Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Одобрить прилагаемый проект Письма-Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Азиатским Банком Развития о предоставлении технической помощи для подготовки проекта "Региональное развитие сельских территорий" на сумму, не превышающую эквивалент 677000 (шестьсот семьдесят семь тысяч) долларов США.
2. Уполномочить Министра сельского хозяйства Республики Казахстан Умбетова Серика Абикеновича подписать от имени Правительства Республики Казахстан Письмо-Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Азиатским Банком Развития о предоставлении технической помощи для подготовки проекта "Региональное развитие сельских территорий".
3. Установить, что софинансирование Правительством Республики Казахстан предоставляемой технической помощи в натуральной форме не превысит эквивалент 319000 (триста девятнадцать тысяч) долларов США.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Неофициальный перевод
Азиатский Банк Развития
15 октября 2003 года
г-ну Е. Досаеву
Министру финансов
Казахстан
Уважаемый г-н Досаев,
Техническая Помощь для подготовки проекта "Региональное развитие сельских территорий" (ТП N 4175-KAZ)
Мы рады сообщить Вам о том, что 17 сентября 2003 года Азиатский банк развития (АБР) одобрил предоставление технической помощи (Техническая Помощь) Правительству Республики Казахстан (Правительство) на сумму, не превышающую эквивалент 677,000 долларов США, для подготовки проекта "Региональное развитие сельских территорий".
Техническая Помощь будет финансироваться и осуществляться в соответствии с: (i) Рамочным Соглашением о Технической Помощи между Правительством Республики Казахстан и АБР от 5 октября 1995 года (Рамочное Соглашение) и (ii) механизмом, описанным в параграфах 19-21 Отчета о Технической Помощи (ОТП), которые прилагаются к письму. В соответствии с ОТП, Министерство сельского хозяйства (МСХ) будет выполнять функции Исполнительного Агентства по данной Технической Помощи.
Данная Техническая Помощь будет выделена на грантовой основе из средств программы финансирования технической помощи АБР.
Если данные условия приемлемы для Вас, пожалуйста, подпишите оба экземпляра настоящего Письма-Соглашения от имени Правительства в указанном на второй странице месте. Пожалуйста, оставьте одну копию у себя, а второй оригинал направьте в АБР.
Директор управления сельского хозяйства, окружающей среды и природных ресурсов департамента Восточной и Центральной Азии (г-н Кацуджи Мацунами) будет нести ответственность за вопросы, связанные с реализацией данной Технической Помощи. Поэтому прошу направлять всю корреспонденцию по данной Технической Помощи на его имя.
С уважением,
Кацуджи Мацунами
Директор управления сельского хозяйства,
окружающей среды и природных ресурсов
Департамент Восточной и Центральной Азии
Приложение: Отчет Технической Помощи для подготовки проекта
"Региональное развитие сельских территорий"
Подтверждено:
От имени Правительства Республики Казахстан
_________________________
Имя: ________________
Должность: __________
Дата: _______________
Копия: г-ну К. Келимбетову
Министру экономики и бюджетного планирования РК
Факс: (3172) 71 77 12
г-ну А. Есимову
Заместителю Премьер-министра РК
Министру сельского хозяйства РК
Факс: (3172) 32 45 41
г-ну К. Хигучи
Директору Представительства АБР в Казахстане
Факс: (3172) 32 83 43
Азиатский Банк Развития TAR:KAZ 36527
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРАВИТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТА "РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ" Август 2003 года
КУРС ВАЛЮТ
(по состоянию на 23 июня 2003 года)
Валюта - Тенге (Т)
Т1,00 = $0,0067
$1,00 = Т148,505
СОКРАЩЕНИЯ
АБР - Азиатский банк развития
ВВП - Валовой внутренний продукт
МСХ - Министерство сельского хозяйства
ГПРСТ - Государственная программа развития сельских территорий
ТП - Техническая помощь
СЛОВАРЬ
Аул - Населенный пункт
Область - Крупная административная территориальная единица
Район - Административная единица в составе области
ПРИМЕЧАНИЕ
В данном документе знак "$" означает доллар США.
Данный документ был подготовлен Джоном Уиттлом.
I. Введение
1. Правительство Республики Казахстан (Правительство) представило заявку в Азиатский банк развития (АБР) на предоставление Технической помощи (ТП) для подготовки Проекта регионального развития сельских территорий (Проекта). Данная ТП, которая входит в состав Программы Правительства и Страховой стратегии и программы АБР на 2003 год, поможет Правительству подготовить инвестиционный проект, направленный на развитие отдельных сельских территорий в рамках объявленных Правительством Лет возрождения села 2003-2005. Первоначальная помощь была предоставлена АБР Министерству сельского хозяйства (МСХ) в рамках краткосрочной технической помощи (КТП) 1 . В декабре 2002 года предложение МСХ по ТП стало основой для проекта Меморандума о взаимопонимании (MOB). В апреле 2003 года АБР получил замечания МСХ к проекту MOB. С 12 по 23 мая 2003 года Казахстан посетила миссия АБР по подтверждению фактов, в ходе которой были проведены дальнейшие обсуждения и достигнута договоренность по плану совместных действий. Данный отчет основан на выводах миссии и на понимании, достигнутом с Правительством в отношении целей, задач, объема, механизмов реализации, сметы затрат и технического задания данной ТП 2 . Предварительное описание ТП представлено в приложении 1.
___________________
1 АБР, Техническая помощь Казахстану "Совместное планирование развития села" . Манила, 2002 год.
2 Описание данной ТП впервые появилось в Интернет-публикации АБР "Business Opportunities" 5 сентября 2002 года.
II. Проблемные вопросы
2. С 1991 года Казахстан осуществляет жесткую программу реформирования, направленную на переход к рыночной экономике. Реформы предусматривают широкий спектр инициатив, включая приватизацию колхозов и совхозов, реструктуризацию сельских предприятий, либерализацию цен на исходные материалы и сельхозпродукцию, а также снижение ограничений на торговлю сельскохозяйственной продукцией. В последние годы Казахстан значительно укрепил свои макроэкономические показатели, в числе прочих увеличив финансовые доходы. Это привело к значительному росту экономики. Несмотря на рост финансовых доходов от нефтяной отрасли, значительного роста расходной части не произошло. Ожидается, что профицит бюджета, который наблюдался в 2001 и 2002 годах, сохранится и в 2003 году. Ожидается, что в перспективе повышение доходов от нефти приведет к росту благосостояния большинства населения, особенно сельского. Если в 1999-2001 годах уровень инвестиций в сельское хозяйство был низким - 1,4% от валового внутреннего продукта (ВВП), - то в бюджете 2004 года ожидается увеличение ассигнований на развитие сельских территорий.
