Об утверждении Национального плана действий по образованию в области прав человека в Республике Казахстан на 2006-2007 годы

Утративший силу

Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2006 года N 629. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 сентября 2009 года № 1411

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 19.09.2009 № 1411.

      Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемый Национальный план действий по образованию в области прав человека в Республике Казахстан на 2006-2007 годы (далее - Национальный план).
      2. Центральным и местным исполнительным органам Республики Казахстан, а также заинтересованным организациям обеспечить реализацию мероприятий предусмотренных Национальным планом, и представлять в Министерство образования и науки Республики Казахстан по итогам года, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о выполнении мероприятий Национального плана.
      3. Рекомендовать местным исполнительным органам разработать и утвердить региональные планы действий по вопросам образования в области прав человека.
      4. Министерству иностранных дел Республики Казахстан внести в установленном порядке Национальный план в Межведомственную комиссию по международному гуманитарному праву и международным договорам по правам человека Организации Объединенных Наций.
      5. Министерству образования и науки Республики Казахстан обеспечить представление в Правительство Республики Казахстан сводной информации о выполнении мероприятий Национального плана к 15 декабря 2007 года.
      6. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Утвержден            
постановлением Правительства  
Республики Казахстан      
от 30 июня 2006 года N 629   

Национальный план действий по образованию
в области прав человека в Республике Казахстан
на 2006-2007 годы

  СОДЕРЖАНИЕ

1.  Введение
2.  Цели и приоритеты Национального плана
3.  Обзор образования в области прав человека
4.  Мероприятия Национального плана
5.  Заключения
6.  План мероприятий Национального плана
7.  Примечания

  1. Введение

      Республика Казахстан поддерживает цели Всемирной программы в области прав человека, рекомендованной Генеральной Ассамблеей ООН, и отмечает, что образование в области прав человека вносит огромный вклад в дело осуществления прав человека.
      Резолюцией 2004/71 Комиссии по правам человека в рамках первого этапа (2005-2007 годы) Всемирной программы основное внимание уделяется системам начального и среднего образования. В соответствии с этим Республика Казахстан взяла на себя обязательства по проведению исследования по вопросам образования в области прав человека в системе средних школ и разработке Национального плана действий в области прав человека на 2006-2007 годы (далее - Национальный план).
      За годы независимости Казахстаном была проделана огромная работа по совершенствованию законодательства и приведению его в соответствие с нормами международных документов о правах человека, ратифицированных нашей страной.
      В соответствии с принятыми на себя обязательствами, Казахстан активно проводит правовые реформы.  Постановлением Правительства РК от 19 июля 1999 года N 999 был утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан. Активно проводятся реформы и в сфере образования. Подписание Казахстаном Дакарских Рамок Действий обусловило необходимость разработки комплексного Национального плана действий по образованию для всех.
      В этой связи, участие Казахстана в кампании по Всемирной программе образования в области прав человека, можно расценить как еще один положительный шаг в сторону становления, развития и обеспечения прав человека.
      Следует отметить, что данная программа не является первой в многолетнем процессе образования в области прав человека. В целях оказания содействия инициативам в области просвещения по вопросам прав человека были приняты конкретные международные рамки действий, такие как Десятилетие образования в области прав человека ООН на 1995-2004 годы, которые способствовали разработке и осуществлению всеобъемлющих, эффективных и устойчивых стратегий в интересах образования в области прав человека на национальном уровне.
      Всемирная программа предусматривает контекст и определение понятия  "образование в области прав человека" , которое может быть определено как усилия по образованию, обучению и информированию, предпринимаемые для создания всеобщей культуры прав человека путем обмена знаниями, привития навыков и формирования позиций, направленные на:
      укрепление уважения прав человека и основных свобод;
      всестороннее развитие человеческой личности и чувства человеческого достоинства;
      содействие взаимопониманию, терпимости, равенству мужчин и женщин, дружбе между всеми нациями, коренными народами и расовыми, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами;
      обеспечение для всех людей возможности эффективно участвовать в жизни свободного и демократического общества, в котором господствует право;
      строительство и поддержание мира;
      обеспечение устойчивого развития в интересах общества и социальной справедливости.
      В целях повышения эффективности и более качественного подхода к вопросу, в процессе разработки настоящего Национального плана, Министерство образования и науки Республики Казахстан провело Национальное исследование на предмет образования в области прав человека в средних общеобразовательных школах, с привлечением экспертов и социологических организаций.
      В соответствии с этим были разработаны индикаторы для мониторинга знаний по правам человека. Среди них: показатель осведомленности школьников об основных правах человека, количество часов, выделяемых на преподавание прав человека, оснащенность учебниками и пособиями по правам человека и т.д.
      Проведенное исследование в совокупности позволило увидеть общую картину по образованию в области прав человека в средней школе.
      Количество часов на преподавание прав человека в разных классах составляет от четырех до пяти часов в месяц, в дополнение к этому проводятся факультативы, классные часы, внешкольные мероприятия.
      Результаты опроса показали, что учащиеся проявляют высокий интерес (96 %) к более глубокому изучению своих прав в школе. Процент детей, знающих куда обращаться, если их права нарушены, увеличивается от младших классов к старшим (с 43 % до 58 %).
      Велика роль родителей и семьи в формировании знаний и практической помощи детям по вопросам прав человека, так как больше половины учеников получают информацию о правах человека от своих родителей, и в случае нарушения их прав они также обратятся к родителям.
      Широкое обсуждение результатов исследования, а также выработанные рекомендации и предложения содействуют совершенствованию образования в области прав человека, корректировке преподавания граждановедения и других дисциплин правового спектра с учетом важности преподавания прав человека. С целью обсуждения проекта национального исследования был проведен ряд мероприятий совместно с Уполномоченным по правам человека в Республике Казахстан, неправительственных организаций, поддержке Центра ОБСЕ.
      Важно отметить позитивные тенденции в ситуации с образованием в области прав человека в республике. Права человека внедряются и реализуются в рамках всей системы образования и на всех уровнях образования.
      Вместе с тем, вопросы образования в области прав человека в Республике Казахстан требуют серьезной доработки. Материалы представленные министерствами и ведомствами при разработке Национального плана свидетельствуют о правовом и гражданском образовании, без конкретного акцента на правах человека.

