Проект закона «Об административных процедурах»

Проект

Закон Республики Казахстан
"Об административных процедурах" (новая редакция)

Настоящий Закон направлен на установление административных процедур, способствующих совершенствованию организации управленческой деятельности, обеспечению бесперебойного функционирования уполномоченных лиц и государственных органов, оперативному принятию управленческих решений, соблюдению и защите прав и свобод граждан, недопущению злоупотребления уполномоченными лицами и государственными органами своими полномочиями.

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) административная процедура – деятельность уполномоченных лиц и государственных органов по принятию, исполнению, изменению либо отмене административного решения на основании заявления физических либо юридических лиц или по собственной инициативе, а также деятельность по рассмотрению административных жалоб, осуществляемая в соответствии с настоящим Законом;

2) уполномоченные лица – органы исполнительной власти, местного самоуправления, а также физические и юридические лица, уполномоченные на основании закона выполнять определенные функции в рамках административных процедур в соответствии с настоящим Законом;

3) государственные органы – органы исполнительной власти, а также органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту;

4) административное решение – решение, принимаемое уполномоченными лицами и государственными органами по итогам административной процедуры в соответствии с настоящим Законом, по конкретному случаю, порождающее правовые последствия для определенного лица или индивидуально определенного круга лиц;

5) благоприятное административное решение – решение, предоставляющее адресату административного решения новые права или подтверждающее его право, либо отменяющее возложенную на него обязанность, а также иным образом улучшающее его положение;

6) дискреционное полномочие (усмотрение) – предоставленная законами уполномоченным лицам возможность принимать или не принимать решение, либо выбирать вариант решения, его вид и содержание;

7) адресат административного решения – лицо, которое обратилось для принятия административного решения (заявитель) или лицо, в отношении к которому уполномоченное лицо или государственный орган по своей инициативе намерен принять или принял административное решение;

8) заинтересованное лицо – не являющиеся адресатом административного решения лицо, чьи права или охраняемые законом интересы затронуты или могут быть затронуты в результате принятого или принимаемого административного решения;

9) обременяющее административное решение – решение, отказывающее в предоставлении права адресату административного решения, лишающее или ограничивающее его право, либо возлагающее на него определенную обязанность, а также иным образом ухудшающее его положение.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об административных процедурах

1. Законодательство Республики Казахстан об административных процедурах основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие при осуществлении административных процедур.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении уполномоченными лицами и государственными органами деятельности по:

1) рассмотрению обращений физических и юридических лиц, порядок рассмотрения которых регулируется законодательством Республики Казахстан о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц;

2) рассмотрению дел, предусмотренных законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством;

3) стратегическому, бюджетному и экономическому видам планирования, порядок осуществления которых устанавливается законодательством Республики Казахстан;

4) подготовке нормативных правовых актов, процедура подготовки которых предусмотрена законодательством Республики Казахстан о правовых актах.

3. Предусмотренные настоящим Законом административные процедуры в части, не урегулированной законодательными актами, применяются в деятельности:

1) Президента Республики Казахстан, государственных органов и должностных лиц, обеспечивающих деятельность главы государства;

2) аппаратов палат Парламента, Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан;

3) аппаратов Конституционного Совета, Верховного Суда и иных судов Республики Казахстан;

4) Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан;

5) аппаратов местных представительных органов Республики Казахстан.

Статья 4. Общие принципы административных процедур

Предусмотренные настоящим Законом административные процедуры основываются на принципах:

1) законности;

2) равенства всех перед законом и судом;

3) приоритета прав и свобод граждан, недопустимости проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений граждан и организаций;

4) обязательности для всех граждан, организаций и должностных лиц предусмотренных административными процедурами действий и решений;

5) взаимной ответственности и баланса интересов личности, общества и государства;

6) учета общественного мнения и гласности при строгом соблюдении законодательства о государственных секретах и иной охраняемой законом тайне;

7) единства требований административных процедур для уполномоченных лиц и государственных органов всех уровней;

8) экономичности и эффективности.

Статья 5. Исчисление сроков

1. Срок определяется календарной датой или указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Срок может устанавливаться также как период времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями, днями (календарными или рабочими) или часами.

2. Срок, исчисляемый годами, начинается с календарной даты или со дня наступления события, которыми определено его начало, и истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

3. Срок, исчисляемый месяцами, начинается с календарной даты или со дня наступления события, которыми определено его начало, и истекает в соответствующий день (число) последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

4. Срок, исчисляемый неделями, начинается с календарной даты или со дня наступления события, которыми определено его начало, и истекает в соответствующий день последней недели срока.

5. Срок, исчисляемый днями, начинается с календарной даты или со дня наступления события, которыми определено его начало, и истекает в последний день установленного периода.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

6. Срок, исчисляемый часами, начинается с минуты наступления события, которой определено его начало, и истекает в последнюю минуту установленного периода.

Раздел 2. Административные процедуры в деятельности уполномоченных лиц

Глава 1. Принципы административных процедур в деятельности уполномоченных лиц

Статья 6. Принцип равенства

1. Уполномоченному лицу запрещается принимать разные решения по различным делам, имеющим одинаковые существенные фактические обстоятельства.

2. Уполномоченному лицу запрещается принимать одинаковые решения по различным делам, имеющим разные существенные фактические обстоятельства.

3. Если уполномоченное лицо осуществило свое дискреционное полномочие (усмотрение) определенным образом, то в дальнейшем оно обязано осуществлять свои дискреционные полномочия таким же образом.

От этого самоограничения уполномоченное лицо вправе отказаться только в том случае, если возникли существенные обстоятельства, имеющие отношение к делу, и в дальнейшем оно намерено постоянно принимать последнее дискреционное решение.

4. В целях обеспечения принципа равенства уполномоченное лицо принимает Инструкции по осуществлению дискреционного полномочия (усмотрения).

Статья 7. Принцип запрещения злоупотребления формальными требованиями

1. Уполномоченным лицам запрещается обременять лиц обязанностями или отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, в том числе внутриорганизационных правил, если материалы административной процедуры могут быть рассмотрены без их соблюдения, за исключением случаев, предусмотренных законом в качестве обязательных условий.

2. Несоблюдение лицом формальных требований, в том числе внутриорганизационных правил не должно обращаться ему во вред, если возложенные на него обязанности исполнены в содержательном смысле.

Статья 8. Принцип охраны права на доверие

1. Под правом на доверие понимается, что лицо может быть уверенным в том, что административное решение уполномоченного лица является законным и последовательным.

Ошибка уполномоченного лица, в допущении которой лицо невиновно, не может быть обращена во вред этому лицу.

2. Право на доверие также распространяется на письменные обещания и заявления уполномоченных лиц в связи с последующим принятием либо непринятием соответствующего административного решения и охраняется законом.

3. Право на доверие не может служить обоснованием незаконных действий.

Статья 9. Принцип соразмерности

Меры, предусматривающее какое-либо ограничение прав и свобод физических либо юридических лиц, должны быть направлены на установленные Конституцией и законами Республики Казахстан цели и должны быть соразмерны, то есть являться подходящими, необходимыми и пропорциональными для достижения их цели с учетом своего содержания, места, времени и охватываемого круга лиц.

Статья 10. Принцип презумпции достоверности

1. Представленные лицами данные и сведения о фактических обстоятельствах, рассматриваемых уполномоченным лицом, считаются достоверными до тех пор, пока уполномоченное лицо не обосновало обратное.

2. Запрещается требовать от лиц предоставления документов или дополнительных сведений, удостоверяющих их данные и сведения, если такое требование не установлено законом.

3. Если у уполномоченного лица имеются обоснованные подозрения в подлинности предоставленных лицами данных и сведений, то оно обязано самостоятельно и за свой счет предпринимать меры для подтверждения их подлинности.

4. Лица несут предусмотренную законами ответственность за предоставление уполномоченным лицам ложных данных и сведений.

Статья 11. Принцип "большее включает в себя меньшее"

1. Уполномоченные лица не вправе требовать от лиц совершения таких действий, которые уже были совершены со стороны этих лиц в рамках других действий.

2. Если документы (сведения), представленные уполномоченным лицам, подтверждают содержание других необходимых документов, то последние не могут быть истребованы дополнительно или отдельно.