3. Сельское хозяйство продолжает оставаться высоко рискованной отраслью, приносящей низкую прибыль. Его доля в ВВП составляет примерно 8,5 %, и изменение этого показателя в ближайшее время не предвидится, в первую очередь, по следующим причинам: рост доходов от нефти и газа, ограниченность внутреннего рынка сбыта, нестабильность внешних рынков и слабая конкурентоспособность сельхозпродукции в связи с высокими транспортными расходами и устаревшими технологиями. На селе широко распространены безработица и неполная занятость, уровень бедности сельского населения составляет 38% (по результатам 2001 года), в результате чего семьи продолжают покидать сельские населенные пункты и переезжают в города.
4. Стратегия развития Казахстана до 2030 года предусматривает долгосрочную цель, направленную на улучшение уровня жизни сельского населения и снижение различий между городом и деревней. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года N 735, направлен на повышение ВВП Казахстана в два раза и устойчивый долгосрочный рост уровня жизни на селе, посредством содействия развитию конкурентоспособной сельскохозяйственной отрасли. Государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан на 2003-2005 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 5 июня 2002 года N 889, направлена на обеспечение безопасности продуктов питания через формирование эффективного агропромышленного комплекса, производящего конкурентоспособную продукцию.
5. В апреле 2002 года Президент Республики Казахстан объявил 2003-2005 годы Годами возрождения села . В послании содержатся поручения Правительству Республики Казахстан по формированию финансово-экономической, в том числе, социальной и сельскохозяйственной политики развития сел (аулов), имеющих перспективы долгосрочного повышения доходов и занятости в условиях рыночной экономики. Развитие таких территорий также предусматривается для привлечения миграционных потоков из регионов с ограниченными перспективами экономического развития или из экологически неблагоприятных. В июне 2002 года МСХ был назначен ответственным за разработку стратегии развития сельских населенных пунктов.
6. АБР предоставил МСХ КТП (сноска 1) в поддержку развития методологии классификации 160 районов в составе 14 областей с разным потенциалом роста и разными факторами, препятствующими реализации потенциала. Реализация КТП прошла успешно, и МСХ принял эту методологию для дальнейшей классификации районов и населенных пунктов при подготовке Государственной программы развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 10 июля 2003 года N 1149 (ГПРСТ).
7. МСХ в декабре 2002 года провело паспортизацию всех 7 660 сельских населенных пунктов (занимающихся в основном сельским хозяйством) с целью сбора данных по 81 демографическому, экономическому, социальному и экологическому показателю. Методология и первоначальная классификация сельских населенных пунктов на населенные пункты с высоким, средним, слабым потенциалом развития и не имеющие потенциала развития обсуждались с представителями областей и сельских населенных пунктов на совещании, которое состоялось 27 февраля 2003 года. При определении мер по решению социально-экономических, инфраструктурных и экологических проблем сельских населенных пунктов МСХ использовало подход снизу вверх. Программы предлагаемых мероприятий составлялись и рассматривались на районном и областном уровне. ГПРСТ, в которую вошли классификация СНП и программа предлагаемых мероприятий, была представлена на рассмотрение министерств и ведомств 7 апреля 2003 года. ГПРСТ была одобрена Правительством Республики Казахстан в июле 2003 года с бюджетам на 2004-2006 годы в размере Т67,5 миллиардов (примерно $450 миллионов).
8. Кроме ГПРСТ существуют и другие программы, направленные на возрождение и развитие сельского хозяйства и сельских территорий, которые являются основной целью социально-экономической политики Правительства Республики Казахстан, как указано в Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 4 апреля 2003 года. К числу таких программ относятся Программа развития малых городов на 2004-2006 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года N 1389, Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 воды, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года N 1096, (в части переработки сельскохозяйственной продукции); Программа по снижению бедности в Республике Казахстан на 2003-2005 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 марта 2003 года N 296; Программа "Ауыл мектебi" на 2003-2005 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 февраля 2003 года N 128; Отраслевая программа "Питьевые воды" на 2002-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 января 2002 года N 93, и предлагаемая Программа развития дорог местного значения. Более того, планируются модернизация системы государственного управления с расширением полномочий местных органов управления в решении вопросов территориального развития и обеспечение эффективного управления на местном уровне государственного управления через совершенствование межбюджетных отношений. Предусматриваются четкое разграничение полномочий между разными уровнями власти и ответственности в бюджетной сфере, а также дальнейшая институционализация и укрепление местного государственного управления в рамках процесса демократизации и децентрализации.
9. Подготовка ГПРСТ, других программ, а также модернизация системы государственного управления дают Правительству Республики Казахстан возможность более целостного подхода к рассмотрению потребностей сельских территорий. Вертикальная интеграция действующих программ и дальнейшая горизонтальная интеграция, объединяющая все программы с новыми функциями, полномочиями и ответственностью различных уровней власти, откроют перспективы для эффективного интегрированного регионального развития. Изменения в системе планирования о межведомственных и межбюджетных отношениях привносят более высокий уровень сложности в деятельность местных органов государственного управления, но в то же время создают основу для регионального и сельского планирования, эффективная реализация которого потребует организационных преобразований.
10. Правительство Республики Казахстан приступило к подготовке важной адаптационной программы, направленной на успешную разработку и реализацию стратегий и мероприятий, которые позволят проблемным сельским территориям войти в рыночную экономику. Такой адаптационный процесс предусматривает следующее: экономические меры по стимулированию экономического роста и обеспечению устойчивого уровня жизни небедных и бедных слоев населения; содействие размещению сельского населения в соответствии с потенциалом развития территорий, посредством создания новых рабочих мест, которые привлекут избыточные трудовые ресурсы из неперспективных регионов; и предоставление адекватных и инновационных социальных услуг (здравоохранение и образование), соответствующих темпам развития территорий, с одновременным поиском возможностей удовлетворения потребностей населения, которое останется жить в неперспективных населенных пунктах. В частности, для территорий, которые станут объектом внутренних миграционных потоков, Правительство Республики Казахстан планирует выработать предложения по количественному и пространственному сельскому расселению (оптимальная модель сельского расселения 3 ). Это делается для того, чтобы разработать соответствующий план землепользования, определить потребности населения в физической и социальной инфраструктуре, а также меры социального развития на переходный период.
