СПРАВКА о проведенных и проводимых реформах для укрепления позиций РК в рейтинге ГИК ВЭФ по индикаторам, закрепленными за МЮ
СПРАВКА
о проведенных и проводимых реформах для укрепления позиций РК в рейтинге ГИК ВЭФ по индикаторам, закрепленными за МЮ
По индикатору «Право собственности»
Действующая политика:
- полное признание и защита права собственности.
Меры по усилению защиты права собственности за последние годы:
1. Снижение административных барьеров при регистрации собственности путем перехода от бумажной процедуры к электронной.
Результат:
– время регистрации сокращено с 15 до 3 дней;
– снижены коррупционные риски.
2. Снижение административных барьеров для открытия бизнеса путем перехода от бумажной явочной процедуры к электронной.
Результат:
– время регистрации сокращено с нескольких дней до 1 часа;
- отмена оплаты за регистрацию для субъектов МСБ;
- отмена требования о представлении устава, ряда документов, в т.ч. с необходимостью нотариального удостоверения;
- возможность с открытием юридического лица одновременного открытия банковского счета и заключения договора страхования работников от несчастных случаев.
Справочно: Согласно статистике из общего количества созданных коммерческих организаций – 364 402, через портал «электронного правительство» зарегистрировано 298 405 СМП (82%).
3. Установлены ограничения для банков.
Результат:
- запрет на предоставление займов в иностранной валюте лицам, не имеющим доход в такой валюте;
- банки обязаны предоставить лицу условия кредитования без комиссий;
- установлен четкий перечень комиссий (11);
- вводится запрет на удержание задолженности с банковских счетов заемщиков более 50% от сумм, поступающих на банковские счета;
- установлен запрет на начисление вознаграждений, пени, комиссий по истечении 6 месяцев после образования задолженности по ипотечным жилищным займам.
4. Установлены гарантии для депозитов в банках.
Результат:
- государство гарантирует депозиторам до 10 млн.тенге в национальной валюте и 5 млн.тенге в иностранной валюте.
5. Установлен механизм защиты прав в долевом строительстве (дольщиков): 1) привлечение денег дольщиков допускается только на основании договоров о долевом участии в жилищном строительстве; 2) ужесточены требования к застройщикам
Результат:
- с 2016 года прекратились махинации недобросовестных застройщиков с их дольщиками.
6. Установлены меры по защите миноритарных инвесторов и инвестиций.
Результат:
- обязательное опубликование в СМИ финансовой отчётности и информации о крупных сделках;
- установлена стабильность налогового законодательства и законодательства о привлечении иностранной рабочей силы для юридических лиц, реализующих инвестиционные приоритетные проекты и инвестиционные стратегические проекты.
Справочно: Согласно рейтингу «DOING BUSINESS», по индикатору Защита прав инвесторов Казахстан занимает 1 место. (Азербайджан – 10, Россия – 51)
7. Установлены жесткие регуляторы для банкротства.
Результат:
- введение процедуры реабилитации для восстановления платежеспособности компаний против существовавшей единственной процедуры банкротства;
- в целях сохранения бизнеса продажа имущества банкрота единым лотом через электронный аукцион.
8. Установлена предметная конфискация имущества осужденного.
Результат:
- может быть конфисковано только имущество, добытое преступным путем против существовавшего положения о полной конфискации имущества.
Проблема: анализ ГП РК, проведенный в 2017 году показал, что большинство судей назначают конфискацию имущества при отсутствии доказательств преступного происхождения имущества, ссылаясь только на санкцию статей УК, предусматривающих ее обязательное применение.
- в настоящее время для укрепления данного института вводится обязанность органов уголовного преследования, прокуратуры, судов указывать доказанность преступного происхождения имущества и перечень имущества, подлежащего конфискации.
9. Вводится справедливое возмещение при принудительном изъятии земель для государственных нужд.
Результат:
- при принудительном изъятии земель для государственных нужд компенсация будет осуществляться путем выбора собственником: выплаты рыночной стоимости изымаемого имущества или предоставления другого равноценного земельного участка.
Справочно: Данные меры нашли в целом позитивные отклики от экспертного сообщества. В частности, эксперт в области земельного и экологического права Бакытжан Базарбек отметил вышеуказанная мера является ощутимым для людей нововведением.
***
По индикатору «Эффективность законодательства в решении спорных вопросов»
Действующая политика:
- государство гарантирует равное отношение к спорящим сторонам.
