Справка по проекту закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»
С 1 января 2015 года введен в действие новый Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - КоАП).
В рамках КоАП был внедрен ряд новых институтов, в частности:
- сокращенное производство (стимулирующий механизм в виде возможности в семидневный срок с момента вручения физическому лицу протокола оплатить 50 % от общей суммы штрафа.);
- институт позволяющий судье, органу (должностному лицу) при установлении смягчающих обстоятельств, в целях индивидуализации наказания сократить сумму административного штрафа до 30 % от общей суммы.
За 2015 год и 1 квартал 2016 года применение КоАП показало состоятельность указанных институтов.
В этой связи Министерством юстиции разрабатывается проект Закона РК "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях" (далее - законопроект), в рамках которого предлагается в том числе:
1) Расширение института сокращенного производства:
- на дела, подведомственные судам;
- когда санкцией статьи наряду со штрафом предусмотрено взыскание в виде предупреждения;
- в отношении несовершеннолетних, должностных и юридических лиц за исключением юридических лиц, осуществляющих банковскую деятельность;
- по административным правонарушениям, зафиксированным специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме.
2) Распространение нормы, позволяющей судье, органу (должностному лицу) при установлении смягчающих обстоятельств, сократить сумму административного штрафа до 30 % от общей суммы в отношении других субъектов административного правонарушения (должностных, юридических и т.д.).
Помимо этого, Законопроектом предлагается проведение дальнейшей гуманизации административно-деликтного законодательства (расширение применения института предупреждения, снижения размеров административных штрафов, и пересмотра видов взысканий в пользу их гумманизации), а также совершенствование процедурной части КоАП.
Также Законопроектом предусматривается:
- Исключение из КоАП норм не свойственных административно-деликтным правоотношениям (исключение составов правонарушений, вытекающие из гражданско-правовых и дисциплинарных правоотношений);
- Совершенствование процедурной части КоАП
В частности:
1) Предлагается скорресподнировать КоАП с ГПК и УПК путем установления обязательности апелляционного обжалования, постановления по делу об административном правонарушении.
2) Предлагается расширить круг лиц, имеющих право инициировать пересмотр судебных актов в кассационном порядке по аналогии с ГПК и УПК, с предоставлением права непосредственной подачи жалобы привлеченному к административной ответственности, потерпевшему или их законным представителям.
3) Предлагается разделить главу 45 "Пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях в апелляционном порядке" КоАП на следующие самостоятельные главы:
- Глава 44-1. "Порядок оспаривания, опротестования не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях в вышестоящий орган (должностному лицу)";
- Глава 44-2 "Производство в суде первой инстанции по делам об оспаривании постановлений уполномоченных органов (должностных лиц)";
- Глава 45. Пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях в апелляционном порядке.
4) Предлагается пересмотреть компетенцию должностных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сторону увеличения количества составов административных правонарушений, по которым должностные лица (инспектора) будут обладать правом самостоятельного рассмотрения дела.
Кроме того законопроектом предлагается устранение пробелов и проблемных вопросов, выявленных в правоприменительной практике КоАП