___________________
3 Это понятие представлено в ГПРСТ, но не имеет четкого определения. Как нам кажется, в широком смысле оно означает рационализацию или эффективное распределение сельских населенных пунктов и населения, а также обеспечение экономической и социальной инфраструктуры и услуг надлежащего качества.
11. Система регионального развития сельских территорий поддержит такую адаптационную программу и поможет разработать программы и проекты в достаточно широком региональном контексте рыночных систем, систем услуг и экологических систем. Чтобы полностью реализовать цели экономического возрождения села, поставленные Правительством Республики Казахстан, необходимо срочно осуществить следующие инициативы: (i) провести оценку потенциала и потребностей в региональном планировании и совершенствовании межбюджетных отношений; (ii) разработать соответствующие планы развития регионов и сельских территорий на районном и областном уровне и (iii) определить приоритетные государственные инвестиции и потенциальные частные инвестиции. Необходимо провести работу на пилотной основе в одной или двух областях, чтобы изучить методы планирования, которые позволят извлечь максимальную выгоду из инвестиций и приведут к максимальному росту потенциала сельских территорий. В рамках данной ТП будет подготовлено подробное технико-экономическое обоснование будущего инвестиционного проекта.
III. Техническая помощь
А. Цель и ожидаемые результаты
12. Цель данной ТП заключается в подготовке технико-экономического обоснования пилотной программы регионального развития и инвестиций, которая позволит областям и районам планировать и осуществлять интегрированные мероприятия в соответствии с их полномочиями и ответственностью. Ожидается, что предполагаемая ТП начнется в 2004 году.
13. Данная ТП будет разделена на две фазы, в результате которых будут подготовлены следующие основные документы. Фаза I (3 месяца) предусматривает проведение оценки, подготовку рекомендаций и инструкций по региональному планированию, в первую очередь, на областном и районном уровнях. Фаза I включает: (i) интеграцию и уточнение республиканских планов регионального развития и инструкций по региональному планированию при подготовке областных/районных планов регионального развития; (ii) оценку организационных возможностей в сфере регионального и сельского планирования, в том числе, оценку потребностей в усилении таких возможностей, включая государственную политику и законодательство, организационные аспекты и потребности в развитии человеческих ресурсов (оценка и основные рекомендации будут представлены в виде документов); (iii) адаптацию положительных международных методов и инструментов регионального планирования, в частности, прогнозирование и управление внутренними миграционными потоками и моделирование сельских населенных пунктов и (iv) отчет и рекомендации республиканского семинара по результатам фазы I и обзор и рекомендации по планируемым мероприятиям и результатам работы в фазе II.
14. В случае успешной реализации фазы I работы в фазе II продолжительностью 5 месяцев будет сосредоточены на применении процедур и методов планирования при подготовке планов регионального развития и разработке согласованного инвестиционного проекта для возможного финансирования АБР. Объем работы в фазе II будет включать: (i) уточнение методов регионального планирования посредством их применения в пилотной области(ях) и районах; (ii) подготовку плана регионального развития пилотной области(ей) и районов с учетом основных социально-экономических проблем и потенциала и создание базы для мониторинга (индикаторы и механизмы мониторинга); (iii) разработку инвестиционного проекта для возможного финансирования АБР с целью преодоления основных проблем, препятствующих развитию сельских территорий, с учетом финансового, институционального, экологического и социального влияния предлагаемых инвестиций и (iv) выработку единого понимания целей, объема и механизмов реализации предлагаемого Проекта всеми заинтересованными сторонами на республиканском и местном уровнях.
В. Методология и основные направления деятельности
15. Реализация данной ТП будет основана на процедурном подходе и инициативе Правительства по совместному планированию снизу вверх, которая была использована при подготовке ГПРСТ. Для обеспечения более интегрированного подхода к региональному планированию будет предусмотрено как горизонтальное, так и вертикальное участие сторон. Горизонтальное участие будет осуществляться через Координационный комитет ТП, техническую рабочую группу, рабочие группы на областном/районном уровнях, семинары с участием заинтересованных сторон и представителей общественности для учета всех отраслевых и межрайонных интересов. Областным и районным маслихатам будет отведена особая роль, в связи с этим в их работе будут участвовать посреднические группы (такие как неправительственные организации и другие общественные объединения), отстаивающие интересы развития сельских территорий и напрямую работающие с сельским населением. Вертикальная интеграция будет обеспечиваться благодаря тесному сотрудничеству и координации между персоналом МСХ, пилотной(ыми) областью(ями)/районами и общественностью. Подготовка планов регионального развития будет осуществляться с участием всех сторон, при помощи таких методов планирования и анализа, как совместная оценка потенциала сельских территорий и многократное выявление и определение приоритетных потребностей и мероприятий снизу вверх - от населенного пункта к республиканскому органу.
16. Мероприятия фазы I будут включать: (i) анализ республиканских исследований, связанных с различными программами развития сельского хозяйства и сельских территорий, политикой и законодательством, а также полномочиями и ответственностью органов Правительства Республики Казахстан и соответствующими финансовыми полномочиями. Исследование будет включать оценку законодательной базы, регулирующей вопросы управления внутренней миграцией; (ii) анализ существующей системы и процедур планирования; (iii) разработку критериев отбора и согласованный выбор одной или двух областей; (iv) совещания и групповые обсуждения с персоналом на областном и районном уровнях с целью оценки имеющихся организационных возможностей и подготовки рекомендаций по их укреплению; (v) презентацию методов регионального планирования работникам республиканского, областного и районного уровней и обсуждение их приемлемости и методов адаптации к местным условиям, (vi) подготовку выводов и рекомендаций для обсуждения с Координационным комитетом ТП и АБР и (vii) проведение семинара для всех заинтересованных сторон с целью ознакомления с результатами фазы I и анализа планируемых мероприятий и результатов фазы II.
17. В фазе II планируется выполнить следующие виды работ: (i) провести базовое обучение соответствующего персонала республиканских и местных органов в пилотной области(ях) и районах процедурам и методам регионального планирования через обучающий семинар и постепенное практическое применение методов подготовки региональных планов; (ii) внести корректировки в инструкции по региональному планированию, заготовленные в ходе разработки региональных планов; (iii) определить приоритетные проекты для внешнего финансирования; (iv) разработать инвестиционный проект, включающий технический проект, анализ состояния окружающей среды, финансовый и экономический анализ, институциональный анализ, социально-экономическое обследование, включающее оценку уровня бедности потенциальных бенефициаров, и, при необходимости, - план переселения и (v) согласование Проекта и механизмов его реализации со всеми заинтересованными сторонами в ходе совещаний с соответствующими министерствами и ведомствами и Координационным комитетом ТП, семинаров с участием всех заинтересованных сторон и заключительного республиканского семинара.