3. Если предоставленные уполномоченными лицами разрешения включают в себя в содержательном смысле также другие разрешения, то считается, что они также были предоставлены.

Статья 12. Принцип простоты, экономичности и эффективности

Уполномоченное лицо организует рассмотрение материалов административной процедуры так, чтобы использовать эффективные и минимально необходимые средства и способы для его разрешения.

Глава 2. Основные процедурные положения в деятельности уполномоченных лиц

Статья 13. Изменение обстоятельств, являющихся основой для решения вопроса о подведомственности

1. Уполномоченное лицо обязано самостоятельно проверить свою компетенцию по решению вопросов, указанных в заявлении или жалобе лица.

2. Если уполномоченное лицо установило, что решение дела не относится к его компетенции, то оно отказывает в его рассмотрении в письменной форме и в течение трех рабочих дней передает его на рассмотрение компетентного органа, уведомив об этом лицо.

3. Споры между уполномоченными лицами о подведомственности решаются комиссией в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан.

Статья 14. Проверка подведомственности

Если в ходе административной процедуры изменяются обстоятельства, являющиеся основой для решения вопроса о подведомственности, то обладавшее компетенцией уполномоченное лицо может продолжить административную процедуру в интересах участников при наличии согласия уполномоченного лица, обладающего компетенций в настоящее время.

Статья 15. Использование электронной формы

Документы, требуемые для осуществления административных процедур, а также письменные административные решения могут предоставляться в электронной форме в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Казахстан.

Статья 16. Взаимное содействие уполномоченных лиц

1. Уполномоченные лица обязаны в пределах своих полномочий и при наличии возможностей оказывать взаимное содействие.

2. Если содействие может быть оказано несколькими уполномоченными лицами, то запрашивающее уполномоченное лицо должно обратиться к тому уполномоченному лицу, которое, по его мнению, в состоянии наиболее эффективным способом и в короткий срок предоставить необходимое содействие.

3. Если осуществление запрашиваемого содействия не входит в компетенцию уполномоченного лица, то оно обязано переадресовать запрос о содействии соответствующему компетентному уполномоченному лицу.

Статья 17. Условия взаимного содействия уполномоченных лиц

Уполномоченное лицо обращается о содействии при:

1) невозможности самостоятельно совершить какое-либо действие;

2) истребовании подтверждения фактов, неизвестных уполномоченному лицу при решении определенного вопроса, которые уполномоченное лицо не может установить самостоятельно;

3) наличии необходимых для решения конкретного вопроса документов или иной информации у иного уполномоченного лица;

4) превышении расходов, требуемых для самостоятельного решения конкретного вопроса, над расходами, требуемыми для решения данного вопроса иным уполномоченным лицом в порядке взаимного содействия.

Статья 18. Основания для отказа в оказании содействия

1. Уполномоченное лицо обязано отказать в оказании содействия, если:

1) осуществление запрашиваемого содействия противоречит законодательству Республики Казахстан или не входит в компетенцию уполномоченного лица;

2) документы (сведения), необходимые для оказания содействия, относятся к государственным секретам и иной охраняемой законом тайне, и их предоставление уполномоченному лицу запрещается законом.

2. Уполномоченное лицо вправе отказать в предоставлении помощи, если:

1) иное уполномоченное лицо в состоянии оказать содействие с существенно меньшими усилиями;

2) для оказания содействия необходимо приложить несоразмерно большие усилия, чем те, которые приложило бы уполномоченное лицо, запрашивающее содействие;

3) оказание содействие может существенным образом препятствовать осуществлению собственных полномочий.

3. Уполномоченное лицо не вправе отказать в содействии по основаниям, не предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

4. В случае отказа уполномоченного лица от оказания содействия, оно обязано сообщить об этом уполномоченному лицу, обратившемуся к нему, не позднее трех рабочих дней со дня поступления обращения.

5. Отказ уполномоченного лица от оказания содействия может быть оспорен в вышестоящем уполномоченном лице, а при его отсутствии в компетентный государственный орган, которые в кратчайшие сроки, но не более пяти рабочих дней, с момента поступления материалов принимают окончательное решение по спору об отказе в предоставлении содействия. В случае признания отказа необоснованным вышестоящее уполномоченное лицо или компетентный государственный орган поручает уполномоченному лицу немедленно оказать содействие.

Статья 19. Заверение копий документов

1. Уполномоченное лицо заверяет копии административных решений либо иных документов, предоставляемых ему, либо подведомственному ему органу, за исключением случаев, когда законом предусмотрены исключительные полномочия иных уполномоченных лиц по заверению копий этих документов. Заверение осуществляется при представлении подлинника заверяемого административного решения либо иного документа.

Заверенная копия административного решения либо иного документа является равнозначной подлиннику.

2. Копии административного решения либо иного документа не подлежат заверению, если их подлинное содержание изменено или нарушена цельность.

3. Заверение осуществляется путем проставления на каждой странице заверяемой копии подписи должностного лица и печати (при наличии), а также путем надписи на последней странице, которая должна содержать следующие сведения:

1) точное наименование документа, копия которого заверяется;

2) подтверждение соответствия копии документа подлиннику.

Статья 20. Оказание взаимного содействия между уполномоченными лицами государств-членов Евразийского экономического союза

Оказание помощи между уполномоченными лицами государств-членов Евразийского экономического союза осуществляется по правилам, установленным международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Статья 21. Участники административной процедуры

1. Участниками административной процедуры являются:

1) адресат административного решения;

2) уполномоченное лицо;

3) заинтересованные лица, привлеченные уполномоченным лицом к административной процедуре в качестве участников.

2. Заинтересованные лица привлекаются к административной процедуре на основании заявления или по инициативе уполномоченного лица, если предполагаемое административное решение может оказать непосредственное воздействие на их права и охраняемые законом интересы.

Статья 22. Иные лица, привлекаемые к административной процедуре

Иными лицами, привлекаемыми к административной процедуре, являются свидетели, эксперты, переводчики, а также другие лица, содействующие правильному рассмотрению материалов административной процедуры и принятию по ним решения.

Статья 23. Представительство в административной процедуре

1. Физическое лицо может участвовать в административной процедуре лично или через представителя. Личное участие лица не лишает его права иметь по этому делу представителя. Наличие представителя не лишает лица права на личное участие в деле.

От имени юридического лица участие в административной процедуре принимает его руководитель или представитель на основании доверенности.

2. Представителем в административной процедуре может быть любое дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленное полномочие в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан.

3. Представителем адресата административного решения или заинтересованного лица не вправе быть лицо, являющееся работником данного уполномоченного лица.

4. Лица, указанные в статье 22 настоящего Закона, принимают участие в административной процедуре лично.

Статья 24. Получение документов

1. Административное решение либо иные документы, адресуемые участнику административной процедуры, не имеющему постоянного места жительства в Республике Казахстан, могут быть получены лицом, определенным в течение трех рабочих дней этим участником по требованию уполномоченного лица.

Уполномоченное лицо обязано переслать данному лицу все документы, предусмотренные для лица, участвующего в административной процедуре.

2. Если лицо, участвующее в административной процедуре, не выполнило требование, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, то уполномоченное лицо не несет ответственность за неполучение или несвоевременное получение документов данным участником.

Статья 25. Обстоятельства, исключающие участие в административной процедуре

1. Должностное лицо уполномоченного лица, эксперт, переводчик не имеют право участвовать в административной процедуре, в том числе рассматривать и разрешать дело в следующих случаях:

1) если они выступали или выступают в качестве иных участников процедуры или их представителей;

2) если они являлись или являются близким родственником, супругом (супругой) или свойственником одного из участников процедуры;

3) если они или кто-либо из близких родственников, супруг (супруга) или свойственник являются членами органов управления или имеют акции (доли уставного фонда) юридического лица, являющегося участником процедуры;

4) если они лично, прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в их объективности и беспристрастности.

2. Под близкими родственниками и свойственниками в пункте 1 настоящей статьи понимаются лица, указанные в качестве таковых в Кодексе Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье".

