Примечание ИЗПИ!
Вводится в действие с 04.09.2023
В соответствии с подпунктом 4) пункта 2 статьи 17, подпунктом 4) пункта 1 статьи 24 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения квалификационных программ, а также требования к ним.
2. Департаменту развития национальной системы квалификаций и прогнозирования Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие с 4 сентября 2023 года и подлежит официальному опубликованию.
Приложение к приказу от 18 августа 2023 года № 348 |
Правила разработки и утверждения квалификационных программ, а также требования к ним
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработки и утверждения квалификационных программ, а также требования к ним (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 4) пункта 2 статьи 17, подпунктом 4) пункта 1 статьи 24 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях" (далее - Закон) и определяют порядок разработки и утверждения квалификационных программ, а также требования к ним.
3. Основные термины и определения, используемые в настоящих Правилах:
1) квалификационная программа – комплекс мер, используемых для оценки соответствия кандидата, претендующего на признание профессиональной квалификации, требованиям профессиональных стандартов, а при их отсутствии – квалификационным требованиям к применению знаний, умений и навыков в определенных условиях работы с использованием определенного оборудования, методологии и (или) инструментов;
2) навык – способность применять знания и умения, позволяющая выполнять профессиональную задачу целиком;
3) профессиональная квалификация – степень профессиональной подготовки, характеризующая владение компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций по профессии;
4) признание профессиональной квалификации – процедура оценки и принятия решения о соответствии кандидата требованиям профессиональных стандартов, а при их отсутствии – квалификационным требованиям;
5) центр признания профессиональных квалификаций (далее – центр признания) – юридическое лицо, аккредитованное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, осуществляющее признание профессиональных квалификаций;
6) профессиональный стандарт – письменный официальный документ, устанавливающий общие требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту работы с учетом формального и (или) неформального, и (или) информального образования, уровню квалификации и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда в конкретной области профессиональной деятельности;
7) заявитель – юридическое лицо, подавшее заявку на аккредитацию для осуществления деятельности по признанию профессиональной квалификации.
Глава 2. Порядок разработки и утверждения квалификационных программ, а также требования к ним
3. Квалификационные программы разрабатываются и утверждаются в соответствии с требованиями к ним согласно приложению 1 к настоящим Правилам по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
4. Квалификационные программы разрабатываются заявителем на основе требований соответствующих профессиональных стандартов, а при их отсутствии - квалификационных требований, установленных в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан.
5. Проект квалификационной программы направляется заявителем в региональную палату предпринимателей Республики Казахстан в соответствии с Правилами аккредитации центров признания профессиональных квалификаций, переоформления, отзыва, возобновления и прекращения действия аттестата аккредитации, а также типовой формы и условий постаккредитационного договора, утвержденными уполномоченным органом в соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона.
6. Квалификационная программа утверждается центрами признания на государственном и русском языках в течение десяти рабочих дней после дня получения ими аттестата аккредитации, выданного Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан.
7. Центр признания в течение пяти рабочих дней после дня утверждения Квалификационной программы размещает перечень утвержденных им квалификационных программ на цифровой платформе НСК и своем интернет-ресурсе по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
Приложение 1 к Правилам разработки и утверждения квалификационных программ, а также требованиям к ним |
Требования к квалификационным программам
Квалификационные программы содержат:
1) Общие положения, а именно:
наименование квалификационной программы, указание на наименование соответствующего профессионального стандарта, а при его отсутствии – указание на квалификационные требования (с приложением квалификационных требований), по применению знаний, умений и навыков в определенных условиях работы с использованием определенного оборудования, методологии и (или) инструментов;
глоссарий (содержит перечень терминов и определений, сокращений, используемых в квалификационной программе);
описание квалификации (код и название профессии, уровень национальной рамки квалификаций (далее - НРК)/отраслевой рамки квалификаций (далее - ОРК), описание трудовых функций, признание отдельного навыка или группы навыков, требования к опыту работу, условиям признания при неформальном и (или) информальном образовании, запреты и ограничения, перечень используемого оборудования, методологии и инструментов);
структуру и формат (онлайн и (или) офлайн) экзамена: указывается описание структуры экзамена и формат (онлайн и (или) офлайн) экзамена. В зависимости от требований к профессии, профессиональной квалификации и отраслевой специфики экзамен включает задания на проверку теоретических знаний, а также практические задания на проверку профессиональных навыков и умений, с указанием длительности, условий и последовательности сдачи каждого их этапов экзамена;
структуру оценки: указывается, каким образом формируется итоговая оценка, которая базируется на критериях успешности выполнения кандидатом теоретического и практического этапа экзамена, знаний, умений и навыков на соответствие необходимой профессиональной квалификации. При оценке определяется долевая градация распределения баллов для прохождения теоретического и практического этапов экзамена, оценки личностных компетенций;
2) сведения о теоретическом этапе экзамена, а именно:
информацию о заданиях на проверку теоретических знаний: письменный или устный ответы на теоретические вопросы, измерение понимания принципов, фактов, концепций и теорий;
объем знаний (темы, разделы), которые необходимы для оценки профессиональной квалификации, с указанием количества часов, необходимых для освоения указанного объема знаний (тем, разделов);
3) сведения о практическом этапе экзамена, а именно:
информацию о виде и содержании заданий на проверку практических умений и навыков. Например, выполнение расчетов, моделирование ситуации и действия как отклик на ситуацию, интервью, практическое выполнение задания;
список навыков, владение которыми необходимо для профессиональной квалификации, с указанием количества часов, необходимых для получения каждого навыка.