С. Стоимость и финансирование
18. Общая сметная стоимость данной ТП составит эквивалент $ 996.000, из них затраты в иностранной валюте - $ 506.200 и затраты в местной валюте - эквивалент $ 489.800. АБР профинансирует эквивалент $ 677.000, включающий все затраты в иностранной валюте и затраты в местной валюте, эквивалентные $ 170.800. Финансирование будет осуществляться из средств гранта, выделенного программой финансирования ТП АБР. Правительство Республики Казахстан предоставит эквивалент $ 319.000 на покрытие затрат в местной валюте в виде офисного помещения, сбора данных, организационной поддержки и трудового вклада персонала. Вклад Правительства Республики Казахстан будет представлен в неденежном выражении и уже нашел отражение в бюджетных ассигнованиях на текущие расходы МСХ и местных органов государственного управления. Подробная смета затрат представлена в приложении 2. На работы в фазе I предусматривается примерно 35% от сметной стоимости, и на работы в фазе II - 65%. Предполагается, что за ТП последует заем на реализацию Проекта суммой примерно в $ 50.00 миллионов. Правительство Республики Казахстан проинформировано о том, что одобрение данной ТП не является обязательством со стороны АБР о финансировании последующего Проекта.
D. Механизмы реализации
19. МСХ будет являться исполнительным агентством по данной ТП. Для осуществления надзора за реализацией ТП будет создан Координационный комитет под руководством вице-министра сельского хозяйства, в состав которого войдут представители Министерства экономики и бюджетного планирования, Министерства финансов, Министерства индустрии и торговли, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения, Министерства охраны окружающей среды, Агентства по статистике, Агентства по управлению земельными ресурсами, Агентства по миграции и демографии, Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства и, при необходимости, - других ведомств. Под контролем Координационного комитета будет создана рабочая группа, возглавляемая председателем Комитета по делам сельских территорий МСХ. В состав рабочей группы войдут технический персонал республиканских ведомств, входящих в состав Координационного комитета, а также областные и районные представители.
20. Реализация данной ТП планируется в два этапа, в течение восьми месяцев, причем начало ТП планируется на третий квартал 2004 года. Продолжительность фазы I составит три месяца и фазы II - пять месяцев. Для реализации ТП потребуется девятнадцать человекомесяцев услуг международных консультантов по следующим специальностям: специалист по региональному планированию/руководитель Проекта, специалист по институциональному развитию, экономист-региональщик, специалист по проведению экологической оценки, инженер-строитель, сельский социолог/специалист по переселению и, при необходимости, другие специалисты. Потребуется также 40 человекомесяцев услуг местных консультантов: специалист по институциональному развитию/местному государственному управлению, сельский экономист, сельский социолог, специалист по проведению экологической оценки, инженер-строитель, агроном, специалист по животноводству и, при необходимости, другие специалисты. Техническое задание представлено в приложении 3. Консультанты должны будут представить вводный отчет, отчет о завершении фазы I, промежуточный отчет, проект заключительного отчета (по фазе II), заключительный отчет и основные рабочие документы. Все консультанты будут наняты через консалтинговую компанию в соответствии с инструкциями АБР по привлечению консультантов. При отборе фирмы-консультанта будет использована процедура представления упрощенного технического предложения с отбором на основе качества и стоимости предложения (QCBS). Закупки оборудования в рамках данной ТП будут осуществляться в соответствии с руководством АБР по закупкам. Предварительная оценка влияния ТП на уровень бедности и социальное состояние представлена в приложении 4.
21. Правительство Республики Казахстан обеспечит: (i) административную поддержку консультантам при получении виз, таможенной очистке и при получении прочих разрешений на выполнение задач, поставленных в техническом задании; (ii) все документы и информацию, имеющиеся у государственных организаций, которые помогут в работе консультантов; (iii) вместительное офисное помещение с необходимой мебелью; (iv) доступ к местным средствам связи и прямой выход на международную линию (стоимость междугородних переговоров будет оплачивать консультант) и (v) персонал партнерской организации для работы с консультантами.
IV. Решение Президента
22. Президент в рамках полномочий, предоставленных ему Советом директоров АБР, одобрил выделение Технической помощи на сумму, не превышающую эквивалент $ 677.000, в виде гранта Правительству Республики Казахстан на подготовку Проекта регионального развития сельских территорий и настоящим уведомляет Совет директоров АБР о принятом решении.
Приложение 1
Предварительная структура проекта
____________________________________________________________________
Краткое описание| Показатели | Механизмы |Предпосылки
| эффективности/Цели | мониторинга | и риски
____________________________________________________________________
Цель
Адаптировать Снижение количества Данные Стабильные
сельские семей, проживающих за мониторинга макро-
территории чертой бедности, с __% и оценки проекта. экономи-
к новой до __%. ческие и
экономике, Отчет о заверше- торговые
ориентированной Рост ВВП в среднем на нии проекта. отношения
на рынок. __%. и полити-
Данные областных ческая
и районных ситуация в
органов государ- стране и
Улучшенный доступ ственного упра- зоне
сельских жителей к вления и Проекта.
основным услугам. Агентства по
статистике. Политика
переселе-
ния осу-
ществля-
ется
осторожно,
чтобы не
ухудшились
условия
жизни
населения.
Задачи
Разработка и Улучшенная система Показатели, Правитель-
реализация регионального которые будут ство
планов планирования для разработаны в Республики
развития обеспечения ходе подготовки Казахстан
областей и руководства проекта. придержи-
районов в при планировании на вается
соответствии областном и районном Данные областных своей
с их ответ- уровнях, основанная и районных политики и
ственностью и на материально- органов государ- выполняет
полномочиями, сырьевой базе ственного упра- бюджетные
с применением регионов. вления и Агент- обязатель-
оптимальных ства по стати- ства перед
методов Улучшенное качество стике. местными
планирования. региональных планов органами
в отобранных регионах Данные по государ-
с учетом рыночного мониторингу и ственного
потенциала основных оценке проекта. управле-
товаров, других ния, на-
инвестиционных Отчеты о ходе правленные
возможностей и реализации на укре-
потребностей в проекта. пление и
услугах. развитие
сельских
Улучшенное качество Отчет о заверше- террито-
регионального нии проекта. рий.