  2. Цели и приоритеты Национального плана

      Совершенствование образования культуры прав человека;
      достижение общего понимания основных принципов и методов образования в области прав человека;
      усиление особого внимания образования в области прав человека на национальном и международном уровнях;
      расширение взаимодействия и сотрудничества всех заинтересованных сторон в деле развития и совершенствования образования в области прав человека;
      оценка потребностей и разработка эффективных стратегий дальнейшего развития образования в области прав человека на всех уровнях школьного и профессионально-технического образования и формального и неформального обучения в Республике Казахстан;
      разработка новых и корректировка существующих программ, подготовка (переподготовка) педагогов и преподавателей для образования в области прав человека;
      координация разработки учебных и учебно-методических материалов для образования в области прав человека;
      укрепление роли и возможностей средств массовой информации в деле поощрения образования в области прав человека.

  3. Обзор образования в области прав человека

      В Казахстане система среднего образования включает 8171 школу с контингентом 2,8 млн. учащихся. Среди них 1246 начальных школ, 218 - основных, 5423 - средних.
      6034 сельских школ с контингентом 1,3 млн. учащихся, 1853 городских школ с контингентом 1,4 млн. учащихся.
      Нормативная правовая база законодательства республики соответствует совершенствованию образования в области прав человека в среднем образовании в контексте и определении, применяемом на международном уровне.
      Ряд незначительных изменений в нормативную базу позволит конкретизировать и совершенствовать образование в области прав человека.
      Права человека должны быть включены как одна из целей образования, и как качественный критерий оценки образования в основные нормативные документы по вопросам образования.
      Особо следует отметить необходимость проведения научно-практических конференций, семинаров и симпозиумов по образованию в области прав человека, распространению знаний и образованию взрослых в рамках международного сотрудничества.
      Анализ программных нормативных правовых актов, отражающих вопросы образования в области прав человека показывает, что государство проводит четкую долгосрочную политику по образованию в области прав человека, путем взаимодействия всех властных структур на межотраслевом уровне.
      Во исполнение  постановления Президента Республики Казахстан от 21 июня 1995 года N 2347 "О мерах по организации правового всеобуча в Республике Казахстан" Правительство Республики Казахстан от 13 мая 1996 года N 591 утвердило Комплексную программу правового всеобуча в Республике Казахстан на 1996-1998 годы. 24 декабря 2004 года N 1382 постановлением Правительства принята новая  Программа по праворазъяснительной работе, формированию правовой культуры, правовому обучению и воспитанию граждан на 2005-2007 годы.
      В Государственной  программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан 11 октября 2004 года, одной из задач является воспитание уважения к правам и свободам человека через усиление правовой подготовки обучающихся.
       Указом Президента Республики Казахстан от 4 мая 2005 года N 1568 "О мерах по дальнейшему использованию потенциала Конституции Республики Казахстан", поручается Министерству образования и науки Республики Казахстан принять меры по повышению качества преподавания в организациях образования основ конституционного строя, конституционных прав и свобод человека и гражданина, оказав этим организациям необходимую методическую помощь.
      В соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования в общеобразовательной школе изучаются цикл общественно-правовых дисциплин: в начальных классах "Познание мира", в старших классах "История", "Основы обществознания" и "Основы правоведения". Кроме этого, ведутся различные курсы, например, курс разработанный Международным фондом избирательных систем по программе "Введение в граждановедение", который охватывает около 44 тыс. учащихся 670 школ.
