ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 748 "Об утверждении Правил проведения и использования анализа регуляторного воздействия" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 12517) следующие изменения:
в Правилах проведения и использования анализа регуляторного воздействия, утвержденных указанным приказом:
Параграф 3-1 изложить в следующей редакции:
"Параграф 3-1. Анализ действующих регуляторных актов
17-1. Анализ действующих регуляторных актов проводится регулирующими государственными органами/органами-разработчиками в сроки, установленные в реестре обязательных требований.
17-2. Предметом анализа действующих регуляторных актов является оценка их эффективности, в том числе достижения заявленных целей государственного регулирования и соответствия условиям формирования обязательных требований, предусмотренных статьей 81-1 Кодекса, и принципам взаимодействия субъектов предпринимательства и государства.
17-3. Анализ проводится регулирующими государственными органами/органами-разработчиками посредством выполнения следующих последовательных действий:
1) заполнение оценки соответствия условиям формирования регуляторных инструментов и (или) требований по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
2) заполнение аналитической формы анализа регуляторного акта согласно приложению 3-1 к настоящим Правилам;
3) проведение процедуры анализа регуляторного воздействия в соответствии с подпунктами 3) и 4) пункта 6 настоящих Правил.
17-4. В случае несоответствия действующего регуляторного акта условиям формирования регуляторных инструментов и (или) требований, обязательных для исполнения субъектами предпринимательства в соответствии с приложением 2 к Правилам, заполнение аналитической формы признается не целесообразным и применяются положения части первой пункта 6 статьи 83-1 Кодекса.
17-5. По результатам рассмотрения Уполномоченным органом в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления аналитической формы, формируется заключение о соблюдении процедур анализа регуляторного акта по форме согласно приложению 3-2 к настоящим Правилам.";
пункт 20 изложить в следующей редакции:
"20. Для проведения общественных обсуждений регулирующий государственный орган/орган-разработчик не менее чем за 10 (десять) рабочих дней, а по проектам законов Республики Казахстан, инициированных депутатами Парламента Республики Казахстан, или находящихся на рассмотрении в Парламенте Республики Казахстан, поступивших от Палат Парламента, а также по анализам регуляторного воздействия, проведенного по прямому поручению Президента о введении определенного регуляторного инструмента или требования, либо ужесточении определенного требования в отношении субъектов предпринимательства на ходатайство Премьер-Министра Республики Казахстан (далее – прямое поручение Президента) и в порядке альтернативы, не менее чем за 2 (два) рабочих дня, до даты их проведения, извещают о дате и времени начала и окончания их проведения:
заинтересованных лиц – посредством дачи объявления на своем официальном интернет-ресурсе;
уполномоченный орган, Национальную палату предпринимателей/региональную палату предпринимателей, членов общественных советов, экспертных советов при государственных органах; заинтересованные государственные органы – посредством письменного уведомления;
средства массовой информации – посредством пресс-релизов.";
пункт 22 изложить в следующей редакции:
"22. Уполномоченный орган в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления аналитической формы и проектов документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, рассматривает их на предмет соблюдения процедур анализа регуляторного воздействия в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил, и правильности их заполнения за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящего пункта.
Аналитическая форма на введение определенного регуляторного инструмента или требования, либо ужесточение определенного требования, разработанные по прямому поручению Президента, рассматривается уполномоченным органом в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня их поступления, а по проектам законов Республики Казахстан, инициированных депутатами Парламента Республики Казахстан, или находящихся на рассмотрении в Парламенте Республики Казахстан – в течение 7 (семи) рабочих дней.
По результатам рассмотрения формируется заключение о соблюдении процедур анализа регуляторного воздействия (далее – заключение) по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам.";
пункты 24 и 25 изложить в следующей редакции:
"24. Уполномоченный орган одновременно с размещением положительного заключения, на портале "Открытые НПА", направляет регулирующему государственному органу и в Национальную палату предпринимателей уведомление о соответствующем размещении для сведения.