3. Эксперт также не вправе участвовать в осуществлении административной процедуры, если он находится в служебной или иной зависимости от участника процедуры, в том числе и от должностного лица уполномоченного лица.

Статья 26. Отвод (самоотвод) должностного лица уполномоченного лица, эксперта, переводчика

1. Если имеется одно из оснований, предусмотренных в статье 25 настоящего Закона:

1) участники административной процедуры вправе письменно заявить отвод должностному лицу уполномоченного лица, эксперту, переводчику;

2) должностное лицо уполномоченного лица, эксперт, переводчик обязаны письменно заявить самоотвод.

2. Отвод (самоотвод) может быть заявлен до завершения административной процедуры незамедлительно, когда стало известно наличие одного из оснований, установленных в статье 25 настоящего Закона.

3. Повторное заявление об отводе одному и тому же должностному лицу уполномоченного лица, эксперту, переводчику может быть рассмотрено, если в нем указаны новые основания или новые факты.

Решение по заявленному отводу (самоотводу) подлежит принятию в течение одного рабочего дня, со дня подачи отвода (самоотвода).

Решение об отводе должностного лица уполномоченного лица принимает его руководитель .

Решение об отводе руководителя уполномоченного лица принимается вышестоящим уполномоченным лицом, если только руководитель нижестоящего уполномоченного лица по своей инициативе не отстранится от осуществления административной процедуры.

Решение об отводе эксперта и переводчика принимается должностным лицом, осуществляющим данную административную процедуру.

4. Участие эксперта или переводчика ранее в той же административной процедуре в качестве эксперта или переводчика не является основанием для его отвода (самоотвода).

5. Мотивированное решение по отводу (самоотводу) должно быть оформлено в письменной форме. Копия решения направляется участникам административной процедуры.

6. Отвод (самоотвод) не принимается, если имеется объективная причина невозможности определения другого должностного лица уполномоченного лица, эксперта или переводчика.

Статья 27. Язык осуществления административных процедур

1. Административные процедуры осуществляются на государственном языке, а при необходимости в процедурах наравне с государственным употребляется русский.

2. Участникам административных процедур, не владеющим или недостаточно владеющим государственным языком, разъясняется и обеспечивается право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить административные жалобы, знакомиться с материалами дела, выступать при его рассмотрении на русском языке.

При использовании участниками административных процедур других языков, они пользуются услугами переводчика.

Статья 28. Протоколирование административной процедуры

1. Если осуществление административной процедуры проводится в форме заседания, то уполномоченное лицо обязано вести протокол заседания.

2. Участники административной процедуры имеют право ознакомиться с протоколом и представить замечания к нему. Об отклонении замечаний указывается в протоколе.

Глава 3. Порядок осуществления административной процедуры уполномоченными лицами

Статья 29. Основания возбуждения административной процедуры

1. Основаниями для возбуждения административной процедуры являются:

1) заявление физического или юридического лица;

2) инициатива уполномоченного лица.

2. В случае, предусмотренном подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, административная процедура считается возбужденной со дня поступления заявления уполномоченному лицу, за исключением тех случаев, когда заявление в соответствии с настоящим Законом переадресовано компетентному уполномоченному лицу.

3. В случае, предусмотренном в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи, административная процедура возбуждается со дня начала действия (действий), которое направлено на принятие административного решения по инициативе уполномоченного лица.

Статья 30. Общие требования, предъявляемые к заявлению

1. Заявление подается уполномоченному лицу и должно содержать:

1) фамилию, имя, отчество (если оно имеется в удостоверяющем личность документе) заявителя - физического лица или полное наименование заявителя - юридического лица;

2) адрес заявителя;

3) наименование уполномоченного лица, которому подается заявление;

4) краткое содержание требования;

5) число, месяц и год подачи заявления;

6) подпись заявителя - физического лица или подпись руководителя юридического лица, заверенная печатью юридического лица (при ее наличии);

7) перечень прилагаемых к заявлению документов, если таковые имеются;

8) иную информацию, известную заявителю, без которой рассмотрение заявления невозможно.

Если за получение административного решения законом предусматривается уплата государственной пошлины или другого обязательного платежа, то должен быть представлен документ, подтверждающий их уплату.

Если заявление представляется через представителя, то должен быть представлен документ, подтверждающий данное полномочие.

2. Заявление может быть подано уполномоченному лицу в устной форме, которое фиксируется должностным лицом уполномоченного лица в письменном виде с указанием сведений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

3. Заявление направляется уполномоченному лицу лично, по почте или иным предусмотренным законодательством Республики Казахстан способом.

Статья 31. Оказание помощи участникам административной процедуры

1. Уполномоченное лицо обязано разъяснить участникам административной процедуры их права и обязанности по вопросам, связанным с заявлением, содействовать оформлению заявления и приложенных к нему документов, в том числе предоставить возможность устранить формальные ошибки или дополнить список прилагаемых документов, либо самостоятельно исправить формальные ошибки, предварительно или в последствие, известив об этом заявителя.

2. Соответствующее уполномоченное лицо обязано на основании заявлений физических и юридических лиц выдавать им образцы заявлений и иных связанных с административной процедурой формуляров (бланков) либо пересылать их посредством почтовой связи либо иных каналов связи.

Статья 32. Принятие заявления

1. Уполномоченное лицо обязано принять любое заявление и зарегистрировать его в тот же день.

2. Если законом не установлено иное, уполномоченное лицо обязано в течение трех рабочих дней со дня приема заявления направить либо выдать заявителю справку о дате и номере регистрации заявления.

Статья 33. Направление заявления компетентному уполномоченному лицу

1. Если заявление было подано не компетентному уполномоченному лицу, то такое уполномоченное лицо, в течение трех рабочих дней переадресовывает его компетентному уполномоченному лицу, известив об этом заявителя.

2. Если одно или несколько из представленных в заявлении требований относятся к компетенции другого уполномоченного лица, то уполномоченное лицо переадресовывает заявление в этой части компетентному уполномоченному лицу, известив об этом заявителя.

По заявлениям, относящимся к его компетенции уполномоченное лицо, возбуждает производство в порядке, предусмотренном статьей 29 настоящего Закона.

Статья 34. Основания возбуждения административной процедуры по инициативе уполномоченного лица

1. Основанием для возбуждения административной процедуры по инициативе уполномоченного лица является требование закона о необходимости принятия административного решения или дискреционное полномочие (усмотрение), возложенное законами на уполномоченное лицо.

2. Уполномоченное лицо в течение трех рабочих дней после возбуждения административной процедуры извещает участников процедуры или их представителей о возбуждении административной процедуры. Уполномоченное лицо извещает указанные лица, а в случае необходимости также эксперта, переводчика, а также представителей других уполномоченных лиц о мероприятиях, необходимых для осуществления процедуры.

Статья 35. Участие в административной процедуре адресата административного решения и заинтересованных лиц

1. Уполномоченное лицо обязано создать необходимые условия для обеспечения участия адресата административного решения и заинтересованного лица либо их представителей в деле.

2. Если иное не предусмотрено законом, до принятия административного решения уполномоченное лицо обязано заслушивать адресата административного решения и заинтересованных лиц, либо их представителей.

3. Уполномоченное лицо может отказаться от заслушивания адресата административного решения и заинтересованных лиц либо их представителей в следующих случаях:

1) если предусмотрено принятие благоприятного административного решения, которое не затрагивает права других лиц;

2) при возникновении необходимости незамедлительного принятия административного решения в целях предотвращения либо устранения опасности, могущей причинить вред общественным либо государственным интересам;

3) если предусмотрено принятие административных решений общего характера, либо многочисленных административных решений идентичного содержания или административных решений, принимаемых в автоматическом режиме с использованием технических (автоматических устройств) средств;

4) если предусмотрено принятие промежуточного решения;

5) если предусмотрено принятие административного решения в устной или конклюдентной форме.

Статья 36. Исследование обстоятельств дела

1. Уполномоченное лицо обязано всесторонне, полно и объективно исследовать все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела.

2. Уполномоченное лицо не связано объяснениями и доводами участников административной процедуры и представленными доказательствами.

3. Уполномоченное лицо не вправе отказать в исследовании и учете обстоятельств, представленных участниками административной процедуры, рассмотрение которых входит в его компетенцию.

