аренды);
3) договор о предоставлении банковского займа/микрокредита (далее – договор займа) – письменное соглашение, заключенное между банком/МФО и предпринимателем, по условиям которого предпринимателю предоставляется кредит. К договору займа также относится соглашение об открытии кредитной линии.
Для исламского банка договор займа понимается как договор финансирования – письменное соглашение, заключенное между исламским банком и предпринимателем, по условиям которого исламский банк предоставляет коммерческий кредит предпринимателю – покупателю или продавцу товара либо предоставляет предпринимателю имущество (предмет лизинга) на условиях лизинга (аренды) (к договору финансирования также относится генеральное соглашение финансирования, в рамках которого исламским банком и предпринимателем заключаются отдельные договоры о предоставлении коммерческого кредита (финансирования);
4) грант – государственные средства, выделяемые грантополучателю на безвозмездной основе в соответствии с договором о предоставлении грантов для реализации новых бизнес-идей согласно условиям Правил предоставления государственных грантов;
5) грантополучатель – субъект малого предпринимательства, которому согласно решению конкурсной комиссии предоставляется грант для реализации новой бизнес-идеи;
6) договор о предоставлении гранта – трехстороннее соглашение по форме, утверждаемой уполномоченным органом по предпринимательству, заключаемое на веб-портале информационной системы субсидирования (далее – веб-портал) в электронном виде между региональным координатором, финансовым агентством и субъектом малого предпринимательства, по условиям которого предпринимателю предоставляется целевой грант на реализацию новых бизнес-идей;
7) отчетный период – календарный отчетный период, который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря;
8) "зеленые" проекты – определенные на основе утвержденной классификации (таксономии) проекты, направленные на повышение эффективности использования существующих природных ресурсов, снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду, повышение энергоэффективности, энергосбережения, смягчение последствий изменения климата и адаптацию к изменению климата, согласно экологическому законодательству Республики Казахстан;
9) "зеленая" таксономия – классификация "зеленых" проектов, подлежащих финансированию через "зеленые" облигации и "зеленые" кредиты, согласно экологическому законодательству Республики Казахстан;
10) проект – совокупность действий и мероприятий в различных направлениях бизнеса, осуществляемых предпринимателем в качестве инициативной деятельности, направленной на получение дохода и не противоречащей законодательству Республики Казахстан;
11) мониторинг проекта – мониторинг деятельности предпринимателя/грантополучателя/эмитента, проводимый финансовым агентством совместно с представителями банка/лизинговой компании/МФО/ грантополучателем/эмитентом путем проверки фактической реализации проекта в соответствии с условиями Национального проекта/Механизма, в том числе путем выезда на место реализации проекта и с использованием мобильного приложения финансового агентства;
12) предприниматель – субъект частного или малого и среднего предпринимательства, определяемый в соответствии с Механизмом и (или) Правилами, а также субъект социального предпринимательства в лице индивидуального предпринимателя и (или) юридического лица (за исключением субъекта крупного предпринимательства), включенного в реестр субъектов социального предпринимательства;
13) гарантия – обязательство финансового агентства перед банком/МФО/ лизинговой компанией/держателями облигаций отвечать за исполнение обязательств предпринимателя по уплате части основного долга по договору займа/договору финансового лизинга/по уплате части суммы номинальной стоимости размещенных облигаций, вытекающего из договора гарантии, в пределах суммы гарантии;
14) гарантирование – форма государственной поддержки предпринимателей, используемая в виде предоставления частичной гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредиту/финансовому лизингу/размещенным облигациям предпринимателя на условиях, определяемых Правилами гарантирования/Правила гарантирования по облигациям/Правилами портфельного субсидирования и гарантирования /Механизмом и договором гарантии;
15) договор гарантии – трехстороннее письменное соглашение, заключенное между финансовым агентством, банком/лизинговой компанией и предпринимателем о предоставлении гарантии по форме, утверждаемой уполномоченным органом по предпринимательству.
Договор гарантии заключается на бумажном носителе/в электронной форме, при этом электронная форма договора гарантии подписывается электронной цифровой подписью в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
К понятию договора гарантии также относится договор гарантирования по облигациям – трехстороннее письменное соглашение, заключаемое между финансовым агентством, представителем держателей облигаций и эмитентом, по условиям которого финансовое агентство гарантирует оплату части суммы номинальной стоимости размещенных облигаций, выпущенных субъектами частного предпринимательства в соответствии с законодательством Республики Казахстан и включенных в официальный список фондовой биржи, осуществляющей деятельность на территории Республики Казахстан, а также в соответствии с актами Международного финансового центра "Астана" (далее – МФЦА) и включенных в список фондовой биржи МФЦА, по форме, утверждаемой уполномоченным органом по предпринимательству согласно Постановлению № 1060;
16) конкурсная комиссия – коллегиально-совещательный орган по отбору заявок предпринимателей, претендующих на получение грантов, созываемый решением руководителя регионального координатора;
17) целевое использование кредита/финансирования/гранта/финансового лизинга/средств, от размещенных облигаций – использование предпринимателем/грантополучателем/эмитентом кредита/финансирования /гранта/финансового лизинга/средств, от размещенных облигаций, полученного (-ых) по договору займа/договору о предоставлении гранта/договору финансового лизинга/проспекту выпуска облигаций, на цели, установленные договором займа/договором о предоставлении гранта/договором финансового лизинга/договором финансирования/проспектом выпуска облигаций и решением финансового агентства/конкурсной комиссии, соответствующие условиям Правил/Механизма.
Целевое использование подтверждается соответствующими документами, которые в совокупности подтверждают оплату, получение и использование (в рамках деятельности не противоречащей условиям Правил/Механизма) предпринимателем/грантополучателем/эмитентом в полном объеме актива/работ/услуг и (или) достижение других целей, в соответствии с условиями Правил/Механизма;
18) правила – Правила субсидирования части ставки вознаграждения в рамках Национального проекта (далее – Правила субсидирования), Правила субсидирования ставки купонного вознаграждения по облигациям, выпущенным субъектами предпринимательства в рамках Национального проекта (далее – Правила субсидирования ставки купонного вознаграждения), Правилами субсидирования части наценки на товар и части арендного платежа, составляющего доход исламских банков, при финансировании исламскими банками субъектов предпринимательства в рамках Национального проекта (далее – Правила субсидирования части наценки на товар), Правила предоставления портфельного субсидирования части ставки вознаграждения и частичного гарантирования по кредитам/микрокредитам субъектов малого, в том числе микропредпринимательства в рамках Национального проекта (далее – Правила портфельного субсидирования и гарантирования), Правила гарантирования по кредитам/финансовому лизингу в рамках Национального проекта (далее – Правила гарантирования), Правила гарантирования по облигациям, выпущенным субъектами предпринимательства в рамках Национального проекта (далее – Правила гарантирования по облигациям), Правила предоставления государственных грантов для реализации новых бизнес-идей в рамках Национального проекта (далее – Правила предоставления государственных грантов), утвержденные Постановлением № 1060;
19) договор финансового лизинга – письменное соглашение, заключенное между лизинговой компанией/банком и предпринимателем по условиям которого лизинговая компания/банк предоставляет предпринимателю финансовый лизинг.
