Статья на тему «Улучшение позиций в рейтинге ГИК ВЭФ»
Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума (World Economic Forum)[1]
Глобальный индекс конкурентоспособности (ГИК) формируется из 114 показателей, из которых 34 рассчитываются по результатам статистических данных международных организаций, а остальные - по результатам опроса руководителей компаний.
Рейтинг ГИК ВЭФ формируется на основе опроса руководителей в среднем 80-120 казахстанских средних и крупных компаний. Определение респондентов осуществляется методом случайного выбора. При этом, 40% этих компаний представлены респондентами прошлого года, 60% – респондентами новых компаний. На основании заполненных вопросников ГИК ВЭФ самостоятельно проводит расчеты и составляет окончательный рейтинг.
Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний — обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнёрских организаций — ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчёте. В этом году более 14 000 лидеров бизнеса были опрошены в 140 государствах.[2]
Лидером рейтинга является Швейцария (занимает первое место 7 лет подряд). 2 место занимает Сингапур, следом места занимают США, Германия, Голландия, Япония.
Согласно Всемирному ежегодному отчету Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума на 2016 год, опубликованному в сентябре 2015 года Республика Казахстан заняла 42 место, улучшив свои позиции по сравнению с прошлым годом на 8 пунктов.
Министерство юстиции (далее – Минюст) является основным исполнителем по 4 индикаторам:
- "Права собственности" – 67 место (2014 г. - 70 место);
- "Эффективность законодательства в оспаривании административного регулирования" – 52 место (2014 г. - 60 место);
- "Эффективность законодательства в решении спорных вопросов" - 48 место (2014г. – 59 место);
- "Защита интеллектуальной собственности" - 70 место (2014г. – 74 место).
Таким образом, в текущем году по всем индикаторам наблюдается улучшение позиций.
Это лучший результат Казахстана за всю историю участия в рейтинге индекса конкурентоспособности.
Казахстан находится в группе стран с более высоким уровнем развития, в которых большую роль играют факторы эффективности и инновационного развития.
В целом работа Минюста по совершенствованию национального законодательства наряду с другими мерами также влияет на улучшение позиций Республики Казахстан в рейтинге стран.
Например, на сегодняшний день Минюстом разрабатывается проект Закона "Об административных процедурах" в новой редакции. В его разработке принимали участие как ученые, так и международные эксперты и практики.
На сегодняшний день Закон от 27 ноября 2000 года "Об административных процедурах" содержит отдельные общие положения, не оказывающие существенного влияния на административную практику. Предмет его регулирования не в полной мере соответствует общепринятым подходам к таким законодательным актам, не закреплены основополагающие принципы административной процедуры (соразмерности, обоснованности решений и др.), процедурные права частного лица (право на заслушивание и др.). В результате регламентирование административных процедур зачастую осуществляется различными отраслевыми законами и принятыми в их исполнение подзаконными нормативными правовыми актами.
Действующий Закон "Об административных процедурах" в большей степени посвящен урегулированию внутриорганизационных процедур, возникающих в органах исполнительной власти. В то время как предметом регулирования данного закона должны быть общественные отношения, возникающие между гражданином (организацией) и государством в лице его органов и должностных лиц.
В разработанном новом проекте Закона об административных процедурах указанные недостатки устранены, и он по сути является концептуально иным, хотя и содержит в себе ряд положений действующего закона.
Законопроектом закрепляются принципы и стадии административных процедур, требования, предъявляемые к административным актам. Также законопроектом урегулированы основания их отмены, правила обжалования и исполнения.
Законопроект носит рамочный характер для всех административных процедур. В то же время особенности отдельных административных процедур (детализация сроков, специфики рассмотрения тех или иных вопросов различными госорганами) будут также, как и сегодня, регулироваться отраслевыми законами.
Важно отметить, что основным элементом административной юстиции должно стать принятие Административного процессуального кодекса.
На сегодняшний день публично-правовые споры частных лиц с органами власти разрешаются в соответствии с главой 27 "Производство по делам об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих" Гражданского процессуального кодекса.
Вместе с тем, если для гражданско-правовых отношений характерно юридическое равенство сторон, состязательность процесса, то административно-правовые отношения характеризуются юридическим неравенством сторон. В целях выравнивания этого неравенства сторон в административном производстве действует так называемый принцип "виновности государственного органа", а это означает, что заявитель жалобы освобождается от обязанности доказывать противоправность, незаконность обжалуемого акта. Соответственно, закрепляется более активная позиция суда по собиранию доказательств. Судья должен обязать администрацию предоставить обоснование ее действий, истребовать материалы и иные доказательства. В данном случае судья выступает не только арбитром, но и в определенной степени помощником граждан в споре с администрацией.