Для описания практической работы применяется технологическая карта по квалификации и (или) технологическая карта по отдельному навыку или группе навыков. Технологическая карта описывает алгоритм выполнения практической работы в виде схемы, на которой отражаются стадии, количество сырья или материалов, перечень необходимого оборудования, условия, процессы, требования к готовому продукту, нормы времени.
При этом указываются требования по использованию оборудования, по технике безопасности.
Практический этап экзамена предусматривает:
1) подбор рабочих материалов (инструментов) и подготовку к выполнению практического задания и разработку плана выполнения задания;
2) выбор средств индивидуальной защиты (из случайного набора средств индивидуальной защиты: очки, каска, перчатки, фартук и т.д.);
3) практическое выполнение задания;
4) оценку личностных компетенций, которая проводится на обязательной основе и содержит методы оценки личностных компетенций в соответствии с требованиями к профессиональной квалификации (при наличии в профессиональных стандартах, а при их отсутствии – в квалификационных требованиях);
5) критерии оценки: методы оценки теоретического и практического этапов экзамена.
При оценке теоретического и практического этапов экзамена, оценки личностных компетенций используется оценка "сдал" и "не сдал". Кандидат, получивший более 70 (семидесяти) процентов верных ответов от общего количества вопросов на теоретическом этапе экзамена, допускается к сдаче практического этапа экзамена.
Результаты теоретического и практического этапов экзамена учитываются при формировании итоговой оценки признания профессиональной квалификации.
Приложение 2 к Правилам разработки и утверждения квалификационных программ, а также требованиям к ним |
|
форма |
Квалификационная программа
Центр признания профессиональных квалификаций
________________________________________________________________
(полное наименование, юридический адрес)
Профессиональный стандарт (профессиональные стандарты)
или квалификационные требования
_________________________________________________________________
(полный перечень документов)
Глава 1. "Общие положения" | |
Наименование квалификационной программы | |
Глоссарий | |
Признание профессиональной квалификации | |
Код профессии | |
Название профессии | |
Вид трудовой деятельности | |
Уровень НРК/ОРК | |
Трудовая функция | |
Профессиональная задача | |
Умения | |
Знания | |
Требования к опыту работы | |
Запреты и ограничения | |
Условия признания неформального образования | |
Условия признания информального образования | |
Признание отдельного навыка или группы навыков | |
Профессиональная задача | |
Умения | |
Знания | |
Требования к опыту работы | |
Запреты и ограничения | |
Условия признания неформального образования | |
Условия признания информального образования | |
Структура и формат экзамена | |
Перечень используемого оборудования | |
Глава 2. "Сведения о теоретическом этапе экзамена" | |
Признание профессиональной квалификации | |
Описание форм и методов проведения теоретического этапа | |
Перечень разделов и тем знаний | |
Примеры теоретических заданий | |
Признание отдельного навыка или группы навыков | |
Описание форм и методов проведения теоретического этапа | |
Перечень разделов и тем знаний | |
Примеры теоретических заданий | |
Глава 3. "Сведения о практическом этапе экзамена" | |
Признание профессиональной квалификации | |
Описание форм и методов проведения практического этапа | |
Перечень практических работ | |
Список умений для выполнения практических работ | |
Пример и описание технологической карты для выполнения практической работы | |
Требования по использованию оборудования, по технике безопасности | |
Признание отдельного навыка или группы навыков | |
Описание форм и методов проведения практического этапа | |
Перечень практических работ | |
Список умений для выполнения практических работ | |
Пример и описание технологической карты для выполнения практической работы | |
Глава 4. "Оценка личностных компетенций" | |
Признание профессиональной квалификации | |
Описание форм и методов оценки личностных компетенций | |
Перечень личностных компетенций для проведения оценки в рамках профессии | |
Признание отдельного навыка или группы навыков | |
Описание форм и методов оценки личностных компетенций | |
Перечень личностных компетенций для проведения оценки в рамках отдельного навыка или группы навыков | |
Глава 5. "Критерии оценки" | |
Требования к оценке теоретического этапа | |
Определение долевой градации баллов для прохождения теоретического этапа экзамена | |
Требования к оценке практического этапа | |
Определение долевой градации баллов для прохождения практического этапа экзамена | |
Требования к оценке личностных компетенций | |
Определение долевой градации баллов для прохождения оценки личностных компетенций | |
Описание формирования итоговой оценки признания профессиональной квалификации | |
Дата утверждения квалификационной программы |
Приложение 3 к Правилам разработки и утверждения квалификационных программ, а также требованиям к ним |
Перечень утвержденных квалификационных программ центра
признания профессиональных квалификаций
__________________________________________________
(полное наименование, юридический адрес)
№ п/п | Наименование квалификационной программы | Профессия |
Профессиональный стандарт (профессиональный стандарты) | Квалификационные требования | Уровень НРК/ОРК |