планирования с
участием сторон.
Устойчивые
инвестиционные
проекты в отобранных
регионах.
____________________________________________________________________
Приложение 2
Смета затрат и план финансирования
($'000)
____________________________________________________________________
Описание Иностранная Местная d Итого
валюта валюта затрат
____________________________________________________________________
А. Финансирование Азиатского банка
развития a
1. Консультанты
а. Зарплата и командировочные
i. Международные консультанты 399,0 0,0 399,0
ii. Местные консультанты 0,0 100,0 100,0
b. Международные поездки 52,1 0,0 52,1
с. Местные поездки 0,0 10,5 10,5
d. Отчеты и связь 5,0 11,0 16,0
2. Оборудование а 10,0 0,0 10,0
3. Обучение и семинары 0,0 10,6 10,6
4. Исследования b 0,0 6,0 6,0
5. Различные административные и 0,0 20,7 20,7
организационные расходы c
6. Участие в переговорах о
контракте 5,0 0,0 5,0
7. Непредвиденные расходы 35,1 12,0 47,1
Всего по разделу (А) 506,2 170,8 677,0
В. Финансирование Правительства
1. Офисное помещение, коммунальные 0,0 77,0 77,0
услуги и местная телефонная линия
2. Трудовой вклад партнерского
персонала 0,0 56,0 56,0
3. Исследования, проводимые на 0,0 135,0 135,0
областном и районном уровне
4. Данные и публикации 0,0 35,0 35,0
5. Транспорт в зоне проекта 0,0 16,0 16,0
6. Непредвиденные расходы 0,0 0,0 0,0
Всего по разделу (В) 0,0 319,0 319,0
Итого 506,2 489,8 996,0
____________________________________________________________________
Примечания: а Включает 3 компьютера/принтера, копировальный
аппарат, факс и программное обеспечение.
b Социально-экономические обследования и сбор
данных.
c Расходные материалы для офиса, услуги
устного/письменного перевода и услуги секретаря.
d Суммы указаны в долларовом эквиваленте, расходы
будут осуществлены в местной валюте
Источник: Расчеты Азиатского банка развития.
Приложение 3
Техническое задание
1. Для реализации ТП потребуется участие (i) следующих международных консультантов (в скобках количество человекомесяцев): (а) специалист по региональному планированию/руководитель проекта (7,0), (b) специалист по институциональному развитию (3,0), (с) экономист-региональщик (2,0), (d) специалист по экологической оценке (2,0), (е) сельский социолог/специалист по переселению (2,0), (f) нераспределенные услуги (3,0) и (ii) местных консультантов: (а) специалист по институциональному развитию/местному государственному управлению (7,0), (b) сельский экономист (6,0), (с) сельский социолог (6,0), (d) специалист по экологической оценке (3,0), (е) инженер-строитель (2,0), (f) агроном (1,5), (g) специалист по животноводству (1,5) и (h) нераспределенные услуги (13,0).
2. Нераспределенные человекомесяцы будут распределены на той стадии реализации ТП, когда будут расставлены акценты в процессе планирования и разработана предварительная структура проекта. Перечень специалистов, которые могут потребоваться дополнительно, включает: юриста, инженера, специалиста по переселению, специалиста по агробизнесу и специалиста по развитию предприятий.
А. Подробное описание задач фазы I
1. Выбор области(ей) для пилотного проекта
3. Выбор одной или двух областей будет основан на критериях, согласованных с рабочей группой и одобренных Координационным комитетом. Минимальные критерии будут включать: (i) сельскохозяйственную ориентацию и средний или высокий потенциал экономического развития; (ii) готовность придерживаться принципов планирования, которые будут совместно разработаны в рамках ТП; и (iii) географическую приближенность областей (если будет выбрано более одной области) в целях оптимального использования ресурсов ТП.
2. Интеграция и уточнение государственных основ
регионального развития
4. Подготовить подробный обзор политики и стратегии Правительства и нормативно-законодательной базы, чтобы более качественно определить основы регионального планирования, которыми будут руководствоваться области и районы в процессе планирования. Обзор должен включать следующие основные документы: Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года N 735; Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от апреля 2002 года, в котором 2003-2005 годы объявлены годами возрождения села; Государственную программу развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы, утвержденную Указом Президента Республики Казахстан от 10 июля 2003 года N 1149; Программу развития малых городов на 2004-2006 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года N 1389; Концепцию региональной политики Республики Казахстан на 2002-2006 годы, одобренную постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 декабря 2001 года, и отчет КТП АБР N 3898-KAZ "Совместное планирование развития села" от 27 февраля 2003 года.
5. Определить и согласовать с Правительством Республики Казахстан единую основу регионального развития для ее использования в выбранной области и районах.
6. Согласовать с Координационным комитетом, пилотной(ыми) областью(ями) и районами процесс регионального планирования, который будет применяться на областном и районном уровнях.
3. Оценка организационных возможностей по планированию
регионального развития сельских территорий
7. Провести оценку политической/правовой базы, организационной структуры и имеющихся кадровых ресурсов ключевых ведомств, в том числе, Министерства сельского хозяйства (МСХ), Министерства экономики и бюджетного планирования (МЭБП), Министерства охраны окружающей среды (МООС), Агентства по управлению земельными ресурсами и Комитета по водным ресурсам, чтобы более четко понять их полномочия и ответственность, а также механизмы совместного формирования политики и программ регионального развития сельских территорий. Кроме того, необходимо определить, как эти ведомства - индивидуально или совместно - поддерживают процесс планирования на областном и районном уровнях. В рамках такой оценки необходимо провести анализ документов, перечисленных в задаче 2 (абзац 4), а также анализ Концепции разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года N 147, и других соответствующих документов, таких как Закон Республики Казахстан "О бюджетной системе" от 1 апреля 1999 года N 357-I, Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года N 548-II и прочие законодательные и нормативные документы, регулирующие создание и деятельность этих ведомств.