В этой связи на сегодняшний день Верховным Судом разработан проект Административного процессуального кодекса, основной целью которого является обеспечение эффективной судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, дальнейшее совершенствование судоустройства Республики Казахстан.
В целом принятие указанных законопроектов и их качественное информационное сопровождение позволит в дальнейшем улучшить позиции по данному индикатору.
Кроме того, Минюстом в целях совершенствования и развития гражданского законодательства Республики Казахстан, а также дальнейшего укрепления роли Гражданского кодекса разработан законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского законодательства".
Проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского законодательства" (далее – законопроект) разработан во исполнение Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года.
Разработка законопроекта направлена на совершенствование и развитие гражданского законодательства Республики Казахстан, дальнейшее укрепление роли Гражданского кодекса, т.к. действующие нормы кодекса, определяя правовые основы современной рыночной экономики, не отражают в полной мере особенностей правового регулирования отдельных гражданско-правовых институтов.
Комплексное развитие отечественного гражданского законодательства и его эффективное применение в соответствии с установленными основными направлениями правовой политики государства будут способствовать дальнейшему укреплению режима законности, соблюдению конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Одним из направлений законопроекта является совершенствование института защиты прав собственности, которое выражается в следующих подходах:
Усиление действия принципа добросовестности участников гражданских правоотношений.
Законопроектом предусмотрено, что при приобретении прав на имущество в силу приобретательной давности, владелец имущества считается добросовестным, если он докажет, что завладел имуществом в результате правомерных действий (бездействия), т.е. есть имущество оказалось у данного владельца в результате событий и действий, которые прямо признаются законом, иными правовыми актами, либо не противоречат им, но не получили правового оформления (например, передача собственником жилища без соблюдения предусмотренной законом формы договора купли-продажи, аренды и т.д.).
Кроме того законопроектом предусматривается, что право собственности на недвижимое имущество по приобретательной давности будет возникать по истечении не 7, а 15 лет.
Совершенствование института недействительности сделок.
В целях повышения уровня защищенности участников договорных отношений от возможной судебной волокиты, а также упрощения порядка пресечения очевидных правонарушений, законопроектом предлагается деление сделок на ничтожные и оспоримые.
Так, под ничтожной сделкой понимается сделка, недействительность которой признается в силу предписания закона, т.е. независимо от признания ее недействительной в судебном порядке (несоблюдение требований по форме и содержанию договоров; сделки, ограничивающие права сторон; сделки с умышленным нарушением обязательства; сделки, направленные на нарушение закона или ставшие возможными в результате этого и др.), в то время как оспоримая сделка признается недействительной в силу признания ее таковой судом.
Указанные поправки направлены на упрощение порядка пресечения очевидных правонарушений в сделках без прохождения судебных процедур, что в значительной степени сократит временные и материальные затраты сторон.
Расширение положений о вещных правах и основаниях их возникновения.
Необходимость разработки положений о вещном праве и видах вещных прав вызвана тем, что в настоящее время они закреплены лишь в теории гражданского права.
В этой связи некоторые вопросы, возникающие в практике применения таких положений, требуют законодательного регламентирования.
Так, законопроектом закрепляется момент возникновения права собственности на вновь созданное недвижимое имущество, которым является государственная регистрация права собственности на него.
Предлагаемые законопроектом положения необходимы для правового закрепления фактического права обладания недвижимым имуществом, т.е. установления юридической силы наступления права собственности на недвижимое имущество.
Вместе с тем, Минюстом в целях урегулирования спорных вопросов, возникающих между сторонами, снижения нагрузки на суды общей юрисдикции, разработан законопроект "Об арбитраже" (далее – законопроект).
Проект
Закона "Об арбитраже" (далее – законопроект) разработан во
исполнение поручения Президента Республики Казахстан
Н.А. Назарбаева по разработке единого закона об арбитраже: "для эффективной инвестиционной деятельности необходимо полноценное
развитие арбитража. Следует рассмотреть возможность принятия комплекса мер по
развитию отечественного арбитража, работающего по общепринятым международным
стандартам", данного на открытии четвертой сессии Парламента РК пятого
созыва 2 сентября 2014 года.