Статья 37. Ознакомление с материалами административной процедуры

1. Участники административной процедуры во время и после завершения процедуры вправе знакомиться с материалами административной процедуры.

2. Возможность ознакомления с материалами административной процедуры должна быть предоставлена не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня представления ходатайства.

3. При предоставлении материалов административной процедуры уполномоченное лицо обязано обеспечить охрану государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.

4. В случае отказа в предоставлении для ознакомления документа, в содержание которого входят государственные секреты или иная охраняемая законом тайна, уполномоченное лицо обязано без причинения вреда охраняемым законом интересам предоставить лицу по возможности полные сведения о содержании данного документа.

Участники административной процедуры вправе получить копии документов и иных материалов, связанных с делом.

Статья 38. Доказательства в административной процедуре

1. В административной процедуре в качестве доказательств оцениваются любые фактические данные, на основе которых уполномоченное лицо устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для дела.

2. Запрещается использование доказательств, полученных с нарушением законодательства.

3. Лица, участвующие в административной процедуре, обязаны оказывать содействие в установлении всех фактических обстоятельств дела, предоставлять сведения об известных им фактах, имеющих значение для дела, представлять имеющиеся у них необходимые доказательства.

4. При отсутствии у лица, участвующего в административной процедуре, возможности самостоятельного получения необходимых доказательств, он обращается к уполномоченному лицу с ходатайством об истребовании данных доказательств. В ходатайстве указывается значение доказательств для дела, их признаки и место нахождения. Уполномоченное лицо обязано истребовать данные доказательства и обеспечить их представление.

Статья 39. Свидетельские показания

По своему желанию свидетель может изложить показания устно или в письменной форме без явки уполномоченному лицу. При необходимости уполномоченное лицо может пригласить свидетеля и задать ему вопросы.

Статья 40. Назначение экспертизы

1. Экспертиза назначается в случаях, когда обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены в результате исследования материалов дела, проводимого экспертом на основе специальных научных знаний.

2. Уполномоченное лицо назначает экспертизу по ходатайству участников административной процедуры или по своей инициативе.

3. В качестве эксперта может быть вызвано незаинтересованное в деле лицо, обладающее специальными научными знаниями. Производство экспертизы может быть поручено:

1) сотрудникам органов судебной экспертизы;

2) лицам, осуществляющим судебно-экспертную деятельность на основании лицензии;

3) в разовом порядке иным лицам в соответствии с требованиями закона.

4. Каждое лицо, участвующее в административной процедуре, вправе представить уполномоченному лицу вопросы, которые должны быть поставлены перед экспертом. Окончательно круг вопросов, по которым эксперт должен дать заключение, определяется уполномоченным лицом.

5. По требованию уполномоченного лица эксперт должен дать дополнительные разъяснения по экспертному заключению.

Статья 41. Проведение осмотра

В случае необходимости уполномоченное лицо назначает осмотр местности, какого-либо объекта или предмета. Такой осмотр может проводится как самим уполномоченным лицом, так и другим уполномоченным лицом в порядке взаимного содействия.

О проведении осмотра извещаются участники административной процедуры.

Статья 42. Срок административной процедуры

1. Срок административной процедуры составляет пятнадцать календарных дней, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан.

2. Административная процедура начинается со дня регистрации заявления уполномоченным лицом либо с момента совершения действия по инициативе уполномоченного лица.

3. Если для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для административной процедуры, требуется больший срок, то срок административной процедуры может быть продлен уполномоченным лицом два раза, на тридцать календарных дней каждый раз. Уполномоченное лицо предоставляет информацию о продлении срока лицу.

4. Обстоятельства, служащие основанием для продления срока в предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи случае, подлежат обоснованию уполномоченным лицом в административном решении.

Статья 43. Восстановление сроков

1. При признании причины пропуска срока уважительной, уполномоченное лицо может восстановить пропущенный срок по заявлению лица.

2. Лицо обращается к уполномоченному лицу с письменным заявлением о восстановлении пропущенного срока не позднее десяти календарных дней с момента устранения причин, указанных в пункте 1 настоящей статьи. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительную причину пропуска срока.

3. Уполномоченное лицо в течение трех рабочих дней рассматривает заявление о восстановлении пропущенного срока.

4. Одновременно с подачей заявления о восстановлении срока совершается действие, срок которого пропущен.

5. В случаях, прямо запрещенных законом, восстановление пропущенного срока не допускается.

Статья 44. Уведомление об административной процедуре

1. Уполномоченное лицо обязано предупредить о месте и времени проводимого заседания лиц, участвующих в административной процедуре, а при необходимости и иных лиц, указанных в статье 22 настоящего Закона, используя различные средства связи.

2. У участвующих в деле лиц должно быть достаточно времени для явки на заседание, связанное с административной процедурой, и подготовки к делу.

Глава 4. Административное решение внешнего воздействия

Статья 45. Формы административных решений

1. Административное решение может быть принято в письменной, устной или конклюдентной форме (в виде световых, звуковых сигналов и знаков, изображений или ином виде).

2. Административные решения, принятые в устной или конклюдентной форме, подлежат по требованию адресата административного решения письменному оформлению в течение пяти рабочих дней с момента его обращения. В этом случае соблюдаются требования, предъявляемые настоящим Законом к письменному административному решению.

Статья 46. Общие требования к административному решению

1. Административное решение должно приниматься в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.

2. В административном решении должны точно указываться адресаты административного решения.

3. Административное решение должно быть достаточно ясным и понятным по содержанию, чтобы для его адресата было очевидным, какое право предоставляется, ограничивается или какая обязанность возлагается на него.

Статья 47. Требования, предъявляемые к письменному административному решению

1. В письменном административном решении отражаются следующие сведения:

1) наименование уполномоченного лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего административного решение;

2) фамилия, имя, отчество (при наличии) и адрес физического лица или наименование и юридический адрес юридического лица, которым адресовано административное решение;

3) наименование административного решения, дата и место его принятия, номер регистрации;

4) описание решаемого вопроса и обоснование принятия административного решения (описательно-мотивировочная часть), со ссылкой на конкретную норму законодательства;

5) изложение принятого решения (резолютивная часть);

6) срок действия административного решения, если такое решение принимается на определенное время;

7) меры принуждения (при наличии);

8) срок обжалования административного решения и уполномоченное лицо, где может быть обжаловано это решение.

2. Административное решение может содержать приложения и другие дополнительные документы, действие которых не может превышать срок действия административного решения. Приложения и другие дополнительные документы не считаются самостоятельными административными решениями, а являются его составной частью и действуют до тех пор, пока действует административное решение.

Статья 48. Обоснование административного решения

1. Письменное административное решение должно содержать обоснование, в котором должны быть указаны все существенные фактические и правовые обстоятельства дела, доказательства, подтверждающие либо отвергающие данные обстоятельства, а также законы и иные нормативные правовые акты (структурные элементы), на которые делались ссылки при принятии административного решения.

2. В случае принятия административного решения в рамках дискреционных полномочий (усмотрения), уполномоченное лицо должно точно и ясно обосновать мотивы, на основе которых оно избрало именно данное решение.

3. Обоснование административного решения не требуется в следующих случаях:

1) при принятии уполномоченным лицом аналогичных административных решений в большом количестве либо при принятии административных решений при помощи технических (автоматических устройств) средств и при отсутствии необходимости обосновывать в отдельности каждое такое административное решение;

2) в иных прямо предусмотренных законами Республики Казахстан случаях.

Статья 49. Административное решение с условием

1. Административное решение, принятое уполномоченным лицом на основании дискреционных полномочий (усмотрения), может предусматривать следующее:

1) срок вступления в силу либо утраты силы какой-либо льготы либо обязанности (обязательства), предусмотренной данным административным решением, либо срок ее нахождения в силе;

2) зависимость вступления в силу либо утраты силы какой-либо льготы либо обязанности (обязательства) от наступления какого-либо события в будущем;

3) отметки о сохранении права отмены данного административного решения;

4) дополнительные положения, устанавливающие изменение условий, связанных с совершением определенных действий и допущением определенных действий либо воздержанием от совершения определенных действий лицом (условия исполнения обязательства) либо добавление новых условий.