Для исламской лизинговой компании – письменное соглашение, заключенное между исламской лизинговой компанией и предпринимателем, по условиям которого исламская лизинговая компания предоставляет предпринимателю имущество (предмет лизинга) на условиях лизинга (аренды);
20) лизинговая компания (в том числе исламская лизинговая компания) – юридическое лицо, не являющееся банком, осуществляющее свою деятельность в соответствии с Законом Республики Казахстан "О финансовом лизинге" и участвующее в Национальном проекте;
21) лизинговая сделка (лизинг) – совокупность согласованных действий участников лизинга, направленных на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей;
22) микрокредит (далее – кредит) – деньги, предоставляемые организацией, осуществляющей микрофинансовую деятельность, субъекту малого, в том числе микропредпринимательства в национальной валюте Республики Казахстан в размере, не превышающем восьмитысячекратного размера месячного расчетного показателя (далее – МРП), установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;
23) организация, осуществляющая микрофинансовую деятельность (далее – МФО) – микрофинансовая организация осуществляющая деятельность по предоставлению микрокредитов;
24) мобильное приложение – электронное приложение финансового агентства, позволяющее производить осмотр объектов/актива/места реализации проекта по заданному алгоритму;
25) мониторинговый отчет – отчет о мониторинге составленный финансовым агентством, подписанный банком/лизинговой компанией/МФО/региональным координатором/грантополучателем/эмитентом /представителем держателей облигаций по форме, установленной финансовым агентством;
26) представитель держателей облигаций – профессиональный участник рынка ценных бумаг, который не является аффилированным лицом эмитента данных облигаций, действующий в интересах держателей облигаций с субсидируемой ставкой купонного вознаграждения на основании договора, заключенного с эмитентом, в процессе обращения облигаций на вторичном рынке ценных бумаг, выплаты вознаграждения по облигациям и их погашения;
27) центральный депозитарий – специализированное некоммерческое акционерное общество, осуществляющее виды деятельности, предусмотренные Законом Республики Казахстан "О рынке ценных бумаг";
28) региональный координатор – определяемое акимом области (столицы, городов республиканского значения) структурное подразделение местного исполнительного органа, ответственное за реализацию Национального проекта на областном уровне (столицы, городов республиканского значения);
29) портфельное гарантирование – форма предоставления гарантий предпринимателям в рамках установленного финансовым агентством лимита для банка на условиях, определяемых Правилами гарантирования;
30) портфельное частичное гарантирование – форма предоставления гарантий предпринимателям в рамках установленного финансовым агентством лимита для банка/МФО, на условиях, определяемых Правилами портфельного субсидирования и гарантирования;
31) портфельное субсидирование части ставки вознаграждения/наценки – форма предоставления субсидий предпринимателям в рамках установленного финансовым агентством лимита для банка/МФО на условиях, определяемых Правилами портфельного субсидирования и гарантирования;
32) субсидии – периодические выплаты на безвозмездной и безвозвратной основе, выплачиваемые финансовым агентством банку/лизинговой компании/МФО/эмитенту в рамках субсидирования предпринимателей на основании договоров субсидирования;
33) субсидирование – форма государственной финансовой поддержки предпринимателей, используемая для частичного возмещения расходов, уплачиваемых предпринимателем/эмитентом банку/лизинговой компании/МФО/держателю облигации в качестве вознаграждения или наценки на товар/части арендного платежа по кредитам/финансовому лизингу/финансированию/выпущенным облигациям в обмен на выполнение в будущем определенных условий, относящихся к операционной деятельности предпринимателя/эмитента;
34) договор субсидирования и (или) договор присоединения (далее – договор субсидирования) – трехстороннее письменное соглашение, определяемое согласно Правилам субсидирования, Правилам субсидирования части наценки на товар, Правилам портфельного субсидирования и гарантирования, Правилам субсидирования ставки купонного вознаграждения;
35) провайдер внешней оценки – организация, осуществляющая независимую оценку по намечаемому к реализации или реализуемому "зеленому" проекту с подготовкой соответствующего заключения о соответствии рассматриваемого проекта пороговому значению "зеленой" таксономии;
36) франчайзинг (комплексная предпринимательская лицензия) – предпринимательская деятельность, при которой правообладатель комплекса исключительных прав предоставляет его в пользование на возмездной основе другому лицу;
37) эмитент – предприниматель, осуществляющий выпуск облигаций.
Сноска. Пункт 4 - в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 18.09.2023 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 2. Осуществление мониторинга финансовым агентством
5. Мониторинг проекта осуществляется согласно плану мониторинга на соответствующий финансовый год, утверждаемому финансовым агентством и (или) в случаях, определенных настоящими Правилами, правилами, договорами/соглашениями, заключенными финансовым агентством с банком/лизинговой компанией/МФО/предпринимателем/грантополучателем /эмитентом в рамках Национального проекта, нормативными правовыми актами Республики Казахстан, регламентирующими порядок проведения мониторинга финансовым агентством по проектам предпринимателей, а также по запросу регионального координатора, суда, правоохранительных и иных государственных органов.
6. Услуги финансового агентства по проведению мониторинга проектов в рамках настоящих Правил, оплачиваются уполномоченным органом по предпринимательству за счет средств республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.
7. Финансовое агентство осуществляет подготовку и утверждение плана мониторинга на следующий календарный год по проектам не позднее, чем за 20 (двадцать) рабочих дней до начала нового периода мониторинга в следующем календарном году.
8. Порядок и сроки проведения мониторинга проектов определяются согласно плану мониторинга и корректируются в зависимости от количества проектов, подлежащих мониторингу, требований заказчиков в рамках агентских соглашений и иных договоров, по которым финансовое агентство осуществляет функции мониторинга.
9. Мониторинг проекта не проводится по проектам предпринимателей, по которым кредиты на дату направления уведомления финансового агентства о проведении мониторинга погашены либо субсидирование/гарантирование по ним прекращено на основании решения финансового агентства, а также по проектам, по которым предоставлены государственные гранты для реализации новых бизнес-идей (далее – грантовое финансирование), по которым на дату проведения мониторинга осуществлен возврат средств, в том числе согласно решению конкурсной комиссии. Исключение составляют проекты, по которым финансовым агентством ранее был предоставлен дополнительный срок для подтверждения соответствия проекта (целевого использования) условиям Правил.
10. Мониторинг проекта проводится без выезда на место реализации проекта по проектам, направленным на цели пополнения оборотных средств.
Сноска. Пункт 10 - в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 18.09.2023 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).11. По проектам, направленным на инвестиционные цели, финансовое агентство осуществляет выезд на место реализации проекта (визуальное подтверждение реализации проекта) по истечению инвестиционной фазы проекта (после окончания срока исполнения условий по заключенному с контрагентом контракту/договору), но не позднее 1 (один) года после выдачи кредита. В последующем сроки выезда на место реализации проекта определяются согласно дополнительному сроку, предоставленному финансовым агентством.
Сноска. Пункт 11 - в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 18.09.2023 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).12. Мониторинг проекта осуществляется на основании документов, предоставляемых банком/лизинговой компанией/МФО/представителем держателей облигаций и предпринимателем/грантополучателем/эмитентом по письменному уведомлению/запросу финансового агентства.
Глава 3. Функции финансового агентства при проведении мониторинга проектов
13. При проведении мониторинга субсидируемых проектов финансовое агентство осуществляет:
1) мониторинг целевого использования нового кредита/лизинга/финансирования предпринимателем, с которым заключен договор субсидирования на основании данных и документов, представляемых банком/МФО/лизинговой компанией;
2) мониторинг платежной дисциплины предпринимателя на основании данных, представляемых банком/МФО/лизинговой компанией;
3) мониторинг реализации проекта, в том числе использования предмета лизинга по договору финансового лизинга;
4) мониторинг соответствия проекта и (или) предпринимателя условиям Правил субсидирования/Правил субсидирования части наценки на товар/Правил портфельного субсидирования и гарантирования/Механизма и (или) решению финансового агентства.
Для проведения мониторинга соответствия предпринимателя условиям Правил субсидирования/Правил субсидирования части наценки на товар/Механизма и (или) решению финансового агентства, финансовое агентство на полугодовой основе (не позднее 15-го января и 15-го июля текущего года), направляет запрос по статусу субъекта предпринимательства (приостановление/прекращение деятельности) в Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан с приложением перечня предпринимателей, имеющих действующие договора субсидирования.
После получения информации от Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в случае выявления приостановления деятельности предпринимателя при наличии действующего договора субсидирования, финансовое агентство проводит внеплановый мониторинг в течение 30 (тридцать) рабочих дней с даты предоставления документов от банка/МФО/лизинговой компании на основании которого уполномоченный орган финансового агентства в течение 20 (двадцать) рабочих дней принимает решение о прекращении/предоставлении отсрочки по прекращению либо возобновлению субсидирования.