Управление предпринимательства размещает положительное заключение по актам регионального значения на официальном интернет-ресурсе органа-разработчика, а также разработанные органом-разработчиком проекты актов регионального значения, аналитическую форму органа-разработчика, и направляет уведомление о соответствующем размещении органу-разработчику и в Региональную палату предпринимателей.
Уполномоченным органом в положительном заключении устанавливается срок проведения анализа регуляторного воздействия, в порядке альтернативы 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня опубликования на портале "Открытые НПА", а по анализу регуляторного воздействия на введение определенного регуляторного инструмента или требования, либо ужесточении определенного требования по прямому поручению Президента, срок проведения анализа регуляторного воздействия в порядке альтернативы устанавливается 5 (пять) рабочих дней со дня опубликования на портале "Открытые НПА".
Аналитическая форма по результатам анализа регуляторного воздействия, в порядке альтернативы и отчет общественных обсуждений уполномоченным органом доводятся до сведения регулирующего государственного органа, а по актам регионального значения доводятся до сведения органа-разработчика управлением предпринимательства.
Регулирующий государственный орган/ орган-разработчик в течение 3 (трех) рабочих дней направляет ответ в уполномоченный орган о согласии/несогласии с выводами анализа регуляторного воздействия в порядке альтернативы.
25. В случае отрицательного заключения, регулирующий государственный орган/орган-разработчик дорабатывает аналитическую форму и (или) проекты документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней.
В случае нарушения сроков, предусмотренных частью первой настоящего пункта, несоблюдение регулирующими государственными органами/органами-разработчиками сроков предоставления доработанных документов в уполномоченный орган является отказом регулирующего государственного органа/органа-разработчика от предлагаемого регулирования, и (или) при замене предложенного регулирования другим вариантом процедура АРВ проводится заново.
Доработанные документы повторно представляются в уполномоченный орган на казахском и русском языках и рассматриваются в соответствии с настоящим параграфом.";
приложение 3 к Правилам изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту политики развития предпринимательства Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его размещение на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Заместитель Премьер-Министра – Министр национальной экономики Республики Казахстан |
Н. Байбазаров |
Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия при введении новых регуляторных инструментов и (или) требований или ужесточения регулирования
ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования | ||||
Определение проблемы и причины существования проблемы (текст в произвольной форме, необходимо указать целевую группу и причинно-следственную связь) | ||||
Существуют ли данные (в цифровом измерении), доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб |
Нет ___ | |||
Какова цель вводимого регулирования | ||||
ШАГ 2: Определение регуляторных инструментов/требований | ||||
Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование | ||||
Действующий регуляторный инструмент/требование | ||||
Предлагаемые к исключению действующие требования, в рамках действующих регуляторных инструментов, в той же области правового регулирования предпринимательской деятельности * | ||||
ШАГ 3: Механизмы реализации и возможные риски | ||||
Возможные риски и непредвиденные последствия | Механизм реализации (описываются механизмы реализации, предусмотренные в рамках разрабатываемого проекта) | |||
Предлагаемый регуляторный инструмент и (или) требования |
1. Сроки и этапы внедрения _____. | |||
ШАГ 4: Сравнительный анализ выгод и издержек | ||||
4.1. Воздействие на общество в целом и население | ||||
Выгоды | Издержки | |||
Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование | ||||
Действующий регуляторный инструмент/требование | ||||
Итого | ||||
4.2. Воздействие на бизнес | ||||
Выгоды | Издержки | |||
Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование | Субъекты малого бизнеса | |||
Субъекты среднего бизнеса | ||||
Субъекты крупного бизнеса | ||||
Издержки для бизнеса по форме 1а | ||||
Действующий регуляторный инструмент/требование | Субъекты малого бизнеса | |||
Субъекты среднего бизнеса | ||||
Субъекты крупного бизнеса | ||||
Издержки для бизнеса по форме 1а | ||||
Итого | ||||
4.3 Воздействие на органы государственной власти и экономическую систему | ||||