      Существует определенное количество отдельных учебных пособий, как по правам человека, так и по общественно-правовым дисциплинам. К наиболее широко используемым школами республики учебным пособиям следует отнести:
      Основы государства и права Казахстана. Г.С. Сапаргалиев / Алматы, Атамура, 1998 г.
      Человек и общество. Н.Р. Кунхожаев / Алматы, Мектеп, 2002 г.
      Человек и общество. К.М. Жукеш / Алматы, Глобус, 2003 г.
      Введение в гражданское образование. Дж. Пилон и другие / Алматы, 2003 г.
      Гражданственность и участие в управлении - ваша роль в гражданском обществе 21 века. Дж. Пилон и другие. / Алматы, МФИС, 2004 г.
      Ряд пособий подготовлены и опубликованы при непосредственном участии неправительственных организаций, а по правовым дисциплинам - при участии Комитета по организации правовой помощи и оказанию юридических услуг населению Министерства юстиции Республики Казахстан. Это - "Азбука права" У. Акыпбекова, "Азбука терроризма" Р. Завотпаева, пособие Международной организации по миграции по проведению классных часов "Не соглашайся на рабство", сборник материалов "Дети в современном обществе" кризисного центра "Забота", электронный сборник материалов "Право и образование".
      Дополнительные формы образовательной деятельности в контексте образования в области прав человека, реализуются в виде различных внешкольных мероприятий, не входящих в систему аудиторных занятий. В республике проводятся такие мероприятия по вопросам прав человека и демократии как форумы защиты прав несовершеннолетних, правовые олимпиады, семинары-тренинги, викторины правовых знаний, конкурсы на лучшего знатока права, фестивали правовых идей, брифинги по обсуждению политических событий в мире и стране.
      Вопросами подготовки кадров для образования в области прав человека в Казахстане занимается Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования, областные институты повышения квалификации, институты повышения квалификации сотрудников органов юстиции, неправительственные организации.
      Деятельность государственных органов по образованию в области прав человека, в целом, отражает необходимый уровень государственной поддержки. Однако, процесс их взаимодействия и согласованности по данному вопросу еще требует доработки. Наряду с органами образования активно вовлечены в процесс образования в области прав человека - органы юстиции и правоохранительные органы, как наиболее заинтересованные в постоянном и устойчивом росте правовой культуры и просвещения населения. Совершенствование образования в области прав человека напрямую увязано с финансово-организационной поддержкой государства. Только на реализацию  Программы по праворазъяснительной работе, формированию правовой культуры, правовому обучению и воспитанию граждан на 2005-2007 годы из средств республиканского бюджета было выделено 198 млн. тенге.
      Существенна доля участия неправительственных организаций в процессе осуществления образования в области прав человека. Имеются вполне обоснованные предпосылки рассматривать необходимость участия неправительственных организаций в совершенствовании образования в области прав человека в качестве источника дополнительных организационно-финансовых и учебно-методических ресурсов. Активную деятельность в области школьного образования по правам человека совместно с организациями образования осуществляют такие неправительственные организации как: представительство международных организаций Международный Фонд Избирательных Систем, общественные объединения: "Street-Law-Казахстан", "Общественный информационный центр "Открытый мир", "Равный - равному", "Миротворчество", Казахстанское международное Бюро по правам человека и соблюдению законности, "Ассоциация юных лидеров", "Конфликтологический центр", а так же Общество Красного Полумесяца в Республике Казахстан и другие.