Меры по укреплению эффективности законодательства в решении спорных вопросов за последние годы
1. Переход от пятизвенной к трехзвенной судебной системе
Результат:
- сокращение судебных инстанций (суд 1-й инстанции, апелляционный и кассационный порядок рассмотрения дел) и, соответственно, бюрократических проволочек.
- сокращение времени судебных процедур, судебных затрат.
Справочно: при старой системе правосудия отдельные категории дел рассматривались в срок до полутора лет, сегодня они разрешаются за
6-9 месяцев.
2. Транспарентность, гласность и цифровизация процесса отправления правосудия.
Результат:
- внедрена аудио-видео фиксация судебных процессов в целях исключения фактов фальсификации данных с процессов, протоколов судебных заседаний и т.д., и соответственно, минимизации коррупционных рисков;
Справочно: На данный момент 86% залов по РК и 100% залов в городах Астана и Алматы оснащены системами АВФ.
- все действия по подаче исков, отзывов, получению уведомлений могут производиться через информационный сервис «Судебный кабинет»;
Справочно: На сегодняшний день через «Судебный кабинет» рассматривается 93% дел.
- дела, поступившие на рассмотрение суда, распределяются автоматически системой «Автоматическое распределение дел» в зависимости от категории дел, загруженности судей и т.д., что исключает влияние «человеческого фактора»;
- подключение информационной системы органов исполнительного производства к информационным системам судов для оптимизации сроков исполнения судебных решений и объективности распределения исполнительных производств.
3. Выделение категории инвестиционных споров.
Результат:
- введение института Инвестиционного омбудсмена, задачей которого является разрешение спорных вопросов инвесторов, в том числе во взаимодействии с госорганами, а также оказание содействие инвесторам во внесудебной и досудебном разрешении споров;
Справочно: Инвестиционным омбудсменом было рассмотрено 155 обращений иностранных и отечественных инвесторов (до текущего периода).
- выделение системы инвестиционных судов из системы экономических судов, задачей которых является разрешение всех категорий дел, связанных с осуществлением инвестиций в Казахстане. Если стороной инвестиционного спора является крупный инвестор, то спор рассматривается Верховным Судом по правилам суда первой инстанции.
Справочно: в инвестиционном суде было рассмотрено более 40 дел.
4. Укрепление внесудебных институтов разрешения споров.
Результат:
- приближение стандартов арбитражных процессов к международным путем: снятия запрета на участие государства во внутреннем арбитраже, т.е. госорганы могут разрешать хозяйственные споры с субъектами казахстанского бизнеса в арбитраже; запрета на пересмотр государственными судами арбитражных решений по существу, т.е. гос.суды могут отменить арбитражные решения только в случае процедурных нарушений закона «Об арбитраже».
Справочно: преимущества арбитража перед гос.судами:
- стороны самостоятельно могут определить арбитраж, состав арбитража или арбитра, процедуры, сроки разрешения спора, место (возможно даже в режиме видеоконференцсвязи) и язык разбирательства;
- быстрота и эффективность процесса;
- конфиденциальность разбирательства;
- решение арбитража является окончательным и подлежит исполнению, в том числе через систему принудительного исполнения;
- исполнение решения арбитража за рубежом (более, чем в 150 странах);
- возврат в полном объеме госпошлины в случае разрешения спора в порядке медиации при апелляционном обжаловании решения суда и возврат 50% от суммы госпошлины в случае разрешения спора в порядке медиации при кассационном обжаловании решения суда.
Справочно: преимущества разрешения споров в порядке медиации:
- сохранение приемлемого уровня деловых и личных отношений;
- снижение конфликтности переговорного процесса;
- короткие сроки принятия взаимовыгодного решения;
- возможность непосредственного участия в составлении медиативного соглашения;
- введение партисипативной процедуры разрешения споров без участия суда с помощью адвокатов.
Справочно: преимущества разрешения споров в порядке партисипативной процедуры: адвокаты оказывают квалифицированную юридическую помощь сторонам и содействуют разрешению спора на взаимовыгодных для сторон условиях.
5. Создание Суда и Международного Арбитража на территории МФЦА
Преимущество:
- независимая юрисдикция;
- возможность использования принципов, норм и прецедентов Англии и Уэльса;
- опыт и квалификация судей международного уровня.
***
По индикатору «Эффективность законодательства в оспаривании административного регулирования»
Действующая политика:
- государство гарантирует возможность оспаривания решений правительства (госорганов).
Меры по укреплению эффективности законодательства в решении спорных вопросов за последние годы
1. Укрепление досудебного оспаривания по отдельным категориям дел.
