Заключение на концепцию проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»

Заключение

на концепцию проекта Закона Республики Казахстан

«О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»

Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» (далее – Концепция), разработана во исполнение пункта 92 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» (утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 9 февраля 2018 года № 633).

Законопроектом предлагается внести поправки в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (далее - КоАП), направленные на дальнейшее совершенствование административно-деликтного законодательства с целью его гуманизации и снижения репрессивности, в том числе в части:

-   перевода ряда составов административных правонарушений в сферу гражданской или дисциплинарной ответственности;

- пересмотра санкций административных деяний на предмет их возможного смягчения и  снижения.

Кроме того, в рамках пункта 2 протокола заседания межведомственной рабочей группы при Администрации Президента по вопросам совершенствования правоохранительного и хозяйственного законодательства и практики его применения от 4 декабря 2017 года № 17-51-4.7 Министерством юстиции совместно с заинтересованными государственными органами и Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» (далее - НПП «Атамекен») выработаны следующие предложения:

- пересмотр перечня административных взысканий на предмет четкого определения, какие из них должны налагаться исключительно в судебном порядке, а какие могут быть отнесены к компетенции уполномоченных государственных органов;

- передача от судов в подведомственность государственных органов составов административных правонарушений, санкциями которых не предусмотрены взыскания, налагаемые исключительно в судебном порядке (арест, выдворение из страны, конфискация имущества и т.д.);

- исключение из санкций некоторых составов административных правонарушений взысканий, налагаемых судами, с целью отнесения их рассмотрения к компетенции уполномоченных государственных органов;

- объединение составов правонарушений КоАП, устанавливающих ответственность за рекламу отдельной продукции, работ или услуг, в одной статье КоАП.

В целом законопроект не противоречит действующему законодательству, и предложенные меры заслуживают положительной оценки.

Между тем, имеется ряд замечаний.

  1. Разработчиком предлагается исключить статью 626 КоАП, предусматривающую административную ответственность за повреждение пломб и запорных устройств контейнеров, срыв с них пломб, повреждение отдельных грузовых мест и их упаковки, пакетов, а также ограждений складов, которые используются для выполнения операций, связанных с перевозкой грузов на воздушном транспорте, ввиду ее дублирования в статье 84 Закона Республики Казахстан «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» (далее - Закон).

Статьей 84 Закона установлено, что за утрату, недостачу и (или) повреждение (порчу) зарегистрированного багажа, груза перевозчик возмещает ущерб, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли не по его вине.

Вместе с тем, необходимо отметить, что вышеуказанная статья Закона рассматривает вопросы, связанные исключительно с утратой, недостачей и (или) повреждения (порчей) зарегистрированного багажа. Тогда как статья 626 КоАП влечет ответственность, которая не ограничивается лишь утратой, недостачей или повреждением (порча) груза или багажа.

В связи с этим, вопрос об исключении статьи 626 КоАП нуждается в доработке.

  1. Согласно Правилам организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2016 года № 907, форма концепции проекта закона, разрабатываемого уполномоченным государственным органом, предусматривает наличие зарубежного опыта по рассматриваемому вопросу. Между тем, в представленной Концепции отсутствуют сведения о зарубежном опыте.

В этой связи, Институт законодательства направляет информацию по зарубежному опыту.

Процедура применения административных взысканий для западно-европейских государств стала единым основанием для обособления права административных деликтов от уголовного права. Для правового поля европейских государств «устоявшейся демократии», административные нарушения и административные санкции означают деятельность административных органов по привлечению лиц к ответственности в административном (внесудебном) порядке. Судебные органы осуществляют только правосудие и в этой сфере они уполномочены только на предоставление разрешения относительно применения мер процессуального принуждения и пересмотр решений органов публичной администрации относительно назначения взысканий.

Пример дорожно-транспортных правонарушений показывает, что по определенным выше признакам они также должны признаваться криминальными нарушениями, поскольку могут совершаться любыми лицами, а за совершение отдельных проступков предполагаются суровые наказания. Но Европейский суд установил, что привлечение к ответственности нарушителей правил дорожного движения производиться в административном порядке, т.е. признание таких нарушений административным не будет противоречить требованиям Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод 1950 года. К примеру, решением Европейского суда по правам человека по делу «Лутц против Германии» от 25 августа 1987 года, определено, что учитывая большое количество незначительных правонарушений – особенно правил дорожного движения, - характер которых не настолько опасен, чтобы накладывать на нарушителей криминальное наказание, Государства-участники имеют веские  основания для введения такой системы, которая разгружает их суды от большинства подобных дел. Преследование и наказание за незначительные правонарушения в административном порядке не противоречит Конвенции при условии, что заинтересованные лица могут обжаловать принятое против них решение в суде, где действуют гарантии статьи 6 Конвенции.