По прекращенным деятельность предпринимателям субсидии прекращаются с даты прекращения деятельности на основании решения уполномоченного органа финансового агентства.
Сноска. Пункт 13 с изменением, внесенным приказом Министра национальной экономики РК от 18.09.2023 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).14. При проведении мониторинга проекта субсидирования части ставки купонного вознаграждения, финансовое агентство осуществляет:
1) мониторинг использования денег, полученных от размещения облигаций эмитентом, с которым заключен договор субсидирования на основании данных и документов, представляемых эмитентом, представителем держателей облигаций;
2) мониторинг платежной дисциплины эмитента на основании данных, представляемых центральным депозитарием или центральным депозитарием фондовой биржи МФЦА;
3) мониторинг соответствия проекта и/или эмитента условиям Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения. Для проведения мониторинга соответствия эмитента условиям Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения и (или) решению финансового агентства, финансовое агентство на полугодовой основе (не позднее 15-го января и 15-го июля текущего года), направляет запрос по статусу субъекта предпринимательства (приостановление/прекращение деятельности) в Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан с приложением перечня эмитентов, имеющих действующие договора субсидирования.
После получения информации от Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в случае выявления приостановления деятельности эмитента при наличии действующего договора субсидирования, финансовое агентство проводит внеплановый мониторинг в течение 30 (тридцать) рабочих дней с даты предоставления документов от банка на основании которого уполномоченный орган финансового агентства в течение 20 (двадцать) рабочих дней принимает решение о прекращении/предоставлении отсрочки по прекращению либо возобновлении субсидирования.
По прекращенным деятельность эмитентам субсидии прекращаются с даты прекращения деятельности на основании решения уполномоченного органа финансового агентства;
4) контроль состояния обеспечения.
Сноска. Пункт 14 с изменением, внесенным приказом Министра национальной экономики РК от 18.09.2023 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).15. В рамках мониторинга целевого использования средств финансовой поддержки по "зеленым" кредитам финансовое агентство проверяет достижение заемщиком заявленных по намечаемому "зеленому" проекту пороговых критериев "зеленой" таксономии на основании внешней оценки провайдеров в случаях, когда данные пороговые критерии предусматривают:
1) конкретные минимальные значения снижения энергопотребления;
2) минимальные уровни выбросов парниковых газов;
3) снижение доли/утилизации отходов;
4) снижение водопотребления;
5) соответствие требованиям справочников наилучших доступных технологий (в части, указанной в пороговом критерии).
Заключение провайдера внешней оценки предоставляет заемщик.
По истечении 2 (два) лет с начала субсидирования проекта заемщиком проводятся соответствующие независимые оценки достижения заявленных показателей либо энергоаудиты, которые предоставляются финансовому агентству. Внешние проверки последующего выполнения заявленных заемщиком пороговых критериев "зеленой" таксономии по проекту могут проводиться провайдерами оценки, выдавшими первоначальное заключение о соответствии проекта пороговым критериям "зеленой" таксономии.
16. При проведении мониторинга гарантируемых проектов финансовое агентство осуществляет:
1) мониторинг целевого использования кредита предпринимателя, с которым заключен договор гарантии, на основании данных и документов, представляемых банком/МФО/лизинговой компанией и предпринимателем;
2) мониторинг платежной дисциплины предпринимателя на основании данных, представляемых банком/МФО/лизинговой компанией, и (или) информации полученной финансовым агентством из иных достоверных источников, не противоречащих законодательству Республики Казахстан;
3) мониторинг соответствия проекта и (или) предпринимателя условиям Правил гарантирования/Правила портфельного субсидирования и гарантирования или Механизма и (или) решению финансового агентства;
4) мониторинг реализации проекта (использования предмета лизинга по договору финансового лизинга).
17. При проведении мониторинга проекта гарантирования по облигациям, финансовое агентство осуществляет:
1) мониторинг целевого использования облигационного займа эмитентом, с которым заключен договор гарантии на основании данных и документов, предоставляемых центральным депозитарием и/или центральным депозитарием фондовой биржи МФЦА и/или регистратором фондовой биржи МФЦА;
2) мониторинг платежной дисциплины эмитента на основании данных, предоставляемых центральным депозитарием и/или центральным депозитарием фондовой биржи МФЦА;
3) мониторинг реализации проекта;
4) мониторинг соответствия проекта и/или эмитента условиям Правил гарантирования по облигациям в части процедуры и условиям гарантирования.
18. При проведении мониторинга проектов грантового финансирования для реализации новых бизнес-идей финансовое агентство осуществляет:
1) мониторинг целевого использования гранта;
2) мониторинг деятельности грантополучателя по выполнению бизнес-проектов в соответствии с планом по мониторингу, утверждаемым финансовым агентством;
3) мониторинг выполнения грантополучателем условий по созданию новых рабочих мест;
4) мониторинг выполнения грантополучателем условий договора о предоставлении гранта.
19. Для осуществления функций мониторинга проекта финансовое агентство запрашивает у предпринимателя/грантополучателя и (или) банка /лизинговой компании/МФО/эмитента/представителя держателей облигаций необходимые документы, подтверждающие целевое использование кредита/финансового лизинга/гранта/ финансирования/средств, от размещенных облигаций и соответствие проекта условиям Правил и (или) Механизма, а также информацию, относящуюся к предмету мониторинга проекта, в том числе составляющую коммерческую, банковскую и налоговую тайну (при наличии согласия субъектов предпринимательства по представлению сведений о налогоплательщике).
20. В случаях, когда требуется дополнительное подтверждение проекта предпринимателя/грантополучателя/эмитента условиям Правил и (или) Механизма и целевого использования средств финансовое агентство может направить письменный запрос для предоставления дополнительных документов предпринимателем/грантополучателем и (или) банком/лизинговой компанией/МФО/эмитентом/представителем держателей облигаций для мониторинга проекта и предоставить дополнительный срок для проведения повторного мониторинга.
Глава 4. Порядок проведения мониторинга проектов, реализуемых в рамках Национального проекта
Параграф 1. Мониторинг субсидируемых проектов
21. В рамках планового мониторинга проектов финансовое агентство в срок не позднее, чем за 20 (двадцать) рабочих дней до даты начала мониторинга направляет банку/лизинговой компании/МФО/эмитенту/представителю держателей облигаций уведомление о проведении мониторинга в рамках Национального проекта/Механизма c перечнем проектов, подлежащих мониторингу, сроками проведения мониторинга и перечнем документов, необходимых для проведения мониторинга субсидируемых проектов согласно приложению 1 и/или приложению 2 к настоящим Правилам.
22. По проектам субсидирования, выданным в рамках Национального проекта, в том числе по проектам портфельного субсидирования, финансовое агентство осуществляет выборочный мониторинг.
Сноска. Пункт 22 - в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 18.09.2023 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).23. Перечень субсидируемых проектов, подлежащих мониторингу, формируется финансовым агентством выборочно из общего пула действующих договоров субсидирования, заключенных за соответствующий период, подлежащих мониторингу, за исключением проектов предпринимателей, по которым кредиты на дату направления уведомления финансового агентства о проведении мониторинга погашены либо субсидирование по ним прекращено на основании решения финансового агентства.
Срок представления документов, необходимых для проведения мониторинга проекта, отражается в уведомлении финансового агентства с учетом даты начала мониторинга проекта.
24. Банк/лизинговая компания/МФО не позднее, чем за 10 (десять) рабочих дней до даты начала мониторинга письменно уведомляет предпринимателей, указанных в уведомлении финансового агентства, о проведении мониторинга.
25. Финансовое агентство проводит внеплановый мониторинг по проектам, профинансированным по инструменту портфельного субсидирования при получении уведомления от Банка/МФО об установлении следующих фактов:
1) нецелевого использования кредита/финансирования;
2) несоответствия проекта и/или предпринимателя условиям Правил портфельного субсидирования и гарантирования.