Арбитраж является внесудебным способом быстрого и эффективного разрешения спора на взаимоприемлемых для сторон условиях.
Состояние и развитие института арбитража играет немаловажную роль в эффективности решения спорных вопросов и отражает степень реализации прав граждан и юридических лиц по защите своих прав и интересов всеми не запрещенными законодательством способами.
Преимущества арбитражного разбирательства:
- независимость и беспристрастность арбитра, обеспечиваемая процедурой избрания арбитров самими сторонами спора и законодательными нормами об исключении заинтересованности арбитров в исходе дела;
- возможность определения сторонами процедуры рассмотрения спора;
- более широкие возможности обеспечения конфиденциальности и быстрота разрешения спора;
- обеспечение атмосферы сотрудничества, поскольку арбитраж содействует достижению сторонами взаимоприемлемого соглашения;
- окончательность арбитражного решения;
- обязательность арбитражного решения для сторон и гарантированность принудительного исполнения этого решения.
Одним из основных направлений законопроекта является развитие и совершенствование системы альтернативного урегулирования споров.
Законопроектом предусмотрены следующие новые подходы, направленные на повышение эффективности разрешения споров в арбитраже:
- отнесение к подведомственности арбитража всех частноправовых споров (кроме тех, которые затрагивают интересы несовершеннолетних лиц, лиц, признанных недееспособными, интересы государства, возникают из личных неимущественных отношений, споры о банкротстве и реабилитации, между субъектами естественных монополий и их потребителями);
- закреплен принцип автономности арбитражного соглашения, а также расширено действие принципа конфиденциальности, разработаны меры по обеспечению его соблюдения;
- установлен запрет на образование арбитражей при государственных органах, а также госпредприятий с участием государства;
- повышены квалификационные требования, предъявляемые к арбитрам, предусмотрена регламентация процедурных вопросов арбитражного разбирательства;
- закреплены основания отмены, пересмотра арбитражного решения по вновь открывшимся обстоятельствам;
- исключен принцип законности как основание для отмены арбитражного решения.
В целом принятие данного законопроекта и качественное информационное сопровождение позволит улучшить позиции в рейтинге ГИК ВЭФ.
Приняты меры по совершенствованию законодательства и выявлению правонарушений в сфере интеллектуальной собственности.
Так, 7 апреля 2015 года Президентом Республики Казахстан подписан Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам правового регулирования сферы интеллектуальной собственности".
Закон предусматривает конкретизацию обязанностей организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, установление предельного процента удержаний на покрытие собственных расходов, исключение инновационного патента из перечня инструментов охраны прав на объекты промышленной собственности в Казахстане, а также пересмотр норм действующего законодательства в части регламентации прав на служебные объекты промышленной собственности и др.
8 сентября 2015 года в городе Гродно был подписан Договор о координации действий уполномоченных органов по защите прав интеллектуальной собственности.
Договор направлен на установление сотрудничества уполномоченных органов и Евразийской экономической комиссии в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.
Проведены внутригосударственные процедуры по утверждению текста международного договора.
Осуществляется тесное сотрудничество с Национальной палатой предпринимателей, коллективными организациями и субъектами предпринимательства по вопросам охраны интеллектуальной собственности.
По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (по состоянию на 24 декабря 2015 года) в сфере интеллектуальной собственности уполномоченными государственными органами в 2015 году выявлены следующие правонарушения:
- по статье 158 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" (незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или фирменного наименования) 257 фактов;
- по статье 198 Уголовного кодекса (нарушение авторских прав и (или) смежных прав) 306 фактов;
- по статье 199 Уголовного кодекса (нарушение прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения или топологии интегральных микросхем) 3 факта;
- по статье 222 Уголовного кодекса (незаконное использование товарного знака) 41 факт.
Значительное количество уголовных правонарушений связано с распространением контрафактной продукции (в основном "пиратских" CD и DVD-дисков). Наибольшее количество таких фактов выявлено в городах Астане и Алматы, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской и Южно-Казахстанской областях.
В целях исполнения поставленной задачи Президента РК по проведению системной работы по переходу на стандарты ОЭСР в сфере защиты интеллектуальной собственности создана рабочая группа по выработке предложений по системному переходу на стандарты ОЭСР в сфере защиты прав интеллектуальной собственности.
Разработан проект Закона, направленный на приведение законодательства в сфере интеллектуальной собственности к стандартам стран ОЭСР.