Результат:
- введение апелляционных комиссий в сфере налогового и таможенного администрирования, состоящих из должностных лиц госорганов и представителей бизнес-сообщества для обеспечения прозрачности процедуры рассмотрения заявлений налогоплательщиков, против существовавшего единоличного рассмотрения должностным лицом заявления налогоплательщика об обжаловании решения;
- введение принципа добросовестности в сфере налогового регулирования с 2017 года, согласно которому:
1) при рассмотрении жалобы на уведомление о результатах проверки все неопределенности и(или) неурегулированные вопросы налогового законодательства РК толкуются в пользу налогоплательщика (налогового агента);
2) если налоговое обязательство, исполненное налогоплательщиком (налоговым агентом) признано ошибочным или по нему направлены новые, иные по смыслу разъяснения, то налоговое обязательство подлежит корректировке (исправлению) без начисления налогоплательщику штрафов и пени.
Справочно: Принцип добросовестности получил позитивные отклики от экспертного сообщество которые отметили что это долгожданная новость для налогоплательщиков и то что новая идеология стала более ориентирована на защиту интересов бизнесменов.
2. Вводятся новые подходы по оспариванию решений госорганов.
Результат:
- введение обязательного досудебного урегулирования споров с госорганом;
- введение обязанности госоргана при рассмотрении жалобы заслушивать заявителя, т.е. полностью исследовать материалы дела;
- рассмотрение административных споров специальными коллегиями судов;
- установление принципа активной роли суда путем сбора доказательств всеми сторонами процессов и судом;
- наложение бремени доказывания на госорган, чье решение будет оспариваться.
***
По индикатору «Защита интеллектуальной собственности»
Действующая политика:
- защита и охрана права интеллектуальной собственности.
Меры по усилению защиты права интеллектуальной собственности за последние годы:
1. Закон Республики Казахстан от 7 апреля 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам правового регулирования сферы интеллектуальной собственности».
Результат:
- конкретизация обязанностей организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, в том числе опубликования на интернет-ресурсах ОКУП ежегодного отчета, регламентирован механизм использования невостребованного вознаграждения, ужесточены квалификационные требования к ОКУП, претендующим на получение аккредитации;
- исключение инновационный патент из перечня инструментов охраны прав на объекты промышленной собственности;
- пересмотрены нормы действующего законодательства в части регламентации прав на служебные объекты промышленной собственности;
- упрощение процедуры регистрации объектов интеллектуальной собственности;
- исключение норм, создающих административные барьеры в сфере интеллектуальной собственности.
2. Поэтапный запуск оптимизированного бизнес-процесс оказания услуг по выдаче охранных документов на объекты промышленной собственности через портал «электронного правительства».
Результат:
- предоставила возможность заявителю подавать на регистрацию заявки через «личный кабинет» на портале «электронного правительства».
Справочно: Общая доля заявок увеличилась на 2.5%, а число заявок поданных через egov на 47,4%.
3. Приняты Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях в новых редакциях.
Результат:
- из компетенции органов юстиции исключены вопросы, относящиеся к деятельности правоохранительных органов, в части возбуждения производств по нарушениям авторских и смежных прав, в связи с их переводом в категорию уголовных проступков;
- уголовным кодексом досудебное рассмотрение дел ведется органами внутренних дел и службой экономических расследований;
- ужесточена ответственность за нарушения авторских и (или) смежных прав, в виде уголовных проступков, а также предусмотрена норма по ограничению доступа к запрещенной информации в сети Интернет.
В рамках мер по кардинальному улучшению условий для предпринимательской деятельности с 1 января 2015 года исключены плановые проверки субъектов предпринимательства, использующих объекты интеллектуальной собственности.
4. Регистрация международных заявок проводится в соответствии с Протоколом к Мадридскому Соглашению о международной регистрации знаков.
Результат:
- повышение инвестиционной привлекательности Республики Казахстан.
5. В целях проведения системной работы по переходу на стандарты ОЭСР в сфере защиты интеллектуальной собственности разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере интеллектуальной собственности», который находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента Республики Казахстан.
Ожидаемый результат:
- создание одноуровневой системы регистрации объектов интеллектуальной собственности путем делегирования экспертной организации полномочий по регистрации прав на объекты интеллектуальной собственности (РГП «Национальный институт интеллектуальной собственности»);
- расширение возможности досудебного рассмотрения споров по регистрации;
- обеспечение прав правообладателей на получение компенсации за незаконное использование товарного знака.