Справка по законопроекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования гражданского законодательства»

Проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского законодательства" (далее – законопроект) разработан во исполнение Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года.

Разработка законопроекта направлена на совершенствование и развитие гражданского законодательства Республики Казахстан, дальнейшее укрепление роли Гражданского кодекса, т.к. действующие нормы кодекса, определяя правовые основы современной рыночной экономики, не отражают в полной мере особенностей правового регулирования отдельных гражданско-правовых институтов.

Комплексное развитие отечественного гражданского законодательства и его эффективное применение в соответствии с установленными основными направлениями правовой политики государства будут способствовать дальнейшему укреплению режима законности, соблюдению конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Одним из направлений законопроекта является совершенствование института защиты прав собственности, которое выражается в следующих подходах:

1. Усиление действия принципа добросовестности участников гражданских правоотношений.

Ссылки на добросовестность как объективное основание регулирования гражданских отношений и субъективный критерий оценки поведения субъектов гражданского права, встречающиеся в ГК, оказываются недостаточными для эффективного правового регулирования.

Возникает необходимость устранить существующую неопределенность в определении понятия "добросовестность", в том числе при приобретении прав на имущество в силу приобретательной давности.

Так, пунктом 1 статьи 240 ГК РК предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственниками имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющие как своим собственным недвижимым имуществом в течение семи лет, либо иным имуществом не менее пяти лет, приобретает право собственности на это имущество.

Однако указанное в ГК положение добросовестного владения не означает правомерность владения имуществом.

В этой связи законопроектом предусмотрено, что при приобретении прав на имущество в силу приобретательной давности, владелец имущества считается добросовестным, если он докажет, что завладел имуществом в результате правомерных действий (бездействия), т.е. есть имущество оказалось у данного владельца в результате событий и действий, которые прямо признаются законом, иными правовыми актами, либо не противоречат им, но не получили правового оформления (например, передача собственником жилища без соблюдения предусмотренной законом формы договора купли-продажи, аренды и т.д.).

Кроме того законопроектом предусматривается, что право собственности на недвижимое имущество по приобретательной давности будет возникать по истечении не 7, а 15 лет.

2. Совершенствование института недействительности сделок.

Казахстанское законодательство предусматривает, по сути, как ничтожные, так и оспоримые сделки.

При этом отсутствие норм, регламентирующих соответствующее деление сделок создает необходимость обязательности прохождения судебной процедуры признания сделки недействительной, что в свою очередь приводит к несоразмерным затратам на судебные тяжбы в отношении к убыткам, вызванным совершением неправомерной сделки, отсутствие возможности для признания сделки недействительной в случае пропуска исковой давности и др.

В этой связи с учетом опыта стран СНГ, в целях повышения уровня защищенности участников договорных отношений от возможной судебной волокиты, а также упрощения порядка пресечения очевидных правонарушений, законопроектом предлагается деление сделок на ничтожные и оспоримые.

Так, под ничтожными сделками понимается сделка, недействительность которой признается в силу предписания закона, т.е. независимо от признания ее недействительной в судебном порядке (несоблюдение требований по форме и содержанию договоров; сделки, ограничивающие права сторон; сделки с умышленным нарушением обязательства; сделки, направленные на нарушение закона или ставшие возможными в результате этого и др.), в то время как оспоримая сделка признается недействительной в силу признания ее таковой судом.

К примеру, собственник (иной обладатель вещного права) может оправдывать свой интерес в иске тем, что после признания сделки ничтожной, на основе которой ответчик завладел имуществом, у него появится возможность завладеть имуществом без установления судом ее недействительности.

Указанные поправки направлены на упрощение порядка пресечения очевидных правонарушений в сделках без прохождения судебных процедур, что в значительной степени сократит временные и материальные затраты сторон.

3. Расширение положений о вещных правах и основания их возникновения.

Необходимость разработки положений о вещном праве и видах вещных прав вызваны тем, что в настоящее время они закреплены лишь в теории гражданского права.

В этой связи некоторые вопросы, возникающие в практике применения таких положений, требуют законодательного регламентирования.

1) Так, законопроектом закрепляется момент возникновения права собственности на вновь созданное недвижимое имущество является государственная регистрация права собственности на него.

При этом моментом создания недвижимого имущества будет признаваться момент приемки объекта в эксплуатацию.

Предлагаемые законопроектом положения необходимы для правового закрепления фактического права обладания недвижимым имуществом, т.е. установления юридической силы наступления права собственности на недвижимое имущество.

2) Предлагается установить обязанность суда принимать решение о продаже с публичных торгов имущества, при невозможности его раздела по соглашению сторон и в случае несоразмерности имущества, выделяемого в натуре участнику долевой собственности. Также для реализации данного механизма в пункт 2 статьи 249 ГК, содержащий исчерпывающий перечень случаев допущения принудительного отчуждения у собственника имущества, включается такое основание, как продажа имущества с публичных торгов.

Изложенная поправка выработана в целях исполнения положений нормативного постановления Конституционного Совета Республики Казахстан от 11 июня 2014 года № 2.

Из действующей редакции данного пункта следует, что суд в случае нецелесообразности раздела имущества, по которому возникает спор, может принять решение о продаже такого имущества с публичных торгов и разделить вырученную сумму между сторонами.

При этом положения данного пункта вызывают на практике множество вопросов, в частности, полномочий суда на принятие такого решения, которые основаны только на основе его субъективных выводов, а также сложности в правоприменительной практике неоднозначного толковании данного пункта.

В этой связи законопроектом четко установлено, что суд сможет принять решение о продаже совместного имущества с торгов, только в случае невозможности его раздела и если такое решение суда примут обе стороны разбирательства.

Предлагаемый подход будет служить дополнительной гарантией обеспечения защиты прав собственности.

В целом учитывая, что необходимость регламентирования подходов, указанных в законопроекте, а также пересмотр положений действующих норм института прав собственности, исходят из актуальных проблемных вопросов, складывающихся на практике, принятие закона будет способствовать для дальнейшего улучшения реализации, защиты прав собственности.