В соответствии с подпунктом 16-2) пункта 1 статьи 7 Закона Республики Казахстан "О техническом регулировании", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации и проведения контрольного закупа в области технического регулирования.
2. Комитету технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра торговли и интеграции Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности Министра торговли и интеграции Республики Казахстан |
А. Бижанова |
"СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой статистике и
специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
Утверждены приказом Исполняющий обязанности Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 27 июня 2024 года № 269-НҚ |
Правила организации и проведения контрольного закупа в области технического регулирования
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие правила организации и проведения контрольного закупа в области технического регулирования (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 16-2) пункта 1 статьи 7 Закона Республики Казахстан "О техническом регулировании" и определяют порядок организации и проведения контрольного закупа в области технического регулирования (далее – контрольный закуп) в целях выявления факта выпуска в обращение продукции не соответствующей требованиям, установленным нормативными правовыми актами и (или) нормативными документами за исключением продукции, подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому, ветеринарно-санитарному, карантинно-фитосанитарному контролю и надзору.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) орган контроля и надзора – ведомство уполномоченного органа в области технического регулирования и его территориальные подразделения;
2) субъект контроля и надзора – зарегистрированное в соответствии с законодательством Республики Казахстан юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающие в отношении объектов технического регулирования правом владения, пользования и (или) распоряжения в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан;
3) контрольный закуп – осуществление органом контроля и надзора покупки в рамках контроля продукции в форме товара;
4) должностное лицо – лицо, осуществляющее государственный контроль и надзор в области технического регулирования, является:
главные территориальные государственные инспекторы по государственному контролю и надзору;
государственные инспекторы по государственному контролю и надзору;
5) продукция – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях, за исключением продукции, подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому, ветеринарно-санитарному, карантинно-фитосанитарному контролю и надзору;
6) испытание – процедура в рамках подтверждения соответствия либо самостоятельная форма оценки соответствия, проводимая испытательной лабораторией (центром) (далее – лаборатория), результатом которой является определение по установленной методике одной или нескольких количественных и (или) качественных характеристик свойств образца продукции, иного объекта оценки соответствия;
7) лаборатория – юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, действующее от его имени, осуществляющее испытания (исследования);
8) государственный контроль и надзор в области технического регулирования – деятельность ведомства уполномоченного органа в области технического регулирования, его территориальных подразделений и их должностных лиц, направленная на предупреждение, выявление, пресечение нарушений законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования в целях обеспечения безопасности объектов технического регулирования для жизни и здоровья человека и окружающей среды, в том числе растительного и животного мира, защиты имущества физических, юридических лиц и государства, в том числе через обеспечение достоверности их оценки соответствия, исключения ситуаций, вводящих в заблуждение потребителей относительно безопасности и качества объектов технического регулирования, и устранения технических барьеров в торговле;
9) уполномоченный орган в области технического регулирования – центральный исполнительный орган и территориальные органы, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области технического регулирования.
Глава 2. Порядок организации и проведения контрольного закупа в области технического регулирования
3. Контрольный закуп, с последующим проведением испытаний, осуществляется для пресечения и предупреждения угрозы возникновения и (или) причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства.
4. Контрольный закуп продукции (товаров) подтверждается платежным документом, содержащим информацию о перечне закупленной продукции и наименовании субъекта (объекта) контроля и надзора (фискальный/товарный чек, накладная с оттиском печати) и актом закупа продукции (товара) (далее – акт закупа).
В акте закупа указываются:
1) место и дата составления;
2) номер и дата решения руководителя территориального подразделения органа контроля и надзора, на основании которого осуществляется контрольный закуп;
3) должности, фамилии, имена и отчества (при его наличии) должностных лиц территориального подразделения органа контроля и надзора, осуществляющих контрольный закуп;
4) наименование и место нахождения субъекта (объекта) контроля и надзора, у которого производится контрольный закуп;
5) должность и фамилия, имя, отчество (при его наличии) руководителя и/или представителя (уполномоченным лицом/работником) субъекта контроля и надзора;
6) перечень и количество закупленных образцов продукции с указанием производителя, даты производства, серии (номера) партии, общей стоимости образцов;
7) вид упаковки и номер печати (пломбы).