На сегодняшний день Минюстом принимаются все необходимые меры для улучшения позиций в рейтинге ГИК ВЭФ и обеспечения вхождения в 30-ку конкурентоспособных стран.
В рамках эффективности законодательства в оспаривании административного регулирования Минюста проведен социологический опрос по вопросам эффективности правовых рамок в оспаривании законности действий Правительства, принят Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования системы отправления правосудия".
5-6 ноября 2015 года Минюстом совместно с Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ) при поддержке Верховного Суда Республики Казахстан в г. Астана проведена VI международная научно-практическая конференция по административному праву на тему: "Административный акт: издание, содержание и оспаривание".
Также, в целях усиления защиты права собственности 17 июля 2015 года принят Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, гарантирования защиты договорных обязательств и ужесточения ответственности за их нарушения".
Кроме того, активную работу проводят территориальные органы юстиции.
Так на постоянной основе территориальными органами юстиции проводится информационно-разъяснительная работа в части публикаций интервью с представителями центральных государственных и местных исполнительных органов о принимаемых мерах, направленных на защиту прав собственности, проведения круглых столов, пресс-конференций и диалоговых площадок по обсуждению норм законодательства в части защиты прав собственности, освещения в СМИ возможности получения гражданами и юридическими лицами консультаций по правовым вопросам в юридических консультациях, проведения дня открытых дверей в территориальных органах юстиции и дача консультаций местным предпринимателям.
Минюстом в целях урегулирования спорных вопросов проведен анализ Закона "О медиации" на предмет его совершенствования как одного из способов урегулирования споров.
Вместе с тем, 3 ноября 2015 года проведено интервью на телевидении с представителем Минюста по разъяснению основных положений принятого Гражданского процессуального кодекса.
На сегодняшний день Минюстом в целях дальнейшего улучшения позиций в рейтинге ГИК ВЭФ разработаны внутренний и внешний планы мероприятий.
Внутренний план предусматривает мероприятия внутри Минюста и его территориальных подразделений, а внешний план предусматривает реализацию согласованных с заинтересованными государственными органами мероприятий.
Так, Планами предусматривается проведение организационных мероприятий, праворазъяснительной работы, информационного сопровождения проектов законов.
При этом информационное сопровождение будет осуществляться с использованием всех возможных средств массовой информации и иных способов доведения информации до граждан. Так, помимо традиционной работы со СМИ через сеть нотариусов, адвокатов, судебных исполнителей и территориальные органы юстиции, до населения будет доводиться соответствующая информация в виде памяток, брошюр, которые будут раздаваться бесплатно и содержать необходимую им информацию, предоставляющую ответы на наиболее интересующие их вопросы в контексте работы по улучшению показателей ГИК.
Будут также максимально использоваться возможности сети интернет, для чего на сайте Минюста, а также на ИПС "Адилет" вывешены соответствующие баннеры с размещением соответствующей информации о проводимой работе по улучшению показателей ГИК ВЭФ.
Для максимального охвата населения данной информационной кампанией, Минюстом, при поддержке негосударственного сектора, будут организованы вебинары.
Минюстом запланированы также выступления заместителей Министра юстиции и других ответственных сотрудников Министерства на телевидении, через Службу центральных коммуникаций, интервью и публикации в печатных и электронных СМИ.
В заключении хотелось бы отметить, что задача по вхождению Республики Казахстан в число тридцати самых конкурентоспособных стран, поставленная Главой государства перед Правительством, очень амбициозна. В условиях глобализации экономических процессов Казахстан находится в режиме жесткой конкуренции с другими странами. И чем выше наши позиции, тем сильнее конкуренты.
Достижение высоких мест в международных рейтингах не является самоцелью. Нашей задачей является модернизация правовой системы, построение такого законодательства, которое бы обеспечивало надлежащую защиту прав и реализацию конституционных свобод граждан. Качественное законодательство должно стать основой для экономического роста, развития предпринимательства. Только так мы сможем создать действительно конкурентоспособную на мировой арене экономику.
Улучшение позиций в рейтинге должно стать отражением казахстанской реальности. Предприниматели должны реально ощущать на себе работу Правительства по улучшению условий ведения бизнеса. Именно поэтому мы уделяем большое внимание работе по информационному сопровождению законопроектной деятельности.
Люди должны знать о законодательных инициативах Правительства, принимать участие в разработке и обсуждении законопроектов, понимать выгоды для себя и нововведения принимаемых законов. Над этим мы и работаем.
Директор
департамента законодательства
Е. Бузурбаев
[1] http://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info