2. Административные решения, не указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут предусматривать дополнительные условия в случаях, предусмотренных законодательством.

3. Дополнительные условия должны соответствовать целям административного решения. Дополнительные условия можно обжаловать только совместно с административным решением.

Статья 50. Доведение до сведения административного решения

1. Уполномоченное лицо обязано довести до сведения участникам административной процедуры либо их представителям административное решение.

2. Письменное административное решение доводится до сведения путем вручения административного решения участникам административной процедуры, либо путем его опубликования.

3. Письменное административное решение вручается участникам административной процедуры одним из следующих способов:

1) передачей непосредственно лицу;

2) по почте заказным письмом с уведомлением ;

3) отправкой на электронный адрес, если лицо, которому адресовано административное решение, дало письменное согласие на данный способ вручения.

Административное решение, отправленное посредством способа, указанного в подпункте 2) пункта 3 настоящей статьи, считается врученным лицу с момента, отмеченного на корешке, подлежащем возврату уполномоченному лицу.

Административное решение, отправленное посредством способа, указанного в подпункте 3) пункта 3 настоящей статьи, считается врученным лицу на пятый день со дня его отправки электронным способом.

4. В случае если лицо заявляет о неполучении врученного предусмотренными подпунктами 2) и 3) пункта 3 настоящей статьи способами административного решения либо о задержках в его получении, обязанность доказать факт и срок представления ему административного решения возлагается на уполномоченное лицо.

5. Письменное административное решение подлежит опубликованию, если уполномоченному лицу неизвестны сведения о лицах, которые непосредственно затрагиваются этим решением, а также в других предусмотренных законом случаях. Административное решение считается объявленным через десять календарных дней после его опубликования.

6. Опубликование административных решений осуществляется периодическими печатными изданиями, распространяемыми на территории соответствующей административно-территориальной единицы, получившими такое право на конкурсной основе в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

7. При опубликовании публикуется резолютивная часть административного решения, а также срок обжалования решения и уполномоченное лицо, где может быть обжаловано это решение. В публикации должно быть указано место, где можно ознакомиться с административным решением полностью, в том числе и с его обоснованием.

8. Устное административное решение доводится до сведения путем его устного сообщения лицу.

9. Конклюдентное административное решение доводится до сведения путем обеспечения его непосредственно видимым, воспринимаемым или каким-либо иным образом доступным для восприятия.

Статья 51. Исправление явных ошибок в административном решении

1. Уполномоченное лицо может исправлять опечатки и иные явные ошибки в принятом им административном решении по собственной инициативе либо на основании заявления участника административной процедуры, не изменяя его существа.

2. Уполномоченное лицо может истребовать документ, необходимый для исправления.

3. Исправления в административном решении подтверждаются подписью уполномоченного должностного лица уполномоченного лица.

4. Уполномоченное лицо обязано предоставить участникам административной процедуры сведения о произведенных в административном решении исправлениях в порядке, предусмотренном статьей 50 настоящего Закона.

Статья 52. Действие административного решения

1. Административное решение вступает в силу с момента объявления о нем лицу, которому он адресован, или лицу, интересы которого он затрагивает, в порядке, установленном статьей 50 настоящего Закона, либо с момента, когда данным лицам стало известно о нем. Административное решение вступает в силу и считается действительным в том содержании, в котором он был доведен до сведения.

2. Административное решение сохраняет свою юридическую силу и считается действительным, пока он не отменен, не изменен, не истек срок его действия либо пока он не признан утратившим силу по иным причинам.

Статья 53. Ничтожность административного решения

1. Административное решение считается ничтожным полностью или частично, если он содержит особо значимый недостаток (ошибку), который при разумной оценке всех учитываемых обстоятельств является очевидным.

2. Кроме административного решения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, административное решение является также ничтожным, если:

1) из решения не ясно, какое уполномоченное лицо приняло его;

2) решение принято уполномоченным лицом, не имеющим соответствующих полномочий;

3) из решения не ясно, кому оно адресовано;

4) решение требует совершения противоправного деяния, которое влечет уголовную или административную ответственность;

5) решение не может быть исполнено по фактическим причинам;

6) решение, которое в соответствии с законодательством должно быть принято только в определенной форме, но не отвечающее данному требованию.

3. Ничтожное административное решение является недействительным, не имеет юридической силы с момента принятия этого решения и не подлежит исполнению или применению.

Статья 54. Отмена незаконного административного решения

1. Административное решение, принятое уполномоченным лицом в результате нарушения либо неправильного применения законодательства, считается незаконным.

2. Незаконное административное решение может быть отменено полностью или частично.

3. Не вступившее в силу незаконное обременяющее административное решение подлежит обязательной отмене. Если соответствующими законами Республики Казахстан не предусмотрено иное, отмена незаконного обременяющего административного решения влечет ликвидацию правовых последствий, возникших с момента вступления данного решения в силу.

4. Незаконное благоприятное административное решение может быть отменено, в пределах ограничений, предусмотренных настоящей статьей.

5. Не допускается отмена незаконного благоприятного административного решения если доверие участника административной процедуры подлежит охране законом, в случае если он не причиняет вреда правам либо охраняемым законом интересам иных лиц, государственным или общественным интересам, предусматривает в отношении участника административной процедуры разовые либо текущие денежные либо имущественные обязательства или служит причиной возникновения таких обязательств. В случае если участник административной процедуры израсходовало предоставленные ему денежные средства либо использовало имущество и в связи с этим не в состоянии их вернуть либо в случае их возвращения понесет значительный ущерб, данное лицо освобождается от обязанности по их возвращению, поскольку его доверие подлежит охране законом.

6. Участник административной процедуры не может ссылаться на право охраны доверия в следующих случаях:

1) если он добился принятия административного решения путем предоставления заведомо ложных сведений, взятки, угрозы либо обмана;

2) если он знал о незаконности административного решения либо не знал этого по причине грубой неосторожности.

7. В случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи, незаконное благоприятное административное решение должно быть отменено. Отмена данного решения ликвидирует правовые последствия, возникшие с момента вступления его в силу. При этом лицо обязано возместить израсходованные денежные средства либо использованное имущество. Размер возмещения устанавливается в соответствии с положениями Гражданского кодекса Республики Казахстан, касающимися неосновательного обогащения.

8. Незаконное благоприятное административное решение, причиняющий вред правам либо охраняемым законом интересам иных лиц, государственным или общественным интересам, подлежит отмене. Отмена данного решения ликвидирует правовые последствия, возникшие с момента вступления его в силу.

В случае охраны законом доверия участника административной процедуры, данному лицу выплачивается компенсация за причиненный материальный вред ввиду его доверия содержанию административного решения.

9. Размер компенсации, подлежащей выплате участнику административной процедуры, определяется уполномоченным лицом, отменившим незаконное административное решение, и должно соответствовать размеру реального ущерба, причиненного данному лицу.

10. Лицо вправе требовать выплаты компенсации в течение одного года. Течение срока начинается со дня предоставления в установленном настоящим Законом порядке лицу сведений об отмене незаконного административного решения.

11. Незаконное административное решение может быть отменено в течение одного года с того дня, когда стали известны основания, обуславливающие отмену данного решения.

Статья 55. Отмена законного административного решения

1. Административное решение, принятое уполномоченным лицом на основании и в соответствии с законодательством, считается законным.

2. Законное административное решение может быть отменен полностью или частично.

3. Законное неблагоприятное административное решение может быть отменено принявшим его уполномоченным лицом, за исключением случаев, когда отмена данного решения прямо запрещена законом.

4. Законное благоприятное административное решение может быть отменено только в следующих случаях:

1) если отмена административного решения прямо предусмотрена законом либо об этом есть соответствующая пометка в самом административном решении;

2) если лицо не воспользовалось либо не воспользовалось в надлежащем порядке установленными административным решением правами;

3) если нахождение данного решения в силе может причинить вред государственным либо общественным интересам в связи с возникшими после принятия административного решения обстоятельствами;

4) если уполномоченное лицо было вправе не принимать административное решение вследствие изменения правовой нормы, послужившей основанием для его принятия, и лицо не воспользовалось установленными административным решением правами либо гарантированные административным решением в его отношении обязательства не исполнены или если сохранение данного решения в силе может причинить вред государственным или общественным интересам.