8. Провести оценку пилотной(ых) области(ей) и районов на предмет их потребности в повышении потенциала по эффективному региональному планированию и управлению. Такая оценка должна включать следующее: структуру органа, осуществляющего планирование на областном и районном уровнях; процессы и методы планирования использования земель населенных пунктов; процедуры и методы среднесрочного планирования (от 3 до 5 лет); планирование и оказание социальной помощи бедному населению; оценку состояния окружающей среды; оценку воздействия на социальную сферу; применение принципов устойчивого развития; механизмы координации, применяемые в области(ях) и районах; оценку проекта; подходы, применяемые при мониторинге и оценке планов и проектов; партнерство между государственным и частным сектором; мобилизацию ресурсов и финансов; участие заинтересованных органов и групп пользователей; взаимоотношения с неправительственными организациями и эксплуатацию и обслуживание сельской инфраструктуры/возмещение затрат за счет платы за пользование. Кроме того, в ходе данной оценки необходимо по возможности учесть производственную и организационную эффективность работы областей и районов в предоставлении общественных товаров и услуг.
9. На основании такой оценки государственных ведомств и пилотной(ых) области(ей) и районов подготовить 5-летнюю программу организационного развития. Первичные меры по повышению организационного потенциала будут осуществляться уже в ходе реализации ТП через проведение семинаров и обучение на рабочем месте.
4. Адаптация инструментов регионального планирования
10. На основе оценки организационной структуры республиканских и областных и районных органов в пилотной зоне консультанты предложат признанные методы планирования регионального и сельского развития, наиболее подходящие для Казахстана. В частности, консультант:
(i) разработает/адаптирует инструкции, критерии и прочие инструменты, которые смогут улучшить процесс планирования и качество подготовки региональных планов и
(ii) организует обучение и семинары для специалистов по планированию на республиканском, областном и районном уровнях, чтобы научить их пользоваться этими инструментами и способствовать их применению.
11. Эти инструменты будут включать инструменты прогнозирования и управления миграционными потоками: напр., инструменты оценки воздействия притока рабочей силы из других регионов на социальную сферу, механизмы поощрения переселения рабочей силы и моделирование развития сельских населенных пунктов.
5. Отчет по фазе I и республиканский семинар
12. Подготовить отчет на английском и русском языках с выводами и рекомендациями, сделанными в рамках задач 1-4, и оценкой мероприятий и результатов, предлагаемых к реализации в фазе II. Распространить отчет среди участников республиканского семинара по вопросам планирования регионального развития сельских территорий. Среди участников семинара должны быть представители ведомственных организаций, местных органов исполнительной власти, доноров, неправительственных организаций и научных учреждений. Подготовить материалы по результатам обсуждения и распространить их среди всех участников.
13. Подготовить подробный план мероприятий по фазе II для его согласования с Правительством Республики Казахстан и АБР.
С. Подробное описание задач фазы II
1. Повышение качества инструментов регионального
планирования посредством их применения в
пилотной области(ях) и районах
14. На основании откликов, полученных в ходе обучения и применения инструментов по подготовке областных и районных региональных планов, скорректировать инструменты планирования и, по возможности, подготовить инструкции по их применению.
2. Проект регионального планирования для пилотной(ых)
области(ей) и районов
15. На основе государственной системы регионального развития, процесса планирования и институциональной оценки, согласованных в фазе I, классификации районов, предусмотренной в Государственной программе развития сельских территорий, и предлагаемых мер провести семинары на областном и районном уровнях с целью формирования видения долгосрочного развития и стратегии регионального развития. Достичь договоренности о процессе детального планирования на областном/районном уровне.
16. Провести сбор подробных данных, анализ сильных, слабых сторон, возможностей и рисков (ССВР) и использовать другие методы планирования, направленные на понимание региональных возможностей и потребностей. Эта работа носит коллективный характер и предусматривает участие предполагаемых бенефициаров и прочих заинтересованных сторон. Кульминацией этой работы будет идентификация проектов, соответствующих видению и стратегии регионального развития. Эти проекты лягут в основу плана регионального развития, продемонстрировав интеграцию и четкую взаимосвязь их масштабов, отраслевой принадлежности и сроков и источников финансирования. Некоторые проекты могут выйти за пределы административных границ районов и областей.
17. Основываясь на наборе критериев, которые использовались при паспортизации сельских населенных пунктов для подготовки ГПРСТ, разработать систему мониторинга, подходящую для применения на различных уровнях государственного управления.
3. Разработка инвестиционного проекта
18. Параллельно с подготовкой региональных планов и идентификацией проектов подготовить подробное технико-экономическое обоснование и разработать инвестиционный проект для финансирования АБР. Это может быть один инвестиционный проект с множеством компонентов или многоотраслевой проект с 5-летним сроком реализации.
19. Основное внимание в инвестиционном проекте должно быть сосредоточено на ключевых приоритетах, выявленных в процессе планирования. Проект может включать компонент сельской инфраструктуры, обеспечивающей развитие сельского хозяйства и увеличивающей доступ к социальным услугам; компонент сельскохозяйственных услуг и услуг агробизнеса, особенно для частных предприятий; а также компонент институционального развития и повышения организационного потенциала республиканских, областных и районных органов государственного управления и местных общественных организаций.
20. При подготовке Проекта консультанты выполнят следующие требования:
21. Подход, предполагающий участие сторон. Параллельно с процессом регионального планирования консультант обеспечит участие всех заинтересованных органов от республиканского до местного уровня в определении, разработке и реализации проекта. Глубина и масштаб участия должны быть достаточными для того, чтобы все бенефициары, республиканские и местные ведомства достигли консенсуса и взяли на себя обязательства по подготовке и реализации проекта, и, при необходимости, взяли на себя ответственность за эксплуатацию, обслуживание и возмещение затрат.
22. Структура Проекта: Структура Проекта будет разработана постепенно в ходе подготовки Проекта в фазе II. Этот процесс должен осуществляться поэтапно, начиная с анализа проблем и заканчивая разработкой полной структуры проекта с согласованными целями, задачами, результатами и мероприятиями, включая показатели эффективности, цели, надлежащие механизмы мониторинга, основные риски и допущения. Структура Проекта будет использована в качестве инструмента его подготовки.
23. Социальная оценка. Определить бенефициаров и группы, которые окажутся в зоне влияния данного проекта, и провести первичную социальную оценку в соответствии с Инструкцией АБР по учету социальных аспектов в проектах . Уделить особое внимание социально-экономическому анализу, чтобы составить профиль бенефициаров проекта, в том числе, определить соотношение мужского и женского населения в демографических, экономических и - если это возможно, - в социальных данных, а также в данных по бедности, уязвимым группам населения, населению, способному и готовому платить в счет возмещения затрат и снижения любого ожидаемого отрицательного воздействия Проекта. Определить возможности населения по реализации мероприятий и эффективному управлению на уровне населенного пункта. Определить меры посредничества.