  4. Мероприятия Национального плана

      Национальный план, исходя из заявленных приоритетов, включает в себя несколько взаимоувязанных блоков, включающих в себя группы мероприятий, реализация которых будет способствовать достижению поставленных целей по образованию в области прав человека.
      Несомненно, что основным здесь является блок, предполагающий внесение изменений в действующее законодательство Республики Казахстан и пропаганду принципов и положений Всеобщей Декларации Прав Человека ООН. Согласованная работа ключевых министерств по этому блоку позволит не только реализовать намеченные мероприятия, но и по другому взглянуть на готовящиеся законопроекты, затрагивающие не только сферу среднего образования в нашей стране.
      Что касается блока мероприятий по мониторингу и анализу деятельности в сфере образования и в области прав человека, то мероприятия, сгруппированные в этом блоке, обеспечат обратную связь, надлежащую оценку ситуации с образованием в области прав человека в учреждениях образования, а в необходимых случаях дадут возможность оперативно реагировать и корректировать мероприятия Национального плана. Точечные мониторинги блока призваны в полной мере отразить ситуацию с образованием в области прав человека.
      Самым объемным в настоящем Национальном плане является третий блок мероприятий: учебно-методическое обеспечение преподавания правовых дисциплин в системе среднего общего образования. Вне всякого сомнения, именно этот блок максимально отвечает заявленным целям и приоритетам.
      Один из важных аспектов - участие в реализации мероприятий Национального плана неправительственных организаций различного уровня.
      Формирование ценностей прав человека в среднем образовании без преодоления стереотипов среды, в которой живут ученики, молодежь, родители, преподаватели, практически невозможно без существенного влияния средств массовой информации и вовлечения в общественные процессы, по возможности, самого широкого круга участников. Мероприятия Национального плана позволят пристальнее взглянуть на имеющиеся резервы и механизмы государственных органов управления и власти для определения их места в образовании в области прав человека, поскольку по ряду позиций предусмотрено совместное участие представителей госструктур, неправительственных (в том числе международных) организаций, учреждений образования на условиях сотрудничества и конструктивного диалога.

  5. Заключение

      Настоящий Национальный план включает цели, приоритеты, а также мероприятия по его реализации, определенные по результатам проведения национального исследования. В Национальном плане предусмотрено 8 приоритетов, которые сформированы с учетом компонентов образования в области прав человека в средней школе, предложенных Всемирной программой образования в области прав человека.
      Достижение целей Национального плана носит краткосрочный характер на 2006-2007 годы, что продиктовано необходимостью реализации первого этапа (2005-2007 годы) Всемирной программы. По итогам реализации настоящего Национального плана планируется проведение работ по оценке достижений и разработка плана реализации последующих этапов Всемирной программы.
      Основными целями Национального плана являются: совершенствование образования культуры прав человека, достижение общего понимания основных принципов и методов образования в области прав человека, уделение особого внимания образованию в области прав человека на национальном и международном уровнях, расширение взаимодействия и сотрудничества всех заинтересованных сторон в деле развития и совершенствования образования в области прав человека, а также совершенствование действующих учебных программ образования в области прав человека.
      Реализация мероприятий Национального плана призвана дать эффект, который выразится в формировании культуры прав человека у школьника, способного активно и грамотно пользоваться своими правами, повышении уровня правосознания учащихся, снижении детской преступности, а также в проявлении других позитивных в правовом плане проявлениях. Однако следует помнить, что совершенствование системного образования в области прав человека и работа по воспитанию учащихся в духе уважения прав человека связана с большими трудностями, и решение их возможно лишь путем длительной и целенаправленной работы.
      В целях реализации поставленных задач необходимо тесное сотрудничество всех заинтересованных участников данного процесса: государственных органов, международных организаций, неправительственного сектора, а так же самих педагогических работников и учащихся.
      Таким образом, настоящий Национальный план представляет собой ряд первоочередных спланированных конкретных действий, направленных на совершенствование образования в области прав человека в рамках среднего образования в Республике Казахстан.