5. Отмена законного административного решения ликвидирует правовые последствия, возникшие с момента вступления его в силу.

6. Законное административное решение может быть отменено в течение одного года с того дня, когда стали известны основания, обуславливающие отмену данного решения.

7. В случае охраны законом доверия участника административной процедуры, данному лицу выплачивается компенсация за причиненный материальный вред ввиду его доверия содержанию административного решения, отмененного на основании подпунктов 3) и 4) пункта 4 настоящей статьи.

8. Размер компенсации, подлежащей выплате лицу, определяется уполномоченным лицом, отменившим законное административное решение, и должен соответствовать размеру реального ущерба, причиненного данному лицу.

Статья 56. Возвращение документов и вещей

Документы либо вещи, предоставленные на основании административного решения для подтверждения либо осуществления какого-либо права, могут быть истребованы соответствующим уполномоченным лицом после признания данного административного решения ничтожным либо его отмены. Лицо, являющееся фактическим владельцем данных документов и вещей, обязано их вернуть.

Глава 5. Процедура административного обжалования

Статья 57. Право на обжалование административного решения

Адресат административного решения и заинтересованное лицо имеют право с целью защиты своих прав обжаловать административное решение или бездействие уполномоченного лица по принятию административного решения.

Статья 58. Порядок обжалования

1. Административное решение или бездействие по принятию административного решения обжалуются в административном (досудебном) порядке, а в последующем – в судебном порядке.

2. Жалоба в административном порядке подается в вышестоящий уполномоченное лицо, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 3 настоящей статьи.

3. Жалоба на административное решение уполномоченного лица, не имеющего вышестоящего уполномоченного лица, подается в уполномоченный лицо, принявшее обжалуемое административное решение.

Статья 59. Сроки обжалования

1. Административная жалоба может быть подана в течение одного месяца:

1) со дня вступления в силу административного решения;

2) на бездействие уполномоченного лица – по истечении срока, предусмотренного законом для принятия административного решения.

2. Если в административном решении не указан срок обжалования решения и уполномоченное лицо, где может быть обжаловано это решение, то жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вступления решения в силу.

Статья 60. Требования, предъявляемые к административной жалобе

1. Административная жалоба составляется в письменной форме и должна содержать фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу, его адрес (наименование и юридический адрес юридического лица).

2. Поданное в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи жалоба может содержать:

1) наименование уполномоченного лица, в которое подается жалоба;

2) административное решение либо бездействие по принятию административного решения, которые обжалуются;

3) требование лица, подающего жалобу;

4) дата составления жалобы;

5) подпись лица, подающего жалобу.

3. В случае, если административная жалоба не отвечает предусмотренным настоящей статьей формальным требованиям, уполномоченное лицо назначает срок для приведения жалобы в соответствие с данными требованиями и разъясняет подавшему жалобу правовые последствия несоблюдения формальных требований.

Статья 61. Правовые последствия подачи административной жалобы

1. Подача административной жалобы приостанавливает исполнение обжалуемого административного решения до вступления в силу решения уполномоченного лица по административной жалобе, за исключением:

1) истребования налогов и иных обязательных платежей в бюджет;

2) не терпящих отлагательства распоряжений и мер, принимаемых сотрудниками органов внутренних дел в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об органах внутренних дел Республики Казахстан";

3) случаев, когда немедленное исполнение необходимо, исходя из общественных интересов;

4) предусмотренных иными законами случаев немедленного исполнения административного решения.

Статья 62. Порядок и пределы рассмотрения административной жалобы

1. Рассмотрение административной жалобы осуществляется в соответствии с установленными в Главах 3 и 4 настоящего Закона положениями, если настоящей Главой не предусматривается иное.

2. Административная жалоба рассматривается на предмет законности обжалуемого решения, а в случае исполнения дискреционного полномочия (усмотрения) – также на предмет целесообразности.

3. При рассмотрении административной жалобы уполномоченное лицо руководствуется как существующими в деле, так и представленными дополнительно доказательствами.

Статья 63. Срок рассмотрения административной жалобы

1. Административная жалоба должна быть рассмотрена в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее поступления, если иное не предусмотрено в законах.

2. В случае если уполномоченное лицо, рассматривающее жалобу, не вынесло решение либо в случае несогласия с принятым решением, лицо может обратиться в предусмотренном законом порядке с иском в суд.

Статья 64. Принятие решения по административной жалобе

1. По результатам рассмотрения административной жалобы уполномоченное лицо вправе:

1) оставить жалобу без удовлетворения, а административное решение без изменения;

2) удовлетворить жалобу полностью или частично, отменив полностью либо частично административное решение и приняв новое административное решение;

2. По результатам рассмотрения административной жалобы не допускается принятие административного решения, ухудшающего положение лица, по сравнению с первоначальным решением.

3. По результатам рассмотрения административной жалобы на бездействие уполномоченного лица по принятию административного решения принимается одно из следующих решений:

1) удовлетворить жалобу полностью или частично, приняв административное решение;

2) оставить жалобу без удовлетворения.

Глава 6. Процедура исполнения административного решения

Статья 65. Обязательность административного решения

1. Если законом не предусмотрено иное, административное решение приводится к исполнению уполномоченным лицом, который его принял.

2. Уполномоченное лицо обязано точно определить, какие действия должно совершить лицо в связи с исполнением административного решения.

Статья 66. Принудительное исполнение административных решений, принуждающих совершить определенные действия, претерпеть определенные действия либо воздержаться от совершения определенных действий

1. Административное решение, принуждающие совершить определенные действия, претерпеть определенные действия либо воздержаться от совершения определенных действий, не исполненное добровольно, исполняется в принудительном порядке с помощью следующих мер принуждения:

1) выполнение действий за счет адресата решения;

2) денежное принуждение;

3) непосредственное принуждение.

2. Мера принуждения должна быть соразмерной ее цели. Мера принуждения должна быть выбрана так, чтобы убытки обязанного лица и общества были минимальными.

3. Адресат решения должен быть заранее предупрежден уполномоченным лицом о применении мер принудительного исполнения. В случаях, прямо предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а также в неотложных случаях, связанных с предотвращением либо устранением опасности, могущей причинить вред государственным либо общественным интересам, адресат решения может быть не предупрежден о мерах принудительного исполнения заранее.

4. Предупреждение составляется, как правило, в письменной форме и официально представляется адресату решения в порядке, установленном настоящим Законом.

5. В предупреждении указывается срок, назначенный для исполнения административного решения в добровольном порядке, и соответствующий вид меры принудительного исполнения, предусмотренный к применению по завершении данного срока. В предупреждении может быть предусмотрена только одна мера принудительного исполнения. В случае если ранее избранная мера принудительного исполнения не дала результатов, допускается применение иной меры принудительного исполнения. Меры принудительного исполнения могут повторяться или изменяться.

6. В предупреждении делается ссылка на административное решение, подлежащее исполнению, и указываются основания применения мер принудительного исполнения.

7. В случае исполнения лицом административного решения применение мер принудительного исполнения немедленно прекращается.

Статья 67. Выполнение действий за счет адресата административного решения

1. Если предусмотренная административным решением обязанность исполнения какого-либо действия, возложенная на адресата решения, не исполняется им, но его исполнение возможно со стороны другого лица, то уполномоченное лицо вправе поручить другому лицу исполнение этого действия за счет адресата решения.

2. Уполномоченное лицо вправе, если это возможно, сам исполнить это действие за счет адресата решения, если законом не предусмотрено иное.

Статья 68. Денежное принуждение

1. Денежное принуждение налагается уполномоченным лицом в денежной форме за неисполнение административного решения в отношении адресата решения.

2. В случаях, предусмотренных настоящей статьей, денежное принуждение назначается в размере от трех до пяти месячных расчетных показателей для физического лица и от тридцати до пятидесяти месячных расчетных показателей для юридического лица.

3. В случае неуплаты денежного принуждения адресатом решения, уполномоченное лицо обращается к судебным исполнителям.