5. Порядок проведения контрольного закупа включает:
1) основание для принятия решения о проведении контрольного закупа;
2) решение руководителя территориального подразделения органа контроля и надзора о проведении контрольного закупа с уведомлением государственного органа, осуществляющего в пределах своей компетенции деятельность в области государственной правовой статистики и специальных учетов;
3) определение наименования продукции (товара), в отношении которой необходимо проведение контрольного закупа, а также сроков его проведения;
4) проведение испытаний закупленной продукции;
5) оформление результатов проведения контрольного закупа.
6. Основанием для принятия решения о проведении контрольного закупа, является:
1) результаты предварительного анализа;
2) поступление информации, в том числе из средств массовой информации и социальных сетей, от государств-членов Евразийского экономического союза и других стран, о выявлении факта выпуска в обращение продукции, несоответствующей требованиям документов, установленных законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан либо решений Евразийской экономической комиссии;
3) информация государственных органов, физических и юридических лиц, о реализации продукции (товара), несоответствующей требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования.
7. Контрольный закуп проводится на объектах субъекта контроля и надзора.
Расходы, связанные с осуществлением контрольного закупа и проведением испытаний закупленной продукции, осуществляются за счет бюджетных средств.
8. При наличии оснований, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, руководитель территориального подразделения органа контроля и надзора в течение 3 (трех) рабочих дней выносит решение о проведении контрольного закупа по форме согласно приложению к настоящим Правилам, с оформлением уведомления о начале проведения контрольного закупа в течение следующего рабочего дня по итогам принятия решения в государственный орган, осуществляющего в пределах своей компетенции деятельность в области государственной правовой статистики и специальных учетов.
9. Контрольный закуп проводится без предварительного уведомления субъекта контроля и надзора.
10. Количество (объем) закупаемых образцов продукции (товаров) определяется должностными лицами органа контроля и надзора с учетом требований, установленных законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования, иными документами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан. Порядок закупа образцов на стадии выпуска продукции осуществляется в соответствии с национальным документом по стандартизации.
11. По итогам контрольного закупа должностным лицом органа контроля и надзора составляется акт закупа в трех экземплярах. Все экземпляры акта закупа подписываются должностным лицом, осуществляющим контрольный закуп, и руководителем и/или представителем (уполномоченным лицом/работником) субъекта контроля и надзора.
По одному экземпляру акта закупа остается у субъекта контроля и надзора и должностного лица органа контроля и надзора.
Один экземпляр акта закупа вместе с образцами продукции (товара) по итогам контрольного закупа направляется в лабораторию, аккредитованную в соответствии с законодательством Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия выбранную в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках для проведения испытаний.
12. После завершения закупа продукции (товаров) должностное лицо органа контроля и надзора объявляет субъекту контроля и надзора о проведении контрольной закупки и предъявляет руководителю и/или представителю (уполномоченному лицу/работнику) субъекта (объекта) контроля и надзора служебное удостоверение и решение о проведении контрольного закупа на бумажном носителе либо в форме электронного документа и вручает акт закупа.
13. В случае отказа от подписания акта закупа руководителем и/или представителем (уполномоченным лицом/работником) субъекта (объекта) контроля и надзора в него вносится соответствующая запись (может осуществляться видеозапись, фиксирующая факт отказа от подписания акта закупа). Акт закупа и копия решения о проведении контрольного закупа направляется по юридическому адресу, месту нахождения или фактическому адресу субъекта контроля и надзора письмом с уведомлением о его вручении и считается врученным с момента направления письма.
14. Отказ от подписания акта закупа не является основанием для его непроведения.
15. Закупленные образцы продукции (товаров) укомплектовываются, упаковываются и опломбируются (опечатываются) на территории субъекта контроля и надзора в присутствии руководителя и/или представителя (уполномоченного лица/работника) субъекта контроля и надзора.
16. Транспортировка образцов продукции в лабораторию осуществляется органом контроля и надзора самостоятельно или юридическим лицом, или физическим лицом в качестве индивидуального предпринимателя, выбранным в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.