              План мероприятий по реализации Национального
       плана действий по образованию в области прав человека
             в Республике Казахстан на 2006-2007 годы

N
п/п
Мероприятия Форма
завер-
шения
Ответст-
вен ные
исполни-
тели
Срок
испол-
не ния
Источ-
ники
финанси-
рования
1 2 3 4 5 6

1. Нормативная правовая база

1.1.

Разработка поло-
жения (нормы) о
формировании ува-
жения прав и сво-
бод человека через
образование и
включение его в
проект новой ре-
дакции Закона Рес-
публики Казахстан
"Об образовании"

Инфор-
мация в
Прави-
тельство

МОН

Август
2006
года

Не тре-
бует фи-
нансиро-
вания

1.2.

Создание рабочей
группы по разра-
ботке предложений
по внесению изме-
нений и дополнений
в нормативные пра-
вовые акты, регла-
ментирующие обяза-
тельное образова-
ние в области прав
человека

Приказ

МОН

Февраль
2007
года

Не тре-
бует фи-
нансиро-
вания

1.3.

Разработка Реко-
мендаций издатель-
ствам по исполь-
зованию положений
Всеобщей деклара-
ции прав человека,
Конвенции о пра-
вах ребенка, Кон-
венции о ликвида-
ции всех форм
дискриминации в
отношении женщин,
Международной кон-
венции о ликвида-
ции всех форм ра-
совой дискримина-
ции, а также
Факультативному
протоколу к Кон-
венции "О правах
ребенка, касаю-
щихся торговли
детьми, детской
проституции и дет-
ской порнографии",
Факультативному
протоколу к Кон-
венции "О правах
ребенка, касающих-
ся участия детей
в вооруженных
конфликтах", при
издании тетрадей,
дневников, учебной
и детской литера-
туры

Реко-
менда-
ции

МОН
(созыв),
МКИ

Август
2006
года

Не тре-
бует фи-
нансиро-
вания

1.4.

При разработке
проекта государст-
венного общеобяза-
тельного стандарта
12-летнего сред-
него общего обра-
зования Республики
Казахстан учесть
рекомендации Все-
мирной программы
образования в об-
ласти прав челове-
ка

Приказ

МОН

Август
2006
года

Не тре-
бует фи-
нансиро-
вания


2. Мониторинг и анализ деятельности в сфере
образования в области прав человека

2.1.

Утверждение отчета
по итогам нацио-
нального исследо-
вания по образова-
нию в области прав
человека

Приказ

МОН

Август
2006
года

Не тре-
бует фи-
нансиро-
вания

2.2.

Проведение точеч-
ных мониторингов
реализации образо-
вания в области
прав человека:
в общеобразова-
тельных школах при
исправительных
учреждениях;
специальных орга-
низациях среднего
общего образова-
ния;
детских домах

Рекомен-
дации
ОблДО
(УО)

МОН
(созыв),
МЮ,
ЮНИСЕФ

Декабрь
2007
года

Не тре-
бует фи-
нансиро-
вания

2.3.

Разработка коли-
чественных инди-
каторов "Школы
доброжелательного
отношения к ребен-
ку" (ШДОР)

Реко-
мендации
органи-
зациям
обра-
зования

МОН
(созыв),
ИЦ "САНДЖ",
ЮНИСЕФ

Октябрь
2006
год

Не тре-
бует фи-
нансиро-
вания

2.4.