При этом, срок проведения внепланового мониторинга отражается в соответствующем уведомлении финансового агентства.
26. Банк/лизинговая компания/МФО/эмитент/представитель держателей облигаций предоставляют финансовому агентству документы, необходимые для проведения мониторинга субсидируемых проектов в срок до даты начала мониторинга проекта, отраженной в уведомлении финансового агентства.
27. Финансовое агентство в сроки проведения мониторинга, указанные в соответствующем уведомлении, осуществляет мониторинг проекта, в том числе с выездом на место реализации проекта с учетом пунктов 10 и 11 настоящих Правил.
28. Порядок проведения мероприятий по приостановлению, прекращению и возобновлению субсидирования по проекту предпринимателя/эмитента в результате проведенного мониторинга, осуществляется согласно Правил субсидирования, Правил субсидирования части наценки на товар, Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения и Правил портфельного субсидирования и гарантирования.
По проектам предпринимателей/эмитентов, которые приостановили/прекратили деятельность субъекта предпринимательства, финансовое агентство приостанавливает субсидирование и проводит внеплановый мониторинг в течение 30 (тридцать) рабочих дней с даты предоставления документов от банка/МФО/лизинговой компании для проведения мероприятий по приостановлению, прекращению или возобновлению субсидирования в течение 20 (двадцать) рабочих дней в соответствии с Правилами субсидирования, Правилами субсидирования части наценки на товар, Правилами субсидирования ставки купонного вознаграждения, Правилами портфельного субсидирования и гарантирования и внутренними документами финансового агентства. В случае подтверждения целевого использования кредита, возобновления деятельности субъекта предпринимательства, субсидирование возобновляется с даты приостановления на основании решения финансового агентства. По проектам предпринимателей/эмитентов, прекратившим деятельность субъекта предпринимательства, финансовое агентство принимает решение о прекращении субсидирования предпринимателя/эмитента с даты прекращения предпринимательской деятельности.
Сноска. Пункт 28 с изменением, внесенным приказом Министра национальной экономики РК от 18.09.2023 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).29. При установлении фактов нецелевого/частичного нецелевого использования кредитных средств/финансирования/финансового лизинга/средств от размещения облигаций и (или) несоответствия проекта предпринимателя/эмитента условиям Правил субсидирования/Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения/Правил субсидирования части наценки на товар/ Правил портфельного субсидирования и гарантирования/Механизма, финансовое агентство обеспечивает возмещение оплаченной суммы субсидий по проекту предпринимателем/эмитентом в соответствии с договором субсидирования, а при частичном нецелевом использовании возврат субсидий осуществляется пропорционально сумме нецелевого использования кредитных средств/финансирования/финансового лизинга/средств от размещения облигаций.
В случае прекращения субсидирования и возврата причитающихся сумм субсидий финансовое агентство на основании соответствующего решения устанавливает предпринимателю/эмитенту следующие сроки для возврата суммы субсидий:
1) до 1 (один) месяца – если сумма к возврату составляет до 100 МРП (включительно);
2) от 1 (один) до 3 (три) месяцев – если сумма к возврату составляет до 500 МРП (включительно);
3) от 3 (три) до 6 (шесть) месяцев – если сумма к возврату составляет более 500 МРП.
В случаях не поступления приобретаемого актива/работ/услуг по причине неисполнения/недобросовестного исполнения контрагентом по сделке своих обязательств, то есть по объективным причинам, не зависящим от предпринимателя, финансовое агентство (при наличии решения суда, вступившего в законную силу на момент проведения мониторинга финансовым агентством) не применяет меры по возврату/возмещению предпринимателем суммы оплаченных субсидий на основании соответствующего решения финансового агентства.
Сноска. Пункт 29 с изменением, внесенным приказом Министра национальной экономики РК от 18.09.2023 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Параграф 2. Мониторинг гарантируемых проектов
30. В рамках планового мониторинга гарантируемых проектов, профинансированных по инструменту портфельное частичное гарантирование, финансовое агентство в срок не позднее, чем за 20 (двадцать) рабочих дней до даты начала мониторинга направляет банку/МФО уведомление о проведении мониторинга со списком проектов, подлежащих мониторингу, сроками проведения мониторинга и перечнем документов, необходимых для проведения мониторинга гарантируемых проектов согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
31. Перечень проектов, профинансированных по инструменту портфельное частичное гарантирование, подлежащих мониторингу формируется финансовым агентством выборочно из общего пула действующих договоров гарантии, заключенных за соответствующий период.
По остальным гарантиям, профинансированным в рамках Национального проекта проводится внеплановый мониторинг в соответствии с пунктом 36 настоящих Правил.
Сноска. Пункт 31 с изменением, внесенным приказом Министра национальной экономики РК от 18.09.2023 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).32. Банк/МФО не позднее, чем за 10 (десять) рабочих дней до даты начала мониторинга письменно уведомляет предпринимателей, указанных в уведомлении финансового агентства о проведении мониторинга.
33. Банк/МФО предоставляет финансовому агентству перечень документов, необходимых для проведения мониторинга гарантируемых проектов в срок до даты начала мониторинга, отраженной в уведомлении финансового агентства.
34. Финансовое агентство осуществляет мониторинг проекта в сроки, указанные в уведомлении финансового агентства.
35. Порядок проведения мероприятий по аннулированию гарантии или снижению суммы гарантии пропорционально сумме кредита, использованного по нецелевому назначению по проекту предпринимателя в результате проведенного мониторинга осуществляется согласно Правилам гарантирования/Правилам гарантирования по облигациям/Правилам портфельного субсидирования и гарантирования.
В случаях непоступления приобретаемого актива/работ/услуг по объективным причинам, не зависящим от Предпринимателя, ввиду неисполнения/недобросовестного исполнения контрагентом по сделке своих обязательств, то есть по объективным причинам, не зависящим от предпринимателя, финансовое агентство (при наличии решения суда, вступившего в законную силу на момент проведения мониторинга финансовым агентством), не применяет меры по аннулированию/снижению суммы гарантии.
36. Внеплановый мониторинг гарантируемых проектов проводится в случаях, когда предпринимателем/эмитентом не исполняются обязательства по погашению суммы основного долга по договору займа/финансированию/купонного вознаграждения по облигациям в течение 60 (шестьдесят) календарных дней и более (или в иной срок, установленный договором гарантии) или в иных случаях, определенных настоящими Правилами/правилами. Для проведения внепланового мониторинга гарантируемых проектов БВУ/МФО/лизинговая компания предоставляют перечень документов, необходимых для проведения мониторинга согласно приложению 3 или приложению 4 к настоящим Правилам.
По проектам, получившим гарантию в рамках инструмента портфельного частичного гарантирования в случаях неисполнения предпринимателем обязательств по погашению суммы основного долга по кредитному договору в течение 60 (шестьдесят) календарных дней и более (или в иной срок, установленный договором гарантии), финансовое агентство проводит внеплановый мониторинг в соответствии с требованиями Правил портфельного субсидирования и гарантирования.
Сноска. Пункт 36 с изменением, внесенным приказом Министра национальной экономики РК от 18.09.2023 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).37. Банк/МФО/лизинговая компания осуществляет мониторинг проекта предпринимателя, который включает ежемесячный текущий мониторинг хода реализации проекта (-ов) предпринимателя. Отчет о текущем мониторинге хода реализации проекта (-ов) предпринимателей в рамках Национального проекта/Механизма, подготовленный банком/МФО/лизинговой компанией по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам представляется финансовому агентству отдельно в разрезе инструментов финансирования не позднее 5 (пять) числа месяца, следующего за отчетным месяцем, посредством информационных систем, предназначенных для сбора и обмена информацией, подписанный электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Республики Казахстан, или в письменном виде (при предоставлении отчета в письменном виде, электронная форма отчета дополнительно направляется на электронный адрес ответственного исполнителя, определенного финансовым агентством).