Статья 69. Непосредственное принуждение

1. Если выполнение действий за счет адресата решения или денежное принуждение не могут привести к цели или по объективным обстоятельствам не могут быть применены, то соответствующее уполномоченное лицо, имеющее в соответствии с законом такое полномочие, вправе непосредственно принудить обязанное лицо исполнить соответствующее действие или запретить совершить определенное действие.

2. При непосредственном принуждении могут быть использованы меры, предусмотренные Законом Республики Казахстан "Об органах внутренних дел Республики Казахстан".

Статья 70. Исполнение денежных требований

1. Денежное требование подлежит обязательной уплате в государственный бюджет в установленном законом порядке и на основе административных решений.

2. Денежные требования подлежат исполнению в порядке, установленном Законом Республики Казахстан "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей".

Глава 7. Административные расходы

Статья 71. Административные расходы

К административным расходам относится государственная пошлина и иные сборы, уплачиваемая при осуществлении административной процедуры в установленных Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" порядке и размере, а также другие расходы, установленные настоящей Главой.

Статья 72. Другие расходы при осуществлении административной процедуры

1. Другие расходы при осуществлении административной процедуры возлагаются на уполномоченное лицо, осуществляющее административную процедуру, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

2. Расходы, связанные со снятием копий и извлечений из материалов дела административной процедуры в количестве пять и более листов, несет лицо, которое предъявило такое требование. В этом случае расходы не должны превышать фактические затраты, произведенные уполномоченным лицом на копии и извлечения.

Если эксперт или переводчик были приглашены со стороны какого-либо участника административной процедуры, то соответствующие расходы несет данный участник.

Статья 73. Расходы при взаимопомощи уполномоченных лиц

Расходы, связанные с осуществлением взаимопомощи, несет уполномоченное лицо, оказывающее взаимопомощь.

Глава 8. Ответственность уполномоченных лиц

Статья 74. Ответственность уполномоченных лиц

Ответственность за убытки, причиненные уполномоченными лицами физическим и юридическим лицам при осуществлении административных процедур, определяется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан.

Статья 75. Обжалование

Участники административной процедуры могут обжаловать в соответствующем суде решение уполномоченного лица об отказе в возмещении убытков или его размер.

Статья 76. Ответственность должностных лиц уполномоченных лиц

Должностные лица уполномоченных лиц в установленном законами Республики Казахстан порядке несут дисциплинарную, административную либо уголовную ответственность за нарушение положений настоящего Закона.

Раздел 3. Административные процедуры в деятельности государственных органов

Глава 9. Процедуры организации работы государственных органов

Статья 77. Принципы административных процедур в деятельности государственных органов

Предусмотренные настоящим Законом административные процедуры основываются на принципах:

1) подчинения нижестоящих государственных органов и должностных лиц вышестоящим;

2) поддержания авторитета государственной власти и недопущения действий, способных дискредитировать Республику Казахстан и противоречащих интересам государственной службы, в том числе противостояния проявлениям коррупции, строгого соблюдения установленных законодательством для государственных служащих запретов и ограничений;

3) четкого разграничения компетенции и согласованного функционирования всех государственных органов и должностных лиц государства.

Статья 78. Планирование работы государственных органов

1. Государственные органы осуществляют свою деятельность в соответствии со стратегическим и операционным планами, а также при необходимости с планами работы, составляемыми на квартал, год и долгосрочную перспективу.

2. Государственные органы, не разрабатывающие стратегические планы, осуществляют свою деятельность в соответствии с планами работы, составляемыми на квартал, год и долгосрочную перспективу.

3. Планы работы государственного органа заблаговременно составляются на основе предложений структурных подразделений органа и во исполнение правовых и нормативных правовых актов.

На основе плана работы государственного органа свои планы работы составляют структурные подразделения этого органа.

Статья 79. Регламент, положение о государственном органе и структурном подразделении государственного органа

1. По вопросам организации и внутреннего порядка своей деятельности государственный орган принимает регламент.

2. Статус и полномочия государственного органа определяются положением о государственном органе.

Инструкция по разработке и утверждению положения о государственном органе утверждается Правительством Республики Казахстан.

Типовое положение о государственном органе утверждается Президентом Республики Казахстан.

3. По вопросам определения статуса и полномочий структурного подразделения государственного органа утверждается положение.

Порядок разработки и утверждения Положения о структурном подразделении государственного органа утверждается Правительством Республики Казахстан.

Статья 80. Функции государственного органа

1. Под государственными органами понимаются государственные учреждения, уполномоченные Конституцией, законами, иными нормативными правовыми актами на осуществление от имени государства функций по:

1) изданию актов, определяющих общеобязательные правила поведения;

2) управлению и регулированию социально значимых общественных отношений;

3) контролю за соблюдением установленных государством общеобязательных правил поведения.

2. Под компетенцией государственного органа понимается совокупность установленных полномочий государственного органа, определяющих предмет его деятельности;

под полномочиями государственного органа понимаются права и обязанности государственного органа;

под правами государственного органа понимается возможность совершать определенные действия, требовать определенного поведения (действий или воздержания от совершения действий) от другого лица (других лиц);

под обязанностями государственного органа понимается круг действий, выполнение которых обязательно государственным органом;

под задачами государственного органа понимаются основные направления деятельности государственного органа;

под функциями государственного органа понимается осуществление государственным органом деятельности в пределах своей компетенции.

Компетенция, полномочия, функции и задачи государственного органа устанавливаются в Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, принимаемых Президентом, Правительством, вышестоящим центральным государственным органом по отношению к нему.

3. Функции государственного органа подразделяются на стратегические, регулятивные, реализационные и контрольные:

стратегическими являются функции по разработке, принятию плановых документов, определению системы государственного планирования, обеспечению международных отношений, национальной безопасности и обороноспособности;

регулятивными являются функции по нормативному правовому обеспечению реализации государственных функций, регистрации и ведению анализа исполнения нормативных правовых актов, координации деятельности государственных органов, управлению государственными активами;

реализационными являются функции, направленные на исполнение плановых документов, нормативных правовых актов, достижение целей и задач, предусмотренных плановыми документами государственного органа, оказание государственных услуг, в том числе выдачу, продление, переоформление, возобновление и осуществление других предусмотренных законодательством Республики Казахстан действий в отношении разрешений, а также приложений к ним;

контрольными являются функции по проверке и наблюдению на предмет соответствия деятельности физических и юридических лиц, в том числе государственных учреждений, установленным нормативными правовыми актами требованиям, а в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, требованиям, установленным законами Республики Казахстан, указами Президента Республики Казахстан и постановлениями Правительства Республики Казахстан.

Распределение функций на стратегические, регулятивные, реализационные и контрольные в структуре государственных органов, подотчетных Президенту Республики Казахстан, определяется Президентом Республики Казахстан, а в центральных исполнительных органах - Правительством Республики Казахстан.

Государственным органам запрещается осуществлять функции, не предусмотренные за ними в законодательстве Республики Казахстан.

4. Под должностными лицами в настоящем Законе понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие государственные функции (функции представителя власти) либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.

В силу требований Конституции, законов и иных нормативных правовых актов должностные лица могут осуществлять возложенные на них функции:

1) от имени конкретного должностного лица государства в порядке единоличного распорядительства;

2) от имени конкретного государственного органа и его структурных подразделений в порядке единоличного распорядительства либо в коллегиальном порядке в зависимости от предусмотренного законодательством порядка принятия решений в конкретном государственном органе.

Статья 81. Единоличная распорядительная деятельность

1. Единоличная распорядительная деятельность - деятельность, осуществляемая должностными лицами в государственных органах, заключающаяся в единоличном подписании уполномоченными должностными лицами правовых актов, даче указаний и поручений находящимся в подчинении работникам, единоличном принятии иных организационно- распорядительных мер по осуществлению государственных функций.

2. Руководитель государственного органа (за исключением коллегиальных государственных органов) осуществляет руководство вверенным органом путем единоличной распорядительной деятельности и несет персональную ответственность за законность принимаемых решений.

3. При осуществлении единоличной распорядительной деятельности нижестоящие должностные лица свои действия осуществляют в строгом соответствии с решениями вышестоящего должностного лица. Если государственные функции осуществляются исключительно путем единоличной распорядительной деятельности, то в этом случае задачей нижестоящих должностных лиц является обеспечение этой деятельности уполномоченного лица.