24. В ходе социальной оценки провести анализ пилотной области и районов на предмет возможного добровольного переселения из населенных пунктов с экологически опасными условиями или со слабым потенциалом развития. Провести оценку места и важности такого переселения, его возможные связи с выбранной зоной проекта и оценить потребность в разработке плана переселения. Такой анализ и подготовка плана переселения, если в них возникнет необходимость, должны осуществляться в соответствии с Инструкцией АБР по переселению: Руководство по общепринятой практике .
25. Оценка состояния окружающей среды: Подготовить предварительную (ПОВОС) и сводную оценку воздействия Проекта на окружающую среду (ОВОС) в соответствии с Требованиями АБР по проведению оценки воздействия на окружающую среду и процедурами проведения экологического анализа , а также в соответствии с требованиями Правительства Республики Казахстан в отношении охраны окружающей среды. В составе ПОВОС и ОВОС будут определены все возможные влияния на окружающую среду (как позитивные, так и негативные) и меры по снижению отрицательного воздействия, требования к мониторингу, потребности в финансировании и механизмы реализации. Если потребуется более подробная оценка воздействия на окружающую среду, консультанты подготовят соответствующее техническое задание и проведут предварительную и сводную оценку воздействия Проекта на окружающую среду в соответствии с требованиями АБР и Правительства Республики Казахстан.
26. Смета затрат к план финансирования. Подготовить детальную смету затрат с использованием программы Costab, включая соответствующие категории инвестиций, текущие затраты, предварительный взнос, комиссионные за обязательство и проценты в ходе строительства. Затраты будут включать затраты в иностранной валюте (прямые и косвенные) и в местной валюте, а также непредвиденные расходы в физическом и ценовом выражении. Затраты в местной валюте будут включать налоги и пошлины, которые будут определены отдельно. Подготовить план финансирования с участием Правительства Республики Казахстан, АБР, частного сектора и бенефициаров.
27. Механизм реализации. Изучить возможности исполнительного агентства и агентства, ответственного за реализацию проекта, и описать механизм реализации Проекта с указанием исполнительного агентства и агентства, ответственного за реализацию и координацию Проекта. Подготовить график реализации проекта и закупочных пакетов на строительные работы, оборудование и услуги в соответствии с руководством АБР.
28. Подготовить техническое задание для иностранных и местных консультантов, которые окажут поддержку в реализации Проекта.
29. На основе структуры Проекта подготовить систему мониторинга эффективности Проекта в рамках возможностей исполнительного агентства и ведомства, ответственного за реализацию Проекта.
30. Финансово-экономический анализ. Провести оценку систем финансовой отчетности и финансового управления в ведомствах, участвующих в реализации Проекта. Представить рекомендации по бухучету и управлению финансами, контрактами и движению денежных средств от Правительства Республики Казахстан и АБР.
31. Провести финансовый и экономический анализ компонентов Проекта и всего Проекта в целом и оценку переменных расходов и последствий реализации проекта для организаций-участников проекта в соответствии с Руководством АБР по экономическому анализу проектов . Этот анализ должен включать анализ чувствительности/рисков, распределения полученных выгод и оценку влияния на уровень бедности.
4. Отчет по фазе II и проведение республиканского семинара
32. Подготовить отчет на английском и русском языках с выводами и рекомендациями, подготовленными в рамках задач 1-3. Распространить отчет среди заинтересованных органов, приглашенных на второй республиканский семинар по планированию регионального и сельского развития. Среди участников обсуждения должны быть представители ведомственных органов, органов местной исполнительной власти, донорских организаций, неправительственных организаций и научных учреждений. Семинар должен рассмотреть полученные уроки, предлагаемый набор инструментов регионального планирования, механизмы усвоения полученных уроков и применения инструментов. Подготовить материалы о результатах семинара и распространить их среди всех участников.
D. Требования к отчетности и трехсторонние встречи
33. Ожидается, что ТП будет осуществляться в течение 8 месяцев, с перерывом на один месяц между фазой I и фазой II для изучения результатов фазы I Правительством Республики Казахстан и АБР и рассмотрения результатов и мероприятий, планируемых в фазе II. Консультант подготовит следующие отчеты.
(i) Вводный отчет по прошествии четырех недель. Вводный отчет должен включать согласованные критерии и выбор одной или двух пилотных областей, выводы по результатам предварительного анализа государственной системы регионального развития и план работы на оставшийся период фазы I. На пятой неделе будет проведено трехстороннее совещание.
(ii) Отчет по фазе I по прошествии 11 недель к первому республиканскому семинару, который состоится в конце фазы I. Этот отчет должен быть составлен в соответствии с требованиями, предусмотренными в параграфе 12. Перед началом реализации фазы II будет проведена трехсторонняя встреча.
(iii) Промежуточный отчет по прошествии 20 недель. Промежуточный отчет должен содержать информацию о ходе подготовки региональных планов и разработки проекта. В отчет должны войти общее описание региональных планов и структуры проекта, в том числе, рамки проекта, ключевые проблемы, требующие решения, особенно связанные с оценкой окружающей среды и переселением. На 22-ой неделе будет проведена трехсторонняя встреча.
(iv) Проект заключительного отчета по прошествии 28 недель. В отчете будут представлены проекты региональных планов и полная характеристика Проекта, охватывающая все аспекты, предусмотренные в параграфах 19-32. На 32 неделе будет проведено трехстороннее совещание.
(v) Заключительный отчет будет подготовлен после трехсторонней встречи и получения замечаний от заинтересованных органов.
34. Все отчеты должны быть подготовлены на английском и русском языках. Пять копий отчета на английском языке должны быть направлены в АБР и две копии на английском и пять копий на русском языке - в Правительство Республики Казахстан. Кроме того, будут подготовлены и представлены в Правительство Республики Казахстан и АБР все основные рабочие документы Проекта.
Приложение 4
Сводная характеристика начального анализа бедности
и социального состояния
А. Связь с анализом состояния бедности в стране
___________________________________________________________________
Относят ли развитие данной отрасли | Отнесено ли развитие данной
к числу государственных приоритетов| отрасли к числу государст-
при анализе состояния бедности в | венных приоритетов в
стране? | Соглашении о партнерстве по
| снижению бедности (СПСБ)?
|
Да. |Да, отнесено, в соответствии
|с СПСБ, подписанным 24 июля
|2003 г.