38. Финансовое агентство ежемесячно до 30 (тридцать) числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляет уполномоченному органу отчет о гарантировании в рамках Национального проекта и в рамках Механизма по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам.
Параграф 3. Мониторинг проектов, по которым предоставлены государственные гранты для реализации новых бизнес-идей
39. В рамках мониторинга проектов грантового финансирования финансовое агентство:
1) ведет реестр грантополучателей в сроки и по форме, утвержденной финансовым агентством;
2) проводит мониторинг целевого использования средств, полученных грантополучателем, и представляет региональному координатору отчет о реализации грантополучателями бизнес-проектов.
40. По проектам грантового финансирования финансовое агентство в срок не позднее 10 (десять) рабочих дней до даты проведения мониторинга направляет грантополучателю и региональному координатору уведомление о проведении мониторинга проекта грантополучателя с указанием сроков проведения мониторинга и перечнем документов, необходимых для проведения мониторинга проектов грантового финансирования согласно приложению 7 к настоящим Правилам.
Список проектов, подлежащих мониторингу, формируется из общего пула заключенных договоров о предоставлении гранта за соответствующий период, подлежащий мониторингу в соответствии с количеством проектов, указанных в договоре о государственных закупках услуг.
Срок представления документов, необходимых для проведения мониторинга, отражается в уведомлении финансового агентства с учетом даты начала мониторинга проекта.
Сноска. Пункт 40 с изменением, внесенным приказом Министра национальной экономики РК от 18.09.2023 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).41. Грантополучатель представляет финансовому агентству перечень документов, необходимых для проведения мониторинга проектов грантового финансирования в срок до даты начала мониторинга, отраженной в уведомлении финансового агентства.
42. Финансовое агентство в сроки проведения мониторинга, указанные в уведомлении финансового агентства, осуществляет мониторинг проекта, в том числе с выездом на место реализации проекта.
43. В случае, если грантополучатель в сроки проведения мониторинга не представил необходимый пакет документов для мониторинга, либо невозможно определить его местонахождение, финансовое агентство составляет акт о невозможности проведения мониторинга, в связи с не предоставлением/отказом в предоставлении грантополучателем сведений для проведения мониторинга проекта по форме согласно приложению 8 к настоящим Правилам в срок до даты начала мониторинга, который направляется региональному координатору.
44. При выявлении финансовым агентством нецелевого использования грантополучателем средств гранта, невыполнения бизнес-проекта и (или) невыполнения предпринимателем условий по созданию новых рабочих мест, и (или) условий договора о предоставлении гранта, финансовое агентство письменно уведомляет регионального координатора о данных фактах не позднее 5 (пяти) рабочих дней после подписания мониторингового отчета сторонами для дальнейшего вынесения вопроса на рассмотрение конкурсной комиссии.
45. Порядок рассмотрения и принятия решения по проектам с выявленными замечаниями в результате проведенного мониторинга финансового агентства, осуществляется согласно Правилам предоставления государственных грантов.
Параграф 4. Мониторинг соответствия проекта предпринимателя критериям эффективности в рамках Национального проекта
46. Финансовое агентство проводит мониторинг на соответствие нового эффективного инвестиционного проекта и (или) проекта, направленного на модернизацию и расширение производства и франчайзинг, критериям эффективности в соответствии с требованиями Правил и (или) Механизма.
47. Мониторинг критериев эффективности, предусматривающий проверку достижения проектом в соответствии с требованиями Правил и (или) Механизма показателей по сохранению/увеличению среднегодовой численности рабочих мест/увеличению объемов фонда оплаты труда/объему уплачиваемых налогов (корпоративный подоходный налог/индивидуальный подоходный налог) в бюджет за отчетный период/росту дохода (доход от реализации: стоимость реализованных товаров, работ, услуг от основной деятельности) проводится финансовым агентством на основании информации, полученной от Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан. Мониторинг критериев эффективности проводится также на основании информации по социальным платежам, и (или) налоговым декларациям, и (или) согласно выписке из лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом, предоставленной банком/МФО/лизинговой компанией/предпринимателем/эмитентом.
Сноска. Пункт 47 - в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 18.09.2023 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).48. Определение объема производства (в денежном выражении) осуществляется финансовым агентством на основании статистических данных, годовой статистической отчетности предпринимателя, отражающих объем производства промышленной продукции (товаров, услуг).
49. Отчетной датой при расчете критериев эффективности является начало следующего финансового года вне зависимости от даты решения финансового агентства.
50. Для определения изменения показателей среднегодовой численности рабочих мест, объема фонда оплаты труда, дохода от реализации (стоимость реализованных товаров, работ, услуг от основной деятельности), объема производства (в денежном выражении), финансовым агентством сравниваются показатели после истечения отчетного периода с аналогичными показателями на начало отчетной даты.
51. Для определения изменения объема уплачиваемых налогов (корпоративный подоходный налог/индивидуальный подоходный налог) финансовое агентство рассчитывает среднее значение налоговых выплат отчетных периодов по сравнению с показателями на начало отчетной даты.
52. По проектам предпринимателей, направленным на инвестиционные цели критерии эффективности, подтверждаются по истечению инвестиционной фазы проекта, то есть после окончания срока исполнения работ/услуг, оказываемых по заключенному с поставщиком контракту/договору. Для подтверждения критериев эффективности по таким проектам предоставляется дополнительный срок не более чем на 1 (один) финансовый год с момента окончания срока исполнения работ/услуг, оказываемых по заключенному с поставщиком контракту/договору на основании решения уполномоченного органа финансового агентства.
53. По проектам начинающих предпринимателей, одобренным финансовым агентством в год регистрации субъекта частного предпринимательства, при определении изменений среднегодовой численности рабочих мест учитываются рабочие места, созданные предпринимателем при открытии бизнеса.
54. По проектам предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность на территории специальных экономических зон Республики Казахстан либо относящихся к субъектам естественных монополий, а также имеющие льготное налогообложение или освобожденные от уплаты налогов либо имеющие иные преференции и льготы, определенные согласно законодательству Республики Казахстан, критерии эффективности по всем показателям учитываются с учетом данной специфики. По проектам предпринимателей, относящимся к субъектам естественных монополий критерии эффективности, которые предусматривают сохранение/увеличение среднегодовой численности рабочих мест и увеличение объемов фонда оплаты труда могут не браться в расчет для определения достижения предпринимателем показателей эффективности проекта в случаях, когда такой прирост невозможен исходя из требований законодательства Республики Казахстан. Такая невозможность устанавливается на основании мотивированного заключения в составе отчҰта о мониторинге финансового агентства. Аналогичный подход применяется и при расчете объема уплаченных налогов по предпринимателям исходя из специфики видов деятельности, по которым в соответствии с нормативами законодательства Республики Казахстан предусмотрено льготное налогообложение.
Глава 5. Оформление результатов мониторинга проектов
55. По итогам мониторинга проектов финансовым агентством формируется отчет о мониторинге, который визируется уполномоченным (-ми) представителем (-ми) финансового агентства и банка/лизинговой компании/МФО/регионального координатора/грантополучателя (только при наличии замечаний/нарушений в отчете о мониторинге) /эмитента/представителя держателей облигаций в срок не более 5 (пять) рабочих дней с даты его получения последними. По проекту, по которому выдано несколько кредитов (траншей)/грантов, составляется один отчет по мониторингу.
56. В случае отказа банка/лизинговой компании/МФО/регионального координатора/грантополучателя/эмитента/представителя держателей облигаций от подписания отчета по мониторингу, в связи с несогласием с выводами финансового агентства, а также в случае не представления сведений, необходимых для проведения мониторинга, финансовое агентство составляет акт об отказе в подписании отчета о мониторинге по форме согласно приложению 9 к настоящим Правилам.