17. Для проведения независимого испытания, субъект контроля и надзора по своей инициативе хранит на объекте контрольный образец продукции (товара) из той же партии продукции (товара), из которой был отобран образец при проведении контрольного закупа.
Образец должен хранится на объекте в условиях, установленных производителем продукции (товара) в течении необходимого срока для получения результатов контрольного закупа.
Ответственность за принятие решения об оставлении контрольного образца и его хранение несет руководитель субъекта контроля и надзора или уполномоченное им лицо.
18. Испытания проводятся в соответствии с требованиями межгосударственных нормативных документов и нормативных документов Республики Казахстан, а также применяемых методик исследования (испытания) продукции (товаров).
Испытания проводятся в необходимые сроки, установленные нормативной документацией на методы исследований, но не превышают 10 (десяти) рабочих дней.
19. По результатам контрольного закупа составляется акт о результатах контрольного закупа продукции.
В акте о результатах контрольного закупа продукции указываются:
1) дата, время и место составления акта;
2) наименование органа контроля и надзора;
3) дата и номер решения о проведении контрольного закупа на основании которого проведен контрольный закуп;
4) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица (лиц), проводившего (проводивших) контрольный закуп;
5) наименование или фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) субъекта контроля и надзора, должность представителя физического или юридического лица, присутствовавшего при проведении контрольного закупа;
6) дата, место и период проведения контрольного закупа;
7) сведения о результатах контрольного закупа, в том числе о выявленных нарушениях, их характере;
8) наименование проверочного листа и пункты требований, по которым выявлены нарушения;
9) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом о результатах контрольного закупа продукции представителей субъекта контроля и надзора, а также лиц, присутствовавших при проведении контрольного закупа, их подписи или отказ от подписи;
10) подпись должностного лица (лиц), проводившего (проводивших) контрольный закуп.
Результаты проведения испытания продукции (товара) подтверждаются протоколом испытаний на продукцию (далее – протокол).
Субъекту контроля и надзора, в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента получения протоколов, направляются акт о результатах контрольного закупа продукции и копии протоколов. Моментом завершения контрольного закупа считается день вынесения акта о результатах контрольного закупа продукции. Акт о результатах контрольного закупа продукции выносится не позднее 30 (тридцати) календарных дней со дня составления акта контрольного закупа.
20. Результаты контрольного закупа направляются в государственной орган, осуществляющий в пределах своей компетенции деятельность в области государственной правовой статистики и специальных учетов.
21. По итогам результатов испытаний образцов продукции (товара) в случаях выявления нарушений требований законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования, представляющих опасность для жизни, здоровья человека и среды обитания, органом контроля и надзора могут применяться меры оперативного реагирования в виде изъятия продукции, в порядке предусмотренном законодательством в области технического регулирования и Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.
При проведении контрольного закупа предметом контроля являются требования, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. При этом меры оперативного реагирования применяются только в отношении нарушений требований, установленных в проверочных листах.
22. Для информирования населения о возможных рисках продукции (товара), не соответствующей требованиям технических регламентов, размещается информация на интернет-ресурсе уполномоченного органа в области технического регулирования.
23. Информационное взаимодействие уполномоченных органов Республики Казахстан по выявленным нарушениям по итогам контрольного закупа проводится в пределах наделенных полномочий для принятия дальнейших мер по предотвращению угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей и окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц.
Приложение к Правилам организации и проведения контрольного закупа в области технического регулирования |
Решение о проведении контрольного закупа
20______ год "____"________ №_____
Наименование государственного органа, осуществляющего контрольный закуп ___________________________________________
Должностные лица, уполномоченные на проведение контрольного закупа в области технического регулирования _____________________
____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии))
Наименование продукции (товара), в отношении которой проводится контрольный закуп: _________________________________
Основание для принятия решения о проведении контрольного закупа продукции (товара) _____________________________________
Нормативные правовые акты, обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется при проведении контрольного закупа
_______________________________________________________
Решение принято руководителем (заместителем) государственного органа
______________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), (подпись, печать)
Отметка об ознакомлении субъекта контроля и надзора ____________________________________________________________