Сбор и оценка дан-
ных о нарушении
прав детей в ряде
регионов

Реко-
менда-
ции
органи-
зациям
образо-
вания

МОН
(созыв),
НЦПЧ

Ноябрь
2006
года

Не тре-
бует фи-
нансиро-
вания

2.5.

Проведение мони-
торинга нарушений
прав детей в дет-
ских интернатных и
других учреждениях

Реко-
менда-
ции
органи-
зациям
образо-
вания

МОН
(созыв),
НЦПЧ

Декабрь
2007
года

Не тре-
бует фи-
нансиро-
вания


3. Учебно-методическое обеспечение преподавания
правовых дисциплин в системе среднего общего
образования

3.1.

Обеспечение биб-
лиотек общеобразо-
вательных школ
учебными пособиями
и научно-популяр-
ными изданиями

Приказ

МОН
(созыв),
МЮ

Октябрь
2006
года

В рамках
программы
006
"Правовая
пропаган-
да" МЮ

3.2.

Разработка Методи-
ческих рекоменда-
ций для общеобра-
зовательных школ
по организации
преподавания пра-
вовых дисциплин,
обучения правам
человека на уроках
и во внеурочное
время

Методи-
ческие
реко-
менда-
ции

МОН

Сентябрь
2006
года

Не тре-
бует фи-
нансиро-
вания

3.3.

Проведение Респуб-
ликанского конкур-
са "В мире право-
вой культуры" на
лучшие учебные
программы, учебни-
ки, методические
разработки, клас-
сные часы, вне-
школьные мероприя-
тия

Приказ

МОН
(созыв),
ЮНЕСКО,
МФИС

Октябрь
2007
года

За счет
внебюд-
жетных
средств

3.4.

Формирование и
утверждение Переч-
ня рекомендованной
литературы для
школьников, в ко-
торой отображается
тема прав челове-
ка, прав ребенка

Приказ

МОН
(созыв),
МЮ,
МКИ
НЦПЧ

Декабрь
2006-
2007
годов

Не тре-
бует фи-
нансиро-
вания

3.5.

Разработка Методи-
ческих рекоменда-
ций для учителей и
родителей в кото-
рой отображается
тема права ребенка
на охрану здоро-
вья, в том числе
по профилактике
наркомании, алко-
голизма, табакоку-
рения и ВИЧ/СПИДа
среди детей и
учащейся молодежи

Мето-
дичес-
кие ре-
комен-
дации
для ор-
ганиза-
ций об-
разо-
вания

МОН
(созыв),
МЗ, МВД

Май
2007
года

Не тре-
бует фи-
нансиро-
вания

3.6.

Разработка и изда-
ние Памятки для
родителей "Советы,
которые помогут
Вам обрести дове-
рие Вашего ребен-
ка", Памятки под-
ростку "Если Ты
попал в трудную
жизненную ситуа-
цию" (250 тыс.
экземпляров)

Памятки

МОН

Август
2006
года

Не тре-
бует фи-
нансиро-
вания

3.7.

Разработка и изда-
ние сборника меж-
дународных доку-
ментов по правам
человека

Сборник
доку-
ментов

КМБПЧиСЗ

Декабрь
2007
года

За счет
внебюд-
жетных
средств


4. Организация дополнительного образования
учащихся общеобразовательных школ

4.1.

Проведение Дня
участия школьников
в работе местных
исполнительных
органов областей,
городов Астаны,
Алматы

Реко-
менда-
ции
ОблДО
(УО)

МОН
(созыв),
МФИС,
акиматы
областей,
городов
Астаны,
Алматы

Ноябрь
2006-
2007
годов

Не тре-
бует фи-
нансиро-
вания

4.2.

Проведение регио-
нальных конкурсов
"Зеркало школьной
жизни" на лучшую
организацию учени-
ческого самоуправ-
ления в общеобра-
зовательных школах
страны

Приказ

МОН
(созыв),
ОблДО(УО)

Декабрь
2007
года

За счет
внебюд-
жетных
средств

4.3.

Включение правовых
дисциплин в пере-
чень предметов
республиканской
олимпиады среди
учащихся 9-11
классов общеобра-
зовательных школ

Приказ

МОН

Апрель
2007
года

Не тре-
бует фи-
нансиро-
вания

4.4.