57. Финансовое агентство представляет дополнительные сроки для устранения замечаний по проектам предпринимателей/эмитентов/ грантополучателей, находящихся на стадии строительства, оформления правоустанавливающих документов, реализации проекта и (или) при наличии следующих основных объективных причин:
1) на дату проведения мониторинга кредит не освоен или освоен частично (линия освоена не полностью, средства находятся на расчетном счете для последующей оплаты за товар/работу/услугу);
2) не поставлены товары/работы/услуги, приобретенные в рамках кредита и не произведен монтаж оборудования (при необходимости);
3) не завершены строительные/реконструкционные/ремонтные работы, проведенные в том числе на средства кредита;
4) не получен акт приемки/акт ввода в эксплуатацию объекта, построенного в том числе на средства кредита;
5) не представлены в полном объеме документы, подтверждающие соответствие заемщика/кредита/ проекта условиям Национального проекта/Механизма и целевое использование кредита (счет-фактуры, накладные и другие) (при наличии обоснований их непредставления заемщиком на момент проведения мониторинга);
6) не подтверждено создание рабочих мест согласно решению конкурсной комиссии (по проектам грантового финансирования);
7) не осуществлена реализация (запуск) проекта.
Приложение 1 к Правилам проведения мониторинга проектов, реализуемых в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы |
Перечень документов, необходимых для проведения мониторинга субсидируемых проектов
1. Бизнес-план, технико-экономическое заключение, в случае отсутствия данных документов экономическое заключение кредитного менеджера банка/лизинговой компании/МФО, либо другие документы, раскрывающие суть проекта.
2. Справка о ссудной задолженности предпринимателя по состоянию на момент проведения мониторинга, с расшифровкой по статьям задолженностей (основной долг, вознаграждение, пени, штрафы), с выделением просроченной части или акт сверки между банком/лизинговой компанией/МФО и предпринимателем. В справке необходимо указать наличие/отсутствие ареста счетов предпринимателя.
3. Документы, подтверждающие целевое использование (как на инвестиционные цели, так и на пополнение оборотных средств) займа, а также визуальное подтверждение:
1) подтверждающие факт оплаты за товар, работу, услугу или другие цели, предусмотренные договором займа/договором финансирования/договором финансового лизинга: платежные поручения, и (или) заявления на перевод в иностранной валюте, и (или) фискальные чеки, и (или) выписки с банковского счета (с даты выдачи проверяемого транша/займа/начала финансирования по дату фактического освоения средств), и (или) квитанции к приходному кассовому ордеру и другие платежные документы, не противоречащие законодательным нормам Республики Казахстан;
2) подтверждающие получение товаров, выполнение работ, оказание услуг и достижения других целей, предусмотренных договором займа/договором финансирования/договором финансового лизинга: договоры/контракты, счета-фактуры, и (или) накладные, и (или) грузовые таможенные декларации, и (или) акты приема-передачи;
3) в случае осуществления строительно-монтажных работ (далее – СМР): документы, подтверждающие право собственности на земельный участок/право аренды земельного участка, на котором осуществляется СМР, разрешительные документы на СМР (при наличии)/уведомление предпринимателя о начале производства СМР, акты ввода/приемки в эксплуатацию с регистрацией уполномоченного органа Республики Казахстан.
4. Документы банка/лизинговой компании/МФО, подтверждающие возврат предпринимателю комиссий, сборов и (или) иных платежей, связанных с кредитом, либо заключением договора финансового лизинга.
5. Документы, подтверждающие исполнение критериев эффективности по проекту (выписка из лицевого счета предпринимателя о состоянии расчетов с бюджетом, а также по социальным платежам и (или) налоговые декларации предпринимателя и (или) бухгалтерская/статистическая отчетность).
Для целей проведения мониторинга Национального проекта/Механизма финансовое агентство уполномочено запрашивать дополнительные документы, подтверждающие целевое использование кредитных средств и реализацию проекта, не вошедшие в вышеперечисленный перечень.
Приложение 2 к Правилам проведения мониторинга проектов, реализуемых в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы |
Перечень документов, необходимых для проведения мониторинга проектов при субсидировании ставки купонного вознаграждения по облигациям
1. Бизнес-план, технико-экономическое заключение, либо другие документы, раскрывающие суть проекта.
2. Документы, подтверждающие наличие обеспечения по облигациям.
3. Зарегистрированный уполномоченным органом по государственному регулированию рынка ценных бумаг проспект выпуска облигаций (изменения к нему).
4. Отчет о субсидировании Центрального депозитария, содержащий информацию о ISINе облигаций, количестве облигаций на счетах держателей облигаций по состоянию на дату проведения мониторинга, общей сумме вознаграждения, переведенного центральным депозитарием на банковские счета держателей облигаций, количестве/сумме неразмещенных облигаций, сумме, полученной центральным депозитарием от эмитента, либо отчет от представителя держателей облигаций, содержащий данную информацию.
5. Документы, подтверждающие целевое использование (как на инвестиционные цели, так и на пополнение оборотных средств) займа, а также визуальное подтверждение:
1) факта оплаты за товар, работу, услугу или другие цели, предусмотренные проспектом выпуска облигаций: платежные поручения, заявления на перевод в иностранной валюте, фискальные чеки, выписки с банковского счета (с даты начала выкупа облигаций по дату фактического освоения), квитанции к приходному кассовому ордеру и другие платежные документы, не противоречащие законодательным нормам Республики Казахстан;
2) факта получения товаров, выполнения работ, оказания услуг и достижения других целей, предусмотренных проспектом выпуска облигаций: договоры/контракты, счета-фактуры, накладные, грузовые таможенные декларации, акты приема-передачи;
3) в случае осуществления строительно-монтажных работ (далее – СМР): документы, подтверждающие право собственности на земельный участок/право аренды земельного участка, на котором осуществляется СМР, разрешительные документы на СМР (при наличии)/уведомление эмитента о начале производства СМР, акты ввода/приемки в эксплуатацию с регистрацией уполномоченного органа Республики Казахстан.
6. Документы, подтверждающие исполнение критериев эффективности по проекту (выписка из лицевого счета предпринимателя о состоянии расчетов с бюджетом, а также по социальным платежам и (или) налоговые декларации предпринимателя и (или) бухгалтерская/статистическая отчетность).
Для целей проведения мониторинга Национального проекта/Механизма финансовое агентство уполномочено запрашивать дополнительные документы, подтверждающие целевое использование кредитных средств и реализацию проекта, не вошедшие в вышеперечисленный перечень.
Приложение 3 к Правилам проведения мониторинга проектов, реализуемых в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы |
Перечень документов, необходимых для проведения мониторинга гарантируемых проектов
1. Бизнес-план, технико-экономическое заключение, в случае отсутствия данных документов экономическое заключение кредитного менеджера банка/МФО/лизинговой компании, либо другие документы, раскрывающие суть проекта.
2. Справка о ссудной задолженности предпринимателя по состоянию на момент проведения мониторинга, с расшифровкой по статьям задолженностей (основной долг, вознаграждение, пени, штрафы), с выделением просроченной части или акт сверки между банком/МФО/лизинговой компании и предпринимателем. В справке необходимо указать наличие/отсутствие ареста счетов предпринимателя.
3. Документы, подтверждающие наличие обеспечения по кредиту/кредитной линии (договоры залога и дополнительные соглашения к ним).
4. Документы, подтверждающие исполнение банком/МФО/лизинговой компании и (или) предпринимателем особых условий действительности гарантии и прочих условий гарантирования.
5. Справка о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках на залоговое имущество. Предоставление справки осуществляется при проведении мониторинга по проекту с наличием просроченной задолженности свыше 60 (шестьдесят) календарных дней (если иной срок не установлен договором гарантии) по кредиту предпринимателя.
6. Документы, подтверждающие оформление кредита/кредитной линии (договор займа (по всем выданным траншам), а также дополнительные соглашения к нему (при наличии), заключенный с предпринимателем).
7. Документы, подтверждающие перечисление денег конечному заемщику по кредиту/кредитной линии (выписка с банковского счета предпринимателя (с даты получения проверяемого транша/займа, до даты фактического освоения), платежное поручение оператора и (или) платежный ордер).