Выгоды | Издержки | |||
Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование | ||||
Издержки на администрирование по форме 1б | ||||
Действующий регуляторный инструмент/требование | ||||
Издержки на администрирование по форме 1б | ||||
Итого | ||||
ШАГ 5: Индикаторы оценки и мониторинга | ||||
Определите индикаторы с учетом данных, указанных в пункте 2 шага 1 "данные, доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб" | Индикатор 1 | |||
Индикатор 2 | ||||
Индикатор 3 | ||||
Индикатор 4 | ||||
Укажите данные индикаторы в цифровом измерении | Индикатор 1 | |||
Индикатор 2 | ||||
Индикатор 3 | ||||
Индикатор 4 | ||||
Укажите Методы проведения мониторинга (статистический анализ на базе государственной статистики или ведомственных данных, соцопросы, экспертное интервью.) | Индикатор 1 | |||
Индикатор 2 | ||||
Индикатор 3 | ||||
Индикатор 4 | ||||
Рекомендуемый срок пересмотра регуляторного инструмента. | ||||
ШАГ 6: Введение саморегулирования | ||||
6.1 Выбор оптимальной структуры саморегулирования | ||||
Обоснование выбора сферы деятельности, где вводится обязательное саморегулирование организаций (далее – СРО), исходя из принципа общности деятельности, отрасли, видов экономической деятельности, рынка произведенных товаров (работ, услуг). | ||||
Количество существующих субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности в сфере, где планируется введение саморегулирования с разбивкой по годам за последние 5 лет. | ||||
Обоснование сопряженности сферы деятельности, где вводится обязательное СРО, сопряженностью с реализацией государственных функций либо необходимости делегирования определенных функций, выполняемых государственными органами. | ||||
Анализ готовности рынка к введению обязательного саморегулирования (заполняется в произвольной форме). | ||||
Перечень технических регламентов, стандартов и других нормативных правовых актов, содержащих требования к производимым товарам, (работам, услугам). | ||||
Перечень, место нахождения существующих некоммерческих организаций в форме ассоциации (союза), общественной организации или иной организационно-правовой форме, установленной законами Республики Казахстан, в том числе саморегулируемых организаций, в анализируемой сфере с разбивкой по годам за последние 5 лет | ||||
По каждой действующей некоммерческой организации или саморегулируемой организации, необходимо указать: | ||||
6.2 Прогноз результативности предлагаемого регулирования посредством введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии) | ||||
5-ти бальная система оценки результативности регулирования | ||||
6.3 Рейтинг по результативности | Бал результативности (5-ти бальная система) | Объяснение присвоения соответствующего балла | ||
Альтернатива 1 | ||||
Альтернатива 2 | ||||
6.4 Архитектура саморегулируемой организации, основанной на обязательном членстве (участии) | ||||
Членство в обязательном СРО: | ||||
При выборе членства физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, указывается нормативный правовой акт, в соответствии с которым предусмотрено данное право физического лица | ||||
ШАГ 7: Введение юридической ответственности | ||||
7.1. Недопустимость карательного характера мер юридической ответственности | ||||
7.1.1. Объем доходов в разрезе категорий: | ||||
7.1.2. Средняя заработная плата на предприятиях и (или) в разрезе профессий в отраслях, где вводится юридическая ответственность – | ||||
7.2. Разумное соотношение размеров юридической ответственности | ||||
Существующие виды юридической ответственности и мер государственного понуждения | ||||
7.3. Расчет административного штрафа и его обоснование | ||||
Предлагаемый размер штрафа: | ||||
Обоснование предлагаемого размера штрафа |
Подпись ____________ дата "___" ________ 20__ года
Форма 1а Расчет издержек на администрирование регулирования для государственных органов (монетизация)
Альтернатива 1- Сохранение текущего положения
Какие действия предполагает использование альтернативы?
Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов,
Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа
Таблица 1 | Цена затраты рабочего времени (человек дни умножить на зарплату по квалификации) в год | Итого |
Получение и анализ отчетности | х | х |
Проведение проверок | х | х |
Выдача разрешений | х | х |
Иные формы контроля (определить) | х | х |
Итого за 5 лет | х | х |
Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа
Да ____ Нет _Х__
Если да – определите полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения ____ х5 = _____
Форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация)
Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы?