Проведение в орга-
низациях образова-
ния всех уровней
специальных меро-
приятий, посвящен-
ных Дню прав чело-
века, Всеобщей
Декларации прав
человека

Приказ

МОН
(созыв),
МЮ, НЦПЧ

Декабрь
2006-
2007
годов

Не тре-
бует фи-
нансиро-
вания

4.5.

Введение в практи-
ку разработки и
защиты учащимися
научных проектов
по вопросам обра-
зования в области
прав человека в
рамках республи-
канского конкурса
научных проектов
учащихся

Приказ

МОН
(созыв),
МЮ, МВД

Апрель
2007
года

Не тре-
бует фи-
нансиро-
вания

4.6.

Разработка и про-
ведение циклов
лекций для учащих-
ся общеобразова-
тельных школ и
родителей, с прив-
лечением ученых-
юристов, политоло-
гов, нотариусов,
адвокатов, специа-
листов правоохра-
нительных органов,
представителей
НПО по правовой
тематике

Циклы
лекций

МОН
(созыв),
МЮ, МВД

Декабрь
2006-
2007
годов

Не тре-
бует фи-
нансиро-
вания

4.7.

Реализация проекта
"Создание системы
Уполномоченного по
правам ребенка в
Республике Казах-
стан"

Инфор-
мация в
Прави-
тельство

МОН
(созыв),
ЮНИСЕФ,
НЦПЧ

Декабрь
2006
года

За счет
внебюд-
жетных
средств


5. Переподготовка и повышение
квалификации педагогических кадров

5.1.

Разработка цикла
лекций и практи-
ческих занятий по
методике препода-
вания правовых
дисциплин и орга-
низации правового
всеобуча в системе
ИПК МОН

Мето-
дичес-
кие
посо-
бия

МОН

Октябрь
2007
года

Не тре-
бует фи-
нансиро-
вания

5.2.

Создание банка
данных инновацион-
ных педагогических
технологий по об-
разованию в облас-
ти прав человека

Банк
данных

МОН

Ноябрь
2007
года

Не тре-
бует фи-
нансиро-
вания

5.3.

Создание информа-
ционно-ресурсного
центра по правам
ребенка в городе
Астане

Инфор-
мация в
Прави-
тельство
Респуб-
лики
Казах-
стан

МОН
(созыв),
ЮНИСЕФ,
НЦПЧ

Декабрь
2006
года

За счет
внебюд-
жетных
средств

5.4.

Проведение семина-
ров в рамках
проекта Программы
двухстороннего
партнерства
"Развитие опера-
ционных возможнос-
тей офиса национа-
льного омбудсмена
в Казахстане" для
преподавателей
школ Астаны и НПО,
работающих с деть-
ми, по приоритет-
ным направлениям
деятельности Упол-
номоченного по
правам человека

Семинар

НЦПЧ

Декабрь
2006
года

За счет
внебюд-
жетных
средств


6. Участие средств массовой информации в
реализации образования в области прав человека

6.1.

Создание на веб-
сайте МОН рубрики
"Образование по
правам человека
(в разделе
"Образование в
Казахстане")

Рубрика

МОН

Ноябрь
2006
года

Не тре-
бует фи-
нансиро-
вания

6.2.

Подготовка и
опубликование
специальных мате-
риалов по пробле-
мам образования в
области прав чело-
века в периодичес-
ких журналах и
газетах:
"Внешкольник
Казахстана",
"Қазақстан тари-
хы", "История
Казахстана:
преподавание в
вузах и школах",
"Учитель Казах-
стана", "Қазақстан
мұғалімі", "Қа-
зақстан мектебі",
"Столичное образо-
вание"

Публи-
кации

МОН
(созыв),
МКИ, МЮ

В тече-
ние 2006-
2007
годов

Не тре-
бует фи-
нансиро-
вания

6.3.

Подготовка видео-
ролика для показа
на ТВ на тему
"Права человека
начинаются с
прав ребенка"

Видео-
ролик

МОН
(созыв),
МКИ

Сентябрь
2007
года

За счет
внебюд-
жетных
средств

6.4.