8. Документы, подтверждающие целевое использование (как на инвестиционные цели, так и на пополнение оборотных средств) займа, а также визуальное подтверждение:
1) подтверждающие факт оплаты за товар, работу, услугу или другие цели, предусмотренные договором займа/договором финансирования/договором финансового лизинга: платежные поручения, и (или) заявления на перевод в иностранной валюте, и (или) фискальные чеки, и (или) выписки с банковского счета (с даты выдачи проверяемого транша/займа по дату фактического освоения), и (или) квитанции к приходному кассовому ордеру и другие платежные документы, не противоречащие законодательным нормам Республики Казахстан;
2) подтверждающие получение товаров, выполнение работ, оказание услуг и достижения других целей, предусмотренных договором займа/договором финансирования/договором финансового лизинга: договоры/контракты, счета-фактуры, и (или) накладные, и (или) грузовые таможенные декларации, и (или) акты приема-передачи;
3) в случае осуществления строительно-монтажных работ (далее – СМР): документы, подтверждающие право собственности на земельный участок/право аренды земельного участка, на котором осуществляется СМР, разрешительные документы на СМР (при наличии)/уведомление предпринимателя о начале производства СМР, акты ввода/приемки в эксплуатацию с регистрацией уполномоченного органа Республики Казахстан.
9. Документы, подтверждающие собственное участие предпринимателя по проектам с суммой кредита свыше 500 (пятьсот) миллионов тенге включительно (при предоставлении денежных средств - выписка со счета предпринимателя, при предоставлении движимого/недвижимого имущества - документы, подтверждающие право собственности на имущество).
10. Документы банка/МФО/лизинговой копании, подтверждающие возврат предпринимателю комиссий, сборов и (или) иных платежей, связанных с кредитом, либо заключением договора финансового лизинга.
11. Документы, подтверждающие исполнение критериев эффективности по проекту (выписка из лицевого счета предпринимателя о состоянии расчетов с бюджетом, а также по социальным платежам и (или) налоговые декларации предпринимателя и (или) бухгалтерская/статистическая отчетность).
Для целей проведения мониторинга Национального проекта/Механизма финансовое агентство уполномочено запрашивать дополнительные документы, подтверждающие целевое использование кредитных средств и реализацию проекта, не вошедшие в вышеперечисленный перечень.
Приложение 4 к Правилам проведения мониторинга проектов, реализуемых в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы |
Перечень документов, необходимых для проведения мониторинга проектов гарантирования по облигациям
1. Бизнес-план, технико-экономическое заключение, либо другие документы, раскрывающие суть проекта.
2. Документы, подтверждающие наличие обеспечения по облигациям.
3. Документы, подтверждающие исполнение эмитентом особых условий действительности гарантии и прочих условий гарантирования в соответствии с договором гарантии.
4. Зарегистрированный уполномоченным органом по государственному регулированию рынка ценных бумаг проспект выпуска облигаций (изменения к нему).
5. Справка о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках на залоговое имущество.
6. Отчет Центрального депозитария, содержащий информацию о ISINе облигаций, количестве облигаций на счетах держателей облигаций по состоянию на дату проведения мониторинга, общей сумме вознаграждения, переведенного центральным депозитарием на банковские счета держателей облигаций, количестве/сумме неразмещенных облигаций, сумме, полученной центральным депозитарием от эмитента, либо отчет от представителя держателей облигаций, содержащий данную информацию.
7. Документы, подтверждающие целевое использование (как на инвестиционные цели, так и на пополнение оборотных средств) займа, а также визуальное подтверждение:
1) подтверждающие факт оплаты за товар, работу, услугу или другие цели, предусмотренные проспектом выпуска облигаций: платежные поручения, и (или) заявления на перевод в иностранной валюте, и (или) фискальные чеки, и (или) выписки с банковского счета (с даты выдачи проверяемого транша/займа по дату фактического освоения), и (или) квитанции к приходному кассовому ордеру и другие платежные документы, не противоречащие законодательным нормам Республики Казахстан;
2) подтверждающие получение товаров, выполнение работ, оказание услуг и достижения других целей, предусмотренных проспектом выпуска облигаций: договоры/контракты, счета-фактуры, и (или) накладные, и (или) грузовые таможенные декларации, и (или) акты приема-передачи;
3) в случае осуществления строительно-монтажных работ (далее – СМР): документы, подтверждающие право собственности на земельный участок/право аренды земельного участка, на котором осуществляется СМР, разрешительные документы на СМР (при наличии)/ уведомление эмитента о начале производства СМР, акты ввода/приемки в эксплуатацию с регистрацией уполномоченного органа Республики Казахстан.
8. Документы, подтверждающие исполнение критериев эффективности по проекту (выписка из лицевого счета предпринимателя о состоянии расчетов с бюджетом, а также по социальным платежам и (или) налоговые декларации предпринимателя и (или) бухгалтерская/статистическая отчетность).
Для целей проведения мониторинга Национального проекта/Механизма финансовое агентство уполномочено запрашивать дополнительные документы, подтверждающие целевое использование кредитных средств и реализацию проекта, не вошедшие в вышеперечисленный перечень.
Приложение 5 к Правилам проведения мониторинга проектов, реализуемых в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы |
|
Форма |
Отчет акционерного общества "_____________" о текущем мониторинге хода реализации проекта (-ов) предпринимателей в рамках
Национального проекта/Механизма (нужное указать) за период с __________________ по ______________________ года
№ п/п | Наименование банка/МФО | Место обращения субъекта частного предпринимательства (регион) | Наименование заемщика | Индивидуальный идентификационный номер (ИИН)/бизнес-идентификационный номер (БИН) заемщика |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
продолжение таблицы
Юридический статус (товарищество с ограниченной ответственностью, индивидуальный предприниматель, крестьянское хозяйство, предпринимательский кооператив) | № договора банковского займа/соглашения об открытии кредитной линии | Дата договора банковского займа/Соглашения об открытии кредитной линии | Наименование программы (направление программы) |
6 | 7 | 8 | 9 |
продолжение таблицы
Срок кредита | Сумма кредита | Ставка вознаграждения по кредиту | Льготный период по погашению основного долга | Льготный период по выплате вознаграждения | Дата выдачи по кредиту (транша) | Сумма фактической выдачи средств | Остаток задолженности основного долга на отчетную дату | Номер договора гарантии |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
продолжение таблицы
Дата договора гарантии | Сумма гарантии Финансового агентства | Сумма исполнения обязательства Финансового агентства по гарантии | Сумма просроченной задолженности по основному долгу | Количество дней просрочки по основному долгу | Количество просроченных дней по оплате вознаграждения | Объект кредитования (инвестиционный кредит/пополнение оборотных средств) | Код по общему классификатору видов экономической деятельности (ОКЭД) |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
продолжение таблицы
Бизнес по проекту (стартовый/действующий) | Период доступности по договору банковского займа/Соглашения об открытии кредитной линии | Дата решения уполномоченного органа банка/МФО | Кредитная линия (возобновляемая (ВКЛ)/ не возобновляемая (НКЛ)/смешанная (СКЛ)/ банковский заем (БЗ)/ микрокредит/финансовый лизинг/финансирование |
27 | 28 | 29 | 30 |
Должностное лицо __________________________ Фамилия, имя, отчество (при наличии)
(подпись, печать (при наличии)
Ответственный работник ______ ______________ Фамилия, имя, отчество (при наличии)
(подпись, печать (при наличии)
Должность Фамилия, имя, отчество (при наличии)
Приложение 6 к Правилам проведения мониторинга проектов, реализуемых в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы |
|
Форма |
Представляется: уполномоченному органу.
Форма, предназначенная для сбора административных данных.
Форма административных данных размещена на интернет ресурсе: www.economy.gov.kz
Отчет о гарантировании в рамках Национального проекта и в рамках Механизма
Сноска. Приложение 6 - в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 18.09.2023 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Отчетный период: за период с____по ___ 20____года.