Статья 82. Деятельность коллегиальных государственных органов

1. Коллегиальными государственными органами являются государственные органы, решения которых принимаются большинством голосов членов этих органов. Ответственность за законность принимаемых коллегиальным органом решений возлагается на всех членов коллегиального органа, принимавших участие в голосовании, за исключением тех, кто голосовал при принятии решения против.

2. Основной формой деятельности коллегиальных органов являются их заседания, на которых принимаются решения этих органов.

3. При подготовке и проведении заседаний коллегиальных государственных органов уполномоченными органами (их структурными подразделениями) и должностными лицами решаются следующие вопросы:

1) планирование заседаний - разрабатывается и утверждается план проведения этих заседаний. Данный план разрабатывается сроком соответственно на квартал и на год, а утверждается руководителем коллегиального органа либо руководителем органа, обеспечивающего деятельность коллегиального органа, после соответствующего согласования. Утвержденный план доводится до сведения заинтересованных органов и должностных лиц;

2) подготовка вопросов, выносимых на заседание коллегиального государственного органа, иные организационные мероприятия по проведению заседания осуществляются его соответствующими структурными подразделениями либо органом, обеспечивающим деятельность коллегиального органа.

4. Порядок проведения заседаний определяется регламентами коллегиальных государственных органов.

5. Заседание коллегиального органа протоколируется.

6. Решения, принятые на заседании, оформляются в соответствии с регламентом коллегиального государственного органа постановлениями и доводятся до сведения исполнителей. В случае необходимости разрабатывается и утверждается план мероприятий по реализации принятых решений, устанавливается контроль за их исполнением.

Статья 83. Рассмотрение и прохождение в государственных органах служебных документов

1. Служебные документы, адресованные в государственный орган или непосредственно руководству данного органа, после их поступления и регистрации службой делопроизводства передаются руководству, которое рассматривает их и готовит по ним поручения (резолюции).

2. При принятии вопроса к своему рассмотрению должностное лицо государственного органа должно убедиться, что решение поставленного вопроса находится в компетенции данного органа или этого должностного лица.

3. В случае, если вопрос выходит за пределы установленной компетенции, уполномоченным должностным лицом принимается решение о направлении обращения компетентному государственному органу или должностному лицу с обязательным уведомлением заявителя в срок не более трех рабочих дней.

4. Документы от имени государственного органа подписываются его руководителем, лицом, его замещающим (в соответствии с установленным в данном органе распределением служебных обязанностей), либо иным уполномоченным должностным лицом этого органа.

5. При направлении документа, требующего возврата в государственный орган, на нем делается отметка о необходимости возврата в данный государственный орган.

6. Срок рассмотрения документов в государственных органах не должен превышать одного месяца, если иное не установлено законодательством.

Статья 84. Требования, предъявляемые к информационному обмену

1. Информационный обмен - отправление и получение информации в установленном законодательством порядке должностными лицами государственных органов при осуществлении ими служебных полномочий.

2. Процедуры, регламентирующие информационный обмен, должны способствовать:

1) бесперебойному функционированию единого информационного пространства Казахстана, его вхождению в мировую систему связи и информатики;

2) укреплению национальной системы защиты информации, в том числе государственных информационных ресурсов.

Принятие решений государственными органами и должностными лицами Республики Казахстан должно основываться на объективной и упреждающей информации.

3. Информационный обмен между государственными органами и их подразделениями основывается на минимально необходимом объеме взаимных информационных потоков, на недопущении дублирования в предоставляемой управленческой информации.

4. Информационные процедуры не должны допускать разглашения служебной и иной информации, связанной с интересами государства. Государственным служащим служебная информация предоставляется только для выполнения возложенных на них служебных обязанностей. Эта информация не может использоваться во внеслужебных целях.

Правила работы со служебной информацией устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

Статья 85. Контроль за исполнением служебных документов

1. Контроль за исполнением поручений руководителя государственного органа или иного вышестоящего должностного лица, не связанных с актами, изданными этим должностным лицом, возлагается на соответствующие подразделения этого государственного органа.

2. Контроль за сроками исполнения поручений по служебным документам осуществляется службой делопроизводства государственного органа.

3. Исполнение поручений, данных нескольким исполнителям, координирует должностное лицо, указанное в поручении первым.

4. Служба делопроизводства заблаговременно, до истечения срока исполнения контрольного поручения, направляет соответствующему подразделению напоминание об этом.

5. В случае необходимости дополнительного времени для исполнения поручения исполнитель письменно обращается к должностному лицу, давшему поручение, о продлении срока исполнения поручения. Дополнительный срок исполнения поручения устанавливается руководителем, давшим поручение.

6. Исполненные документы снимаются с контроля должностным лицом, давшим поручение, либо иным уполномоченным должностным лицом.

Статья 86. Личный прием

1. Первые руководители государственных органов и их заместители обязаны проводить личный прием граждан, в том числе работников этих органов, не реже одного раза в месяц, согласно графику приема, утверждаемому руководителем соответствующего государственного органа.

2. Прием граждан проводится в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы.

3. Если заявление или жалоба не могут быть разрешены должностным лицом во время приема, они излагаются в письменной форме и с ними ведется работа как с письменными обращениями.

Статья 87. Основные требования, предъявляемые к процедурам принятия решений в области экономики

1. Процедуры принятия решений в области экономики должны:

1) быть публичными и открытыми (в установленных законодательством пределах);

2) основываться на тендерных началах применительно к гражданам и организациям, участвующим в приватизации государственного имущества, претендующим на производство работ и оказание услуг государству, продажу товаров, получение кредитов;

3) основываться на принципе юридического равенства субъектов хозяйственной деятельности независимо от формы собственности и иных обстоятельств;

4) содержать в себе автоматическую выдачу разрешений в случае непредставления государственным органом мотивированного отказа в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

2. Требования, установленные в пункте 1 настоящей статьи, распространяются на процедуры принятия решений, связанных с:

1) распределением средств республиканского и местных бюджетов (в том числе при размещении государственных заказов и государственных закупках), выделением кредитных ресурсов;

2) выдачей разрешений;

3) предоставлением субъектам хозяйственной деятельности установленных законодательством льгот и преференций;

4) приватизацией государственного имущества;

5) управлением государственными активами.

Статья 88. Ограничения и запреты в сфере принятия экономических решений

Процедуры принятия решений в области экономики должны предусматривать запреты и ограничения, не допускающие:

1) нецелевое использование средств государственного бюджета;

2) ограничение или устранение конкуренции на рынке товаров и услуг;

3) монопольное положение на рынке отдельных хозяйствующих субъектов, за исключением естественных монополий и монополии государства на отдельные виды деятельности в предусмотренных законодательными актами случаях;

4) установление препятствий для свободного перемещения капитала, трудовых ресурсов и товаров в пределах единого рыночного пространства Республики Казахстан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательными актами;

5) необоснованное снижение доли казахстанских товаропроизводителей в экономике страны.

Раздел 4. Переходные и заключительные положения

Статья 89. Введение в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вводится в действие по истечении двух лет после дня его первого официального опубликования.

Статья 90. Переходные положения

1. Административные решения, принятые до введения в действие настоящего Закона, не подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом.

2. Административные процедуры, возбужденные, но не завершенные до введения в действие настоящего Закона, подлежат осуществлению в соответствии с настоящим Законом.

Статья 91. Заключительные положения

Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года "Об административных процедурах" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2000 г., № 20, ст. 379; 2004 г., № 5, ст. 29; 2007 г., № 12, ст. 86; № 19, ст. 147; 2008 г., № 21, ст. 97; 2009 г., № 15-16, ст. 74; № 18, ст. 84; 2010 г., № 5, ст. 23; № 7, ст. 29; № 17-18, ст. 111; 2011 г., № 1, ст. 2; № 7, ст. 54; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; № 15, ст. 118; 2012 г., № 8, ст. 64; № 13, ст. 91; № 15, ст. 97; 2013 г., № 1, ст. 3; № 5-6, ст. 30; № 14, ст. 72; 2014 г., № 10, ст. 52; № 19-I,19-II, ст. 96; № 24, cт. 144).