Согласно Закону Латвийской Республики «О дорожном движении» лишение права на управление транспортными средствами на определенный законом срок в качестве меры воздействия на поведение водителя транспортного средства применяется путем наложения взыскания за предусмотренные законом административные правонарушения или в соответствии с установленной настоящим законом системой пунктов учета нарушений, а также в установленных Уголовным законом случаях.

Так, согласно Кодексу об административных правонарушениях, суды рассматривают дела по трем статьям, предусматривающие ответственность за правонарушения по дорожным движениям. Это нарушения за повторное управление транспортным средством при отсутствии права, либо при действительности запрета на использование права на управление (часть 7 статьи 149.4), за нарушение правил регулирования дорожного движения в виде неподчинения повторному или многократному требованию остановить транспортное средство (часть 4 статьи 149.5), а также за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических или иных опьяняющих средств (части 3, 4, 5, 7 и 8 статья 149.15).

Ввиду вышеуказанного по всем иным административным правонарушениям в дорожном движении  дела рассматриваются Учреждениями Государственной полиции. Однако налагать административные взыскания в виде лишения права на управление транспортными средствами от имени учреждений государственной полиции вправе именно начальник Государственной полиции и его заместители, начальники соответствующих управлений (бюро, отделений) и их заместители, начальники Дорожной полиции и их заместители, начальники участков полиции и их заместители.

С 1 января 2017 года в Литовской Республике вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях. Теперь водители, пешеходы и другие участники дорожного движения будут нести ответственность за нарушения правил дорожного движения по новому Кодексу об административных правонарушениях. В новом КоАП не осталось такого наказания, как административный арест. Кроме того, водителям транспортных средств — нарушителям правил дорожного движения, при которых предусмотрено лишение права управления, больше не будут выдавать временные разрешения.

Лишение водительских прав (если водитель был трезв) проводит полиция после предъявления соответствующего постановления дорожного патруля. Если водитель был задержан в состоянии алкогольного опьянения, то решение о лишении водительских прав принимается на месте.

В Республике Беларусь виды административных взысканий определены в статье 6.2. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Административные взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами налагаются органами внутренних дел.

В Кыргызской Республике в 2017 году был принят новый Кодекс
«О нарушениях», который вводится в действие с 1 января 2019 года. Данный Кодекс предусматривает всего два вида административных взысканий: предупреждение и штраф. Дела о нарушениях правил эксплуатации транспортных средств,  нарушениях водителем правил дорожного движения, нарушениях правил дорожного движения пешеходом, велосипедистом, лицом, управляющим гужевым транспортом, погонщиком животных, нарушение иных правил дорожного движения, автохулиганство, управление транспортными средствами без документов, непредоставление транспортного средства в неотложных случаях, управление транспортным средством в состоянии опьянения рассматриваются уполномоченным органом в сфере внутренних дел.

Приостановления действия, лишение лицензии и прекращение действия лицензии на право занятия адвокатской деятельностью производятся по решению Министерства юстиции Кыргызской Республики (статья 22 Закона «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности»), а также решение о лишении (отзыве) аудитора квалификационного сертификата принимается уполномоченным органом (статья 10 Закона Кыргызской Республики «Об аудиторской деятельности»).

В Эстонской Республике согласно статье 125 Закона «О дорожном движении» лишение права управления представляет собой назначенное судом или учреждением, ведущим производство во внесудебном порядке, основное или дополнительное наказание за совершение виновного деяния, связанного с нарушением требований данного Закона. Таковым учреждением является Департамент полиции и пограничной охраны (статья 263).

 

Выводы и предложения

Проект Концепции Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» может быть внесен на дальнейшее рассмотрение с учетом вышеизложенных замечаний.

 

Эксперты:

Ведущий научный  сотрудник

отдела конституционного,

административного права и

государственного управления Б.А. Парманкулова

Научный сотрудник

отдела конституционного,

административного права и

государственного управления А.Б. Сатбаева