___________________________________|_______________________________
Влияние отрасли на снижение бедности в Казахстане:
Несмотря на то, что доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте (ВВП) резко снизилась с 16,3 % в 1993 году до 9 % в 2001 году, значительный процент населения страны все еще проживает в сельской местности. Доля сельского населения, составлявшая в 1990 году 42 %, в 2001 году выросла до 44 %. Статистика бедности также выше в селах, чем в городах. В 2001 г. доля бедного населения на селе составила 38 %, в городе - 20 %, а на республиканском уровне - 28,4 %. Официальная безработица в том же году была намного выше на селе (12,6 %), чем в городе (8 %). Самый высокий процент бедности зарегистрирован в Мангистауской, Кызылординской, Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской и Атырауской областях. Мангистауская и Атырауская области - это две области страны, где в 2000 году был зафиксирован самый высокий ВВП в целом по региону и на душу населения в связи с добычей нефти и газа, причем больше половины населения этих регионов имеют доходы ниже минимального уровня социальной помощи. Кроме того, в этих областях отмечено очень неравномерное распределение доходов между 10 % самых богатых семей и 10 % самых бедных семей, причем большинство бедных проживает в сельской местности. Все более затрудняющийся доступ к питьевой воде привел к росту заболеваний, переносимых водой, в этих двух областях. В Мангистауской области зарегистрирован самый высокий уровень детской и материнской смертности по республике и высокий уровень заболеваемости туберкулезом, а также инфекционными и паразитарными болезнями. Ситуация в Мангистауской и Атырауской областях показывает, что важен не только положительный рост, но и характер и источники роста, обеспечивающие его полнокровность. Другой крайностью являются Алматинская, Жамбылская, Кызылординская и Южно-Казахстанская области, где зафиксирован самый низкий ВВП, и проживает более половины бедного населения страны. Население этих 4 областей находится в полной зависимости от сельской экономики. Опустынивание уже оказало отрицательное влияние на сельскохозяйственные угодья Южно-Казахстанской и Жамбылской областей. Экологические проблемы и ограниченный доступ к питьевой воде усугубляют бедность в Кызылординской области, где зафиксировано повышение уровня детской смертности и заболеваемости туберкулезом, а также инфекционными и паразитарными болезнями.
___________________________________________________________________
B. Анализ бедности
Предлагаемая классификация: Прочее/Экономический рост
___________________________________________________________________
Какой анализ бедности необходим? Казахстан - страна с огромной территорией, что проявляется в топографических, социально-культурных и экономических различиях областей. Чтобы разработать сфокусированную стратегию развития сельских территорий, необходимо исследовать особенности социально-экономического состояния пилотных областей и районов. Как уже упоминалось, бедность определяется географией и имеет множество проявлений, то есть бедность зависит как от уровня доходов, так и от других факторов. Чтобы определить надлежащие методы вмешательства, основанные на широких подходах и направленные на рост доходов бедного населения, нужно проводить раздельный анализ бедности, по крайней мере, на уровне областей и районов (если позволят данные), с изучением доходов и других индикаторов бедности, связи между бедностью и экологией, а также бедностью и гендерными вопросами. Оценка бедности потребует проведения количественного и качественного анализа, а также широкого использования подходов, основанных на коллективной оценке коренных причин сельской бедности, и мер, направленных на экономический рост в интересах бедных.
___________________________________________________________________
С. Процесс участия
___________________________________________________________________
Анализ основных участников: В процессе регионального планирования и при подготовке инвестиционного проекта будет проведен анализ проблем и распределения выгод проекта между его основными участниками с целью идентификации приоритетных потребностей и разработки необходимых мер по их удовлетворению. Будут разработаны коллективные подходы к подготовке региональных планов, разработке и реализации инвестиционного проекта, которые обеспечат участие заинтересованных сторон и максимально повысят степень участия населения, в том числе бедного сельского населения.
___________________________________________________________________
D. Возможные проблемные вопросы
___________________________________________________________________
|Значительный/ | Стратегия решения вопроса| Необходимые
|Незначительный/| | действия
|Не установлен/ | |
|Проблема не | |
|существует | |
___________________________________________________________________
Переселение Не установлен Степень необходимого Требования по
переселения будет зависеть переселению,
от районов и населенных при
пунктов, получающих непо- необходимости,
средственную выгоду от будут удовлет-
данного инвестиционного ворены в со-
проекта. ответствии с
Учитывая то, что плотность инструкциями
населения в сельских АБР по пере-
районах Казахстана селению:
невысока и масштабы Руководство по
переселения, скорее всего, положительной
будут несущественными, практике.
потребности в переселении
будут минимальными. Однако
этот вопрос будет тщательно
рассмотрен в фазе II.
___________________________________________________________________
Гендерное Не установлен Единичные свидетельства Вопросы
неравенство показывают, что в переход- гендерного
ный период рост гендерного неравенства
неравенства в отношении будут изучены
зарплаты и доступа к в зоне Проекта
занятости может наблюдать-
ся в любом секторе
сельской экономики, При
включая сельское необходимости,
хозяйство. будут проведе-
ны конкретные
мероприятия по
мониторингу и
достигнуты
договорен-
ности, обеспе-
чивающие
женщинам в
зоне Проекта
равные с
мужчинами
права в полу-
чении работы и
оплате труда.
____________________________________________________________________
Финансовая Потенциально Некоторые элементы Необходим
доступность значительный инвестиционного проекта диалог
могут потребовать увели- с бенефициа-
чения тарифов на услуги, рами, местными
а также повышения расходов органами госу-
бенефициаров на эксплуа- дарственного
тацию и обслуживание управления и
инфраструктуры. Агентством по
регулированию
естественных
монополий и
защите конку-
ренции, чтобы
обеспечить
введение
доступных
тарифов, по-
крывающих
затраты.
___________________________________________________________________
Рабочая Незначительный Создание значительного Местные органы
сила количества рабочих мест исполнительной
будет зависеть от харак- власти должны
тера инвестиционных контролировать
мероприятий. предприятия,
Местным органам исполни- чтобы обеспе-
тельной власти следует чить примене-
внедрить эффективные меры ние справедли-
регулирования и мониторин- вых методов
га, чтобы обеспечить при- управления
менение справедливой трудовыми
практики найма работников ресурсами.
предприятий и методов
управления трудовыми
ресурсами.
___________________________________________________________________
Этнические Проблема не В сельских регионах
группы существует Казахстана отсутствуют
зарегистрированные малые
этнические группы.
___________________________________________________________________
Прочие Проблема не Не отмечено.
риски/ существует
Уязвимость
___________________________________________________________________