Да | Нет | |
Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки | ||
Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений | ||
Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности) | ||
Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций) | ||
Получение справок и разрешений от государственных органов | - | |
Иное (определить) | ||
Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования
Таблица 1 | Разовые инвестиции | Расходы на тех обслуживание, поддержание (в год) | Итого | |
Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала | 0 | 0 | ||
Расходы за 5 лет | 0 | 0 | 0 | |
Таблица 2 | Расходы на экспертизы и заключения | Периодическое обслуживание третьими лицами (в год) | Итого | |
Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений | ||||
Расходы за 5 лет | ||||
Таблица 3 | Государственные пошлины | Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год | Итого | |
Периодическая отчетность государству | ||||
Расходы за 5 лет | ||||
Таблица 4 | Цена затраты рабочего времени на работу с проверяющими (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год | Вероятностные штрафные санкции (цена штрафа умножается на вероятность его наложения) в год | Итого | |
Государственные проверки (специализированные по альтернативе) | ||||
Расходы за 5 лет | ||||
Таблица 5 | Государственные пошлины, другие прямые выплаты за документы | Цена затраты рабочего времени на их получение (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год | Итого | |
Получение разрешений, иных государственных документов | ||||
Расходы за 5 лет | ||||
Таблица 6 | Затраты, связанные с созданием саморегулируемой организации | Цена затраты рабочего времени работников саморегулируемой организации (человека дни умножить на зарплату по квалификации) в год | Обеспечение имущественной ответственности | Итого |
Издержки, связанные с введением саморегулирования основанного на обязательном членстве (участии) | ||||
Расходы за 5 лет | ||||
Таблица 7 | Сумма взносов в год | Цена затраты рабочего времени на заключение договора со страховой компанией (человека дни умножить на зарплату по квалификации) в год | Итого | |
Издержки, связанные с введением страхования гражданско-правовой ответственности | ||||
Расходы за 5 лет |
Данные Таблиц 1-5 (расходы за 5 лет в колонках "Итого") суммируются ___ тенге
Данная величина умножается на количество предприятий (субъектов предпринимательства), которые являются субъектами этой альтернативы _________ тенге
Пояснение по заполнению аналитической формы анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов
При проведении анализа регуляторного воздействия аналитическая форма заполняется по следующим шагам:
ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования
Рационализация принятия решений является главной задачей анализа регуляторного воздействия. Дизайн регулирования начинается с определения проблемы, причинно-следственной связи и субъектов регулирования.
Особое внимание следует обратить на сбор данных, подтверждающих масштаб проблемы.
Сбор, анализ и оценка данных состоит из следующих этапов:
планирование сбора информации;
анализ достоверности данных;
активные методы получения информации: социологические опросы, экспертные интервью, публичные обсуждения.
При этом источниками информации могут быть:
данные ведомственной статистики;
результаты исследований (мониторингов), проводимых независимыми исследователями;
научные и аналитические материалы;
данные, получаемые в ходе публичных обсуждений;
мнения экспертов, опубликованные в открытых источниках;
обращения граждан и предпринимателей (прямые обращения в органы государственной власти, обращения в бизнес-ассоциации);
данные бизнес-ассоциаций;
результаты социологических опросов и выборочных обследований компаний (информация в открытом доступе, исследования по заказу органов власти), экспертные интервью;
аналитические и научные материалы зарубежных организаций и авторов.
При определении проблем и постановки целей необходимо понимать, что государственная интервенция – это продукт, а не результат. Продукт влияет на результат, но на результат могут влиять и иные факторы. Это те факторы, которые не контролируются и на которые невозможно влиять.
Проблема должна быть сформулирована максимально четко и кратко (не более 3 предложений) с указанием изменений текущей ситуации. При этом, необходимо учесть целевую группу, на которую окажет воздействие предлагаемое регулятором регулирование.
Чем шире постановка проблемы, тем шире цели, тем выше вероятность, что цель не будет достигнута. Поэтому при постановке проблемы необходимо сужать проблему через причинно-следственные связи.