Создание постоян-
ных рубрик по
образованию в
области прав
человека в
периодических
печатных изданиях:
"Заң газеті",
"Юридическая
газета", "Закон
и правосудие",
"Страна и мир"

Публи-
кации

МЮ (созыв),
МКИ

Февраль
2007
года

В рамках
программы
016
"Проведе-
ние госу-
дарствен-
ной инфор-
мационной
политики"
МКИ

7. Привлечение общественности к образовательной
и пропагандистской деятельности в области
прав человека

7.1.

Проведение расши-
ренного заседания
Республиканского
общественного
совета родителей,
посвященного воп-
росам защиты прав
детей

Реко-
менда-
ции ор-
ганиза-
циям
образо-
вания

МОН
(созыв),
МЮ

Июнь
2007
года

Не тре-
бует фи-
нансиро-
вания

7.2.

Проведение респуб-
ликанской акции
студентов юриди-
ческих вузов и
колледжей
"Правовые знания -
школьникам"

Приказ

МОН
(созыв),
МЮ

Ноябрь
2006
года

За счет
внебюд-
жетных
средств

7.3.

Проведение субре-
гионального семи-
нара по правам
человека для учи-
телей общеобразо-
вательных школ

Инфор-
мация в
Прави-
тельство

МОН
(созыв),
ЮНЕСКО

Ноябрь
2006
года

За счет
внебюд-
жетных
средств

7.4.

Проведение
Центральноазиатс-
кого Форума по
охране прав
ребенка

Реко-
менда-
ции
органи-
зациям
образо-
вания

МОН
(созыв),
ЮНИСЕФ

Ноябрь
2006
года

За счет
внебюд-
жетных
средств

7.5.

Проведение респуб-
ликанского конкур-
са на лучший опыт оригинальных мате-
риалов НПО в
области обучения
детей правам
человека

Рекомен-
дации
органи-
зациям
образо-
вания

НКДСГП
(созыв),
МКИ,
МОН,
НЦПЧ

Сентябрь
2007
года

За счет
внебюд-
жетных
средств

7.6.

Предусмотреть лоты
в конкурсах на
разработку социа-
льно-значимых
проектов НПО в
области прав
человека

Инфор-
мация
в МОН

МКИ

Декабрь
2006
года

В рамках
программы
018
"Проведе-
ние госу-
дарствен-
ной поли-
тики в
области
внутрипо-
литической
стабиль-
ности и
обществен-
ного сог-
ласия"
МКИ


8. Международное сотрудничество в сфере
образования в области прав человека

8.1.

Расширение сотруд-
ничества с между-
народными органи-
зациями, а также
государствами-
членами ООН по
вопросам образо-
вания в области
прав человека,
прав детей

Инфор-
мация
в МОН

МИД,
МЮ,
МВД,
МТСЗН,
МО,
МКИ,
МЗ,
НКДСГП

Декабрь
2006-
2007
годов

Не тре-
бует
финанси-
рования

       Примечания:

МВД        - Министерство внутренних дел Республики Казахстан
МИД        - Министерство иностранных дел Республики Казахстан
МЗ         - Министерство здравоохранения Республики Казахстан
МОН        - Министерство образования и науки Республики Казахстан
МО         - Министерство обороны Республики Казахстан
МТСЗН      - Министерство труда и социальной защиты населения
             Республики Казахстан
МКИ        - Министерство культуры и информации Республики Казахстан
МЮ         - Министерство юстиции Республики Казахстан
ИПК МОН    - Институты повышения квалификации Министерства образования 
             и науки Республики Казахстан
НКДСГП     - Национальная Комиссия по делам семьи и гендерной политике 
             при Президенте Республики Казахстан
НЦПЧ       - Национальный центр по правам человека
ИЦ "САНДЖ" - Исследовательский центр "САНДЖ"
КМБЧ и СЗ  - Казахстанское международное бюро по правам человека и 
             по соблюдению законности
МФИС       - Международный Фонд Избирательных Систем
НПО        - неправительственные организации
Обл ДО(УО) - Областные департаменты образования (управления образования)
ООН        - Организация Объединенных Наций
ОО         - общественные объединения

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.