Индекс формы административных данных: ОГ-1.
Периодичность: ежемесячная.
Круг лиц, представляющих информацию: Акционерное общество "Фонд развития
предпринимательства "Даму" (далее – финансовое агентство).
Срок представления формы административных данных: ежемесячно в течение срока
действия Национального проекта и Механизма до 30 (тридцать) числа месяца,
следующего за отчетным месяцем, представляет уполномоченному органу.
№ п/п | Наименование области | Сумма кредита по договору банковского займа | Сумма гарантии финансового агентства | Сумма исполненных обязательств финансовым агентством по гарантиям |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Должностное лицо ________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество, (при его наличии) (подпись, печать (при наличии)
Ответственный работник ___________________________________________
(Фамилия, имя, отчество, (при его наличии) (подпись, печать (при наличии)
Приложение к форме "Отчет о гарантировании в рамках Национального проекта и в рамках Механизма" |
Пояснение по заполнению формы, предназначенной для сбора административных данных
Отчет о гарантировании в рамках Национального проекта и в рамках Механизма
(Индекс – ОГ-1, периодичность: ежемесячно)
1. Настоящее пояснение (далее – Пояснение) определяет единые требования по заполнению формы, предназначенной для сбора административных данных "Отчет о гарантировании в рамках Национального проекта и в рамках Механизма" (далее – Форма).
2. Форма разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 728 "Об утверждении национального проекта по развитию предпринимательства на 2021–2025 годы", постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 1060 "О некоторых мерах государственной поддержки частного предпринимательства" и Механизмом кредитования и финансового лизинга приоритетных проектов, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 декабря 2018 года № 820 "О некоторых вопросах обеспечения долгосрочной тенговой ликвидности для решения задачи доступного кредитования".
3. Форма составляется финансовым агентством ежемесячно. Данные в Форме заполняются в тенге, если не указано иное.
4. Форму подписывает первый руководитель или лицо, уполномоченное на подписание отчета и исполнитель.
5. В графе 1 формы "№ п/п" указывается порядковый номер по порядку. Последующая информация, не прерывает нумерацию по порядку.
6. В графе 2 формы "Наименование области" указывается область или город республиканского значения или столица, соответствующая месту регистрации/финансирования предпринимателя.
7. В графе 3 формы "Сумма кредита по договору банковского займа" указывается общая сумма кредита в тенге, выданная по области в рамках соглашения об открытии кредитной линии/договора банковского займа.
8. В графе 4 формы "Сумма гарантии финансового агентства" указывается общая сумма гарантии в тенге предоставленная в рамках соглашения об открытии кредитной линии/договора банковского займа.
9. В графе 5 формы "Сумма исполненных обязательств финансовым агентством по гарантиям" указывается общая сумма исполненных требований в тенге финансовым агентством по области.
Приложение 7 к Правилам проведения мониторинга проектов, реализуемых в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы |
Перечень документов, необходимых для проведения мониторинга проектов грантового финансирования
1. Бизнес-план, технико-экономическое заключение.
2. Документы, подтверждающие целевое использование (как на инвестиционные цели, так и на пополнение оборотных средств) суммы гранта:
1) подтверждающие факт оплаты за товар, работу, услугу или другие цели, предусмотренные договором о предоставлении гранта: платежные поручения, и (или) заявления на перевод в иностранной валюте, и (или) фискальные чеки, и (или) выписки с банковского счета (с даты выдачи проверяемого транша/займа по дату фактического освоения), и (или) квитанции к приходному кассовому ордеру и другие платежные документы, не противоречащие законодательным нормам Республики Казахстан;
2) подтверждающие получение товаров, выполнение работ, оказание услуг и достижения других целей, предусмотренных договором о предоставлении гаранта: договоры/контракты, счета-фактуры, и (или) накладные, и (или) грузовые таможенные декларации, и (или) акты приема-передачи;
3) в случае осуществления строительно-монтажных работ (далее – СМР): документ, подтверждающий право собственности на земельный участок/право аренды земельного участка, на котором осуществляется СМР, разрешительные документы на СМР (при наличии)/уведомление грантополучателя о начале производства СМР, акты ввода/приемки в эксплуатацию с регистрацией уполномоченного органа Республики Казахстан.
3. Документы, подтверждающие софинансирование расходов на реализацию бизнес-проекта собственными средствами в размере не менее 10 % от суммы предоставляемого гранта, а также визуальное подтверждение (при предоставлении денежных средств - выписка со счета предпринимателя, при предоставлении движимого/недвижимого имущества - документы, подтверждающие право собственности на имущество).
4. Документы, подтверждающие выполнение мероприятий, предусмотренных планом мероприятий бизнес-проекта по форме согласно приложению к договору о предоставлении гранта на реализацию новых бизнес-идей.
5. Копии налоговых деклараций грантополучателя, по форме, не противоречащей нормам законодательства Республики Казахстан, подтверждающие создание новых рабочих мест.
6. Документы, подтверждающие ход реализации бизнес-проекта, в том числе, документы, подтверждающие реализацию произведенной продукции, выполненных работ, предоставленных услуг в рамках бизнес-проекта.
Для целей проведения мониторинга Национального проекта/Механизма финансовое агентство уполномочено запрашивать дополнительные документы, подтверждающие целевое использование кредитных средств и реализацию проекта, не вошедшие в вышеперечисленный перечень.
Приложение 8 к Правилам проведения мониторинга проектов, реализуемых в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы |
|
Форма |
"___" ___________ 20___ года
Акт о невозможности проведения мониторинга, в связи с не предоставлением/
отказом в предоставлении грантополучателем сведений для проведения мониторинга проекта
Мы, нижеподписавшиеся, ________________________________________
Фамилия, имя, отчество (при наличии) директора/заместителя директора,
_____________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество (при наличии) специалиста(-ов)
составили настоящий Акт о том, что ___.___.___ года (наименование банка/
лизинговой компании/МФО/грантополучателя/эмитента) не предоставил/
отказал в предоставлении сведений, необходимых для проведения мониторинга проекта.
Директор/Заместитель Директора
Регионального филиала финансового агентства
_____________________________ _______________________________
Фамилия, имя, отчество (при наличии) подпись, печать (при наличии)
Специалист Регионального филиала финансового агентства
_____________________________ _______________________________
Фамилия, имя, отчество (при наличии) подпись, печать (при наличии)
Приложение 9 к Правилам проведения мониторинга проектов, реализуемых в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы |
|
Форма |
" ____ " _______ 20___ года
Акт об отказе в подписании отчета о мониторинге
Мы, нижеподписавшиеся, ____________________________________________
Фамилия, имя, отчество (при наличии) директора/заместителя директора
финансового агентства,
_________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество (при наличии) специалиста (-ов) финансового агентства
составили настоящий Акт о том, что ___.___.___года Региональным филиалом
АО "Фонда развития предпринимательства "Даму" в (наименование банка/
лизинговой компании/МФО/грантополучателя/эмитента) был направлен
(способ отправки (нарочным, заказным письмом) (наименование документа
(отчет о Документальном мониторинге проектов/Мониторинговый отчет по проекту),
полученный (наименование подразделения банка/лизинговой компании/МФО/
грантополучателя/эмитента) ___.___.___года, что
подтверждается (квитанция о вручении, отметка канцелярии о получении),
для подписания в срок до ___.___.___ года.
По состоянию на ___.___.___ года данный отчет о мониторинге не подписан
уполномоченным представителем (наименование банка/ лизинговой компании/МФО)/
эмитентом/грантополучателем.
(нужное отразить).
Директор/Заместитель Директора
Регионального филиала финансового агентства
_____________________________ ____________________________
Фамилия, имя, отчество (при наличии) подпись, печать (при наличии)
Специалист Регионального филиала финансового агентства
_____________________________ ____________________________
Фамилия, имя, отчество (при наличии) подпись, печать (при наличии)