При определении проблемы через причинно-следственные связи следует учитывать следующее:
наличие данных о случаях причинения вреда, проблемах компенсации вреда;
наличие данных о размерах наносимого вреда (в денежном выражении);
наличие о нарушениях прав и законных интересов граждан и организаций, действующего законодательства (количество нарушений, категории нарушений);
наличие данных о невозможности выполнения действий, функций, в том числе данные и оценки убытков, упущенной выгоды, недопроизводства определенных видов товаров и услуг;
сведения правового характера, в том числе оценки полноты и непротиворечивости действующей нормативной правовой базы;
информация, включающая мнения заинтересованных лиц и экспертов о причинах существования проблемы;
наличие данных, подтверждающие воздействие проблемы на определенные группы лиц.
Цели регулирования должны соответствовать поставленной проблеме и включать количественные показатели, достижение которых планируется путем введения регулирования.
Цели регулирования определяются с учетом принципов:
конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными, гибкими и/или определенными во времени.
Правильно поставленная проблема позволит определить ясные цели и найти рациональные пути ее решения.
ШАГ 2: Определение регулирования
Выбираются регуляторные инструменты и (или) требования, предлагаемые к введению, посредством которых возможно решение возникшей проблемы. Они учитываются в процессе анализа регуляторного воздействия для обоснования выбора.
В случае введения требования, в соответствии с пунктом 9 параграфа 2 настоящих Правил, исключаемое требование необходимо описать с указанием цели регулирования и причин исключения в рамках установленных критериев неэффективности, с указанием реквизитов правового акта, в рамках которого отражены данные требования.
ШАГ 3: Механизмы реализации и возможные риски.
Разработчику анализа регуляторного воздействия необходимо определить возможные риски от применения регуляторного инструмента и (или) требования, учитывая как прямые, так и косвенные возможно непреднамеренные эффекты воздействия.
Также важно описать механизм реализации регуляторного инструмента и (или) требования с учетом сроков и этапов его внедрения.
ШАГ 4: Сравнительный анализ выгод и издержек.
Анализ выгод и издержек регуляторных инструментов и (или) требований играет существенную роль. Разработчикам анализа регуляторного воздействия необходимо определить выгоды и издержки от применения регуляторных инструментов и (или) требований, учитывая как прямые, так и косвенные воздействия.
Регуляторные инструменты и (или) требования могут влиять на предпринимателей, потребителей, работников, другие социальные группы, экономику в целом, общество в целом и государство.
Разработчику при расчете издержек важно в обязательном порядке просчитать следующие выгоды/издержки на основе статистических данных:
объемы (мощности) производства;
численность работников предприятия;
среднегодовой доход;
объемы налоговых поступлений;
заработная плата работников предприятий (малого, среднего и крупного бизнеса);
доля малого и среднего бизнеса в государственных закупках;
объемы экспорта в физическом и денежном выражении и другие.
Оценить масштаб издержек или другими словами, ответить на вопрос, какому количеству субъектов частного предпринимательства необходимо соблюдать данное регулирование и какие издержки они при этом понесут (инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки).
К примеру, при расчете издержек по предоставлению периодической отчетности государству или увеличению отчетности, необходимо представить все предполагаемые затраты, в том числе затраты по приобретению необходимого программного обеспечения для подготовки отчетов в случае представления отчетности в электронном виде. В случае наличия затрат на проведение контрольных мероприятий важно указать – какая форма контроля будет внедрена и в зависимости от формы контроля должны рассчитываться затраты рабочего времени на работу с проверяющими, вероятностные штрафные санкции.
Также необходимо рассмотреть относительное влияние издержек с учетом пропорциональности воздействия на малый средний и крупный бизнес, ограничивает ли предлагаемый регуляторный инструмент и (или) требование коммерческую деятельность субъекта частного предпринимательства через запреты или такие меры как определение цен на отдельные товары и услуги, установление рабочих часов, размера помещения и прочее.
Примеры формул для расчета выгод и издержек бизнеса:
расход ресурсов на производственные цели:
Pm= S NmiKm (Qi + Qmi) где Pm – потребность в m-м виде ресурса; Nmi – норма расхода m-го вида ресурса на единицу i- го вида продукции;
Km – резерв снижения базовых норм расхода i-го вида ресурсов, выявленный в ходе анализа; Qi – плановый объем производства i-го вида продукции; Qmi – плановый прирост числа i-х изделий в незавершенном производстве.
экономия от снижения материальных затрат:
Эм = (Р0 – Р1) Ц К1
где Р0 и Р1 – расход ресурсов на производство единицы продукции (услуг) до и после введения регулирования; Ц – цена единицы ресурсов;
К1 – количество единиц продукции, выпускаемое с момента введения регулирования.
экономия расходов на оплату труда:
Эт = (Т0З0 – Т1З1К1 + В/100) + Кn Зm
где Т0 и Т1 – трудоемкость единицы продукции в нормочасах;
З0 и З1 - среднечасовая тарифная ставка работников; В – доля (в %) дополнительной заработной платы в общей сумме; К1 – количество единиц продукции; Кn – количество высвобождаемых работников; Зь – их заработная плата.
Полученная величина умножается на количество субъектов малого, среднего и крупного бизнеса, которые являются субъектами регулирования в сфере.
Также расчеты можно произвести согласно Правилам расчета среднегодовой численности работников и среднегодового дохода субъектов предпринимательства, утвержденным приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 июня 2023 года № 125 (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 30 июня 2023 года № 32985).
Выгоды определяются в виде улучшения благосостояния населения в результате применения регуляторного инструмента и (или) требования. Кроме того, издержки, которых удалось избежать в результате реализации государственной политики, также будут считаться выгодами.
Также в выгодах для государства и общества укажите объем налоговых поступлений в государственный бюджет до и после введения регуляторного инструмента и (или) требования.
Если регуляторный инструмент и (или) требование предполагает создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа, необходимо определить полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения.
ШАГ 5: Индикаторы оценки и мониторинга.
Важный этап в проведении анализа регуляторного воздействия – определение индикаторов оценки. От того, насколько корректно определены индикаторы оценки, зависит процесс мониторинга достижения целей регулирования. При этом, следует обратить внимание на периодичность измерения достижения целей.
Индикаторы являются измеряемыми величинами. Индикаторы обычно базируются на данных, которые измеряют проблемы, задачи или издержки исполнения регулирования. Очень важно отбирать небольшое число индикаторов по задачам и издержкам по каждому предлагаемому регуляторному инструменту и (или) требованию. Данным индикаторам необходимо отражать ключевую сущность регуляторного инструмента и (или) требования и его наиболее значительные воздействия, быть доступными и периодически измеримыми.
Общие виды индикаторов оценки:
количественные индикаторы: они отображаются посредством прямых измерений в фиксированных цифровых значениях (например, количество летальных исходов в результате хронических респираторных заболеваний за год);
качественные индикаторы: они отображаются через косвенно измеримые аспекты, такие как точки зрения, предположения о чем-либо (например, данные социологических опросов);
прямые индикаторы: они напрямую измеряют переменные, относящиеся к задачам или издержкам;
косвенные индикаторы: они измеряют заменитель прямой переменной, когда слишком сложно измерить прямую переменную, если такое измерение требует значительных затрат, времени или сложных расчетов.
ШАГ 6: Введение саморегулирования.
Выбираются не менее 2-х альтернатив, посредством которых возможно решение возникшей проблемы. Они учитываются в процессе анализа регуляторного воздействия для обоснования выбора той альтернативы, являющейся наилучшей для разрешения проблемы.
Анализ степени самоорганизации сферы, в которой вводится саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии) проводится с обязательным учетом степени готовности рынка. Для чего необходимо прикладывать заключение Национальной палаты предпринимателей о готовности рынка к введению обязательного саморегулирования (в соответствии с законодательством Республики Казахстан).
ШАГ 7: Введение юридической ответственности.
Данный шаг заполняется в случаях, когда вводится юридическая ответственность или при ужесточении существующей юридической ответственности на уже действующие обязательные требования законодательства Республики Казахстан.